УДК 656.067
Рахматова Г.Э.
студентка 11-курса магистратуры направления «Автомобили и автомобильное хозяйство» Джизакский политехнический институт (г. Джизак, Узбекистан)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПАРКОВКИ В УСЛОВИЯХ ПЛОТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
Аннотация: данная статья посвящена принципам проектирования многоуровневых паркингов в условиях плотной городской застройки. Проведён анализ положительных и отрицательных сторон предлагаемых вариантов решения этой проблемы. Исследованы примеры осуществления выдвинутых идей в реальной жизни. Рассмотрены способы монтажа парковок, размещённых над проезжей частью и железнодорожными путями, их конструктивное решение. Проанализирован процесс эксплуатирования и обслуживания автостоянок после их постройки.
Ключевые слова: городская застройка, паркинг, уровень застройки, полезная площадь, архитектурный акцент.
Введение. В современном мире центр любого плотно заселённого города представляет собой очень сложную систему, состоящую из разных по значению структур, с весьма ограниченным количеством свободного пространства [1, 10]. Он включает в себя историческую, жилую, малоэтажную и многоэтажную застройки, аварийные постройки и конечно же, до данного времени, не застроенные по каким-либо причинам, территории [2]. Именно этот фактор нужно учесть при проектировании паркингов в условиях плотной городской застройки. Рассмотрены места для расположения многоуровневых парковок в условиях плотной городской застройки.
2222
Первый, второй и третий типы расположения парковок в плотной городской застройке достаточно тщательно изучены и находят активное применение в мировом строительстве. Четвертый же тип расположения всё ещё является некой технологией будущего, ведь зданий такого вида возведено катастрофически мало, хотя с точки зрения юрисдикции, конструктивных норм и современных строительных технологий это возможно [3]. Проведён анализ преимуществ и недостатков сооружений "второго уровня застройки" (табл. 1).
Таблица 1 Примеры сооружений "второго уровня застройки".
Вид
Полезная площадь
Использование пространства над уже существующими зданиями или сооружениями.
Использование пространства над сложным рельефом, не пригодным для застройки.
Использование пространства над
улицами, железнодорожным
полотном или автомагистралями.
Плюсы
Дополнительная полезная площадь, выразительность архитектурного облика
зданий и открытие новых видовых точек на город.
Экономия денежных средств и времени на земляные работы, отсутствие необходимости делать сложную вертикальную планировку.
Экономичное использование площади под застройку.
Минусы
Затенение жилого пространства под зданием, неудобства в вертикальных коммуникациях [4].
Сложности в организации подъездов к зданию, пешеходных путей и вертикальных коммуникаций при высоких отметках рельефа.
Необходимость вентиляции тоннеля под зданием. Сложность в юридической части строительства.
2223
Конструктивные особенности. Главным вопросом в проектировании парковки, расположенной над проезжей частью, является способ перекрытия достаточно большого пролёта над автодорогой, причём таким образом, чтобы конструкция опиралась на землю лишь в нескольких точках. Наиболее выгодным решением в такой ситуации являются большепролётные фермы, несущие на себе перекрытие пола 1 этажа. На последующих этажах можно устанавливать колонны, различного сечения. Необходимая высота сооружения, расположенного над автодорогами общего пользования, предназначенными для пропуска автотранспортных средств габаритами: по длине одиночных автомобилей - до 12 м и автопоездов - до 20 м, по ширине - до 2,55 м, по высоте - до 4 м для дорог категорий I - IV и до 3,8 м для дорог категории V [7].
Особенности монтажа. На пути следования подъёмных сооружений (ПС) должно быть исключено нахождение людей. Над проезжей частью и над проходами для людей должны быть установлены предохранительные перекрытия (улавливающие сетки) из плотных полимерных нитей, способные выдержать падающий груз [8]. Также при монтаже автопарковки можно использовать временные конструкции, что поможет обеспечить практически беспрепятственный проезд автомобилей или устраивать дополнительные ответвления-объезды временного характера, что, как показывает практика, достаточно накладно и малоприменимо в строительстве.
Обслуживание. Несомненно, здание, расположенное над дорогой, нуждается в некотором обслуживании. Во-первых, в тоннельном пространстве сооружения будет происходить застой выхлопных газов и вредных химических элементов. Поэтому это пространство необходимо вентилировать с помощью систем с искусственным побуждением, в которых воздух подаётся и отсасывается с помощью специальных устройств-вентиляторов. Во-вторых, из-за замкнутости, пространство под парковкой будет освещено естественным источником достаточно плохо, поэтому важно на этапе проектирования продумать освещение "тоннеля" под зданием. Освещение должно быть организовано специальными фонарями, закреплёнными над проезжей частью, с
2224
шагом 6,7 м. [9].
