УДК 338.48 -53:001895
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛьНОСТИ С УЧЕТОМ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ
Рындач М.А.
1уманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены вопросы нормативно-правовых документов, регламентирующих проектирование пространственно-планировочных решений в сфере туризма и рекреации. Рассмотрены виды и функциональные критерии различных территорий. Особое внимание в статье уделяется композиционной комплементарности и эстетичности архитектурно-планировочных решений на урбанизированных территориях. При формировании рекреационных учреждений и территорий должны учитываться требования к формированию доступной среды, которая создает возможность путешествовать и отдыхать людям с ограниченными возможностями. Этому аспекту уделяется особое внимание как при создании новых современных турист-ско-рекреационных комплексов, маршрутов, так и для объектов кратковременного, ежедневного отдыха.
Ключевые слова: проектирование, рекреация, пространственно-планировочные решения, социальный туризм, доступная среда.
DESIGN OF THE SPATIAL AND PLANNING DECISIONS OF TOURISM AND RECREATION ACTIVITIES ADJUSTED FOR ACCESSIBLE ENVIRONMENT
Ryndach M.A.
Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of VI. Vernadsky Crimean Federal University E-mail: [email protected]
The article considers the issues of the normative legal documents regulating the design of the spatial and planning decisions in the field of tourism and recreation. The types and funcional criteria of various terriories were considered. Special attention is given to composition complementarity and aestheics of architectural and planning decisions at urbanized territories. When forming recreation formations and territories it is necessary to consider the requirements to formation of the accessible environment which creates an opportunity to travel and rest for disabled people. special attenion is given to this aspect when creating not only new modern touristic and recreational complexes and routes but also brief and daily rest facilities.
Keywords: design, recreation, spatial and planning decisions, social tourism, accessible environment.
Проектирование в сфере туризма приобретает все большее значение и популярность. В зависимости от временных циклов туристско-рекреацион-ная деятельность зачастую концентрируется вокруг городов, в так называемой буферной зоне, и в самих городах. Это особенно важно для ежедневной и еженедельной рекреации. В современных условиях урбанизованных
© Рындач М.А., 2019
территорий наблюдается хаотичность и определенная безвкусица при проектировании в градостроительных сооружениях, что повлияло и на проектирование в сфере туризма. Зачастую пространственно-планировочные решения в туристско-рекреационной деятельности нарушают существующие правила и нормы застройки как в городах, так и в сельских поселениях.
Основными нормативными документами для проектирования пространственно-планировочной среды туристско-рекреационной деятельности являются Правила землепользования и застройки территорий сельских и городских поселений, Градостроительный регламент РФ, Земельный кодекс, СНиП РК 3.01-01-2008 «Градостроительство Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов», СНиП 2.0701-89 «Градостроительство. планировка и застройка городских и сельских поселений», СП (строительные правила) 42.13330.2011, которые являются обновленной редакцией СНиП2.0701-89. Проектирование пространственно-планировочной среды в городских поселениях основано на Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) территорий сельских и городских поселений. Правила точно определяют возможность использования земельных участков в отличие от генерального плана территорий. основная цель правил землепользования и застройки - систематизировать решение вопросов разрешенного использования земельных участков в отношении юридической (правовой) корректировки градостроительных регламентов.
В соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса РФ Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
По Земельному кодексу РФ существует 7 видов целевого назначения (категорий) земельных объектов: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса [4].
Согласно Земельному кодексу РФ участки в составе категории «земли населенных пунктов» могут быть отнесены к следующим зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных структур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военным объектам, иным территориальным зонам [4].
Архитектурно-планировочные решения в сфере туризма должны быть эстетичными, оригинальными, также нести четко разработанные и спланированные функциональные решения.
Планировочная организация территории рекреационной зоны определяется функциональными и архитектурно-строительными критериями.
Функциональные критерии направлены на отдых и восстановление жизненных сил, психологического и физического здоровья людей. Функциональные критерии архитектурно-планировочных решений в сфере туризма имеют несколько направлений - рекреационное, культурно-историческое, этническое, аттракционное, экологическое, спортивное. Эти направления
могут иметь самостоятельную реализацию, а также быть комбинированными. Именно комбинированные решения в большей степени отвечают современным потребностям в сфере туристско-рекреационной деятельности. Так, например, спортивный комплекс должен сочетать в себе как спортивную направленность, так и экологическую, рекреационную, также интересное архитектурное решение, что может повлиять на сохранение или обновление культурно-исторического аспекта выбранной территории застройки.
Функциональные критерии определяют типологию застройки (полифункциональная или монофункциональная); количество и виды подзон территории застройки. Функциональные критерии учитывают:
- территорию основной застройки;
- подзону центра обслуживания;
- подзону лечебно-оздоровительного центра;
- территорию оздоровительных и спортивных сооружений.
Состав, архитектурно-планировочное решение рекреационной зоны зависит от градостроительных условий ее размещения:
- в составе рекреационного района;
- автономное размещение (например, в буферной зоне урбанизированных поселений);
- в спальной зоне промышленного города;
- в спальной зоне малых городов;
- в историческом центре города;
- в деловом центре промышленного города;
- в производственной зоне промышленного города;
- в зоне сельских поселений;
- в природных зонах с различными климатическими условиями.
