УДК/ UDC: 377 Е. В. Муравьева,
доктор педагогических наук, заведующая кафедрой промышленной и экологической безопасности ГОУ ВПО «Национальный исследовательский университет Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева», Россия, г. Казань, [email protected], [email protected]
Muravyeva Helena,
Doctor of pedagogics, head of the Chair of Industrial and Ecological Safety at The National Research University “Kazan State Technical University named after A. N. Tupolev”, Russia, Kazan, [email protected], [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ И ЗАЩИТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА1
PROJECTING CORE EDUCATIONAL CURRICULUM OF THE SPECIALTY “INDUSTRIAL SAFETY MANAGEMENT AND DEFENCE IN EXTREME SITUATIONS” ON THE MODULE AND COMPETENCE APPROACH BASIS
В статье затронут вопрос необходимости осмысленного и разумного подхода к анализу комплексных территориальных рисков, характеризующих реальное состояние безопасности населения и окружающей среды в каждом конкретном регионе. При анализе и оценке рисков необходимо учитывать потенциальную и ситуационную опасности. Обоснована актуальность подготовки специалистов, непосредственно занимающихся исследованием рисков, умеющих их идентифицировать и оценивать, моделировать развитие ситуации и, когда это возможно, уменьшать эти риски. Внесено предложение по введению в ГОС модифицированного профиля «Управление промышленной безопасностью и защита в чрезвычайных ситуациях».
The paper arises the matter of necessity of comprehensive and reasonable approach to the analysis of complex territorial risks defining actual condition of population and environmental safety in every certain region. In the analysis and assessment of the risks it is necessary to consider potential and situational dangers. The article grounds the need to train specialists who would explore the risks, be capable to identify and asses them, to model further situations and if possible to minimize the risks. It is suggested to complete federal educational standards
with modified profile "Industrial safety management and defense in extreme situations”.
Ключевые слова: управление промышленной безопасностью, модульно-компетент-ностный подход, ситуационная опасность.
Keywords: industrial safety management, module and competence approach, situational dangers.
Возрастающее количество ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций, увеличение их масштаба требуют принятия мер по совершенствованию управления безопасностью. Угрозы приобретают комплексный характер. Нарастание негативных последствий антропогенного воздействия на территории является результатом наложения и синергетического усиления нескольких часто независимых друг от друга факторов-условий и факторов-процессов природного, техногенного и социального характера. Синергетическое воздействие различных факторов среды может приводить к неожиданным эффектам. Действие одних факторов может как усиливать, так и ослаблять либо качественно изменять
1 По результатам «круглого стола» «Реализация модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании как стратегия и тактика становления будущего специалиста», г. Москва, 2010 г.
эффекты воздействий других. К особенностям современных чрезвычайных ситуаций и негативных воздействий относится и то, что последствия реализовавшихся опасностей могут сохраняться длительное время. Все это приводит к необходимости осмысленного и разумного подхода к анализу комплексных территориальных рисков, характеризующих реальное состояние безопасности населения и окружающей среды в каждом конкретном регионе. При анализе и оценке рисков необходимо учитывать потенциальную и ситуационную опасности. Наличие ситуационной опасности является дестабилизирующим фактором, влияющим на безопасность людей, среду обитания и экономику. Страна огромна. Схожие потенциальные опасности на конкретном территориальном фоне могут, в случае их реализации, привести к совершенно различным последствиям. Именно ситуационные опасности приводят к тому, что вариантов сценариев возможного развития событий может быть превеликое множество. В этой связи необходим более полный анализ и учет формирующих ситуационную опасность факторов (антропогенного, природного или комбинированного характера) с целью возможности организации процесса управления ими. Опасности - предвестники чрезвычайных ситуаций. Необходимо готовить специалистов, непосредственно занимающихся исследованием рисков, умеющих их идентифицировать и оценивать, моделировать развитие ситуации и, когда это возможно, уменьшать эти риски.
В общих положениях ныне действующего Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для направления «Безопасность жизнедеятельности» отражены требования к квалификации дипломированных специалистов по указанному направлению. На наш взгляд, требования эти актуальны и по сей день, но конкретное наполнение содержания учебного процесса требует корректировки. Наука «Безопасность жизнедеятельности» - это философия выживания, в которой должны занимать достойное место теоретические и практические нюансы современных реалий существования человека.
Как известно, в перечне образовательных программ в рамках направления «Безопасность жизнедеятельности» представлены следующие специальности: «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»; «Безопасность технологических процессов и производств»; «Пожарная безопасность»; «Защита в чрезвычайных ситуациях».
