Научная статья на тему 'Проектирование содержания учебника по педагогике'

Проектирование содержания учебника по педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМЕНЕВТИКА ДЕТСТВА / CHILDHOOD HERMENEUTICS / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗРОСЛЕНИЕ / SOCIAL GROWING / МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРЕФИГУРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ / INTER-GENERATIONAL RELATIONS IN PREFIGURE-CULTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фиофанова Ольга Александровна

В статье рассматриваются проблемы проектирования содержания профессионального педагогического образования в условиях его модернизации и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Предлагается новый научно-методический подход к проектированию содержания учебника по педагогике в контексте герменевтики современного детства. Рассматриваются инновационные формы организации учебных диалогов студентов в контексте герменевтики детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing of the maintenance of textbook on pedagogics

In article problems of designing of the maintenance of professional pedagogical education in the conditions of its modernization and introduction Federal state educational standards of new generation are considered. The scientifically-methodical approach to designing of the maintenance of the textbook on pedagogics in a context of a hermeneutics of modern childhood is offered. Innovative forms of organization of educational dialogues of students in a context of a hermeneutics of childhood are considered.

Текст научной работы на тему «Проектирование содержания учебника по педагогике»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2013. № 2

РЕАЛИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНИКА ПО ПЕДАГОГИКЕ

О.А. Фиофанова

(Центр гуманной педагогики МГПУ; e-mail: fiofanova@mail.ru)

В статье рассматриваются проблемы проектирования содержания профессионального педагогического образования в условиях его модернизации и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Предлагается новый научно-методический подход к проектированию содержания учебника по педагогике в контексте герменевтики современного детства. Рассматриваются инновационные формы организации учебных диалогов студентов в контексте герменевтики детства.

Ключевые слова: герменевтика детства, социальное взросление, межпоколенные отношения в префигуративной культуре, профессиональное педагогическое образование.

Основные вопросы модернизации педагогического образования можно разделить на вопросы организации и регулирования педагогической деятельности учителя и вопросы, связанные с содержанием его подготовки. Данная статья отражает опыт проектирования содержания учебного пособия по педагогике для вузов в контексте герменевтики детства как смыслообразующей основы педагогической деятельности [1, 2].

Являясь членом учебно-методического объединения вузов России по психолого-педагогическому образованию, осмысляя с коллегами на заседаниях УМО принципы и технологии проектирования образовательных программ на основе ФГОС ВПО нового поколения, приходим к выводу о необходимости проектирования содержания учебных пособий по педагогике на принципиально новых основаниях.

В настоящее время происходит переход к содержанию образовательных программ, построенных на компетентностном (competence-based) и результативном (outcome-based) подходах. Все компетенции учителя центрированы относительно фигуры ребенка. Это означает, что герменевтика детства является смыслообразу-

ющей основой педагогической деятельности. Без понимания ребенка как субъекта образовательного процесса педагог не способен ни создать безопасную образовательную среду, ни выстроить развивающее взаимодействие с ребенком, ни организовать инновационный проект в образовательном пространстве.

Если сфокусировать внимание на посреднической роли педагога между миром взрослости и миром детства, то в центре окажется проблема межпоколенных отношений. В XX в. обострилась проблема единства культур, ранее культура не делилась на "детскую" и "взрослую" (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, одинаково танцевали и т.п.), в современный период у различных поколений появились серьезные отличия в ценностных ориентациях, в моде, в способах коммуникации и образе жизни в целом.

Общечеловеческую характеристику взаимодействия поколений дает М. Мид [3]. В истории человечества М. Мид выделяет три типа культуры межпоколенных отношений: постфигуративные (дети учатся у своих предков), кофигуративные (дети и взрослые учатся у своих сверстников), префигуративные (взрослые учатся у своих детей).

Последствия кофигурации стали осмысляться к началу XXI в.: близкие отношения между миром взрослых и миром детей потеряли свою силу, взрослые утратили свой приоритет в разработке стандартов поведения. Префигуративные культуры ориентируются на будущее и отражают время, в котором мы живем. Современное детство стоит перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять с помощью осуществления изменений в одном поколении, с помощью кофигурации в рамках устойчивой, контролируемой старшими культуры, которая несет в себе постфигуративные элементы.

