Научная статья на тему 'Проектирование объектов автосервиса на федеральной автомобильной дороге М7 «Волга» по Чувашской Республике'

Проектирование объектов автосервиса на федеральной автомобильной дороге М7 «Волга» по Чувашской Республике Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
168
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОДОРОГА / АВТОСЕРВИС / ИНТЕНСИВНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / HIGHWAY / SERVICE STATION / VEHICLE DENSITY / TRAFFIC SAFETY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Дмитриев Сергей Юрьевич

Учет движения транспортных средств по автомобильным дорогам производится с целью получения и накопления информации об общем количестве этих средств, проходящих в единицу времени по данной дороге в обоих направлениях, а также о количестве отдельных групп подвижного состава в общем потоке транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Дмитриев Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design of service stations in federal highway M7 «Volga» in the Chuvash Republic

Accounting for the traffic on the roads is made to obtain and accumulate information on the total amount of vehicles per unit of time on a particular road in both directions, and also on the number of certain groups of motive power in the general flow of vehicles.

Текст научной работы на тему «Проектирование объектов автосервиса на федеральной автомобильной дороге М7 «Волга» по Чувашской Республике»

УДК 629.113.004.5.001.2 (075.8)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ АВТОСЕРВИСА НА ФЕДЕРАЛЬНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГЕ М7 «ВОЛГА» ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

DESIGN OF SERVICE STATIONS IN FEDERAL HIGHWAY M7 «VOLGA»

IN THE CHUVASH REPUBLIC

C. Ю. Дмитриев S. Y. Dmitriev

ФГБОУВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия»,

г. Чебоксары

Аннотация. Учет движения транспортных средств по автомобильным дорогам производится с целью получения и накопления информации об общем количестве этих средств, проходящих в единицу времени по данной дороге в обоих направлениях, а также о количестве отдельных групп подвижного состава в общем потоке транспортных средств.

Abstract. Accounting for the traffic on the roads is made to obtain and accumulate information on the total amount of vehicles per unit of time on a particular road in both directions, and also on the number of certain groups of motive power in the general flow of vehicles.

Ключевые слова: автодорога, автосервис, интенсивность движения, безопасность движения.

Keywords: highway, service station, vehicle density, traffic safety.

Актуальность исследуемой проблемы. Рост процесса автомобилизации в стране и в мире обуславливает определенные проблемы перед человеческим обществом. Сегодня иметь в собственности автомобиль - значит взять на себя все обязательства по его обслуживанию и содержанию в технически исправном и безопасном для себя и окружающих состоянии, выполнять обязательства перед налоговыми органами, страховыми организациями и т. д. Для удовлетворения потребностей автолюбителей в услугах автомобильного сервиса существует специализированная дорожная инфраструктура, которая состоит из самих дорог, обслуживающих их организаций, объектов придорожного сервиса.

Материал и методика исследований. Общая протяженность трассы М7 составляет 1351 км. Трасса М7 проходит по территории Московской, Владимирской и Нижегородской областей, а также таких республик, как Чувашия, Татарстан и Башкортостан. Трасса М7 входит в часть европейского маршрута Е017. Автомагистраль М7 проходит в условиях равнинной лесисто-болотистой, лесной, а также степной местности.

На территории Чувашской Республики протяженность трассы, именуемой как Горьковское шоссе, составляет около 160-170 км (табл. 1). Особенность трассы М7 в том, что она проходит через множество населенных пунктов.

Состояние трассы М7, как и многие другие федеральные трассы, требует особого внимания водителя. Прекрасный ровный участок дороги может неожиданно перейти в уз-

Естественные и технические науки

кую дорогу с отвратительным дорожным покрытием. Федеральная трасса М7 «Волга» строилась более 50 лет назад. Поэтому на некоторых участках дороги радиусы поворотов не соответствуют современным требованиям и нормам. Множество крутых спусков и затяжных подъемов приводит к большому количеству аварий. Зимой в сильные метели крутые затяжные подъемы становятся непреодолимой преградой для грузовых автомобилей, особенно для фургонов, например, в Моргаушском районе спуск-подъем возле населенного пункта Рыкакасы составляет 622 км трассы, спуск-подъем возле деревни Калайкасы -625 км трассы, в Цивильском районе подъем-спуск возле населенного пункта Абашево -667 км трассы, в Козловском районе спуск-подъем «Тоганашевский» возле населенного пункта Тоганашево - 720 км трассы и «Тюрлеминский» подъем-спуск возле железнодорожной станции и одноименного населенного пункта (Тюрлема) - 725 км трассы.

