Научная статья на тему 'Проектирование курса информатики в вузе с позиций профессионального стандарта «33. 008 Руководитель предприятия питания»'

Проектирование курса информатики в вузе с позиций профессионального стандарта «33. 008 Руководитель предприятия питания» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPUTER SCIENCE / CONTENT OF THE COURSE OF COMPUTER SCIENCE / PROFESSIONAL STANDARDS / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фокина Е.Н., Гусева В.Е., Фокина Е.А.

Сегодня трудно представить сферу человеческой деятельности, где не востребованы навыки работы с информацией. Формирование таких навыков - основная задача курса информатики. В статье обозначены проблемы формирования содержания вузовского курса информатики в соответствие с ФГОС 3++. Рассмотрена зависимость содержания курса от трудовых функций, прописанных в профессиональных стандартах. Обобщён опыт проектирования курса информатики, ориентированного на формирование компетенций, соответствующих трудовым функциям профессионального стандарта в сфере общественного питания. Новизной исследования является обоснование подбора практико-ориентированных заданий, подчинённых единой цели и определяющих сквозную линию курса при изучении прикладных программ, что повышает интерес к изучаемой дисциплине и позволяет накапливать практический материал для будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фокина Е.Н., Гусева В.Е., Фокина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE COMPUTER SCIENCE COURSE AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION FROM THE POSITION OF PROFESSIONAL STANDARD «33.008 FOOD MANAGER»

Today it is diff icult to imagine the sphere of human activity, where the skills of working with information are not in demand. The building of such skills is the main task of the computer science course. The article outlines the problems of the formation of the university course content in computer science in accordance with FSES 3++. The dependence of the course content on the labor functions prescribed in professional standards is considered. The experience of developing the computer science course focused on the formation of competencies corresponding to the labor functions of professional standard in the fi eld of public catering is generalized. The novelty of the study is the ground for the selection of practiceoriented tasks that are subordinate to a single goal and determining the end-to-end line of the course when studying applied programs, which increases interest in the discipline under study and allows accumulating practical material for the future professional activity.

Текст научной работы на тему «Проектирование курса информатики в вузе с позиций профессионального стандарта «33. 008 Руководитель предприятия питания»»

DOI 10.26105/SSPU.2020.64.1.006

YAK 681.5:378.14

ББК 32.81 p30+74.480.2

E.H. ФОКИНА B.E. ГУСЕВА Е.А. ФОКИНА

E.N. FOKINA V.E. GUSEVA E.A. FOKINA

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В ВУЗЕ С ПОЗИЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «33.008 РУКОВОДИТЕЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ПИТАНИЯ»

THE DEVELOPMENT OF THE COMPUTER SCIENCE COURSE AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION FROM THE POSITION OF PROFESSIONAL STANDARD «33.008 FOOD MANAGER»

Сегодня трудно представить сферу человеческой деятельности, где не востребованы навыки работы с информацией. Формирование таких навыков - основная задача курса информатики. В статье обозначены проблемы формирования содержания вузовского курса информатики в соответствие с ФГОС 3 + + . Рассмотрена зависимость содержания курса от трудовых функций, прописанных в профессиональных стандартах. Обобщён опыт проектирования курса информатики, ориентированного на формирование компетенций, соответствующих трудовым функциям профессионального стандарта в сфере общественного питания. Новизной исследования является обоснование подбора практико-ориентированных заданий, подчинённых единой цели и определяющих сквозную линию курса при изучении прикладных программ, что повышает интерес к изучаемой дисциплине и позволяет накапливать практический материал для будущей профессиональной деятельности.

Today it is difficult to imagine the sphere of human activity, where the skills of working with information are not in demand. The building of such skills is the main task of the computer science course. The article outlines the problems of the formation of the university course content in computer science in accordance with FSES 3 + + . The dependence of the course content on the labor functions prescribed in professional standards is considered. The experience of developing the computer science course focused on the formation of competencies corresponding to the labor functions of professional standard in the field of public catering is generalized. The novelty of the study is the ground for the selection of practice-oriented tasks that are subordinate to a single goal and determining the end-to-end line of the course when studying applied programs, which increases interest in the discipline under study and allows accumulating practical material for the future professional activity.

Ключевые слова: информатика, содержание курса информатики, профессиональные стандарты, информационные технологии.

