- психофизиологические и педагогические требования к формированию профессиональных компетенций обучающихся.
При построении программы производственного обучения необходимо учитывать уровни теоретической, общеобразовательной подготовки обучающихся. Также, следует устанавливать преемственность теоретического и производственного обучения, связь теории и практики, что даёт возможность построить межпредметные связи.
Разработка программы сводится к определению содержания структурных элементов, их рационального расположения по этапам, что позволяет выделить ступени подготовки рабочих и создать необходимые условия учебно-производственного процесса.
Подготовка обучающихся к профессиональной деятельности осуществляется в несколько этапов.
Во время подготовительного (ознакомительного) этапа обучающиеся знакомятся с содержанием технологического процесса, структуры рабочих приёмов, последовательностью выполнения действий.
На этапе формирования профессиональных компетенций они овладевают рабочими приёмами, трудовыми процессами, осваивают различные виды работ. На следующем этапе происходит освоение технологии изготовления изделий. В процессе изготовления производственной продукции обучающиеся изучают передовые методы труда [4].
Для всех этапов производственного обучения определяются время, условия, содержание, последовательность формирования профессиональных компетенций, определяется оптимальные формы и методы обучения.
Содержание программы производственного обучения, разрабатывается с учётом различных форм организации практической подготовки (лабораторно-практические занятия, занятия в учебных мастерских, индивидуальные, групповые консультации).
В основе содержания заданий лежит определённый алгоритм учебно-производственной деятельности, инструктивных указаний.
Выводы. Таким образом, содержание производственного обучения отражает социальные, научно-технические, экономические и организационные формы современного производства, что определяет научно-технические основы будущей профессиональной деятельности. Следовательно, необходимо установить определённое соответствие между основными элементами содержания производственного обучения и уровень развития науки, техники и производства.
Литература:
1. Булаева М.Н. Методика профессионального обучения: контрольно-оценочные средства: Учебно-методическое пособие / Мининский университет. Нижний Новгород. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - 84 с.
2. Ваганова О.И., Максимова К.А. Интерактивные формы проведения практических занятий в вузе // Перспективы развития высшей школы. Материалы I Международной научно-практической конференции. Тюменский индустриальный университет. - Тюмень. - 2020. - С. 27-30.
3. Лапшова А.В., Булаева М.Н., Уракова М.Н. Личностно-деятельностный подход к профессиональной подготовке студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-4. - С. 214-216.
4. Маркова С.М., Уракова Е.А. Дидактические основы содержания практического обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. - С. 246-249.
5. Маркова С.М., Червова А.А., Уракова Е.А., Зиновьев О.А. Дидактические основы производственного обучения // Школа будущего. - 2020. - № 5. - С. 214-221.
6. Тумашева О.В. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3(36). DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-3-3.
7. Уракова Е.А., Зиновьев О.А., Гриценко А.Н., Сидоров А.Н. Практическое обучение как основная часть профессионального образования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2020. -№ 6(48). - С. 191-194.
Педагогика
УДК 378
доктор педагогических наук, доцент Милькевич Оксана Анатольевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация. В статье представлены результаты проектирования сетевой модели наставничества, отражающие соответствующие федеральные требования, сложившиеся теоретические положения и успешные практики наставничества. Исходные положения сетевой модели наставничества базируются на формулировке ключевой проблемы системы образования Московской области и ее характеристик. Представленная сетевая модель наставничества требует уточнения, конкретизации и последовательного внедрения в различных территориях с учетом конкретных условий и характеристик различных образовательных систем.
Ключевые слова: наставничество, сетевая модель наставничества, проектирование сетевой модели.
Annotation. The article presents the results of designing a network model of mentoring, reflecting the relevant federal requirements, the existing theoretical provisions and successful practices of mentoring. The initial provisions of the network model of mentoring are based on the formulation of the key problem of the education system of the Moscow region and its characteristics. The presented network model of mentoring requires clarification, concretization and consistent implementation in different territories, taking into account the specific conditions and characteristics of various educational systems.
Keywords: mentoring, mentoring network model, network model design.
Введение. Актуальность проектирования сетевой модели наставничества определяется, с одной стороны, нормативными требованиями (Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися [3]; Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в
том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися [2]), с другой - объективно сложившимися предпосылками для ее становления. Предпосылки включают в себя исходное состояние систем образования различных уровней и видов, переживающих схожие проблемы и трудности (нехватка педагогических кадров, недостаточное закрепление молодых специалистов в образовательных организациях, необходимость решения комплекса задач обучения и воспитания обучающихся, обеспечения качества образования в условиях динамично изменяющейся системы образования страны).