Таблица 1

Основные населенные пункты на автодороге М7 «Волга» по Чувашской Республике

Наименование населенного пункта Км трассы М7

575 Въезд в ЧР со стороны Нижнего Новгорода

583 Город Ядрин

651 Деревня Сятракасы, «Мотель М7»

675 Город Цивильск

725 Поворот на город Козловку

735 Граница с Республикой Татарстан

Объекты придорожного сервиса - «автосервиса» - на трассе М7 представлены в большом количестве. Это АЗС, пункты медицинской помощи, кафе и рестораны, магазины запасных частей и продуктов питания, отели и гостиницы, станции технического обслуживания автомобилей. Среди АЗС в основном попадаются компании «Лукойл», «Татнефть», «Сибнефть», «Оптан», «Токо», «Дорисс». АЗС располагаются практически каждые 10-15 км. Конкуренция среди АЗС на сегодняшний день высока. Решающим фактором здесь будут цена и качество нефтепродуктов, качество и уровень обслуживания, комплексный подход в расположении объектов сервиса (сосредоточение разных объектов придорожного сервиса в одном месте), лояльность и приверженность водителя к определенному «бренду», связанная с хорошей репутацией компании в обществе, наличие у водителя топливной карты или дисконтной карты.

Отели, кафе и столовые на М7 расположены в основном в населенных пунктах, по которым проходит трасса. Наиболее популярные объекты в Чувашской Республике -отель М7 - 651 км трассы возле д. Сятракасы (Чебоксарский район) столовые «Шанчак» и «Аниш» в д. Андреево-Базары - 704 км трассы, кафе «Сытый папа» на АЗС «Сибнефть» - 710 км трассы (Козловский район), кафе «Регион 21» - 616 км трассы возле населенного пункта Москакасы в Моргаушском районе. Данные объекты пользуются особой популярностью среди водителей, особенно дальнобойщиков, так как там приемлемые цены, хорошее качество обслуживания, вкусная еда, а главное, имеются специальные места для парковки большегрузных автомобилей.

При технологическом проектировании объектов придорожного сервиса основными показателями являются производственная мощность и размеры будущего объекта. Отличительной особенностью технологического расчета объектов придорожного сервиса будет то, что заезды автомобилей на эти объекты носят случайный характер. Например, производ-

ственная программа дорожных СТО определяется общим суточным числом заездов автомобилей на станцию для оказания им технической помощи. Производственная программа станций обслуживания является основным показателем для расчета годовых объемов работ, на основе которых определяется численность рабочих, число постов и т. д. [2].

Мощность дорожных станций зависит от частоты схода автомобилей с дороги, интенсивности движения по автомобильной дороге и расстояния между станциями. Основной показатель для объектов автосервиса - интенсивность движения - число автомобилей, проходящих по автомобильной дороге за сутки в среднем за год в обоих направлениях [2].

Сведения о размерах и составе движения на участках федеральной автодороги можно получить в организациях содержания и ремонта дороги. В частности, для Чувашии такой организацией является ФГУ «Управление автомагистрали Нижний Новгород -Уфа» в г. Чебоксары, которая обслуживает участок до Казани.

Показатели учета транспортных средств используются:

- при планировании и организации работ по ремонту и содержанию дорог, их реконструкции, а также усилению дорог или их различных элементов;

- при разработке мероприятий по инженерному обустройству дорог, стадийному строительству на дорогах зданий и сооружений дорожно-эксплуатационной и автотранспортной службы;

- при разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах [1].

Подсчет количества транспортных средств, проходящих по автомобильным дорогам, производится автоматическими приборами (счетчиками). Место, где ведется подсчет транспортных средств, проходящих по автомобильной дороге, называется учетным пунктом. Учетные пункты, как правило, располагают:

- у пересечений автомобильных дорог;

- в местах примыкания к основной дороге других автомобильных дорог, на подходах к административным и промышленным центрам, а также после выезда из них;

- на развилках автомобильных дорог;

- на развилках у мест отмыкания (примыкания) объездов городов и крупных населенных пунктов [1].

В Чувашской Республике используются счетчики английской компании Golden River. Всего имеется четыре счетчика в четырех учетных пунктах: на границе с Нижним Новгородом - 583 км трассы, учетный пункт № 6; Москакасы (Моргаушский район) - 616 км трассы, учетный пункт № 7; восточный подъезд (В.П.) к городу Чебоксары (около поселка Альгеше-во), учетный пункт № 3; поселок Кугеси - 656 км трассы, учетный пункт № 9.