Key words: computer science, content of the course of computer science, professional standards, information technology.

Введение. Курс информатики как обязательной общенаучной дисциплины входит в учебные планы практически всех направлений подготовки бакалавров. Основная цель курса - научить студентов эффективному использованию информационных технологий в будущей профессиональной деятельности, что требует адаптации содержания и методов обучения для достижения обязательных компетенций профессиональных стандартов.

Анализ содержания учебников информатики, рекомендованных для вузов, показывает, что они включают, в основном, следующие разделы: теоретическая информатика; аппаратные и программные средства информатизации; информационные технологии; программирование; информационное моделирование, то есть дают лишь общую направленность содержания курса, но не учитывают специфику направления подготовки.

Основой исследовательского подхода стали работы Арзамасцева А.А., Зенковой Н.А. и др. [1], Ракитиной Е.А. и др. [2], Каракозова С.Д. [3], Коли-

на К.К. [4], Кузнецова А.А. и др. [5], Миндзаевой Э.В., Бешенкова С.А. [6], Мозолина В.В. [7], Хеннер Е.К., Соловьёвой Т.Н. [11] и др., в которых рассматривается место информатики в системе современной науки и ее взаимосвязи с другими дисциплинами. В частности, Колин К.К. проводит анализ эволюции представлений о содержании предмета информатики в России и других странах. В работах Кузнецова А.А., Бешенкова С.А., Миндзаевой Э.В. и др. отмечается накопление противоречий между запросами практики и сложившейся структурой содержания курса информатики в вузе.

Постановка задачи. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» [10] формирование требований федеральных государственных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) к результатам освоения основных образовательных программ в части профессиональной компетенции осуществляется на основе реестра [8] Профессиональных стандартов (часть 7 статья 11).

В ФГОС 3 + + информатика относится к обязательной части программы бакалавриата, то есть к дисциплинам, обеспечивающим формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций, установленных в качестве обязательных.

Традиционно содержание базового курса информатики в вузе включает следующие разделы [11, с. 45-46]: вычислительная техника; программное обеспечение; операционные системы; алгоритмы; программирование; программная инженерия; управление информацией; компьютерные сети и телекоммуникации; компьютерная графика и визуализация; информационная безопасность; математические основы информатики; социальные аспекты информационных технологий. Необходимо отметить, что многие из этих разделов в той или иной степени также изучаются в школьном курсе информатики.

Ежегодное тестирование первокурсников (в течение 2015-2019 гг.), направленное на выявление уровня подготовки по информатике, показывает, что в среднем: 25% первокурсников, кроме уроков информатики в школе, посещали спецкурсы и/или факультативы; 9% закончили дополнительно компьютерные курсы.

Таким образом, практически все первокурсники владеют основными прикладными программами и интернет-технологиями, поэтому многие из них скептически относятся к тому, что в вузе вновь надо изучать информатику.

Цель преподавателя - мотивировать студентов на освоение алгоритмов решения будущих профессиональных задач с помощью современных информационных и телекоммуникационных технологий, что вызывает затруднения, так как информатика изучается на первом курсе, когда студенты слабо представляют содержание будущей профессиональной деятельности.

При проектировании курса ключевое значение имеет профессиональная направленность содержания, отражающая специфику будущей работы студентов, а значит, требует от преподавателя информатики знания её особенностей. Такой подход позволит разрешить противоречие между запросами практики и сложившейся структурой содержания курса информатики в вузе.

Материалы и методы. В Тюменском индустриальном университете подготовка студентов по направлению 19.03.04 Технология продукции и организации общественного питания [9] ориентирована на профессиональный стандарт 33.008 «Руководитель предприятия питания», профиль подготовки «Технология и организация ресторанного дела», программа прикладного бакалавриата. В Стандарте сформулирована основная цель будущей профессиональной деятельности выпускника - обеспечение эффективности деятельности предприятия питания, производство продукции и обслуживание потребителей [8].

Данный Стандарт предусматривает следующие группы занятий:

- Руководителей учреждений, организаций и предприятий (1210);

- Руководителей специализированных (производственно-эксплуатационных) подразделений (служб) предприятий общественного питания (1225);

- Руководителей малых предприятий общественного питания, ресторанов и гостиниц (1315).

В Стандарте также определены трудовые функции будущих руководителей предприятий питания (табл. 1).

