Научная статья на тему 'Проектирование оптимальных механизмов стратегического планирования процессов пространственно-территориального развития Севера и Арктики России: методологический аспект'

Проектирование оптимальных механизмов стратегического планирования процессов пространственно-территориального развития Севера и Арктики России: методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОПТИМАЛЬНОСТЬ / ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПРОСТРАНСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СЕВЕР / АРКТИКА / РОССИЯ / STRATEGIC PLANNING / POLITICAL MANAGEMENT / OPTIMALITY / EFFICIENCY FACTORS / SPATIAL AND TERRITORIAL DEVELOPMENT / NORTH / ARCTIC / RUSSIA / DESIGNING OF POLITICAL MECHANISMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондраль Дмитрий Петрович

В статье проанализирован опыт управления процессами развития северных территорий России, определена социально-экономическая специфика жизнедеятельности арктических и приарктических территорий страны и возможные угрозы эффективному управлению ими. Рассмотрены ключевые аспекты проектирования оптимальных механизмов стратегического планирования, представлены авторские модель и алгоритм проектирования в условиях перманентно изменяющейся внешней среды. Приведены факторы оптимальности управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кондраль Дмитрий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing of optimal mechanisms for strategic planning of territorial development of the North and the Arctic of Russia: methodological aspect

The article deals with the experience of development management of the Northern territories of Russia, defines socio-economic specifics of arctic and subarctic areas of the country and possible challenges of effective management. The author considers the key aspects of the designing of optimal mechanisms for strategic planning, presents the original model and algorithm of the designing in permanently changing environment. The factors of optimal management decisions are discussed.

Текст научной работы на тему «Проектирование оптимальных механизмов стратегического планирования процессов пространственно-территориального развития Севера и Арктики России: методологический аспект»

УДК 323.1:316.422 Кондраль Дмитрий Петрович

кандидат политических наук, доцент кафедры философии и методологии образования Ухтинского государственного технического университета

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ПРОСТРАНСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация:

В статье проанализирован опыт управления процессами развития северных территорий России, определена социально-экономическая специфика жизнедеятельности арктических и приарктиче-ских территорий страны и возможные угрозы эффективному управлению ими. Рассмотрены ключевые аспекты проектирования оптимальных механизмов стратегического планирования, представлены авторские модель и алгоритм проектирования в условиях перманентно изменяющейся внешней среды. Приведены факторы оптимальности управленческих решений.

Ключевые слова:

проектирование политических механизмов, стратегическое планирование, политическое управление, оптимальность, факторы эффективности, пространственно-территориальное развитие, Север, Арктика, Россия.

Kondral Dmitry Petrovich

PhD in Political Sciences, Assistant Professor, Philosophy and Educational Methodology Department, Ukhta State Technical University

DESIGNING OF OPTIMAL MECHANISMS FOR STRATEGIC PLANNING OF TERRITORIAL DEVELOPMENT OF THE NORTH AND THE ARCTIC OF RUSSIA: METHODOLOGICAL ASPECT

Summary:

The article deals with the experience of development management of the Northern territories of Russia, defines socio-economic specifics of arctic and subarctic areas of the country and possible challenges of effective management. The author considers the key aspects of the designing of optimal mechanisms for strategic planning, presents the original model and algorithm of the designing in permanently changing environment. The factors of optimal management decisions are discussed.

Keywords:

designing of political mechanisms, strategic planning, political management, optimality, efficiency factors, spatial and territorial development, North, Arctic, Russia.

Перспективы развития территорий Севера России определяются качеством системы принятия и реализации стратегических решений. Значимость для современной России принятия качественных управленческих решений [1] и их эффективной реализации определяет актуальность выработки научно-практического видения оптимальной модели принятия и реализации стратегических решений.

Важность выработки качественных перспективных планов развития Севера и Арктики России определяет значимость формирования эффективной системы проектирования механизмов стратегического планирования процессов пространственно-территориального развития арктических и приарктических территорий с учетом изменяющихся внешних условий развития страны. Это определяет актуальность исследования современных механизмов проектирования эффективных моделей стратегического планирования процессов перспективного социально-экономического развития северных регионов России.

Значимость исследуемой темы обусловлена спецификой процессов социально-экономического развития территорий Севера России, которая состоит в снижении их динамики при отсутствии определенной перспективной политической поддержки и четкой системы администрирования. Поэтому для полноценного развития северных территорий страны важным является формирование эффективных программ долгосрочной поддержки населения и бизнеса, а также качественных механизмов администрирования бизнес-процессов в перспективных отраслях экономики, в частности в нефтегазовой.

Вопросы проектирования современных механизмов стратегического планирования процессов инновационного развития территорий Севера и Арктики России, с учетом их специфических характеристик, в научной литературе полностью не отражены, что определяет новизну научного исследования рассматриваемого вопроса.

