Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ НА ОСНОВЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СТРЕЛКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ НА ОСНОВЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СТРЕЛКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
огневая подготовка / тренировка / огнестрельное оружие / применение оружия / комплекс упражнений / руководитель стрельб / сотрудники правоохранительных органов / профессиональная подготовка / fire training / training / firearms / the use of weapons / a set of exercises / the head of shooting / law enforcement officers / professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрианов Александр Сергеевич, Филимонов Валерий Афанасьевич

Огневая подготовка сотрудников в системе МВД России это целенаправленный процесс и совершенствование навыков, которые необходимы в дальнейшей деятельности. Она построена на знаниях порядка и правил использования и применения огнестрельного оружия, мер безопасности при обращении с оружием, материальной частью оружия и практических навыков курса огневой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрианов Александр Сергеевич, Филимонов Валерий Афанасьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fire training of employees in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia is a purposeful process and improvement of skills that are necessary in future activities. It is based on knowledge of the procedure and rules for the use and use of firearms, safety measures when handling weapons, the material part of weapons and practical skills of the fire training course.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ НА ОСНОВЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СТРЕЛКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ»

Из перечисленных выше критериев первостепенным, на наш взгляд, является изучение иноязычных слов таких лексико-семантических групп, которые характеризуют области бытовой лексики, лексики мира моды, спортивной терминологии, компьютерной лексики и лексики, принадлежащей массовой культуре.

Мы предлагаем включить в перечень усвоения лексического минимума иноязычных заимствований в начальных классах около 50 слов. Среди них: шоу, чискейк, чизбургер, хит, файл, тренажёр, степлер, сноуборд, слайд, скейтборд, попкорн, шопинг, плеер, чипсы, пицца, скутер пазл, о'кей, ноутбук, супермаркет, маркер, факс, лосьон, фломастер, лазер, ксерокс, кроссовки, скотч, компьютер, дисплей, джип, джинсы, бигмаг, батут, бандана, бадминтон и др.

Изучение словарного запаса является важной частью изучения языка.

Знание словарного запаса часто рассматривается как важнейший инструмент для изучающих язык, поскольку ограниченный словарный запас препятствует успешному общению. Подчеркивая важность приобретения словарного запаса, подчеркиваем, что лексические знания занимают центральное место в коммуникативной компетенции и в овладении языком.

Знание словарного запаса позволяет использовать язык, и, наоборот, использование языка приводит к увеличению словарного запаса. Важность словарного запаса демонстрируется ежедневно в школе и за ее пределами. В классе наиболее успешные учащиеся обладают наиболее достаточным словарным запасом.

Было предпринято множество попыток помочь учащимся решить проблемы, стоящие перед изучением словарного запаса. Однако остаются сомнения в их эффективности в улучшении понимания и выработки словарного запаса учащимися.

В процессе изучения языка в младших классах ученики быстро усваивают словарный запас, медленнее усваивают структуры. Знакомство со словами и их использование в таких контекстах, как развлекательные мероприятия (мозговой штурм, шарады, модифицированная крылатая фраза, игра со словарем), может быть полезным для закрепления новых слов в их сознании. Для того чтобы, создать словарную сеть могут помочь увлекательные занятия, которые устанавливают связь между словами и другими лексическими единицами.

Использование игр и веселых занятий для обучения лексике и их обратный эффект хорошо задокументированы в различных исследованиях, которые помогают многим учащимся избавиться от смущения и получить возможность более активно участвовать в процессе осмысления.

В результате анализа современного научно-методического и практического состояния изучения иноязычных заимствовании мы пришли к следующему выводу: чтобы учащиеся начальных классов смогли легко освоить лексические заимствования, важно организовать специальное обучение, основанное на базе перечисленных критериев.

Выводы. Слова действительно обладают силой. Слова и понятия, которые они кодируют, рождаются в результате социального взаимодействия между взрослыми и детьми. С помощью синтаксиса слова объединяются в предложения, описывающие события в мире, позволяя нам различать "Ребенок на подушке" и "Подушка на ребенке" - последнее описывает опасное состояние. Практически все дети во всем мире изучают язык и могут эффективно участвовать в повседневных разговорах.

Заимствованная лексика, в той или иной степени, несет на себе отпечаток родного языка, а следовательно, и культуры, из которой она пришла. В условиях современного глобализированного мира вопросы взаимодействия культур приобретают особую актуальность, в связи с чем растет количество лингвокультурологических исследований, посвященных выявлению культурных смыслов в языке.