Таблица 1

Трудовые функции будущих руководителей предприятий питания

Обобщённые трудовые функции Трудовые функции

Код Наименование Уровень квалификации Наименование Код Уровень (подуровень) квалификации

В Управление текущей деятельностью департаментов (служб, отделов) предприятия питания 6 Управление материальными ресурсами и персоналом департаментов (служб, отделов) предприятия питания В/01.6 6

Взаимодействие с потребителями и заинтересованными сторонами В/02.6 6

Контроль и оценка эффективности деятельности департаментов (служб, отделов) предприятия питания В/03.6 6

Профиль подготовки предполагает формирование средствами информатики следующих компетенций - осуществлять планирование и организацию деятельности; координацию и контроль; проводить оценку эффективности деятельности; анализировать проблемы функционирования системы контроля, прогнозировать их последствия для департаментов (служб, отделов) предприятия питания), обеспечивающих профессиональные трудовые действия.

Обобщение опыта. В экспериментальных и корреляционных исследованиях показано, что для мотивации какой-либо деятельности (в том числе и учебной) должны быть поставлены конкретные, но не очень трудные цели [12].

Повышение учебной мотивации студента при изучении информатики возможно в процессе выполнения профессионально-ориентированных заданий, что способствует проекции теоретических и практических знаний на сферу будущей профессиональной деятельности. Это означает, что уже с первых занятий студенты должны быть вовлечены в «профессиональную деятельность». На вводном занятии студенты знакомятся с основной целью изучения информатики - создание и защита проекта «Автоматизация управления предприятием общественного питания». Затем с ними обсуждаются этапы работы над проектом и прикладные программы, необходимые для его реализации.

Любая деятельность, связанная с управлением, требует профессионального владения текстовым редактором (приказы, распоряжения, отчёты

и пр.). Поэтому первый этап - создание пакета текстовых документов для реализации проекта.

При изучении текстового редактора MS Word рассматривается концепция электронного документа (документы, имеющие сложную структуру, многостраничные документы, шаблоны) и особенности оформления деловой документации.

Итог первого этапа - пакет текстовых документов, необходимых для реализации следующего этапа работы над проектом, к ним относятся:

- технико-технологические карты блюд;

- сборник технологических карт блюд с внедрением эффективного инструмента поиска по нескольким критериям (по названию, по использованным продуктам, по цене и пр.);

- бланки документов (план-меню, накладная (заборный лист), требование в кладовую, акты списания и акты выполненных работ и др.);

- фирменный бланк предприятия;

- заготовки меню для клиентов;

- рекламные проспекты;

- пр.

Второй этап - создание пакета документов для осуществления автоматизации управления предприятием общественного питания, анализа работы предприятия по различным критериям, что дает возможность принимать взвешенные управленческие решения и способствует формированию трудовых действий, предусмотренных профессиональным стандартом:

- оценка материальных ресурсов департаментов (служб, отделов);

- оценка функциональных возможностей персонала департаментов (служб, отделов);

- формирование системы бизнес-процессов, регламентов и стандартов предприятия питания.

Итог второго этапа - пакет документов в MS Excel и СУБД Access;

- база данных, включающая несколько взаимосвязанных таблиц: ассортимент продукции; предполагаемые цены реализации; рецептура с ценами; ежемесячные расходы (закуп и доставка продуктов, аренда помещения, зарплата работников, планируемые налоги, расходы на обслуживание и прочее);

- сводные таблицы, которые формируются на основе таблиц, в которые непосредственно вводятся данные по кассе, по работе с поставщиками и т.д.;

- организация расчётов с помощью экономико-математических приложений с использованием разных типов адресации и межлистовых связей на примере Бюджета доходов и расходов на год; ассортимента блюд на основе технологических карт и калькуляции;

- графическая иллюстрация числовых данных, в зависимости от вида таблицы и особенностей представляемой информации.

- создание пользовательских диалоговых окон или экранных форм для своих приложений VBA (Visual Basic for Applications), которые могут включать любые элементы и позволяют создавать для приложений визуальный пользовательский интерфейс требуемого вида.

Третий, заключительный этап - разработка проекта «Автоматизация управления предприятием общественного питания» в программе Microsoft Project. При разработке проекта студент должен использовать материалы, созданные на первом и втором этапах.