Цель статьи - теоретические обоснование и характеристика сетевой модели наставничества в Московской области.
В статье представлены результаты проектирования сетевой модели наставничества, отражающие соответствующие федеральные требования, сложившиеся теоретические положения и успешные практики наставничества. Теоретические положения, сложившиеся в современных исследованиях [1; 4; 5; 6; 7], тяготеют к рассмотрению наставничества как инструмента адаптации молодого специалиста в профессии, как условия управления персоналом и повышения его квалификации, как условие обогащения профессионального опыта молодого специалиста. В контексте проводимого исследования изучены особенности системы образования Московской области, проблемы педагогических кадров региона, сформулированы методологические подходы и принципы, направления и формы наставничества, показатели результативности наставничества, значимые с позиции решения задач федеральной и региональной образовательной политики.
Изложение основного материала статьи. Ключевая проблема системы образования Московской области - нехватка педагогических кадров - определяет необходимость разработки и реализации сетевой модели наставничества, включающей в себя формы наставничества, реализуемые образовательной организации с применением собственных ресурсов, а также с привлечением ресурсов социальных партнеров, бизнес-структур, структур сегментов рынка труда региона.
Характеристики системы образования Московской области, определяющие необходимость реализации сетевой модели наставничества:
- густо населенный регион и территориальная близость населенных пунктов между собой, определяющие возможность выбора выпускником педагогического вуза образовательной организации для трудоустройства с учетом численности обучающихся, обеспеченности материально-технической базы, степени престижности и др.характеристик, что предопределяет разную степень укомплектованности штатного расписания образовательных организаций;
- высокие требования к уровню и качеству подготовки молодых специалистов со стороны учредителей образовательных организаций в силу инновационного характера развития образовательной системы региона, определяющие необходимость их гибкости, мобильности, готовности к инновационной деятельности, проектированию и реализации новых идей;
- конкуренция среди образовательных организаций различных видов и форм собственности, определяющие необходимость креативного характера деятельности самой организации и практикующих специалистов, проявления презентационных, маркетинговых и иных умений сотрудниками, включая молодых специалистов;
- близость столичного региона, определяющая повышенные требования к качеству деятельности специалистов сферы образования, включая молодых специалистов, со стороны заказчиков образовательных услуг (родители, законные представители несовершеннолетнего);
- многонациональный регион с высокой степенью привлекательности для внутренней миграции, определяющий необходимость социальной, психологической и интеллектуальной готовности педагогических работников к реализации задач обучения и воспитания с позиции содействия этнической и российской идентификации личности, становления национального самосознания и гражданской позиции;
- недостаточное закрепление молодых специалистов в системе образования региона на фоне более высокой привлекательности сферы продаж и услуг в сравнении с системой образования как объекта трудоустройства и профессиональной деятельности и совокупности требований к личности педагога;
- непоследовательность реализации наставничества как механизма адаптации молодого специалиста к условиям профессиональной деятельности, формальный подход к реализации разнообразных моделей наставничества.
Ключевые проблемы и трудности, испытываемые молодыми педагогами:
- недостаточная психологическая готовность к профессиональной деятельности, трудности психологической адаптации в профессии;
- недостаточная сформированность методической компетентности молодого специалиста в силу наличия рассогласованности в понимании отдельных аспектов методики преподавания того или иного предмета в теории и практике;
- недостаточная сформированность отдельных личностных качеств и характеристик, снижающих результативность деятельности в современной, динамично изменяющейся образовательной организации;
- недостаточная правовая компетентность молодых специалистов, низкая информированность о существующих правовых механизмах решения различных задач жизнеустройства;
- недостаточная социальная готовность молодого специалиста к реализации профессиональной деятельности педагога.
Целью внедрения целевой модели наставничества в Московской области является создание условий для успешной
личной и профессиональной самореализации молодого специалиста (наставляемого), закрепление молодого специалиста в профессии, в образовательной организации.
Задачи:
- улучшение показателей деятельности молодых специалистов, повышение их профессиональной и социальной активности;
- формирование, поддержка и реализация различных форм наставничества, включая массовые, групповые формы и индивидуальную траекторию наставничества;
- формирование ценностного отношения к деятельности молодого специалиста со стороны коллег, ученического и родительского сообществ, выступающего механизмом комплексной поддержки его деятельности, профессионального становления и самореализации;
- минимизация и/или ликвидация проблемы нехватки педагогических кадров в регионе.
