УДК 378
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «МИРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ»
НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
С. И. Осипова, Т. В. Соловьева
THE DESIGN OF METHODOLOGICAL SYSTEM OF TEACHING THE SUBJECT «WORLD INFORMATION RECOURSES»
ON THE DASIS OF PERSONALITY-ORIENTED APPROACH S. I. Osipova, T. V. Solovyova
Рассматривается поэтапно процесс проектирования методической системы обучения дисциплине «Мировые информационные ресурсы», базовым свойством которой является вариативность. Определены уровни ее функционирования: методологический, внутрисистемный, информационный. Детально описан процесс обучения с учетом специфики выделенных в содержании модулей.
The design process of methodological system of teaching the subject “World information recourses”, the basis characteristic of which is variability, is considered gradually. Its functioning levels are assigned; they are methodological, internal, and informational. The process of teaching is described thoroughly with regard to specificity of highlighted programme units in the content.
Ключевые слова: процесс обучения, методическая система, вариативность, базовое свойство, уровни функционирования, содержание модулей.
Keywords: teaching process, methodological system, variability, the basis characteristic, functioning levels, programme units content.
В [1] качестве специфических особенностей методической системы обучения (МСО) на основе личностно-ориентированного подхода выделена её вариативность как базовое свойство, адекватное многообразию различий в способностях, потребностях, мотивах и жизненном самоопределении личности обучающихся, выражающаяся в содержательной и процессуальной нацеленности на достижение вариативно-личностного образовательного результата, являющегося итогом одновременно усвоения содержания и развития личности.
Проектирование - это преимущественно мыслительная, интеллектуальная деятельность, результатом которой является образ нового педагогического процесса.
Под педагогическим проектированием понимают процесс отображения строения и структуры функционирования педагогического объекта через раскрытие компонентного состава и внутренних связей, определение параметров, обеспечивающих возможность качественного и количественного анализов динамики изменений исследуемого объекта [2].
Считаем целесообразным выделить в проектировании два этапа: подготовительный и основной. На подготовительном этапе определим уровни функционирования подсистем МСО и принципы их взаимосвязи, основной этап - непосредственное проектирование каждого элемента системы.
Учитывая, что:
1) методическая система обучения, с одной стороны, является идеальной моделью достижимости результата в соответствии с обобщенной целью образовательного процесса по предмету;
2) МСО предмету входит в качестве элемента -подсистемы более низкого иерархического уровня в
состав целостной образовательной системы профессиональной подготовки студента;
3) МСО существует в адекватной ей информационной среде, считаем целесообразным выделить три уровня функционирования МСО: методологический, внутрисистемный, информационный, которые будем учитывать при проектировании МСО.
Методологический уровень функционирования МСО определяет место дисциплины в целостной системе профессионального образования, в учебном плане специальности и в системе дисциплин информационного блока, позволяет выявить влияние дисциплины на формирование компонент профессиональной компетентности, определить воздействие дисциплины на сферы личности студента, определить социально-личностные компетентности,
формируемые в учебном процессе. Анализ межпредметных связей позволил представить схему связи дисциплины с другими предметами учебной программы подготовки бакалавров высшего профессионального направления 230700.62 «Прикладная информатика», выделив перечень дисциплин, на которые опирается дисциплина «Мировые информационные ресурсы» (МИР), и дисциплин, базирующихся на ней.
На внутрисистемном уровне, в соответствии с принципом функциональной полноты системного подхода, определяется структура МСО, проводится анализ и определение её компонентов.
Цель обучения соответствует извне заданным требованиям ГОС, личностно-значимый компонент которой корректируется субъектом учебной деятельности и соответствует отбору содержания образования из предоставляемого многообразия. Укруп-нённо, в соответствии с требованиями к многообразию и многофункциональности содержания образо-
вания, будем представлять его состоящим из двух частей: базовой - инвариантной, освоение которой является обязательной согласно требованиям ФГОС ВПО, и вариативной - расширяющей, углубляющей базовую составляющую, позволяющую удовлетворить познавательные потребности студентов, содержащую возможность приобщить студентов к решению творческих задач в контексте будущей профессиональной деятельности [3]. Использование деятельностного подхода позволяет осуществить выбор форм, учебных задач, средств обучения и определяет организацию контроля результатов обучения.