Сначала это «бумажный» вариант списка ресурсов с указанием для каждого из них необходимых атрибутов. Затем следует распределение ресурсов по заданным работам и, далее, с помощью MS Project студент должен:

- составить расписание проекта и зафиксировать его в виде базового плана;

- выполнить отслеживание проекта;

- по результатам сгенерировать промежуточный и итоговый отчёты (Ганта, сетевой график использования ресурсов);

- провести анализ рисков проекта и анализ реализации проекта.

Итог третьего этапа - защита проекта.

Подготовка и защита проекта даёт представление о реальных задачах, возникающих в профессиональной деятельности и возможностях использования прикладных программ для их решения.

На защиту проекта выносятся следующие положения:

- обоснованность выбора темы;

- основные этапы работы над проектом;

- основные проблемы, возникшие при работе над проектом;

- необходимость использования ранее изученных программ.

Защита проекта сопровождается презентацией.

Для объективности оценки на защиту проектов в качестве жюри приглашаются преподаватели выпускающей кафедры, а для поддержки выступающих - студенты других групп.

Результат. Для реализации поставленной задачи были разработаны комплекты практико-ориентированных заданий (практических работ), а также методические указания (лабораторные работы) для поэтапного освоения прикладных программ MS Word, Excel, СУБД Access, Project, ориентированные на формирование компетенций профессионального стандарта «33.008 Руководитель предприятия питания».

Выводы. Проектирование курса информатики с позиций профессионального стандарта повышает мотивацию студентов к изучению дисциплины, формирует ответственное отношение к результатам своей учебной деятельности, способствует формированию профессиональных компетенций, а, следовательно, в будущем профессиональному становлению выпускника и его социализации.

Выполнение практико-ориентированных заданий, подчинённых единой цели, не только повышает интерес к изучаемой дисциплине, но и позволяет накапливать практический материал для будущей профессиональной деятельности, в какой-то степени дает возможность разрешить противоречие между запросами практики и сложившейся структурой содержания курса информатики в вузе.

Литература

1. Арзамасцев А.А., Зенкова Н.А., Китаевская Т.Ю., Иванов М.А. Проектирование содержания обучения информатики в ВУЗе // Вестник ТГУ, т. 6, вып. 3, 2001 https://cyberleninka.ra/article/v/proektirovanie-soderzhaniya-obucheniya-informatike-v-vuze (дата обращения: 11.09.2019).

2. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Матвеева Н.В. Милохина Л.В. Непрерывный курс информатики. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 143 с.

3. Каракозов С.Д., Рыжова Н.И. Типовые задачи и составляющие содержания инфор-мационновычислительной компетенции современного специалиста // Информационные технологии в науке, образовании и управлении. Сборник научных татей / под ред. проф. Е.Л. Глориозова. М., 2015. С. 311-315.

4. Колин К.К. Становление информатики как фундаментальной науки и комплексной научной проблемы// Системы и средства информатики. Спец. вып. Научно-методологические проблемы информатики. М.: ИПИ РАН, 2006. Режим доступа: http://mi.mathnet.ru/ssi50, (дата обращения: 11.09.2019) .

5. Кузнецов А.А, Бешенков С.А., Захарова Т.Б., Коротенков Ю.Г., Матвеева Н.В. Об информатике, её подходах и предмете (философия информатики) // Вестник ТГУ, т. 10, вып. 3, 2005. С. 236-249.

6. Миндзаева Э.В., Бешенков С.А. Современный общеобразовательный курс информатики в школе и вузе: методические подходы к развитию содержания // Открытое образование. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/v/sovremennyy-obscheobrazovatelnyy-kurs-informatiki-v-shkole-i-vuze-metodicheskie-podhody-k-razvitiyu-soderzhaniya (дата обращения: 6.09.2019).

7. Мозолин В.В. Развитие основных содержательных линий общеобразовательного курса информатики в учебных дисциплинах непрофильных вузов: автореф. дис. ... д-ра п.н. (док. диссертация) специальность 13.00.02. М.: Институт содержания и методов обучения Российской академии образования, 2005. 34 с . Электронная библиотека диссертаций: https://www.dissercat.com/ content/razvitie-osnovnykh-soderzhatelnykh-linii-obshcheobrazovatelnogo-kursa-informatiki-v-uchebnyk/read (дата обращения: 14.09.2019).

