Научная статья на тему 'Проектирование технологии мониторинга качества учебного процесса в учреждениях начального профессионального образования'

Проектирование технологии мониторинга качества учебного процесса в учреждениях начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование технологии мониторинга качества учебного процесса в учреждениях начального профессионального образования»

6. Захаров И. В. Миссия средневекового университета. - М., 1984.

7. Лазарев В. С. Миссия библиотеки: принципы формулирования // Научные и технические библиотеки. 2000, № 9.

8. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Егоршина. Н. Новгород: НИМБ, 2001.

9. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1991.

10. Российский Гуманитарный энциклопедический словарь: В 3-х т. М.: ВЛАДОС, 2002, Т. 2.

11. Соломанидина Т. Миссия организации // Управление персоналом. 2002, № 3.

12. Справочник директора предприятия / Под ред. М. Г. Лапусты. 6-е изд., испр., измен. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003.

УДК 377.3 ББК74.5

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. П. Масальских, В. А. Федоров

В период становления и развития рыночных отношений, в условиях осуществления реформ образования, реализуемых в условиях многообразия подходов необходим и важен поиск надежных критериев и показателей качества образования. Актуальность проблемы качества профессионального образования обусловлена необходимостью разработки научно-практических основ его обеспечения и развития. В настоящее время к качеству подготовки квалифицированных кадров в системе профессионального образования, в том числе начального, предъявляются повышенные требования. Но кардинально изменить кадровый потенциал и материально-техническую базу учебных заведений быстро невозможно. Наиболее гибким инструментом в деле повышения уровня подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена является рациональное планирование образовательного процесса, разработка системы обеспечения качества обучения на различных его этапах.

Так, В. И. Андреев определяет качество образования «как системную характеристику образования, отраженную в показателях и критериях оценки процесса и(или) результата образовательной деятельности, на основе которых осуществляется оценка степени соответствия реального процесса и(или) ре-

зультата образовательной деятельности в сравнении с идеальной моделью, образовательным стандартам или ожидаемым результатам» [3, с. 7].

Для обеспечения соответствующего качества подготовки будущих квалифицированных кадров необходимо постоянно осуществлять контроль образовательного процесса, а для этого необходим надежный инструментарий контроля и методы, позволяющие объективно оценивать результаты образования, обеспечивать управление им. При этом важно определять не только статическую картину результатов, но и наблюдать весь образовательный процесс в динамике. Планомерное дидактическое отслеживание результатов образовательного процесса, включающего диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности обучаемого, предусматривает разработку комплекса соответствующих показателей и индикаторов, а следовательно, формирование мониторинга качества образования.

В системе педагогического мониторинга осуществляется упорядочение и систематизация потока информации о деятельности образовательного учреждения (ОУ), поступающей из различных источников. Анализ публикаций по проблеме реализации технологичного подхода при организации мониторинга качества обучения [1, 3, 4, 6, 7 и др.] позволяет назвать основные функции мониторинга:

• экспертное оценивание результатов деятельности ОУ по различным аспектам его функционирования;

• отслеживание результатов учебной (образовательной) деятельности обучаемых;

• экспертиза уровня педагогического и управленческого мастерства педагогических кадров;

• корректировка деятельности отдельных звеньев ОУ на основе данных мониторинга, повышение педагогического мастерства педагогов;

• повышение качества решения организационно-управленческих задач на основе выводов, сформулированных в результате мониторинга;

• прогнозирование развития образовательного учреждения на основе данных мониторинга.

Проведенный анализ проблем мониторинга качества в системе начального профессионального образования, позволяет сделать вывод о целесообразности разработки технологии квалиметрического мониторинга качества учебного процесса. Технология квалиметрического мониторинга качества учебного процесса - это целостная система, включающая сбор информации, ее структурирование, анализ, реализацию обратной связи, удобство использования данных для управления, устранения отклонений. При разработке технологии квалимет-рического мониторинга нами был использован метод групповых экспертных оценок, как один из наиболее перспективных экспериментальных методов,

и предложены основные этапы разработки такой технологии для учреждений начального профессионального образования (УНПО) повышенного уровня:

1-й этап - разработка концептуальной модели технологии мониторинга качества образовательного процесса.

