Научная статья на тему 'Проектирование педагогических программных продуктов в системе профессиональной подготовки кадров ФСКН России'

Проектирование педагогических программных продуктов в системе профессиональной подготовки кадров ФСКН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ / INFORMATION TECHNOLOGIES OF EDUCATION / TEACHING SOFTWARE PRODUCTS / PROFESSIONAL TRAINING OF PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушаков Александр Рудольфович, Шапошникова Татьяна Леонидовна

Выделены этапы и инвариантные компоненты процедуры проектирования педагогических программных продуктов для системы профессиональной подготовки сотрудников ФСКН. Представлены авторские инновационные модели программных продуктов учебного назначения, инструментальные среды и методики их внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ушаков Александр Рудольфович, Шапошникова Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing teaching software products in the system of professional training for the Russian Federation Drugs Control Federal Service staff

The stages and invariant components were distinguished for designing teaching software products for the system of professional training of the Drugs Control Federal Service workers. The author's innovation models of the study purpose software products, instrumental environments and the methods of their implementation were represented.

Текст научной работы на тему «Проектирование педагогических программных продуктов в системе профессиональной подготовки кадров ФСКН России»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

Literature

1. Anthology of educational thought of the Christian middle ages: a guide for learning for students of ped. colleges and universities : 2 vol. / Ed. VG. Bezrogova, O. Varyash. — Moscow, 1994. — Vol. 1. — 400 p.

2. Anthology of educational thought of the Christian middle ages: a guide for for students of ped. colleges and universities: 2 vol. / Ed. VG. Bezrogova, O. Varyash. — Moscow, 1994. — Vol. 2. — 351 p.

3. Aristotle. Topeka. In Aristotle, Works: 4 vol. — Moscow, 1979. — Vol. 2. — P. 347-531.

4. Herbart, J. F. Selected ped. Works : 3 vol. — Moscow, 1940. — Vol. 1. — 292 p.

5. Descartes, R. Selected works. — Moscow, 1950. — 712 p.

6. Makarenko, A. S. Ped. Works : 8 vol. / Ed. L.Y Gordin, A. Frolov. — Moscow, 1983. — Vol. 1. — 368 p.

7. Mosolov, V. A. Pedagogy in socio-cosmo-historical dimension (the problem of education). — St.-Petersburg, 2007. — 99 p.

8. Pestalozzj, J■ G. Selected ped. Works : 3 vol. — Moscow, 1963. — Vol. 2. — 563 p.

9. Plato. Works : 4 vol. — Moscow, 1978. — Vol. 2.

10. Pobedonostsev, K. P. Teaching and a teacher. Teaching notes. — Moscow, 1905. — Book. 2. — 54 p.

11. Feuerbach, L. Selected philosophy works : 2 vol. — Moscow, 1955. — Vol. 1. — 676 p.

12. Fromm, E. The art of loving // Fromm, E. A human soul. — Moscow, 1998.

УДК 34.07

A.P. Ушаков*, Т.Ё. Шапошникова**

Проектирование педагогических программных продуктов в системе профессиональной подготовки кадров ФСКН России

Выделены этапы и инвариантные компоненты процедуры проектирования педагогических программных продуктов для системы профессиональной подготовки сотрудников ФСКН. Представлены авторские инновационные модели программных продуктов учебного назначения, инструментальные среды и методики их внедрения.

Ключевые слова: информационные технологии обучения, педагогические программные продукты, профессиональная подготовка кадров.

A.R. Ushakov*, T.L. Shaposhnikova**. Designing teaching software products in the system of professional training for the Russian Federation Drugs Control Federal Service staff. The stages and invariant components were distinguished for designing teaching software products for the system of professional training of the Drugs Control Federal Service workers. The author’s innovation models of the study purpose software products, instrumental environments and the methods of their implementation were represented.

Keywords: information technologies of education, teaching software products, professional training of personnel.

Наукоемкие технологии являются одним из приоритетных направлений в развитии общества. Информационные компьютерные технологии используются во всех сферах деятельности, происходит глобальная информатизация экономики, образования. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002—2010 гг.)» (далее именуется — Программа) должна обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере ИКТ, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в т.ч. посредством сети Интернет). Реализация Программы «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел», рассчитанной на 2005—2008 гг. привела к изменению методики подготовки и переподготовки кадров МВД России. В настоящее время актуальным является проектирование педагогических программных продуктов в системе профессиональной подготовки кадров ФСКН России, осуществляемой институтами повышения квалификации.