По архитектурно-строительным критериям все рекреационные зоны можно разделить на территории застройки и территории природного рекреационного ландшафта [3, с. 180].
Городские и сельские населенные пункты в зависимости от проектной численности населения на расчетный срок подразделяются на группы в соответствии с табл. 1.
Согласно СНиП 2.0701-89 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений» с учетом преимущественного функционального использования территория города подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.
Селитебная территория предназначена для жилищного строительства, общественных зданий и сооружений, инфраструктурного обеспечения городов, в том числе устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.
Производственная территория предназначена для размещения заводов и фабрик, а также связанных с ними инфраструктурных сооружений, научных организаций с их опытно-производственными базами, коммунально-складских объектов, транспортных сооружений, внегородского и пригородного путей сообщений.
Ландшафтно-рекреационная территория включает леса, лесопарки, лесозащитные зоны, различные водоемы, земли сельскохозяйственного назначения, которые совместно с рекреационными зонами, размещаемыми
Таблица 1
Группы населенных пунктов в соответствии с их численностью
Группы населенных пунктов Население, тыс. чел.
Города
Крупнейшие, в том числе города республиканского значения Свыше 1000
Крупные, в том числе города областного значения От 500 до 1000
От 250 до 500
Большие, в том числе города областного значения От 100 до 250
Средние, в том числе города областного значения От 50 до 100
Малые*, в том числе города районного значения От 20 до 50
От 10 до 20
Меньше 10
Сельские населенные пункты
Крупные (поселки) Свыше 3
Большие (расположены в местности, имеющей лечебное значение) От 1 до 3
Средние От 0,2 до 1
Малые (аул, село, крестьянские и иные поселения) Меньше 0,2
* В группу малых городов включаются поселки, находящиеся на территории их административной подчиненности.
на селитебной территории, такими как парковые зоны, скверы и прогулочные аллеи, сады и бульвары, формируют систему рекреационных зеленых пространств.
В пределах этих территорий выделяются зоны различного функционального назначения: промышленные зоны, зоны жилой застройки, научные и социально-общественные центры, промышленные, научно-производственные, коммунально-складские, транспортные предприятия, территории массового отдыха, курортные (в городах и поселках, имеющих лечебные ресурсы), охраняемые ландшафты [5, п. 4.1].
При выделении вышеуказанных функциональных территорий необходимо формировать пространственно-планировочную среду города так, чтобы город был узнаваем, чтобы имел свой почерк, свою неповторимую идентичность, колорит. Например, достаточно одной фотографии, чтобы узнать Париж, Барселону, Санкт Петербург, Суздаль, Новгород, Ялту, Севастополь. Именно архитектурные решения и создание рекреационных территорий позволили городам значительно преобразиться, приобрести неповторимый облик. В этом отношении следует вспомнить Сингапур с его современной высотной архитектурой. В Майами (Флорида) были использованы методы арт-декора с геометрическими узорами и пастельным решением цвета. В результате получился оригинальный дизайн, созвучный с природой и туристской тематикой города. В архитектуре Барселоны (испания) великий А. Гауди отобразил в бетоне и керамике природные обтекаемые линии и неповторимые пространственно-планировочные решения. Дубай (Арабские Эмираты) преобразился буквально за 10 лет, в значительной мере благодаря инновационным решениям талантливых современных архитекторов, таких как З. Хадид и Р Комхас.
Анализ теоретических исследований и практического опыта российского и зарубежного градостроительства по пространственно-планировочной организации зон отдыха и туризма в городской и пригородной зоне крупного города показал, что наиболее приемлем вариант секторный, т.е. включение рекреационных сегментов в территории промышленной и селитебной зон.
Следует выделить основные принципы проектирования пространственно-планировочной среды туристско-рекреационной деятельности:
- принцип зонирования городской территории - заключается в делении на зоны по функциональному назначению: селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную;
- принцип сбалансированности - организационно-планировочные решения урбанизированных территорий должны быть сбалансированы с естественной динамикой развития природного ландшафта, жилищного и производственного развития;
- принцип комплексности - принцип увязки различных видов туристско-рекреационной деятельности с различными направлениями деятельности общества: экономической, политической, социальной, экологической и т.д.;
- принцип развития - совершенствования пространственно-планировочных решений туристско-рекреационной деятельности в направлении достижения целей развития и преобразования городских территорий;
- принцип устойчивого экологического развития - приверженность целям развития городских поселений и целям сохранения и улучшения состояния экологической среды;
- принцип эластичности - гибкий подход к пространственно-планировочным решениям городских территорий, учитывая задачи развития ту-ристско-рекреационной деятельности, удовлетворение потребностей туристов и местных жителей в инновационных решениях;
- принцип взаимодействия - принцип направлен на функциональную совместимость и эстетическое восприятие природных ландшафтов, архитектурных сооружений и рекреационных образований.
