УДК 378
Проектирование ситуативных задач для формирования личностно-профессиональных качеств сотрудников ОВД
Design of situational tasks for the formation of personal and professional qualities of the Internal Affairs' authority
Никулин С.Г., Казанский юридический институт МВД России, [email protected] Nikulin S. , Kazan law Institute of MIA of Russia, [email protected] DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.024
Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел, профессиональная подготовка, дополнительное профессиональное образование, социальная ответственность, личностно-профессиональные качества.
Keywords: Internal Affairs authority, professional training, additional professional education, social responsibility, personal and professional qualities.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос трансформации содержания профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. В связи с особой важностью и социальной значимостью профессии, исследуется формирование социальной ответственности как личностно-профессионального качества. Автор полагает, что продуктивным форматом обучения являются ситуативные задачи с проблемой морального выбора и их групповое или индивидуальное доказательное решение. Цель исследования: обосновать воспитательную роль ситуативных задач в профессиональной подготовке сотрудников ОВД и представить алгоритм их разработки. Автором раскрывается специфика обучения сотрудников ОВД в рамках системы дополнительного профессионального образования. Представлена методология исследования, базирующаяся на социо-когнитивном, контекстном и компетентностном подходах. Выделены принципы формирования социальной ответственности сотрудников ОВД: гуманизации, интеграции, активности, саморазвития. Автором обоснован алгоритм проектирования ситуативных задач для профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Его адаптация с учетом специфики профессиональной подготовки и контекста обучения позволит осуществить разработку ситуационных задач в любой предметной сфере. Представлены примеры ситуативных задач, построенных по данному алгоритму.
Abstract. The article deals with the problem of transformation of the Internal Affairs authority's content of professional training. In accordance with special significance, and social importance of the profession, the formation of social responsibility is treated as a personal and professional quality. The author believes that the most productive format of teaching and learning are situational tasks with the problem of moral choice and their individual and group-proving solution. The purpose of the research is to substantiate the upbringing role of the situational tasks in the professional training of Internal Affairs authority and present the mechanism of its development. The author reveals features of training Internal Affairs authority in accordance with the system of additional professional education. The methodology of the research, based on the social responsibility of the Internal Affairs authority, is presented: it includes humanization, integration, active participation, self-development. The author of the article substantiated the algorithm of design situational tasks for professional training of Internal Affairs authority. The adoption of the algorithm taking into consideration features of professional training and the context of education will allow us to perform the development of situational tasks in each subject sphere. The examples of situational tasks are presented, based on the unified algorithm.
Введение. Комплексное реформирование правоохранительной системы Российской Федерации повлекло за собой существенные изменения в профессиональной подготовке сотрудников полиции. Сформированы новые требования к профессиональным качествам сотрудника ОВД как регламентированных законодательно, так и ожидаемых обществом.
Особый упор делается на формирование профессиональной системы ценностей, противостоящей профессиональной деформации, и включение этого аспекта в систему дополнительного профессионального
образования сотрудников ОВД в рамках которого и осуществляются их профессиональная подготовка и непрерывное повышение
квалификации по мере прохождения службы [1;2].
Цель исследования: обосновать
воспитательную роль ситуативных задач в профессиональной подготовке сотрудников ОВД и представить алгоритм их разработки.
Для реализации задач авторского исследования важнейшим вектором
проектирования содержания профессиональной подготовки сотрудника ОВД является социальная направленность профессии. Обращение к формированию и развитию социальной ответственности сотрудника ОВД вызвано тем, что многомерные виды его профессиональной деятельности направлены на социум -обеспечение безопасности граждан в любых ситуациях жизнедеятельности. Это
подчеркивается еще и высокой ценой профессиональных ошибок сотрудника полиции. Статус профессии, ее ориентация, социальная значимость, общественная и государственная ценность задают особый уровень социальной ответственности, измеряемый по результатам деятельности своих представителей. Социальная ответственность сотрудника ОВД представляется автору как профессионально-личностная устойчивая характеристика, развивающаяся в процессе непрерывного обучения и опыта профессиональной деятельности полицейского, определяющая его деятельность и способы решения профессионально-значимых задач через поступки в ситуации выбора при достижении поставленных целей с пониманием последствий собственных действий как представителя профессии [3].
С позиций особенностей профессии полицейского каждое «применение» им социальной ответственности несет в себе «отражение» полиции как социального института, подразделения органов внутренних дел (отдела полиции), собственной личности, объединяя все названные характеристики при любом проявлении профессиональных взаимодействий.