* Ушаков, Александр Рудольфович, начальник Оперативной службы Регионального управления ФСКН России по Краснодарскому краю полковник полиции, соискатель кафедры физики Кубанского государственного технологического университета. Адрес: г. Краснодар ул. Ленина, д. 88. Тел.: 8-861-214-40-48, мб.: 8-903-465-01-12. E-mail: ushakov.aleksander@mail.ru.

** Шапошникова, Татьяна Леонидовна, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, заведующая кафедрой физики Кубанского государственного технологического университета. Адрес: г. Краснодар, ул. Московская, д. 2. Тел.: 8-861-255-85-32, мб.: 8-918-334-93-08. E-mail: shtale@yandex.ru.

* Ushakov, Alexander Rudolfovich, head of Operational service of Krasnodar Territory Regional Board of the Russian Federation

Drugs Control Federal Service, colonel of police, competitor for the chair of physics of the Kuban state technological university. Address:

88, Lenin street, Krasnodar, Ph.: 8-861-214-40-48. E-mail: ushakov.aleksander@mail.ru

** Shaposhnikova, Tatyana Leonidovna, the doctor of pedagogical sciences, the candidate of physical and mathematical sciences,

the professor, chair of physics of the Kuban state technological university. Address: 2, Moskovskaya street, Krasnodar, Ph.: 8-861-255-85-32.

Статья поступила в редакцию 7 июня 2010 г.

Современная образовательная парадигма определяет обучение как управляемую учебнопознавательную деятельность, которая приводит не только к увеличению багажа знаний, но к важным изменением личности обучаемого: развитию интеллекта, психологическим изменениям личности в направлении более полной ее самореализации. В особенности это касается обучения в высшем учебном заведении, где обучаемый по мере самосознания своей профессиональной и социальной значимости превращается из объекта в субъект управления собою и другими людьми. При этом результат процесса обучения проявляется в виде формирования профессионально значимых качеств личности студента, которые определяют его профессиональную компетентность и мастерство. В связи с вышеизложенным разработка концепции проектирования новых технологий обучения (информационных и компьютерных) для учебного процесса подготовки и переподготовки кадров ФСКН является актуальной проблемой теории и практики высшего профессионального образования.

Однако многие проблемы разработки и применения информационных и компьютерных технологий не решены как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Практика использования информационных и компьютерных технологий в профессиональном образовании свидетельствует о наличии противоречий между:

— традиционными видами учебно-методического обеспечения и потребностью практики в инновационных формах представления и обработки учебной информации;

— абсолютизацией структур и форм построения учебно-методических материалов для студентов и потребностью практики в их инновационных структурах с расширенными функциональными и информационными возможностями;

— процессом информатизации образования и отсутствием общего подхода к конструированию новых программных средств обучения, интегрирующих современные педагогические и информационные технологии.

Указанные противоречия привели к формированию комплекса проблем профессионального образования. Из них наиболее актуальны проблемы:

— адекватности двух систем — научных теорий и информационных технологий, предназначенных для их освоения;

— системного анализа профессионального обучения с учетом современных требований философии образования, педагогики, психологии, информатизации учебного процесса к современным информационно-обучающим комплексам;

— построения и модернизации моделей применения информационных и компьютерных технологий в учебном процессе вуза;

— трансформации традиционных педагогических технологий в компьютерные и информационные формы;

— обоснования методик проектирования информационных и компьютерных технологий, синтезирующих в профессиональном образовании современные педагогические инновации и коммуникационные технологии.

Концепция проектирования информационных и компьютерных технологий (ИКТ) включает методики и процедуры создания компьютерных учебно-методических материалов, принципы их конструирования, интегративную модель применения ИКТ, процедуры их проектирования и использования в учебном процессе, методики проектирования средств обучения на электронных носителях, соответствующие их функциональным возможностям в формировании открытого образовательного пространства. Данная концепция представлена следующими компонентами: аналитическая составляющая, формулировка цели, теоретический базис проектирования ИКТ, педагогические свойства и функции проектируемых информационных и компьютерных технологий, принципы их проектирования, типология и структура педагогических программных продуктов, отбор готовых инструментальных систем для конструирования педагогических программных продуктов, инновационные модели и проекты педагогических программных продуктов и примеры инструментальных сред для их создания, специальная методика проведения педагогической экспертизы, этапы в процедуре проектирования информационных и компьютерных технологий.