Рекреационные образования представляют собой функциональную совокупность рекреационной природной и урбанизированной среды, с включенными территориями для различных видов рекреации по фактору времени и пространства. Это может быть как кратковременный отдых (ежедневной, week end), так и долговременный (отпуск, каникулы). Рекреационная среда является результатом взаимодействия трех взаимодополняющих факторов: рекреационных ресурсов, рекреационных образований, рекреационной деятельности.
Для проектирования пространственно-планировочных решений туристской деятельности на различных территориях необходимо проанализировать рекреационные ресурсы города и его пригородных территорий.
Рекреационные ресурсы создают благоприятные возможности для различных видов отдыха и рекреации. Рекреационную деятельность можно подразделить на отдых, лечение, оздоровление, туризм, физическую рекреацию. Каждое из этих направлений требует инклюзивного подхода с учетом окружающей среды и потребностей людей, живущих в городах и сельской местности.
Следует отметить большую важность наличия тех или иных туристских ресурсов, которые создают профиль определенного ландшафта и основу для туристско-рекреационной деятельности. Условия развития городских территорий, экономические, инфраструктурные и технические факторы развития ландшафта и охраны природы создают базу для конкретного вида туристско-рекреационной деятельности, способствуют его преобразованию, освоению и развитию, формируются в различные планировочные структуры.
Следует рассмотреть виды планировочных структур. Планировочные структуры могут быть:
зональными - пространственное сосредоточение туристских ресурсов;
точечными - планировочные центры, населенные пункты, выполняющие роль туристских центров, крупные туристские комплексы;
линейными - планировочные оси (ландшафтно-маршрутные коридоры или трассы туризма, включающие дороги, прилегающие ландшафты, зоны отдыха, речные долины, побережья морей, озер, водохранилищ) [3, с. 152].
Можно выделить следующие виды рекреационных систем:
1) урбанизованные - расположены в крупных центрах и обеспечивают ежедневную рекреацию (жилища, сады, парки, улицы);
2) рекреационно урбанизованные - расположены в зоне влияния крупного города, обеспечивающие еженедельный кратковременный и длительный загородный отдых;
3) неурбанизованные - расположены вне зоны активного влияния городов, обеспечивающие реализацию длительного отдыха.
Развитая инфраструктура, наличие водоснабжения, канализации, энергоснабжения, дорожно-транспортной сети являются одним из критериев уровня освоенности и степени подготовленности территории к полноценному рекреационному использованию.
Тенденцией конца прошлого века является соединение рекреационных и урбанизованных систем. Примером является Большая Ялта, Большая Алушта.
такие системы исключают поляризацию городской и природной среды, естественно переходя от систем поляризованного ландшафта к экопо-лисам в системах расселения [3, с. 157]. Современной тенденцией является увеличение нагрузки в городских территориях, наличие транспортных проблем. Перегруженность на работе и нехватка времени на отдых. Современная тенденция носит локальный, точечный характер и зачастую имеет во многом коммерческую направленность, располагаясь в торговых центрах. Это печальная тенденция, которая может быть преодолена, если городские власти будут заказывать и принимать такие генеральные планы, в которых найдется место реконструкции и созданию новых скверов, парков, дворцов спорта, дворцов юношеского и детского творчества, а детские спортивные секции уйдут из приспособленных подвалов и непригодных помещений.
туристско-рекреационная деятельность должна. удовлетворять потребности человека, такие как питание, сон, отдых, рекреация, оздоровление, приобретение различных навыков (например, освоения народных ремесел), общение, повышение культурного уровня, познание. Одним из основных ресурсов туристско-рекреационной деятельности являются памятники
истории, культуры и искусства, без которых невозможно создать объекты показа в сфере туризма. сохранение стилевых решений в планах развития городов, включающих разнообразные памятники истории, культуры, архитектуры, может быть основано на традиционной культуре, а также быть эклектикой стилей. Этот выбор зависит от генерального плана города, в котором должно отражаться веление времени и наследие прошлых лет, сохранение уникальных ландшафтов, памятников истории, искусства, культуры, архитектуры.
Наиболее яркими примерами туристско-рекреационного планирования является Суздаль, Ростов Великий, Новгород, Светлогорск (Россия), Мцхета (Грузия), Таллин (Эстония), Стокгольм (Швеция). Проектирование пространственно-планировочной среды туристско-рекреационной деятельности включает сохранение аутентичности «старого города» как туристского центра, памятников искусства и культуры и объектов обслуживания. к объектам обслуживания в данном контексте можно отнести средства размещения, объекты питания, сувенирные и ремесленные ряды, музеи, концертные залы, театры и транспортное обеспечение.
для реализации принципа развития пространственно-планировочной среды необходимо проводить анализ планировочной структуры всех функциональных зон городских поселений с целью выявления проблем и их последующей корректировки в перспективном генеральном плане города с учетом изменения социально-экономических, экологических и технических условий.
При проектировании пространственно-планировочной среды турист-ско-рекреационной зоны как на территории города, так и в буферной зоне целесообразно сочетать разные виды отдыха и туризма, рассчитанные на различные виды рекреационного времени.
