Научная статья на тему 'Метод преемственного и гармоничного восстановления и проектирования городской среды'

Метод преемственного и гармоничного восстановления и проектирования городской среды Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
127
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИОННЫЙ КАРКАС (РЕЛЬЕФА / СИСТЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ / ГОРОДА) / ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДОМИНАНТ / ПЛАНИРОВОЧНЫЙ МОДУЛЬ (ГОРОДА / ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЕЛЕННОГО МЕСТА) / МОДУЛЬНАЯ СЕТКА ЗАДАННОЙ ПРОПОРЦИИ / МОДУЛЬНАЯ СЕТКА ЗАДАННОГО СТИЛЯ / A COMPOSITE FRAMEWORK (A RELIEF / THE SYSTEM OF RESETTLEMENT / THE CITY) / THE HIERARCHICAL SYSTEM OF DOMINANTS / THE PLANNING MODULE (THE CITIES / THE HISTORICAL INHABITED PLACE) / A MODULAR GRID OF THE SET PROPORTION / A MODULAR GRID OF THE SET STYLE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Рассохина Галина Николаевна

В статье говорится о необходимости восстановить преемственность в архитектурном и градостроительном проектировании, которое базируется на гармонии новых зданий с восстановленными памятниками архитектуры и самим человеком в городской среде. Вывод: предлагается метод, который позволяет по-новому выполнять такие проекты, как: «ландшафтно-композиционный анализ территории», «историко-градостроительный анализ развития города», «генеральный план», «анализ памятников архитектуры». Метод преемственного и гармоничного проектирования городской среды вводит в практику «новые» понятия: композиционный каркас рельефа местности, композиционный каркас города, иерархическая система доминант, проектирование зданий в заданной пропорции и в заданном архитектурном стиле. Новый подход к проектированию способствует изменению учебных программ при подготовке специалистов и возвращает к системе высших ценностей архитектуры, связанных с гармонией, красотой, бесконечным многообразием форм, при которых Человек является МЕРОЙ всех вещей.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article it is told about need to restore continuity in architectural and town-planning design which is based on harmony of new buildings with the restored monuments of architecture and the person in the urban environment. Conclusion: the method which allows to carry out in a new way such projects as is offered: "the landscape and composite analysis of the territory", "the historical and town-planning analysis of development of the city", "master plan", "analysis of monuments of architecture". The method of successive and harmonious design of the urban environment enters "new" concepts into practice: a composite framework of a land relief, a composite framework of the city, the hierarchical system of dominants, building designing in the set proportion and in the set architectural style. New approach to design promotes change of training programs at training of specialists and returns to the system of the supreme values of architecture connected with harmony, beauty, infinite variety of forms at which the Person is the MEASURE of all things.

Текст научной работы на тему «Метод преемственного и гармоничного восстановления и проектирования городской среды»

УДК378:72.01+930.85 (Высшее образование. Университеты. Академическое обучение. История культуры (общие вопросы). Теория, история архитектуры)

МЕТОД ПРЕЕМСТВЕННОГО И ГАРМОНИЧНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

© 2017 Г.Н.Рассохина

Рассохина Галина Николаевна, кандидат архитектуры, доцент. E-mail: [email protected]

Самарская региональная организация Союз архитекторов России. Самара, Россия Самарский государственный технический университет. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 30.03.2017

В статье говорится о необходимости восстановить преемственность в архитектурном и градостроительном проектировании, которое базируется на гармонии новых зданий с восстановленными памятниками архитектуры и самим человеком в городской среде.

Вывод: предлагается метод, который позволяет по-новому выполнять такие проекты, как: «ландшафтно-композиционный анализ территории», «историко-градостроительный анализ развития города», «генеральный план», «анализ памятников архитектуры». Метод преемственного и гармоничного проектирования городской среды вводит в практику «новые» понятия: композиционный каркас рельефа местности, композиционный каркас города, иерархическая система доминант, проектирование зданий в заданной пропорции и в заданном архитектурном стиле. Новый подход к проектированию способствует изменению учебных программ при подготовке специалистов и возвращает к системе высших ценностей архитектуры, связанных с гармонией, красотой, бесконечным многообразием форм, при которых Человек является МЕРОЙ всех вещей.

Ключевые слова: композиционный каркас (рельефа, системы расселения, города), иерархическая система доминант, планировочный модуль (города, исторического населенного места), модульная сетка заданной пропорции, модульная сетка заданного стиля.