Современные основные модели проектного управления [2] (такие, как японская - A Guidebook of Project and Program Management for Enterprise Innovation (P2M) и американская - Project Management Body of Knowledge (PMBOK)) системно учитывают ключевые современные механизмы проектирования и менеджмента. Отличительной чертой японской модели является также учет механизмов эффективного планирования в рамках проектного управления. Исследование позитивного опыта реализации указанных моделей является необходимым условием формирования качественной системы проектирования эффективных механизмов [3] стратегического планирования процессов инновационного социально-экономического [4] развития территорий Севера и Арктики России.

Анализируя опыт применения вышеуказанных моделей проектного управления, следует отметить, что эффективная система стратегического управления процессами развития северных территорий страны должна обладать механизмами формирования оптимальных стратегических планов, проектов и менеджмента. Также в системе управления должно быть четко определено место и значение ключевых элементов управленческого механизма: целей, задач, процедур, критериев оценки, участников, ресурсов, методов и инструментов воздействия, системы контроля, нормативно-правового обеспечения механизма [5].

Важным аспектом интенсивного развития арктических и приарктических территорий страны, ввиду ограниченности ресурсов, является: 1) формирование оптимальной системы управления, способной планировать в стратегической перспективе качественное использование имеющихся ресурсов для достижения максимальных результатов по развитию их социально-экономической среды [6]; 2) создание и поддержание условий благоприятного внедрения организационно-управленческих инноваций, характеризующихся использованием органической модели управления и всесторонней поддержкой новаторства [7].

Согласно Вильфреду Парето, оптимальность - состояние системы, при котором значение любого показателя не может быть улучшено без ухудшения любого другого показателя. Критерием роста общественного благосостояния является увеличение благосостояния любого субъекта, не наносящее никому ущерба. Соответственно, улучшением следует считать любое изменение, не приносящее никому вреда, а лишь пользу [8; 9; 10; 11; 12; 13].

Таким образом, повышение уровня благосостояния населения арктических и приарктиче-ских территорий России и формирование перспектив дальнейшего развития северных регионов является ключевым показателем эффективности системы стратегического управления процессами пространственно-территориального развития. Сегодня в указанных областях возникает множество проблем и рисков [14; 15], указывающих на необходимость постоянного совершенствования механизмов проектирования системы стратегического планирования процессов социально-экономического развития северных территорий страны.

Эффективная система управления стратегическим планированием процессов социально-экономического развития Севера и Арктики России предполагает возможность самостоятельного проектирования своих инновационных механизмов и алгоритмов управления в изменяющихся внешних условиях для постоянного поддержания и повышения качества принимаемых перспективных управленческих решений на федеральном и региональном уровнях. На уровне регионов важным является активное привлечение институтов гражданского общества к решению вопросов перспективного развития территорий Севера и Арктики России.

Важными аспектами формирования эффективной системы стратегического планирования процессов пространственно-территориального развития Севера и Арктики России являются точность и достоверность получаемых данных, зависящих от эффективности системы стратегических исследований на федеральном и региональном уровнях [16].

Анализируя систему стратегического планирования процессов социально-экономического развития северных территорий страны, важно отметить, что чем дольше период стратегического планирования, тем выше вероятность отклонения запланированных показателей от вероятной реальности вследствие воздействия внешних и внутренних дестабилизирующих политико-управленческую систему факторов. Поэтому на ограниченных ресурсами северных территориях страны изначально необходимо создавать и поддерживать оптимальную систему контроля реализации проектов в рамках стратегических планов и структурированную систему тактического и операционного управления, нежели в случаях небольших периодов стратегического планирования на неограниченных ресурсами территориях.

Общая модель проектирования современных механизмов стратегического планирования процессов пространственно-территориального развития Севера и Арктики России представлена следующим образом (см. рис. 1):

Рисунок 1 - Модель системы проектирования инновационных механизмов стратегического планирования процессов пространственно-территориального развития

Севера и Арктики России (авторский вариант)

Алгоритм проектирования современных механизмов стратегического планирования процессов пространственно-территориального развития Севера и Арктики России выглядит следующим образом (см. рис. 2):

Рисунок 2 - Алгоритм проектирования механизмов системы стратегического планирования

(авторский вариант)

Рассматривая приарктические и арктические территории страны важно отметить, что политико-управленческие структуры функционируют в рамках устоявшейся системы общественно-политических отношений, что определяет влияние как общероссийских, так и специфических региональных проблем и угроз развития общества на эффективность функционирования самой системы управления этими территориями.

Поэтому важной чертой системы проектирования современных политико-управленческих механизмов стратегического планирования процессов территориального развития Севера и Арктики России является устойчивость к кризисным моментам в обществе и абстрагированность от влияния негативных общественно-политических и экономических процессов мирового и государственного уровней. Данный аспект сложен в практической реализации ввиду значимости сближения политико-управленческой элиты страны и регионов с институтами гражданского общества [17] в процессе поддержания и развития механизмов и культуры демократической модели политического управления. В связи с этим важным является поиск и поддержание сбалансированности функционирования политико-управленческой системы страны и ее регионов [18].

Среди этапов внедрения управленческих инноваций выделяют: 1) формирование организационной среды внедрения; 2) методическое обеспечение нововведения; 3) мониторинг инновационного процесса [19]. Каждый из этапов в северных регионах страны должен быть обеспечен адекватной системой управления, позволяющей оптимизировать эффективность и результативность от внедряемых инноваций.