В Казанском государственном техническом университете им. А. Н. Туполева осуществляется подготовка инженеров по двум специальностям: «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» и «Защита в чрезвычайных ситуациях». Опыт показывает, что при устройстве на работу выпускники первой из указанных специальностей находятся в более выгодном положении по сравнению с выпускниками второй. Общая характеристика направления подготовки дипломированного специалиста «Безопасность жизнедеятельности» для этих специальностей одинакова, а конкретность такова, что специальность «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» включает в себя элементы специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях», а «Защита в чрезвычайных ситуациях» является узконаправленной и поэтому менее востребованной на местах. Руководители предприятий при приеме на работу выпускника вуза зачастую просматривают ГОС и судят о профессиональной пригодности молодого инженера не по фактическому перечню преподаваемых дисциплин (речь идет о дисциплинах регионального компонента, где нами учитываются потребности предприятий), а по перечню, изложенному в стандарте. Сложилась ситуация, когда молодежь, понимая всю важность деятельности в области защиты в чрезвычайных ситуациях, стремится получить соответствующее образование, а потенциальные работодатели не готовы принимать в свои организации людей, получивших в соответствии со специальными дисциплинами, прописанными в стандарте, вообще говоря, специфическую специальность. И понять их, как ни странно, можно. Обратимся к названиям специальностей рассматриваемого направления:
- «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» (понятно, что эта специаль-
70
Профессиональное образование в России и за рубежом 1 (3) 2011
ность может быть востребована всюду);
- «Безопасность технологических процессов и производств» (более узкая и специализированная по сравнению с первой специальностью, но привычно востребованная и понятная);
- «Пожарная безопасность» (здесь можно без комментариев);
- «Защита в чрезвычайных ситуациях» (чисто психологически людям представляется, что создана лишь для структур МЧС, которые, в случае необходимости, всегда придут на помощь).
Может быть, имеет смысл в ГОС дополнительно ввести модифицированный профиль «Управление промышленной безопасностью и защита в чрезвычайных ситуациях», чтобы вузы, исходя из потребностей их регионов, могли сами выбрать подготовку инженеров либо по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях», либо по специальности «Управление промышленной безопасностью и защита в чрезвычайных ситуациях».
Предложение по введению в ГОС модифицированного профиля «Управление промышленной безопасностью и защита в чрезвычайных ситуациях» позволило бы полнее реализовать на практике положения Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для направления «Техносферная безопасность» в области профессиональной деятельности выпускника: анализ и идентификация опасностей, защита человека, природы, объектов экономики и техносферы от естественных и антропогенных опасностей; прогнозирование антропогенного воздействия на среду обитания, разработка новых технологий и методов защиты человека, объектов экономики и окружающей среды; обеспечение устойчивого и экотехнологи-ческого развития, управление воздействием на окружающую среду; экспертиза безопасности, устойчивости и экологичности технологий, технических объектов и проектов.
Следует распространить профессиональную деятельность выпускника на следующие области: человек, опасности, связанные с человеческой деятельностью и опасными природными явлениями; потен-
циально опасные технологические процессы и производства; методы и средства защиты человека, объектов экономики и среды обитания от опасностей и вредного воздействия; методы и средства оценки опасностей.
В научно-исследовательской деятельности дать возможность выпускнику участвовать в проведении научно-исследовательских работ, выполнении теоретических, расчетных и экспериментальных исследований, направленных на создание новых методов и систем защиты человека и среды обитания в чрезвычайных ситуациях; проводить исследования негативных факторов и техногенного риска современного производства и технических систем; участвовать в исследованиях по воздействию антропогенных факторов, стихийных явлений на промышленные объекты и окружающую среду в целях развития и совершенствования методов повышения надежности и устойчивости объектов экономики, локализации и ликвидации последствий аварий и катастроф.
Осуществить предложение по введению в ГОС модифицированной специальности «Управление промышленной безопасностью и защита в чрезвычайных ситуациях» вполне возможно без увеличения общей учебной нагрузки. Для этого необходимо пересмотреть объем некоторых специальных дисциплин, объем и содержание дисциплин специализаций, грамотно использовать огромный ресурс отводимого времени на самостоятельную работу студентов, наполнить освободившееся время элементами специальных дисциплин профилей «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» и «Безопасность технологических процессов и производств». Способствовать этому может модульно-ком-петентностный подход, реализованный в стандартах третьего поколения и дающий большую свободу в формировании содержания специальных дисциплин. С нашей точки зрения, новый ФГОС способствует возможности привнести в содержание образования по профилю «Защита в чрезвычайных ситуациях» потребности региона, что, несомненно, повысит востребованность выпускников КГТУ им. А. Н. Туполева в структурах МЧС Республики Татарстан.