Необходимо отметить специфику рассматриваемой системы профессионального обучения сотрудников ОВД. Она реализуется в рамках программ непрерывного дополнительного профессионального образования (по
должностям), осуществляемых планомерно для каждого сотрудника в течение определенного временного интервала, и является обязательным для его аттестации. Этот факт предопределяет специфические черты рассматриваемого вида обучения:
1) мотивация к обучению, связанная как минимум с обязательным достижением
образовательных целей для профессионального закрепления или роста;
2) направленность на спектр профессиональных целей и наличие жизненного и/или профессионального опыта (обучение взрослых);
3) наличие ориентиров решения профессиональных задач в виде достижений коллег;
4) минимальный разрыв между получением и применением полученных знаний в практической профессиональной деятельности.
Методология исследования.
Методологической базой исследования выступают социо-когнитивный, контекстный и компетентностный подходы.
Социо-когнитивный подход, ранее описанный в исследованиях [4;5], трактуется автором с точки зрения педагогической организации процессов профессиональной социализации и
межличностного взаимодействия. Одно из основных положений данного подхода заключается в том, что личность овладевает смыслами в представленных выше реальностях предметного мира, культуры и речи посредством социального взаимодействия [6], понимая социальность как систему, формирующую ее жизнь - многочисленные действенные проявления в разнообразных жизненных ситуациях, в том числе, и профессиональных. Следовательно, процесс обучения следует направить на формирование и развитие исходных социальных установок, определяющих границы профессиональных действий. Так произойдет перенос устоявшихся форм поведения, адаптации и развития личности в реальность.
Контекстный подход базируется на положениях широко известной теории контекстного обучения академика А.А. Вербицкого [7]. М.А. Болдина, считает, что контекстный подход позволяет «осознанно отбирать методы обучения, соответствующие целям образования и его содержанию...» через «...личностное включение каждого студента в структурированные контексты осваиваемой профессиональной деятельности» [8], и автор в полной мере разделяет эту позицию. Здесь контекст представляется как «единица измерения» самого человека - внутренних особенностей и внешней среды, определяет личностное восприятие и профессиональные действия в рамках обучения. Формируемая образовательная среда позволяет интегрировать особенности подготовки сотрудников ОВД, создав квазипрофессиональное поле для отработки умений и навыков и развить их как
личностно-профессиональные качества
обучающихся.
Компетентностный подход, являющийся базой современного образования на всех его уровнях, направлен на развитие способов профессиональной деятельности, готовности к ее реализации и установки норм профессионального поведения. Особое значение положения данного подхода приобретают в свете организации непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД как обязательного компонента соответствия занимаемой должности и дальнейшего карьерного роста [9]. Развитие всех видов компетенций обучающихся сотрудников ОВД поддерживается требованиями к результативности обучения, выраженных в образовательных стандартах и реализуемых программами дополнительного
профессионального образования.
Общность указанных подходов реализуется в следующих принципах, необходимых, по мнению автора, для эффективного формирования личностно-профессиональных качеств
сотрудника ОВД:
- принцип гуманизации, поддерживающий приоритет ценности Человека;
- принцип интеграции, предполагающий взаимосвязанность и взаимообусловленность: а) компонентов системы подготовки сотрудников ОВД и системы их профессионального роста б) обучения и воспитания в рамках профессиональной подготовки сотрудников ОВД; в) компонентов системы обучения и личностных когнитивных особенностей обучения; г) личностных характеристик и контекста обучения;
- принцип активности, вовлекающий слушателя в процесс обучения и его позиционирование как равноправного субъекта своего образования;
- принцип саморазвития, акцентирующий внимание на личностно ориентированных позициях, когнитивных механизмах познания, соотношении познавательной деятельности слушателя, преодолении внутренних барьеров.
Результат. Принятие профессиональных решений для сотрудника ОВД находится в сфере бинарных отношений: «социальная
необходимость - социальный долг», «нормы -свобода», «обязанности - возможности, желания, приоритеты». Требуется принципиально новая организация педагогического процесса и создание условий развития личностных когнитивных механизмов, формирование универсальных социальных качеств, совокупность которых обусловит решение профессиональных задач. Нравственный и профессиональный выбор
должны быть подкреплены установленными и освоенными слушателями в процессе обучения алгоритмами действий, нормами и мотивами с оценкой прогнозных вероятностей действий. В этих целях автором предлагается использование ситуативных задач как базы формирования личностно-профессиональных качеств,
важнейшим из которых выступает социальная ответственность.