2-й этап - разработка квалиметрической модели мониторинга.

3-й этап - формирование критериальной базы мониторинга качества образовательного процесса.

4-й этап - разработка алгоритмов и методик измерений с помощью экспериментально отобранных критериев, математическое обоснование получения обобщенных оценок с применением экспертных методов.

5-й этап - корректировка технологии, критериальной базы, инструментария.

Рассмотрим реализацию отдельных этапов технологии. Создание мониторинговой модели, основанной на квалиметрическом подходе, один из основных этапов предлагаемой нами технологии мониторинга качества обучения. Необходимым условием создания квалиметрической модели мониторинга является ее алгоритмизация. Разработка модели осуществлялась в соответствии со следующими этапами:

1-й этап - целеполагание (разработка модели мониторинга с учетом стратегических задач подготовки квалифицированных кадров в УЕЛО);

2-й этап - ориентировка (выделение основных направлений мониторинга и конкретизация целевых установок каждого направления);

3-й этап - проектирование (определение критериев, показателей и создание необходимого инструментария);

4-й этап - внедрение в практику работы УНПО;

5-й этап - оценивание (оценка эффективности мониторинга);

6-й этап - коррекция (внесение поправок в технологию мониторинга).

Для решения поставленных задач проектирования модели мониторинга

качества обучения в УНПО и, на ее основе, технологии мониторинга, формируется экспертная группа, которая использует аппарат педагогической квали-мет-рии [5, 6 и др.].

Структура УЕЛО повышенного уровня включает две подсистемы: ступень начального профессионального образования и ступень среднего профессионального образования. Эти подсистемы имеют много общего, каждая из них существенно влияет на качество образовательного процесса. Мониторинг необходимо проводить на каждой из ступеней. Анализ ряда исследований [1, 3, 4, 7 и др.] показал, что при разработке технологии мониторинга качества учебного процесса в УНПО повышенного уровня следует решить следующие задачи:

1. Анализ путей обеспечения качества подготовки квалифицированных рабочих на ступени НПО.

2. Анализ путей обеспечения качества подготовки специалистов на ступени СПО.

3. Интеграция путей обеспечения качества подготовки на ступенях НПО и СПО.

4. Разработка обобщенной модели мониторинга качества образовательного процесса.

5. Определение критериальной базы для проведения мониторинга.

6. Отбор показателей для каждого из критериев, входящих в критериальную базу мониторинга.

7. Разработка инструментария для реализации мониторинга качества учебного процесса.

8. Выбор оптимальной методики проведения мониторинга качества учебного процесса.

Информация, обрабатываемая при мониторинге качества учебного процесса, как правило, слабоформализуемая, в связи с чем для ее обработки были применены экспертные методы [6]. Среди них наиболее перспективным является метод групповых экспертных оценок (ГЭО). Применением метода ГЭО обеспечивается квалиметрическая обоснованность отбираемых критериев и показателей для мониторинга качества учебного процесса.

Известно, что в основе метода ГЭО лежат следующие утверждения: в отличие от обычных комиссий в этом методе эксперты работают независимо друг от друга; процедура отбора экспертов, их опроса, разработка анкет и обработка полученных экспертных оценок проводятся по определенному алгоритму; на основе индивидуальных экспертных оценок методами математической статистики получается коллективная экспертная оценка.

Рассмотрим процесс реализации метода ГЭО при определении основных направлений мониторинга качества учебного процесса в УНПО.

1-й этап - подготовительный:

1.1. На уровне учебного заведения принимается решение о проведении мониторинговых измерений качества учебного процесса.

1.2. Разрабатываются программа, положение о проведении мониторинговых измерений, положения об анкетировании, тестировании и др.

1.3. Формируются рабочая и техническая группы, включающие организаторов экспертизы, участников эксперимента и технических работников.

1.4. Составляется план-график проведения эксперимента.

2-й этап - этап работы рабочей и технической групп.:

2.1. Определяются предполагаемые направления мониторинга качества учебного процесса.