В последнее время появилось много исследований, в центре внимания которых были "конфликт поколений", "разрыв поколений", тенденции к осмыслению "другого детства". Все эти объяснения сущности конфликта поколений, а также субъективные оценки подростков, которые склонны преувеличивать степень своих отличий от старших, должны быть дополнены анализом объективно существующих различий и их причин — это задача психологии и педагогики герменевтики детства [4—6].

Префигуративная культура не терпит просвещенческих форм воспитания, так как механизм трансмиссии культуры другой: воспитание возможно как совместное культуротворчество. Такие формы культуротворческих практик, как формы развития межпоколенных отношений разработаны нами в учебных пособиях [1,2].

В преподавании педагогики мы начинаем первый блок вводных тем с темы "Образ Детства в сознании педагога", содержащей такие задания:

№ 1. Прочитайте или вспомните произведение "Маленький принц". Чем странен каждый из взрослых, которых посетил Маленький принц? Почему король принял Маленького принца за подданного, честолюбец — за почитателя, а географ — за путешественника? В чем, по-вашему, заключаются трудности реального понимания между миром Детства и миром Взрослости?

№ 2. Елена Потехина обращалась к взрослым через такое стихотворение: "Взрослые, не учите детей своих подлости. / Властные, не учите их злобе и зависти. / Сильные, не учите звериной жестокости. / Мудрые, не толкайте детей к пропасти. / Грешные, научите детей состраданию. / Слабые, научите любви и вниманию. / Сильные, научите терпенью и кротости. / Слышите?! Оттащите детей от пропасти."

Какое стихотворение вы адресовали бы взрослым, воспитывающим детей?

№ 3. Вспомните какой-либо вопрос, который интересовал вас в детстве и с которым вы обращались к взрослым. Задайте этот вопрос нескольким взрослым людям. Проанализируйте их отношение (эмоциональное отвержение, заинтересованность, равнодушие и т.п.).

Я показал свое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.

— Разве шляпа страшная? — возразили мне.

А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять [7].

№4. В посвящении к "Маленькому принцу" А. Экзюпери приводит такие слова: "Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот взрослый — мой самый лучший друг. И еще: он понимает все на свете, даже детские книжки... Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит" [7]. Почему взрослому так важно сохранять память о собственном взрослении?

Так в диалогах курса "Педагогика" осмысляется герменевтика детства.

Мы считаем, что развитие компетенций в разрешении образовательных дилемм у студентов и конструирование их педагогической философии возможно в таких содержательных формах, как изучение биографических ситуаций великих педагогов, что также представлено в учебном пособии [2]. Вот, например, одна из них.

Спрашиваю студентов: "Известна ли вам история Льва Николаевича Толстого? По его мнению, он постиг главное в педагогике, когда ему было за 60. Вот эта история переосмысления педагогики..."

С учительского стола Льва Николаевича пропали несколько грошей. Толстой, будучи поборником свободного воспитания, на идеях чистой любви, предлагает детям найти виновного и озвучить способ наказания для него... Дети разоблачили вора, вернули деньги учителю и предложили повесить на грудь мальчику табличку с надписью "вор" и отправить пройтись по деревенской улице ("чтобы совестно было"). Мальчик, не выдержав насмешек односельчан, бежит топиться в деревенский пруд. Учитель его спасает. Сидя на берегу, в беседе с мальчиком он понимает, что "вся его любовь наивна, а педагогика его глупа". Л.Н. Толстой снимает с себя графский титул, надевает холщовую рубаху, берет посох и уходит из имения.

Студенты "проживают" историю педагога, рефлексируют вектор развития собственной педагогической философии и ценностного отношения к детству.

При изучении темы "Принципы воспитания" (природосооб-разность, культуросообразность, свободосообразнсть воспитания) предлагаются образовательные дилеммы, которые своим содержанием инициируют педагогические позиции студентов в контексте герменевтики детства. Например:

Малъчики — люди и девочки — люди. Значит, между ними нет разницы. Так говорят одни.

— Неправда. Девочки спокойнее, послушнее, прилежнее, деликатнее. — Говорят другие.

— Малъчики веселые, не наскучат, они не обижаются, их легче убедитъ.

— У девочек сердце мягче.

— Вовсе нет, малъчик охотнее поможет, услужит.

И они спорят и никак не могут согласитъся [8].

Что думаете вы? Как в педагогическом процессе учитывать гендерные особенности ребенка?

При изучении темы "Методы воспитания" формулируется дилемма: в Древней Спарте специально создавали и демонстрировали отрицательные примеры поведения, например, поили рабов вином допьяна, чтобы вызвать у спартанских детей отвращение к пьянству. Метод положительного примера является воспитательным. А метод отрицательного примера? При каких условиях отрицательный пример является воспитывающим?

Коллективные размышления студентов приводят их к выводу о педагогическом комментировании отрицательного примера, о переводе социальной ситуации развития в воспитательную.

К теме "Содержание образования и подходы к определению содержания образования в школе" студентам предлагается прочитать отрывок из произведения Н.И. Пирогова "Вопросы жизни":

— К чему вы готовите вашего сына? — кто-то спросил меня.

— Быть человеком, — отвечал я.

— Разве вы не знаете, — сказал он, что людей собственно нет на свете; это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди.

— Правда это или нет? — подумал я [9].

На основе этой дилеммы обсуждается проблема общекультурного и предметного в содержании образования относительно жизненного пути ребенка.

В блоке тем "Дидактика" при изучении темы "Методы и формы организации обучения" предлагается задание: "Проанализируйте примеры организации эвристических бесед в проблемном обучении".

Чайник

Учитель: Для чего нужен чайник?

Школьники: Чай пить, какао, воду греть — кипяток!

У: А как нам нагреть в чайнике 10 литров воды?

Ш: У, это же много. Вода выльется из чайника и зальет газ. Можно в ведре вскипятить!

У: Но у нас только чайник, ведра нет.

Ш: Нужно греть воду по очереди. Но одна вода остынет, пока греется другая.

У: Как сделать так, чтобы вода быстрее закипела в чайнике?

Ш: Надо больше огня!

У: Но чайник может расплавиться...

Ш: Надо пустить воду в чайник! Через крышку!

У: А горячая вода куда пойдет?

Ш: Надо еще один носик у чайника сделать!

У: Это просто гениально! Вы за один урок изобрели такой чайник — парогенератор [2].

Студенты проектируют собственные формы эвристических бесед на выбранные темы, совершенствуя умения педагогического взаимодействия с учащимися.

При изучении темы "Педагогический контроль и оценивание учебной деятельности школьников" формулируется вопрос: "В чем сущность педагогической оценки относительно развития ребенка?"

Реформа единицы

После февральской революции либеральный новый директор гимназии решился на смелый шаг: он отменил отметки. Отныне учителя не ставили в наши дневники и тетради единиц и пятерок. Вместо единицы писалось "плохо", вместо двойки — "неудовлетворительно". "Хорошо" означало прежнюю четверку, а "отлично" стоило пятерки. Потом, чтобы не утратить прежних "плюсов" и "минусов", стали писать "очень хорошо", "не вполне удовлетворительно", "почти отлично" и так далее. А латинист Тараканиус поставил однажды Биндюгу за письменную уже нечто необъяснимое: "совсем плохо с двумя минусами".

— Если принять "плохо" за единицу, — высчитывал Биндюг, — то у меня по латыни отметка за четверть такая, что простым глазом и не углядишь [10].

Студенты анализируют восприятие детьми педагогической оценки, выявляют ее сущность в развитии ребенка.

В профессиональном педагогическом образовании в структуре подготовки педагога выделяются две основные модели: параллельная (теоретическое обучение и практическая подготовка происходят одновременно) и последовательная (практика после завершения предметной подготовки). Преодоление разрыва между теоретической и практической подготовкой, по мнению OECD (Европейского профессионального союза учителей), возможно посредством создания школьно-университетских партнерств [11]. Например, в университете Ювяскюля (Финляндия) факультет располагает рядом аффилированных с университетом школ [12]. Целью таких форм профессиональных проб является изучение студентами педагогического взаимодействия, проектирование образовательной среды, рефлексия педагогического опыта.

Таким образом, акцент в готовности будущего педагога к профессиональной деятельности переносится со знания конкретного содержания образовательной программы на те компетенции, владение которыми педагог должен продемонстрировать в своей профессиональной деятельности.

