5. Самоуков, А.Ф. Компонентные составляющие временного бюджета студентов дневного отделения, занимающихся спортом / А.Ф. Самоуков, А.М. Шувалов, В.Ю. Крылатых, О.Е. Понима-сов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 314-318.
6. Многофункциональность модели занятий оздоровительной аэробикой в управленческом вузе / А.М. Шувалов, В.Ю. Крылатых, А.О. Миронов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 397-401.
REFERENCES
1. Kolganova, E.Yu., Golushko, T.V., Khutin, S.A. and Ponimasov, O.E. (2019), "Formation of competitive qualities of students-managers in the process of physical cultural-compasative forms of activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 175, No. 9, pp. 120-124.
2. Krylatykh, V.Yu., Shuvalov, A.M., Mironov, A.O. and Ponimasov, O.E. (2019), "Realization of the objectives of interethnic education of students by means of health-improving physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 163-168.
3. Lobanov, Yu.Ya., Ponimasov, O.E and Dzyuba, N.M (2020), "Demand for the adaptive potential of physical culture in the rehabilitation of the functional state of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 180, No. 2, pp. 219-222.
4. Mironov, A.O., Samoukov, A.F., Shuvalov, A.M. and Ponimasov, O.E. (2019), "Communicative bases of ethical education of students in the practice of physical and sports activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 217-220.
5. Samoukov, A.F., Shuvalov, A.M., Krylatykh, V.Yu. and Ponimasov, O.E. (2019), "Component components of the temporary budget of the students of the day division engaged in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 314-318.
6. Shuvalov, A.M., Krylatykh, V.Yu., Mironov, A.O. and Ponimasov, O.E. (2019), "Multi-functionality of models of health-improving aerobics at a management higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 397-401.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.10.2020
УДК 372.879.6
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ЭВЕНКИЙСКИХ ШКОЛ
Ольга Аркадьевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент, Северовосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация
В статье рассмотрены результаты проведенных исследований разработанной программы по физическому воспитанию в эвенкийских школах. Результаты исследований показали, что школьники начальных классов менее адаптируются к программам обучения общеобразовательных школ. Данный факт указал на ряд факторов, которые не лучшим образом отражаются на развитии физической подготовленности детей. Внедрение разработанной проектной программы, основанной на национальных эвенкийских подвижных играх и упражнениях, позволило детям развить физические качества.
Ключевые слова: физическое развитие, эвенкийские подвижные игры и упражнение. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p230-233
DESIGNING PHYSICAL EDUCATION PROGRAM FOR SCHOOLCHILDREN OF
EVENK SCHOOLS
Olga Arkadyevna Maksimova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, NorthEastern Federal University, Yakutsk
Abstract
The article discusses the results of research on the developed program for physical education in Evenki schools. The results of research revealed that primary school students are less adaptable to the general education programs. This fact pointed to a number of factors that do not affect the physical development of children in the best way. The implementation of the developed project program based on national Evenki outdoor games and exercises allowed children to develop physical qualities.
Keywords: physical development, Evenki outdoor games and exercise.
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие процессы демократизации и гуманизации общественного строя способствуют возрождению национальной самобытности малочисленных народов европейского севера, южной и Северо-Восточной Сибири и Дальнего Востока, которые возрождают утраченную материальную и духовную культуру, в том числе и физическую [1]. Исследование воспитания и развития физических качеств детей кочевых малочисленных народов Севера практически не затронуты. В исследованиях ученых, исследователей А.А. Григорьева, Н.Д. Неустроев, Б.Н. Попов, И.С. Портнягин, К. С. Чиряев, В.Ф. Афанасьева, М.Г. Василевич, В.П. Кочнева, Л.В. Певговой, И.И. Портнягина, Н.Е. Чередниченко были затронуты проблемы коренных и кочевых малочисленных народов Севера. Положение малочисленных народов Севера в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям [2].