Литература:

1. Балии, Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка / Ш. Балии. - Москва, 1955.

2. Биржакова, Е.Э. Очерки по исторической лексикологии русского языка XVIII века: Языковые контакты и заимствования / Е.Э. Биржакова, Л.А. Войнова, Л.Л. Кутина. - Ленинград: Наука, 1972. - 431 с.

3. Валгина, Н.С. Современный русский язык: Учебник / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Логос, 2002. - 528 с.

4. Крысин, Л.П. Толковый словарь иностранных языков / Л.С. Крысин. - Москва, 2009.

5. Харченко, В.К. Словарь современного детского языка / В.К. Харченко. - Москва: Астрель, 2005. - 640 с.

Педагогика

УДК 378.6

кандидат педагогических наук Андрианов Александр Сергеевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Москва); старший преподаватель кафедры организации огневой и физической подготовки Филимонов Валерий Афанасьевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Москва)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ НА ОСНОВЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СТРЕЛКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Аннотация. Огневая подготовка сотрудников в системе МВД России - это целенаправленный процесс и совершенствование навыков, которые необходимы в дальнейшей деятельности. Она построена на знаниях порядка и правил использования и применения огнестрельного оружия, мер безопасности при обращении с оружием, материальной частью оружия и практических навыков курса огневой подготовки.

Ключевые слова: огневая подготовка, тренировка, огнестрельное оружие, применение оружия, комплекс упражнений, руководитель стрельб, сотрудники правоохранительных органов, профессиональная подготовка.

Annotation. Fire training of employees in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia is a purposeful process and improvement of skills that are necessary in future activities. It is based on knowledge of the procedure and rules for the use and use of firearms, safety measures when handling weapons, the material part of weapons and practical skills of the fire training course.

Key words: fire training, training, firearms, the use of weapons, a set of exercises, the head of shooting, law enforcement officers, professional training.

Введение. Использование в процессе обучения упражнений с введением дополнительных тренировочных элементов, прежде всего, предполагает моделирование различных ситуаций, с повышенными условиями сложности выполнения упражнений. Такой подход позволяет значительно повысить степень подготовки сотрудников не только в плане освоения

элементов техники стрельбы, но что еще немаловажно, способствует психологической подготовке сотрудников к условиям, связанным с применением огнестрельного оружия. Очевидно, что стрелок способный выполнять упражнения повышенной сложности, уверен в своих возможностях значительно сильнее, чем его коллега, которому с большим трудом удается выполнять обычное упражнение контрольных стрельб, на положительную оценку.

Изложение основного материала статьи. Перед тем, как приступить к отработке учебного вопроса, руководитель занятия строит группу в одну шеренгу, и дает команду «справа налево на первый второй рассчитайся». После доклада об окончании расчета, первым номерам от руководителя занятий поступает команда, сделать полшага вперед и повернуться налево. Таким образом, принимается исходное положение для выполнения упражнения. В исходном положении, первые номера стоят лицом к правому флангу партнера, так, что их левое плечо, находится напротив правого плеча партнера.

Предварительно, перед началом отработки данного учебного вопроса, руководитель занятия должен определить мишени, для тренировки. Будет лучше всего, если при проведении тренировки, возможности позволят заниматься в реальных условиях, то есть мишени и расстояние до них, будут соответствовать условиям выполнения упражнения. В тех случаях, когда возможности не позволяют этого сделать, маленькое расстояние до целей компенсируют мишенями меньшего размера, с сохранением необходимых пропорций размеров, относительно расстояния.

Для того что бы ни мешать друг другу в процессе тренировки, расстояние между тренировочными парами, должно быть не менее двух метров. По условиям выполнения упражнения, вторые номера находятся в положении стоя, в кобуре у них находится учебный пистолет, предохранитель включен, в рукоятке пистолета находится магазин, снаряженный двумя учебными патронами. В кармашке кобуры находится второй учебный магазин, так же, снаряженный двумя учебными патронами. Первые номера стоят справа от вторых номеров, в исходном положении.

