вычислить, равен п, а интеграл, выражающий площадь поверхности вращения, расходится. Таким образом, воронку указанной формы можно наполнить конечным объемом жидкости, но нельзя покрасить. Этот (или аналогичный) пример не попал в известную книгу [9]. В связи с этим можно поставить вопрос о целесообразности изучения в техническом вузе несобственных интегралов, раз их нет в природе. На самом деле они используются (и существенно) в курсе теории вероятностей. Напомним однако, что математическое ожидание случайной величины, имеющей плотность, определяется как некоторый интеграл при условии, что этот интеграл сходится абсолютно. Так что и здесь условная сходимость не нужна. Поэтому не представляется целесообразным изучать в курсах для инженерных специальностей вопрос об условной сходимости интегралов. В частности, можно вполне опустить признаки Абеля и Дирихле сходимости таких интегралов.
Математика и природа
Теорема Банаха-Тарского утверждает, что шар радиуса единица можно разбить на конечное число частей, из которых можно сложить шар радиуса два. Ее доказательство, доступное старшекласснику, дано в учебнике [10]. Приведенная теорема, как и утверждение о несобственном интеграле выше, противоречит здравому смыслу. Оказывается, что справедливы математические утверждения, которые не могут иметь места в реальном мире. Такова специфика математики. На самом деле никакого противоречия нет. Верно утверждение: если тело объема V разбить на две части, имеющие объем V1 и V2, то V = V1 + V2. В теореме Банаха-Тарского шар разбивается на части, не имеющие объема. Все, что есть в природе, может быть описано математически с некоторой степенью точности. Обратное неверно - не все, что доказывается в математике, имеет место в природе.
Об экзамене
При проведении экзамена по математическим курсам в письменном или электронном виде возникают определенные трудности. На экзамене, в принципе, предполагается, что студент излагает определения и доказывает теоремы. Если не спрашивать доказательства, то это не экзамен, а зачет. Студент сдает зачет, по существу, в течение семестра, выполняя различные контрольные мероприя-
Библиографический список
тия. Он отвечает также на вопросы теоретических тестов. Это, конечно, хорошо, но математики не существует без доказательств. Доказательства же автоматически в настоящее время проверить не удается. Нет пока другого выхода, как проводить устный экзамен. Кроме этого, устный экзамен нужен по многим причинам. Главное - он вынуждает студента доказательно говорить. Нынешнее поколение молодежи, не отрывающееся от компьютеров ни в процессе развлечений, ни в учебном процессе, эту способность утрачивает.
Подведем итоги. Как следует из вышеизложенного, методический подход и отбор материала при преподавании одной конкретной дисциплины - курса интегрального исчисления - нуждается в существенной модернизации. Исследование показало, что во главу угла необходимо ставить достижение полезных, достоверных и необходимых математических знаний, имеющих практическую инженерную направленность. До сих пор в высшем образовании прекрасно уживаются современные цифровые обучающие комплексы с устаревшими программами, по многим позициям давно уже не актуальными. В работе указаны конкретные примеры такого несоответствия в курсе «Интегральное исчисление», сделаны предложения и по их устранению, в этом смысле задачи исследования решены, цель достигнута. В статье также приводятся примеры, когда математические утверждения противоречат здравому смыслу, и ставится вопрос о соответствии математических теорий и практики, подчеркивается нецелесообразность рассмотрения таких математических нюансов на инженерных специальностях. Кратко рассмотрен опыт применения цифровой образовательной среды Nomotex для проверки знаний студентов МГТУ имени Н.Э. Баумана. Как показало педагогическое наблюдение, даже применение столь хорошо разработанной обучающей платформы не заменяет устных экзаменационных испытаний. Эти соображения имеют существенную практическую и научную значимость с позиций дидактики, отличаются новизной и будут, как надеется автор, полезны преподавателям математики в технических вузах. Дальнейшие исследования будут направлены на исследование и трансформацию преподавания других математических (и не только математических) дисциплин, например курса «Дифференциальное исчисление».