выделяют следующие виды рекреационного времени:
- инклюзивное (в течение рабочего дня) 4 % рекреационного времени за жизненный цикл человека,
- ежедневное (после работы) 40 %,
- уик-энд (в конце рабочей недели) 34,8 %,
- отпускное 8 %,
- пенсионное 13,2 % [2].
Учитывая такие виды рекреационного времени, следует включать в архитектурно-планировочные решения урбанизированных территорий разнообразные объекты рекреационной деятельности для удовлетворения людей в рекреации. Такой подход обеспечит интерес различных групп населения, местных жителей и туристов, повысит конкурентоспособность города как центра туризма, а также даст возможность жителям полноценно использовать свободное время для восстановления жизненных сил, укрепления физического и психического здоровья.
Рассмотрим основные нормы и правила проектирования пространственно-планировочной среды города, относящиеся к организации туристско-ре-креационной деятельности.
Согласно СНиП 2.0701-89:4 «Ландшафтная рекреационная территория» в городах и сельских поселениях необходимо предусматривать, как правило, непрерывную систему озелененных территорий и других откры-
тых пространств. Удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах застройки городов (уровень озелененности территории застройки) должен быть не менее 40 %, а в границах территории жилого района не менее 25 % (включая суммарную площадь озелененной территории микрорайона). Это привнесет в «спальные «районы как архитектурную привлекательность, так и функциональную значимость в реализации рекреационных потребностей.
В крупнейших, крупных и больших городах существующие массивы городских лесов следует преобразовывать в городские лесопарки и относить их дополнительно к указанным в табл. 2 озелененным территориям общего пользования исходя из расчета не более 5 м2/чел. [5, п. 4.1].
Таблица 2
Нормы площади озелененных территорий [5, п. 4.1]
Озелененные территории общего пользования Площадь озеленения территорий, м2/чел.
Крупнейших, крупных и больших городов Средних городов Малых городов Сельских поселений
Общегородские 10 7 8 12
Жилых районов 6 6 - -
Пространственно-планировочные решения могут затрагивать территории не только одного, но и нескольких муниципальных образований и охватывать несколько видов туристско-рекреационной деятельности. В то же время на территории одного муниципального образования могут располагаться несколько туристско-рекреационных зон разных видов.
При проектировании пространственно-планировочных решений и развитии туристско-рекреационной деятельности учитывается рекреационная емкость природных ландшафтов. Сохранение и развитие природных ландшафтов, увеличение площади озелененных территорий является важной задачей при проектировании туристской и рекреационной деятельности.
В средних, малых городах и сельских поселениях, расположенных в окружении лесов, в прибрежных зонах крупных рек и водоемов, площадь озелененных территорий общего пользования допускается уменьшать, но не более чем на 20 % [5, п. 4.2].
В структуре озеленения территорий общего пользования крупные парки и лесопарки шириной 0,5 км и более должны составлять не менее 10 % от общей площади территории. Время доступности городских парков должно быть не более 20 мин, а парков планировочных районов - не более 15 мин.
При проектировании озелененных территорий надо исходить из того, что расчетное число единовременных посетителей территории парков, лесопарков, лесов, зеленых зон принимается не более: для городских парков 100 чел./га; для парков зон отдыха 70 чел./га; для парков курортов 50 чел./га; для лесопарков (лугопарков, гидропарков) 10 чел./га; для лесов 1-3 чел./га [5, п. 4.4].
Важным элементом проектирования пространственно-планировочных решений в городах являются элементы специализированной туристской инфраструктуры, к которым относятся детские, спортивные, зоологиче-
ские, выставочные парки, ботанические сады, детские площадки, спортивные сооружения и др., обеспечивающие развитость туристско-рекреацион-ной деятельности.
в крупнейших, крупных и больших городах наряду с парками городского и районного значения необходимо предусматривать специализированные -детские, спортивные, выставочные, зоологические и др., ботанические сады, размеры которых следует принимать по заданию на проектирование. Ориентировочные размеры детских парков допускается принимать из расчета 0,5 м2/чел., включая площадки и спортивные сооружения. При размещении парков и садов следует максимально сохранять участки с существующими насаждениями и водоемами. Современная тенденция хаотичности возникновения детских парков и площадок приводит к тому, что они часто располагаются вблизи транспортных коммуникаций. в результате, увеличивая количество рекреационных объектов, забывается об их качестве и нарушается принцип экологичности.
Площадь территории парков, садов и скверов принимается не менее: городских парков - 15 га, парков планировочных районов - 10 га, садов жилых районов - 3 га, скверов - 0,5 га: для условий реконструкции площадь скверов может быть меньших размеров. в общем балансе территории парков и садов площадь озелененных территорий следует принимать не менее 70 % [5, п. 4.4, 4.5].
