УДК 338
Проектирование управленческой подготовки магистров химической технологии
Designing the management training of the masters of chemical technology
Ахметвалиева А.И., Казанский национальный исследовательский технологический университет, azaliya407@mail. ru
Журавлева М.В., Казанский национальный исследовательский технологический университет, guravleva0866@mail. ru
Котова Н.В., Казанский национальный исследовательский технологический университет, kotova. ninavital@mail ru
Akhmetvalieva A., Kazan National Research Technological University, [email protected] Guravleva M., Kazan National Research Technological University, [email protected] Kotova N., Kazan National Research Technological University, [email protected]
DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.014
Ключевые слова: управление, организационно-управленческие компетенции, магистры, образовательная программа, нефтегазохимический комплекс, проектирование подготовки.
Keywords: management, organizational and managerial competencies, masters, educational program, petrochemical complex, design training.
Анннотация. Результат деятельности инженера во многом зависит от эффективности выполнения управленческих функций, а процесс управления выступает универсальным инструментом, позволяющим обеспечить системность, гибкость и вариативность профессиональной деятельности. В связи с этим актуально формирование у инженеров химической технологии наряду с технологическими компетенциями способности к организационно-управленческой деятельности.
Проектирование управленческой подготовки инженеров - магистров химической технологии осуществлялось с использованием компетентностного и личностно-ориентированного подходов.
Для обеспечения симбиоза профессиональных компетенций технологического и управленческого профилей основу проектирования образовательного процесса составили следующие принципы: системности, интеграции, мультидисциплинарности, самообразования.
В статье представлена практика управленческой подготовки магистров химической технологии ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» при реализации образовательных программ «Управление жизненным циклом нефтехимического предприятия» и «Инженерия бережливых производств продуктов органического и нефтехимического синтеза». Показана их востребованность в подготовке кадров для отраслевых предприятий.
Abstract. The result of engineer's activity oftentimes depends on efficiency of performed managerial functions, while the process of management becomes a universal instrument, allowing to supply the systemic character, flexibility and verification of professional activity. The formation of chemical technology engineers along with technological competencies of the ability to organizational and managerial activities is relevant.
The design of management training of engineers masters of chemical technology was carried out using competency-based and personality-oriented approaches.
To ensure the symbiosis of professional competencies in technological and managerial profiles, the following principles formed the basis for the design of the educational process: consistency, integration, multi-discipline, self-education.
The article presents the practice of managerial training of Masters in Chemical Technology at Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kazan National Research Technological University» during the implementation of the educational programs «Life Cycle Management of a Petrochemical Enterprise» and «Engineering of Lean Production of Organic and Petrochemical Synthesis Products».Tthe relevance in training personnel for industry enterprises is revealed.
Введение. Революционные научно-технологические преобразования определяют реальность современных передовых мировых экономик. Их основу составляют цифровизация производственной сферы, рост использования передовых и разработка прорывных технологий, переход к расширенному управлению жизненным циклом продуктов, глубокая оптимизация производственных отраслей. Для
нефтегазохимического комплекса, как одного из базовых отраслей экономики, научно-технологические преобразования обеспечивают возможность решения ключевых задач. Перспективные задачи развития
нефтегазохимического комплекса определены «Энергетической стратегией развития России на период до 2035 года», ведущими из которых являются: развитие внутренней энергетической инфраструктуры (преодоление традиционного дисбаланса в пользу экспортных проектов и экспортной инфраструктуры); повышение доступности и качества энергетических товаров и услуг; внедрение принципов устойчивого развития в управление энергетическими компаниями и государственное регулирование развития энергетики, переход от ресурсно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию [1;2].
Необходимость реализации планов развития НГХК требует комплексной подготовки инженеров по направлению «Химическая технология». Наряду с формированием технологических компетенций, обеспечивающих готовность к эксплуатации новой техники, усовершенствование действующего
оборудования, внедрение комплексной автоматизации, возникает необходимость формирования нового типа управленческих компетенций, позволяющих выпускнику ориентироваться и принимать оперативные решения в условиях нестабильной
экономической ситуации, быть готовым к разработке и реализаци инновационной технической политики организации,
менеджменту высоко-технологичных проектов
[3].