2.2. Определяется генеральная совокупность кандидатов в эксперты, для чего разрабатываются анкеты открытого типа для определения участников экспертизы. Из предложенного рабочей группой перечня (12 категорий работников) предлагалось отобрать те категории, которые могут быть привлечены в качестве экспертов.

Для определения наиболее значимых вариантов ответов рассчитывалась валидность анкеты - показатель, характеризующий степень соответствия ее вопросов цели исследования, мода - наиболее часто встречающийся вариант ответов и весовой коэффициент - обобщенный ранг в баллах. По результатам обработки данных из анкеты были исключены варианты ответов на поставленные вопросы, имеющие валидность менее 0,75 (валидность меньше значения 2 / 3=0,66 считается малоудовлетворительной и неудовлетворительной), а также варианты ответов, имеющие низкие показатели по моде и весовому коэффициенту.

Таким образом определено, что генеральная совокупность кандидатов в эксперты для формирования модели мониторинга, должна включать:

• ведущих специалистов отдела профессионального образования Министерства народного образования Удмуртской Республики;

• работников кафедры технологического и профессионального образования Института повышения квалификации и переподготовки работников образования;

• директоров и заместителей директоров учебных заведений системы НПО;

• методистов учебных заведений НПО и опорных республиканских учебных заведений;

• специалистов, работающих на базовых предприятиях, для которых ве дется подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

2.3. Оценка компетентности экспертов и формирование экспертной группы (может проводиться с использованием методов взаимных рекомендаций, само оценки, аргументации и анкетных данных). Нами использовались методы само оценки и анкетных данных. Реализация метода взаимных рекомендаций вызвала затруднения, так как в экспертизе принимали участие специалисты, работающие в разных учебных заведениях, организациях и на разных предприятиях.

2.4. Для обеспечения качественной и квалифицированной экспертизы проектируемой модели мониторинга качества обучения формируется группа «ведущих» экспертов из состава кандидатов в эксперты, имеющих наиболее высокие значения коэффициента компетентности.

3-й этап - этап работы экспертной комиссии.:

3.1. Для определения основных направлений мониторинга в УНПО повышенного уровня и создания модели мониторинга качества обучения учащихся рабочей группой была разработана анкета открытого типа «Формирование ос-

новных направлений мониторинга качества обучения в УНПО повышенного уровня».

Первоначально в анкету было включено 14 предполагаемых направления мониторинга. После обработки анкет, определения валидности, моды и весового коэффициента было отобрано 7 направлений, которые вошли в состав мониторинговой модели качества учебного процесса в УНПО повышенного уровня:

• качество инженерно-педагогических кадров, повышение их квалификации.

• обучаемость и мотивация учащихся, поступающих в учебное заведение (ступень НПО) и продолжающих учебу в СПО.

• общие показатели и качество материально-технической базы учебного заведения.

• качество комплексно-методического обеспечения профессий.

• результативность учебного процесса.

• результативность воспитательного процесса.

• инновационная деятельность в учебном заведении.

3.3. Далее определяется согласованность индивидуальных экспертных оценок и вычисляется коллективная экспертная оценка.

3.4. Проводится обсуждение результатов экспертизы.

4-й этап - заключительный.

Проводится анализ результатов проведенной экспертизы и принимается решение о совокупности основных направлений мониторинга качества обучения учащихся в УПНО, разрабатывается модель (рисунок).

Следующим этапом в организации мониторинга качества учебного процесса является формирование критериальной базы для каждого из компонентов модели мониторинга. Ю. К. Чернова [7] отмечает, что критерий - это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация.

Главное назначение критерия - его использование для оценки состояния и динамики учебно-воспитательного процесса. Критерии должны обеспечивать возможность определения эффективности профессионального обучения, быть немногочисленными, ясными, доступными для понимания, сопровождаться специальными и достаточно простыми методиками. Критерии должны быть сравнимыми, объективными, содержать существенно важные показатели и обладать устойчивостью на определенном отрезке времени. Однако при конструировании и применении критериев в педагогике - встречаются большие затруднения при их формализации. Для формирования комплекса критериев необходимо использовать сложные многошаговые процедуры, неотъемлемой частью которых является экспертный метод.