Результаты исследований и их обсуждение. Полученная от регистраторов учета информация обрабатывается и реализуется в форме графиков или таблиц (табл. 2).

Кроме того, в дорожно-эксплуатационном управлении можно получить сведения об аварийности на участках трассы с целью учета данной информации при проектировании объектов автосервиса (табл. 3).

Наиболее аварийно-опасным по-прежнему остается участок федеральной дороги М7 «Волга», проходящей по территории Нижегородской области и Чувашской Республики. К сложным географическим условиям (на данном участке много спусков и подъемов) прибавляется большая интенсивность движения порядка 30-45 тысяч автомобилей в сутки, и все это на старых семиметровых участках дороги.

Таблица 2

Данные по интенсивности движения, полученные автоматическими средствами учета

за период январь-декабрь 2011 года

1 Наименование дорог; участки км+ — км+ Учетные пункты Среднесуточные годовые размеры движения, авт./сут. Дата учета Максимальная интенсивность за год

Грузовые автомобили и автопоезда грузоподъемностью Легковые автомобили Автобусы Всего транспортных средств

№ На каком км Легкие до 2,0 т Средние от 2,1 до 5,0 т Тяжелые от 5,1 до 8,0 т Очень тяжелые более 8,0 т Итого Часовая Суточная

Всего Из них автопоезда Всего Из них автопоезда Всего Из них автопоезда Всего Из них автопоезда Всего Из них автопоезда авт./час дата авт./час дата

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

1 Восточный подъезд к г. Чебоксары от автодороги М7 «Волга» км 0+000 — км 3+300 15 3 32 7 245 8 221 49 221 24 719 88 9870 212 10801 04.01. 768 04.01. 10801 04.01.

2 15 3 278 12 1412 78 1204 158 356 46 3250 294 14562 215 18027 19.01. 1591 19.01. 18027 19.01.

3 15 3 68 14 1278 78 1248 112 214 87 2808 291 11587 321 14716 04.02. 1025 04.02. 14716 04.02.

4 15 3 45 18 456 48 1212 251 201 68 1914 385 16101 302 18317 19.02. 1427 19.02. 18317 19.02.

5 15 3 51 19 378 87 549 214 328 241 1306 561 14258 345 15909 04.03. 1456 04.03. 15909 04.03.

6 15 3 245 68 846 234 1569 312 687 458 3347 1072 14597 312 18256 19.03. 1390 19.03. 18256 19.03.

7 15 3 245 68 846 234 1569 312 458 54 3118 668 13589 322 17029 04.04. 1243 04.04. 17029 04.04.

8 15 3 312 57 978 118 1021 102 189 42 2500 319 18791 351 21642 19.04. 1587 19.04. 21642 19.04.

9 15 3 214 76 865 145 1478 215 345 58 2902 494 12987 487 16376 04.05. 1320 04.05. 16376 04.05.

10 15 3 158 22 478 56 2598 87 257 22 3491 187 12897 312 16700 19.05. 1271 19.05. 16700 19.05.

11 15 3 187 31 985 46 1897 345 548 45 3617 467 18765 354 22736 04.06. 1501 04.06. 22736 04.06.

12 15 3 201 75 876 68 1845 289 498 36 3420 468 15687 367 19474 19.06. 1468 19.06. 19474 19.06.

13 15 3 212 65 987 84 1985 451 501 48 3685 648 16521 354 20560 04.07. 1456 04.07. 20560 04.07.

14 15 3 196 54 895 71 1879 386 473 40 3443 551 15421 325 19189 19.07. 1328 19.07. 19189 19.07.

15 15 3 210 111 958 98 1985 401 578 124 3731 734 16891 428 21050 04.08. 1507 04.08. 21050 04.08.

16 15 3 225 125 1120 120 2123 562 602 189 4070 996 17950 359 22379 19.08. 1682 19.08. 22379 19.08.

17 15 3 201 102 1020 101 2021 368 541 117 3783 688 16859 402 21044 04.09. 1593 04.09. 21044 04.09.

18 15 3 198 87 985 48 1864 276 487 112 3534 523 15987 387 19908 19.09. 1428 19.09. 19908 19.09.