Отсутствие! или! недостаточная
сформированность организационно-
управленческих компетенций у современных инженеров - одна из актуальных кадровых проблем развивающихся наукоемких
инновационных предприятий
нефтегазохимического комплекса. Потребности производственной сферы определяют необходимость проектировать новую структуру и содержание профессиональной подготовки,
ориентированной на формирование комплекса технологических и организационно-
управленческих компетенций.
Цель исследования состоит в проектировании профессиональной подготовки инженеров, обеспечивающей высокий уровень развития организационно-управленческих компетенций.
Процесс проектирования организационно-управленческой подготовки предполагал следующие этапы:
1. Выявление социально-экономических предпосылок разработки управленческой подготовки.
2. Определение подходов и принципов проектирования подготовки.
3. Разработка педагогических условий формирования организационно-управленческих компетенций.
Приоритеты государственной энергетической политики (ориентировочно с 2021 до 2035 года) сместятся от добычи, переработки и магистрального транспорта топлива к его глубокой переработке с использованием наукоемких технологий в целях полного обеспечения внутреннего спроса и выхода на мировые рынки с продукцией высоких уровней переделов [4].
Упрочение позиций российского
нефтегазового комплекса в мировой энергетике определяется реальным состоянием и перспективами развития отраслевых компаний, которые должны эффективно реализовываться.
Главными целевыми ориентирами предприятий нефтегазодобычи,
нефтегазопереработки и нефтегазохимии выступают организация высокотехнологичных процессов, обеспечивающих высокую степень глубины переработки нефти и газа и обеспечивающих повышение экологичности производств, качество и конкурентоспособность товарных продуктов. Современные технологии нефтегазохимического комплекса
характеризуются высоким уровнем
наукоемкости, ростом интеллектоемкости. Это определяет усложнение и расширение взаимодействия с партнерами, инвесторами, предьявляет высокие требования к скоординированности работы сотрудников. Основные функции по технологическому и организационному совершенствованию
производств выполняют специалисты инженерного корпуса. В условиях технологического перехода они должны уметь проводить детализацию решения задач, планировать и реализовывать работу со смежными подразделениями, обосновывать
необходимость участия разнопрофильных специалистов, прогнозировать результаты, обосновывать экономическую эффективность. Это позволяет говорить о комплексном характере современной инженерной деятельности, обеспечение которого формирует необходимость управленческой подготовки магистров химической технологии.
Методология исследования. Динамично изменяющиеся внешние условия критично влияют на эффективность функционирования предприятий, поскольку требуют модернизации технологий, корректировки ассортимента продукции, ее объемов, совершенствования системы управления качеством процессов. Оперативное реагирование на внешние вызовы возможно обеспечить, если компании имеют высококвалифицированный кадровый состав, мотивированный к участию в преобразованиях и ориентированный на перспективы развития. Поэтому основными подходами в проектировании подготовки были
компетентностный и личностно-
ориентированный.
Использование компетентностного подхода в организации и разработке содержания образовательного процесса позволяет отойти от узкой кадровой специфичности в подготовке и формировать готовность к комплексному решению стратегических производственных задач. Это подразумевает развитие организационно-технологического понимания производства, которое позволит видеть цели, планировать, разрабатывать функциональный регламент выполнения конкретных и сопряженных заданий. Результат управленческих действий инженеров позволит повысить мотивацию всех работников, их вовлеченность в реализацию стратегии, что будет способствовать повышению эффективности функционирования предприятия [7].