Природные и культурные ландшафты часто являются главными факторами привлечения туристов в места отдыха. однако следует учитывать, что способность к сохранению и самовосстановлению природных комплексов рекреационных местностей прежде всего связана с допустимыми нормами антропогенных нагрузок. главной формой рекреационного оборудования леса должны быть пешеходные дорожки. Представляется целесообразным при планировании размещения учреждений отдыха, кемпингов, дорожно-тропиночной сети проводить исследование почв на устойчивость. Все массовые и шумовые формы рекреации необходимо вынести за пределы леса [2, с. 91].
На бульварах и пешеходных аллеях следует предусматривать площадки для кратковременного отдыха. ширину бульваров с одной продольной пешеходной аллеей следует принимать не менее размещаемых: по оси улиц 18 м, с одной стороны улицы между проезжей частью и застройкой 10 м.
озелененные территории общего пользования должны быть благоустроены и оборудованы малыми архитектурными формами: фонтанами и бассейнами, лестницами, пандусами, подпорными стенками, беседками, светильниками и др. Число светильников следует определять по нормам освещенности территорий [5, п. 4.9, 4.10].
Важное значение в пространственно-планировочном проектировании в муниципальных образованиях имеет место размещение зон массового кратковременного отдыха. В структуре рекреационного времени этот вид отдыха занимает значительную часть времени и доходит до 40 %, или более 200 тыс. ч. К местам кратковременного отдыха относятся скверы, фонтаны, площади с развитой инфраструктурой, живописными куртинами из зеленых насаждений, оригинальными скульптурными композициями и пр.
Важное значение сейчас уделяется доступности рекреационных территорий для всех категорий жителей. Доступность, прежде всего, определяется возможностью отдыха для людей с ограниченными возможностями. Все больше муниципальных образований уделяет этому вопросу значения. Хорошим примером в плане доступности городской среды являются такие города, как Сочи и Саки. Пандусы, сглаженные тротуарные парапеты, поручни, низкие ступеньки. Звуковые сигналы и другие необходимые приспособления для удобства людей с ограниченными возможностями не внесут диссонанса в планировочные решения городских территорий, а только украсят их как физически, так и нравственно.
Право на отдых закреплено в Основном Законе Конституции РФ, в статье 37 Так как Россия является государством, поддерживающим социальную политику, необходимо отметить то, что данная политика, как правило, имеет определение деятельности государства, направленной на удовлетворение социальных нужд населения. данная политика позиционируется как способ обеспечения лучшей жизни населения, а также она должна способствовать достижению согласия в обществе.
В статье 37 Конституции Российской Федерации указывается то, что каждый гражданин имеет право на отдых, в том числе наиболее незащищенные слои населения, которые пользуются поддержкой государства и различных фондов для путешествий, восстановления здоровья и рекреации. Такие путешествия относятся к социальному туризму. Наше государство имеет целевую программу на Федеральном уровне «доступная среда» (ФЦП). Она утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. В основу ее разработки была положена Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006 г., являющаяся базой и точкой отсчета для этой программы.
Анализируя нормативно-правовую базу социального туризма, можно сделать вывод о том, что социальный туризм хоть и считается приоритетным направлением в политике России, но не имеет своей конкретной нормативно-правовой базы, на которой мог бы осуществляться в полной мере. Но несмотря на отсутствие регулирования социального туризма на государственном уровне, есть также негосударственные организации, осуществляющие свою деятельность по пропаганде и развитию социального туризма в нашей стране.
Сегодня одной из действующих организаций, которые профессионально занимаются проблемами развития социального туризма, является Всероссийское народное туристское общество (ВНТО). Это общество считается добровольным, самоуправляемым некоммерческим обществом, оно было создано по инициативе граждан и юридических лиц.
Главная задача ВНТО - восстановление и развитие туристского пространства в нашей стране. Помимо этого ВНТО имеет ряд направлений, например, расширение сферы социального туризма, в основе которого -доступный отдых, свободное передвижение, рациональный досуг, познавательная деятельность трудящихся, слабо защищенных слоев населения.
Таким образом, Россия как социальное государство должна использовать все ресурсы для обеспечения отдыха и реабилитации тех слоев насе-
ления, которые относятся к социальным туристам. Как уже отмечалось, социальными туристами являются по сути люди с ограниченными возможностями. То есть необходимо понимать, что отдых для социальных туристов должен иметь все необходимые условия для того, чтобы турист мог почувствовать себя полноценным человеком.
Стоит отметить, что единых рекомендаций или положений об организации социального туризма на данный момент не существует. Каждый туроператор, который формирует подобные туры, самостоятельно формирует все условия, необходимые для социального туризма.
Поскольку социальные туристы делятся на разные категории, их физические возможности также имеют различия и организация отдыха для каждого типа ведется индивидуально. Например, стоит понимать, что для инвалидов, которые передвигаются на колясках, необходима доступная среда, включающая в себя спуски и подъемы не только на территории отеля, но и вовремя экскурсий. Для пожилых людей тур стоит формировать с приоритетом на отдых, а экскурсии включать простые в прохождении и в небольшом количестве. Для детей-инвалидов отдых должен быть в первую очередь оздоровительным и развлекательным, с учетом их физических возможностей и т.д.