19 15 3 155 64 1020 54 2010 301 352 89 3537 508 16542 354 20433 04.10. 1589 04.10. 20433 04.10.

20 15 3 87 20 754 78 1758 298 374 66 2973 462 15478 365 18816 19.10. 1372 19.10. 18816 19.10.

21 15 3 145 45 894 65 1879 321 301 54 3219 485 17654 354 21227 04.11. 1643 04.11. 21227 04.11.

22 15 3 150 37 758 58 1758 289 278 34 2944 418 15462 325 18731 19.11. 1473 19.11. 18731 19.11.

23 15 3 165 45 879 75 1805 302 301 42 3150 464 16582 348 20080 04.12. 1508 04.12. 20080 04.12.

24 15 3 145 28 758 69 1798 298 273 21 2974 416 15987 325 19286 19.12. 1472 19.12. 19286 19.12.

Среднегодовая 15 3 172 52 861 88 1637 279 390 88 3060 508 15459 343 18862 1421 18862

Таблица 3

Сводные сведения о ДТП на автомобильной дороге М7 «ВОЛГА» ОАО ДЭП 146 за 2011 год

Послед- Неудовлетвори-

ствия тельные дорож-

ДТП ные условия

Название автомобильной дороги ДТП о с ь о о

(шт.) Я о Я я а »о а и о С й н Я о Я я а »о и о С

км 0+000 - км 3+300;

км 654+км 850 - км 667+550;

км 627+180 (слева); 98 147 19 14 22 2

км 626+540 (справа) - км 573+785

из них столкновение

В.П. 665+065; км 000+800; км 661+300;

км 608+090; км 656+180; км 615+010; 67 118 13 6 11 1

км 621+324; км 582+153; км 576+120;

км 656+850; км 663+120; км 587+592; км 620+536;

км 659+060; км 612+365; км 586+674;

км 621+200; км 621+879; км 597+700;

км 656+720; км 599+699; км 587+417; км 585+387;

км 659+770; км 656+820; км 607+075; км 627+580; км 655+350;

км 578+921; км 656+360; км 615+130; км 654+073;

км 619+600; км 656+880; км 615+600; км 656+360; км 615+130;

км 657+152; км 597+630; км 654+860; км 607+626;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

км 610+460; км 654+400;

км 659+730; км 656+180; км 602+957; км 591+059;

км 612+016; км 573+890; км 664+890; км 599+813; км 589+968;

км 577+855; км 611+330; км 656+820; км 656+832; км 602+930;

км 616+850; км 664+830; км 608+600; км 568+690; км 588+554;

км 655+450; км 607+680; км 614+116; км 621+363; км 582+813

из них наезд на пешехода

км 664+910; км 656+180; км 656+180;

км 656+180; км 656+780; км 623+650;

км 663+860; км 656+294; В.П. 2+320; 23 20 6 7 6 1

км 602+235; км 655+700; км 656+180; В.П. 1+300;

км 618+270; В.П. 0+320; км 656+400; км 622+900;

км 659+200; км 577+360; км 576+800; км 656+180;

км 616+200; км 584+150

из них опрокидывание

км 660+530; км 588+079; км 591+845 3 4 0 1 1 0

из них наезд на препятствие

км 575+420; км 655+100; км 659+000 3 3 0 0 0 0

из них наезд на стоящее транспортное средство

км 581+593 1 1 0 0 0 0

из них наезд на велосипедиста

км 586+077 1 1 0 0 0 0

Естественные и технические науки

Статистика печальных последствий могла бы быть здесь и значительно больше, однако благодаря качественному содержанию и своевременному выполнению ремонтных работ дорожникам удается снижать аварийность данного участка.

Резюме. Данные по интенсивности движения на исследуемом участке дороги, полученные автоматическими средствами учета, являются большим подспорьем для предприятий и организаций, планирующих проектирование, дальнейшее строительство и эксплуатацию объектов автосервиса - автозаправочных станций и комплексов, гостиниц и отелей, СТО, кафе, закусочных, столовых и т. д. Данная информация дает возможность для полного удовлетворения потребностей автолюбителей в услугах автомобильного сервиса, в соблюдении правил безопасности дорожного движения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инструкция по учету движения транспортных средств на автомобильных дорогах (Минавтошосдор РСФСР). - М. : Транспорт, 1969. - 56 с.

2. Напольский, Г. М. Технологическое проектирование АТП и станций технического обслуживания / Г. М. Напольский. - М. : Транспорт, 1985. - 231 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.