Научная статья на тему 'Проектирование модели формирования и развития коммуникативных навыков курсантов-иностранцев в процессе работы над сложным предложением'

Проектирование модели формирования и развития коммуникативных навыков курсантов-иностранцев в процессе работы над сложным предложением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / РУССКИЙ КАК ИНОСТРАННЫЙ / СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / МОДЕЛЬ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цховребов Алан Солтанович

В статье рассматривается проектирование модели формирования и развития коммуникативных навыков курсантов-иностранцев в процессе работы над сложным предложением, а именно анализируются основные принципы обучения русскому языку как иностранному. В методике преподавания РКИ необходимо проектирование образовательного процесса с целью создания модели педагогического воздействия, эффективность которой проверяется в процессе мониторинга результатов образовательного процесса и средств, используемых для их достижения. Указанная модель должна систематизировать комплекс основных принципов, методов и приемов, необходимых для реализации организованной системы обучения РКИ курсантов-иностранцев в целях формирования и развития у них коммуникативно-речевых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цховребов Алан Солтанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design of model of formation and development of communicative skills of students-foreigners in the process of working on tricky proposition

The article deals with the design of the model of formation and development of communicative skills of foreign students in the process of working on a complex sentence, namely the basic principles of teaching Russian as a foreign language. In the teaching methodology of the RCT it is necessary to design the educational process in order to create a model of the pedagogical impact, the effectiveness of which is checked in the process of monitoring the results of the educational process and the means used to achieve them. This model should systematize a set of the basic principles, methods and techniques necessary for the implementation of an organized system of training of foreign students in order to form and develop their communicative and speech competencies.

Текст научной работы на тему «Проектирование модели формирования и развития коммуникативных навыков курсантов-иностранцев в процессе работы над сложным предложением»

значения пиковой мощности рук. Подобный прием можно применить и в обратном направлении. Это можно при необходимости использовать для моделирования, например для нахождения должных значений мощности рук или же ног, при условии, что модель исходная будет получена от атлетов высокого уровня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преобладание показателей мощности пояса верхних конечностей (р <0,05) говорит о специфике тренировок по борьбе в сторону развития скоростно-силовых качеств, в частности их пиковых значений как нижних, так и верхних конечностей. Корреляционный анализ между пиковой мощностью ног и рук во второй попытке показывает важность развития скоростно-силовых качеств борцов в комплексе для рук и ног.

ЛИТЕРАТУРА

1. Максимов, Д.В. Современные подходы построения физической подготовки в единоборствах / Д.В. Максимов, В.Н. Селуянов, С.Е. Табаков // Здоровье народа. - 2004. - №.3. - С. 21-23.

2. Рябинин, С.П. Скоростно-силовая подготовка в спортивных единоборствах : учебное пособие / С.П. Рябинин, А.П. Шумилин ; Сибирский федеральный университет, Институт естественных и гуманитарных наук. - Красноярск : [б.и.], 2007. - 153 с.

REFERENCES

1. Maximov, D.V., Seluyanov, V.N. and Tabakov, S.E. (2004), "Modern approaches of building physical training in martial arts", Zdorov'e naroda, No. 1, pp. 21-23.

2. Ryabinin, S.P., Shumilin, А.Р. (2007), Speed-strength training in combat sports, Siberian Federal University, Institute of natural and humanitarian Sciences, Krasnoyarsk.

Контактная информация: nahas@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.11.2018

УДК 355.23

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КУРСАНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СЛОЖНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Алан Солтанович Цховребов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва (ВИ(ИТ), г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается проектирование модели формирования и развития коммуникативных навыков курсантов-иностранцев в процессе работы над сложным предложением, а именно анализируются основные принципы обучения русскому языку как иностранному. В методике преподавания РКИ необходимо проектирование образовательного процесса с целью создания модели педагогического воздействия, эффективность которой проверяется в процессе мониторинга результатов образовательного процесса и средств, используемых для их достижения. Указанная модель должна систематизировать комплекс основных принципов, методов и приемов, необходимых для реализации организованной системы обучения РКИ курсантов-иностранцев в целях формирования и развития у них коммуникативно-речевых компетенций.

Ключевые слова: принципы, проектирование, русский как иностранный, сложное предложение, модель, компетенции.