Модель мониторинга качества учебного процесса в учебных заведениях начального профессионального образования повышенного уровня.

Качество подготовки учащихся в УНПО повышенного уровня оценивалось с использованием комплекса критериев, определяемых по каждому из направлений модели мониторинга. Поскольку система профессионального образования во все большей степени ориентируется на возрастающий общественный спрос, на качественное профессиональное обучение, на интересы работодателей, в комплексе критериев определенное место должны занимать требования, предъявляемые заказчиком. В связи с этим возникает проблема определения числа критериев. Для формирования комплекса критериев, необходимого и достаточного их количества, нами также был использован метод групповых экспертных оценок. При формировании критериальной базы для организации мониторинга учебного процесса в УНПО различного уровня, нами был использован следующий алгоритм:

• установка предполагаемых критериев в соответствии с конкретными целями каждого направления мониторинга;

• определение показателей, конкретизирующих каждый из критериев;

• определение необходимого и достаточного числа критериев методом ГЭО;

• оценивание каждого из критериев (показателей) на качественном или количественном уровнях.

В качестве примера рассмотрим процесс реализации мониторинга по отдельным направлениям мониторинговой модели.

Направление «Общие показатели и материально-техническая база учебного заведения».

Знание общих показателей позволяет более обоснованно подойти к решению проблем обеспечения материально-технической базы учебного заведения. Общеизвестно, что квалифицированные кадры и высокий уровень материально-технического обеспечения учебного процесса являются важнейшими факторами, способствующими достижению требуемого качества обучения. Формирование критериальной базы для мониторинга общих показателей и материально-технического обеспечения учебного заведения также проводилось с использованием метода ГЭО. В результате анализа результатов анкетирования были выделены три критерия:

• кадровый потенциал учебного заведения;

• контингент обучаемых;

• обеспеченность учебного процесса.

Показатели по каждому критерию также определялись с помощью экспертов и были согласованы с Министерством народного образования Удмуртской Республики и членами президиума Совета директоров УНПО УР (табл. 1).

Таблица 1

Мониторинг общих показателей и материальнотехнической базы учебного заведения

Критерии Показатели

1 2

Кадровый потенциал Количество руководящих кадров (на 10 преподавателей); Количество преподавателей (на 30 учащихся); Средний стаж работы преподавателей; Количество мастеров п/о (на 30 учащихся); Средний стаж работы мастеров п/о; Средний возраст преподавателей; Средний возраст мастеров п/о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контингент обучаемых План приема на 1-й курс; Фактически принято на 1-й курс; Количество профессий; Количество учебных групп НПО: 1-3-й курс; Количество учебных групп СПО; Общее количество учащихся; Отсев учащихся (в % от общего числа учащихся)

Окончание табл. 1

1 2

Обеспеченность учебного процесса Количество учебных кабинетов (на 30 учащихся); Количество учебных мастерских (на 30 учащихся); Число рабочих мест в мастерских (в % от потребности); Количество баз практики; Количество спортивных сооружений; Количество компьютеров (на 100 учащихся)

Направление «Результативность учебного процесса».

Контроль и оценка профессиональных знаний, умений учащихся УНПО -важная составная часть образовательного процесса и необходимое условие оценки его качества. Результаты обучения должны соответствовать заданным нормам и требованиям.

Без педагогического анализа невозможно на научной основе определять задачи, прогнозировать, организовывать, регулировать деятельность педагогического коллектива. Важно проследить динамику формирования у обучающихся профессиональных знаний, умений и навыков, установить уровень обученности и профессиональной подготовки выпускников, адекватность этого уровня требованиям ГОС НПО, рынка труда, работодателей. В процессе целенаправленной систематической контрольно-оценочной деятельности преподаватель (мастер производственного обучения) получает возможность:

• оценить глубину и объем усвоенного учащимися материала;

• определить, умеют ли обучающиеся применять знания по предметам профессионального цикла на занятиях производственного обучения;

• установить, как обучающиеся оперируют основными понятиями, законами и т. п.;

• скорректировать учебный процесс, конкретизируя задачи, формы и ме тоды обучения, опираясь на полученную информацию, индивидуализировать работу учащихся с ориентацией на требования ГОС НПО;

• стимулировать познавательную активность учащихся.