1. Бугров Я.С., Никольский С.М. Дифференциальное исчисление. Москва: Наука, 1988.
2. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. Москва: Высшая школа, 1999.
3. Машиньян А.А., Кочергина Н.В., Герасимова Э.О., Потапова М.В. Электронные конспекты по общей физике для технического вуза. Перспективы науки и образования. 2022; № 6 (60): 155-168.
4. Димитриенко Ю.И., Губарева Е.А. Новая технология математической подготовки инженерных кадров, основанная на нейросетевой модели знаний. Инновации в образовании. 2017; № 11: 129-140.
5. Димитриенко Ю.И., Губарева Е.А. Новая научно-методическая модель математической подготовки инженеров. Международный журнал экспериментального образования. 2017; № 11: 5-10.
6. Спивак М. Математический анализ на многообразиях. Москва: Мир, 1968.
7. Тутубалин В.Н. Теория вероятностей. Москва: Издательство МГУ 1972.
8. Фихтенгольц Г.М. Курс дифференциального и интегрального исчисления. Москва: Физматгиз, 1970; Т. 1.
9. Гелбаум Б., Олмстед Дж. Контрпримеры в анализе. Москва: Мир, 1967.
10. Губа В.С., Львовский С.М. «Парадокс» Банаха-Тарского. Москва: Издательство МЦНМО, 2012.
References
1. Bugrov Ya.S., Nikol'skij S.M. Differencial'noe ischislenie. Moskva: Nauka, 1988.
2. Ventcel' E.S. Teoriya veroyatnostej. Moskva: Vysshaya shkola, 1999.
3. Mashin'yan A.A., Kochergina N.V., Gerasimova 'E.O., Potapova M.V. 'Elektronnye konspekty po obschej fizike dlya tehnicheskogo vuza. Perspektivynaukiiobrazovaniya. 2022; № 6 (60): 155-168.
4. Dimitrienko Yu.I., Gubareva E.A. Novaya tehnologiya matematicheskoj podgotovki inzhenernyh kadrov, osnovannaya na nejrosetevoj modeli znanij. Innovaciivobrazovanii. 2017; № 11: 129-140.
5. Dimitrienko Yu.I., Gubareva E.A. Novaya nauchno-metodicheskaya model' matematicheskoj podgotovki inzhenerov. Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogoobrazovaniya. 2017; № 11: 5-10.
6. Spivak M. Matematicheskij analiz na mnogoobraziyah. Moskva: Mir, 1968.
7. Tutubalin V.N. Teoriya veroyatnostej. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1972.
8. Fihtengol'c G.M. Kurs differencial'nogo iintegral'nogo ischisleniya. Moskva: Fizmatgiz, 1970; T. 1.
9. Gelbaum B., Olmsted Dzh. Kontrprimery v analize. Moskva: Mir, 1967.
10. Guba V.S., L'vovskij S.M. "Paradoks" Banaha-Tarskogo. Moskva: Izdatel'stvo MCNMO, 2012.
Статья поступила в редакцию 12.04.23
УДК 378.14
Yakovleva E.V., senior teacher, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (Syktyvkar, Russia), E-mail: [email protected]
DESIGNING THE CONTENTS OF THE DISCIPLINE "MATHEMATICS" FOR TEACHING FUTURE DOCTORS AT A UNIVERSITY. The article discusses problems of designing the contents of the discipline "Mathematics" in order to improve the system of training medical students at a university. In the context of the transformation in the field of education, there is a transition to personality-oriented learning that takes into account the capabilities and educational needs of a student. Based on the analysis of scientific works the researcher has established that the rethinking of the activities done by the participants of the educational process and the development of new goals, content, forms, methods and means of teaching can be implemented at the university using the theory of contextual learning. The paper reveals general approaches to designing the contents of the disciplines constituting the main professional educational programs of higher education in the context of competence-based learning, the implementation of which is presented by the example of developing the contents of the discipline "Mathematics" for teaching students majoring in General Medicine. The results of the study will be useful to teachers involved in the implementation of mathematical disciplines in universities.