В Российской Федерации проживают более 50 народностей, которые имеют свою самобытную культуры, языки, национальные виды спорта и т. д. В настоящее время большинство малочисленных народов Севера проживают компактно, и лишь эвенки расселены на достаточно обширной территории - от правобережья средней Оби на западе до Охотского моря. В настоящее время эвенки проживают в Оленекском, Булунском, Мир-нинском, Кобяйском, Томпонском, Олекминском, Алданском, Нерюнгринском и Усть-Майском улусах Республики Саха (Якутия), однако относительно многочисленные и компактные группы образуют только в ее южной части: в Алданском улусе поселки Хаты-стыыр - 62%, Кутана - 67%, и Угоян - 70%; в Нерюнгринском - с. Иенгра - 52%; в Олекминском - с. Тяня - 69%; в Усть -Майском - с. Кюпцы - 61% и Эжанцы - 71% [6]. Эвенки Республики Саха в процессе своего исторического развития в силу ограниченности социально-экономических условий существования, суровых природно-климатических условий, тяжелой и сложной трудовой деятельности - разведением оленей, рыбной ловли, промысла диких зверей создали собственную самобытную, рациональную систему физического воспитаниях [1].
Исходя из изученного материала, была поставлена цель исследования: разработать проект для внедрения в программу физического воспитания с учетом условий проживания, в частности кочевого образа жизни малочисленных народов Севера. Таким образом для разработки проекта исследование состояло из нескольких этапов.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Таким образом, для достижения и решения цели 1 этапа были проведены диагностика самобытных игр, состязаний и упражнений малочисленных народов Севера. Разработанный проект состоял из нескольких этапов внедрения (рисунок 1).
1 этап - диагностика и критериальные показатели физического воспитания эвенков в сельских общеобразовательных школах республики
2 этап - модели традиционного физического воспитания эвенков
3 этап - разработка модели этнопедагогизации физического воспитания эвенков в сельских общеобразовательных школах республики
Рисунок 1 - этапы разработанного проекта
Для проведения диагностики физического развития детей эвенков нами выделены периоды сензитивного развития физических качеств у эвенкийских детей [1]. На таблице 1 раскрыты периоды сензитивного развития физических качеств у эвенкийских детей [1].
Таблица 1 - Периодизация сензитивного развития физических качеств у эвенкийских детей [6]_
Раздел Возраст Физические умения и навыки
Физическое воспитание в семье До 3 лет Закаливание (обтирание снегом, обливание холодной водой); лазанье; переползание; ходьба; бег; прыжки; подвижные игры (игры, совершенствующие навыки основных двигательных действий; игры, подражающие и копирующие движения животных) [1].
От 4 до 6 лет Закаливание; ходьба, бег; прыжки; метание малых камней; посильный домашний труд, увертывание от стрел с тупым наконечником; развитие ловкости, быстроты, координации движений через коллективные подвижные игры, подражающие действиям взрослых («Охота на медведя», «Рыбалка», «Ловля оленей», «Метание маута» и т.п.) [1].
Физическое воспитание в организованных формах От 7 до 9 лет То же; плавание, метание, прыжки, бег на охотничьих лыжах, стрельба из лука, увертывание от стрел, управление оленьей упряжкой, езда верхом на олене. Участие в охоте на зверя, в качестве ученика и помощника. То же, в рыболовстве. Заготовка дров на природе, разведение и поддерживание костра. Участие в состязаниях на национальных праздниках [1].
От 10 до 15 лет То же; поднятие и ношение тяжестей, умение ставить ловушки и капканы. Метание топора, ножа, батыйи; набрасывание маута; умение управляться упряжью; езда на оленьих упряжках; увёртывание от стрел; плавание и ныряние; бег с ношей по глубокому снегу; стрельба из лука в цель; гонки верхом на оленях; прыжки через нарты; два - три дня самостоятельной охоты без помощи взрослых[1]
От 16 до 17 лет Совершенствование физических качеств; бег на широких охотничьих лыжах; прыжки через нарты; умение проводить самостоятельную разминку; метание аркана; участие в состязаниях в весеннем празднике «Бакалдын». Подготовка к испытаниям [1].
18 лет Испытания всеми этнопедагогическими средствами: прыжки через нарты; бег на широких охотничьих лыжах; метание батыйи, топора, аркана, дротиков; гребля на ветке; увёртывание от стрел; стрельба из лука в мишень; гонки на оленьих упряжках; гонки верхом на оленях; плавание; бег с ношей; «Норсапкил» (борьба на поясах); охота на зверя, рыболовство и т.д. [1].