Как отмечалось выше, причина противоречий в теории и практике проектирования ИКТ в профессиональном образовании в том, что педагогические программные средства разрабатываются без опоры на современные педагогические концепции, в то время как интенсивный путь развития инженерного образования требует перехода к новому качеству. Это актуализирует проблемы информатизации инженерного образования, приведения теории и практики образовательного процесса в соответствие с государственными программами реформирования сферы образования, реализации современной образовательной парадигмы, нацеленной на переход от узкопредметного обучения к профессионально-деятельностному, исключения дублирования содержания профессионального образования на разных уровнях, создания теоретической модели личностно-ориентированной дидактической компьютерной среды, усиления психологической составляющей в профессиональном образовании. Из вышеизложенного следует вывод: современный этап эволюции образования требует осмысления новых средств обучения, педагогических моделей, методик и технологий, что может обеспечить качественный скачок в стратегии и технике развития образования.

Для построения педагогических программных средств необходим переход к более производительной технологии их проектирования и создания с использованием современных инструментальных систем. Их применение позволит сократить трудоемкость и сроки разработки, привлечь к этому процессу

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (47) 2010

преподавателей и методистов. Это обеспечит интеграцию инновационных информационных технологий в общую педагогическую систему, включающую организацию и диагностику учебного процесса, методы и формы учебной деятельности. Для ее эффективной реализации в условиях компьютеризации учебного процесса необходимо научно-обоснованное педагогическое проектирование, т.е. разработка концепции проектирования и применения ИКТ в их органичной связи с инновационными педагогическими технологиями и в ориентации на современную образовательную парадигму.

Многокомпонентная цель детерминирует обоснование теоретического базиса проектирования ИКТ, который опирается на психологические особенности учебного процесса в вузе, выводы педагогических теорий (личностно-ориентированных, развивающего и продуктивного обучения), теорию познания, конкретную предметную область (физика, информатика), принципы проектирования и использования информационных и компьютерных технологий. Психологические особенности учебного процесса в вузе неразрывно связаны с аппаратом психологической диагностики и опытом практического использования информационных и компьютерных технологий, что вызывает необходимость разработки специальных методик педагогической экспертизы для различных типов проектируемых ИКТ. Специфика естественнонаучных теорий проявляется в концептуально-понятийном аппарате, содержащем эмпирические факты, научные понятия, законы, абстрактные модели.

Опираясь на выводы современных психолого-педагогических теорий и интеграционноонтологический подход в создании современных компьютерных учебных материалов, теоретический базис проектирования информационных и компьютерных технологий, можно прогнозировать их педагогические свойства и функции, основные из них состоят в том, что ИКТ должны:

— обеспечивать условия для формирования системных знаний; реализовать задачи интегративного обучения, функционирование межпредметных связей;

— интегрироваться в органическое единство с инновационными дидактическими технологиями, активизирующими познавательную деятельность обучаемых;

— содействовать совершенствованию форм и повышению эффективности конструкторской и научно-исследовательской работы студентов; выполнять эвристические и гносеологические функции в образовательном процессе;

— способствовать фундаментализации профессионального образования;

— обеспечивать вариативность и адаптивность учебного процесса в соответствии с личностными свойствами студентов и педагогов;

— оптимизировать обратную связь в обучении;

— создавать прочную мотивационную основу обучения посредством интерактивных форм представления учебной информации;

— соответствовать эргономическим требованиям, предъявляемым к учебным материалам, их унифицированным формам, требованиям стандартизации представления учебной и научной информации;

— создавать условия для широкого применения в профессиональном образовании экспериментальных методов учебной и научной деятельности;

— обеспечивать эффективный, оперативный и объективный контроль знаний и их многофакторную диагностику.

Прогнозируемые свойства и педагогические функции проектируемых ИКТ определили основные принципы, на которых должен базироваться процесс их проектирования. Эти принципы сгруппированы следующим образом:

— психолого-педагогические: единства фундаментального научного образования и его профессиональной направленности, форм обучения и самообразования, активизации учебной деятельности и рефлексии, гуманизации и сотрудничества в учебном процессе, учета человеческого фактора; общедидактические: наглядности, доступности, последовательности, систематичности;

— методические: адекватности информационных и компьютерных технологий специфике научного содержания, соответствия научного содержания и структуры учебно-методических материалов, их вариативности и воспроизводимости, функциональности и информативности, дифференциации и индивидуализации обучения посредством ИКТ; соответствия содержания педагогических программных продуктов потребностям практики обучения;

— структурного единства профессионального образования на различных уровнях, политехнизма и профессиональной ориентированности;

— структурированности содержания проектируемых учебных материалов;

— технологические:

— интерактивности (обеспечение активного взаимодействия обучаемого и компьютера);

— адаптивности (вариативность режимов общения студента с учебным материалом и возможность персональной траектории обучения);

— доступности интерфейса для преподавателей и студентов, не владеющих навыками программирования;

— мобильности, модифицируемости, позволяющие педагогу и студенту вносить изменения в предметную базу данных.