8. Профессиональные стандарты. http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/ (дата обращения: 01.10.2019).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 19.03.04 Технология продукции и организация общественного питания (проект) http://fgosvo.ru/ uploadfiles/ProjFGOSVO3 + +/Bak3 + +/190304_B_16012018.pdf (дата обращения: 02.09.2014).

10. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 28.09.2019).

11. Хеннер Е.К., Соловьёва Т.Н. Изучение информатики в ВУЗе в условиях цифровой образовательной среды // Преподаватель XXI век. 4/2016. С. 42-53.

12. Locke E.A. & Latham G.P. (2002). Building a practically useful theory of goal setting and task motivation: A 35-year odyssey. American Psychologist, 57, 705717.

References

1. Arzamascev A.A., Zenkova N.A., Kitaevskaya T.YU., Ivanov M.A. Content design for teching computer scince in institution of higher education. Vestnik TGU, Vestnik TSU vol 6, no 3, 2001 [Electronic resource]. Available at: https://cy-berleninka.ru/article/v/proektirovanie-soderzhaniya-obucheniya-informatike-v-vuze (date accessed: 11.09.2019).

2. Beshenkov S.A, Rakitina E.A. Matveeva N.V. Milohina L.V. Continuing Computer Science Course. Moscow, BINOM. Knowledge lab, 2008. p. 143.

3. Karakozov S.D., Rizhova N.I. Types of problems and components is the content information computer competence of modern specialist. Information technology in science, education and management. Collection of scientific articles / Ed. Prof. E.L. Gloriozova. M., 2015, p. 311-315.

4. Kolin K.K. The formation of computer scince as a fundamental science and a complex scientific problem. Systems and means of computer scince. Specialist. issue Scientific and methodological problems of computer science. Moscow, IPI RAS, 2006, p. 7-58 (p. 12-13). [Electronic resource]. Available at: http:// mi.mathnet.ru/ssi50, (date accessed: 11.09.2019).

5. Kuznesov A.A, Beshenkov S.A., Zakharova T.B., Korotenkov Y.G., Matveyeva N.V. On computer science, its approaches and subject (the philosophy of computer science). Vestnik TSU [Bulletin of TSU], t. 10, vyp. 3, 2005, p. 236-249 (in Russian).

6. Mindzaeva E.V., Beshenkov S.A. A modern comprehensive course at school and universitye: approaches to the content development. Open education 3/2015. pp. 8-18 [Electronic resource]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/ sovremennyy-obscheobrazovatelnyy-kurs-informatiki-v-shkole-i-vuze-metod-icheskie-podhody-k-razvitiyu-soderzhaniya (date accessed: 6.09.2019).

7. Mozolin V.V. The development of the main content lines of the general course of computer science in the academic disciplines of non-core universities. Extended abstract of Doctor's thesis specialty 13.00.02. Moscow, Institute of the content and teaching methods of the Russian Academy of Education, 2005. p. 34. [Electronic resource]. Available at: The electronic library of dissertations: https://www.dissercat.com/content/razvitie-osnovnykh-soderzhatelnykh-linii-obshcheobrazovatelnogo-kursa-informatiki-v-uchebnyk/read (date accessed: 14.09.2019).

8. Professional standard [Electronic resource]. Available at: http://profstand-art.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-profes-sionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/ (date accessed: 01.10.2019).

9. Federal state educational standard of higher education-bachelor's degree in the direction of training 19.03.04 production Technology and catering (project) [Electronic resource]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOS-VO3 + +/Bak3 + +/190304_B_16012018.pdf (date accessed: 02.09.2014).

10. The federal law of the Russian Federation of Dec. 29.12.2012 No. 273-FZ. «On Education in the Russian Federation» [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (date accessed: 28.09.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Henner E.K., Soloveva T.N. Studyng of informatics in higher education institution in the conditions of the digital educational // Teacher of the XXI century. 4/2016 pp. 42-53(in Russian) [Electronic resource]. Available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/izuchenie-informatiki-v-vuze-v-usloviyah-tsifrovoy-obrazo-vatelnoy-sredy/viewer (date accessed: 14.09.2019).

12. Locke, E.A. & Latham, G.P. (2002). Building a practically useful theory of goal setting and task motivation: A 35-year odyssey. American Psychologist, 57, pp. 705-717.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.