Исходя из понимания МСО как ориентира системной организации учебного процесса, определяющего содержание и характер деятельности студентов и преподавателей, опираясь на значимость освоения укрупненных дидактических единиц дисциплины, считаем целесообразным представлять содержание дисциплины в виде системы модулей, отражающих определенный этап педагогического процесса.
Совокупность модулей, каждый из которых выступает как целевой функциональный блок с соответствующим учебным содержанием, мы рассматриваем как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности и темпу учебной деятельности. Реализация последовательности четко дозированного в модулях учебного материала, с использованием соответствующего информационнометодического обеспечения позволяет достичь интегрированной дидактической цели конкретной учебной дисциплины.
Управленческий компонент МСО находит свое выражение в чётком планировании занятий, учебноисследовательской и научно-исследовательской работы студентов, их организации, усилении обратной связи в процессе обучения, использовании в каждом модуле познавательных задач как средства активизации учебной деятельности студентов и управления ею. Деятельность студента и преподавателя конкретизируется и определяется целями и содержанием модуля и заложенными в них характером и уровнем деятельности с обязательной рефлексией, обобщающей, систематизирующей способы деятельности участников образовательного процесса.
Обозначив общие положения в построении методической системы обучения, рассмотрим методические аспекты обучения дисциплине «МИР» учебного плана подготовки бакалавров высшего профессионального образования направления 230700.62 «Прикладная информатика» на экономическом факультете ХТИ - филиала СФУ.
Актуальность и особое положение дисциплины «МИР» в цикле специальных дисциплин обеспечивает взаимосвязь и преемственность фундаментальных, профессионально-направленных знаний и умений при подготовке специалистов в сфере информационных технологий.
Целью изучения дисциплины «МИР» является усвоение студентами основных принципов и подхо-
дов к восприятию и обработке информации, поступающей к ним в больших объемах и из разных источников; формирование практических навыков по созданию, использованию, анализу информационных ресурсов при решении экономических, управленческих и других задач; теоретическая и практическая подготовка будущих специалистов к новым условиям работы в информационном обществе; развитие самостоятельного и творческого подхода к освоению мирового информационного пространства, объединяющего все человечество в единое информационное сообщество.
В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представление об истории развития информации и информационных ресурсов, об их значении в современном мире, о целях и задачах получения и использования информации, о своих возможностях по управлению информационными массивами данных в профессиональной деятельности и о своем месте и роли в информационной среде. В постиндустриальную эпоху производство материальных ресурсов в большей своей части возлагается на машины, в то время как деятельность человека главным образом сосредоточена на создании и использовании информационных ресурсов, поэтому выбор верного пути в лавине информационного потока и отбор необходимой информации для правильного её использования - важная задача разрабатываемой МСО.
МСО студентов дисциплине «МИР» носит вариативный характер и составляется не только с учетом требований ФГОС ВПО, особенностей направления подготовки бакалавров, но и с учетом профессиональных стандартов в области информационных технологий. Содержание и программа названного курса может корректироваться с учетом уровня подготовки студентов. На этапе проектирования преподаватель определяет последовательность изучения материала, уровень его сложности, распределяет время изучения в соответствии с трудоемкостью модуля, обосновывает выбор и реализацию педагогических технологий и организационных форм обучения в соответствии с содержанием и функциями модулей дисциплины.
Включение активных методов в образовательный процесс усиливает познавательный интерес студентов, повышает их мотивацию, развивает способность к самостоятельному приобретению знаний.
В то же время необходимо отметить, что выбор методов обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется целью процесса обучения конкретной дисциплины и дидактической задачей и отдельного модуля. Поэтому при разработке и реализации МСО студентов дисциплине «МИР» будем использовать различные комбинации активных методов обучения, применяя их к тем модулям дисциплины, в которых они наиболее органично сочетаются с дидактической задачей конкретного модуля (принцип содержательного и процессуального соответствия). В частности, в модулях, содержание обучения которых связано с разработкой сайта или программированием на web-
страницах, для формирования навыков проектноконструкторской деятельности целесообразно применить метод проектов, помогающий развить проектировочный стиль мышления, соединяющий в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности студента в соответствии с принципами личностно-ориентированного и компе-тентностного подходов.
