Научная статья на тему 'Основы формирования дизайнерских представлений у обучающихся по профессии «Мастер отделочных строительных работ»'

Основы формирования дизайнерских представлений у обучающихся по профессии «Мастер отделочных строительных работ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
800
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ДИЗАЙНЕРСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / МАСТЕР ОТДЕЛОЧНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ. / МЕТОДЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА / ПРОЕКТ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ДЕКОРАТИВНАЯ ОТДЕЛКА / ЭСТЕТИКА / MASTER OF FINISHING BUILDING WORKS. / AESTHETICS / ARTISTIC DECORATIVE FINISHING / DESIGN / DESIGNER VIEW / FUNCTIONAL-COST ANALYSIS / METHODS OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL CREATIVITY / PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чибаков Анатолий Сергеевич

Растущее внимание населения к современным тенденциям в дизайне, стремление к созданию достойных комфортных условий на рабочем месте и дома, интерес к новым отделочным материалам и технологиям должны находить своевременное отражение в подготовке обучающихся по профессии «Мастер отделочных работ». В частности, формирование дизайнерских представлений на занятиях дисциплины «Основы дизайна в отделке», включенной в вариативную часть основной профессиональной образовательной программы, а также использование исследовательских методов научно-технического творчества, среди – которых функционально-стоимостной анализ, призваны повысить общую и профессиональную компетентность и мобильность выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bases of formation of design concepts trainees by profession "Master of finishing building works"

Growing attention to modern design trends, pursuit of a decent comfortable conditions at workplace and at home, interest in new finishing materials and technologies must be timely reflected in the preparation of trainees by profession "Master of finishing building work”. In particular, the formation of design concepts at the discipline "Bases of design in decoration", included in the variable part of the primary professional edu-cation programs, as well as the use of research methods of scientific and technical creativity, among which is cost-benefit analysis. All mentioned above is aimed to improve general and professional competence and mobility of graduates.

Текст научной работы на тему «Основы формирования дизайнерских представлений у обучающихся по профессии «Мастер отделочных строительных работ»»

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14575 УДК 372.8

Чибаков А. С. Основы формирования дизайнерских представлений у обучающихся по профессии «Мастер отделочных строительных работ» // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14575. - 0,47 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14575.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Чибаков Анатолий Сергеевич,

кандидат педагогических наук, преподаватель КОГОАУ СПО «Яранский государственный технологический техникум», г. Яранск chas375@yandex. ru

Основы формирования дизайнерских представлений у обучающихся по профессии «Мастер отделочных строительных работ»

Аннотация. Растущее внимание населения к современным тенденциям в дизайне, стремление к созданию достойных комфортных условий на рабочем месте и дома, интерес к новым отделочным материалам и технологиям должны находить своевременное отражение в подготовке обучающихся по профессии «Мастер отделочных работ». В частности, формирование дизайнерских представлений на занятиях дисциплины «Основы дизайна в отделке», включенной в вариативную часть основной профессиональной образовательной программы, а также использование исследовательских методов научно-технического творчества, среди - которых функционально-стоимостной анализ, призваны повысить общую и профессиональную компетентность и мобильность выпускников.

Ключевые слова: дизайн, дизайнерские представления, проект, эстетика, художественно-декоративная отделка, методы научно-технического творчества, функционально-стоимостной анализ, мастер отделочных строительных работ. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Последнее время наблюдается повышенный интерес населения к качеству и комфорту интерьера, офисной и домашней обстановки благодаря появлению и новых отделочных материалов и развитию индустрии и сервиса строительных и отделочных технологий. Подтверждением тому являются результаты социологического исследования фонда «Общественное мнение», согласно которому только 2% опрошенных граждан заявили, что считают идеальным жильем свой нынешний дом или квартиру [1]. По этой причине пользуются повышенной популярностью передачи «Идеальный ремонт», «Фазенда», «Квартирный вопрос», «Дачный ответ» ведущих российских телевизионных каналов «Первый» и «Россия 1». Проявляется устойчивый интерес к периодическим изданиям «Красивые дома», «Лучшие интерьеры», «Современный дом», «Интерьер+Дизайн» и др. В связи с этим считаем, что качество технологической и профессиональной подготовки обучающихся по профессии начального профессионального образования 270802.10 «Мастер отделочных строительных работ» можно повысить, если целенаправленно формировать дизайнерские представления.