Личностно-ориентированный подход в проектировании управленческой подготовки магистров-технологов имеет целью
стимулирование профессионального выбора и развития. Его реализация обеспечивается возможностью выбора профиля обучения («Химическая технология органических веществ» или «Химическая технология переработки нефти и газа»), вариативным содержанием учебного плана, который предполагает возможность выбора дисциплин, типа магистерской диссертации (исследовательская, проектная). Все эти свободы позволяют магистру выстроить свое образование в соответствии с планируемой личной профессиональной карьерой.
Для обеспечения симбиоза
профессиональных компетенций
технологического и управленческого профилей основу проектирования образовательного процесса составили следующие принципы:
- принцип системности, который позволяет формировать у обучающихся целостную систему знаний и умений в их логической последовательности и преемственности [5];
- принцип интеграции - ведущий принцип при разработке профессиональной подготовки инженеров, владеющих управленческими компетенциями. Его реализация обеспечит взаимосвязь всех компонентов учебного процесса, профессионально-образовательное партнерство с потенциальными работодателями [5];
- принцип мультидисциплинарности, характеризующий содержание обучения с включением дисциплин как управленческого, так и технологического профиля в структуру подготовки, что обеспечивает многопрофильность формируемых знаний, умений и способностей будущего специалиста. Для развития профессиональных компетенции студентов предусмотрено проведение деловых игр. Эта форма занятий позволяет решать профессионально-ориентированные задачи путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации [5].
- принцип самообразования характеризует содержание самостоятельной работы студента в условиях динамично меняющихся требований современных производств, ФГОС и определяет творческо-поисковую специфику самостоятельного освоения учебного материала [5].
Результаты исследования. Рассмотренная методологическая база была использована в проектировании управленческой подготовки магистров в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический
университет» (ФГБОУ ВО «КНИТУ») по направлению 18.04.01 «Химическая технология». Разработанные магистерские программы «Управление жизненным циклом
нефтехимического предприятия» и «Инженерия бережливых производств продуктов
органического и нефтехимического синтеза» [6] ориентированы на развитие способности к эффективному управлению сложными процессами и производственно-технологической деятельностью предприятий нефтехимии и нефтепереработки. Компетентность выпускников
программ определяется совокупностью организационно-управленческих и
производственно-технологических компетенций.
Производственно-технологические компетенции формируют основу инженерной деятельности и обеспечивают возможность внедрять новые технологические процессы с разработкой нормативов сырья и вспомогательных материалов, топлива и электроэнергии [8], анализировать и контролировать выполнение технологических параметров производства, обосновывать выбор оборудования и режимы его эксплуатации, разрабатывать и реализовывать комплексное использование сырья и материалов, оценивать возможные риски и экономическую эффективность производства, способствовать повышению экологической безопасности производства.
Сформированные организационно-
управленческие компетенции позволят магистрам химической технологии эффективно решать управленческие задачи:
- принятие управленческих решений, способствующих повышению конкурентоспособности производства [8];
- организация работы с персоналом, включая вопросы повышения их квалификации;
- поиск оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества, безопасности жизнедеятельности и экологии [8];
- оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества продукции [8];
- маркетинг и бизнес-планирование выпуска перспективной и конкурентоспособной продукции [8];
- осуществление технического контроля и управления качеством продукции [8].
В соответствии с потребностью подготовки будущих инженеров к решению полипрофессиональных задач было предпринято модульное проектирование учебных планов. С учетом этого содержание обучения магистров включает технологический, экономический и управленческий модули.
Отбор технологических дисциплин предполагал проведение анализа содержания производственно-технологической деятельности инженера в соответствии с основными этапами технологического процесса и видами его сопровождения. В учебные планы магистерских программ были включены следующие дисциплины в объеме 22 зачетных единиц: «Нефтегазовое дело», «Подготовка и переработка
углеводородного сырья», «Технологии производства моторных топлив» [6], «Инженерно-техническое обеспечение процессов органического и нефтехимического синтеза», «Основы и принципы технического регулирования продукции органического и нефтехимического синтеза», «Технология нефтехимического синтеза», «Экологические аспекты бережливых производств» [6;7;9;10].