Если говорить о более масштабных проблемах социального туризма, то следует отметить саму систему ее развития. Это касается конкретно российской системы, которая практически неспособна развить данный вид туризма согласно его приоритетности. Данная проблема должна решаться на государственном уровне, иначе развитие социального туризма может быть осуществлено лишь частично, как это и происходит в настоящее время. То есть фактически под социальным туризмом можно понимать любой вид туризма (познавательный, курортный, зеленый и экологический, сельский и т.д.), расходы на который полностью или частично осуществляются за счет средств государства, предназначенных социальному туристу. Помимо этого социальный туризм имеет несколько отличительных особенностей:
- право на такой отдых имеют лишь представители льготных категорий, имеющих определенные документы, подтверждающие его причастность к данной категории;
- социальный турист не может выбирать место и продолжительность своего отдыха. Все путевки формируются государственными органами с учетом всех необходимых элементов отдыха для каждой категории социального туриста;
- количество путевок, выделяемых государством, всегда ограничено. Для каждой категории социального туриста выделяется то количество путевок, которое было запланировано государственными органами.
Как уже упоминалось, социальный туризм рассматривается в большинстве законов различных государств как экономическая категория, в том числе и в Российской Федерации. Зачастую данный вид туризма причисляется к приоритетным. в нашей стране социальному туризму закон дает третью степень приоритетности. Первую и вторую степень имеют внутренний и въездной туризм.
В российской системе можно наблюдать, что социальный туризм доступен для тех, кто имеет какие-либо льготы. виды социального туриста
в Российской Федерации подразделяются на детско-юношеский, самодеятельный (имеется в виду спортивно-оздоровительный), лечебно-оздоровительный; экологический и культурно-познавательный, семейные путешествия, туризм для молодежи и ветеранов, инвалидный (доступный) туризм, туристские поездки по России зарубежных соотечественников, международные обмены по линии социального туризма.
Проблемой низкого развития социального туризма, прежде всего, является его экономический фактор. Это естественно, что большинство предпринимателей ставят своей целью получение прибыли. В случае с социальным туризмом прибыль занимает отнюдь не первое место. Так, со стороны экономики развитие социального туризма практически не приносит доход, а лишь требует финансовых вложений для реализации. Более того, для качественного развития данного направления необходимы сверхвложения, которые для любого другого вида туризма не всегда необходимы. Имеется в виду, прежде всего, инфраструктура, а в случае с социальным туризмом -это доступная среда. Организация доступной среды довольно сложна в производстве, особенно на территориях с плохо развитой инфраструктурой.
Если говорить о более масштабных проблемах социального туризма, то следует отметить саму систему ее развития. Это касается конкретно отечественной системы, которая практически неспособна развить данный вид туризма согласно его приоритетности. данная проблема должна решаться на государственном уровне, иначе развитие социального туризма может быть осуществлено лишь частично, как это и происходит в настоящее время.
Проблемами развития социального туризма выступают инфраструктура и предприятия, способные организовать данный отдых, т.е. туроператоры и турагенты, специализирующиеся на социальном туризме или хотя бы отдающие ему часть своей деятельности. Помимо турфирм в развитии данного направления могут принять участие благотворительные организации, которые имеют опыт и навыки работы с туристами, некоммерческие и др. То есть помимо доступной среды, которую в принципе можно организовать частично (конкретно там, где турист отдыхает), существует такая проблема, как отсутствие предприятий, способных дать социальный туристский продукт. имеются в виду предприятия, которые могли бы реализовать полный комплекс необходимых услуг для социального туриста, а также сопровождать его на протяжении всего отдыха. На данный момент в Крыму не функционирует ни одно предприятие, способное осуществить данный проект, и именно поэтому социальный туризм развивается очень слабо.
По данным на 2017 г. в Российской Федерации под категорию социальных туристов попадают около 32 млн человек. Однако санаторно-курортную реабилитацию получают лишь 5 % из них, т.е. порядка 1,6 млн. Ежегодно порядка 120 тыс. льготников по факту отправляются на отдых за счет субсидированных путевок. Как правило, путевки получают те льготники, которые находятся в составе организаций, принадлежность которой зависит от категории социального обеспечения - ветераны войны, инвалиды, пенсионеры, дети и т.д. Если у человека, находящегося в составе данной организации, также имеются все необходимые документы с соответствующими датами и подходящими ко всем обязательным правилам, то он имеет
право на получение бесплатной или частично оплаченной путевки в санаторно-курортный комплекс. Отсюда одной из причин такой разницы между количеством льготников и их социальным обеспечением отдыха является то, что много людей просто не зарегистрированы в организациях, не имеют соответствующих документов, таким образом, не могут получить путевку. Другая причина заключается в недостаточном финансировании, малом количестве социальных проектов, а также в больших очередях на получение данной путевки.
Хотя социальный туризм во многих странах, в том числе и в России, относится к числу приоритетных, его основная проблема заключается в финансировании и в доступности, оборудовании и инфраструктуре.
Так, социальный туризм может существовать при наличии следующих факторов:
1. Доступная среда. Большинство потребителей социального туризма -люди с ограниченными возможностями, пенсионеры и школьники. Для организации отдыха им необходима подходящая среда. Поэтому существует необходимость в создании благоприятных условий, позволяющих осуществить отдых в полной мере, соответствующей базовым стандартам.
