Научная статья на тему 'Проектирование работы почтовой системы'

Проектирование работы почтовой системы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
720
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗА ДАННЫХ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК / СИСТЕМА ВЕРИФИКАЦИИ ЗАПИСЕЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ИНТЕРФЕЙС.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Иванова О. В., Иванов П. В.

При разработке информационных систем следует учитывать, что роль человека в процессе человеко машинного взаимодействия, как одного из составляющих совокупной системы, становится все более значимой. Это направление определяет изменения в технологии обработки информации, приводящие к улучшению использования компьютерных систем с учетом отраслевой специфики. Существенное значение для работы с информацией в распределенной деловой среде имеют интеллектуальные интерфейсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование работы почтовой системы»

4 декабря 2011 г. 2:50

ТЕХНОЛОГИИ

Проектирование работы почтовой системы

Ютючм

база данных, информационный поток, система верификации записей, интеллектуальный интерфейс.

При разработке информационных систем следует учитывать, что роль человека в процессе человеко-машинного взаимодействия, как одного из составляющих совокупной системы, становится все более значимой. Это направление определяет изменения в технологии обработки информации, приводящие к улучшению использования компьютерных систем с учетом отраслевой специфики. Существенное значение для работы с информацией в распределенной деловой среде имеют интеллектуальные интерфейсы.

Иванова О.В.,

зам. начальника учебного отдела МТУСИ,

ivolga07@gmail.com

Иванов П. В.,

соискатель МТУСИ

При построении автоматизированной системы первым этапом является исследование и формализация бизнес-процессов деятельности предприятия. Дпя этого был проведен анализ технологических процессов почтовой связи с точки зрения курсирующего документооборота.

Почтовая связь имеет сложную структуру, и состоит из следующих структурных подразделений: система управления почтовой связью; подписка, экспедирование и доставка периодической печати; обработка, перевозка и доставка регистр дуемой почты; пересылка денежных переводов и контроль за их прохождением; электронная почта; сортировка и пересылка писем; информационно-справочные системы дпя обслуживания клиентов.

Следует отметить, что технологические процессы почтовой связи делятся на внутрипроизводственные и межпроизводственные. Внутрипроизводственные процессы включают в себя обработку почтовых отправлений в предприятии связи. Но помимо материального потока на предприятии необходимо обрабатывать сопроводительную и контрольную документацию, составляющую информационный поток.

Межпроизводственные технологические процессы заключаются в транспортировке материального потока и передаче и обработке информационного. Следовательно, автоматизация технологических процессов внутри предприятия подразумевает разработку

автоматических систем обработки материального потока, а между предприятиями — разработку автоматизированных систем обработки информационного потока

Производственные процессы в почтовой связи следует отнести к технологическим, которые связаны с приемом, обработкой, пересылкой и доставкой клиентуре почтовых отправлений — писем, посылок, бандеролей, переводов, периодики и тд. Особенность производственного процесса состоит в том, что передаваемый отправителем адресату продукт связи имеет вполне реальные физические формы. Одоовременно материальный почтовый поток порождает технологический информационный поток, который возникает вследствие необходимости контроля прохождения почтовых отправлений на этапах их обработки, пересыпки и доставки.

В совокупности информационный поток сообщений и поток сопроводительной документации составляют мощный информационный поток, пересыпка и обработка которого связана со значительными трудовыми и производственными затратами. Традиционно, для передачи информационного потока использовались транспортные каналы системы почтовой связи. Лишь в некоторых случаях дпя передачи технологической информации в почтово-кассовых операциях применялись каналы электросвязи. В настоящее время электротехническая и электронная промышленность обеспечивает требуемый уровень передачи всех видов почтовой информации, т.е. основная цепь автоматизации информационного обеспечения подотрасли почтовой связи не только целесообразно необходома, но и реально достижима.

В системе почтовой связи существуют в основном три первоисточника информации: информация, содержащаяся в почтовом отправлении; технологическая информация; управленческая информация.

