Научная статья на тему 'Проектирование задачи «Отчетный рапорт смены» для информационной системы картонно-бумажного комбината'

Проектирование задачи «Отчетный рапорт смены» для информационной системы картонно-бумажного комбината Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
136
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Федотова Н.Г.

В статье рассматриваются этапы проектирования задачи «Отчетный рапорт смены» для информационной системы картонно-бумажного комбината. Актуальность решения этой задачи обусловлена её значимостью для снижения затрат времени, совершенствования потоков информации и системы документооборота

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Федотова Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование задачи «Отчетный рапорт смены» для информационной системы картонно-бумажного комбината»

Исходя из вышесказанного, использование такого рода страниц на внутрикорпоративных порталах и методов электронного визирования значительно сократит сроки предоставления сервисов.

Список литературы:

1. Матералы Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ru.wikipedia.org/wiki/ITSM.

2. Материалы ITIL [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ogc. gov.uk/guidance_itil_4672.asp.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАДАЧИ «ОТЧЕТНЫЙ РАПОРТ СМЕНЫ» ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КАРТОННО-БУМАЖНОГО КОМБИНАТА

© Федотова Н.Г.*

Набережночелнинский филиал Института экономики, управления и права,

г. Набережные Челны

В статье рассматриваются этапы проектирования задачи «Отчетный рапорт смены» для информационной системы картонно-бумажного комбината. Актуальность решения этой задачи обусловлена её значимостью для снижения затрат времени, совершенствования потоков информации и системы документооборота.

В последнее время все больше предприятий сталкиваются с проблемой улучшения управляемости компании: улучшение контроля и ускорение бизнес-процессов, улучшение возможности их отслеживания и возможности получение метрик, характеризующих качество исполнения бизнес-процессов. С каждым днем все большее значение приобретает оперативность в принятии решений, контроль исполнения решений, рациональное использование накопленной информации и предыдущего опыта. Единственным способом реализации подобных задач является внедрение автоматизированной системы, выполняющие вышеуказанные функции.

Информационная система управления предприятием - это операционная среда, которая способна предоставить менеджерам и специалистам актуальную и достоверную информацию о всех бизнес-процессах предприятия, необходимую для планирования операций, их выполнения, регистрации и анализа [2].

Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и опе-

* Старший преподаватель кафедры Информационных технологий и систем.

ративное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом, снабжением и другие экономические и организационные задачи.

Преимущество использования информационной системы (ИС) заключается в возможности целостно и комплексно представить все, что происходит с организацией, поскольку все экономические факторы и ресурсы отображаются в единой информационной форме в виде данных.

Построение информационной системы может стать решением следующих проблем:

- несовершенство организационной структуры и структуры потоков информации;

- несовершенство системы документооборота;

- сложный поиск необходимых данных на бумажных носителях;

- недостоверность данных;

- рутинная работа, занимающая большую часть рабочего дня.

Объектом исследования является Закрытое акционерное общество работников «Народное предприятие Набережночелнинский картонно-бу-мажный комбинат».

Цель работы - проектирование задачи «Отчетный рапорт смены».

Решены следующие задачи:

1. проведен анализ действующей информационной системы картон-но-бумажного комбината;

2. выявлены задачи, не имеющие программной реализации;

3. рассмотрена подсистема «Управление производством Бумажной фабрики»;

4. разработан проект решения задачи «Отчетный рапорт смены».

ИС картонно-бумажного комбината представлена в виде Автоматизированной системы управления предприятием (АСУ). АСУ КБК предназначена для автоматизации следующих работ:

- оперативное оформление и обработка первичной документации;

- оперативное получение различных справок и отчетов;

- оформление бухгалтерской отчетности;

- ведение различных справочников, баз данных документов, архивов;

- оперативный сбор и обработка данных для обеспечения информацией должностных лиц комбината для принятия решений, планирования и контроля, расчета и прогнозирования различных вариантов развития комбината;

- управление технологическими процессами основных подразделений комбината;

- использование информационных баз данных (Консультант +);

- обеспечение информационной безопасности.

Система представляет собой информационно связанные между собой автоматизированные рабочие места.

Система АСУ включает:

1. подсистему информационно-экономических задач;

2. подсистему АСУ основными производствами;

3. подсистему АСУ вспомогательными производствами [1]. Задачи, не имеющие программной реализации:

1. в подсистеме «Производство. Полиграфия» нет программной реализации задачи «Калькуляция себестоимости»;

2. нет автоматизированного учета выпуска продукции, расхода сырья (калькуляции) на бумажной фабрике;

3. затруднен учет сырья, материалов из-за отсутствия методики приведения их к единой системе измерения (при поступлении учитываются в штуках, расход в производство - килограммы, в бухгалтерии - литры);

4. в подсистеме «Управление производством Бумажной фабрики» не ведется учет работ, выполненных другими подразделениями предприятия, и их стоимости.

Для реализации поставленной цели разработан проект подсистемы «Управление производством бумажной фабрики».

Все задачи подсистемы Управление производством Бумажной фабрики входят в следующие комплексы задач:

1. Задачи планирования:

1.1. Расчет плана выпуска продукции и производственной программы.