В блок дисциплин организационно-управленческого профиля, на долю которого приходится 21 зачетная единица, включены дисциплины: «Технологическая структура и хозяйственная деятельность предприятия», «Менеджмент промышленных кластеров», «Жизненный цикл нефтехимического предприятия», «Инженерная деятельность в современном НГХК», «Управление проектами», «Логистические системы нефтехимических комплексов», «Контролинг нефтехимических производств», «Экономическая оценка эффективности проектов», «Инновационная стратегия бережливого производства продуктов органического и нефтехимического синтеза», «Инновационные полигоны
нефтегазохимического комплекса»,
«Организационно-экономическое бизнес-
планирование бережливых производств», «Экономика и коммерциализация
интеллектуальной собственности» [6;7;9;10].
В ходе реализации учебного процесса нашли широкое применение активные и интерактивные формы обучения, такие, как деловая игра, творческое задание, групповые дискуссии, мозговой штурм, интерактивная лекция. Их использование обеспечивает освоение студентами способов профессиональной деятельности через их активное участие в разработке и реализации научно-практических, научно-исследовательских проектов, а также позволяет диагностировать формирование умений командной работы по выработке креативных управленческих решений для повышения эффективности и совершенствованию технологических процессов, интегрирования знаний различных областей науки, аргументирования собственной точки зрения.
Самостоятельная работа студентов является важной частью образовательного процесса и предусматривает как реферативную работу, так и выполнение творческих поисковых заданий. Так, рабочей программой дисциплины
«Инновационные полигоны
нефтегазохимического комплекса»
предусмотрены следующие темы реферативной самостоятельной работы:
— прорывные технологии развития зарубежных компаний НГХК;
— региональные инновационные проекты нефтегазодобывающих компаний России и мира;
— обзор и перспективы производства СПГ в России и мире;
— характеристика центров прорывных технологий в области химической технологии.
Самостоятельная проработка материалов осуществляется в соответствии с предложенными вопросами:
— региональная принадлежность производственного объекта;
— характеристика регионального топливного комплекса;
— перспективы развития инновационного полигона в региональном комплексе;
— характеристика товарной продукции предприятия;
— основные рынки сбыта продукции;
— инновационные технологические и управленческие проекты компании.
Наряду с подготовкой рефератов и презентаций студенты самостоятельно проводят патентный поиск новых технологических решений предприятий (по отраслям нефтегазохимического комплекса) с
предложением управленческих механизмов их реализации (с учетом технологического уровня развития аналога). Тема этого творческого задания - «Поиск технологических инноваций по профилю компании и оценка ее потенциала на рынке Технет»; для анализа предлагаются предприятия различных регионов мира и России.
Большое внимание при реализации подготовки инженеров-управленцев уделяется организации и содержанию всех видов практик. В соответствии с учебным планом обучения предусмотрены следующие виды практики: учебная, научно-исследовательская, в том числе рассредоточенная в семестре, производственная и преддипломная. Задачи, решаемые студентами в период практик, обеспечивают поэтапное выполнение магистерского диссертационного исследования по разработке и внедрению управленческого решения на действующих нефтеперерабатывающих или нефтехимических предприятиях. При проектировании целей и задач практики учитывалась необходимость изучения
технологического процесса как основного, так и вспомогательных производств, а также системы управления производством.
Целью учебной практики является выполнение полного обзора деятельности предприятия: перспективы развития, основные направления деятельности, организационная структура, логистические схемы поставок сырья и готовой продукции, анализ основных задач и организационно-управленческих проблем их решения. Во время технологической практики исследуют конкретный технологический объект (установку, цех, отделение) с точки зрения оценки эффективности функционирования и выявления «узких» производственных мест, устранение которых требует принятия определенных управленческих решений. Выполнение выпускной квалификационной работы студентом предполагает всесторонний анализ
необходимости принятия управленческого решения, проведение его технико-экономического обоснования, оценку перспектив его внедрения с рекомендациями для работодателя.