Конкретизация компонент, используемых в МСО дисциплины «МИР», базируется на учебной программе дисциплины с выделением в ней модулей и распределением часов по видам занятий.
На рисунке 1 представлена модульная схема содержания дисциплины. В заголовке каждого модуля указано количество часов аудиторных занятий и время, отводимое на самостоятельную работу.
Рис. 1. Модульная структура дисциплины «МИР»
Основной этап связан с проектированием педагогического процесса с учетом специфики выделенных в содержании образования модулей. Опишем процесс обучения студентов данной дисциплине. В рамках ограниченного объема статьи приведем описание нескольких модулей.
Первый модуль МСО формирует понимание терминов информация, информационные ресурсы, а также связанные с ними понятия - данные, сведения, сообщения, знания и их практическое использование в современном мире информационных преобразований и достижений.
Так как тематика этого модуля является первой лекцией дисциплины «МИР», особое значение здесь имеют содержательное и технологическое представление теоретического материала, которое должно возбудить интерес и устойчивую потребность студентов к изучению предмета, повысить их мотивацию. Рассматривая все виды лекций: лекция-визуализация, лекция-дискуссия, проблемная лекция,
лекция с заранее запланированными ошибками, лекция вдвоем, нами было выбрано одновременное сочетание в рамках первой лекции двух её видов: лекции-визуализации и лекции-дискуссии. В данном случае такая техника преподавания возможна в связи с широким применением термина «информация» в науках, изучаемых студентами ранее: в философии, информатике и программировании, в экономике, в документировании управленческой деятельности и других. Вовлечь студентов в дискуссию позволяют имеющиеся у них знания о понятиях информационное общество, знания, сведения, массив документов, полученные из других дисциплин. Лекция-визуализация способствует более успешному восприятию и запоминанию наглядно представленного учебного материала, позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых процессов. Комбинация элементов лекции-дискуссии и лекции-визуализации создает общее поле мыследеятельности, развивает систем-
ность и гибкость мышления, формирует представления студентов об информационной картине мира. Таким образом построенная лекция обеспечивает переход от монолога к дискуссии, коллективному анализу и совместным исследованиям. При этом наглядно определялась структура и логика учебного материала. Подготовка данной лекции состояла в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную и дискуссионную формы для раскрытия студентам основных понятий и сущности информационных ресурсов. Для этого использовался комплекс технических средств обучения, сочетание словесной и наглядной информации.
Интерактивная доска, компьютер, соответствующее программное обеспечение как средства обучения являлись наглядной опорой при изложении нового материала и исполняли роль носителей информации, что позволяло вовлечь студентов в дискуссию, сконцентрировать их внимание на наиболее важных, ключевых моментах содержания лекции. Использование на первой лекции остаточных знаний и практического опыта студентов создает положительный психологический настрой, активизирует их познавательную деятельность, развивает навыки общения с преподавателем и студентами, ориентирует на успех. Совместная учебно-познавательная деятельность субъектов образовательного процесса, организованная на основе согласованных методов, средств и способов деятельности, направлена на достижение совместного результата - систематизацию и выделение наиболее значимых, существенных элементов содержания учебной информации, а также личностное развитие студентов.
Лабораторное занятие проводилось в форме индивидуальной самостоятельной работы, составляющим видом деятельности которой является учебно-исследовательская деятельность, связанная с изучением конкретной темы, предложенной студенту на выбор - по индивидуальному варианту, либо предложенной самим студентом в контексте содержания изучаемого модуля и согласованной с преподавателем. В ходе изучения данной темы студент, используя информационные источники, в том числе ресурсы сети Интернет, учебно-методическую литературу, должен определить актуальность исследуемых вопросов, раскрыть противоречия или проблемы и рассмотреть возможные пути их решения.
На заключительном этапе учебно-исследовательской работы студент представляет презентацию и доклад по изученной теме, отвечает на вопросы, задаваемые преподавателем и студентами. Занятие проводилось в виде «блок-опроса». Студенты самостоятельно заранее готовили вопросы, которые были обсуждены и сгруппированы для проведения «блок-опроса». В начале занятия группа студентов делилась на три подгруппы: 1 - информационную, 2
- творческую и 3 - эксперты. Студенты первой подгруппы сообщали теоретическую информацию в виде доклада с презентацией; второй - приводили практические примеры; третья - оценивала ответы других подгрупп в баллах по таблице. Они по оче-
реди принимали участие в каждой подгруппе, поэтому каждый студент получал объективную оценку своих знаний. Занятие проходили на высоком уровне активности, студенты проявляли навыки самоуправления, учились работать коллективно.
