Научная статья на тему 'Проектирование снегозащитных, пескозащитных, противолавинных, противоселевых и противоразмывных мероприятий при проектировании новых железных дорог'

Проектирование снегозащитных, пескозащитных, противолавинных, противоселевых и противоразмывных мероприятий при проектировании новых железных дорог Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Исмагулова С.О., Мырзабеков Ж.С.

This paper presents the calculation of the influence of local climatic conditions on designing of new railways. Space imagery materials of the design area and the aerial photography data are necessary for analysis and consideration of the engineering conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECTING MEASURES OF PROTECTION FROM SNOW, SAND AND AVALANCHES, MUDFLOWS AND EROSION WHEN DESIGNING NEW RAILWAYS

This paper presents the calculation of the influence of local climatic conditions on designing of new railways. Space imagery materials of the design area and the aerial photography data are necessary for analysis and consideration of the engineering conditions.

Текст научной работы на тему «Проектирование снегозащитных, пескозащитных, противолавинных, противоселевых и противоразмывных мероприятий при проектировании новых железных дорог»

Тушндеме

Жумысты айтцанда технологиялъщ куралдыц табандылыгына ыцпал ememiH негiзгi факторларды суреттеген: термовцдеу жацтау mepmi6i мен материалдыц химиялыц к^рамы, олардыц калибpJвуi, болаттыц маркасы, дайын жылудыц сапасын, болуга домалатып жазылатын даярлауларды цыздыруды сапа, жуцарту, сапасы мен жацтауды суытудыц шарты царастырылган.

Resume

The paper identifies the main factors affecting stability of technological tools, which are: chemical composition of the material and the mode of mandrels' heat treatment, their calibration, the brand of rolled steel, the quality of billets' heating, the rolling mode, the conditions of mandrels' cooling.

УДК 625.001.63

с.О. исмагулова, ж.с. мырзабеков

проектирование снегозащитных, пескозащитных, противолавинных, противоселевых и противоразмывных мероприятий при проектировании новых железных дорог

До последнего времени при проектировании железных дорог не учитывались особенности трассирования в сложных природно-климатических условиях, которые базируются на современной теории многокомпонентных потоков. Разработке и использованию методов этой теории посвятили свои научные работы такие крупные ученые как Р. Бэгнольд, Ф.И. Франкль, А.К. Дюнин.

Физический смысл природных процессов, с которыми взаимодействуют железнодорожные сооружения, довольно сложен, но его понимание необходимо для инженера-проектировщика железных дорог. К сожалению, указанные выше природные процессы изучены недостаточно.

Например, до 40-х годов прошлого века были неизвестны количественные характеристики пылевых бурь. Начало их поиска положено выдающимся английским ученым Ралфом Бэгнольдом. В годы 2-й мировой войны он исполнял обязанности военного дорожного инженера в составе британских войск, действовавших в Ливийской пустыне против немецких дивизий Роммеля. Одновременно он провел обширные исследования песчаных бурь в поле и в специально им созданной аэродинамической 40

№3-4 2011 г.

лаборатории. В 1941-м году он опубликовал свои блестящие результаты в монографии. Известный канадский почвовед У. Чипил применил результаты Бэгнольда к проблеме почвенных пылевых «черных» бурь. Запоздалость рождения теории пылевых бурь объясняется во многом теоретической трудностью проблемы.

Теоретическим фундаментом проблемы пылевых бурь и других стихийных явлений должна была стать механика неоднородных, многокомпонентных, многофазных сплошных сред, а начало ее создания приходится на 60-е годы ХХ века. Выдающаяся роль в создании нового аппарата принадлежит профессору Феликсу Исидоровичу Франклю [влечение, когда частицы перекатываются, не взлетая, сальтация (прыжки), когда за счет отрицательного (всасывающего) перепада давлений в поверхностном вихревом слое частицы вначале взлетают вертикально вверх, а затем плавно снижаются, диффузия, когда мелкие частицы поднимаются вверх и не снижаются, находясь во взвешенном состоянии и составляя с потоком суспензию.

Эта суспензия устойчива. Она создает крайне неблагоприятную экологическую обстановку для живых организмов. Тучи мелкой пыли, поднятые в Сахаре сильными бурями, самумами, достигли в 1976 году английских островов. По данным У. Чипилах, в диффузию вовлекаются до 10...16 % от массы всех переносимых взвесей. Диффузия мелкого и мельчайшего песка охватывает приземный слой мощностью до 300 метров, проявляя себя в виде зловещей, свинцово черной стены.

Слои влечения и сальтации, в силу своей инерционности, перемещаются медленнее несущей среды и тормозят ее. Мельчайшая взвешенная пыль движется вместе с ветром и опережает нижние слои.

Выводы: Трассирование новых железных дорог на территории Республики Казахстан должно выполняться с учетом требований экологии, местных природно-климатических условий и возможности проявления пыльных бурь, подвижных песков в пустынях, снежных лавин и селевых потоков в горных районах Казахстана. Для оценки зон влияния опасных явлений в состав изыскательских партий и проектных групп необходимо привлечение специалистов геоморфологов, гляциологов а также консультации почвоведов и агрономов по вопросам озеленения полосы отвода новой железной дороги.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Франкль Ф.И. К теории движения взвешенных наносов. /Доклады АН СССР. - 1953. - № 2. - С.28-32.

2 Чипил У.С. Динамика ветровой эрозии. [Chepil W. S. Dynamics of Wind erosion // Several Papers in «Soil Science». - 1945, - № 4-6, - 1946, № 2-4.

41

3 Бялобжеский Г.В., Дюнин А.К. и др. Зимнее содержание автомобильных дорог. - М.: «Транспорт», 1966. - 224 с.

Казахская академия транспорта и коммуникаций им.Тынышпаева, г.Алматы. Материал поступил в редакцию 27.02.2012.

С.О. ИСМАГУЛОВА, Ж.С. МЫРЗАБЕКОВ

ЖАЦА ТЕМ1Р ЖОЛДАРДЫ ЖОБАЛАУДА КАРДАН KpPFAmblH, КУМНАН KOPFAKTblH, К9ШК1НГЕ КАРСЫ, ТАСКЬЮТА КАРСЫ ЖЭНЕ СУ ШАЙЫП КЕТУГЕ КАРСЫ ШАРАЛАРДЫ ЖОБАЛАУ.

S.O. ISMAGULOVA, ZH.S. MyRZABEKOV

PROJECTING MEASURES OF PROTECTION FROM SNOW, SAND AND AVALANCHES, MUDFLOWS AND EROSION WHEN DESIGNING NEW RAILWAyS.

Туйшдеме

Мацалада жаца meMip жолдарды жобалауда жергiлiкmi табиги-климаттъщ жагдайыныц эсерт есептеу 6epinsdi. Талдау ушш жэне жоба шартын есепке алуы ушш ауданыныц гарыштыц mycipy материалдары мен осы аэpcфюmcmycipyлеpдi усыну керектшн царастырган.

Resume

This paper presents the calculation of the influence of local climatic conditions on designing of new railways. Space imagery materials of the design area and the aerial photography data are necessary for analysis and consideration of the engineering conditions.

УДК 629.113

A.B. кАрягин

анализ возможностей автомобильного чип-тюнинга двигателя

«Тюнинг» в переводе с английского означает «настройка», «регулировка». Одно из наиболее привлекательных направлений доводки автомобильного двигателя - чип-тюнинг. Его особенность в том, что изменение характеристик мотора (мощности, крутящего момента, расхода топлива) достигают без каких-либо механических переделок двигателя - расточки цилиндров, увеличения хода поршня и т.д. Правда, это возможно только

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.