Научная статья на тему 'Экологическое проектирование автомобильных литых конструкций на основе инновационного способа определения динамических модуля упругости Юнга и коэффициента Пуассона'

Экологическое проектирование автомобильных литых конструкций на основе инновационного способа определения динамических модуля упругости Юнга и коэффициента Пуассона Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
85
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИАЛОВ / МОДУЛЬ ЮНГА / КОЭФФИЦИЕНТ ПУАССОНА / YOUNG'S MODULUS / POISSON'S RATIO / ENVIRONMENTAL ENGINEERING / PHYSICAL AND MECHANICAL PROPERTIES OF MATERIALS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Нюнин Б. Н., Графкина М. В.

На основе разработанных инновационных методов экологического проектирования и определения физико-механических характеристик литейных конструкций (патент № 2431819 от 20.10.2011 Бюл. № 29) впервые получены конструкции с заданными физико-механическими характеристиками, обеспечивающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду в жизненном цикле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Нюнин Б. Н., Графкина М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL DESIGN OF CAST AUTOMOTIVE STRUCTURES BASED ON THE INNOVATIVE METHOD OF DETERMINATION OF DYNAMIC YOUNG'S MODULUS AND POISSON'S RATIO

On the basis of the developed innovative methods of environmental planning and determination of physical-mechanical characteristics of cast structures (patent No. 2431819 of 20.10.2011 Bull. № 29), first obtained the structures with the specified physical and mechanical characteristics, ensuring minimal negative impact on the environment in the life cycle.

Текст научной работы на тему «Экологическое проектирование автомобильных литых конструкций на основе инновационного способа определения динамических модуля упругости Юнга и коэффициента Пуассона»

Раздел 2. Технология машиностроения и материалы.

Рисунок 2 - Динамическая конечно-элементная модель образца

Экологическое проектирование автомобильных литых конструкций на основе инновационного способа определения динамических модуля упругости Юнга и коэффициента Пуассона

д.т.н. проф. Нюнин Б.Н., д.т.н. проф. Графкина М.В.

МГТУ «МАМИ» 8 (495) 223-05-23 доб. 1313, eco@mami.ru

Аннотация. На основе разработанных инновационных методов экологического проектирования и определения физико-механических характеристик литейных конструкций (патент № 2431819 от 20.10.2011 Бюл. № 29) впервые получены конструкции с заданными физико-механическими характеристиками, обеспечивающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду в жизненном цикле.

Ключевые слова: экологическое проектирование, физико-механические характеристики материалов, модуль Юнга, коэффициент Пуассона.

Экологическое проектирование требует рассмотрения биосферных процессов и всех стадий жизненного цикла создаваемых конструкций не как изолированных друг от друга событий, а как элементов общей системы, т.е. глубоко интегрировано. При таком подходе любая конструкция оказывает влияние на процессы природопользования и качество окружающей среды. Исследование показателей жизненного цикла конструкций и импликативных связей параметров проектируемой системы с частными экологическими показателями делает возможным минимизировать негативные процессы в окружающей среде.

В настоящее время наиболее полно исследованы возможности повышения экологической безопасности конструкций на этапе их эксплуатации. В то же время получение матери-

Раздел 2. Технология машиностроения и материалы. альных и энергетических ресурсов, переработка сырья и производство конструкционных материалов является первой стадией жизненного цикла любой системы. На этом этапе жизненного цикла любая конструкция впрямую взаимодействует с окружающей средой и оказывает на нее мощное техногенное воздействие.

Конструкторы в настоящее время при выборе материалов ориентированы на их физические, эксплуатационные и технологические характеристики, которые определяют качество и технологичность проектируемой конструкции, а также на стоимостные показатели. Конструкционные материалы во многом определяют функциональные и технические показатели (прочность, износостойкость, электропроводность, магнитную проницаемость, виброакустические характеристики, внешний вид проектируемых систем и др.). Экологические требования к конструкционным материалам не отменяют всех предыдущих требований, они дополняют их с целью снижения негативного воздействия и сохранения природных ресурсов с учетом жизненного цикла.

Надежность расчетов прочностных характеристик автомобильных литых конструкций во многом зависит от точности математических динамических моделей, описывающих их поведение в реальных условиях эксплуатации, и во многом определяется исходными данными материалов и сплавов, которые закладываются в расчеты (модуль Юнга, коэффициент Пуассона, плотность). Поэтому разработка инновационных методов определения физико-механических характеристик материалов является весьма актуальной задачей как с позиций экологии, так и повышения надежности прочностных расчетов.