На таком основании в вариативную часть основной профессиональной образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта по указанной профессии нами включена дисциплина «Основы дизайна в отделке» объемом 36 часов, из которых 24 аудиторных, в т. ч. 4 практических, и 12 для самостоятельной работы. Изучение дисциплины предусматривает формирование умений:

- анализировать дизайнерские и технологические решения в отделке интерьеров;

- определять функциональность и рациональность форм и цветовых решений в отделке;

- работать с проектной и технологической документацией;

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 14575 УДК 372.8

Чибаков А. С. Основы формирования дизайнерских представлений у обучающихся по профессии «Мастер отделочных строительных работ» // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14575. - 0,47 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14575.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

и знании:

- об основных направлениях и стилях в дизаИне интерьеров;

- о стадиях разработки дизайн-проектов в отделке.

Структура и содержание дисциплины включают три раздела:

I. Основы дизайна (6 часов). Возникновение и развитие дизайна. Становление российского дизайна. Баухауз. Проектно-художественная деятельность дизайнера. Виды современной дизайнерской деятельности.

II. Основы современного дизайна в интерьере и отделке (14 часов). Основы современного дизайна в интерьере и отделке. Основные направления и стили дизайна в интерьере и отделке. Дизайн и современные материалы и технологии. Комплексная организация предметной среды. Эргономика как основа проектирования в дизайне. Функциональный анализ и маркетинг в дизайне. Мода и художественный стиль в дизайне.

III. Проектный язык дизайна в отделке (16 часов). Формообразование. Функциональность и рациональность форм. Цвет в дизайнерском формообразовании. Функциональная роль цвета. Нормирование цветового решения. Объемнографические средства моделирования. Компьютерное моделирование. Дизайнпроект и его стадии. Задание на проектирование и предпроектные исследования. Фор-эскиз, дизайн-концепция и эскизирование. Художественно-конструкторский и рабочий проект.

На практических занятиях обучающиеся анализируют дизайнерские и технологические решения, определяют функциональность и рациональность форм и примененных цветов и оттенков в интерьере и отделке. Во время самостоятельной работы предлагается изучение учебной и специальной литературы [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9 и др.], оформление практических работ, поиск информации в сети Internet и составление тематических списков адресов web-ресурсов, подготовка сообщений, разработка презентаций, написание рефератов.

При изучении дисциплины реализуются межпредметные связи с дисциплинами общепрофессионального цикла:

ОП. 01. «Основы материаловедения»,

ОП.03. «Основы строительного черчения»,

ОП.04. «Основы технологии отделочных строительных работ», а также профессиональными модулями основной профессиональной образовательной программы:

ПМ. 01. «Выполнение штукатурных работ»,

ПМ. 03. «Выполнение малярных работ»,

ПМ. 04. «Выполнение облицовочных работ плитками и плитами».

Дизайнерское проектирование предшествует основной облицовочной и ремонтной работе и реализуется на ее подготовительном этапе. Эстетические, эргономические и эксплуатационные свойства требуют гармоничного единства в оформлении и интерьере помещения. Важно правильное сочетание цвета, оттенков и рисунков потолка, стен, полов и других конструктивных элементов с учетом назначения помещения (жилая комната, вестибюль, зрительный зал и т. д.). Имеет значение и ориентация по сторонам света, объемно-пространственные свойства цветов в зависимости от площади, конфигурации помещения, освещения, а также высоты потолков, масштабности рисунка или оформляемого элемента, фактуры отделки, характера и уровня освещенности, технической и эксплуатационной характеристик отделочных материалов, затрат средств и времени на реализацию, последующий уход и ремонт. На осно-

IV О rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14575 УДК 372.8

Чибаков А. С. Основы формирования дизайнерских представлений у обучающихся по профессии «Мастер отделочных строительных работ» // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14575. - 0,47 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14575.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

ве данных факторов осуществляется анализ готового проекта, сравнение вариантов архитектурно-строительных и отделочно-ремонтных решений или разработка нового дизайна.

На занятиях используются фото- и видеоматериалы о современных подходах к дизайну фасадов зданий и интерьеров помещений разного назначения, традиционных и новых направлениях и стилях, возможности их воплощения с использованием разных отделочных материалов и способов отделки с комментариями специалистов. Обязательно сравниваются и анализируются различные возможные, реализованные и альтернативные решения. Отмечаются достоинства и недостатки, а также варианты улучшения художественных и пользовательских свойств.