Key words: methods of teaching mathematics, competence approach, contextual learning, subject content of teaching mathematics
Е.В. Яковлева, ст. преп., Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, г. Сыктывкар, E-mail: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА» ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ В ВУЗЕ
В статье обсуждаются проблемы формирования содержания дисциплины «Математика» в целях совершенствования системы подготовки медицинских кадров в вузе. В условиях трансформации сферы образования происходит переход к личностно ориентированному обучению, учитывающему возможности и образовательные потребности обучающегося. Анализ трудов учёных позволил установить, что переосмысление деятельности субъектов образовательного процесса и разработка новых целей, содержания, форм, методов и средств обучения могут быть реализованы в вузе с использованием теории контекстного обучения. В работе раскрыты общие подходы к проектированию содержания дисциплин основных профессиональных образовательных программ высшего образования, осуществление которых представлено на примере дисциплины «Математика» для изучения студентами специальности «Лечебное дело». Результаты проведенного исследования будут полезны преподавателям, участвующим в реализации математических дисциплин в вузах.
Ключевые слова: методика обучения математике, компетентностный подход, контекстное обучение, предметное содержание обучения математике
В последние десятилетия наблюдаются существенные изменения в системе образования, связанные с переходом от предметно-ориентированной к личностно ориентированной парадигме, изменением направленности учебного процесса на развивающее обучение с учётом возможностей и потребностей обучаемого. Такие изменения могут быть реализованы с применением теории контекстного обучения А.А. Вербицкого, усиливающей направленность образовательного процесса на профессию и определяющей методологию перехода от профессиональной деятельности к учебной. Сущность теории заключается в обеспечении общего и профессионального развития личности в рамках непрерывного образования; ориентации образовательного процесса на практическую подготовку с опорой на фундаментальное содержание наук; формировании единой системы обучения и воспитания [1]. Важнейшей составляющей контекстного обучения является содержание основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВО) и отдельных её компонентов. Отсутствие в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) дидактических единиц, определяющих изучаемый учебный материал по дисциплине, предоставляет большую свободу разработчикам при проектировании образовательных программ и вместе с тем усложняет этот процесс.
Цель исследования заключается в определении методических подходов и алгоритма проектирования содержания дисциплины «Математика» для обучения будущих врачей в вузе.
Объект исследования - процесс проектирования содержания дисциплины «Математика» для образовательной программы высшего образования по специальности «Лечебное дело».
Задачи исследования:
- выявить алгоритм определения содержания дисциплины «Математика» в структуре проектируемой ОПОП ВО по специальности «Лечебное дело» для реализации контекстного обучения;
- определить дидактические единицы при обучении математике студентов медицинского института вуза.
Научная новизна исследования состоит в обосновании и разработке контекстного содержания дисциплины «Математика» для обучения будущих врачей в вузе.
Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии методических подходов к определению содержания дисциплин (модулей) образовательных программ в условиях формализации результатов обучения по ОПОП ВО в виде профессиональных задач и компетенций.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения выявленных подходов к проектированию контекстного содержания дисциплины «Математика» для обучения студентов медицинской специальности вуза.
При проведении исследования использовались следующие научные методы: анализ, синтез, аналогия, интервьюирование.
Рассмотрим на примере образовательной программы по специальности «Лечебное дело» проектирование содержания дисциплины «Математика», способствующего формированию профессионального мышления обучаемых. Изучаемые разделы математики, их тематическое наполнение были определены с учётом требований ФГОС ВО [2] и структуры ОПОП ВО по рассматриваемой специальности. Образовательный стандарт содержит раздел, связанный с требованиями к результатам освоения образовательной программы, которые формализованы в виде перечня компетенций, необходимых к формированию у выпускника. ФГОС ВО нового поколения требует от разработчика образовательной программы определить профессиональные компетенции самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих будущей деятельности специалиста.