Анализ состояния вопроса, результаты экспертизы, позволили включить в критериальную базу для мониторинга результативности учебного процесса ряд критериев, которые представлены в табл. 2.

Направление «Результативность воспитательного процесса». Цель этого мониторинга - получение целостного представления о личности обучаемого. В вопросах оценки качества воспитательного процесса рассматривается оценка по результату и оперативная оценка хода процесса.

Таблица 2

Критериальная база для результативности учебного процесса

Критерии Показатели

Познавательная активность и профессионализм учащихся - организованность; - специальная компетентность; - креативность; - предприимчивость; - участие в олимпиадах, конкурсах профмастерства; - подготовка творческих работ

Качество обучения по предметам теоретического цикла (ступень НПО) - успеваемость; - средний балл

Результаты промежуточной аттестации учащихся (ступень СПО) - средний балл (экзамен по дисциплине); - средний балл (выполнение контрольных работ); - зачеты по дисциплинам (% сдавших с 1-го раза, в срок)

Результаты поэтапной аттестации учащихся в учебных мастерских или на производстве (ступень НПО) - процент учащихся успешно прошедших аттестацию; - коэффициент овладения практическими умениями; - коэффициент производительности

Результаты итоговой аттестации учащихся - процент учащихся, получивших дипломы с отличием; - процент учащихся, получивших установленный разряд; - процент учащихся, получивших повышенный разряд

При этом выдвигались требования: устойчивости и дифференцированнос-ти эмоциональных отношений педагогов и учащихся; повышения степени самодеятельности учащихся в ситуации взаимодействия (тенденция преобразования ситуации воспитания в ситуацию самовоспитания); к изменению условий развития личности учащегося в воспитательной системе в сторону улучшения, к степени включенности его в процесс развития воспитательной системы; к благополучию взаимоотношений внутри воспитательной системы, взаимоотношений отдельных субъектов системы с представителями внешнего окружения.

Проведение мониторинга осуществлялось по следующим критериям результативности воспитательного процесса, определенных на основе экспертных методов:

1. Количество правонарушений учащихся.

2. Отсев учащихся из учебного заведения.

3. Потребность в повышении уровня образованности (количество учащихся, желающих обучаться в СПО и ВПО).

4. Анализ массовости и систематичности участия учащихся в различных мерочприятиях.

5. Качество организации досуговой деятельности.

6. Анализ эффективности работы классного руководителя.

7. Степень комфортности в УЗ для педагогов и учащихся.

8. Уровень воспитанности учащихся.

9. Уровень конфликтности.

10. Коррекция межличностных отношений (педагог - педагог, педагог -учащийся, учащийся - учащийся).

11. Возможности творческой реализации для педагогов и учащихся.

Психологической службой лицея успешно были решены задачи по определению важных личностных качеств учащихся, необходимых для овладения той или иной профессией, по отслеживанию уровня их развития на протяжении всего срока обучения. Мониторинг профессионального становления включает и отслеживание успеваемости, посещаемости учащихся, но очень важно проследить изменения личностных качеств и способностей. Перед нами стояло две задачи:

• подобрать диагностический инструментарий и выявить характерные психологические особенности учащихся;

• проследить динамику изменений этих качеств на протяжении всего срока обучения, и особенно важно в течении первого учебного года.

Каждый критерий и параметр диагностировался определенной методикой. При подборе методик особое внимание уделялось тому, чтобы они были простыми, информативными, легко обрабатывались.

На следующем этапе необходима работа по созданию методических материалов. Каждое из направлений должно быть обеспечено простым и надежным инструментарием оценки и анализа каждого показателя, методическими рекомендациями по организации и проведению мониторинга.