Отмечаем, что формирование дизайнерских представлений происходит эффективнее, если обучающиеся включаются в активный диалог, способствующий развитию умений и качеств делового общения, рассуждения и аргументирования. С этой целью доступным и эффективным способом является обогащение речевых приемов учащихся:

а) «индикаторами посылок» (потому что; так как; поскольку; если; при условии, что; как показывает; на что указывает; по причине; как можно заключить из; во-первых; во-вторых; ввиду того что; предполагая, что; это следует из; в то время как; вместе с тем; тогда как и др.);

б) «индикаторами заключений» (поэтому; значит; так что; итак; таким образом; следовательно; тогда; указывает на то, что; можно видеть, что; соответственно; отсюда следует, что; можно заключить, что; подводя итог; обобщая сказанное; в результате; по этим причинам ясно, что и т. д.).

Правильность логики и содержания суждений обучающихся свидетельствует о качестве усвоения учебного материала, понимании причинно-следственных связей.

Целенаправленное формирование дизайнерских представлений реализуется не только на занятиях по дисциплине «Основы дизайна в отделке», что было бы недостаточно, но и в процессе овладения отмеченными выше профессиональными модулями, а также во время выполнения выпускной письменной экзаменационной работы, причем педагогическую основу формирующего воздействия составляют методы и приемы исследовательской деятельности. В их числе - сравнение и аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, приведение примера и контрпримера, обобщение, установление причин и следствий, предложение альтернатив [10]. В качестве интегрирующего средства повышения уровня профессиональной подготовки учащихся рассматриваем метод функционально-стоимостного анализа (ФСА), которым широко пользуются в технических и экономических исследованиях.

Область применения ФСА - конструкции, технология, организация производства, комплектующие элементы, материалы [11] - совпадает с предметностью и технологичностью профессионального обучения. Поэтому алгоритм метода ФСА [12] с некоторыми уточнениями можно применить для решения учебно-производственных задач. В разных источниках [13; 14; 15] называется от 4 до 6 этапов ФСА. Считаем, что в учебных целях можно ограничиться последовательностью из 4 этапов, которые полно и компактно реализуют процесс ФСА.

1. Подготовительный этап. Определяются цели, задачи и объект учебнопроизводственной деятельности. Стимулируется деятельность обучающихся.

2. Информационно-аналитический этап. Актуализируются теоретические сведения, устанавливается недостающая информация, анализируются основа и условия для дизайна и технологической деятельности, определяются затраты на

IV 3 ^

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 14575 УДК 372.8

Чибаков А. С. Основы формирования дизайнерских представлений у обучающихся по профессии «Мастер отделочных строительных работ» // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14575. - 0,47 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14575.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

проведение работ и последующий текущий ремонт на период до капитального ремонта, сопоставляются достоинства и недостатки. Уточняются эстетические и эксплуатационные требования к зданию или помещению, основные показатели и критерии качества работ. Классифицируются элементы конструкции помещения: стены, потолок, пол, ниши, лузги, усенки, оконные и дверные проемы, угол рассвета и т. д. Анализируются функциональность элементов и возможность применения различных видов художественно-декоративной отделки. Определяется стоимость работ на отдельных участках (зонах), и сравнением выявляются наиболее и наименее затратные из них. На основе проведенного анализа формулируется задача поиска оптимальных дизайнерских и технологических решений.

3. Поисково-исследовательский этап. Отличается наибольшими затратами времени (до 50% на осуществление проекта) и благоприятной возможностью для творческой реализации учащихся. На этом этапе детально исследуются каждое поступившее предложение, вариант, решение на предмет их необходимости и полезности, эффекта и затрат, сочетания и исключения, уникальности и стандартности и т. д. Инструментарий поисково-исследовательской деятельности составляют приемы разрешения эстетических, технических и технологических противоречий, эвристические методы, приемы поиска новых подходов и решений. Результатом этапа является оформленный каким-либо образом эскиз проекта.

4. Этап разработки и внедрения результатов. Окончательно отбираются наилучшие варианты решений, возможно, с привлечением опытных специалистов; обосновываются технологичность, экономичность и эстетичность выбранных художественно-декоративных и технологических работ, как в отдельности, так и в совокупности; формулируются рекомендации по внедрению.

