Научная статья на тему 'Анализ возможностей автомобильного чип-тюнинга двигателя'

Анализ возможностей автомобильного чип-тюнинга двигателя Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
299
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Карягин А.В.

In given article the author opens concept of chip-tuning is possibility, describes process of its carrying out, compares pro and cont.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF POSSIBILITIES OF AUTOMOBILE CHIP-TUNING OF THE ENGINE

In given article the author opens concept of chip-tuning is possibility, describes process of its carrying out, compares pro and cont.

Текст научной работы на тему «Анализ возможностей автомобильного чип-тюнинга двигателя»

3 Бялобжеский Г.В., Дюнин А.К. и др. Зимнее содержание автомобильных дорог. - М.: «Транспорт», 1966. - 224 с.

Казахская академия транспорта и коммуникаций им.Тынышпаева, г.Алматы. Материал поступил в редакцию 27.02.2012.

С.О. ИСМАГУЛОВА, Ж.С. МЫРЗАБЕКОВ

ЖАН,А ТЕМ1Р ЖОЛДАРДЫ ЖОБАЛАУДА КАРДАН KpPFAmblH, К¥МНАН КОРFАЙТЫН, К9ШК1НГЕ КАРСЫ, ТАСКЬЮТА КАРСЫ ЖЭНЕ СУ ШАЙЫП КЕТУГЕ КАРСЫ ШАРАЛАРДЫ ЖОБАЛАУ.

S.O. ISMAGULOVA, ZH.S. MYRZABEKOV

PROJECTING MEASURES OF PROTECTION FROM SNOW, SAND AND AVALANCHES, MUDFLOWS AND EROSION WHEN DESIGNING NEW RAILWAYS.

Туйшдеме

Мацалада жаца meMip жолдарды жобалауда жергiлiкmi табиги-климаттъщ жагдайыныц эсерт есептеу 6epinsdi. Талдау ушш жэне жоба шартын есепке алуы ушш ауданыныц гарыштыц mycipy материалдары мен осы аэpcфюmcmycipyлеpдi усыну керектшн царастырган.

Resume

This paper presents the calculation of the influence of local climatic conditions on designing of new railways. Space imagery materials of the design area and the aerial photography data are necessary for analysis and consideration of the engineering conditions.

УДК 629.113

A.B. кАрягин

анализ возможностей автомобильного чип-тюнинга двигателя

«Тюнинг» в переводе с английского означает «настройка», «регулировка». Одно из наиболее привлекательных направлений доводки автомобильного двигателя - чип-тюнинг. Его особенность в том, что изменение характеристик мотора (мощности, крутящего момента, расхода топлива) достигают без каких-либо механических переделок двигателя - расточки цилиндров, увеличения хода поршня и т.д. Правда, это возможно только

42

если автомобиль оснащен электронным блоком управления двигателем (ЭБУ, англ. - ECU - Engine Control Unit), который, собственно, и подвергается доработке.

ЭБУ или бортовой компьютер управляет работой двигателя, то есть формирует управляющие сигналы для исполнительных устройств - систем впрыска топлива, зажигания и турбонаддува, согласно информации, получаемой от датчиков числа оборотов и положения коленчатого вала двигателя, расходомера воздуха и т.д.

В таком компьютере находится один очень важный элемент - чип (chip) - микросхема, в которую заложена программа управления двигателем. Силовой агрегат каждой марки и модели современного автомобиля работает по собственной программе. Корректируя ее, можно изменять некоторые параметры работы систем двигателя - подавать в цилиндры больше или меньше топлива, устанавливать другой угол опережения зажигания, изменять режим работы систем, контролирующих токсичность выхлопных газов. В программе управления наддувных двигателей изменяются момент включения турбонаддува и давление наддува. Перекодировке подвергается и стандартная программа анализа состояния датчиков расхода воздуха, детонации, лямбда-зонда и т.д. Делая все это, специалисты из тюнинговых ателье высвобождают скрытые резервы мотора, которые были «зажаты» на этапе создания для получения оптимальных характеристик ресурса двигателя, расхода топлива, токсичности выхлопных газов.

Чип-тюнинг можно проводить двумя способами - при первом демонтируют стандартный чип, перепрограммируют его и возвращают на место; при втором - вместо снятой микросхемы устанавливают новую, с абсолютно другой программой. Основное преимущество чип-тюнинга - он значительно дешевле (200-500 у.е.), чем внесение изменений в конструкцию двигателя - расточка цилиндров, замена деталей цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. Еще одно преимущество такого тюнинга - малая трудоемкость ( не более 2х дней)

Механизм управления современными дизелями с турбонаддувом по сложности не уступает электронике бензиновых двигателей - ЭБУ контролирует давление, момент и количество впрыскиваемого в цилиндры топлива и управляет работой турбины.

Тюнинг этих двигателей сводится, в основном, к изменению сигналов ЭБУ, управляющих моментом включения турбины. На серийных дизелях она включается в работу при 2500-3000 об/мин. А добавочный модуль (например, Digital DIVO) включает турбину уже при 900-1000 об/мин, что улучшает динамическую характеристику автомобиля

43

Производится чип-тюнинг следующим образом. С автомобиля снимается ECU и считывается оригинальная программа. Она имеет размер от 512 Кбайт до 1 Мбайта машинного кода, составной частью которой являются таблицы параметров (ссылка на графический рисунок). Как правило, карты занимают не более 10% от всего объема программы. Суть chip-tuning заключается в изменении значений в этих таблицах таким образом, чтобы получить как можно большие значения мощности и крутящего момента, нежели в оригинальной программе.

