Научная статья на тему 'Проектирование конструкций с использованием инновационного способа определения динамических модуля упругости Юнга и коэффициента Пуассона'

Проектирование конструкций с использованием инновационного способа определения динамических модуля упругости Юнга и коэффициента Пуассона Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
76
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИАЛОВ / СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PHYSICAL AND MECHANICAL PROPERTIES OF MATERIALS / METHOD OF DETERMINING / DEVELPMENT

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Нюнин Б. Н., Графкина М. В.

В статье представлен инновационный способ определения физико-механических характеристик объекта, позволяющий повысить качество проектирования литых конструкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Нюнин Б. Н., Графкина М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STRUCTURES WITH USAGE OF INNOVATIVE WAYS TO DETERMINE DYNAMIC YOUNG'S MODULUS AND POISSON'S RATIO

This paper presents an innovative method for determining the physical and mechanical characteristics of the object, allowing to improve the quality of cast structures designing.

Текст научной работы на тему «Проектирование конструкций с использованием инновационного способа определения динамических модуля упругости Юнга и коэффициента Пуассона»

INT11

Rt у=.В

FREQ.: С Hz ) 11.48

ТТ riLT.

V

\

\

Ч

4 \ "

\ -

\

/ /

' \Ч

Рисунок 5 - Распределение вектора активной интенсивности инфразвукового поля

внутри автомобиля

Подобные исследования электромагнитных полей в салоне автомобиля позволит определить наиболее благоприятное расположение для водителя и пассажиров источников полей, что особенно актуально в конструкциях гибридных автомобилей.

Исследование тонкой структуры акустического и электромагнитного полей позволят решать принципиально новые задачи по снижению негативного воздействия этих полей на человека и окружающую среду.

Литература

1. Жуков А.Н., Иванников А.Н., Нюнин Б.Н. Тонаканов О.С. О движении частиц среды в акустических полях сложной структуры //Вестник Московского университета. Серия № 3. Физика. Астрономия, т. 26, № 2, 1985.- С. 69-74

Проектирование конструкций с использованием инновационного способа определения динамических модуля упругости Юнга и коэффициента

Пуассона

д.т.н. проф. Нюнин Б.Н., д.т.н. проф. Графкина М.В.

МГТУ «МАМИ» 8 (495) 223-05-23 доб. 1313, eco@mami.ru

Аннотация. В статье представлен инновационный способ определения физико-механических характеристик объекта, позволяющий повысить качество проектирования литых конструкций.

Ключевые слова: Физико-механические характеристики материалов, способ определения, проектирование. Прочностные характеристики проектируемого объекта зависят от точности математических динамических моделей, описывающих его поведение в реальных условиях эксплуатации, и во многом определяется исходными данными материалов и сплавов, которые закладываются в расчеты (модуль Юнга, коэффициент Пуассона). Поэтому разработка инновационных методов определения физико-механических характеристик материалов является весьма актуальной задачей.

Существующие способы определения статического модуля упругости Юнга (Авторское свидетельство СССР №954850, МПК G 01 N 3/08, 1982; Авторское свидетельство СССР №

957054, МПК G 01 N 3/42, 1982; патент РФ № 2292029, МПК G01N3/08, 2006), ГОСТ 2509582 «Метод определения модуля упругости (модуля Юнга)» не предназначены для определения динамических: модуля упругости Юнга и коэффициента Пуассона. Эти способы не учитывают также влияния технологии изготовления стержневых литых деталей и их химического состава на значения интегральных показателей сплавов. Поэтому исследования были сосредоточены на выявлении влияния технологии изготовления стержневых литых деталей и их химического состава на динамические характеристики сплавов и способа их определения.

Инновация данного подхода заключается в том, что динамический модуль упругости Юнга и коэффициент Пуассона берутся не из известных справочных данных, а определяются по образцу максимально соответствующему конструкции, технологии изготовления и химическому составу реальной детали (приоритет от 17.06.2010, заявка №2010 124 300/28). Поставленная задача решается расчетно-экспериментальным способом (см. рисунки 1 и 2).

Полученные таким способом значения динамического модуля упругости Юнга и динамического коэффициента Пуассона могут быть использованы в динамических математических моделях при разработке компьютерной технологии проектирования конструкций с заданными физико-механическими характеристиками, что приводит к сокращению материальных затрат на стадии НИОКР.

Достоверность результатов математического моделирования с использованием инновационного способа определения динамических модуля упругости Юнга и коэффициента Пуассона подтверждена при проектировании и изготовлении тяжелых колоколов Троице-Сергеевой Лавры. Впервые в мире без дополнительной доводки (настройки) получены сверхтяжелые колокола, образующие музыкальный аккорд, т. е. каждый колокол с точность не менее 1% совпадает с заданной нотой.

Экологическая эффективность данного подхода выражается в ресурсо- и энергосбережении, исключении дополнительных технологических операций по доводке, а следовательно, в значительном негативного воздействия на окружающую среду.

^ ^ < ^ ^

5

Рисунок 1 - Схема экспериментальной установки

Рисунок 2 - Динамическая конечно-элементная модель образца

Экологическое проектирование автомобильных литых конструкций на основе инновационного способа определения динамических модуля упругости Юнга и коэффициента Пуассона

д.т.н. проф. Нюнин Б.Н., д.т.н. проф. Графкина М.В.

МГТУ «МАМИ» 8 (495) 223-05-23 доб. 1313, eco@mami.ru

Аннотация. На основе разработанных инновационных методов экологического проектирования и определения физико-механических характеристик литейных конструкций (патент № 2431819 от 20.10.2011 Бюл. № 29) впервые получены конструкции с заданными физико-механическими характеристиками, обеспечивающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду в жизненном цикле.

Ключевые слова: экологическое проектирование, физико-механические характеристики материалов, модуль Юнга, коэффициент Пуассона.

Экологическое проектирование требует рассмотрения биосферных процессов и всех стадий жизненного цикла создаваемых конструкций не как изолированных друг от друга событий, а как элементов общей системы, т.е. глубоко интегрировано. При таком подходе любая конструкция оказывает влияние на процессы природопользования и качество окружающей среды. Исследование показателей жизненного цикла конструкций и импликативных связей параметров проектируемой системы с частными экологическими показателями делает возможным минимизировать негативные процессы в окружающей среде.

В настоящее время наиболее полно исследованы возможности повышения экологической безопасности конструкций на этапе их эксплуатации. В то же время получение матери-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.