Однако модернизация педагогического образования в узком смысле (изменение содержания образования и совершенствование методов и форм подготовки учителя) не решит комплекса проблем, поэтому необходимо реформирование организационно-нормативной инфраструктуры деятельности по реализации педагогического образования. Это перспективы развития педагогической интернатуры, университетских округов, образовательных кластеров.

В настоящее время в рамках деятельности Центра гуманной педагогики МГПУ нами ведутся разработки содержания учебного пособия по герменевтике детства. Данный учебник строится и как пособие для образовательного курса "Педагогика", и как способ организации социально-проектных практик студентов в образовательном пространстве города ("параллельная модель" профессиональной педагогической подготовки). Пособие строится как книга-диалог (размышления об одних проблемах людей разных поколений и разных социальных ролей: ребенок, школьник, студент, педагог, преподаватель, родитель, общественный деятель, ученый). Структура пособия включает следующее содержание:

Педагогическая аксиология герменевтики детства

Герменевтика как наука о понимании; Современное Детство — зеркало социокультурных изменений общества; "Другое Детство": автономные функции детской субкультуры и проблемы педагогического понимания; Конкистадоры и Мы: педагогические позиции в отношении к Детству; Межпоколенные разрывы понимания и педагогическая организация событийных практик; Духовные смыслы образования и гуманная педагогика: кванты герменевтики Детства; Вера в Ребенка и понимание целей педагогической деятельности; Проектирование образовательных практик в контексте герменевтики Детства.

Педагогическая онтология герменевтики детства

Диалоговая площадка по герменевтике Детства (кейсы по анализу педагогических ситуаций).

Социокультурный навигатор педагогических смыслов

Герменевтические сказки Детства и вдохновляющие педагогические образы.

Таким образом, процесс педагогической подготовки студентов строится в триаде "замысел—реализация—рефлексия", "цель— средства—результат", "ценности—путь—ответственность".

Список литературы

1. Фиофанова O.A. Педагогика взросления. М.: Gaudeamus, 2006. 288 с.

2. Фиофанова O.A. Практикум по педагогике. Ижевск: Удмуртский университет, 2010. 245 с.

3. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. С. 322—361.

4. Фиофанова О.А. Детный мир: трудная ситуация // Всероссийская учительская газета "Первое сентября". 2012. № 3. С. 18.

5. Фиофанова О.А. Дразнилки, мирилки, ритуалы на успех // Всероссийская учительская газета "Первое сентября". 2012. № 1. С. 19.

6. Фиофанова О.А. Традиционные воспитательные практики: дефицит событий, деятельности, рефлексивности // Всероссийская учительская газета "Первое сентября". 2012. № 4. С. 19.

7. Экзюпери А. Маленький принц. М.: Астрель, 2001. С. 382.

8. Корчак Я. Правила жизни // Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1991. С. 224.

9. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Хрестоматия по истории школы и педагогики России / Под ред. Ш.И. Ганелина. М.: Просвещение, 1994. С. 155.

10. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. М.: Советская Россия, 1985. С. 133-134.

11. Фиофанова О.А. Инфраструктура профессиональных проб студентов — будущих педагогов в университетском округе // Национальный исследовательский университет в системе непрерывного образования. Пермь, 2011. С. 32—36.

12. Fiofanova O. Designing of mental cards of students in space Collaborative Learning // International Symposium on Collaborative Learning and Argumentation. Finland: Agora, 2010. P. 4—8.

DESIGNING OF THE MAINTENANCE

OF TEXTBOOK ON PEDAGOGICS

O.A. Fiofanova

In article problems of designing of the maintenance of professional pedagogical education in the conditions of its modernization and introduction Federal state educational standards of new generation are considered. The scientifically-methodical approach to designing of the maintenance of the textbook on pedagogics in a context of a hermeneutics of modern childhood is offered. Innovative forms of organization of educational dialogues of students in a context of a hermeneutics of childhood are considered.

Key words: childhood hermeneutics, social growing, inter-generational relations in prefigure-culture, professional pedagogical education.

Сведения об авторе

Фиофанова Ольга Александровна — доктор педагогических наук, доцент, сотрудник Центра гуманной педагогики МГПУ, заведующая лабораторией образовательной политики и проектирования образования ИОМНССДВ РАО. Тел.: 8-915-170-56-10; e-mail: fiofanova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.