Итак, реализация исследовательских методов научно-технического творчества в профессиональном обучении требует продуктивной работы с информацией на основе методов аналитико-синтетической, исследовательской и творческой деятельности. В процессе эстетического, декоративно-художественного, стоимостного и временного анализа, изучения трудоемкости, исходя из жизненного цикла продукта, создаются благоприятные условия для формирования у обучающихся дизайнерских представлений.

Успешному формированию дизайнерских представлений способствуют вопросно-ответные процедуры, представляющие процессуальную основу творческих методов и приемов. Направляющая и стимулирующая роль вопросов подтверждается историко-смысловым анализом, в частности теорией и практикой применения универсальных опросников Л. Осборна, Т. Эйлоарта, Д. Пирсона, Д. Пойа, Г. Я. Буша и др.

В педагогических исследованиях изучались различные аспекты вопросноответных процедур: техника задавания вопросов (В. В. Гузеев); значение вопросов и их качественные особенности на различных этапах урока (Н. В. Софронова, Н. К. Рузин); искусство постановки вопросов и вопрошающей деятельности учителя (А. А. Окунев, Н. В. Тучнин); системная организация вопросов к отдельным единицам учебного материала и содержанию темы в целом (Н. А. Тарасенкова, Е. Е. Семенов); возможности вопросно-ответного метода для совершенствования методики работы учителя математики (Я. И. Груденов) и средство формирования универсальных учебных действий учащихся при обучении математике (В. А. Далингер); интеллектуальное и творческое развитие учащихся гуманитарных классов вопросно-ответными процедурами (М. С. Рябова) и др.

IV ^ rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14575 УДК 372.8

Чибаков А. С. Основы формирования дизайнерских представлений у обучающихся по профессии «Мастер отделочных строительных работ» // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14575. - 0,47 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14575.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Коммуникативные возможности вопросно-ответных процедур связаны с содержащейся в вопросе некоторой неопределенностью (противоречием) знания и потребностью в ее разрешении в процессе реальных или виртуальных коммуникативных действий. Данные процедуры явно или неявно присутствуют на любом этапе аргументации, причем в любом случае ответ всегда порождается вопросом и зависит от целевых, коммуникативных и предметных установок.

В профессиональном обучении, как и в любом другом, находят живое применение наводящие и фактические вопросы (вопросы на знание), контрольные и вопросы-оценки (вопросы на сравнение). Для любого вопроса важно, чтобы он был логически корректным, т. е. на него существовал хотя бы один правильный ответ.

Вместе с тем представляют интерес формы проявления всеобщей универсальной активности природы, общества и мышления - дивергенция и конвергенция. Дивергенция (от лат. divergere - расходиться) позволяет выделить два и более решения на основе одних и тех же данных, а конвергенция (от лат. ^nvergere - сходиться) фокусирует внимание на главном решении. Поэтому дивергентное мышление отличают беглость, оригинальность, чувствительность, образность. В свою очередь, конвергентное мышление характеризуется уровнями скорости восприятия, концентрации внимания, словарного запаса, сенсорных различий; комбинаторными умениями соотносить имеющиеся знания с поставленной задачей, выявлять взаимосвязи и закономерности; процессами и операциями преобразования сведений и интеллектуальной деятельности в целом.

Исследованием особенностей дивергентного и конвергентного мышления и факторами их развития занимались многие российские и зарубежные психологи и педагоги. Среди них И. В. Блауберг, Дж. Гилфорд, С. Медник, Д. Пиагет, А. М. Матюшкин, С. Татищев и др. При этом проблема дивергентной и конвергентной направленности вопросно-ответных процедур в обучении изучена недостаточно. В имеющихся работах и практических разработках рассматриваются общие вопросы развития дивергентного и конвергентного мышления (А. Г. Григорьева, К. В. Дрязгунов, А. Н. Иванов, Д. Ф. Ильясов, А. А. Ленкова, Н. В. Новикова и др.). Однако особенные и единичные вопросы процесса такого развития, связанные, в частности, с конструкцией вопросно-ответных процедур в профессиональном обучении, остаются нераскрытыми.

Отличительной особенностью конвергентных вопросно-ответных конструкций является отсутствие в условии задачи, тексте, производственной ситуации прямой подсказки. Примерами таких диалогов являются последовательности вопросов и ответов, выстраиваемых концентрически, что сужает поле поиска возможных вариантов. Учебная деятельность с использованием дивергентных вопросно-ответных процедур позволяет направить активность отдельных студентов и учебных групп на поиск альтернативных, нестандартных, нетривиальных и нешаблонных решений.