С использованием приведенной выше методологии и обобщенного алгоритма проектирования ситуационных задач, ранее разработанного авторским коллективом в общем виде для образования взрослых [10], представим алгоритм проектирования ситуативных задач для профессиональной подготовки сотрудников ОВД.
1 этап. Формирование дидактических целей. Этот этап включает определение места ситуационной задачи в структуре учебного курса (мини-задача, индивидуальный или групповой проект, непосредственное решение или решение в предварительной подготовкой, уровень сложности). Принципиально важным автор считает решение задач в присутствии педагога. Это позволяет посредством педагогического наблюдения выявить пробелы, проблемы, особенности когниций (познания, восприятия) слушателей курса с тем, чтобы осуществлять коррекцию их образовательной деятельности для достижения поставленных дидактических целей. Полезным является решение одних и тех же задач (или разрешения той же ситуации с заменой условий) на разных этапах обучения для закрепления профессиональных механизмов действий.
2 этап. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает изучаемую деятельность. Здесь принципиальными являются драматизм ситуации и сюжет задачи; возможна формулировка с взаимоисключающими условиями.
Особое внимание при формировании личностных качеств сотрудника ОВД мы отводим наличию в задачи ситуации, требующей сложного морального выбора, где разрыв между «человеком» и «профессионалом», желанием, возможностями и полномочиями должен разрешаться в «пользу» норм представителя силовых структур и исключительно в рамках его допустимых действий.
3 этап. Анализ информации в предметной сфере по выбору модели ситуации. Здесь необходимо соблюсти несколько обязательных условий: а) обеспечить реальность возникновения ситуации для профессиональной деятельности сотрудника полиции (для реализации возможно
использование опыта имеющихся резонансных прецедентов, широко распространенных ситуаций, возникающих ежедневно в практической деятельности; сложных казусных ситуаций и др.); б) определение количества условий для решения задачи. Здесь возможно два варианта - количество условий необходимо и достаточно для описания ситуации, и слушатель должен подобрать варианты собственных правомерных действий, или количество условий явно недостаточно для описания ситуации и требует из поиска и/ или разветвленного прогнозного проектирования действий слушателя; в) позиция задачи - поиск новых знаний или отработка уже имеющихся навыков, что влияет на типологию задачи, ее характеристики, последствия, пути разрешения.
4 этап. Диагностика валидности ситуационной задачи. Речь идет о проведении методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности ситуационной задачи, позволяющей определять характеристики структуры ситуации, её функции, взаимодействие с окружающей и внутренней средой. Возможна проверка условий и решения задачи в тестовом режиме на опытных коллегах - преподавателях образовательных организаций системы МВД России или непосредственно на сотрудниках ОВД. При наличии множественных решений задачи важным является уточнение условий, задающих ограничения контекста полученного решения, выбор наиболее оптимального выхода из ситуации. Утверждение условий ситуативной задачи для реализации в профессиональной подготовке возможно только после тщательных отработок, педагогической и юридической оценки возможных (допустимых) действий.
При формулировке задач с опорой на теорию контекстного обучения, применяемые социо-когнитивный, контекстный и компетентностный подходы, выделенные принципы обучения, важно осуществить проверку ситуативной
задачи - педагогическое моделирование (разрешение ситуации).
Каждый из компонентов ситуативной задачи направлен на актуализацию, формирование или развитие определенных профессионально-личностных характеристик, соответственно, выполнение каждого из этапов должно подвергаться оцениванию.
5 этап. Подготовка окончательного варианта ситуативной задачи и ее внедрение в практику обучения. Данный этап требует подготовки дидактических материалов и выработку рекомендаций для педагога
относительно форм взаимодействия
обучающихся между собой и с педагогом (экспертами) в ходе решения задач с учетом особенностей форм, методов и условий обучения.
Приведем примеры ситуативных задач, подобранных автором в ходе опыта преподавательской деятельности в рамках системы профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Спецификой является направленность задач на формирование социальной ответственности как личностно-профессионального качества, а значит, принципиально важным для этих задач является наличие ситуации морального выбора. Задачи подобраны с учетом опыта работа слушателей, проходящих обучение в рамках системы дополнительного профессионального
образования.
Задача № 1. На одной из улиц в центре города (условие) сотрудник полиции преследует несколько лиц (условие), предположительно совершивших грабеж (ситуация). При себе сотрудник имеет табельное оружие (условие). После неоднократных требований остановиться преступники продолжают убегать (ситуация). Каковы правомерные действия сотрудника? (цель).
