УДК 687. 12
Л. Ю. Махоткина, О. И. Голованева
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЧУВАШСКОГО ОРНАМЕНТА
Ключевые слова: полимерные материалы, проектирование одежды, трансформация первоисточника, чувашский
орнамент, конструкция изделия.
При проектировании современной одежды из натуральных полимеров возможно использование метода трансформации первоисточника. Рассмотрены примеры трансформации чувашского орнамента и выявлена возможность использования орнамента в конструкции современных швейных изделий.
Keywords: polymeric materials, designing clothes, transformation of the original source, Chuvash ornament.
When designing modern clothes made from natural polymers can be used a method of transforming a first source. Examples of transformation Chuvash ornament considered. Ability to use ornament to design modern clothes identified.
Проектирование современной одежды рассматривается как процесс создания нового образца костюма или отдельного предмета одежды с определенными, заданными свойствами, которые вытекают из переосмысления и переработки потребностей человека и общества [1].
Перспективное проектирование включает много различных понятий, связанных с формой, силуэтом и стилем костюма, творческими методами и источниками, современными тенденциями в моде, материаловедением, технологии и конструктивными приемами в проектировании одежды.
Тем самым повысить
конкурентоспособность изделий легкой
промышленности в настоящее время возможно различными путями: изменением конструкции изделия, применением нового оборудования, технологии обработки деталей и сборки конструктивно-технологических узлов, созданием новых текстильных, нетканых, натуральных и искусственных полимерных материалов и. соответственно, возможностью придания им новых, заданных свойств.
На сегодняшний день в современном проектировании одежды уже используется оптоволокно, молочный протеин, полимеры. Самые неординарные дизайнеры такие, как Пако Рабанн уже давно практикуют изготовление одежды из алюминия и стекла.
Надо отметить, что чем более модернизируются ткани и конструкции одежды, тем большим спросом пользуются натуральные и «природные» полимерные волокна, такие как лен, хлопок, шерсть. Человек давно использует природные полимерные материалы в своей жизни, в том числе и в изготовлении одежды.
Однако в последнее время отметилась тенденция к новому направлению в моде - эко-фэшн, где экологически чистые материалы используются и в одежде, и в предметах быта. Органические полимерные волокна имеют ряд преимуществ перед другими тканями, так они обладают высокой упругостью, хорошей формоустойчивостью и высокими теплозащитными свойствами, имеют большой срок носки. По мнению
специалистов в ближайшем будущем из льноволокна, шерсти и их смесей с другими полимерными волокнами будет производиться до 70% текстильных изделий [2].
В условиях массового производства наиболее востребованными являются смесовые ткани, к примеру, лен с хлопком, лен с полиэфирными волокнами. Одним из инновационных направлений в развитии производства новых материалов, отвечающих тенденциям моды, является модификация (котонизация) льняного и шерстяного волокон. Данная методика позволяет получать хлопко или шерстоподобное волокна из низкономерного сырья, в основном отходов очеса, трепания, вытряски. Это дает возможность расширить сырьевую базу натуральных полимерных волокон и заменить на более дешевое экологичное сырье. При этом расширится ассортимент текстильных изделий и увеличится объем их выпуска [3].
На кафедре конструирования швейных изделий Ивановской государственной текстильной академии проведен анализ технологических свойств подобных инновационных материалов. Данное исследование показало, что они пригодны для проектирования и изготовления одежды различного ассортимента в условиях швейного производства.
Нельзя забывать, что костюм, будучи частью предметного мира, всегда является отражением культурного, социального и экономического уровня развития человеческого общества [4].
Развитие современных костюмных форм невозможно без обращения к традициям национального костюма, который вносит
своеобразный колорит в работу по проектированию современных моделей одежды. Национальные мотивы, трансформированные в современный костюм, способствуют обогащению и развитию современных приемов и методов проектирования одежды.
На основе выявленных признаков можно заключить, что национальная культура неисчерпаема, при этом каждый народ имеет свои самобытные черты в костюме - орнаментальное и
цветовое решения, уникальные виды одежды, особенности их кроя, способы изготовления и декорирования.
Этнический стиль регулярно присутствует в коллекциях многих современных дизайнеров, поражая яркостью образов, экзотикой цветовых сочетаний и декора, сочетая их с несомненной комфортностью и функциональностью изделий, что свойственно народной культуре. В основе системной методологии проектирования
современной одежды находится традиционный национальный костюм, а на его основе строятся проектно-конструкторские решения [5].
Одним из основных компонентов национального костюма как первоисточника можно считать орнамент. Именно орнамент легко узнаваем в национальной одежде, в том числе и чувашского костюма. Являясь основой народного искусства, орнамент во многом определяет традиции этноса.
