Жанр сказок, которые когда-то бытовали в устной форме, передаваясь в народе из уст в уста, предполагает обязательное влияние языковой личности самого рассказчика на озвучиваемый текст. Это объясняет наличие определенных авторских экспрессивно-окрашенных слов, использование единиц, свойственных живой разговорной речи. Возможно, поэтому некоторые сказочные звукоподражания, выделенные в ходе анализа, в такой форме нигде больше не встречаются.
Некоторые калмыцкие звукоподражания и звукоподражательные слова передаются авторами-переводчиками как междометия, теряя при этом свой звукоподражательный характер, это создает трудности в определении частеречной принадлежности подобных слов.
Анализ текстов калмыцких, русских и якутских сказок показал, что художественная речь - это основная сфера употребления звукоподражаний, в которой они часто встречаются. Максимальное воздействие на слушателей достигается путем создания в фольклорных текстах ярких образов и картин, что становится возможным при использовании экспрессивных, оценочных слов и звукоподражаний.
Использованные источники:
1. Калмыцкие сказки: сборник на калм. яз. / Сост. В.Д. Бадмаева. Элиста: Издательский дом «Герел», 2009. 440 с.
2. Калмыцкие народные сказки / под ред. И.К. Илишкина, У.У. Очирова. Элиста: Калмгосиздат, 1962. 331 с.
3. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. В 3 т. М.: Наука, 1985-1986.
4. Якутские народные сказки / Сост. В.В. Илларионов, Ю.Н. Дьяконова, С.Д. Мухоплева и др. Новосибирск: Наука, 2008. 462 с.
УДК 364.075.2
Гонторук Ю.С. студент 4 курса факультет социальных наук направление подготовки «Социальная работа» Россия, Амурская область, г. Благовещенск
Щека Н.Ю., к.соц.н.
доцент
кафедра «Социальная работа» Амурский государственный университет Россия, Амурская область, г. Благовещенск ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ НА ПРИМЕРЕ МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ АМУРСКОЙ
ОБЛАСТИ
Статья посвящена теме проектирование социальной работы с инвалидами на примере министерства социальной защиты Амурской области. Авторы раскрывают тему через проведение оценки
эффективности социальной программы, реализуемой социальным учреждением.
Ключевые слова: оценка эффективности; подпрограмма; проектирование социальной работы с инвалидами; учреждения социальной защиты населения.
Article is devoted to a subject design of social work with disabled people on the example of the ministry of social protection of the Amur region. Authors open a subject through carrying out an assessment of efficiency of the social program realized by social establishment.
Keywords: efficiency assessment; subprogramme; design of social work with disabled people; establishments of social protection of the population.
Проектирование - это эффективное средство освоения всех видов научной и оперативной информации, инновационный способ относительно обособленной, целостной деятельности, метод решения организационных и социальных проблем.
Проведение оценки эффективности социальных программ принадлежит к востребованному направлению проектирования социальной работы с инвалидами. Конкретным примером является проведение оценки эффективности подпрограммы «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов в Амурской области», реализуемой министерством социальной защиты населения этого региона.
В Российской Федерации насчитывается более 13 миллионов инвалидов, что составляет более 9 % населения нашей страны. Амурская область по уровню первичной инвалидности как взрослого, так и детского населения среди субъектов Дальневосточного федерального округа занимает 2 место [1].
В силу сложившихся обстоятельств в Амурской области проблемы по созданию благоприятных условий для обеспечения жизнедеятельности инвалидов, их реабилитации и социальной интеграции заслуживают особого внимания. Анализируя спектр проблем, связанных с организацией жизнедеятельности инвалидов, можно сделать вывод, что одной из глобальных проблем является их вынужденная изолированность. Одним из основных факторов, обусловливающих изолированность граждан, прежде всего из числа маломобильных групп населения является неприспособленность объектов социальной инфраструктуры к нуждам инвалидов и, как следствие, низкая доступность жизненно важных услуг.
Для решения обозначенных проблем, в 2010 году постановлением Правительства Амурской области от 30.12.2010 № 745 была утверждена долгосрочная целевая программа «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов в Амурской области на 2011-2015 годы». В 2012 году данная программа вошла в качестве подпрограммы «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов в Амурской области на 20122016 годы» (далее - подпрограмма) в долгосрочную целевую программу
«Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Амурской области на 2012-2016 годы», утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2011 № 606.
С 2014 года данная программа вошла в качестве подпрограммы «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов в Амурской области» государственной программы Амурской области «Развитие системы социальной защиты населения Амурской области на 2014-2020 гг.», утверждённой постановлением Правительством Амурской области от 25.09.2013 № 444 [2].
Цель подпрограммы - обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Амурской области.
Определённым алгоритмом реализации цели подпрограммы являются её задачи:
1) Совершенствование нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Амурской области.
2) Повышение уровня доступности и качества приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Амурской области.
3) Повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Амурской области.
4) Информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Амурской области.
5) Преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Амурской области [2].
В целях уточнения, операционализации и актуализации изучаемой проблемы в апреле 2015 года, нами было проведено социологическое исследование: «Эффективность реализации подпрограммы «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов в Амурской области». Исследование проводилось в виде экспертного опроса (анкетирования) работников министерства социальной защиты населения Амурской области (г. Благовещенск, ул. Шимановского, д. 8) на рабочем месте.
Всего было опрошено 32 респондента. Из них 80 % работников являются специалистами по социальной работе, 20 %, имеющие иные специальности: экономисты, юристы и другие. Средний стаж работы респондентов составил 5-10 лет. Должность в отделе: 65 % - главные
специалист-эксперт; 20 % - ведущий специалист-эксперт; 15 % - другие должности, например ведущий консультант, экономист.
Инструментом экспертного опроса является разработанная нами балльная система эффективности, в соответствии с которой эффективность может быть определена как низкая, условная, средняя и высокая.
Вопросы об оценке эффективности реализации подпрограммы были сформулированы исходя из поставленных перед ней задач.
Шкала оценки эффективности включала в себя:
A) 10 % - 30 % (средний процент равен 20 %, то есть (10+30)/2=20)
Б) 30 % - 50 % (средний процент равен 40 %, то есть (30+50)/2=40)
B) 50 % - 80 % (средний процент равен 65 %, то есть (50+80)/2=65)
Г) 80 % - 100 %(средний процент равен 90 %, то есть (80+100)/2=90)
Таким образом, дифференциация оценки эффективности подпрограммы
подразделяется на:
1) Высокую эффективность можно определить, если большинство ответов респондентов под буквой Г), то есть здесь максимальный балл равен 450.
2) Средняя эффективность. Если специалисты выбрали ответ под буквой В), то есть здесь максимальный балл равен 325.
3) Условная эффективность. Если специалисты дали ответ под буквой Б), то есть максимальный балл равен 200.
4) Низкая эффективность. Если специалисты выбрали ответ под буквой А), то есть максимальный балл равен 100.
Анализ полученных эмпирических материалов позволит сформулировать следующие выводы:
Одной из задач подпрограммы является совершенствование нормативно- правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Амурской области. По мнению всех работников, эта задача реализована на 30 % - 50 %.
В соответствии с поставленной задачей подпрограммы, а именно повышение уровня доступности и качества приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Амурской области, эта задача с точки зрения всех специалистов также реализована на 30 % - 50 %.
Важнейшей задачей подпрограммы является повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Амурской области. Здесь мнения респондентов разошлись: 50 % утверждают, что эта задача реализована на 10 % - 30 %; 30 % считают, что на 30 % - 50 %, остальные 20 % выбрали ответ 50 % - 80 %.
Помимо уже обозначенных задач в данной подпрограмме имеется такая задача, как информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Амурской области. 60
% респондентов оценивают реализацию этой задачи на 30 % - 50 %, а 40 % специалистов на 50 % - 80 %.
Немаловажной задачей подпрограммы является преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Амурской области. 100 % опрошенных специалистов ответили, что эта задача реализована на сегодняшний день на 50 % - 80 %.
Таким образом, исходя из ответов экспертов, можно определить, что на сегодняшний день подпрограмма и её основные задачи реализованы примерно на 30 % - 50 %,то есть это соответствует условной эффективности потому что данная подпрограмма достаточна новая, имеющая высокий потенциал эффективности в разрешении социальных проблем инвалидов.
В заключении хотелось бы отметить, что развитие социального проектирования в социальной работе с инвалидами является актуальным на сегодняшний день, поскольку он позволяет повысить результативность и эффективность работы учреждений социального значения в решении социальных проблем.
Использованные источники:
1. Актуальные проблемы инвалидности в Российский Федерации / под ред. Л.П. Гришина. - М.: ЦБНТИ Минсоцзащиты населения РФ, 2005. - 124 с.
2. Подпрограмма «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов в Амурской области» [Электронный ресурс] // Министерство соц. защиты населения Амурской области: офиц. сайт. - 2015. - Режим доступа : http://szn.amurobl.ru/. - 25.04.2015.
УДК 657.2
Горкин А.И., к.с.-х.н. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Северный (Арктический) федеральный университет
им. М.В. Ломоносова Россия, г. Архангельск НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ: ПРИНЦИПЫ И ВАРИАНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ TAX ACCOUNTING: PRINCIPLES AND MANAGEMENT OPTIONS В статье рассматриваются вопросы организации налогового учета, грамотное ведение которого позволяет обеспечить соблюдение налогового законодательства и исчисление и уплату налоговых платежей. Техника ведения налогового учета зависит от масштабов деятельности организации, взаимосвязи налогового и бухгалтерского учета, от применяемого программного обеспечения. Ключевые слова: налоговый учет, бухгалтерский учет.
The article deals with the organization of tax accounting, competent management which ensures compliance with tax laws and the calculation and payment of tax