При всем этом констатируем: умение задавать вопросы, а значит, разрабатывать и применять в обучении вопросно-ответные процедуры, к сожалению, в значительной мере остается искусством. Однако, вопреки интуитивной природе дидактики данных процедур, некоторой спонтанности их применения, структура вопросноответной конструкции должна быть логичной, гибкой и исходить из общей цели учебного диалога.

Проверка педагогической эффективности основ формирования дизайнерских представлений учащихся с использованием научных методов технического творчества на теоретических и практических занятиях, включая дисциплину «Основы ди-

(V С rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 14575 УДК 372.8

Чибаков А. С. Основы формирования дизайнерских представлений у обучающихся по профессии «Мастер отделочных строительных работ» // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14575. - 0,47 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14575.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

зайна в отделке», происходила в КОГОАУ СПО «Яранский государственный технологический техникум» на протяжении 2,5 лет, с сентября 2011 по январь 2014 г. В качестве индикаторов и критериев оценки эксперимента был определен ряд критериев: уровень усвоения; ступень абстракции; степень осознанности усвоения (по В. П. Беспалько [16]); уровень развития художественных, образных и пространственных представлений; вид познавательной активности и отношение к деятельности. Полученные данные указывают на положительные результаты по достижению поставленных целей. В этом отношении показательны итоги защиты выпускных письменных экзаменационных работ и выполнения квалификационных практических отделочных работ учащимися, где дизайну уделялось значительное внимание: по теоретическим работам средний балл составил 4,06 при качестве75%, а по практическим работам, соответственно, 4,25 и 87,5%.

В дальнейшем опытно-экспериментальная работа продолжится. Будут уточнены и сформулированы новые исследовательские задачи. В их числе - разработка и апробация электронного учебного пособия по основам дизайна в отделочных строительных работах.

Ссылки на источники

1. Представления россиян об идеальном жилье. - URL: http://v-

nedv.ru/analytics/poleznoe/analitika/predstavleniya-rossiyan-ob-idealnom-zhile- 10.05.2014.

2. Дворкин Л. О., Дворкин О. Л. Современные отделочные и облицовочные материалы. - М.: ООО группа компаний «РИПОЛ классик», 2010. - 443 с.

3. Ефимов А. В. и др. Дизайн архитектурной среды: учеб. для вузов. - М.: Архитектура-С, 2004. - 504 с.

4. Заева-Бурдонская Е. А., Курасов С. В. Формообразование в дизайне среды. Метод стилизации: учеб. пособие. - М.: МГХПУ имени С. Г. Строганова, 2008. - 236 с.

5. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2007. - 303 с.

6. Минервин Г., Шимко В. и др. Дизайн: иллюстрированный словарь-справочник. - М.: Архитектура-С, 2004.

7. Михайлов С., Михайлова А. Основы дизайна: учеб. для вузов / под ред. С. М. Михайлова. - Казань: Дизайн-квартал, 2008. - 288 с.

8. Рунге В. Ф., Манусевич В. П. Эргономика в дизайне среды: учеб. пособие. - М: «Архитектура -С», 2005. - 328 с.

9. Шимко В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории: учеб. пособие для вузов. - М.: ООО "СПЦ-принт", 2003. - 297 с.

10. Чибаков А. С., Чибакова И. Г. Приемы, методы формирования и оценка умений аргументации в процессе профессионального обучения в учреждениях НПО и СПО // Педагогическая газета. -URL: http://pedgazeta.ru/viewdoc.php?id=14846 - 20.01.2013.

11. Шарипов Р. Х. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) // Краткая информация для руководителей производственных предприятий. - URL: http://www.metodolog.ru/00940/00940.html -27.03.2013.

12. Функционально-стоимостной анализ: по материалам зарубежных сайтов. - URL:

http://www.iso.ru/rus/document5954.phtml- 27.03.2013.

13. Михелькевич В. Н., Радомский В. М. Основы научно-технического творчества. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 320 с. - Серия «Высшее профессиональное образование».

14. Шарипов Р. Х. Указ. соч.

15. Этапы функционально-стоимостного анализа // Техническая и научно-методическая документация. - URL: http://www.pppa.ru/additional/03quality/06/qua_finz_06.php - 27.03.2013.