В связи с этим важным является определение и учет факторов оценки оптимальности управленческих решений в области стратегического планирования процессов пространственно-территориального развития Севера России. Среди основных факторов следует выделить:

1. Факторы внешних условий: одобрение / неодобрение международным сообществом стратегической политики России в области освоения Севера и Арктики (фактор I).

2. Факторы внутренних условий: а) наличие качественной стратегии, детально продуманной и соотнесенной с реальностью (фактор II); б) согласие общества со стратегическими планами (согласие как минимум 30 % общества) (фактор III); в) наличие ресурсов для реализации стратегических планов (идеологических (1), финансовых (2), готовность соответствующих управленческих кадров (3), временной ресурс (4), техническая готовность (5)) (фактор IV).

Указанные факторы оптимальности формируют следующую модель оценки (см. табл. 1).

Таблица 1 - Оценка факторов оптимальности управленческих решений по вопросам стратегического планирования процессов пространственно-территориального развития Севера России (авторский вариант)_

Факторы Оценка факторов

I положительная, отрицательная, нейтральная

II положительная, отрицательная

III положительная, отрицательная, нейтральная

IV Ресурсы: (1), (2), (3), (4), (5) - наличие / отсутствие

Таким образом, важными аспектами создания и поддержания качественной системы проектирования механизмов стратегического планирования процессов пространственно-территориального развития Севера и Арктики России является учет факторов формирования оптимальных управленческих решений. Это является, наряду с функционированием качественной системы стратегических исследований, основой создания адекватной требованиям современности системы стратегического планирования процессов социально-экономического развития территорий Севера и Арктики России.

Формирование и поддержание эффективной системы проектирования инновационных механизмов стратегического планирования процессов пространственно-территориального развития северных территорий сегодня является актуальным в виду сложных и постоянно меняющихся внешних условий развития страны, а также ограниченного количества внутренних ресурсов, эффективное использование которых является основой стратегического развития арктических и приарктических территорий России.

Ссылки:

1. Сокол-Номоконов В.Э. О проблеме комплексности государственного управления развитием регионов России // Вестник Забайкальского государственного университета. 2012. № 8. С. 50-56.

2. Пушкарева Г.В. Технологии социального проектирования в процессе реформирования государственной службы // Общественные науки и современность. 2011. № 4. С. 44-45.

3. Гафарова Л.А. Социальное проектирование как основа формирования новой муниципальной управленческой парадигмы // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 11 (340). С. 108-115.

4. Власов А.Н. Формирование механизма управления инвестиционным проектированием на предприятиях строительной отрасли : автореф. дис. ... канд. эконом, наук. Н. Новгород, 2012. 25с.

5. Бочаров С.Н., Бушмин И.А. Особенности проектирования управленческих механизмов // Ползуновский вестник. 2005. № 2. С. 35-40.

6. Щукин H.H. Критерии оптимальности развития общества. Социально-философский анализ. Ухта, 2006. 140 с.

7. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А.Н. Асаул [и др.]. СПб., 2008. 606 с.

8. Pareto V. Cours d'Économie Politique: Nouvelle édition par G.-H. Bousquet et G. Busino, Librairie Droz, Geneva, 1964. P. 299-345.

9. William J. Reed et al. «The Double Pareto-Lognormal Distribution - A New Parametric Model for Size Distributions», Communications in Statistics : Theory and Methods 33 (8), 1733-1753, 2004. P. 18.

10. Блауг M. Экономическая теория благосостояния Парето//Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. С. 540-561.

11. Ногин В.Д. Принятие решений в многокритериальной среде: количественный подход. М., 2002. 176 с.

12. Подиновский В.В., Ногин В.Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. М., 1982.

13. Посицельская Л.Н. Равновесие и оптимальность по Парето в шумных дискретных дуэлях с произвольным количеством действий // Фундамент, и прикл. матем. 2007. Т. 13. Вып. 2. С. 147-155.

14. Морозов H.A., Кондраль Д.П. Арктический вектор стратегического развития политического пространства России // Вестник САФУ. 2014. № 4. С. 42-52.

15. Селин B.C. Северные регионы России: экономическая динамика и проблемы развития // Регион: экономика и социология. 2011. №4. С. 3-18.

16. Кондраль Д.П., Морозов H.A. Стратегическое управление процессами пространственно-территориального развития Севера России: проблемы и перспективы : монография. Сыктывкар, 2014. 96 с.

17. Абдуллаев С.К. Социально-политическая модернизация - основа развития гражданского общества (на примере Республики Казахстан) // Вестник университета (Государственный университет управления). 2014. № 8. С. 5-7.

18. Кондраль Д.П., Морозов H.A. Управление процессами модернизации политической системы современной России (региональный аспект) : монография. Сыктывкар, 2012. 165 с.

19. Фаустова И.Л. Барьеры на пути внедрения управленческих инноваций и пути их преодоления // Современные технологии управления. 2012. № 7 (19).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.