И.А. Зимняя [3] определяет следующие подходы к формированию содержания дисциплины в условиях компетентностного обучения:
- фиксация в целях и задачах обучения компетентностной направленности получаемых знаний и формируемых умений;
- выбор соответствующих формируемым компетенциям форм работы с обучаемыми;
- обеспечение компетентностной направленности содержания тем и разделов дисциплины;
- реализация личностно-деятельностного подхода при осуществлении взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- использование компетентностно-ориентированных технологий оценивания.
Рассмотренные подходы использованы автором статьи при формировании рабочей программы по дисциплине «Математика» для студентов медицинского института вуза. В соответствии с ОПОП ВО по специальности «Лечебное дело» указанная дисциплина участвует в формировании у обучающихся общепрофессиональной компетенции «готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественно-научных понятий и методов при решении профессиональных задач» [2], в соответствии с которой определены цели ее реализации и содержание.
Прежде чем рассматривать вопросы содержания дисциплины, необходимо проанализировать систему более высокого уровня - методическую систему подготовки специалиста в системе высшего образования, в которую это содержание должно быть органично встроено. Она может быть полностью описана методической системой обучения, образовательным процессом, траекторией профессионального становления специалиста. В.М. Монахов считает, что в условиях, когда вузы перешли на «компетентностно-контекстный формат обучения, все большее внимание уделяется исследованию проблемы построения методической системы с наперед заданными свойствами» [4], выраженными во ФГОС ВО в виде компетенций.
Рассмотрим проектирование системы подготовки специалиста на примере образовательной программы по специальности «Лечебное дело». На первом этапе осуществляется моделирование педагогических объектов и процессов, которые являются инструментальной основой технологизации и информатизации образования. Компетентностная модель выпускника ОПОП ВО может быть представлена в виде таблицы, в которой каждой компетенции ставится в соответствие набор профессиональных задач. Выделим по специальности «Лечебное дело» соответствующие, в подготовке к выполнению которых принимает участие дисциплина «Математика»:
- медицинский вид деятельности специалиста включает задачи, связанные со сбором и медико-статистическим анализом информации о показателях здоровья населения, а также диагностикой заболеваний человека;
- научно-исследовательский вид деятельности направлен на анализ научной литературы, показателей статистики, участие в проведении статистического анализа и решении исследовательских и прикладных задач в области здравоохранения.
В целях усиления прикладного потенциала подготовки врача реализация контекстного обучения математике предполагает выбор соотношения используемых в образовательном процессе типовых математических задач и заданий, связанных с будущей профессиональной деятельностью специалиста. Такой подход направлен на разрешение основного противоречия профессионального образования состоящего в том, что овладение профессией должно быть организовано в рамках содержательно иного образовательного процесса. При изменении содержания, форм, методов и средств акцент при обучении делается на устранение следующих различий между учебной и профессиональной деятельностью:
- в познавательной и профессиональной мотивации;
- в системном применении содержания профессиональной деятельности в соответствующем рабочем процессе и включение его в разрозненные учебные дисциплины при обучении;
- в предметах деятельности, а именно - для работы врача - это человек с его болезнью, а при освоении образовательных программ высшего образования - знаковая система учебной информации;
- в субъектно-объектных отношениях. Врач является субъектом по отношению к потребителям медицинских услуг, а при традиционном обучении ведущая роль управления принадлежит преподавателю, а не обучаемому;
- в особенностях получения информации. В профессиональной деятельности процесс её получения и использования происходит динамично во времени и пространстве, а при традиционных формах обучения в вузе обучающийся получает её в статичных видах;
- в проявлениях личности. Врач в профессии выступает как целостная личность, а в условиях традиционного образовательного процесса используются
лишь отдельные личностные особенности, связанные с вниманием, восприятием, памятью, моторикой;
- в результатах совместной деятельности. В стандартных случаях работа врачей и других специалистов в области медицины обусловливает результат лечения человека, а групповое обучение не гарантирует получения диплома каждым студентом учебной группы.
По мнению исследователей, оптимальную поддержку контекстного обучения должно обеспечить сопровождение учебного процесса на основе интеграции информационных и педагогических технологий. Оно может быть реализовано, например, в условиях смешанного обучения математике на базе системы дистанционного обучения LMS Moodle [5].