Данное упражнение выполняется сотрудниками самостоятельно, руководитель занятия осуществляет общий контроль над выполнением упражнения. При необходимости, руководитель занятия может оказывать помощь либо осуществлять коррекцию в выполнении упражнения тем, кому это потребуется. Процесс отработки данного учебного вопроса, для упрощения усвоения материала, можно условно разделить на две части. Первая часть включает в себя работу при производстве двух выстрелов в положении для стрельбы, стоя и уход в положение для стрельбы с колена. Вторая часть включает перезаряжание оружия и работу стрелка, при производстве двух выстрелов, в положении для стрельбы с колена.

Порядок выполнения учебно-тренировочного упражнения:

Первые номера, находятся в исходном положении и подают вторым номерам команду «огонь». Вторые номера, находятся в исходном положении и по команде «огонь» извлекают оружие из кобуры, выключают предохранитель, досылают патрон в патронник. Выполняют хват пистолета, указательный палец при этом находится на спусковой скобе. Делают вынос оружия в сторону мишени, выбирают свободный ход спускового крючка и прицеливаются. Производят прицельный холостой выстрел по мишени, удерживая указательный палец в крайнем заднем положении.

Отметка выстрела очень важный обучающий элемент, поэтому его выполнение в процессе тренировки, должно быть строго обязательным. При невыполнении сотрудниками отметки выстрела, такой обучающий элемент, как правильная работа указательного пальца, при обработке спускового крючка, практически сводится к нулю. А значит, автоматически сводится на нет и весь процесс тренировки [2].

Именно отметка выстрела, дает возможность сотруднику в процессе отработки учебного материала, получать необходимые мышечные ощущения правильной работы указательного пальца, при обработке спускового крючка. Кроме того, отметка выстрела позволяет сотруднику, при наличии ошибки в процессе обработки спускового крючка, сразу же наглядно видеть результат этой ошибки. Что создает условия, при последующем выполнении тренировочного упражнения, для работы над устранением ошибки.

Будет лучше, если в процессе выполнения упражнения, при выполнении отметки выстрела, вторые номера будут докладывать первым о результатах отметки выстрела, например «попал» или «не попал».

После отметки выстрела первые номера, берутся пальцами правой руки за насечки, расположенные на затворе пистолета, так, что большой палец ложится на затвор, со стороны окна выбрасывателя. Остальные четыре пальца располагаются на противоположной стороне затвора. Выполнив захват, резким движением руки отводят затвор в крайнее заднее положение и отпускают его.

При захвате затвора следует обратить внимание на правильность расположения пальцев правой руки. Если захватывать затвор всей ладонью, то при отведении затвора назад не получится резкого и быстрого движения, имитирующего отдачу затвора. А значит сотрудники не получат необходимых мышечных ощущений.

Двигаясь назад, затвор выбрасывает из патронника первый учебный патрон и возвращаясь в крайнее переднее положение, во время движения вперед, досылает второй учебный патрон в патронник. При этом осуществляется работа всех частей и механизмов пистолета. В результате чего, вторые номера получают все необходимые мышечные ощущения отдачи и работы частей и механизмов пистолета.

Таким образом, сотрудники силовых ведомств при многократном повторении отрабатываемых действий, получают возможность привыкать к необходимым мышечным ощущениям. Впоследствии, такие же мышечные ощущения стрелок будет получать в процессе выполнения седьмого упражнения учебных стрельб. И на огневом рубеже, сотрудники будут контролировать весь процесс стрельбы, через приобретенные в процессе тренировки мышечные ощущения.

После возвращения затвора в крайнее переднее положение, вторые номера, плавно подают указательный палец из крайнего заднего положения вперед, на расстояние не более 5 мм, до того момента, пока не услышат и почувствуют указательным пальцем, через спусковой крючок, характерный щелчок, в крайнее переднее положение.

Этот щелчок, является подтверждением того, что произошло разобщение рычага взвода с шепталом, а значит можно работать над следующим выстрелом. Сразу после щелчка, необходимо остановить указательный палец и «подпружинить его». Формулировка подпружинить указательный палец, означает то, что после остановки пальца, необходимо выбрать незначительное расстояние, остаток свободного хода и проконтролировать закрепленное состояние указательного пальца.

После остановки пальца и выбора остатка свободного хода, вторые номера восстанавливают положение «ровная мушка на мишенном поле», выполняют второй прицельный выстрел по мишени, с отметкой выстрела и докладом о результате отметки.

