Исходя из вышесказанного, использование такого рода страниц на внутрикорпоративных порталах и методов электронного визирования значительно сократит сроки предоставления сервисов.
Список литературы:
1. Матералы Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ru.wikipedia.org/wiki/ITSM.
2. Материалы ITIL [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ogc. gov.uk/guidance_itil_4672.asp.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАДАЧИ «ОТЧЕТНЫЙ РАПОРТ СМЕНЫ» ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КАРТОННО-БУМАЖНОГО КОМБИНАТА
© Федотова Н.Г.*
Набережночелнинский филиал Института экономики, управления и права,
г. Набережные Челны
В статье рассматриваются этапы проектирования задачи «Отчетный рапорт смены» для информационной системы картонно-бумажного комбината. Актуальность решения этой задачи обусловлена её значимостью для снижения затрат времени, совершенствования потоков информации и системы документооборота.
В последнее время все больше предприятий сталкиваются с проблемой улучшения управляемости компании: улучшение контроля и ускорение бизнес-процессов, улучшение возможности их отслеживания и возможности получение метрик, характеризующих качество исполнения бизнес-процессов. С каждым днем все большее значение приобретает оперативность в принятии решений, контроль исполнения решений, рациональное использование накопленной информации и предыдущего опыта. Единственным способом реализации подобных задач является внедрение автоматизированной системы, выполняющие вышеуказанные функции.
Информационная система управления предприятием - это операционная среда, которая способна предоставить менеджерам и специалистам актуальную и достоверную информацию о всех бизнес-процессах предприятия, необходимую для планирования операций, их выполнения, регистрации и анализа [2].
Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и опе-
* Старший преподаватель кафедры Информационных технологий и систем.
ративное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом, снабжением и другие экономические и организационные задачи.
Преимущество использования информационной системы (ИС) заключается в возможности целостно и комплексно представить все, что происходит с организацией, поскольку все экономические факторы и ресурсы отображаются в единой информационной форме в виде данных.
Построение информационной системы может стать решением следующих проблем:
- несовершенство организационной структуры и структуры потоков информации;
- несовершенство системы документооборота;
- сложный поиск необходимых данных на бумажных носителях;
- недостоверность данных;
- рутинная работа, занимающая большую часть рабочего дня.
Объектом исследования является Закрытое акционерное общество работников «Народное предприятие Набережночелнинский картонно-бу-мажный комбинат».
Цель работы - проектирование задачи «Отчетный рапорт смены».
Решены следующие задачи:
1. проведен анализ действующей информационной системы картон-но-бумажного комбината;
2. выявлены задачи, не имеющие программной реализации;
3. рассмотрена подсистема «Управление производством Бумажной фабрики»;
4. разработан проект решения задачи «Отчетный рапорт смены».
ИС картонно-бумажного комбината представлена в виде Автоматизированной системы управления предприятием (АСУ). АСУ КБК предназначена для автоматизации следующих работ:
- оперативное оформление и обработка первичной документации;
- оперативное получение различных справок и отчетов;
- оформление бухгалтерской отчетности;
- ведение различных справочников, баз данных документов, архивов;
- оперативный сбор и обработка данных для обеспечения информацией должностных лиц комбината для принятия решений, планирования и контроля, расчета и прогнозирования различных вариантов развития комбината;
- управление технологическими процессами основных подразделений комбината;
- использование информационных баз данных (Консультант +);
- обеспечение информационной безопасности.
Система представляет собой информационно связанные между собой автоматизированные рабочие места.
Система АСУ включает:
1. подсистему информационно-экономических задач;
2. подсистему АСУ основными производствами;
3. подсистему АСУ вспомогательными производствами [1]. Задачи, не имеющие программной реализации:
1. в подсистеме «Производство. Полиграфия» нет программной реализации задачи «Калькуляция себестоимости»;
2. нет автоматизированного учета выпуска продукции, расхода сырья (калькуляции) на бумажной фабрике;
3. затруднен учет сырья, материалов из-за отсутствия методики приведения их к единой системе измерения (при поступлении учитываются в штуках, расход в производство - килограммы, в бухгалтерии - литры);
4. в подсистеме «Управление производством Бумажной фабрики» не ведется учет работ, выполненных другими подразделениями предприятия, и их стоимости.
Для реализации поставленной цели разработан проект подсистемы «Управление производством бумажной фабрики».
Все задачи подсистемы Управление производством Бумажной фабрики входят в следующие комплексы задач:
1. Задачи планирования:
1.1. Расчет плана выпуска продукции и производственной программы.
1.2. Расчет плановой потребности в сырье, материалах, химикатах. Расчет затрат на производство.
1.3. План-график производства по месяцам.
1.4. План график производства по сменам.
2. Учетные задачи:
2.1. Учет фактических объемов выпуска продукции.
