научно-методический электронный журнал
Шапин Е. В. Проектирование загородного жилого дома как введение в курс проектирования для студентов по направлению подготовки «Дизайн среды» // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75265. -0,19 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75265.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75265
УДК 372.8
Шапин Евгений Валерьевич,
доцент кафедры дизайна и изобразительного искусства ФГБОУ ВПО «Вятский
государственный гуманитарный университет, г. Киров
Аннотация. В статье речь идёт о различных стилях загородного дома. Приводятся сведения об этапах развития стиля загородного дома в разные исторические временные периоды.
Ключевые слова: дизайн-проектирование, загородный дом, дизайн среды, архитектурный облик.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
На примере небольшого архитектурного объекта, каким является загородный жилой дом, студенты знакомятся с основами архитектуры, методами формообразования, образностью архитектурных объемов, стилями архитектурного проектирования и модными современными тенденциями в дизайне среды. Об архитектурной моде сегодняшних дней и пойдет речь в этой публикации.
Если вы посмотрите на проекты, представленные на выставках, в каталогах и студенческих работах, то обнаружите большое количество интересных и оригинальных решений. В то же время, если вы заговорите об отечественной архитектуре с профессионалом в этой области, то выяснится, что с этим у нас есть серьёзные проблемы.
Ещё в советские времена наши архитектурные и дизайнерские мастерские славились «бумажными» проектами, которые выигрывали международные конкурсы, но которым суждено было остаться невоплощенными. Все решения диктовались чиновниками на государственном уровне. На первый план выходит утилитарность, политкорректное^, стоимость, отодвигая требования эстетики и стиля в конец списка. Это в особенности сильно относилось к загородной архитектуре. Власть в СССР с её ориентацией на коммуны, урбанизацию, производственные базы считала малоэтажную застройку отмирающим видом архитектуры [1].
Со сменой государственного строя возросла потребность в проектировании индивидуального жилищного строительства. Сейчас условия диктует не чиновник, а заказчик, и его представления о красоте являются основополагающими. Сейчас о недвижимости начала 90-х годов ходят легенды: все помнят знаменитые «новорусские замки» из красного кирпича с башенками и глухими заборами, нередко расположенные на шести сотках. Жить тошно, ломать жалко, продать невозможно.
За прошедшие два десятилетия вкусы заказчиков-потребителей значительно изменились и стали более разнообразными. После ухода времён «дикого капитализма» люди поездили по «заграницам», познакомились с европейскими и мировыми архитектурными и дизайнерскими традициями, с пополнение ассортимента импортных строительных и отделочных материалов и предметов интерьера российская архитектура преобразилась. Рынок проделал большой путь от дома-крепости до организованного коттеджного поселка. Архитектурный облик загородного дома или посёлка меняется в лучшую сторону.
Проектирование загородного жилого дома как введение в курс проектирования для студентов по направлению подготовки «Дизайн среды»
f\j ■Л f\j
научно-методический электронный журнал
Шапин Е. В. Проектирование загородного жилого дома как введение в курс проектирования для студентов по направлению подготовки «Дизайн среды» // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75265. -0,19 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75265.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75265
УДК 372.8
Практически вся загородная недвижимость представляет собой смешение элементов из различных стилей. Это вызвано стремлением человека сделать свой дом индивидуальным, выделиться из общей массы. Однако принцип стилевой совместимости должен быть соблюдён, в противном случае облик жилища станет очевидным свидетельством отсутствия у владельца эстетического вкуса.
За время своего существования рынок загородного жилья пережил несколько этапов. В самом начале были разнообразные замки с башенками, потом пришла мода на дома-шале, затем популярен стал стиль «хай-тек». Сейчас прослеживается возврат к классике, адаптированной к современности - так называемый «фьюжн». По данным ДО СДР1ТДЦ классическим проектам сегодня отдают предпочтение около 40% покупателей, а по собственному опыту практикующего архитектора могу добавить, что по крайней мере в Кировской области - более 50%. Для этого стиля характерно обязательное соблюдение пропорций классического архитектурного ордера, гармоничность и строгость форм, чёткие, ясные линии и уравновешенная композиция. Отсутствие вычурности в декоре создаёт в интерьере уютную атмосферу. А колонны и лепнина, удачно вписывающиеся в классическую архитектуру, помогут оформить дом так, чтобы с первого взгляда было понятно - за элегантной простотой скрывается достоинство, преуспевание, солидность, но для дизайнера-архитектора этот стиль наименее интересен в творческом плане.