2. Организаторы. Помимо государственной поддержки, для создания нормальных условий функционирования социального туризма на приемлемом уровне есть необходимость создания организаций, способных в полной мере осуществить запланированный отдых. сюда относятся негосударственные благотворительные организации, турфирмы, специализация которых направлена на социальный туризм и т.д.
3. Источники финансирования. Самый главный фактор в развитии социального туризма. источниками финансирования также могут быть различные благотворительные организации, государственная поддержка и т.д.
Таким образом, социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях создания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т.е. лицам, которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку.
необходимо создание уникального туристского продукта, который будет отвечать всем требованиям социальных туристов для их качественного и полноценного отдыха. Это необходимо, поскольку соц. туристы нуждаются в повышенном внимании и пренебрежение данным пунктом может стать толчком для неудачи развития данного проекта.
В турпакет, помимо основных услуг (перелет, проживание и питание), должно быть включено:
Встреча и трансфер. Данная услуга рекомендована к включению в турпакет, поскольку большое количество социальных туристов являются инвалидами или же пожилыми людьми. здесь ключевую роль играет человеческий фактор: люди могут заблудиться или плохо ориентироваться в пространстве. Данная услуга предполагает то, что туриста встретят на месте прибытия и привезут в санаторий.
Экскурсии. Помимо лечения, которое предоставляется в виде бесплатной услуги от санатория (как правило, несколько процедур), туристу необходимо просто отдохнуть, рекомендуется включить в тур хотя бы одну-две экскурсионные программы. Эти программы должны быть не слишком насыщенными, поскольку турист может устать.
Сопровождение. Здесь имеется в виду, что необходим персонал, который будет каждый день находиться на территории санатория для помощи и ответов на все вопросы, возникающие у туриста. То есть это должен быть своего рода отельный гид. Данная услуга необходима, поскольку социальные туристы нуждаются в повышенном внимании.
Для качественно организованного отдыха социальных туристов необходимо взаимодействие двух звеньев: организации, которая сможет спроектировать и обеспечить туриста необходимыми услугами безвозмездно, а также гостиничное предприятие, способное дать туристу минимум услуг, таких как проживание и питание. Такой проект позволит туристам получить полноценный отдых. Помимо этого существует необходимость заключения договоров с поставщиками таких услуг, как экскурсии. Чаще всего - это туроператоры, которые выделяют экскурсионный транспорт и экскурсоводов.
В числе будущих проектов, которые разрабатываются, числится создание центра комплексной реабилитации конкретно для той группы населения, которая относится к категории социального туриста. Социальный туризм на данный момент является новым направлением в деятельности работы многих туристских организаций, однако эти компании уже имеет опыт работы с социальным туристом. Так, например АНО «МАТГиРБ» (г. Севастополь) в 2017 г. совместно с правительством Российской Федерации, турагентством «инваТур» осуществляло проект реабилитации Ветеранов Афганистана, который проходил с апреля по октябрь. Этот проект включал в себя реабилитацию около двух тысяч человек. Данный проект можно назвать уникальным, поскольку его организовали на должном уровне, с учетом всех человеческих факторов. Категории социальных туристов, получивших реабилитацию, указаны в табл. 3.
Таблица 3
Социальные туристы, участвовавшие в проекте АНО «МАТГиРБ» в 2017 г.
Категория соц. туризма Принадлежность к гос. организациям Количество отдохнувших, чел.
Ветераны боевых действий Российский Союз Ветеранов Афганистана 873
Боевое братство (Союз Десантников) 727
Семьи погибших в боевых действиях Российский Союз Ветеранов Афганистана 432
Боевое Братство (Союз Десантников) 79
Итого 2 111
Немаловажным является найм квалифицированного персонала, так как на данный момент в турфирмах практически нет специалистов в области проектирования и организации социального туризма. В качестве сопровождающих можно принимать людей с образованием и опытом работы с инвалидами и людьми с ограниченными возможностями. В качестве менеджеров вполне можно принять специалистов области управления в туризме, аналогично и работников контакт-центра.
Как правило, те услуги, которые необходимо проектировать для реабилитации социальных туристов, оплачиваются дополнительно. Это доказывает, что санаторий, который обычно используют или перепрофилируют для организации реабилитационных мероприятий, не может создать качественный и правильный социальный турпродукт. именно поэтому существует необходимость того, чтобы задействовать в таких проектах посреднические организации, которые в свою очередь смогут обеспечить качественный отдых социальному туристу.
Таким образом, можно определить проблематику направления социального туризма в турфирмах:
- отсутствие четкой системы работы над социальными турами и проектами;
- отсутствие отдела, управляющего данным направлением;
- недостаток персонала в данном направлении;
- отсутствие курсов по повышению квалификации персонала по этой теме.