Информация, содержащаяся в почтовом

отправлении, представляет собой письменное сообщение, документ, бланки переводов, извещений, газетную, журнальную и рекламную продукцию. Сопроводительная, контрольная, отчетная, статистическая, хозяйственная, финансовая документация, возникшая в результате функционирования определенного технологического процесса, заключается в понятие технологической информации. Управленческая информация возникает на всех уровнях технологического процесса, начиная от отдельной управляемой почтообрабатывающей маиины и заканчивая руководством подотраслью почтовой связи. Этот вид информации является основным дпя оперативного управления нижестоящих звеньев в иерархической системе управления.

Основные технологические процессы в почтовой связи связаны с предоставлением населению, предприятиям, организациям и учреждениям услуг почтовой связи: сбор, обработка и доставка письменной корреспонденции; прием, обработка и вручение посылок; прием, обработка и вручение заказных и ценных писем и бандеролей и почтовых карточек; сбор подписки; обработка и доставка периодической печати; пересылка денежных переводов и контроль за их прохождением; прием, обработка и доставка международной корреспонденции.

Одновременно возникают дополнительные виды услут, связанные с ускоренной доставкой почтовых отправлений как информационных, так и материальных

Все подразделения нуждаются в автоматизации производственных процессов. Наибольший интерес, с точки зрения автоматизированной обработки информационнотехнологического потока представляют подписка, экспедирование и доставка периодической печати, обработка, перевозка и доставка регистрируемой почты и пересылка денежных переводов и контроль за их прохождением

38

Т-Сотт #4-2010

Рассмотрим технологические процессы почтовой связи, с точки зрения имитационного моделирования структуры сложных систем и структурно-топологического описания информационного потока, соответствующего курсирующей сопроводительной документации между предприятиями почтовой связи и фигурирующих в нем почтовых документов.

Описанная ниже система позволяет эффективно и максимально гибко организовать централизованную работу множества почтовых отделений как в отдельно взятом городе, так и в регионе или даже в целой стране. Существуют и дополнительные накладные расходы как по содержанию системы и ее поддержанию в работоспособном состоянии, так и для составления и эксплуатации глобальной СУБД адресов. Однако эти расходы находятся в разумных пределах и оправданы повышенной надежностью и эффективностью системы в целом.

Проектируемая почтовая система включает следующие элементы

Операторы рабочих станций — это группа людей, каждый из которых имеет свое собственное робочее место и персональный компьютер. Их задача — принимать запросы посетителей на почтовые операции и заносить их в базу через специально спроектированный интерфейс.

Программа, реализующая интерфейс, способна исправлять синтаксические ошибки, такие как несоответствие введенных в поля значений их смысловой нагрузке (например, ввод значений, отличных от числовых, в поле "Почтовый индекс"), а также несоответствие этих значений наложенным на поля логическим ограничениям (т.е. ввод отрицательного число в поле, которое может содержать только положительное). После заполнение формы запроса, оператор отправляет запись на проверку системе верификации записей.

Система верификации записей принимает полностью заполненные формы от операторов рабочих станций и осуществляет авто мсггизированную проверку полей, используя глобальную СУБД адресов.

Эта база данных содержит корректные значения всех адресов (в том числе названий улиц, номеров домов, корпусов и квартир, почтовых индексов и др.) дпя определенных занесенных в базу городов (рекомендуется, чтобы в базу были занесены донные обо всех городах Российской Федерации и стран СНГ, т.к. именно на эти страны будет приходиться большая часть используемых адресов). Система верификации записей занимается тем.

что дожидается определяемого системой события (достижение лимита по количеству полученных от операторов форм или истечение лимита времени с момента последней полученной формы) и отправляет накопленные формы на валидацию в СУБД

После получения ответа, система отсылает все записи в локальную СУБД (где они хранятся до тех пор, пока не будут отправлены в центральную почтовую базу), при этом записи, в которых были выявлены ошибки, помечаются как "сомнительные", а затем отправляются на исправление написавшим их операторам Во избежание последствий аварийных ситуаций на рабочих станциях, копии "сомнительных" записей сохраняются в локальной базе данных до получения от операторов корректированных версий. Если на ПК оператора произошел сбой, го при восстановлении связи с данным компьютером система верификации повторно отправляет не прошедшие контроль записи соответствующему оператору.

Исправленные оператором записи принимаются системой верификации и повторно отправляются в глобальную СУБД адресов. Далее сценарий повторяется, и если запись всетаки прошла систему контроля, то она заменяет "сомнительную" запись в локальной базе данных, иначе вновь отправляется оператору на исправление.

Локальная СУБД является системой хранения записей (т.е. заполненных форм) в пределах местного почтового офиса перед их отправкой на центральную почтовую базу. Такая локализация необхсдома для значительного снижения нагрузки на канал передачи данных между почтовыми офисами, а также для возможности корректировки записей и проведения откатов (т.е. восстановления сохраненного некоторое время назад состояния базы данных).

Локальная база донных представляет собой организованную соответствующей СУБД информацию, хранящуюся на нескольких жестких дисках, объединенных в 1?А1[>-массив для повышения надежности и скорости обращения к данным Некоторые жесткие диски 1?АЮ-массива отведены для хранения теневых копий локальной СУБД информация из которых будет использоваться для проведения откатов локальной БД Теневые копии делаются через каждый небольшой интервал времени (например, каждые 10-30 минут, время устанавливается таймером). Таким образом. в случае отказа оборудования, хакерской атаки или других возможных неисправностей, администратор рабочей группы

может провести восстановление информации к состоянию, в котором она прибывала один интервал времени таймера назад

Дублированием и теневым копированием локальной СУБД занимается сервер дублирования БД Этот сервер может быть гюо-dedicaled и установлен как программное обеспечение на тот же ПК, на котором располагается локальная БД Однако, возможен вариант dedicated duplicating server, который может рассматриваться как более надежный и устойчивый к отказам, хотя и более ресурсоемкий. На данный сервер каждый интервал времени (определяемый таймером, настройки которого задаются системным администратором перед запуском системы почтового отделения или во время технических перерывов в его работе) поступоет сигнал от таймера, который инициирует процедуру резервирования (или иначе “теневого копирования") на данном сервере. Также может поступить сигнал от сервера проведения откатов локальной БД который может запустить ту же самую процедуру, но уже по запросу администратора, а также выполнить откат локальной БД (т.е. восстановление сохраненного состояния). Естественно, данный сервер (как и любой другой) должен иметь систему журналирования всех событий и возможность просмотра этих логов системным администратором.

Администратор рабочей группы (или системный администратор) — это человек, имеющий наивысиме привилегии в системе местного почтового отделения и возможность проводоть настройку протоколов и процедур, по которым работает и система, а также просматривать содержимое локальной базы данных Этот человек несет ответственность за любые некорректные и аварийные ситуации в работе системы, и он обязан устранить их в минимальные сроки и с наименьшими потерями. Системный администратор может запросить откат локальной БД через сервер проведения откатов локальной БД в соответствии со сложившейся в системе ситуации. Дрнньм сервер проведения откатов должен находиться на том же ПК, что и сервер дублирования БД и должен запускать процедуру восстановления сохраненного состояния локальной БД из созданной сервером дублирования теневой копии по запросу администратора.

Администратор рабочей группы также может послать запрос на удаленный сервер (через сервер планирования отправки донных) для осуществления процедуры отката глобальной БД (которая находится в цент-

T-Comm #4-2010

39

рольной почтовой базе). Одною данная процедура может быть проведена только при со-гпосии администратора центральной почтовой базы и должна быть подкреплена описанием проблемы и причины проведения отката.

Сервер планирования отправки данных — это dedicated-cepeep ("выделенный", находящийся на собственном ПК), который осуществляет преобразование информации, хранящейся в локальной БД на настоящий момент, в приодный для передав вид и отправляет ее по каналу передачи данных на удаленный сервер центральной почтовой базы. Отправка данных происходит по установленному расписанию и в соответствии с некоторыми критериями.

Процедура передачи данных возможна в следующих случаях; в соответствии с расписанием (например, в конце каждого рабочего дня); по истечению некоторого интервала времени от последней утвержденной системой верификации записи (например, лимит в 3 часа); по достижению некоторого достаточно большого числа записей в локальной БД включая неутвержденные записи (например, лимит в 500 записей);

Для подготовки записей к передаче используются стандартные средства сжатия и пакетной отправки данных в соответствии с используемым протоколом передав данных. Этот протокол, помимо прочего, должен реализовывать механизмы подтверждения получения и целостности отправленных пакетов.