DESIGN OF MODEL OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS OF STUDENTS-FOREIGNERS IN THE PROCESS OF WORKING ON TRICKY PROPOSITION

Alan Soltanovich Tskhovrebov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute (engineering) of General A.V. Hrulev Military Academy of Material Support,

St. Petersburg

Annotation

The article deals with the design of the model of formation and development of communicative skills of foreign students in the process of working on a complex sentence, namely the basic principles of teaching Russian as a foreign language. In the teaching methodology of the RCT it is necessary to design the educational process in order to create a model of the pedagogical impact, the effectiveness of which is checked in the process of monitoring the results of the educational process and the means used to achieve them. This model should systematize a set of the basic principles, methods and techniques necessary for the implementation of an organized system of training of foreign students in order to form and develop their communicative and speech competencies.

Keywords: principles, design, Russian as a foreign, complex sentence, model, competence.

Поиск эффективных методов и способов организации деятельности по формированию и развитию коммуникативных навыков иностранцев, изучающих русский язык, признается необходимым в современной военной высшей школе. Создание обстановки, ставящей на первый план функциональный подход в обучении русскому языку как иностранному, будет способствовать овладению теми синтаксическими компетенциями, которые необходимы курсантам-иностранцам в русскоязычной среде, и приведет к формированию и развитию у них профессиональных лексико-грамматических навыков.

На наш взгляд, деятельность по формированию и развитию коммуникативных навыков надо спроектировать так, чтобы создать «функциональную модель процесса формирования искомой компетенции, аккумулирующей базисные подструктуры (дидактические условия и принципы обучения) и организационно-методические условия реализации» [Магомедова, с. 7]. Образовательный процесс должен включать создание модели педагогического воздействия, систематизирующей комплекс основных дидактических принципов и методов работы с курсантами, изучающими русский язык и планирующими овладеть нормами русского языка для реализации своих профессиональных знаний и навыков.

Нами предлагается спроектированная модель формирования и развития коммуникативных навыков в процессе работы над сложным предложением, ориентированная на ведущие лингвистические и лингводидактические принципы обучения и способствующая разработке упражнений, которые «знакомят обучающихся с разновидностями сложных предложений, с особенностями использования союзов и союзных слов, а также сочетания их с указательными местоимениями и наречиями в составе сложных синтаксических конструкций» [Глазунова, с. 5]

В проектированной методической системе наиболее рациональными и продуктивными считаются следующие ведущие общедидактические принципы обучения: принцип научности, принцип сознательности и активного усвоения знаний, принцип последовательности и систематичности, принцип связи теории с практикой, принцип преемственности и перспективности, принцип доступности, принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся, принцип учета особенностей родного языка и принцип воспитывающего обучения.

Данные принципы дидактики позволяют создать такую систему, при которой преподаватель смог бы последовательно организовать практическую деятельность, направленную на приобретение конкретных знаний и навыков, и построить такую модель обучения,

которая обеспечила бы коммуникативно-деятельностный подход в обучении русскому языку обучающихся-иностранцев.

Принцип научности предполагает, чтобы содержание обучения соответствовало уровню развития современной лингвистической науки, что ориентирует обучение на ознакомление обучающихся-иностранцев с последними научными сведениями в языкознании. Данный принцип может реализоваться через ориентацию процесса обучения на формирование у обучающихся осознания соотношения синтаксических единиц в ряду словоформа -словосочетание - предложение (простое и сложное) - сложное синтаксическое целое или же соотношения сложных синтаксических конструкций в ряду сложноподчиненное предложение - бессоюзное предложение - сложносочиненное предложение, места ССП и СПП в указанной системе, его коммуникативной функции в порождении связного высказывания.

Согласно принципу сознательности и активного усвоения знаний, мотивация играет важную роль в реализации накопленных знаний в речи, которая должна быть сформирована у обучающихся на основе внутренней потребности в изучении иностранного языка. Обучающийся сознательно, а не механически должен усвоить структуру ССП и СПП и самостоятельно применить данные синтаксические единицы в построении собственного монологического речевого высказывания, овладение которым является конечной целью обучения.