Выявленные свойства и принципы определяют типологию и структуру новых дидактических конструкций, основанных на применении информационных компьютерных технологий — педагогических программных продуктов (ППП):

— тематические обучающие программы (элементы теории и набор интерактивных упражнений по конкретной теме, диагностический инструментарий);

— комплексные обучающие системы (дополняются системой навигации по учебному курсу);

— тестирующие системы (средства интерактивного контроля);

— комплекс мультимедийных лекционных демонстраций (практические иллюстрации к лекционному курсу);

— электронные учебники (текстовая, графическая и иллюстративная информация в статической форме с системой навигации);

— мультимедиа-учебники (дополняются анимацией, учебными видео- и аудиоматериалами);

— виртуальные учебные и исследовательские лаборатории (набор экспериментов с мультимедийным представлением и программной вычислительной частью);

— презентационные системы (набор графических, текстовых, мультимедийных слайдов);

— компьютерные учебно-методические комплексы (электронные учебники, мультимедиа и телекоммуникационные системы учебного назначения, учебно-методические разработки).

Разнообразие типов педагогических программных продуктов продиктовано многоплановостью реализуемых с их помощью задач. В процедуре их проектирования выделяются определенные этапы и инвариантные компоненты.

Первый этап «Педагогическое проектирование». Определяются цели, педагогические задачи, решаемые посредством ППП, выполняется анализ содержания обучения и его структуры на основе дидактических принципов.

Ъторой этап «Методическое проектирование». Выполняется трансформация содержания научных теорий в учебный материал, при которой формируется учебный текст, иллюстрации, графические образы. Разрабатываются формы учебных материалов в соответствии с целями, методами и приемами обучения, определяются области использования педагогических программных продуктов: локальная, сетевая, дистанционное обучение.

Третий этап «Отбор и создание программных инструментальных средств конструирования педагогических программных продуктов». Проводится сопоставительный анализ программ, инструментальных оболочек и сред, методик взаимодействия обучаемого и компьютера. Создаются специальные программы для реализации проектируемых функций ППП.

Ч.етвертый этап «Интеграция в педагогические программные продукты инновационных дидактических и компьютерных технологий». Проектируются методики использования педагогических программных продуктов в учебном процессе. Составляются сценарии взаимодействия студента и компьютера, разрабатываются формы обратной связи, диагностики знаний, представления результата обучения на дисплее компьютера.

Пятый этап «Конструирование педагогических программных продуктов с заданными педагогическими свойствами». Разрабатывается инструментарий для управления функциями педагогических программных продуктов, формируется предметная база данных.

Шестой этап «Внедрение педагогических программных продуктов в учебный процесс, отладка и корректировка их инструментальной и методической составляющих». Проводится анализ результатов внедрения ППП, выявляющий педагогические свойства программных продуктов.

Для оценки эффективности внедрения ППП разработана специальная методика, в которой эффективность внедрения оценивалась такими критериями, как успешность обучения, академическая успеваемость студентов, а также сформированность профессионально значимых качеств личности. Таким образом, оценку эффективности ППП целесообразно проверять с использованием таких психологических критериев, как профессиональная направленность, уровень учебной мотивации, саморегуляция и самоуправляемость. Интегрально эти критерии формализуются в академической успеваемости и сформированности личностной компоненты студентов при обучении с помощью проектируемых педагогических программных продуктов и оцениваются посредством психологического инструментария (авторские методики В.И. Гербачевского, И.Осгуда, Спирмена и др.), а также методов математической статистики Стъюдента и Пирсона.