Следующий этап предполагает оптимизацию объектов, процессов и инструментария для мониторинга и управления качеством образовательного процесса, обеспечивающих методическую систему преподавания и эффективность обучения. В частности, такой актуализации подлежат компетентностная модель выпускника медицинской специальности вуза; образовательная траектория и насыщение её учебными дисциплинами; диагностические процедуры во взаимосвязи с результатами контроля усвоения содержания обучения и сформированности компетенций; компьютерная система обработки результатов диагностик; коррек-ционная работа по результатам полученной обратной связи.
Третий этап направлен на создание систем компьютерного мониторинга. Монахов В.М. [4] предлагает следующие их варианты:
- сопровождение и визуализация успехов обучающихся, обеспечивающих системный текущий контроль и аналитическую обработку результатов диагностик;
- фиксация сформированности компетенций;
- мониторинг для оценки правильности следования к конечной цели.
Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют
объединить в одну систему разные по назначению сегменты с реализацией возможности общего использования данных и дифференциации пользователей по доступу к используемому разделу.
При разработке образовательной программы высшего образования по специальности «Лечебное дело» решается задача проектирования содержания дисциплин. Монаховым В.М. [4] предложен алгоритм выделения модулей в структуре ОПОП ВО, который может быть представлен в виде схемы, позволяющей для каждой компетенции определить единицы содержания в виде системы учебных задач, группируемых далее по дисциплинам (модулям) в соответствии с методикой, определяемой разработчиком образовательной программы. Одна дисциплина (модуль) может обеспечивать формирование как одной, так и нескольких компетенций. Полученное множество дисциплин (модулей), распределяемое по гипотетической траектории с учетом их взаимосвязей и последовательности изучения, является содержательной составляющей ОПОП ВО. После построения указанной модели можно проектировать все компоненты образовательной программы, что также является методической проблемой, которую разработчики ОПОП ВО решают в логике развивавшейся много лет системы профессионального образования. Это подтверждается использованием при проектировании образовательных программ не только модульного, но и дисциплинарного и смешанного подходов. Такая ситуация обусловлена рядом причин, начиная от устоявшейся практики и стремления сохранить фундаментальную подготовку.Ссылаясьналриведённую ранее формулировку общепрофессио-
нальной компетенции ФГОС ВО по специальности «Лечебное дело», свяжем ее формирование с подготовкой к решению профессиональной задачи «проведение сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья» [2]. Очевидно, что указанная подготовка будет осуществляться и за счёт изучения других дисциплин образовательной программы, за которыми могут быть закреплены иные компетенции. Таким образом, выявлено пересечение профессиональных задач между дисциплинами и компетенциями. Изучение физических и химических методов, обозначенных в формулировке компетенции, будет направлено на разрешение других проблем, возникающих в профессиональной деятельности будущего врача. Формируемая компетенция также способствует развитию научных исследований и доказательной медицины, реализующей современный подход к принятию решений, базирующихся на научных фактах и опыте профессионального сообщества.
Рассмотрим проектирование содержания дисциплины «Математика» для ОПОП ВО по специальности «Лечебное дело». Очевидно, что при проектировании образовательных программ по медицинским специальностям в качестве основного вида деятельности выбирается медицинская. Таким образом, содержание дисциплины должно заложить основы сбора, обработки и медико-статистического анализа медицинской информации. Формулировка компетенции определяет необходимость междисциплинарной поддержки изучения естественно-научных дисциплин для решения задач медицинского вида деятельности, а также обеспечения фундаментальной математической подготовки как основы проведения научных исследований. Для обеспечения реализации межпредметных связей содержание дисциплины было обсуждено с преподавателями естественно-научных и профессиональных дисциплин. Анализ научно-методической литературы позволил установить, что в содержании обучения математике должны быть учтены используемые сегодня в медицине способы представления и анализа эмпирических данных. В частности, Днепров С.А. и Каткова А.Л., рассматривая вопросы визуализации в профессиональном образовании медицинских работников [6], установили, что эмпирические медицинские данные обычно неструктурированы, что затрудняет работу врача по проведению анализа течения заболевания. Изменения различных показателей здоровья человека или динамики заболевания прослеживаются в числовых данных, которые могут быть осмыслены после структурирования в табличном виде, графиках или диаграммах. Исследователь Романова И.К. [7] выделяет следующие способы визуализации числовых данных: детерминированные функциональные зависимости, в том числе временные ряды данных; статистические распределения. Таким образом, были выделены связанные с медицинской эмпирической и статистической информацией следующие математические понятия: матрица, статистическое распределение, функциональная зависимость, ряд и таблица распределения данных. При проектировании содержания дисциплины была выявлена необходимость повторения изученных в рамках школьной математической подготовки способов вычисления различных величин, используемых в медицине и естественных науках, определены ключевые разделы математики, необходимые к изучению (линейная алгебра, математический анализ, теория вероятностей, математическая статистика) и их дидактические единицы. Схема проектирования содержания дисциплины «Математика» во взаимосвязи с другими дисциплинами образовательной программы представлена на рис. 1.