Модуль 2. Электронные информационные ресурсы.
Содержание лекционного занятия по данному модулю определяет тип лекции как лекция-визуализация. Наглядными средствами обучения служат схемы, таблицы, презентации, цель которых была направлена на систематизацию и структуризацию общего представление студентов о мировых информационных ресурсах, переведенных в электронный формат: характеристика баз данных, электронных изданий, мультимедиа и гипертекстовых систем. Лекция выполняла системообразующую функцию, интегрируя межпредметные связи ранее освоенных студентами дисциплин, сводила полученные знания в единую систему, формируя у них целостное представление об электронных информационных ресурсах. Обобщенный обзор и построение содержания данного модуля задает стратегию изучения дисциплины, предоставляя студентам возможность построения индивидуальной образовательной траектории по дальнейшему освоению дисциплины. Привлечение внимания студентов к главным моментам содержания учебного курса позволили студентам быстро ориентироваться в изучении нового материала.
По данному модулю разработано три лабораторные работы по следующим темам: «Работа со специализированными БД в сети Интернет (БД в финансовой сфере, БД библиотечных систем)»; «Рынок электронных сделок, представленный сектором системы заказа товаров и услуг»; «Схемы оплаты и тарифы на услуги Intemet-провайдеров. Выбор оптимальной платежной схемы». Лабораторные работы закрепляют теоретические знания, полученные студентами на лекционных занятиях, способствуют развитию практических навыков работы с мировыми информационными ресурсами, представленными разными секторами рынка электронной информации. Первая и последняя лабораторные работы связаны с большой аналитической работой студентов. В первой лабораторной работе требуется проследить динамику курса доллара США (евро), устанавливаемого Сбербанком в течение анализируемого периода и сравнить его с курсом, устанавливаемым за аналогичный период любым коммерческим банком г. Абакана. На основе полученных результатов построить графики в среде Microsoft Office Excel, провести анализ и сравнительную характеристику курса доллара и евро, сделать выводы. В третьей лабораторной работе необходимо изучить услуги Internet-провайдеров г. Абакана, предлагаемые ими тарифные планы, определить и выбрать для себя оптимальную платежную схему оплаты.
Вторая лабораторная работа больше направлена на развитие практических навыков - освоение системы заказа товаров и услуг через сеть Интернет, знакомство с условиями и видами доставки. Она яв-
ляется альтернативой к третьей работе и предлагается студентам на выбор - заняться практической работой или аналитической.
На заключительном этапе изучения данного модуля студенты оформляют отчет о проделанной работе, представляют его к защите преподавателю в печатном виде. Занятие проводится с элементами дискуссии и беседы. Такая форма отчетности позволяет студентам совместно с преподавателем обсудить изученную тему и закрепить полученные знания, выявить сформированность теоретических знаний в данной области.
Модуль 5. Технология и практика взаимодействия пользователей с мировыми информационными ресурсами.
Материал модуля содержит базисные знания, которые необходимы в дальнейшем изучении дисциплины. Цель модуля - познакомить студентов с одним из популярных сервисов сети Интернет - World Wide Web (WWW); с технологией, заложенной в основе WWW; со структурой и основными принципами работы поисковых систем, а также характеристиками качества информационных ресурсов.
Преемственность 4, 5, 8 модулей требовала от преподавателя направленности на привлечение внимания студентов к главным моментам содержания учебного модуля, поддержания интереса, мотивации, стимулирования творческого мышления. Все это, на наш взгляд, достижимо с помощью сочетания лекции-беседы, лекции-дискуссии и лекции-визуализации. Являясь активными формами вовлечения студентов в учебный процесс, данные виды лекций предполагают непосредственный контакт преподавателя с аудиторией, позволяют акцентировать внимание студентов на наиболее важных вопросах темы, выявлять уровень их подготовки, определять содержание и темп изложения учебного материала.