Методологические подходы:
Аксиологический подход - определяет признание ценности участников сетевой модели (наставляемого, наставника, организаций и их партнеров), их опыта взаимодействия и социального опыта как ценного и неповторимого, создающего основания для обмена опытом и знаниями.
Средовой подход - определяет возможность использования среды как фактора и условия реализации сетевой модели наставничества, включающего в себя совокупность предметно-пространственных и социально-культурных характеристик, необходимых для реализации потенциала каждого участника обозначенной модели, включая среду образовательной
организации определенного вида, а также формируемые среды в ходе взаимодействия организаций различной ведомственной принадлежности (внутренняя и внешняя среда).
Синергетический подход - определяет понимание наставничества как саморазвивающейся системы, базирующейся на сочетании управления, самоуправления и самоорганизации в использовании имеющихся ресурсов образовательных систем различных видов (образовательная система общего образования, образовательная система дополнительного образования, образовательная система для лиц с ОВЗ и инвалидностью и др.) в пределах образовательной системы Московской области.
Принципы реализации:
- непрерывность наставничества - отражает согласованность реализуемых мероприятий в рамках сетевой модели, обеспечивающих формирование ценностно-смыслового и содержательного компонентов взаимодействия различных субъектов сетевой модели;
- принцип социального партнерства в наставничестве - предполагает учет возможностей и ресурсов образовательных организаций различных видов, а также их социальных партнеров;
- пролонгированный характер проводимых мероприятий - характеризует направленность реализуемых мероприятий сетевой модели, обеспечивающих решение проблем наставляемого как в актуальный момент жизнедеятельности, так и на перспективу;
- личностно-ориентированный характер наставничества - отражает учет ценностей и социальных установок личности наставляемого, его социального опыта, потенциала и готовности к самореализации в образовательной и/или профессиональной деятельности;
- сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм взаимодействия в рамках сетевой модели, в зависимости от выявленных дефицитов и трудностей, определяющих направленность и содержание проектируемых форм и методов наставничества.
Основные направления реализации сетевой модели наставничества (с учетом накопленных успешных практик наставничества гг. Балашиха, Киров, Челябинск, Санкт-Петербург, Республика Татарстан и др.) можно представить следующим образом:
1. Психологическое сопровождение, обеспечивающее вхождение молодого специалиста в профессию, внутреннее принятие своей профессиональной деятельности (консультации, тематические тренинги, самообразование посредством образовательного контента и др.).
2. Методическое сопровождение, определяющее обогащение опыта преподавания определенного учебного предмета, овладение формами, методами и средствами реализации задач обучения и воспитания с учетом сложившейся образовательной практики, специфики образовательной организации и контингента обучающихся (методические интенсивы, самообразование, дневник профессионального и личностного роста, индивидуальная траектория наставничества и др.).
3. Правовое сопровождение деятельности молодого специалиста, обеспечивающего знание и готовность к применению правовых оснований профессиональной деятельности и решения актуальных вопросов жизнеустройства (Школа правовой грамотности, решение кейсов, консультации и др.).
4. Социально-культурное сопровождение деятельности молодого специалиста, определяющее принятие ценностей и смысла педагогической профессии, признание ее социальной значимости; стимулирование саморазвития, самовоспитания и самообразования молодого специалиста, обеспечивающего возможность преодоления дефицита личностных качеств и характеристик молодого специалиста (Бизнес-тренинги, бизнес-проекты. хобби-марафоны, вернисажи творческих идей, проектная деятельность и др.).
Оценка результативности реализации сетевой модели наставничества в Московской области включает в себя совокупность количественных и качественных показателей по каждому из направлений (таблица 1).
Таблица 1
Показатели результативности внедрения сетевой модели наставничества и методы их оценивания
Направление Показатели результативности Методы оценивания
количественные качественные
Психологическое сопровождение Улучшение психоэмоционального комфорта молодого специалиста; снижение количества эмоционально-негативных затяжных реакций на возникающие трудности в профессиональной деятельности. Эмоциональная устойчивость специалиста, психологический комфорт в коллективе педагогов и обучающихся, сформированность у молодого специалиста механизмов психологической самозащиты. Диагностика психологического комфорта личности, диагностика психологического климата в коллективе, анализ результатов деятельности психологических служб образовательных организаций.