Заключение. Актуальность разработки и реализации управленческой подготовки магистров химической технологии подтверждают положительные отзывы работодателей и выпускников:
— ежегодное направление отраслевыми предприятиями специалистов - технологов для освоения программ управленческой подготовки в связи с востребованностью таких кадров;
— высокая конкурентоспособность и успешное трудоустройство на рынке труда специалистов, владеющих комплексом управленческих и технологических компетенций [10].
Таким образом, рассмотренный процесс проектирования управленческой подготовки магистров позволяет скоординировать формирование технологических и
управленческих компетенций, обеспечивая их взаимозависимое развитие. Для выпускников магистратуры, ориентированных на
профессиональный карьерный рост, такая подготовка дает возможность претендовать на руководящие должности без освоения дополнительных образовательных программ управленческого профиля.
Литература:
1. Энергетическая стратегия России на период https://docplayer.ru/83702-Energeticheskaya-strategiya-
до 2035 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: rossii-na-period-do-2035-goda.html
2. Идрисов Г.И. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России / Г.И. Идрисов, В.Н. Княгинин, А.Л. Кудрин, Е.С. Рожкова // Вопросы экономики. - 2018. - № 4. - С. 5-25.
3. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России. Экспертно-аналитический доклад [Электронный ресурс]. - Москва. - 2017. - 136 с. - Режим доступа: https://csr.ru/wp-content/uploads/2017/10/novaya-tehnologicheskaya-revolutsiya-2017-10-13.pdf
4. Профессиональный стандарт «Специалист по химической переработке нефти и газа» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.11.2014 № 926н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/indexphp?ELEMENTJD =47635
5. Ахметвалиева А.И. Опыт реализации образовательной программы магистров химической технологии: сборник докладов и научных статей международной сетевой конференции / А.И. Ахметвалиева, Н.В. Котова, М.В. Журавлева // Новые 322 стандарты и технологии инженерного образования: возможности вузов и потребности нефтегазохимической отрасли» - Синергия 2017. -Казань: Изд-во «Бронто», 2017. - 410 с.
6. Казанский национальный исследовательский технологический университет: [сайт] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kstu.ru/servlet/contentblobid=154706
7. Казанский национальный исследовательский технологический университет: [сайт] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kstu.ru/servlet/contentblob?id=140545
8. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 N 1494 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 18.04.01 Химическая
Referent
1. The energy strategy of Russia for the period up to 2035 [Electronic resource]. - Access mode: https://docplayer.ru/83702-Energeticheskaya-strategiya-rossii-na-period-do-2035-goda.html
2. Idrisov G.I. New technological revolution: challenges and opportunities for Russia / G.I. Idrisov, V.N. Knyaginin, A.L. Kudrin, E.S. Rozhkova // Issues of Economics. - 2018. - № 4. - Р. 5-25.
3. The new technological revolution: challenges and opportunities for Russia. Expert and analytical report [Electronic resource]. - Moscow. - 2017. - 136 р. - Access mode: https://csr.ru/wp-content/uploads/2017/10/novaya-tehnologicheskaya-revolutsiya-2017-10-13.pdf
4. Professional standard "Specialist in the chemical processing of oil and gas" Approved by order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated November 21, 2014 No. 926n [Electronic resource]. - Access mode: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-
технология (уровень магистратуры)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.12.2014 N 35129).
9. Журавлева М.В. Опыт подготовки управленческих кадров для предприятий нефтегазохимического комплекса: сборник / А.И. Ахметвалиева, Н.В. Котова // Современные решения научных и производственных задач в химии и нефтехимии / Материалы III Международной конференции. - Казань: Редакционно-издательский центр Школа», 2018. - 949 с. - С. 852-859.
10. Журавлева М.В. Развитие управленческих компетенций будущих инженеров-технологов НГКХ / Н.В. Котова, А.И. Ахметвалиева // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21 -го века: состояние, проблемы, перспективы развития / Материалы 12-ой Международной научно-практической конференции. - 2018. - № 2. - С. 318-322.