Как показало исследование [см. 1; 2; 3], градостроительство и архитектура - точные науки, связанные с композицией рельефа и способностью человека хорошо ориентироваться в окружающем пространстве. Глаз способен фиксировать перекрёстки природных и планировочных осей (старых и новых русел рек, гор, оси улиц и городских доминант). Поэтому главная задача архитектуры - вписывать урбанизированную среду в природное окружение таким образом, чтобы человек, не теряя ориентации в природном пространстве, хорошо ориентировался и в системе города - его улиц, площадей, кварталов, - при помощи главных доминант, являющихся основой композиционного каркаса города.

Это всегда достигалось тем, что оси рельефа совпадали с осями композиционного каркаса города, и главная доминанта располагалась в самом важном перекрёстке природных и городских осей. На территориях с усложнённым рисунком горизонталей всегда определялись «поворотные» (шарнирные) точки, при помощи которых планировочная сетка города повёртывалась под определённым углом, корректируя расположение доминант 2 и 3 рангов.

Сетка композиционного каркаса рельефа представляет собой систему прямых и диагональных квадратов, закреплённых перекрёстками осей в определённых точках. Наложение сетки композиционного каркаса рельефа Жигулёвских гор на современную Самару (рис. 1) показало, что Кафедральный Собор был размещён в самом главном перекрёстке её осей, и что эта сетка явилась основой для формирования композиционного каркаса города. На рисунке видно, что трассы многих дорог современной Самары совпали с осями модульной сетки рельефа. Это говорит о том, что они проложены до революции и по трассам древних дорог. Напомним, что оси рельефа являются геологическими осями развития города, по которым движется энергия Земли. По ним можно определять ранги магистралей: главным осям соответствуют главные улицы, второстепенным - второстепенные. То же касается и иерархии центров города: в главных перекрёстках возникают крупные общественные центры, в прочих - более мелкие.

Первоначальный планировочный модуль Самары был связан с размерами крепости 1586 г. и церкви Николая Чудотворца, расположенной в кремле (церковь и кремль не сохранились). По-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №4, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 4, 2017

том появились «петровская крепость» и кварта- связаны с первой крепостью по принципу воз-лы «регулярной» Самары, размеры которых были растающего ряда пропорциональных величин.

з- -.;>•— —~ ~ -—est--

Рис.1 Наложение сетки композиционного каркаса рельефа Самарской Луки на современную планировку города Самара (Imposing of a grid of a composite framework of a relief Samara Luka on

modern planning of the city of Samara)

Развитие планировки Самары свидетельствует о том, что с территориальным ростом города происходило укрупнение его планировочного модуля - одновременно с увеличением габаритных размеров и высоты доминант. В сетку Кафедрального Собора могут вписаться все церкви Самары, построенные в разные периоды. Укрупнение модуля происходило по принципу возрас-

тающего ряда пропорциональных величин: до XVIII века церкви имели размер 14, 4 м, с середины XIX в. - 28, 8 м, в конце XIX в. - 57, 6 м. Одновременно со строительством Кафедрального Собора произошла реконструкция старых районов - с увеличением габаритных размеров некоторых церквей и колоколен.

Рис. 2 «Геометрический» план Самары. Доминанты определяются геометрическим путём ("Geometrical" plan of Samara. Dominants are defined by a geometrical way)

Радиус восприятия Собора достигал 80 км, он лены границы центрального ядра и средней зо-

хорошо был виден с Волги, со всех внешних ны. Главные оси композиционного каркаса сов-

трасс и из любой части города. До революции пали с осями Волжской и Самарской «набереж-

1917 года размерность всех элементов городской ных», что, в свою очередь, обеспечивало не толь-

среды была увязана между собой, строения были ко их поэтапное развитие, но и продуманное

масштабны человеку. Кругами на чертеже выде- формирование панорам, глубинных компози-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №4, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 4, 2017

ций. Волжская панорама, изображённая на старинных открытках и фотографиях, вызывает восхищение именно продуманным размещением доминант.

Графический анализ планировки Старой Самары - с поворотом уличной сети на 30 градусов, произошедший во второй половине XIX века, - показал принцип решения градостроительных задач геометрическим путём (рис. 2). Видимо, не случайно план Самары тогда назывался «геометрическим». Местоположение доминант также определялось геометрическим путём. При таком подходе к градостроительному проектированию, город идеально вписывался в рельеф, его доминанты хорошо сочетались с реками и горами, а городская среда - с природным окружением и городскими доминантами.

Попытка проникновения в суть русского градостроительства продемонстрировала, что у наших предков имелись простые и надёжные приёмы организации городской среды, размещения системы ориентиров (доминант), трассировки главных дорог и размещения общественных центров. Поэтому представляется целесообразным возврат в прежнюю проектную практику.

В наши дни можно эффективно использовать модульную сетку рельефа при градостроительном проектировании. Эта сетка выявляет оси, связывающие разрозненные территории современного города в единое целое, поэтому по ним следует прокладывать новые магистрали. Вдоль них также целесообразно размещать центры городской активности, а в перекрёстках осей - доминанты. Сетка помогает выбирать экономиче-

ски выгодные варианты размещения новых жилых районов повышенной этажности или малоэтажного строительства.

Использование сетки - своеобразной канвы, на которой исторически была сформирована градостроительная ткань, - будет весьма полезно и сегодня, особенно при восстановлении утраченных доминант и формировании новых элементов композиционного каркаса города, реставрации и реконструкции исторической среды. Не повредит её применение и при осуществлении нового строительства во всех районах города, поскольку учитывать особенности рельефа, безусловно, необходимо, а его формы намного крупнее и значительнее всех зданий и построек города.

Вывод: предлагаемый метод позволяет по-новому выполнять такие проекты, как: «ланд-шафтно-композиционный анализ территории», «историко-градостроительный анализ развития города», «генеральный план», «анализ памятников архитектуры». Он вводит в практику «новые» понятия: композиционный каркас рельефа местности, композиционный каркас города, иерархическая система доминант, проектирование зданий в заданной пропорции и в заданном архитектурном стиле. Новый подход к проектированию способствует изменению учебных программ при подготовке специалистов и возвращает к системе высших ценностей архитектуры, связанных с высшей гармонией, красотой, бесконечным многообразием форм. При которых Человек (1,8 м) снова становится МЕРОЙ всех вещей.

1. Рассохина Г.Н. Метод композиционного проектирования: монография. Самара, Самарск. Гос. Арх.- строит. Ун-т., 2006. 176 с. ISBN 5-9585-0127-5.

1. Рассохина, Г.Н. Модульные системы русских зодчих // Архитектура и строительство России. Ежемесячный научно-практический и культурно-просветительский журнал, 2008, № 5. С. 12-21.

2. Рассохина, Г.Н. Понятие модуля исторического населённого места // Известия Самарского научного центра РАН. (Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки), 2009, том 11, номер 4(6). С. 1659-1663.

METHOD OF SUCCESSIVE AND HARMONIOUS RESTORATION AND DESIGN OF THE URBAN ENVIRONMENT

© 2017 G.N.Rassokhina

Galina N. Rassokhina, candidate of architecture, associate professor. E-mail: [email protected]

Samara Regional Organization Union of Architects of Russia. Samara, Russia Samara State Technical University. Samara, Russia

In article it is told about need to restore continuity in architectural and town-planning design which is based on harmony of new buildings with the restored monuments of architecture and the person in the urban environment.

Conclusion: the method which allows to carry out in a new way such projects as is offered: "the landscape and composite analysis of the territory", "the historical and town-planning analysis of development of the city", "master plan", "analysis of monuments of architecture". The method of successive and harmonious design of the urban environment enters "new" concepts into practice: a composite framework of a land relief, a composite framework of the city, the hierarchical system of dominants, building designing in the set proportion and in the set architectural style. New approach to design promotes change of training programs at training of specialists and returns to the system of the supreme values of architecture connected with harmony, beauty, infinite variety of forms at which the Person is the MEASURE of all things.

Keywords: a composite framework (a relief, the system of resettlement, the city), the hierarchical system of dominants, the planning module (the cities, the historical inhabited place), a modular grid of the set proportion, a modular grid of the set style.

1. Rassokhina, G.N. Metod kompozitsionnogo proektirovaniya: monografiya (Method of composite design: monograph). Samara, Izd-vo Samarsk. Gos. Arkh.-stroit. un-ta. 2006. 176 s. ISBN 5-9585-0127-5.

1. Rassokhina, G.N. Modul'nye sistemy russkikh zodchikh (Modular systems of the Russian architects). Arkhitektura i stroitel'stvo Rossii. Ezhemesyachnyi nauchno-prakticheskii i kul'turno-prosvetitel'skii zhurnal, 2008, № 5. S. 12-21.

2. Rassokhina, G.N. Ponyatie modulya istoricheskogo naselennogo mesta (Concept of the module of the historical inhabited place). Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN. (Sotsialnye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki), 2009, tom 11, nomer 4(6). S. 1659-1663.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.