Принцип последовательности и систематичности позволяет осуществлять тесную связь обучения коммуникативным навыкам обучающихся с этапом обучения и изучаемым языковым материалом, требует строить процесс обучения строго последовательно, с соблюдением правила «идти от незнания к знанию, от неумения к умению» [Цховребов, с. 112]. Последовательность в обучении обеспечивает доступность учебного материала по сложному предложению в определенном порядке, то есть языковой материал подается постепенно, с учетом нарастания трудностей, подбираются задания и упражнения, а также устанавливается порядок следования этих заданий и упражнений.

Системное структурирование требует вычленения при изучении сложного предложения ведущих понятий и категорий, что способствует более прочному усвоению языкового материала. Такой принцип направлен на развитие познавательных возможностей обучающихся, на формирование системности мышления, так как его реализация в обучении ССП и СПП позволяет развивать коммуникативные способности обучающихся-иностран-цев при работе над данной синтаксической единицей.

Данный принцип нацелен на формирование всех видов речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо) и направлен на выработку у обучающихся понимать чужую речь и формулировать свою собственную с использованием изучаемых синтаксических конструкций, то есть на активное владение языком, выполняются в ситуации, максимально приближенной к естественной.

Принцип связи теории с практикой преследует цель формирования и развития коммуникативных умений и навыков обучающихся-иностранцев, но при условии усвоения языкового минимума на начальном этапе с опорой на практику, то есть, согласно данному принципу, обучающиеся должны не только понимать значение теории в работе со сложным предложением, но и уметь применять на практике теоретические знания, полученные во время ознакомления с русским сложным предложением.

Принцип преемственности и перспективности основывается на систематичности расположения учебного материала таким образом, чтобы каждый раздел, посвященный вопросам по сложному предложению, изучался последовательно. Данный принцип предполагает в работе последовательный отбор и подачу языкового материала для более эффективного усвоения ССП и СПП обучающимися, опору на ранее приобретенные знания, умения и навыки, которые позволяют достигнуть новый уровень языкового развития, основанный на положениях: «как на каждом предыдущем этапе закладываются основы работы на следующем этапе; как на каждом последующем этапе используются знания, умения и навыки, полученные обучающимися в предыдущем звене школы; за счет чего, как и зачем

расширяются и углубляются знания, совершенствуются и развиваются умения и навыки от класса к классу, от раздела к разделу, от темы к теме» [Бабайцева, с. 58].

Принцип доступности в обучении вытекает из требований учета возрастных особенностей обучающихся, требующий, чтобы объем и содержание учебного материала были по силам обучающимся, соответствовали уровню их умственного развития и имеющемуся запасу знаний, умений и навыков. В основе принципа доступности в обучении лежит индивидуальный подход, позволяющий регулировать уровень сложности учебного материала, что необходимо при изучении сложного предложения обучающимися-иностранцами.

Основное содержание принципа учета индивидуальных особенностей обучающихся заключается в том, что обучение основано на наблюдаемых у обучающихся индивидуальных различий в знаниях, структуре мышления и свойствах личности, которые надо использовать для более глубокого понимания общих психических особенностей курсанта. Принцип индивидуализации означает не приспособление целей и основного содержания обучения к отдельным индивидам, а поиск и использование форм и методов работы с учетом индивидуальных особенностей для достижения целей обучения. Большое значение для успешного решения проблем индивидуализации процесса обучения имеет учет возрастных, психических особенностей обучающихся, что позволит распознать и глубже увидеть индивидуальные особенности, проявленные в обучении.

В организации системы работы над сложным предложением процесс обучения строится с учетом общих и индивидуальных особенностей обучающихся, что является не только обязательным условием в выработке коммуникативных навыков и умений, но и обеспечивает успешность усвоения учебного материала, а также способствует формированию высокого уровня интеллектуального и нравственного развития обучающихся.