На момент изучения данного модуля каждый студент уже имеет некоторый опыт взаимодействия с информационными ресурсами Web-пространства и владеет определенными навыками работы с поисковыми системами. В связи с этим, групповая беседа позволила расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания в данной области, обновить полученные знания, что имеет большое значение в практике повышения эффективности поиска информационных ресурсов, а также способствует обогащению профессиональных знаний.
Успешность достижения цели обеспечивалась взаимодействием преподавателя и студентов. Основная задача преподавателя состояла не только в передаче информации, а в приобщении студентов к объективным закономерностям развития мировых информационных ресурсов, к квалифицированному пониманию специфичности характеристик качества информационных ресурсов (полезность, важность, актуальность, своевременность, релевантность) и соответственно, связанной с этими характеристиками проблемой оценки качества информации. Это формировало мышление студентов, способствуя их познавательной активности. В сотрудничестве с
преподавателем студенты постигали теоретические особенности и базовые знания в сфере информационных технологий.
Лекция-беседа начиналась с вопросов, которые необходимо было решить в ходе изложения материала. Вопросы были информационного и проблемного характера на выяснение мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресовались как всей аудитории, так и индивидуально каждому студенту. В беседе важен личный опыт и мнение каждого студента по обсуждаемой проблеме. Ответы давались с места, постепенно переходя в дискуссию. Для раскрытия новых понятий, например, использовались следующие репродуктивные вопросы и проблемные ситуации:
1) почему технология гипертекста получила название «Всемирная паутина»;
2) почему некорректно использовать в качестве синонимов термины «Интернет» и «Всемирная паутина - WWW»;
3) из каких компонентов состоит поисковая система;
4) как исключить из результатов поиска информационный шум или ошибочную, избыточную (бесполезную) информацию, например, в следующей проблемной ситуации: пользователю требуется найти материал об окрестностях Парижа, а поисковая система в ответ на запрос выдает миллион ссылок с адресами турагентств, предлагающих путевки в Париж;
5) как поисковые системы при ответе на запрос пользователя определяют, какие ресурсы помещать в первую десятку списка результатов поиска, а какие в конец, то есть на чем основан механизм ранжирования поисковых систем и т. д.
Студент, продумывая ответ на заданный вопрос и вовлеченный в проблемную ситуацию, получал возможность самостоятельно, мотивированно прийти к тем выводам и обобщениям, которые преподаватель в форме сообщающей беседы должен представить им в качестве новых знаний. Таким образом, используя педагогически целесообразные действия, в частности, «беседу» с репродуктивными вопросами, «дискуссию» с преднамеренно создаваемыми проблемными ситуациями, достигались основные цели: раскрытие новых понятий и способов учебной деятельности; активизация познавательного общения и побуждение студентов к умственной и практической деятельности; их личностное и профессиональное развитие. Лекции обеспечивали усвоение будущими бакалаврами механизмов и закономерностей изучаемой науки, вызывали потребность в применении усвоенных знаний на практике как во время аудиторных, так и внеаудиторных занятий.
Лабораторные работы «Знакомство с поисковыми системами», «Исследование возможностей поисковых систем» проводились с использованием частично-поисковых и исследовательских методов и были направлены на развитие практических навыков применения различных видов поиска информационных ресурсов сети Интернет, освоение спосо-
бов повышения эффективности поиска, закрепление теоретических знаний основных характеристик (полнота, точность, актуальность, скорость поиска, коэффициент «шума») и возможностей поисковых систем. Студенты выполняли индивидуальную самостоятельную работу согласно выданному варианту, которую сдавали в виде расчетно-графической работы. Такая исследовательская работа ориентировала студентов на активный поиск способов решения затрагиваемой проблемы, углубляла знания о
принципах работы поисковых систем, создавая фундаментальную основу для дальнейшего освоения материала курса, связанного с разработкой и продвижением сайта (модуль 8).
Фрагмент проекта образовательного процесса в предметно-методической системе «МИР» представлен на рисунке 2, где для каждого модуля указано количество часов, отводимых на аудиторную /внеаудиторную работу соответственно.
Модуль 4 (10/8) Программные ресурсы Интернет
м
Лекция-визуализация, 2 ч.
Модуль 5(20/9) Техно-
Лекция-беседа логия и практика взаи-
2 ч. 4 модействия пользова-
телей с МИР
Лекция-
^ ► дискуссия
4 ч.