Задача № 2. Сотрудник сводного отряда МВД по Республике Татарстан (условие) находится в служебной командировке в Республике Дагестан (условие). В его должностные обязанности входит поддержание взаимодействия с представителями территориальных
подразделений органов внутренних дел (условие). Однажды, в ходе неформального разговора (условие) один из местных сотрудников полиции предлагает ему за вознаграждение провести через блок-пост, занимаемый отрядом, автомобиль без досмотра (ситуация). Каковы правомерные действия сотрудника? (цель).
Задача № 3. Младший сержант полиции Бондарь К.В. в конце апреля 2020 года (период пандемии и режима самоизоляции для лиц старше 65 лет), находясь на маршруте патрулирования вместе с напарником (условие) заметил одиночно передвигающуюся женщину, на вид явно старше указанного возраста (ситуация). Подойдя к женщине, сотрудник полиции К.В. Бондарь представился и напомнил женщине о необходимости соблюдения карантинных мер и режима самоизоляции (разрешение ситуации). Проверка документов показала, что гражданка находится на значительном удалении от места проживания без соответствующего разрешения в электронной форме (детали ситуации). Свои действия
женщина пояснила необходимостью купить специальный корм для кота, который продается только в определенном магазине (детали ситуации). Можно было привлечь гражданку к административной ответственности (в виде наложения административного штрафа) (действия). Но сотрудники помогли женщине купить необходимое, выдали средства защиты (маску и перчатки) из собственных запасов и сопроводили ее до места проживания на патрульном автомобиле. На прощание сотрудники полиции озвучили рекомендации оставаться дома и пользоваться помощью волонтеров (детали ситуации). Были ли правомерны их действия? (цель).
Как видно из представленных задач, в каждой из них есть возможность различных действий, каждое из которых ставит обучающегося сотрудника ОВД в ситуацию сложного морального выбора и проверки собственной системы прав и профессиональных обязанностей. Разрешение ситуаций, коллективное обсуждение вариантов возможных событий направлены на развитие четких алгоритмов и способов действий с упором на социальную ответственность полицейского, обязанного оберегать граждан в случае нарушения границ их безопасности.
Опыт реализации автором ситуативных задач в процесс обучения профессиональной подготовки сотрудников ОВД позволяет утверждать их продуктивность в формировании личностно-профессиональных качеств
слушателей. Искренний интерес к разбору профессиональных ситуаций привлекает обучающихся, способствуя развитию их мотивации и профессионализации, развитию профессиональной этики и принятию социальной ответственности за последствия своих действий.
Заключение. Предлагаемый в исследовании алгоритм проектирования ситуационных задач можно рекомендовать педагогам как универсальный. Его адаптация с учетом
специфики профессиональной подготовки и контекста обучения позволит осуществить разработку ситуационных задач в любой предметной сфере. Для обучающихся такой формат позволяет: получить непосредственный опыт профессиональной деятельности; осмыслить спектр теоретических знаний; экспериментально проверить их на практике; обсудить возможные гипотезы разрешения ситуации, а значит, развивать профессиональные коммуникации.
С педагогической точки зрения, принципиальной является не только условная правильность решения ситуационных задач, но и сам механизм ее решения, творческий подход, нестандартные ответы. Не менее важным является и мотивация нравственного выбора, обособляющая систему ценностей слушателя и демонстрирующая весь спектр его профессиональных и общекультурных компетенций в контексте поставленных в условии профессиональных затруднений. Поэтому педагогическая диагностика хода решения ситуационных задач является важным элементом обучения, носящим рефлексивный характер, способствуя основным направлениям развития личности: профессиональному (трудолюбие, конкурентоспособность), нравственному
(ощущения себя личностью, овладение навыками сотрудничества и партнерства), умственному (умение слушать, запоминать, анализировать ситуацию, осмысливать большой объем информации), мотивационно-волевому
(укрепление воли, мобилизация своих сил и возможностей, отстаивание своей точки зрения, признание мнения других).
Автор считает, что в рамках дополнительного профессионального образования сотрудников ОВД решение ситуационных задач может стать дидактическим инструментом организации образования, обусловливая его ярко выраженный практико-ориентированный вектор.
1. Васильев В.В. Конструирование непрерывного воспитательно-обучающего воздействия в вузах МВД России: пути взаимодействия субъектов образовательного процесса / В.В. Васильев // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 6(125). -С. 76-80.
2. Спиридонов С.А., Романенко И.И. Научно-педагогические проблемы профессиональной подготовки сотрудников МВД России / С.А. Спиридонов, И.И. Романенко // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. - 2016. - № 2(67). - С. 190-197.