Очень популярен стиль кантри, особенно дома-шале. Зародившийся в Альпах, этот стиль имеет свою отличительную особенность - пологая кровля, доминирующая над всем объёмом, очень большие свесы кровли, защищающие стены, обилие натурального камня и дерева, широкие деревянные балконы. Покупатели жилья в этом стиле ориентированы как на сезонное, так и на круглогодичное проживание.
На пике популярности у «продвинутых» заказчиков сегодня находится стиль классика мировой величины - известного американского архитектора XX в. Френка Ллойда Райта. Он исповедовал идею «органической архитектуры», когда все строения вписываются в природный ландшафт и гармонично сочетаются с пейзажем, становясь его неотъемлемой частью. В таких домах много стекла, света, для строительства используются в основном натуральные материалы.
Особой популярностью, чаще у молодых заказчиков, пользуется стиль «лофт». Большие окна, единый объём внутреннего пространства, практически полное отсутствие изолированных помещений, металлические балки, открытая вентиляция и другие коммуникации - всё это составляет шарм лофта. Интерьер выдержан в определенном ключе - как правило, потолки и стены однотонные, холодных «промышленных» оттенков, много стекла, металла, технологичное освещение.
Немного уступает ему по популярности стиль модерн - на современном этапе это скорее «постмодерн». Его основными чертами можно назвать отсутствие прямых линий, гармонию силуэтов. Фасады зданий обладают динамичностью и текучестью форм. Всё это относится и к проектированию внутреннего пространства.
«Хай-тек» всегда считался показателем достижений в области высоких технологий. В отличие от других стилей, он ориентирован на сочетание металлоконструкций со стеклом. Но в последнее время он все меньше пользуется популярностью, видимо, это связано с нашей климатической зоной, с продолжительностью зимы и хмурого межсезонья. Это заставляет россиян отдавать предпочтение более «теплому» и уютному загородному жилью [2].
Конечно, существуют и другие архитектурные стили: конструктивизм, этностили, характерные для разных стран и континентов, экологический и т.д., но в основном
«vi nj
КОНЦЕПТ
Шапин Е. В. Проектирование загородного жилого дома как введение в курс проектирования для студентов по направлению подготовки «Дизайн среды» // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75265. -
0,19 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75265.htm. -научно метооичеоош электронным журнал ^ реГ Эл № фс 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75265 УДК 372.8
большинство современных проектов в области архитектуры и дизайна представляют собой сочетание элементов разных стилей - эклектика. Но это не значит, что «эклектика» - однозначно плохо. При грамотном бережном отношении разумное сочетание разностилевых компонентов вполне может сложиться в единый, законченный образ.
Ещё немаловажным фактором при проектировании жилых загородных домов, да и вообще жилья, является совместная работа заказчика и проектировщика, т.к. жить в созданных условиях придётся заказчикам и их семьям. Поэтому неотъемлемой частью начального этапа проектирования является работа с заказчиком - изучение состава семьи, предпочтений в работе и отдыхе, хобби, любимых стилевых и цветовых предпочтений заказчика. Только совместная, кропотливая работа над проектом даст наиболее положительный результат, который устроит заказчика. А если в процессе работы над проектом архитектору или дизайнеру удастся ещё и повлиять на воспитание вкуса заказчика, это будет «высший пилотаж» для дизайнера. Всё это нужно знать студентам направления «Дизайн среды» при начале проектирования задания «Проект загородного жилого дома».
Ссылки на источники
1. Саттарова Д. Проект архитектора Нилова // ДИНА: Дизайн и новая архитектура. - 2001. - № 7. -С. 50-55.
2. Иконников А. В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. - М.: КомКнига, 2006. - 352 с.
Evgeniy Chapin,
Associate Professor at the chair of Design and Fine Arts Vyatka State University of Humanities, Kirov [email protected]
Designing suburban residential home as an introduction to the design course for students with major "Environmental design" Abstract. The paper deals with the various country-house styles and stages of design of a country-house style in different historical time periods. Key words: design engineering, villa, environmental design, architectural appearance.
Рекомендовано к публикации:
Г. Н. Некрасовой, доктором педагогических наук, членом редакционной колллегии журнала «Концепт»
ru Q м
977230412015940