Принцип учета особенностей родного языка является одним из важнейших лингво-дидактических принципов при обучении русскому языку как иностранному и в условиях отдаленности от Родины, в русскоязычной среде. Ввиду того, что среди курсантов в каждой учебной группе есть представители одной национальности, некоторые из которых русский язык знают в большей степени, часто на занятиях РКИ обучающиеся на своем родном языке объясняют, переводят более слабым курсантам какие-то сложные понятия, сведения, явления, то есть делают опору на родной язык. Данный принцип имеет особое значение в обучении обучающихся-иностранцев, так как усвоение родного языка происходит одновременно с развитием способности мыслить. Только опираясь на родной язык в сопоставительном плане, можно добиться ясного понимания соответствующих структур и значений в другом языке. Принцип учета особенностей родного языка позволяет преодолеть интерферирующее влияние родного языка исходя из того, что «развитие мыслительной способности оказывается тесно, органически связано с формами родного языка, порождая иллюзию, что по-настоящему мысль может быть выражена только так и не иначе» [Костомаров, с. 41].

«Процесс обучения речи не может протекать изолированно от решения воспитательных задач. Ибо в умениях синтезировать текст, выражать свои мысли устно и письменно проявляется сам человек, его жизненный, общественный и интеллектуальный опыт» [Дзу-цев, с. 58]. С этой целью в модели педагогического воздействия важное место отводится принципу воспитывающего обучения, который формирует и развивает мировоззрение обучающихся, способствует интеллектуальному воспитанию и развитию личностных регулятивных компетенций курсантов, базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе, заключается в тесной связи формирования знаний, умений и навыков с формированием мировоззрения обучающихся.

В проектировании наиболее эффективной модели работы над русским сложным предложением, для совершенствования процесса обучения в целом, по нашему мнению, важное место отводится принципам, в основе которых лежит коммуникативная направленность обучения общению: принцип нормативно-стилистический, принцип речемыслительной активности, принцип функциональности, принцип ситуативности, принцип новизны.

Нормативно-стилистический принцип раскрывает механизм выбора в речи языковых явлений, требует учета уместности и нормы их употребления. Опора на данный принцип предполагает соблюдение нормативно-стилистического подхода к языковым явлениям в процессе работы над сложным предложением, что в конечном итоге обеспечивает обучающимся правильную и эмоционально-выразительную речь.

Коммуникативная методика предполагает принцип речемыслительной активности, предусматривающий комплекс мер с целью поддержания мотивации обучающихся в процессе работы над сложным предложением. Указанный принцип предполагает выполнение разноуровневых речемыслительных упражнений и представляет собой проблемную ситуацию, в основе которой лежит содержательная сторона коммуникативного обучения. По нашему мнению, для активизации мыслительной деятельности обучающихся необходимо создание проблемных ситуаций, вызывающих у них интерес, позволяющих развивать механизмы не только мышления, но и механизмы ориентации в ситуации, определения целей и задач, стоящих перед обучающимися, а также способствующих развитию навыков конструирования. Данный принцип в методике опирается на интеллектуальные потребности обучающихся и способствует побуждению курсанта к мыслительной деятельности.

Коммуникативность обучения зависит от соблюдения принципа функциональности, в основе которого лежит отбор и подача языкового материала не только в соответствии с содержанием высказывания, но и с выполнением определенных речевых функций. Цель данного принципа - при изучении языковых явлений сообщаются их функции в языке и в речи.

Функциональный принцип обучения сложному предложению в высшей школе признается как наиболее эффективный в работе по развитию у обучающихся трансформационных навыков, то есть замена СПП, ССП синонимическими конструкциями, которые отличаются от названных единиц семантическими и стилистическими особенностями. Выбор способа реализации принципа функциональности определяется целями обучения, предполагающими проведение наблюдений, подтверждающих роль этих функций, выраженных в характере функционирования элементов системы речи в целях коммуникации.

«Свобода речетворчества связана известными пределами, которые устанавливаются трудностями определения ситуативной направленности, то есть ситуативным критерием» [Звегинцев, с. 132], поэтому среди лингводидактических принципов, позволяющих воспроизводить реальное бытие общения в его мотивационном, содержательном и функциональном плане, в процессе коммуникативно-ориентированного обучения сложному предложению важное место занимает принцип ситуативности, который создает ситуации, приближенные к реальным условиям коммуникации. Создание реально существующих коммуникативных ситуаций в учебном процессе при работе над сложным предложением должно основываться на упражнениях, моделирующих реальное речевое общение и способствующих активному включению обучающихся в речевую деятельность на занятии. Соответствующие коммуникативные ситуации обучения речевой деятельности позволяют раскрыть функциональные возможности сложных синтаксических единиц.