При выполнении этого элемента следует обратить особое внимание, на работу указательного пальца, после производства выстрела. Движение указательного пальца вперед должно быть плавным, коротким, экономичным. Палец необходимо в процессе стрельбы все время контролировать, стараться не допускать резких движений указательным пальцем для того, чтобы сразу после щелчка, его можно было остановить.

В процессе тренировки следует обратить внимание на недопущение сотрудниками одной из самых распространенных ошибок, в работе указательного пальца. Этой ошибкой является, так называемый «отскок» указательного пальца, после выстрела. Данная ошибка выражается в том, что сразу после производства выстрела, указательный палец самопроизвольно отскакивает вперед, расслабляется и сильно разгибается, а в некоторых случаях почти выпрямляется. Эта ошибка приводит

к не только расслаблению лучезапястного сустава, и как следствие изменению хвата, но ик выполнению лишних, ненужных движений указательным пальцем при стрельбе. Последствием этой ошибки являются значительные временные потери стрелка.

В ходе отработки данного учебного вопроса, следует объяснить сотрудникам, что при выполнении любых упражнений с ограничением времени на стрельбу, все элементы и движения должны быть максимально короткими и экономичными, включая и движения указательного пальца, как в процессе производства выстрела, так и после него, в процессе подготовки следующего. Именно поэтому абсолютно все движения должны изначально правильно отрабатываться и оттачиваться. Если этого сделано не будет, то не будет и конечного положительного результата.

После доклада об отметке выстрела, первые номера, берутся пальцами правой руки за насечки, расположенные на затворе пистолета, и резким движением руки отводят затвор в крайнее заднее положение и отпускают его. Двигаясь назад затвор, выбрасывает второй учебный патрон из патронника и фиксируется на затворной задержке, вторые номера убирают указательный палец со спускового крючка на спусковую скобу и принимают положение, для стрельбы с колена. Затем извлекают пустой магазин из рукоятки пистолета, убирают его в нагрудный карман, либо в кобуру, и извлекают из кармашка кобуры второй магазин, снаряженный двумя учебными патронами, и заряжают оружие.

При извлечении магазина, следует правой рукой фиксировать кобуру, прижимая ее к бедру, в этом случае времени на извлечение магазина тратится меньше, поскольку зафиксированная кобура не идет на перекос и в процессе извлечения из кармашка магазина, он не подклинивает. В процессе отработки этого элемента, следует следить за тем, чтобы, сотрудники не изменяли направление оружия, пистолет должен смотреть только в сторону мишени, а указательный палец при выполнении этих действий, должен находиться только на спусковой скобе.

Затем вторые номера, снимают оружие с затворной задержки. Выполняют хват пистолета, указательный палец при этом, продолжает находиться на спусковой скобе, осуществляют вынос оружия в сторону мишени, накладывают указательный палец на спусковой крючок, выбирают свободный ход спускового крючка и прицеливаются. Производят прицельный холостой выстрел по мишени и, осуществляя контроль указательного пальца в крайнем заднем положении, выполняют отметку выстрела с докладом о результатах выстрела.

После доклада о результатах отметки выстрела, первые номера, берутся пальцами правой руки за насечки, расположенные на затворе пистолета, резким движением руки отводят затвор в крайнее заднее положение и отпускают.

Во время движения назад затвор выбрасывает третий учебный патрон из патронника, а во время движения вперед досылает в патронник четвертый учебный патрон. При этом осуществляется вся необходимая для наработки мышечных ощущений, работа частей и механизмов пистолета.

Таким образом, сотрудники, находясь в положении для стрельбы с колена, продолжают получать все требуемые для приобретения профессиональных навыков мышечные ощущения, с помощью которых впоследствии они и будут контролировать весь процесс стрельбы из пистолета, при выполнении контрольного упражнения стрельб №7 [1].

После того, как затвор вернулся в крайнее переднее положение, вторые номера, плавно подают указательный палец вперед до того момента, пока не почувствуют характерный щелчок.

Сразу после щелчка, останавливают указательный палец, и аккуратно выбирая незначительное расстояние, которое можно условно определить, как остаток свободного хода спускового крючка, восстанавливают положение прицельного приспособления «ровная мушка» на мишенном поле и начинают работать над следующим выстрелом.