Чувашский орнамент занимает достойное место среди большого разнообразия орнаментов народов мира. В искусствоведении орнамент рассматривается как украшение, само слово понимается как узор, построенный на ритмическом чередовании геометрических или изобразительных фигур. С каждым годом интерес к чувашскому орнаменту, семантике, эволюции непомерно растет. К числу традиционных узоров, на протяжении столетий использовавшихся в чувашском декоративно-прикладном искусстве, относится узор, изображавший древо жизни с симметрично расположенными на нем или около него священными птицами.
Обычно птицы располагаются в орнаменте по центральной оси, состоящей из антропоморфной фигуры, что изображено на декоративных керамических изделиях на рисунке 1.
Рис. 1 - Изображение образа священной птицы в чувашском орнаменте
На основе анализа орнаментальных композиций стало очевидно, что чувашские геометрические орнаменты, основанные на прямых линиях и углах, достаточно хорошо могут преобразовываться в конструкцию швейного изделия. В этом случае каждая геометрическая форма орнаментальной композиции имеет определенную смысловую нагрузку. Так одни орнаментальные формы располагаются в области груди, закрывая при этом нагрудную выточку, другие в свою очередь подчеркивают линию талии, бедер, визуально расширяют или уменьшают ширину спины. Благодаря такой конструкции
можно визуально уменьшить или увеличить объем бедер, груди, добиться гармонизации изделия на фигуре. Форма и геометрическая сущность орнамента помогают создать оригинальную линию низа изделия, оригинальный покрой рукава, лацканов, карманов, воротников, манжет, кокеток.
Рис. 2 - Преобразование конструкцию поясного изделия
орнамента в
В процессе данного эксперимента выявлены особенности построения конструкций изделий. Один из примеров преобразования орнамента в конструкцию юбки показано на рисунке 2.
При применении такого метода построения конструкции нет необходимости соединения боковых и плечевых срезов, так как они лишь визуально дробят и нарушают целостность орнамента. Данная методика построения конструкции позволяет использовать элементы орнамента как детали кроя. Варианты модельных конструкций плечевых изделий представлены на рисунке 3.
г 1 { ^
Г /
Т" и
г-
Рис. 3 - Модельные конструкции изделий на основе чувашского орнамента
На основе проведенного эксперимента выявилась возможность трансформации
орнаментальных композиций в конструкцию швейных изделий. На основе данного метода разработана коллекции моделей одежды, с учетом особенностей композиции чувашского орнамента. По условиям эксплуатации, модельно-конструктивным признакам и употреблению коллекция состоит из пальто, платьев, юбок, корсетов, накидок, палантинов. Для изготовления данных моделей возможно применение разнообразных природных полимерных материалов.
Знания, полученные в работе с данным творческим источником, насыщают современный костюм эмоциональной выразительностью, по-новому выраженной художественной образностью, своеобразным колоритом, использованием полимерных материалов и современными оригинальными приемами декорирования.
Подобные исследования могут послужить фундаментальной базой в разработке методики художественного проектирования современной одежды из полимерных материалов.
Литература
1. Андросова Э.М. Основы художественного проектирования костюма : учебное пособие / Э.М. Андросова. - Челябинск : Издательский дом «Медиа-Принт», 2004. - 184 с.
2. Понажев В.П. Состояние и перспективы производства льна-долгунца в России. / В.П. Понажев // Материалы Международной научно-практической конференции «Наука, сельское хозяйство и промышленность - пути развития и ожидаемые результаты». 2008, 11-13 марта, Вологда, С. 62-73.
3. Стокозенко В.Г. Модифицированное льноволокно -перспективное сырье для расширения ассортимента одежных и бельевых тканей. / В.Г. Стокозенко, А.П. Морыганов, Т.М. Филиппова, К.Е. Разумеев // М. Ж. «Швейная промышленность» 2012. № 3, С. 32-34.
4. Нуржасарова М.А. Методика проектирования современной одежды на основе традиционного национального костюма. / М.А. Нуржасарова, Е.Х. Меликов, Л.К. Шильдебаева // М. Ж. «Швейная промышленность». - 2003. № 5, С. 40-41.
5. Смирнова М.Р. Разработка основ проектирования одежды из тканей, содержащих котонизированный лен. / М.Р. Смирнова, Е.В. Кузьмичев // Материалы Международной научно-практической конференции «Льняной комплекс России. Проблемы и перспективы» 2001, 1-3 марта, Вологда, 127 с.
6. б.Гаврилова О.Е., Коваленко Ю.А., Гарипова Г.И., Использование полимерных композитов в производстве комплексных материалов для изготовления изделий в легкой промышленности // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - №10. - С. 262 -264.
7. 7.Гаврилова О.Е., Никитина Л.Л., Коваленко Ю.А. Перспективы развития исследований полимерных и композиционных материалов в современной химической и легкой промышленности // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. -№6. - С. 127 - 129.
© Л. Ю. Махоткина.- д.т.н., профессор, зав. каф. конструирования одежды и обуви КНИТУ, [email protected], О. И. Голованева - к.п.н., доцент, зав. каф. «КТШИ» ЧГПУ им. Яковлева.