Основными задачами подпрограммы программно-методического обеспечения являются: внедрение в учебный процесс научной, инновационной и организационной деятельности лицензионных и свободно распространяемых программных продуктов, создание методической базы обучения и работы с ними. В качестве основных средств программного обеспечения используются:

а) операционные системы: Windows XP, Windows 2000, Windws NT, UNIX;

б) инструментальные средства разработки приложений: ПО для создания программ на С/С++, Basic, и специализированные пакеты;

в) интегрированные программные среды, применяемые в учебном процессе и коммерческих разработках: Bentey Microstation, Mathworks Matlab;

г) ПО для документооборота MS Office, Lotus Notes и продукты на их основе;

д) организация и управление текущими заданиями на уровне кафедр и деканатов на Microsoft Project.

Подготовленные авторами инновационные модели программных продуктов учебного назначения, инструментальные среды, различные методики внедрения ППП в учебный процесс и диагностики их свойств находят широкое применение во многих сферах деятельности Кубанского государственного технологического университета, его отделов и подразделений, осуществляющих:

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

— проведение экспертизы проектов по обеспечению университета программными средствами;

— анализ и отбор обучающих программ и систем для использования в учебном процессе;

— формирование сетевой компьютерной библиотеки для учебного процесса и научной деятельности.

Таким образом, использование в системе профессиональной подготовки кадров ФСКН России педагогических программных продуктов, проектируемых на основе предлагаемой концепции, демонстрирует способ перехода к новому качеству профессионального образования.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Архипова, А. И., Жужжа, Е. Н., Брегеда, И. А. Формирование компьютерной поддержки технологического учебника // IX Всероссийская научно-методическая конференция «Телематика-2002». - СПб., 2002.

2. Архипова, А. И., Жужжа, Е. Н. Технологический учебник в структуре банка учебнометодической информации // Технологический учебник как компонент предметного информационного ресурса / под ред. А. И. Архиповой. Издано в рамках реализации проекта создания Федерального ресурсного центра Южного Федерального округа. — Ростов-на-Дону, 2003.

3. Черных., А. И., Ушаков, А. Р., Аяяюк, А. В. Использование новых информационных технологий для решения проблем антинаркотической профилактики среди молодежи и учащихся / / Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. — Краснодар, 2009.

4. Шапошникова, Т. Л., Полянский, А. В., Романова, М. Л. Автоматизированные информационные технологии : учебное пособие. Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГ ПИ, 2006.

Literature

1. Arkhipova, A. I., Zhuzha, E. N., Bregeda, I. D. The formation of technological manual computer support / / The 9th All-Russian scientific and methodological conference «Telematica-2002». — Saint-Petersburg, 2002.

2. Arkhipova, A. I., Zhuzha, Е. N. Technological manual in the structure of the study and methodical information bank // Technological manual as a component of the subject information resource / Under the editorship of A.I Arkhipova. Published within the framework of realization of the Federal Resource Centre foundation project in the South Federal District. — Rostov-on-Don, 2003.

3. Chernykh, A. I., Ushakov, A. R., Lyalyuk, A. V. The application of the new information technologies for solution antidrug prevention problems in the youth and pupils // The Materials of the 15th All-Russian scientific and practical conference. — Krasnodar, 2009.

4. Shaposhnikova, T. D., Polyansky, A. V., Romanova, M. L. The automated information technologies // Training aid. Publishing centre of the Slaviansk State Teaching Institute, — Slaviansk-on-Kuban, 2006.

УДК 355.23

B.H. Яковлева*

Развитие учебного взаимодействия участников педагогического процесса как условие повышения эффективности управления самостоятельной учебной деятельностью курсантов вузов ВВ МВД России

В статье проводится научно-теоретический анализ проблемы учебного взаимодействия преподавателя с курсантами в процессе управления их самостоятельной учебной деятельностью, описаны условия развития учебного взаимодействия в процессе обучения иностранному языку, рассматривается педагогический аспект проблемы использования личностно-ориентированных технологий обучения иностранному языку в военном вузе.

Основные теоретические положения статьи иллюстрируются примерами из педагогической практики преподавания иностранных языков в военном вузе.

* Яковлева Валентина Николаевна, заведующая кафедрой иностранных языков Саратовского военного института внутренних войск МВД России, доцент, кандидат педагогических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ. Адрес: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Пугачевская, д. 110, кв. 64. Тел.: 8-8452-74-98-41.

* Yakovleva, Valentina Nikolayevna, Chief of the Department of Foreign Languages of the Saratov Military Institute for the Internal Troops of RF Ministry of the Interior, a candidate of pedagogical sciences, an associate professor, an honorary worker of the R.F Higher School.

Статья поступила в редакцию 2 июня 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.