Мониторинг может осуществляться на различных уровнях, поэтому при необходимости методические рекомендации для организации мониторинга по направлениям, обозначенным в модели, разрабатываются в двух вариантах:

• дифференцированный, предназначенный для использования внутри УНПО (для группы в целом, для отдельных учащихся или педагогов);

• обобщенный, предназначенный для внешней системы (сравнение групп, сравнение училищ, например, в системе МНО УР).

При осуществлении учебно-познавательной деятельности часто движутся вперед, не подвергая анализу сделанное. Предлагаемый подход, не претендуя на полноту и бесспорность, позволил отчасти разрешить проблему разработки критериальной базы для проведения мониторинга в учреждении начального

профессионального образования, обеспечить непрерывное отслеживание состояния учебного процесса и получить материал для прогнозирования развития учебного заведения.

Системный мониторинг параметров учебного процесса позволил создать банк данных и иметь информацию о тех мероприятиях, которые влияют на качество обучения высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в учебном заведении. Данные, получаемые в ходе мониторинга, позволяют осуществлять своевременную корректировку процесса обучения. Внедрение предлагаемой технологии мониторинга качества учебного процесса в Машиностроительном лицее № 8 г. Ижевска позволило повысить эффективность образовательной деятельности. Подтверждением сказанного является то, что при подведении итогов социально-экономического соревнования между учебными заведениями Удмуртской Республики в 2002 г. Машиностроительный лицей № 8 занял первое место.

Использование различными учебными заведениями одной и той же технологии и методики организации мониторинга качества учебного процесса позволит на республиканском уровне осуществлять диагностику его состояния и в течение продолжительного времени наблюдать за качеством функционирования образовательной системы, грамотно управлять проводить сравнительный анализ результатов деятельности различных учебных заведений.

Литература

1. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. - СПб.: Образование - культура, 1998.

2. Масальских С. П. Технология организации квалиметрического мониторинга качества обучения в учреждениях начального профессионального образования. // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. Материалы Всерос. науч.-практ. конф.:

Ч. 2. - Челябинск: Изд-во Образование, 2002.

3. Педагогический мониторинг качества образования / Под ред. В. И. Андреева. - Казань: Изд-во КГУ, 1999.

4. Субетто А. И., Селезнева Н. А. Комплексный мониторинг «Российское гражданское общество и образование (концептуальное изложение авторского подхода)» / Шестой симпозиум «Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Проблемы создания комплексного мониторинга качества образования в России «Книга 1. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. - 61 с.

5. Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. Екатеринбург: Издательство Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 2001.

6. Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. - М.: Педагогика, 1989.

7. Чернова Ю. К. Квалитативные технологии обучения: Монография. -

Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 1998.

8. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. - М.: Педагогическое общество России, 1998.

УДК Ч 448.624 ББК 378.4:33:51

НЕПРЕРЫВНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

И. Н. Пирогова

Осознание необходимости перестройки образования в свете изменения его роли и задач в жизни общества и отдельных граждан приводит к мысли о создании и внедрении новой парадигмы образования с большей ориентацией на личность, на удовлетворение потребности в получении качественного образования, в том числе математического, с использованием различных моделей обучения. В качестве приоритетной все чаще выбирается многоуровневая система образования, дающая возможность студенту выходить из системы и входить в нее на разных этапах обучения, позволяющая строить индивидуальную траекторию обучения, способная дать образование в соответствии с требованиями времени [3].

Если раньше экономистов готовили либо для преподавания в ВУЗах и техникумах, либо для расчетно-калькуляционной, бухгалтерской работы, то теперь они должны принимать решения, от последствий которых зависит судьба многих людей, связанных с данной фирмой, отраслью. А это требует не только большей ответственности, но и другого образа мышления. В настоящее время и в учебных планах, и в практике их реализации имеются две почти не пересекающиеся тенденции: усвоение основных понятий и категорий экономики и овладение новыми для традиционной экономики формальными математическими методами.

Одна из задач высшей школы связана с повышением качества преподавания высшей математики. Роль этой дисциплины в процессе подготовки специалистов по экономике и в прежние времена была очень значительной, а при нынешних рыночных отношениях в экономике эту роль трудно переоценить. Свя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.