т
Лекция-пресс- Мо дуль 6(11/10) «Блок- Лекция-
конференция м— Сервисные услуги сети ^опрос» визуализация
3/2 ч. Интернет 2 ч. 4/2ч.
Рис. 2. Фрагмент педагогического процесса с применением инновационных обучающих технологий в соответствии с содержанием модулей МСО дисциплины «МИР»
Сочетание личностно-ориентированного подхода с активными методами обучения на всех уровнях функционирования МСО создает необходимые условия для эффективного достижения студентами
профессиональных компетенций по данному предмету и, что наиболее ценно, - способствует их личностному росту: у студентов развиваются навыки самоорганизации и самоуправления, формируются
аналитические способности. Реализация такой МСО способствует закреплению, приращению и углублению знаний практического и теоретического характера, студенты учатся выделять главное в выступлениях своего оппонента, уважать его точку зрения, анализировать, критически оценивать полученную информацию, доказывать, формулировать выводы, стремиться к самосовершенствованию.
Основными видами текущего контроля являются - тестирование, аудиторные лабораторные работы, практические и теоретические задания для самостоятельной работы. В качестве альтернативных форм проведения аттестации по дисциплине «МИР» предлагаются защита учебно-исследовательской, научно-исследовательской работы или проекта (индивидуального или группового); написание теста, содержащего теоретические и практические задания; зачет в устной форме. Форма аттестации выбирается студентами и согласовывается с преподавателем.
Информационный уровень функционирования предметно-методической системы обучения составляет информационно-образовательная среда, создающая ближайшее окружение студентов, обеспечивая их необходимыми средствами освоения личностно-значимого содержания и формирования общекультурных и профессиональных компетенций [3]. В состав ИОС входят учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД), включающий учебную программу, содержание и методы проведения лекционных и лабораторных занятий; компьютерную демонстрационно-обучающую систему для самостоятельной работы и контроля уровня усвоения учебного материала. Все компоненты УМКД строятся в соответствии с требованиями методологического и внутрисистемного уровней функционирования МСО.
Таким образом, в результате проектирования методической системы обучения дисциплины «МИР» представлен образ инновационного педагогического процесса на основе выделения методологического, внутрисистемного и информационного уровней её функционирования.
1. Методологический уровень функционирования МСО определяет место дисциплины в целостной системе профессионального образования, в учебном плане специальности и в системе дисциплин информационного блока, позволяет выявить влияние дисциплины на формирование компонент профессиональной компетентности, определить воздействие дисциплины на сферы личности студента, опре-
делить социально-личностные компетентности,
формируемые в учебном процессе.
2. На внутрисистемном уровне определена структура МСО на основе принципа функциональной полноты системного подхода, приведен анализ и определены особенности её компонентов.
3. Исходя из понимания МСО как ориентира системной организации учебного процесса, определяющего содержание и характер деятельности субъектов образовательного процесса, опираясь на значимость освоения укрупненных дидактических единиц дисциплины, обоснована целесообразность представления содержания дисциплины в виде системы модулей, каждый из которых отражает определенный этап педагогического процесса.
4. Личностно-ориентированный подход к разработке и реализации МСО определяет создание условий развития личности в образовании, преимущественное использование различных комбинаций активных методов и форм обучения (метод проектов, групповое обсуждение, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, тренинги, анализ практических ситуаций, обучение с использованием компьютерных обучающих программ и др.), при условии их соответствия с дидактической задачей конкретного модуля.
5. Информационный уровень функционирования предметно-методической системы обучения составляет информационно-образовательная среда, создающая ближайшее окружение студентов, обеспечивая их необходимыми средствами освоения личностно-значимого содержания и формирования общекультурных и профессиональных компетенций.
Литература
1. Осипова, С. И. Методическая система обучения и её развитие в личностно-ориентированной образовании / С. И. Осипова, Т. В. Соловьева // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 11. - С. 46
- 57.
2. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: учебное пособие / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. - М.: Академия, 2005. -228 с.
3. Осипова, С. И. Многообразие содержания и функций информационно-образовательной среды как условие выбора учащимися индивидуальной образовательной траектории / С. И. Осипова, Т. В. Соловьева // Сибирский педагогический журнал. -2010. - № 13. - С. 105 - 115.