Организация социального туризма несет в себе огромное количество особенностей, которые должны быть учтены при разработке социального тура. Социальный турист нуждается в повышенном внимании, поэтому нельзя игнорировать рекомендации по безопасности и качеству его отдыха. Так как единого регламента осуществления социального тура не существует, следует придерживаться стандартных процедур организации обычных туров, но с учетом всех особенностей, присущих формированию отдыха в сфере доступного туризма. Это относится как к длительным турам, экскурсиям, так и к кратковременному отдыху.
Размещение зон массового кратковременного отдыха следует предусматривать с учетом доступности этих зон на общественном транспорте, как правило, не более 1,5 ч. Размеры территорий зон отдыха следует принимать из расчета 500-1000 м на одного посетителя, в том числе интенсивно используемая ее часть для активных видов отдыха должна составлять не менее 100 м на одного посетителя. Площадь участка зоны массового кратковременного отдыха следует принимать не менее 50 га, в зоне пустынь и полупустынь - не менее 30 га [5, п. 4.14].
При проектировании пространственно-планировочной среды турист-ско-рекреационной деятельности необходимо предусматривать перспективные планы развития города. Расчетным сроком использования и развития градостроительной архитектуры, инженерно-транспортной инфраструктуры по нормативам считается период в 20 лет, градостроительный прогноз может доходить до 40 лет. Но современный мир быстро развивается, стремительно несет технические, экологические, социальные и поли-
тические изменения. Поэтому прогнозный период можно уменьшить как минимум вдвое, не нарушая основополагающих тенденций в развитии городов или внося корректировки в направления улучшения, соблюдения неповторимого облика всего города и его районов.
В проектах планировки и застройки городских и сельских поселений следует соблюдать требования законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры Российской Федерации.
При этом следует устанавливать зоны охраны памятников истории и культуры, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта. Зоны охраны памятников истории и культуры предусматриваются для отдельных зданий и сооружений, их ансамблей и комплексов, а также других ценных историко-культурных градостроительных элементов.
Проекты планировки и застройки городских и сельских поселений не должны предусматривать снос, перемещение или другие изменения состояния памятников истории и культуры. В исключительных случаях предложения по изменению состояния памятников следует представлять в соответствии с действующим законодательством.
Охрану ценной исторической среды «старых» районов сложившейся застройки следует обеспечивать методами комплексной реконструкции. В проектах реконструкции предусматриваются и проводятся одновременно работы по реставрации зданий, имеющих архитектурную и культурную ценность, по реконструкции, модернизации и капитальному строительству существующих зданий, новому строительству, выбирая такие архитектурно-планировочные решения, которые не нарушают характер среды, способствуют развитию систем инфраструктурного обеспечения и благоустройству территории.
Расстояние от памятников истории и культуры до транспортных и инженерных коммуникаций принимается не менее следующих нормативов: до проезжих частей магистралей, линий метрополитена неглубокого заложения: в условиях сложного рельефа 100 м, на плоском рельефе 50 м, до сетей водопровода, канализации и теплоснабжения (кроме разводящих) 15 м, до других подземных инженерных сетей 5 м.
В условиях реконструкции указанные расстояния до инженерных сетей допускается сокращать, но принимать в размере не менее следующих нормативов: до водонесущих сетей - 5 м; неводонесущих - 2 м. При этом необходимо обеспечивать проведение специальных технических мероприятий при производстве строительных работ [5, п. 9.20-9.22].
Таким образом, следует отметить, что при проектировании туристско-рекреационной деятельности необходимо не только воплощать замысел инвестора и проектировщика, но учитывать неповторимый образ городов и «старых» районов, не нарушать целостной картины восприятия города. При этом следует точно соблюдать требования нормативно-правовой и строительной документации. Важное значение имеет вопрос обустройства доступной среды, которая необходима как для развития социального туризма, так и корректного планирования туристско-рекреационной деятельности для различных слоев населения.
Литература
1. Зорин И.В., Квартальное В.А. Энциклопедия туризма. М.: Финансы и статистика, 2003. 368 с.
2. КусковА.С., Понукалина О.В., Одинцова О.В. Рекреационная география // Основы науки. Саратов, 2003. 260 с.
3. Лукьянова Г.Д., Цибух В.И. Рекреационные комплексы. Киев: Вища школа, 2004. 345 с.
4. Земельный кодекс РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zemkodeks.ru/
5. Строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. [Электронный ресурс]. URL: http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/1/1900/
Bibliography
1. Zorin I.V, Kvartal'novVA. Jenciklopedija turizma. M.: Finansy i statistika, 2003. 368 p.
2. KuskovA.S., Ponukalina O.V., Odincova O.V. Rekreacionnaja geografija // Osnovy nauki. Saratov, 2003. 260 p.
3. Luk'janova G.D., Cibuh VI. Rekreacionnye kompleksy. Kiev: Vishha shkola, 2004. 345 p.
4. Zemel'nyj kodeks RF [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.zemkodeks.ru/
5. Stroitel'nye normy i pravila SNiP 2.07.01-89* «Gradostroitel'stvo. Planirovka i za-strojka gorodskih i sel'skih poselenij. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://ohranatruda. ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/1/1900/