Существующие способы определения статического модуля упругости Юнга (Авторское свидетельство СССР №954850, МПК G 01 N 3/08, 1982; Авторское свидетельство СССР № 957054, МПК G 01 N 3/42, 1982; патент РФ № 2292029, МПК G01N3/08, 2006), ГОСТ 2509582 «Метод определения модуля упругости (модуля Юнга)» не предназначены для определения динамических: модуля упругости Юнга и коэффициента Пуассона. Эти способы не учитывают также влияния технологии изготовления стержневых литых деталей и их химического состава на значения интегральных динамических показателей сплавов. Поэтому исследования были сосредоточены на выявлении влияния технологии изготовления стержневых литых деталей и их химического состава на динамические характеристики сплавов и способа их определения.

Инновация данного подхода заключается в том, что динамический модуль упругости Юнга и коэффициент Пуассона берутся не из известных справочных данных, а определяются по образцу, максимально соответствующему конструкции, технологии изготовления и химическому составу реальной детали (патент № 2431819 от 20.10.2011 Бюл. № 29). Поставленная задача решается расчетно-экспериментальным способом.

Динамические модуль упругости Юнга и коэффициент Пуассона определяют в следующей последовательности:

1. Выбирают форму образца в виде толстостенного кольца.

2. Образец изготавливают с применение формовочных смесей и режимов заливки в соответствии с технологией изготовления реальной литой конструкции.

3. Образец подвешивают через центральное отверстие на упругой подвеске 2 (резиновый шнур), подобная упругая подвеска практически не оказывает влияния на резонансные формы колебаний образца, а колебания возбуждают путем импульсного силового воздействия ударами молотка 3 (по крайней мере 10 ударов) последовательно по боковой и торцевой поверхности образца (рисунок 1).

4. Акустический сигнал от образца воспринимает микрофон 4, и через предусилитель 5 передает на анализатор (БПФ) 6, который определяет пять собственных частот (см. табл. 1).

5. По ГОСТ 20018 «Метод определения плотности» определяют экспериментальным путем реальную плотность образца с погрешностью не более 0,01г/см3..

6. Создают конечно-элементную динамическую модель образца в виде толстостенного

Раздел 2. Технология машиностроения и материалы.

кольца (рисунок 2, где 7 - i-ый конечный элемент) исходными данными которой являются:

• геометрические размеры образца, уточненные после его отливки;

• экспериментально по ГОСТ 20018 полученная плотность образца;

• табличные значения модуля упругости Юнга и коэффициента Пуассона для сплава. 7. Рассчитывают, по крайней мере, пять форм и пять собственных частот колебаний образца

и методом аппроксимации, в заданных диапазонах изменения значений модуля упругости Юнга и коэффициента Пуассона, определяют значения динамических: модуля упругости Юнга и коэффициента Пуассона, при которых рассчитанные частоты совпадают с экспериментальными данными в пределах 0,1% (см. таблицу 1).

у у £

0'

6

Рисунок 1 - Схема экспериментальной установки

Рисунок 2 - Динамическая конечно-элементная модель образца

Т

Раздел 2. Технология машиностроения и материалы.

Таблица 1.

Сравнение измеренных и рассчитанных пяти собственных частот образца при различных значениях модуля упругости Юнга и коэффициента Пуассона

Фгп К Р 0. Фгп И Р 0.

ичвские змррено ас чет ичвские змвреис ас чет ^■ЩШл,

параметры параметры щ

1 2 3 4 5 6 7 8

м. 2 2 1. м. 2 2 0.

Юнга Щ 615 38% Юнге 678 669 34%

ш 3 3 1. 1.06 3 3 1.

Шш 357 294 91%' 00ЕНИ5 395 347 43%'

к. 4 4 0. к. 4 4 0.

Пчуассот 379 378 02% Пуассона 438 437 02%

0.33 5 5 - 0.34 5 5 -

64 438 489 0.02% 46 543 547 0.07%

гио 5 5 - гио 5 5 -

тшсть 491 908 7.06% ТЙЭСТЪ 548 963 6 96%

8.70 8.70

8Е-06 8Е-06

1 2 3 4 5 6 7 8

м. 2 2 0 м. 2 2 1

Юнга 662 642 .98% Юнга 654 615 .49%

1.04 3 3 1 1.03 3 3 1

70Е+05 380 320 .81% 90Е+05 359 294 .97%

к. 4 4 0 к. 4 4 -

Пуассона 413 408 .11% Пуассона 377 378 0.02%

0.34 5 5 0 0.33 5 5 0

03 524 519 .09% 28 491 439 .04%

1С10Т 5 5 - 1С10Т 5 5 -

ностъ 8.70 524 937 6.96% ностъ 8.70 498 908 6.94%

8Е-06 8Е-06

1 2 3 4 5 6 7 8

к 2 2 0 к 2 2 0

Юнга 684 669 .56% Юнга 615 615 жй:.