Методическое сопровождение Снижение/отсутствие замечаний к методике обучения; увеличение числа конкурсов и мероприятий методической направленности, в которые включен и/или реализует молодой специалист; рост числа успешно реализованных образовательных проектов. Повышение методической компетентности, готовность к овладению новыми формами, методами и средствами реализации задач обучения и воспитания с учетом специфики деятельности образовательной организации и контингента обучающихся. Анализ портфолио педагога, самоанализ, анкетирование.
Правовое сопровождение Снижение числа случаев правовой незащищенности молодого специалиста, ситуаций, требующих вмешательства юристов Правовая компетентность молодого специалиста. Беседа, анкетирование.
и/или юридических служб.
Социально-культурное сопровождение Увеличение числа мероприятий социально-культурной направленности, в которые включен молодой специалист; рост числа успешно реализованных творческих и социально-культурных проектов. Готовность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию, признание социальной значимости и ценности педагогической профессии. Рефлексивное эссе, анализ портфолио педагога.
Обобщенным отсроченным результатом реализации сетевой модели наставничества в Московской области выступает общее улучшение кадровой ситуации в системе образования, отражающее: рост числа молодых специалистов в характеристике возрастного состава кадров; удовлетворенность молодых специалистов профессиональной деятельностью; включенность молодых специалистов в мероприятия различной направленности; осознание собственных дефицитов и готовность к их ликвидации.
Выводы. Разработанная сетевая модель наставничества отражает ключевые проблемы системы образования Московской области, связанные с нехваткой педагогических кадров, их закреплением в профессии. Представленная модель требует конкретизации с учетом специфики территории реализации, традиций, возможностей системы образования конкретного муниципалитета. Следует обеспечить последовательную реализацию методологических подходов и принципов, задающих смысловое единство разрабатываемых программ наставничества в различных типах и видах образовательных систем и конкретных образовательных организациях региона.
Литература:
1. Мананникова А.В., Безенкова Т.А. Наставничество как социокультурное явление и педагогическая технология // Colloquium-journal. - 2019. - № 1-4 (25). - С. 43-44.
2. Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися // URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-23012020-n-mr-4202-o-napravlenii/
3. Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися // URL: https://docs.cntd.ru/document/564232795
4. Поздеева С.И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение. - 2017. - № 2 (16). - С. 87-91.
5. Ройтблат О.В., Суртаева Н.Н. Наставничество как один из инструментов реализации непрерывного образования взрослых // Непрерывное образование. - 2018. - № 3 (25). - С. 14-17.
6. Савин Е.Ю Педагогическое наставничество в развитии профессионального опыта студента-педагога // Развитие профессионального мышления: исследовательские подходы и образовательные технологии. Коллективная монография. под редакцией Е.И. Горбачевой. Калуга, 2015. - С. 40-86.
7. Фокин Н.И., Ивченко А.В. Наставничество как способ улучшения адаптации молодых специалистов в школе // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2017. - № 3-4 (45). - С. 72-76.
Педагогика
УДК 378.2
аспирант Мокшина Елена Александровна
Самарский университет (г. Самара);
старший преподаватель Мальцева Екатерина Юрьевна
Самарский университет (г. Самара)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. В настоящее время наблюдается рост количество детей с врожденными и наследственными заболеваниями. В этой связи возникает необходимость подготовки не только специалистов медицинского, реабилитационного, психологического профиля, но возникла необходимость подготовки педагогических кадров. Актуальность педагогической помощи и обучения этой группы детей выходит сейчас на первый план. Обучающиеся с ОВЗ сталкиваются с трудностями освоения образовательных программ, а именно нарушением в приеме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира. Поэтому они нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы.
Ключевые слова: педагогическая инициация, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, социальная адаптация, педагог.
Annotation. Nowadays the number of children with different disabilities increases. And it is become obvious that there should be trained teachers to work with those students, not only medical and psychological specialists. The relevance of pedagogical assistance and training for this group of children is becoming number one in the reality. Students with disabilities face difficulties in mastering educational programs: the way of getting, processing and using the received information. Therefore, they need a special individual approach, different from the framework of a standard general education school. Keywords: pedagogical initiation, students with disabilities, social adaptation, teacher.
Введение. В современном быстро меняющемся мире к специалистам разных сфер профессионально деятельности предъявляются требования мультидисциплинарного уровня. В условиях повышения спроса на подготовку специалистов, уверенно владеющими различными гаджетами в рамках цифровизации образования, мы сталкиваемся с необходимостью разработки образовательных программ, отвечающим запросам общества. Так, научные школы активно используют новые технологии в переосмыслении уже существующих образовательных технологий и практик.
В настоящее время традиционная педагогика не быстро отвечает на вопросы и вызовы среды.