Рис.1.Схема проектирования содержания дисциплины«Математика» для обучения студентов медицинскойспециальностивуза
Компетенция:
математических
готовность к использованию основных физико-химических, и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач
ПЗ1: проведение сбора и медико-статистического анализа, информации о показателях здоровья населения
ПЗ2: диагностика заболеваний и п ато логических состояний пациентов
<- УЗ;: гистограмма
-¡ПГ
ПЗз: анализ научной литературы и официальных статистических обзоров,
участие в проведении статистического анализа
А А AA
ПЗ4: участие в решении отдельных
научно-исследовательских и научно -прикладных задач
I
УЗ4: методы стати стическог о анализа
УЗ2: таблица и полигон частот
УЗ1: вариационный ряд
УЗ®: применение производной к решению есгеств енн о научных и профессиональных задач
V3s: методы исследования функций
УЗ-: производная, формулы и правила дифференцирования
УЗ®: основные элементарные функции, их свойства и графики
УЗ 1«: основные понятия и методы решения задач теории вероятностей
УЗи: числовые характери стики случайных величин
УЗ 14: случайные величины и законы их распределения
УЗ13: схема Бернулли
УЗ12: независимость событий
УЗц: события и их вероятности
УЗю: комбинаторика
I
УЗм: методы решения систем линейных уравнений
УЗ1?: определители
УЗц: матрицы
УЗ17: вычисление различных показателей, используемых в медицине и естественных науках
Рис.2.Схемаформирования математическихкомпонентовкомпетенции устудентовмедицинского институтавуза
при помощи системы учебных задач
На схеме ПЗij - j-ая профессиональная задача i-ой компетенции, УЗу! -учебная задача, соответствующая ПЗу-ой профессиональной задаче. Следует отметить, что каждая учебная задача может подлежать дальнейшей декомпозиции на более узкие темы. Уровень освоения компетенции задается в форме требований к уровню знаний, умений, навыков, аналогичные уровни могут быть определены для каждой учебной задачи.
Формирование математических компонентов соответствующей общепрофессиональной компетенции у студентов медицинского института вуза при помощи системы учебных задач может быть представлено в виде схемы (рис. 2). На схемеПЗi -ьая профессиональная задача,УЗу -у-ая учебная задача.
А.В. Хуторской считает, что при формировании содержания дисциплины должен учитываться принцип метапредметных основ образовательного процесса, в соответствии с которым в программу обучения включаются фундаментальные объекты, позволяющие реализовать возможности субъективного, личностного познания их студентами [8]. Развитие соответствующих компетенций выпускников при помощи включения в содержание математической подготовки врачей задач с метапредметным содержанием в дальнейшем позволит им решать сложные профессиональные проблемы, повышая эффективность медицинской деятельности. Анализ научной литературы показывает, что, как правило, накопление знаний в различных предметных областях происходит с помощью увеличения новых частных случаев. В содержание обучения математике должно быть включено фундаментальное понимание сути математических объектов и методов решения задач, на основе таких общих случаев студенты анализируют и рассматривают выполнение конкретных заданий по предмету [9]. Частные случаи должны рассматриваться в количестве, необходимом для усвоения математического метода. Такой подход позволяет избежать перегрузки программы обучения
математике, обеспечить фундаментальность образования и системность при проектировании содержания учебного предмета. Исходя из вышеизложенного, в качестве одной из составляющих в программу дисциплины включены фундаментальные предметные знания [10].