Таким образом, мы обнаружили, что существовала самобытная система физической культуры эвенков, в которой ведущую роль занимал «учитель воинов», задачей которого было обучение и воспитание подрастающего поколения [1].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Использование проектной программы позволяет масштабный подход по изучению развития физической подготовленности детей кочевых и малочисленных народов Севера, в нашем случае детей эвенков. В разделе «Физическое воспитание в семье» приводятся физические умения и навыки, которые эвенкийские дети, в возрастной категории до трех лет, непосредственно, приобретали в семье с помощью родителей. В возрастной категории от четырех до шести лет закаливание имело особое место в укреплении здоровья. Во втором разделе «Физическое воспитание в организованных формах» рассматривается возраст от семи до восемнадцати лет, где физическое воспитание принимало организованные формы обучения и воспитания. Для возраста от семи до девяти лет использовались различные виды и формы физического воспитания: закаливание, стрельба из лука, увертывание от стрел с тупым наконечником, управление оленьей упряжкой, езда верхом на олене, прыжки через нарты, бег через кустарники [1]. В возрастной категории от десяти до пятнадцати лет использовались физические упражнения, совершенствующие физические качества детей такие как: сбор аркана (маута); прыжки через палку в руках (вперед, назад), в длину на двух ногах, в длину на одной ноге, с приземлением на колено); прыжки через нарты метание (аркана, топора, копья, мяча, камней, чугунного или железного мяча, камней при помощи ровдуги) [1].
ВЫВОД
Таким образом, можно заключить, что национальные виды спорта, физические упражнения, подвижные игры и состязания эвенков Якутии требуют тщательного изучения и внедрения в программы обучения. Однако внедрение национальной системы физического воспитания только в среднее звено общеобразовательной школы недостаточно. Мы считаем, что элементы национальных игр и упражнений следует использовать с дошкольных общеобразовательных учреждений и применять во всех звеньях общеобразовательной школы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Максимова, О.А. Самобытные физические упражнения, игры и состязания эвенков Якутии : монография / О.А. Максимова. - Якутск :Издательско-полиграфический комплекс СВФУ, 2011. - 107 с.
2. Кочнев, В.П. Физические упражнения, игры и состязания народов Крайнего Севера и Юго-востока Якутии (эвены, эвенки, юкагиры, чукчи) / В.П. Кочнев // Тезисы докладов V научно-практической конференции Спорткомитета ЯАССР. - Якутск, 1986. - С. 36-37
REFERENCES
1. Maksimova, O.A. (2011), Original physical exercises, games and competitions of the Evenks of Yakutia: monograph, NEFU publishing and printing Complex, Yakutsk.
2. Kochnev, V.P. (1986), "Physical exercises, games and competitions of the peoples of the Far North and South-East of Yakutia (evens, Evenks, Yukagirs, Chukchi)", V scientific and practical Conf. The sports Committee of the Yakut ASSR, Yakutsk, pp. 36-37.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.10.2020
УДК 796.011.3
ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ: ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Оксана Вячеславовна Мамонова, старший преподаватель, Галина Борисовна Глазкова,
кандидат педагогических наук, преподаватель, Марианна Николаевна Пуховская, преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва; Алексей Владимирович Юшин, старший тренер, инструктор-методист, Центр спортивной подготовки «Академия тенниса им. Н.Н. Озерова», Рязань
Аннотация
В статье анализируется применение программ занятий для студентов-экономистов в физическом воспитании в РЭУ им. Г.В. Плеханова на основе информационно-коммуникативного подхода. В эксперименте в период 2019-2020 учебного года был проведено исследование, в котором приняло участие 156 человек. Участникам предложены на выбор следующие программы: ЛФК «Здоровая спина», «Оздоровительная растяжка», «Атлетическая гимнастика». Результаты свидетельствуют о достоверном увеличении силового индекса в группе занимающихся «Атлетической гимнастикой», увеличение подвижности суставов в группе «Оздоровительная растяжка» и улучшение осанки в группе ЛФК «Здоровая спина». Во всех группах наблюдалось улучшение показателя уровня функционального состояния и физической подготовленности. Проведенное исследование свидетельствует об эффективности предложенных оздоровительных программ для студентов-экономистов.
Ключевые слова: студенты, оздоровительные программы, цифровые технологии, информационно-коммуникативный подход, физическое развитие.