Принцип ситуативности сочетается с принципом новизны, который предписывает использование текстов и упражнений, содержащих что-то новое для обучающихся, отказ от многократного чтения того же текста и упражнений с тем же заданием, вариативность текстов разного содержания, имеющих решающее значение для формирования гибкости навыка, но построенных на одном и том же материале. Новизна обеспечивает необходимое развитие речевого умения обучающихся, в частности его динамичности (методически неподготовленной речи), отказ от произвольного заучивания, развивает речепроизводство, продуктивность, вызывает интерес к учебной деятельности. Данный принцип в системе работы над сложным предложением способствует появлению интереса курсантов к обучению русского языка, позволяет сформировать устойчивость в знаниях, учитывает новизну материала, которая предполагает информативность для данного конкретного возраста обучаемых и представляет собой коммуникативную ценность.

Названные принципы обучения позволяют создать систему последовательных действий преподавателя, способствующих организации познавательной и практической деятельности обучающихся по приобретению определенного круга знаний, ориентированы на развитие у обучающихся-иностранцев прочных знаний по русскому языку и являются наиболее эффективными в работе по формированию и развитию коммуникативных навыков курсантов-иностранцев в процессе работы над сложным предложением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабайцева, В.В. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева. - М. : Просвещение, 1979. - 264 с.

2. Глазунова, О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях : [в 2 ч.]. Ч. 2 : Синтаксис / О.И. Глазунова. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Златоуст, 2011. - 416 с.

3. Дзуцев, Э.С. О коммуникативном принципе и путях его реализации в школе / Э.С. Дзуцев // Вопросы преемственности воспитания и формирования учебной деятельности в системе «Школа - ВУЗ» : сборник статей / Северо-Осетинский университет. - Орджоникидзе, 1984. - С. 58-67.

4. Звегинцев, В. А. Предложение и его отношение к языку и речи / В.А. Звягинцев ; Московский гос. ун-т. - М. : Изд-во МГУ, 1976. - 307 с.

5. Костомаров, В.Г. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам / В.Г. Костомаров. - М. : Русский язык, 1988. - 157 с.

6. Магомедова, Т.И. Русскоязычная профессиональная коммуникативная компетенция: модель и технология формирования в условиях полиязычия (юридический профиль) : монография / Т.И. Магомедова. - Deutschland : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH and Co.KG, 2011. - 233 c.

7. Цховребов, А.С. Развитие коммуникативных навыков учащихся-осетин старших классов при изучении сложносочиненного предложения русского языка : дис. ... канд. пед. наук / Цховребов А.С. - Махачкала, 2017. - 185 с.

REFERENCES

1. Babaytseva, V.V. (1979), Russian language. Syntax. Punctuation, Enlightenment, Moscow.

2. Glazunova, O.I. (2011), Russian Grammar in exercises and comments, part. Syntax, Zlatoust, St. Petersburg.

3. Dzutsev, E.S. (1984), "About communicative principle and its implementation at school", Questions of continuity of education andformation of educational activity in the system School - University" collection of articles, North-Ossetian University, Ordzhonikidze, pp. 58-67.

4. Zvegintsev, V.A. (1976), the Proposal and its relationship to language and speech, publishing house Moscow University, Moscow.

5. Kostomarov, V.G. (1988), Methodological guide for teachers of the Russian language to foreigners, Russian language publ., Moscow.

6. Magomedova, T.I. (2011), Russian professional communicative competence: a model and technology of formation in multilingualism conditions (law profile): monograph, LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH and Co.KG, Deutschland.

7. Tskhovrebov, A.S. (2017), Development of communicative skills of learners-Ossetians senior classes when learning Russian language proposal compound proposal, dissertation, Makhachkala.

Контактная информация: alanec1985@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.11.2018

УДК 796.011.3

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ПОДГОТОВКЕ К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО ПРОГРАММЕ ВСЕРОССИЙСКОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»

Наталья Юрьевна Цыганкова, доцент, Заслуженный мастер спорта СССР,

Наталия Анатольевна Рыбачук, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - разработать мотивационный процесс подготовки студентов вуза к тестированию физических качеств по программе всероссийского комплекса ГТО. Адресуется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.