1.2. Расчет плановой потребности в сырье, материалах, химикатах. Расчет затрат на производство.

1.3. План-график производства по месяцам.

1.4. План график производства по сменам.

2. Учетные задачи:

2.1. Учет фактических объемов выпуска продукции.

2.2. Учет фактического расхода сырья, материалов.

2.3. Учет брака продукции.

2.4. Учет простоев.

2.5. Учет показателей качества продукции.

Замечание. Задачи 2.1, 2.3, 2.4 объединены в задачу Отчетный рапорт смены.

3. Задачи Анализа:

3.1. Расчет себестоимости выпуска продукции за любой заданный период.

3.2. Свод фактических затрат по фабрике.

3.3. Экономические показатели работы фабрики.

3.4. Исполнение смет (сравнение плана с фактом и отклонение).

3.5. Калькуляция себестоимости продукции (сравнения плана и факта, отклонения).

3.6. Контроль и анализ отклонений плановых и фактических затрат.

4. АСУ ТП:

4.1. РПО.

4.2. Бумагоделательной машины.

Задачи взаимосвязаны между собой, для решения некоторых задач используются данные, полученные при решении других задач, а также используются данные других подсистем. Например, при решении задачи 1.1 используются данные подсистемы сбыта, финансов; данные, полученные при решении задач 2.1-2.5 отправляются в подсистему Финансы, Бухгалтерского учета, Управление персоналом. При решении этих задач используются данные отдела технического контроля. Данные задачи 2.2 - фактические затраты отправляются в подсистему Бухгалтерского учета. Себестоимость продукции, калькуляция (сравнение плана и факта), показатели исполнения смет отправляются в виде отчета в финансовый отдел.

Функционирование подсистемы. Перед началом месяца экономист цеха вводит плановые задания в разрезе видов продукции, цехов, смен с помощью документа «Плановые задания по выпуску продукции». Вводятся плановые простои и нормы расхода сырья, энергоресурсов.

В конце каждой смены системы АСУТП РПО и АСУТП «АЬСООТ-Ь8С» сбрасывают по установленному времени всевозможные данные по расходу сырья, энергоресурсов и качеству выпускаемой продукции, работники ОТК вводят и контролируют сброс данных по качеству продукции, начальник смены с помощью входных документов «Отчетный рапорт» вводит данные по работе смены, это: фактическое время работы, простоев, объемы выпущенной продукции, брака, одновременно получает обратную информацию с расчетом о работе смены.

Формируются плановые и фактические данные бумажной фабрики по выпуску продукции, расходу сырья, энергоресурсов, в разрезе смен, кодов продукции, кодов сырья, энергоресурсов.

По итогам отчетного периода формируются отчеты о работе и простоях БДМ, цеха переработки бумажной фабрики, экономические показатели смен и фабрики в целом, анализ себестоимости.

Для детального проектирования в рамках рассматриваемой подсистемы выбрана задача «Отчетный рапорт смены».

В конце каждой смены начальник смены с помощью входного документа «Отчетный рапорт смены» вводит данные по работе смены, одновременно получает обратную информацию с расчетом о работе смены. Работники ОТК вводят и контролируют сброс данных по качеству продукции.

Необходимо формировать:

- ежедневный отчет о фактически произведенной продукции в разрезе смен, фабрики в целом;

- ежемесячный отчет о работе линий;

и)

чо

брак ■ код_б

1:т

кол б

продукция

сменность

цех

1:т

прод_факт

ном записи

наим см

1:т

1:т

6рак_факт • код_б

код_п

ном записи

прем

наимпр

1:т

ном записи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дата

прем

коде

часыфакт

отх конт

отх выв

ш-205

копг205

иг602

копг602

РПО сток

бдм сток

простои

табеля

1:т

1:т

простои_факт

код_прост

ном записи

времяпрост

код_ирост

наимпрост

1:т

таб_факт таб ном

ном записи

1:т

таб ном

ФИО

коде

Рис. 1. Логическая модель

- ежемесячный отчет по браку продукции;

- ежемесячный отчет по простоям линий.

Актуальность решения этой задачи обусловлена её значимостью для снижения затрат времени, совершенствования потоков информации и системы документооборота.

Определена организационно-экономическая сущность задачи, разработаны: информационное обеспечение (рис. 1), алгоритм решения задачи и его декомпозиция на модули, технологии ввода и накопления входной информации, формы выходных документов, алгоритм заполнения этих документов. Предложена схема технического и программного обеспечения.

Рассчитана экономическая эффективность программной реализации данной задачи. Определена управленческая эффективность, которая выражается в экономии рабочего времени, совершенствовании потоков информации и системы документооборота, переходе к безбумажным технологиям.

Список литературы:

1. Адамова Т.С., Мухин В.И., Титов С.П., Шумянкова Н.В. Эффективное управление предприятием в условиях рынка: набережночелнинская модель: монография / Под общей ред. С.П. Титова. - М.: Национальный институт бизнеса, 2002. - 250 с.

2. www.aup.ru/books/m151/3_6.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.