2.2. Учет фактического расхода сырья, материалов.
2.3. Учет брака продукции.
2.4. Учет простоев.
2.5. Учет показателей качества продукции.
Замечание. Задачи 2.1, 2.3, 2.4 объединены в задачу Отчетный рапорт смены.
3. Задачи Анализа:
3.1. Расчет себестоимости выпуска продукции за любой заданный период.
3.2. Свод фактических затрат по фабрике.
3.3. Экономические показатели работы фабрики.
3.4. Исполнение смет (сравнение плана с фактом и отклонение).
3.5. Калькуляция себестоимости продукции (сравнения плана и факта, отклонения).
3.6. Контроль и анализ отклонений плановых и фактических затрат.
4. АСУ ТП:
4.1. РПО.
4.2. Бумагоделательной машины.
Задачи взаимосвязаны между собой, для решения некоторых задач используются данные, полученные при решении других задач, а также используются данные других подсистем. Например, при решении задачи 1.1 используются данные подсистемы сбыта, финансов; данные, полученные при решении задач 2.1-2.5 отправляются в подсистему Финансы, Бухгалтерского учета, Управление персоналом. При решении этих задач используются данные отдела технического контроля. Данные задачи 2.2 - фактические затраты отправляются в подсистему Бухгалтерского учета. Себестоимость продукции, калькуляция (сравнение плана и факта), показатели исполнения смет отправляются в виде отчета в финансовый отдел.
Функционирование подсистемы. Перед началом месяца экономист цеха вводит плановые задания в разрезе видов продукции, цехов, смен с помощью документа «Плановые задания по выпуску продукции». Вводятся плановые простои и нормы расхода сырья, энергоресурсов.
В конце каждой смены системы АСУТП РПО и АСУТП «АЬСООТ-Ь8С» сбрасывают по установленному времени всевозможные данные по расходу сырья, энергоресурсов и качеству выпускаемой продукции, работники ОТК вводят и контролируют сброс данных по качеству продукции, начальник смены с помощью входных документов «Отчетный рапорт» вводит данные по работе смены, это: фактическое время работы, простоев, объемы выпущенной продукции, брака, одновременно получает обратную информацию с расчетом о работе смены.
Формируются плановые и фактические данные бумажной фабрики по выпуску продукции, расходу сырья, энергоресурсов, в разрезе смен, кодов продукции, кодов сырья, энергоресурсов.
По итогам отчетного периода формируются отчеты о работе и простоях БДМ, цеха переработки бумажной фабрики, экономические показатели смен и фабрики в целом, анализ себестоимости.
Для детального проектирования в рамках рассматриваемой подсистемы выбрана задача «Отчетный рапорт смены».
В конце каждой смены начальник смены с помощью входного документа «Отчетный рапорт смены» вводит данные по работе смены, одновременно получает обратную информацию с расчетом о работе смены. Работники ОТК вводят и контролируют сброс данных по качеству продукции.
Необходимо формировать:
- ежедневный отчет о фактически произведенной продукции в разрезе смен, фабрики в целом;
- ежемесячный отчет о работе линий;
и)
чо
брак ■ код_б
1:т
кол б
продукция
сменность
цех
1:т
прод_факт
ном записи
наим см
1:т
1:т
6рак_факт • код_б
код_п
ном записи
прем
наимпр
1:т
ном записи
дата
прем
коде
часыфакт
отх конт
отх выв
ш-205
копг205
иг602
копг602
РПО сток
бдм сток
простои
табеля
1:т
1:т
простои_факт
код_прост
ном записи
времяпрост
код_ирост
наимпрост
1:т
таб_факт таб ном
ном записи
1:т
таб ном
ФИО
коде
Рис. 1. Логическая модель
- ежемесячный отчет по браку продукции;
- ежемесячный отчет по простоям линий.
Актуальность решения этой задачи обусловлена её значимостью для снижения затрат времени, совершенствования потоков информации и системы документооборота.
Определена организационно-экономическая сущность задачи, разработаны: информационное обеспечение (рис. 1), алгоритм решения задачи и его декомпозиция на модули, технологии ввода и накопления входной информации, формы выходных документов, алгоритм заполнения этих документов. Предложена схема технического и программного обеспечения.
Рассчитана экономическая эффективность программной реализации данной задачи. Определена управленческая эффективность, которая выражается в экономии рабочего времени, совершенствовании потоков информации и системы документооборота, переходе к безбумажным технологиям.
Список литературы:
1. Адамова Т.С., Мухин В.И., Титов С.П., Шумянкова Н.В. Эффективное управление предприятием в условиях рынка: набережночелнинская модель: монография / Под общей ред. С.П. Титова. - М.: Национальный институт бизнеса, 2002. - 250 с.
2. www.aup.ru/books/m151/3_6.htm.