Профессиональная направленность обучения математике учтена при разработке средств предметного обучения, а именно - при подготовке учебных материалов и системы математических задач использовались ситуационные задания соответствующей направленности, результаты медицинских исследований, статистическая информация по отрасли «Здравоохранение». Включение в дидактические материалы по предмету специально подобранных задач способствует формированию профессионального мышления специалиста. Осуществление отбора содержания учебной информации и профессионально значимых текстов содействует овладению студентами ценностями содержания и профессиональной деятельности, а также нравственными качествами, предъявляемыми к врачу современным обществом. Логика контекстного обучения подразумевает связь обучения математике и профессиональной подготовки специалиста, одновременно формируемые компетенции предполагают наличие межпредметных связей математики не только с профессиональными дисциплинами образовательной программы, но и с естественно-научными. Математика является универсальной дисциплиной: с одной стороны, она выполняет функцию формирования у обучающихся математического мышления, развития пространственных представлений, воображения, творческих способностей, с другой стороны, в силу чрезвычайной общности отражения мира, имеющей широкое применение в практике, всесторонне участвует в изучении объектов познания и решении многоаспектных проблем современности. Апробация полученных результатов в процессе обучения математике с учетом выявленного содержания предметной
подготовки проведена в медицинском институте Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина.
Анализ научной и методической литературы позволил выделить методические подходы к проектированию рабочей программы дисциплины «Математика» для обучения студентов медицинских специальностей вуза. Выявлен алгоритм определения содержания дисциплины в структуре проектируемой
Библиографический список
ОПОП ВО по специальности «Лечебное дело» для реализации контекстного обучения при усвоении дидактических единиц по математике студентами медицинского института вуза. Полученные в ходе исследования практические результаты могут быть использованы для разработки компонентов образовательных программ высшего образования, в том числе по стандартам нового поколения.
1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. Москва: ИЦ ПКПС, 2004.
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета). Приказ Минобрнауки России от 9.02.2016 № 95. Available at: https://www.fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/310501.pdf
3. Зимняя И.А. Об инновациях в образовательном процессе (на примере компетентностно-ориентированной образовательной программы). Акмеология. 2009; № 1: 32-36.
4. Монахов В.М. Технологии проектирования методических систем с заданными свойствами. Высшее образование в России. 2011; № 6: 59-65.
5. Попов Н.И., Яковлева Е.В. Методические аспекты смешанного обучения математике студентов медицинских специальностей в вузе. Перспективы науки и образования. 2022; № 3 (57): 232-252.
6. Днепров С.А., Каткова А.Л. Визуализация в профессиональном образовании будущих медицинских работников в процессе перехода к доказательной медицине. Бизнес. Образование. Право. 2021; № 2 (55): 310-314.
7. Романова И.К. Современные методы визуализации многомерных данных: анализ, классификация, реализация, приложения в технических системах. Машиностроение и компьютерные технологии. 2016; № 3: 133-167.
8. Хуторской А.В. Методика личностно ориентированного обучения. Как обучить всех по-разному? Москва: Владос-Пресс, 2005.
9. Попов Н.И. Фундаментализация университетского математического образования. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2021.
10. Попов Н.И. Управление качеством обучения в вузе в условиях фундаментализации математического образования. Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. 2012; № 1 (14):11-19.
References
1. Verbickij A.A. Kompetentnostnyjpodhod i teoriya kontekstnogo obucheniya. Moskva: IC PKPS, 2004.
2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 31.05.01 Lechebnoe delo (uroven' specialiteta). Prikaz Minobrnauki Rossii ot 9.02.2016 № 95. Available at: https://www.fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/310501.pdf
3. Zimnyaya I.A. Ob innovaciyah v obrazovatel'nom processe (na primere kompetentnostno-orientirovannoj obrazovatel'noj programmy). Akmeologiya. 2009; № 1: 32-36.