При обработке спускового крючка особое внимание должно обращаться сотрудниками на контроль усилий, прилагаемых к спусковому крючку. Спусковой крючок должен выжиматься только усилием указательного пальца, без изменения усилия рук по удержанию рукоятки пистолета. После производства выстрела, вторые номера, контролируя указательный палец в крайнем заднем положении, выполняют отметку выстрела и докладывают первым номерам о результатах отметки выстрела.

Подача указательного пальца вперед до щелчка и работа над выстрелом с контролем указательного пальца и выполнением отметки выстрела. После отметки выстрела первые номера захватывают затвор и резко отводят его в крайнее заднее положение, после чего, отпускают.

При движении назад, затвор выбрасывает последний учебный патрон из патронника и фиксируется на затворной задержке. Вторые номера после фиксации затвора на затворной задержке, убирают палец со спускового крючка на спусковую скобу, снимают оружие с затворной задержки, включают предохранитель, принимают исходное положение стоя, убирают оружие в кобуру и докладывают об окончании стрельбы. В дальнейшем в целях отработки действий по командам, вторые номера подают команду «оружие к осмотру», осматривают учебное оружие и подают команду «осмотрено».

Первые номера выполняют действия по командам «оружие к осмотру» и «осмотрено», после чего собирают учебные патроны, снаряжают по два в каждый магазин и готовятся к повторному выполнению упражнения.

По готовности вторых номеров, упражнение повторяется. При выполнении цикла повторений порядка пяти-семи раз, руководитель занятия подает команду на смену мест учебных занятий. Первые номера меняются местами со вторыми, соответственно первые номера выполняют упражнение, а вторые номера оказывают помощь в выполнении упражнения. При выполнении цикла, снова осуществляется смена мест занятий. Количество повторений циклов, при отработке данного учебного вопроса может составлять, от трех до семи раз на человека, в зависимости от качества усвоения материала и индивидуальных особенностей обучаемых.

В процессе отработки данного учебного вопроса, обучаемые получают мышечные ощущения, практически идентичные тем, которые будут получены в процессе выполнения упражнения учебных стрельб. А значит, сотрудникам будет проще контролировать процесс выполнения упражнения на огневом рубеже, поскольку в процессе выполнения упражнения они будут руководствоваться заранее отработанными и хорошо им знакомыми мышечными ощущениями.

При выполнении любых комплексных упражнений, руководитель занятия должен добиваться слаженности в действиях обучаемых, следить за тем, чтобы соблюдалась техника выполнения отдельных элементов упражнения и не нарушалась установленная последовательность действий в целом.

По окончании занятия проверяется наличие учебного оружия и учебных патронов, подводятся итоги и разбираются ошибки, допущенные в ходе процесса тренировки. При необходимости, руководитель занятия рекомендует специальные обучающие упражнения с учебным оружием, для устранения отдельных ошибок.

Выводы. Таким образом, мышечные ощущения можно приобрести только с помощью специальных тренировочных упражнений, при правильном их выполнении и многократном повторении. Другого пути подготовки сотрудников силовых ведомств к приобретению профессиональных навыков владения пистолетом, в правоохранительных органах, пока не существует.

В этом плане специальные тренировочные упражнения с применением учебного оружия, пока остаются самым проверенным и надежным источником, приобретения необходимых мышечных ощущений. Те технические инновационные средства обучения стрельбе из пистолета, которые имеются сегодня в правоохранительных органах, являются хорошим

дополнением к процессу обучения. Но они пока не способны в полной мере обеспечить сотрудников всей полнотой получения необходимых мышечных ощущений. Вот почему учебный пистолет является самым главным и самым необходимым тренажером, для обучения сотрудников силовых ведомств, стрельбе из пистолета. А отказ от него не принесет учебному процессу ни чего, кроме вреда.

Для эффективности процесса обучения стрельбе из пистолета, следует использовать на занятиях, комплексные обучающие упражнения, с применением учебного оружия. Потому, как их использование позволяет получать наиболее полные мышечные ощущения, необходимые для приобретения практических навыков владения пистолетом. А для того, чтобы это было возможным, подразделения должны быть обеспечены учебным оружием.