11. Зоткин А.О. Компетентностный подход в управлении персоналом [Электронный ресурс] / А.О. Зоткин, Ю.О. Натейкина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - №1 (32). - Часть 2. - С. 85-86. - Режим доступа: https://research-journal.org/economical/kompetentnostnyj-podxod-v-upravlenii-personalom/
12. Осипов П.Н. Инженер как педагог, воспитатель / П.Н. Осипов // Высшее образование в России. - 2008. - № 6. - С. 43-45.
13. Осипов П.Н., Журавлева М.В., Зиннурова О.В. Профессиональное становление молодежи в научно-образовательном кластере нефтегазо химического комплекса: монография / П.Н. Осипов, М.В. Журавлева, О.В. Зиннурова и др. - Казань: РИЦ «Школа», 2015. - 460 с.
14. Шабалин Р.В., Куимова М.В. К вопросу подготовки инженеров в соответствии с задачами непрерывного образования / Р.В. Шабалин, М.В. Куимова // Молодой ученый. - 2015. - № 9. - С. 12171218.
professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/indexphp?ELEMENTJD = 47635
5. Akhmetvalieva A.I. Experience in the implementation of the educational program of Masters in Chemical Technology: a collection of reports and scientific articles of an international network conference / A.I. Akhmetvalieva N.V. Kotova, M.V. Zhuravleva // New 322 standards and technologies of engineering education: university opportunities and the needs of the petrochemical industry. - Synergy 2017. - Kazan: Bronto Publishing House, 2017. - 410 p.
6. Kazan National Research Technological University: [site] [Electronic resource]. - Access mode: http://www.kstu.ru/servlet/contentblobid=154706
7. Kazan National Research Technological University: [site] [Electronic resource]. - Access mode: http://www.kstu.ru/servlet/contentblob?id=140545
8. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated November 21, 2014 No. 1494 "On approval of the federal state educational standard of higher education
in the field of training April 18, 01 Chemical technology (master's level)" (Registered in the Ministry of Justice of Russia on December 11, 2014 No. 35129).
9. Zhuravleva M.V. Experience in the training of managerial personnel for enterprises of the oil and gas chemical complex: collection / A.I. Akhmetvalieva N.V. Kotova // Modern solutions of scientific and industrial problems in chemistry and petrochemistry / Materials of the III International Conference. - Kazan: School Publishing and Publishing Center, 2018. - 949 p. - P. 852-859.
10. Zhuravleva M.V. The development of managerial competencies of future process engineers of the Oil and Gas Complex / N.V. Kotova, A.I. Akhmetvalieva // Higher and secondary vocational education in Russia at the beginning of the 21st century: state, problems, development prospects / Materials of the 12th International Scientific and Practical Conference. - 2018. - № 2. - P. 318-322.
11. Zotkin A.O. Competency-based approach in personnel management [Electronic resource] / A.O. Zotkin, Yu.O. Nateykina // International Research Journal. - 2015. -№ 1 (32). - Part 2. - P. 85-86. - Access mode: https://research-journal.org/economical/kompetentnostnyj-podxod-v-upravlenii-personalom/
12. Osipov P.N. Engineer as a teacher, educator / P.N. Osipov // Higher education in Russia. - 2008. - № 6. - P. 4345.
13. Osipov P.N., Zhuravleva M.V., Zinnurova O.V. Professional formation of youth in the scientific and educational cluster of the oil and gas chemical complex: monograph / P.N. Osipov, M.V. Zhuravleva, O.V. Zinnurova et al. - Kazan: RIC "School", 2015. - 460 p.
14. Shabalin R.V., Kuimova M.V. On the issue of training engineers in accordance with the objectives of continuing education / R.V. Shabalin, M.V. Kuimova // Young scientist. - 2015. - № 9. - P. 1217-1218.
13.00.08 Теория и методика профессионального образования