1.08 3 3 1 1.05 3 3 1

ШЗЕЩ 399 347 .55% шЩ 327 294 .00%

к 4 4 0 к 4 4 0

Пуассона. 437 437 .00% Пуассона. 379 378 .02$: .

0.33 5 5 0 0.37 5 5 -

87 556 547 .16% плот 403 439 1.57%

югтот 5 5 ностъ 5 5

ностъ 8.70 557 963 6.81% 8.70 8Е-06 432 908 8.06%

8Е06

Полученные таким способом значения динамического модуля упругости Юнга и динамического коэффициента Пуассона используются в динамических математических моделях при разработке компьютерной технологии проектирования литых конструкций (картер двигателя автомобиля, блок цилиндров, клапанные крышки и др.) с заданными физико-механическими характеристикам, что приводит к сокращению материальных затрат на стадии НИОКР. Достоверность результатов математического моделирования с использованием инновационного способа подтверждена при проектировании литых деталей.

Экологическая эффективность данного подхода выражается в ресурсо- и энергосбережении; снижении материальных потоков на входе и выходе в продукционные системы; уточнении массовых характеристик изделия; исключении дополнительных технологических операций по доводке; оптимизации химического состава с учетом негативного воздействия исходных материалов в жизненном цикле.

Раздел 2. Технология машиностроения и материалы.

На примере проектирования литых конструкций из оловянистой бронзы показано, что использование методов экологического проектирования и инновационных методов определения физико-механических характеристик материалов позволило исключить дополнительную доводку образца, снизить вес конструкции и негативное воздействие на окружающую среду.

При годовом выпуске литых конструкций из оловянистой бронзы в 70 тонн в печах сопротивления типа СМБ сокращение негативных выбросов в атмосферу составило по:

• пыли 3 кг;

• оксиду углерода 1 кг;

• оксидам азота 1,5 кг;

• прочим выбросам 0,6 кг.

Таким образом, на основе разработанных инновационных методов экологического проектирования и определения физико-механических характеристик литейных конструкций (патент № 2431819 от 20.10.2011 Бюл. № 29) впервые получены конструкции с заданными физико-механическими характеристиками, обеспечивающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду в жизненном цикле.

Литература

1. Нюнин Б.Н., Графкина М.В. Патент № 2431819 «Способ определения модуля упругости Юнга и коэффициента Пуассона литых деталей» от 20.10.2011 Бюл. № 29

2. Гридел Т.Е., Алленби Б.Р. Промышленная экология: Учебное пособие для вузов /Пер. с англ. под ред. проф. Э.В. Гирусова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 527 с.

3. Графкина М.В. «Экологическое проектирование продукции.» - М.: МГТУ «МАМИ», 2006.- 224 с.

Исследование коллоидно-графитовых теплозащитных покрытий для

высокоуглеродистых сталей

к. т. н. доц. Петров А. Н. МГТУ «МАМИ» 8-916-505-0754, alexander_petr@mail.ru

Аннотация. В данной статье представлены исследования и методика выбора коллоидно-графитовых покрытий для заготовок из высокоуглеродистых сталей. Приведено комплексное исследование коллоидно-графитовых покрытий. Методика оптимального выбора коллоидно-графитовых покрытий учитывает физико-химические и технологические свойства состава покрытия. Выбранные коллоидно-графитовые покрытия по предлагаемой методике нашли применение в процессах полугорячей калибровки подшипниковых колец.

Ключевые слова: горячая объемная штамповка, потеря массы при нагреве, коллоидно-графитовые покрытия, теплозащитные свойства.

В зависимости от требований технологического процесса, материала заготовки, температуры штампов и т.д. смазочные материалы могут наноситься не только на инструмент (штамп), но и на заготовку. В этом случае смазочный материал играет роль теплоизолятора (при нагреве заготовки перед штамповкой) и смазки в процессе штамповки. Известны различные составы покрытий. Например, покрытия на основе стекла успешно используют для изотермической штамповки титановых лопаток. Графитовую суспензию с добавками мела и других компонентов применяют для полугорячей штамповки колец подшипников. Смесь окиси алюминия, медных опилок и асбеста применяют для выдавливания тугоплавких металлов. В статье рассмотрено коллоидно-графитовое покрытие для полугорячей калибровки колец подшипников из стали ШХ15, функциональное назначение которого - защита от окис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.