3. Никулин С.Г. К вопросу педагогической дефиниции социальной ответственности сотрудника органов внутренних дел / С.Г. Никулин // Colloquium-Journal. - 2019. - № 8-4. - С. 54-55.
4. Левина Е.Ю. Никулин С.Г. Социокогнитивный подход в концепции образования взрослых / Е.Ю. Левина, С.Г. Никулин // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - № 4(36). - С. 106-112.
5. Когнитивная педагогика: учебно-методическое пособие / Р.Х. Гильмеева, А.Р. Камалеева, А.С. Кац, Е.Ю. Левина, В.Ш.
Масленникова, Л.Ю. Мухаметзянова, Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова; под научной редакцией Е.Ю. Левиной. - Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2020. - 228 с.
6. Главатских М.М. Социо-когнитивный подход в исследовании социально-психологической зрелости личности / М.М. Главатских // Известия Саратовского университета (Акмеология образования. Психология развития). - 2015. - № 2. - С. 131-135.
7. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования: учебное пособие / А.А. Вербицкий. - М., МПГУ, 2017. - 248 с.
8. Болдина М.А. Контекстный подход как базовый в выборе методов обучения специалиста
нового типа / М.А. Болдина // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 9. - С. 237-243.
9. Васильев В.В. Непрерывное образование сотрудников органов внутренних дел в свете компетентностного подхода / В.В. Васильев // Научный диалог. - 2017. - № 10. - С. 301-310.
10. Nikulin S.G. et al. Situational tasks in adult education: design and diagnostics algorithms / S.G. Nikulin, N.A. Solovyeva, A.A. Akhayan, R.A. Kurbanov, A.M. Belyalova, R.A. GuTbanov, B.B. Dzhamalova, M.S. Abdurakhmanova // Journal of Environmental Treatment Techniques. - 2019. - Vol. 7. - № 3. - P. 467-473.
References:
1. Vasiliev V.V. The design of continuous educational and training impact in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia: ways of interaction between the subjects of the educational process / V.V. Vasiliev // Kazan Pedagogical Journal. - 2017. - № 6(125). - S. 76-80.
2. Spiridonov S.A., Romanenko I.I. Scientific and pedagogical problems of professional training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia / S.A. Spiridonov, I.I. Romanenko // Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova. - 2016. № 2(67). S. 190-197.
3. Nikulin S.G. To the question of pedagogical definition of social responsibility of an employee of internal affairs bodies / S.G. Nikulin // Colloquium-Journal. - 2019. - № 8-4. - S. 54-55.
4. Levina E.Yu. Nikulin S.G. Sociocognitive approach to the concept of adult education / E.Yu. Levina, S.G. Nikulin // Vocational education in Russia and abroad. -2019. - № 4(36). - S. 106-112.
5. Cognitive pedagogy: teaching aid / R.Kh. Gilmeeva, A.R. Kamaleeva, A.S. Katz, E.Yu. Levina, V.Sh. Maslennikova, L.Yu. Mukhametzyanova, T.M. Tregubova, L.A. Shibankova; edited by E.Yu. Levina. - Kazan: Institute
of Pedagogy, Psychology and Social Problems, 2020. - 228 p.
6. Glavatsky M.M. Socio-cognitive approach in the study of socio-psychological maturity of a person / M.M. Glavatskikh // Proceedings of the Saratov University (Acmeology of Education. Development Psychology). -2015. - № 2. - S. 131-135.
7. Verbitsky A.A. Theory and technology of contextual education: a training manual / A.A. Verbitsky. - M., Moscow State Pedagogical University, 2017. - 248 p.
8. Boldina M.A. The contextual approach as the basic in the choice of training methods for a specialist of a new type / M.A. Boldin // Socio-economic phenomena and processes. - 2011. - № 9. - S. 237-243.
9. Vasiliev V.V. Continuing education of employees of internal affairs bodies in the light of the competency-based approach / V.V. Vasiliev // Scientific dialogue. - 2017. - № 10. - S. 301-310.
10. Nikulin S.G. et al. Situational tasks in adult education: design and diagnostics algorithms / S.G. Nikulin, N.A. Solovyeva, A.A. Akhayan, R.A. Kurbanov, A.M. Belyalova, R.A. GuTbanov, B.B. Dzhamalova, M.S. Abdurakhmanova // Journal of Environmental Treatment Techniques. - 2019. - Vol. 7. - № 3. - P. 467-473.
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования