Научная статья на тему 'Проектирование психологического мониторинга универсальных учебных действий и результатов школьников'

Проектирование психологического мониторинга универсальных учебных действий и результатов школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ / РЕГУЛЯТИВНЫЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качимская Анна Юрьевна

В статье рассматриваются критерии отбора и конкретные методики для оценки познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий обучающихся основной школы. Описывается опыт организации психологического мониторинга универсальных учебных действий в рамках функционирования Базовой кафедры «Практическая психология в образовании». Представляется авторский метод оценки регулятивных и коммуникативных универсальных действий обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL MONITORING OF UNIVERSALISTIC EDUCATIONAL ACTIVITY AND LEARNING OUTCOMES

The article discusses the selection criteria and specific techniques for assessing cognitive, personal, regulatory and uni-versalistic communicative activities of primary school students. It describes the experience of psychological monitoring of universalistic education activities within the operation of Basic Department of Practical Psychology in Education. Arguments are given of using valid psychodiagnostic methods for assessing cognitive maturity of regulatory, communication and personal universalistic education activities. The article presents the option of using psycho-diagnostic tools to assess the level of formation of universalistic educational activity in schoolchildren. The paper describes the author's method of assessing regulatory and universalistic communicative activities of pupils. The author presents a method of estimating the educational results of the students, which provides a reliable psychological and pedagogical material.

Текст научной работы на тему «Проектирование психологического мониторинга универсальных учебных действий и результатов школьников»

УДК 370.153.1

А.Ю. Качимская

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ

ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», Иркутск, Россия

В статье рассматриваются критерии отбора и конкретные методики для оценки познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий обучающихся основной школы. Описывается опыт организации психологического мониторингауниверсальныхучебных действий в рамках функционирования Базовой кафедры «Практическая психология в образовании». Представляется авторский метод оценки регулятивных и коммуникативных универсальных действий обучающихся.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, психологический мониторинг, познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные универсальные действия

PSYCHOLOGICAL MONITORING OF UNIVERSALISTIC EDUCATIONAL ACTIVITY

AND LEARNING OUTCOMES

A.Yu. Kachimskaya

Irkutsk State University, Irkutsk, Russia

The article discusses the selection criteria and specific techniques for assessing cognitive, personal, regulatory and universalisée communicative activities of primary school students. It describes the experience of psychological monitoring of universalistic education activities within the operation of Basic Department of Practical Psychology in Education. Arguments are given of using valid psychodiagnostic methods for assessing cognitive maturity of regulatory, communication and personal universalistic education activities. The article presents the option of using psycho-diagnostic tools to assess the level of formation ofuniversalistic educational activity in schoolchildren. The paper describes the author's method of assessing regulatory and universalistic communicative activities of pupils. The author presents a method of estimating the educational results of the students, which provides a reliable psychological and pedagogical material. Key words: universalistic learning activities, psychological monitoring, cognitive, regulatory, communication, personal universalistic actions

Работа современной школы постепенно меняет наше представление о том, каким должно быть содержание образования и его результат. Следует помнить, что развитие личности учащихся - это движение от предметных результатов, через метапредметные результаты к личностным результатам. Предметные результаты обеспечивают школьникам знания и умения их использовать в учебном процессе, метапредметные результаты снабжают ученика приемами использования универсальных действий в различных учебных ситуациях, а личностные результаты характеризуют формирование систем жизненных ценностей и личностных смыслов человека. Поэтому оценка такого целостного, поступательного развития личности учащегося на всех этапах школьной жизни является сегодня главной задачей любой образовательной организации.

В системе достижения планируемых результатов очень важным и трудным звеном является разработка механизма контроля и оценки новых образовательных результатов, а именно разработка методик и инструментария, критериев и показателей по оценке уровня сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов. Из всех оцениваемых образовательных результатов наиболее дискуссионной является процедура оценки личностных образовательных результатов, что обусловлено спецификой механизмов их развития в условиях учебной деятельности школьников.

Развитие личности обучающегося путем формирования универсальных учебных действий является

целью современного школьного образования. Анализ Федеральных государственных образовательных стандартов позволяет выстроить определенную последовательность процесса формирования универсальных учебных действий. Так, в частности, развитие личности школьника движется от предметных результатов образования, которые обеспечивают обучающимся знания и умения эти знания использовать в учебном процессе, через метапредметные результаты, снабжающие ученика приемами использования учебных действий в различных учебных ситуациях, к личностным результатам, которые характеризуют формирование систем жизненных ценностей и личностных смыслов человека.

Понятно, что профессиональной задачей педагога-психолога становится мониторинг целостного, поступательного развития личности обучающегося на всех этапах школьного детства через диагностику универсальных учебных действий. Вместе с тем, такая стратегия не может рассматриваться как принципиально новая, в первую очередь в отношении обучающихся начальной школы. Так, Л.В. Скорова описывает способы и формы оценки личностных результатов на ступени высшего образования [5, 6]. В последние годы осуществлено большое количество исследований, описывающих различные подходы к построению диагностической деятельности, ориентированной на оценку сформированности различных универсальных действий, в том числе и школьников основной ступени образования. Анализ предлагаемых

в них методов диагностики и конкретного тестового инструментария приводит к мысли о частичной его непригодности к использованию школьными психологами.

Предлагаемые психодиагностические методики информативны и корректны в условиях психолого-педагогического эксперимента, осуществляемого в системе образования. Однако в реальных условиях деятельности школьного психолога использование описываемого инструментария, как правило, затруднено по ряду причин. В качестве основных следует назвать следующие: временные затраты для использования предлагаемого психодиагностического пакета; большое количество школьников, вовлекаемых в диагностическое взаимодействие и чрезвычайно малый штат педагогов-психологов в общеобразовательных учреждениях; выполнение школьными психологами целого ряда других работ, в первую очередь, профилактической, консультативной и коррекционно-развивающей и соответствие затрачиваемого времени тем объемным показателям, которые существуют для обозначенных видов деятельности педагога-психолога.

Для решения этой и целого ряда других прикладных задач образования на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназия № 25 г. Иркутска была создана Базовая кафедра «Практическая психология в образовании» (утверждена Министерством образования Иркутской области), которая объединила гимназию № 25 г. Иркутска и факультет прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Иркутского государственного университета».

В рамках обсуждаемого вопроса, согласно плану деятельности Базовой кафедры, осуществляется апробация психолого-педагогического инструментария, позволяющего осуществлять мониторинг универсальных учебных действий обучающихся. Мониторингу подлежат четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные [7].

Личностные универсальные учебные действия могут быть раскрыты через понятия: личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание, смыслообразование и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Все рассматриваемые личностные образования не являются принципиально новыми для психолого-педагогических исследований и способы их мониторинга на разных ступенях образования описаны достаточно подробно, в частности в работах И.М. Кыштымовой [2], Е.А. Семеновой [4]. Под регулятивными универсальными действия понимаются целеполагание, планирование, корректировка плана собственной деятельности учащимся и т.п. Познавательные универсальные действия осуществляются через умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, через умение работать с информацией, структурировать полученные знания; анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения; через умение сформулировать

проблему и найти способ ее решения. Коммуникативные универсальные действия характеризуют умение обучающихся вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей. При этом все чаще в психологии образования проводятся исследования, предметом которых являются коммуникативные учебные действия в контексте межкультурной компетентности школьников, в частности в работах А.Д. Карнышева, Л.В. Скоровой, Е.А. Ивановой, О.А. Карнышевой [1].

Очевидно, что для измерения и оценки универсальных учебных действий необходим специальный инструментарий. И если педагогический инструментарий оценки сформированности универсальных действий в условиях предметной учебной деятельности до некоторой степени определен и описан [3], то психологическая его часть характеризуется неопределенностью.

На первом этапе сотрудниками Базовой кафедры были определены критерии выбора психолого-педагогического инструментария диагностики универсальных учебных действий.

Наиболее значимым критерием для нас является так называемый системный характер универсальных учебных действий и, как следствие, невозможность его однозначной диагностики в строго очерченных границах. Так, в частности, такой психологический параметр как самооценка школьника может и должна рассматриваться и как личностный, и как регулятивный показатель универсального учебного действия. И наоборот, разные учебные действия могут быть диагностированы по одним и тем же психическим явлениям, например, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия могут быть изучены через анализ вербальной активности школьника.

Еще одним критерием, на наш взгляд, являются возрастные особенности формирования универсальных учебных действий и их неодинаковая значимость для развития личности в разные возрастные периоды. Так, например, учитывая начало младшего подросткового возраста и смену ведущей деятельности с учебной на межличностное общение со сверстниками, справедливо рассматривать коммуникативные и регулятивные универсальные действия как ведущие на этапе обучения школьников в пятом-шестом классах. Вместе с тем, их формирование невозможно понимать изолированно от остальных видов учебных действий.

Второй этап включал в себя апробацию диагностического инструментария универсальных учебных действий. С этой целью педагогами-психологами гимназии совместно с сотрудниками Базовой кафедры «Практическая психология в образовании» были подготовлены методические рекомендации для учителей, работающих с так называемыми «пилотными классами», т.е. теми коллективами учащихся пятых и шестых классов, которые обучаются с опережающим введение Федеральных государственных образовательных стандартов. Данное пособие ориентировано на последовательный мониторинг всех видов универсальных учебных действий обучающихся с пятого по девятый классы, т.е. на этапе обучения в основной

школе. Методические рекомендации сопровождаются пособием «Рабочая тетрадь для гимназиста», заполнять которую предлагается самим школьникам. Весь объем диагностического инструментария для учащихся разделен по основным группам универсальных учебных действий.

Познавательные универсальные учебные действия могут быть изучены через анализ информации об уровне сформированности отдельных мыслительных операций. На этапе обучения в пятом и шестом классах такую информацию удобнее всего получать при использовании группового интеллектуального теста, автором которого является Дж. Вана. По нашему мнению, это удачно не только с точки зрения соблюдения требований тестологии, но и в силу того, что структурно данная методика сопоставима с методикой ШТУР, используемой с этой же целью на более старших этапах школьного обучения, от седьмого до девятого класса.

Направленность отдельных субтестов методик ГИТ и ШТУР позволяет оценить сформированность основ рефлексивного чтения; формулирования гипотез о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; выражения умозаключений и выводов на основе аргументации; успешность выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; установления причинно-следственных связей; логических операций установления родовидовых отношений, ограничения понятий; сформированность обобщения понятий; их сравнения, классификации, самостоятельного выбора оснований и критериев; логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей [8].

Регулятивные универсальные учебные действия могут быть оценены через анализ эмпирических данных о степени сформированности произвольного внимания гимназистов и работоспособности, а также информативными в данном случае будут данные об особенностях регуляции собственного поведения учащихся в условиях групповой работы на уроке или при выполнении учебных проектов и исследований.

Для решения данной задачи в «Рабочую тетрадь для гимназиста» включены такие валидные и инфор-

мативные методики, как тест Мюнстерберга, позволяющий оценить навык целеполагания и планирования в деятельности; самоконтроль времени деятельности и основ прогнозирования. А также разработанная педагогами-психологами гимназии и апробированная в течение восьми лет диагностическая таблица «Работа в группе». Использование данной таблицы дает возможность формулировать выводы сформи-рованности у школьников навыка принятия решений в проблемной ситуации на основе межличностного взаимодействия; самостоятельной постановки новых учебных задач; основ саморегуляции в учебной и познавательной деятельности (табл. 1).

Педагогу предлагается следующая инструкция: «Отметьте в предлагаемой таблице работу гимназиста в группе (на уроке) по указанным критериям».

В процессе обработки табличных данных осуществляется количественный подсчет частоты встречаемости каждого из указанных в таблице критериев. Качественный анализ реализуется с точки зрения сформированности регулятивных универсальных учебных действий у конкретного гимназиста на фоне остальных учащихся класса.

В отношении сформированности коммуникативных универсальных действий будет полезным, на наш взгляд, изучить социометрическое положение школьника в референтной группе и степень его удовлетворенности межличностным взаимодействием в классном коллективе. С этой целью эффективно использовать социометрическую методику Дж. Морено. Она позволяет определить социометрический статус каждого учащегося, вовлеченность школьников в межличностное взаимодействие в учебной группе. С ее помощью можно оценить сформированность навыка организации и планирования межличностного сотрудничества со сверстниками; построения взаимодействия на основе коммуникативной рефлексии; использования адекватных языковых средств для отображения собственных мыслей, чувств, мотивов поведения и деятельности; продуктивного разрешения межличностных конфликтов [8].

Кроме того, в гимназии апробирована методика «Взаимодействие в группе» (табл. 2). Ее направленность: оценка сформированности навыка учета раз-

Таблица 1

Работа в группе

Критерии I ч II ч III ч IV ч

Не перебивая, слушал, как говорят одноклассники

Предлагал свои идеи

Спрашивал других об их идеях

Занимался поиском необходимой информации

Обращался за помощью к одноклассникам

Сам помогал кому-то в группе

Говорил о том, как относится к идеям одноклассников

Соблюдал очередность в групповой работе

Защищал, презентовал работу группы

Таблица 2

Взаимодействие в группе

Критерии I ч II ч III ч IV ч

Слушал, как говорят другие

Предлагал свои идеи

Спрашивал одноклассников об их идеях

В группе собирал необходимую информацию

Активно общался с одноклассниками

При спорах в группе старался нейтрализовать их

Говорил о том, как относится к идеям одноклассников

Соблюдал очередность в межличностном общении

Составлял речь к защите (презентации) работы группы

ных мнений и координации различных позиций в ситуации учебного сотрудничества; формулирования собственного мнения при выработке общего решения в совместной деятельности; аргументации собственной точки зрения; формулирования вопросов при сотрудничестве с партнером; использования речи для регуляции собственной деятельности.

Инструкция педагогу: «Отметьте в предлагаемой таблице работу гимназиста в группе (на уроке) по указанным критериям».

Личностные универсальные учебные действия диагностируются через такие психологические параметры как: учебная мотивация, степень комфортности пребывания ребенка в школе и оценка уровня его воспитанности.

Использование мотивационной анкеты Н.Г. Лу-скановой позволяет диагностировать умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знания моральных норм и умения выделить нравственный аспект поведения; ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Комфортность пребывания учащегося в школе может быть изучена тестом Филипса. Он будет информативен в отношении уровня сформированности у школьников действия нравственно-этического оценивания, исходя из социальных и личностных ценностей; эмоционального комфорта в учебной ситуации.

Уровень воспитанности школьника подросткового возраста целесообразно, на наш взгляд, определять анкетированием. При отборе анкет необходимо оценить их информативность в части ценностно-смысловой ориентации учащихся; нравственно-этического оценивания собственной личности, смыслообразова-ния; ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Апробация на протяжении двух лет диагностического инструментария для изучения универсальных учебных действий обучающихся второй ступени позволяет говорить, с одной стороны, о наличии успехов в мониторинге универсальных действий, с другой - о чрезвычайной сложности этого процесса и необходимости длительной процедуры установления при-

годности различных методик их оценки. Становится понятным, что для того, чтобы психолого-педагогический мониторинг универсальных учебных действий выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, на основе единой стандартной процедуры и методов анализа эмпирических результатов.

ЛИТЕРАТУРА REFERENCES

1. Карнышев А.Д., Терехова Т.А., Трофимова Е.Л., Скорова Л.В. и др. Психология межкультурной компетентности: сущность, региональная специфика, технологии формирования. - Иркутск: Репроцентр А1, 2012. - 438 с.

Karnyshev AD, Terekhova TA, Trofimova EL, Skoro-va LV et al. (2012). Psychology of intercultural competence: the nature, regional specificity, forming technology [Psihologija mezhkul'turnoj kompetentnosti: sushhnost, regional'naja specifika, tehnologii formirovanija], 438.

2. Кыштымова И.М. Исследование уровня смыслового развития личности старшеклассников посредством анализа школьных сочинений // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 141-152.

Kyshtymova IM (2007). Study level sense of identity through the analysis of senior school essay [Issledovanie urovnja smyslovogo razvitija lichnosti starsheklassnikov posredstvom analiza shkol'nyh sochinenij]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, 3, 141-152.

3. Макаров Ю.Б. Универсальные учебные действия на уроках химии и биологии // Приложение к журналу «1 сентября». - 2011. - № 2 [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.festival.1september.ru/ articles/603240.

Makarov YB (2011). Universal learning activities in the classroom chemistry and biology [Universal'nye uchebnye dejstvija na urokah himii i biologii]. Prilozhenie kzhurnalu «1 sentjabrja», 2, www.festival.1september.ru/ articles/603240/.

4. Семенова Е.А. Методологические проблемы исследования профессионального самосознания студентов // Европейский журнал социальных наук. - Рига - Москва, 2012. - № 4 (20). - С. 102-109.

Semenova EA (2012). Methodological problems in the study of professional self-consciousness of

students [Metodologicheskie problemy issledovanija professional'nogo samosoznanija studentov]. Evropejskij zhurnal social'nyh nauk, 4 (20), 102-109.

5. Скорова Л.В. Об оценивании образовательных результатов в вузе // Культура. Наука. Образование. - № 3 (28). - 2013. - С. 109-117.

Skorova LV (2013). On the estimation of educational outcomes in high school [Ob ocenivanii obrazovatel'nyh rezul'tatov v vuze]. Kul'tura Nauka Obrazovanie, 3 (28), 109-117.

6. Скорова Л.В. К проблеме психологической культуры обучающихся как условие формирования универсальных учебных действий // Известия ИГУ Серия «Психология», 2014. - Т. 10. - С. 58-66.

Skorova LV (2014). On the problem of psychological culture of students as a condition of the formation of universal educational actions [K probleme psihologicheskoj kul'tury obuchajushhihsja kak uslovie

formirovanija universal'nyh uchebnyh dejstvij]. Izvestija IGU. Serija «Psihologija», 10, 58-66.

7. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. -М.: Просвещение, 2011.

Asmolov AG (Ed.) (2011). The standards of the second generation. How to design a universal educational activities in elementary school: manual for teachers [Standarty vtorogo pokolenija. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstvija v nachal'noj shkole: posobie dlja uchitelja].

8. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.

Federal State Educational Standard [Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart]. http:// standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.

Сведения об авторах Information about the authors

Качимская Анна Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития личности ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» (664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1; тел.: 8 (3952) 24-37-70; e-mail: psiirk@gmail.com)

Kachimskaya Anna Yuryevna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Educational Psychology and Personality Development of Irkutsk State University (664003, Irkutsk, ul. Karla Marksa, 1; tel.: +7 (3952) 24-37-70; e-mail: psiirk@gmail.com)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.