Для модификации программ необходимо работать с таблицами углов опережения зажигания, длительности впрыска и ограничения давления наддува (причем каждой из таблиц может быть от 3 до 10). Для автомобилей каждой марки и модели эти таблицы уникальны и имеют различный вид.

Кроме того, в программе имеются и другие таблицы (холостого хода, температурной коррекции, лямбда коррекции и т.д.). Программа управления современным двигателем содержит более 100 таблиц, и только 10-20 из них модифицируется для увеличения мощностных и тяговых характеристик.

Каждая программа имеет свою контрольную сумму (которая просчитывается по определенному алгоритму — известно около 30 алгоритмов). После модификации программы эта контрольная сумма должна быть скорректирована, иначе двигатель или не заведется вовсе или заведется в защищенном режиме и ни о какой прибавке мощности разговора быть не может. Кроме того, при диагностике ECU появится ошибка типа « CheckSum ERROR» или «Internal ROM ERROR».

Рисунок 1 - Изменения параметров автомобиля после чип-тюнинга

44

Мнения в отношении ресурса двигателя, подвергнутого чип-тюнингу, противоречивы. Одни утверждают, что увеличение мощности таким способом ведет к росту нагрузок на детали поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма и, соответственно, к более интенсивному их износу. Другие настаивают на том, что при большем крутящем моменте передачи переключаются при более низких оборотах, когда поршни и другие детали испытывают меньшую нагрузку и совершают меньше движений, поэтому изнашиваются не так быстро.

В действительности долговечность двигателя в эксплуатации зависит от многих факторов - интенсивности транспортного потока, организации дорожного движения, качества эксплуатационных материалов, стиля вождения и др. Следовательно, влияние тюнинга на ресурс двигателя неоднозначно.

На практике чип-тюнинг используется в нескольких вариантах в целях улучшения конкретных характеристик - увеличения мощности и крутящего момента (на низких или высоких оборотах), легкого запуска двигателя в морозную погоду, снижения расхода топлива.

Например, мощность атмосферного бензинового двигателя можно увеличить на 8-12%, турбированного - на 20-25%. «Экономичный» чип снижает расход топлива на 5-15%. В случае с турбированными дизелями мощность удается повысить на 25-30%, а крутящий момент - на 20-25%. Стоит отметить, что увеличение мощности не всегда приводит к заметному улучшению динамики автомобиля. Как правило, максимальную мощность двигатель выдает на оборотах, близких к максимуму. Но вряд ли кто-то постоянно ездит, раскручивая мотор до 5500-6000 об/мин. Крутящий момент в большой степени влияет на динамические характеристики автомобиля. Именно при его увеличении, особенно в зоне малых оборотов, двигатель становится более приемистым, т.е. способным быстрее разгонять автомобиль. Чип-тюнинг как раз и обеспечивает увеличение крутящего момента и смещение его максимальной величины в сторону низких оборотов.

Сегодня у специалистов по чип-тюнингу появилась возможность устанавливать в автомобиль систему выбора программы работы мотора. Ее особенность в том, что водитель может самостоятельно менять характеристики двигателя: нужно «погоняться» - переключил ЭБУ в спортивный режим работы, хочется спокойной, экономичной езды - включил режим «эконом» или «стандарт».

Таким образом, чип-тюнинг имеет следующие достоинства. Во-первых, более высокие тягово-скоростные характеристики облегчают процесс управления автомобилем в городе. Во-вторых, на трассе с интенсивным движением появляется больше возможностей совершать резкие ускорения при обгонах. В-третьих, легче двигаться при полной загрузке автомобиля. Кроме того, после

45

нескольких лет эксплуатации некоторые автовладельцы начинают жаловаться на недостаток мощности «родного» мотора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 www.tech-cars.ru

2 Степанов В.Н. Тюнинг автомобильных двигателей: СПб., 2000. - 82 с.: ил.

3 www.chiptuning.sells.com.ua.

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова, г.Павлодар. Материал поступил в редакцию 27.02.2012.

А.В. КАРЯГИН

АВТОМОБИЛЬ МОТОРЫНЬЩ ЧИП-ТЮНИНГ1 МУМЮНДЖТЕРЩ ТАЛДАУ

A.V. KARYAGIN

THE ANALYSIS OF POSSIBILITIES OF AUTOMOBILE CHIPTUNING OF THE ENGINE

Туйшдеме

Бул мацалада автомобиль моторыныц чип-тюнингi талданып, оны крлданудъщ мысалдары, артыцшылыц тары мен KeMicmiKmepi кврсетшген.

Resume

In given article the author opens concept of chip-tuning is possibility, describes process of its carrying out, compares pro and cont.

УДК 629.113

А.ж. кАсЕнОв

формирование шероховатости поверхности отверстия обработанного развёрткой-протяжкой

При обработке отверстий машинной развёрткой шероховатость поверхности формируется вершиной, образованной пересечением режущей и калибрующей частью, т. е. точка А (рисунок 1). [1, 2]. Вследствие этого на поверхности отверстия в продольном сечении образуются

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.