Заключение. Таким образом, можно сделать вывод, что рост плотности населения и застройки городов - необратимый процесс, который, на сегодняшний день, не поддаётся контролю. Однако вышеописанные способы решения проблемы нехватки земли под новую застройку позволят вторично использовать уже эксплуатируемое пространство, избежать проблем с застройкой сложного рельефа или дорогостоящих и объёмных земляных работ. Такие методы проектирования позволят осуществить прирост полезных площадей, создать необычный, неповторимый архитектурный акцент города и открыть дополнительные видовые точки города.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Эрназаров А.А. Необходимость применения систем автоматизированного проектирования при обучении студентов инженерных специальностей высших учебных заведений // Вестник науки. 2019. №11 (20);
2. Ernazarov A. A. The relevance of the use of computer-aided design systems for teaching students of higher educational institutions //Scientific and Technical Journal of Namangan Institute of Engineering and Technology. - 2020. - Т. 2. - №. 8. - С. 348-353;
3. Эрназаров А.А., Хаккулов К.Б. Безопасности дорожного движения на дорогах республики Узбекистан // Вестник науки. 2021. №1 (34);
4. Эрназаров А.А. Необходимость синхронизации перекрестков на автомагистрали // Вестник науки. 2022. №3 (48);
5. Ernazarov A. The calculation of the amount of emissions of harmful substances by cars at urban intersections //Acta of Turin Polytechnic University in Tashkent. - 2022. - Т. 12. - №. 1. - С. 51-54;
6. Эрназаров А. А. Закономерность образования задержек автотранспортных средств перед перекрестками //Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник,(2). - 2022. - Т. 7;
2225
7. Эрназаров А. А. Математическая модель проезда регулируемых перекрестков //Грузовик. - 2022. - №. 5. - С. 10;
8. Ernazarov A. Efficiency of functioning of intersections with high-intensity traffic and pedestrian flows //Technical science and innovation. - 2022. - Т. 2022. -№. 1. - С. 192-197;
9. Эрназаров А.А. Разработка алгоритма определения потока насыщения на регулируемых пересечениях // Вестник науки. 2022. №12 (57);
10. Эрназаров А.А. Методика расчета количества выброса токсичных веществ в окружающую среду транспортным потоком // Вестник науки. 2022. №9 (54);
11. ЭРНАЗАРОВ А. А. Транспорт: наука, техника, управление. научный информационный сборник //транспорт: наука, техника, управление. научный информационный сборник Учредители: Всероссийский институт научной и технической информации РАН. - №. 7. - С. 48-52;
12. Эрназаров А. А. Методика расчета количества выброса токсичных веществ в окружающую среду транспортным потоком //Вестник науки. - 2022.
- Т. 4. - №. 9 (54). - С. 92-99;
13. Базаров Б. и др. Биометан из биогаза в качестве моторного топлива biomethane from biogas as a motor fuel biogasdan motor yonilg'isi sifatida biometan //ТРАНСПОРТ. - 2021. - С. 14;
14. Эрназаров А. А., Эгамберганов И. Х. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА РЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕКРЕСТКАХ //Вестник науки. - 2024. - Т. 3. - №. 1 (70). - С. 987-991;
15. ЭРНАЗАРОВ А. А. Учредители: ООО" Издательство" Инновационное машиностроение //ГРУЗОВИК Учредители: ООО" Издательство" Инновационное машиностроение. - №. 5. - С. 10-14;
16. Эрназаров А., Хаитбоев Э. УЛУЧШЕНИЯ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ РЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕКРЕСТКОВ С ВЫСОКОЙ ИНТЕНСИВНОСТЬ //Научно-технический журнал «Машиностроение». - 2024.
- №. 4. - С. 139-146;
2226
17. Эрназаров А. FORMATION OF A COMPREHENSIVE TARGET PROGRAM FOR URBAN TRANSPORT MANAGEMENT IN THE CITY OF JIAKH: FORMATION OF A COMPREHENSIVE TARGET PROGRAM FOR URBAN TRANSPORT MANAGEMENT IN THE CITY OF JIAKH //Ресурсосберегающие технологии на транспорте. - 2023. - Т. 2023. - №. 2023. -С. 218-220;
18. Эрназаров А. А. Экономические потери при задержке транспортных средств на регулируемом перекрестке. - 2022;
19. ЭРНАЗАРОВ А. А. ТРАНСПОРТ: НАУКА, ТЕХНИКА, УПРАВЛЕНИЕ. НАУЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ СБОРНИК //ТРАНСПОРТ: НАУКА, ТЕХНИКА, УПРАВЛЕНИЕ. НАУЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ СБОРНИК Учредители: Всероссийский институт научной и технической информации РАН. - №. 7. - С. 48-52
Rakhmatova G.E.
Jizzakh Polytechnic Institute (Jizzakh, Uzbekistan)
DESIGNING MULTI-LEVEL PARKING IN CONDITIONS DENSE URBAN ENVIRONMENT
Abstract: this article is devoted to the principles of designing multi-level parking lots in conditions of dense urban development. The analysis of the positive and negative sides of the proposed solutions to this problem has been carried out. The examples of the implementation of the proposed ideas in real life are studied. The methods of installation ofparking lots located above the roadway and railway tracks, their constructive solution are considered. The process of operation and maintenance of parking lots after their construction is analyzed.
Keywords: urban development, parking, second level, usable area, architectural accent, viewpoints.
2227