16. Беспалько В. П. Слагаемые педагогические технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

Anatoly Chibakov,

Candidate of Pedagogic Sciences, teacher, Yaransk State Technological College, Yaransk [email protected]

6 ~

КОНТ ТЕПТ

Чибаков А. С. Основы формирования дизайнерских представлений у обучающихся по профессии «Мастер отделочных строительных работ» // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14575. - 0,47 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14575.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14575 УДК 372.8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bases of formation of design concepts trainees by profession "Master of finishing building works" Abstract. Growing attention to modern design trends, pursuit of a decent comfortable conditions at workplace and at home, interest in new finishing materials and technologies must be timely reflected in the preparation of trainees by profession "Master of finishing building work”. In particular, the formation of design concepts at the discipline "Bases of design in decoration", included in the variable part of the primary professional education programs, as well as the use of research methods of scientific and technical creativity, among which is cost-benefit analysis. All mentioned above is aimed to improve general and professional competence and mobility of graduates.

Key words: design, designer view, project, aesthetics, artistic decorative finishing, methods of scientific and technical creativity, functional-cost analysis, master of finishing building works.

References

1. Predstavlenija rossijan ob ideal'nom zhil'e. Available at: http://v-

nedv.ru/analytics/poleznoe/analitika/predstavleniya-rossiyan-ob-idealnom-zhile- 10.05.2014 (in Russian).

2. Dvorkin, L.O., Dvorkin, O.L. (2010) Sovremennye otdelochnye i oblicovochnye materialy, OOO gruppa kompanij “RIPOL klassik”, Moscow, 443 p. (in Russian).

3. Efimov, A.V. etc. (2004) Dizajn arhitekturnoj sredy: Ucheb.dlja vuzov, Arhitektura-S, Moscow, 504 p. (in Russian).

4. Zaeva-Burdonskaja, E.A., Kurasov, S.V. (2008) Formoobrazovanie v dizajne sredy. Metod stilizacii. Uchebnoe posobie, MGHPU imeni S.G. Stroganova, Moscow, 236 p. (in Russian).

5. Lavrent'ev, A.N. (2007) Istorija dizajna: ucheb.posobie, Gardariki, Moscow, 303 p. (in Russian).

6. Minervin, G., Shimko, V. et al. (2004) Dizajn. Illjustrirovannyj slovar'-spravochnik, Arhi-tektura-S, Moscow (in Russian).

7. Mihajlov, S. (ed.), Mihajlova, A. (2008) Osnovy dizajna: Ucheb.dlja vuzov, Dizajn-kvartal, Kazan', 288 p. (in Russian).

8. Runge, V.F., Manusevich, V.P. (2005) Jergonomika v dizajne sredy. Uchebnoe posobie, “Arhitek-tura-S”, Moscow, 328 p. (in Russian).

9. Shimko, V.T. (2003) Arhitekturno-dizajnerskoe proektirovanie. Osnovy teorii. Ucheb.posob. dlja vuzov, OOO "SPC-print", Moscow, 297 p. (in Russian).

10. Chibakov, A.S., Chibakova, I.G. (2013) “Priemy, metody formirovanija i ocenka umenij argumentacii v processe professional'nogo obuchenija v uchrezhdenijah NPO i SPO”, SMI Pedagogicheskaja gazeta. Available at: http://pedgazeta.ru/viewdoc.php?id=14846 (in Russian).

11. Sharipov, R.H. (2013) “Funkcional'no-stoimostnyj analiz (FSA)”, Kratkaja informacija dlja rukovoditelej proizvodstvennyh predprijatij. Available at: http://www.metodolog.ru/00940/00940.html (in Russian).

12. Funkcional'no-stoimostnoj analiz: рo materialam zarubezhnyh sajtov. Available at:

http://www.iso.ru/rus/document5954.phtml (in Russian).

13. Mihel'kevich, V.N., Radomskij, V.M. (2004) Osnovy nauchno-tehnicheskogo tvorchestva / Serija “Vysshee professional'noe obrazovanie", Feniks, Rostov n/Donu, 320 p. (in Russian).

14. Sharipov, R.H. (2013) Op. cit.

15. Jetapy funkcional'no-stoimostnogo analiza: Tehnicheskaja i nauchno-metodicheskaja dokumentacija. Available at: http://www.pppa.ru/additional/03quality/06/qua_finz_06.php (in Russian).

16. Bespal'ko, V.P. (1989) Slagaemye pedagogicheskie tehnologii, Pedagogika, Moscow, 192 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ««Концепт»

(V Т rw

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.