4. Monahov V.M. Tehnologii proektirovaniya metodicheskih sistem s zadannymi svojstvami. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011; № 6: 59-65.
5. Popov N.I., Yakovleva E.V. Metodicheskie aspekty smeshannogo obucheniya matematike studentov medicinskih special'nostej v vuze. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2022; № 3 (57): 232-252.
6. Dneprov S.A., Katkova A.L. Vizualizaciya v professional'nom obrazovanii buduschih medicinskih rabotnikov v processe perehoda k dokazatel'noj medicine. Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2021; № 2 (55): 310-314.
7. Romanova I.K. Sovremennye metody vizualizacii mnogomernyh dannyh: analiz, klassifikaciya, realizaciya, prilozheniya v tehnicheskih sistemah. Mashinostroenieikomp'yuternye tehnologii. 2016; № 3: 133-167.
8. Hutorskoj A.V. Metodika lichnostno orientirovannogo obucheniya. Kak obuchit' vseh po-raznomu? Moskva: Vlados-Press, 2005.
9. Popov N.I. Fundamentalizaciya universitetskogo matematicheskogo obrazovaniya. Elec: EGU im. I.A. Bunina, 2021.
10. Popov N.I. Upravlenie kachestvom obucheniya v vuze v usloviyah fundamentalizacii matematicheskogo obrazovaniya. Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Seriya: 'Ekonomika i upravlenie. 2012; № 1 (14):11-19.
Статья поступила в редакцию 07.04.23
УДК 371
Abakumova A.G., senior lecturer, Department of Choreography, Volgograd State Institute of Arts and Culture (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected] Abakumov O.A., senior lecturer, Department of Choreography, Volgograd State Institute of Arts and Culture (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected] Litvinova V.S., senior lecturer, Department of Choreography, Volgograd State Institute of Arts and Culture (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected] Stolyarchuk L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Volgograd State Socio-Pedagogical University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF GENDER CULTURE OF STUDENTS BY MEANS OF CHOREOGRAPHY. The article examines the issues of the formation of gender culture of primary school students by various means of choreography (classical, historical, folk and modern dance) in the system of additional education of educational organizations. The article demonstrates the benefits of forming a gender culture of primary school students from the point of view of the effectiveness of teaching children social justice, gender equality in the society of the future. To do this, the article clarifies the essence of the gender culture of primary school students in choreography classes. The author substantiates the most promising theoretical approach - gender (egalitarian) formation of the gender culture of primary school students. The means of choreography that contribute to the optimal achievement of the maximum effectiveness of the process of forming the gender culture of primary school students are determined. Thus, the purpose of this study is to highlight the most effective means of choreography and to identify the relationship between them in the formation of the gender culture of primary school students in the system of additional education of general education organizations.
Key words: gender culture, gender (egalitarian) approach, means of choreography (classical, historical and everyday, folk, modern dance), primary school students
A.Г. Абакумова, доц., ГОБУКВО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры, г. Волгоград, E-mail: [email protected] О.А. Абакумов, доц., ГОБУК ВО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры»», г. Волгоград, E-mail: [email protected]
B.С. Литвинова, доц., ГОБУК ВО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры»», г. Волгоград, E-mail: [email protected]
Л.И. Столярчук, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ
В данной статье рассматриваются вопросы формирования тендерной культуры обучающихся начальной школы различными средствами хореографии (классического, историко-бытового, народного и современного танца) в системе дополнительного образования образовательных организаций. Демонстрируется польза формирования гендерной культуры обучающихся начальной школы с точки зрения эффективности обучения детей социальной справедливости, гендерному равноправию в обществе будущего. Для этого в статье уточняется сущность гендерной культуры обучающихся начальной школы на занятиях хореографии. Обосновывается наиболее перспективный теоретический подход - гендерный (эгалитарный) - формирования гендерной культуры