Литература:

1. Андрианов, A.C. Подготовка сотрудников полиции с помощью современных огневых технических средств обучения / A.C. Андрианов, В.Е. Баранов // Вестник НЦБЖД. - 2022. - № 2 (52). - С. 7-11

2. Семёнов, В.В. К вопросу готовности применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции Российской Федерации / В.В. Семёнов, И.В. Медведев, A.C. Андрианов // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. -2023. -№23-1. - С. 123-124

Педагогика

УДК 37.014.1

кандидат исторических наук, доцент Аппакова-Шогина Нурия Закариевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Гут Анжелика Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕГУЛЯТОР ПОЛИЭТНИЧНОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. В рамках процесса глокализации рассматривается позитивный и негативный аспекты фактора этничности в образовательном пространстве, рассмотрены две образовательные модели - «национальная школа» и «этническая школа» -как возможного пути разрешения потенциально конфликтного противоречия глокализации (на примере Республики Татарстан).

Ключевые слова: этнические аспекты образования, «национальная» и «этническая» модели образования, образование в Республике Татарстан.

Annotation. Within the framework of the glocalisation process, the positive and negative aspects of the ethnicity factor in the educational space are considered. Two educational models - "national school" and "ethnic school" - are considered as a possible way to resolve the potentially conflicting contradiction of glocalisation (on the example of the Republic of Tatarstan).

Key words: ethnic aspects of education, "national" and "ethnic" model of education, education in the Republic of Tatarstan.

Введение. Динамика современных социальных процессов подобна маятнику, амплитуда которого попеременно выбрасывает общество к противоположным полюсам объективно существующих противоречий, расширение же этой амплитуды приводит к росту конфликтного потенциала социальных взаимодействий и регулярным «протуберанцам» социальных конфликтов. Афишируемая глобализация мировых процессов (политических, экономических, социальных, культурных, образовательных, научно-технологических и т.д.) сопровождается столь же динамично углубляющейся локализацией этих процессов, и это взаимно развертывающееся действие в современной гуманитаристике определяется термином «глокализация» («glocalisation»), отражающим, пожалуй, самое масштабное объективное противоречие в развитии современного мира. Одним из проявлений процесса глокализации является углубляющееся в современном мире противоречие «национальное-этническое»: с одной стороны - стремление в национальных государствах к унификации культурных норм («национальное» как общее), с другой стороны - дифференциация культурных норм («этническое» как особенное).

Изложение основного материала статьи. Человеческое сообщество в своем развитии формировало и формирует системы регулирования социальных противоречий, в числе которых и различные по форме и содержанию образовательные системы. Система образования на всех уровнях, с одной стороны, осуществляет трансляцию накопленных предыдущими поколениями знаний, с другой стороны - формирует актуальные для современного общества социальные потребности, духовные ценности, психологическую мотивацию, мировоззренческие ориентиры. Государственная система образования (системы дошкольного, начального, среднего, профессионального, высшего, дополнительного образования), или Школа в общем смысле, будучи необходимым элементом социализации молодежи, объективно сталкивается с проблемой этнофоров, их потребностями и комплексами. Этничность согласно примордиалистскому подходу является объективной характеристикой человеческой личности, что обозначается научным термином «этнофор». Можно рассуждать о «степени этнофорности» отдельного человека, но в любом случае каждый человек является носителем этничности, этнической идентичности. В связи с этим мы хотим остановиться на двух проблемах в современном образовательном процессе, вытекающих из этнической природы личности.

Первая проблема связана с влиянием этнического чувства и этнического сознания на педагогический процесс. С одной стороны, «этническое» в системе образования имеет мощный интегрирующий потенциал, системно связанный с процессами формирования национальных общин и государств. Этот потенциал раскрывается в следующих процессах:

1. в формировании системы национальной (общегосударственной) педагогики, интегрирующей различного уровня образовательные учреждения, учебные дисциплины, методическую и научную литературу, и, как результат, в развитии «высокой культуры» (Э. Геллнер), которая, в свою очередь, придает этническим территориальным и языковым «разнородностям» единую основу и целостность, формирует «национально-государственную идентичность»;

2. в расширении педагогического арсенала как с точки зрения культурно-исторического содержания, так и «народных» педагогических методов;

3. в объективно необходимом формировании толерантного мышления и поведения педагогов и учащихся;

4. в создании комфортного «фона общения», основанного на общей этничности педагогов и учащихся, что особенно ярко проявляется в поликультурных обществах, где ученики и педагоги порою работают и учатся в иной, «чужой» языковой и культурной среде. Именно в таких ситуациях владение различными языками, знание культурных традиций и поведенческих норм может стать для участников образовательного процесса инструментом повышения эффективности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.