Удаленный сервер (dedicated) является частью центральной почтовой базы, в его задачи входит прием пакетов от местных почтовых отделений по различным каналам передачи данных, а также обработка запросов от администраторов локальных рабочих групп (таких как запрос на олсат к одному из предыдущих состояний глобальной БД). Подобные запросы перенаправляются к системному администратору центральной почтовой базы для утверждения или отказа запуска соответствующих процедур

Удаленньй сервер работает по тому же протоколу транспортного уровня, что и серверы планирования отправки данных в местных почтовых отделениях, поэтому он имеет соответствующие средства восстановления исходной формы записей из полученных пакетов.

Глобальная СУБД — это система управления базой данных, содержащей все ут-

вержденные записи ото всех почтовых отделений, которые можно использовать в соответствии с их назначением (например, осуществлять передачу посылки из пункта А в пункт В). Глобальная база данных имеет те же самые средства теневого копирования и отката, что и локальные БД (в том числе использование 1?А10-массивов). Однако сервер проведения откатов глобальной БД произво-дет резервирование данных не по временным критериям, а после каждого изменения, внесенного удаленным сервером после получения очередной порции информации по каналу передачи данных. В остальном его работа полностью аналогична работе сервера проведения откатов локальной БД

Интеллектуальные системы предполагают, что процесс организации совместной деятельности осуществляется через интеллектуальный интерфейс, который является средством коммуникации индивида с компьютером в различных сетевых сообществах.

Следует учитывать, что интерфейсная функция - укрупненная группа интерфейсных операций, направленных на реализацию поставленных целей и задач по управлению деятельностью объекта экономики, а интерфейсная операция — обособленная совокупной действий по выполнен ню интерфейсных функции, направленных на преобразование хозяйственных операции и передачу информационных сообщений. Интерфейсный процесс следует рассматривать как линейно упорядоченное множество составляющих объекта, осуществляющих интерфейсные функции и интерфейсные операции по доведению одного процесса до другого и обратно.

Интерфейсный репозитарий — библиотека, которая в свою очередь является объектом хранения и реализации, возможно базой данных для различных типовых интерфейсов с целью их продолжительною использования в экономико-информационной системе, интерфейсная компонента — адаптивная компонента, реализующая прямую и обратную связи при выполнении интерфейсной функции и интерфейсной операции в целое системе управления процессами объекта экономики В результате проведенного исследована» правовой и технологической документации был выделен словарь понятий (онтология), который включает более 300 понятий, учитывающий специфику отрасли почтовой связи.

Управленческий интерфейс дает принципиально новую философию управлению в распределенных средах. Он позволяет совершенствовать систему управления обеспечивать оперативную и регулярную поддержку принятия решения в моделируемых сценариях реальных процессов.

Наиболее востребованным при проектировании является подход ориентированный на модель, который исходит из раздельной разработки и модифицирования интерфейса и прикладной программы, разделения интерфейса на компоненты, необходимости инструментальной поддержки их проектирования, раздельной модификации, повторного использования, а также автоматической генерации кода интерфейса по модели.

Новым является определение модели пользовательского интерфейса, которая содержит лишь ту информацию, которая может подвергнуться изменению в его жизненном цикле. Таким образом, модель интерфейса содержит компоненты, каждая из которых определяется в терминах одной из этих систем понятий. В терминах этих же систем понятий обеспечивается интеллектуальная поддержка разработчика.

Литература

I Барсук И-В. Развитие средств и технологий почтовой связи: Учебное пособив. — М МТУ СИ, 2001.-92 с.

2. Информатика и информационные технологии// Учебное пособие: Под ред Романовой ЮД, 2008 -592 с.

Э Семенов М.И, Трубит* ИХ, Лайко В.И.,

Барановасая ТЛ Автоматизированные ^формационные технологии в экономике. — М.. Финансы и статистика, 2002. — 416 с

4, Нпр://\*л*™.о5рги — информационный портал, посвященный вопросам технологии разработки и использования открытых информационных систем в управлении, производстве, экономике

5. ЬПр//w4vwparvis.ru — сайт корпорации "Парус".

6 htp://www.galaklika.r\J — сайт корпорации “Галактика"

7. Ъ9р://'*с#*1лпЬпп1 — сайт компании "Инфш*.

8 hftp://www. 1 Ои — корпоративный сайт компании " 1 С.

40

T-Comm #4-2010

I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.