Научная статья на тему 'Проектирование институциональной среды инновационного кластера'

Проектирование институциональной среды инновационного кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриева Л.В.

В статье рассматривается современное состояние проблемы моделирования внутренней и внешней среды инновационного кластера. Предлагаются организационная модель взаимодействия основных подсистем кластера, а также модель институционально-инфраструктурной составляющей кластера. Выдвигается гипотеза о необходимости использования инструментов проектирования институциональной среды инновационного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование институциональной среды инновационного кластера»

УДК 332.146.2

проектирование институциональной среды инновационного кластера

л. в. дмитриева,

заместитель начальника отдела Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России E-mail: ludmilavd@yandex. ru

В статье рассматривается современное состояние проблемы моделирования внутренней и внешней среды инновационного кластера. Предлагаются организационная модель взаимодействия основных подсистем кластера, а также модель институционально-инфраструктурной составляющей кластера. Выдвигается гипотеза о необходимости использования инструментов проектирования институциональной среды инновационного кластера.

Ключевые слова: инновационный кластер, институциональная среда, развитие территории, Волгоградская область.

Современные кластеры, объединяя множество формально независимых предприятий и социальных институтов, выступают как целостный экономический субъект. Кластеры выступают передовым инструментом реализации инновационного подхода к государственному и муниципальному управлению.

При этом главной целью государственной кластерной политики является формирование новых региональных точек роста, обеспечивающих долгосрочное развитие региона.

В отличие от традиционных промышленных кластеров, инновационные кластеры представляют собой систему тесных взаимосвязей не только между фирмами, их поставщиками и клиентами, но и институтами знаний, среди которых крупные исследовательские центры и университеты. В рамках инновационного кластера необходимо выстроить сетевую модель полного цикла инновационного

процесса (от фундаментальных исследований до выхода с продуктом на рынок).

Институциональная среда инновационных кластеров, включающая в себя систему экономических институтов, организаций и их взаимосвязей, является ключевой частью, определяющей успех развития кластерной инициативы. Специфика кластера (как особой формы социально-экономической системы) предопределяет особенности кластерной политики, которая должна быть направлена не столько на решение отраслевых задач, сколько на интеграцию усилий различных экономических и социальных институтов.

Опыт развития кластерных инициатив различными странами свидетельствует об отсутствии единых унифицированных механизмов создания, развития и стимулирования инновационных кластеров. Поэтому для реализации вектора модернизации российской экономики на базе кластерных принципов необходима разработка теоретической модели формирования институциональной среды инновационного кластера.

Учитывая, что создание инновационной инфраструктуры в регионе ведется в основном за счет бюджетных средств, актуальность проблемы повышения эффективности инструментов государственного планирования при разработке мер стимулирования кластерного развития приобретает особую важность. В настоящее время показатели инновационной деятельности в России значительно ниже аналогичных показателей инновационно

ориентированных экономик и характеризуются совокупным уровнем инновационной активности организаций в 2011 г. на уровне 10,4 % (для сравнения, аналогичный показатель Германии — 79,9 %; Канады — 65 %; Китая — 30 %) [2, а 446]. Учитывая высокий уровень затрат федерального бюджета на стимулирование развития инновационного сектора экономики, необходимо отметить достаточно низкий удельный вес организаций, получавших финансирование из средств бюджета в 2011 г. в России (всего 1,1 %) (для сравнения, в Финляндии — 16,3 %, в Германии — 12,2 %) [2, ^ 450], что обусловлено высокой долей затрат бюджетных средств на создание инновационной инфраструктуры. При этом по данным опросов основными факторами, препятствующими технологическим инновациям в России являются: недостаток собственных средств у организаций, высокая стоимость нововведений и недостаток финансовой поддержки со стороны государства [2, а 273]. В связи с этим в условиях сложной экономической ситуации на фоне рецессии мировой экономики и ограниченности бюджета развития необходима разработка инструментария выработки целенаправленных мер для точечного форсированного развития региональных инновационных кластеров, направленных на решение системных проблем функционирования подсистем кластера.

При этом накоплен значительный опыт организационного проектирования и моделирования производства и управления деятельностью отдельных компаний в целях повышения их эффективности. Однако исследований, касающихся организации управления развитием кластеров (как единой экономической системой под общим управлением), представлено значительно меньше, что привело автора к выдвижению гипотезы о возможности применения некоторых аспектов теории организации производства к теориям кластерного развития.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации сформировано порядка 300 региональных институтов развития (РИР), оказывающих поддержку инвестиционным проектам инфраструктурной и инновационной направленности.

Действующие РИР отличаются многообразием организационных форм и осуществляют свою деятельность по широкому спектру направлений в различных сферах экономики. Так, например, в рамках РИР действуют 4 фонда инновационного развития (Москва, Ямало-Ненецкий автономный

округ, Калужская, Ярославская области), 104 бизнес-инкубатора (Московская область, Алтайский край, Республика Дагестан), 12 корпораций развития (Волгоградская область, Калужская области, Красноярский край), 21 фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере (Москва, Нижегородская область), 17 региональных инвестиционных фондов (Красноярский край, республики Карелия, Тыва), 43 индустриальных парка (Алтайский край, Калужская, Кемеровская, Московская области), а также иные организации. Большинство РИР сформировано для создания инфраструктуры реализации инновационных проектов.

В современной литературе инновационная инфраструктура определяется как совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций [4]. Однако на практике ее создание происходило хаотично, без учета инвестиционных приоритетов региона и его специализации.

Несмотря на создание большого числа объектов инновационной инфраструктуры на протяжении 2008 — 2011 гг. в регионах России, в большинстве субъектов Российской Федерации не произошло значительного роста числа создаваемых новых производств, а объемы инновационных товаров, работ и услуг в 2011 г. в Приволжском федеральном округе составили 11,3 %; в Центральном федеральном округе — 4,8 %; в Южном федеральном округе — 3,5 % [2, с. 342]. На основании этого можно сделать вывод о том, что созданная инфраструктура не отвечает потребностям предпринимателей и в большинстве случаев не составляет базовую составляющую инновационного потенциала территории. Создание инфраструктуры в 2006 - 2011 гг. зачастую велось бессистемно, отсутствовали стратегии развития и пулы целевых предприятий-пользователей. Поэтому большая часть инновационной инфраструктуры в настоящее время используется неэффективно, она недозагружена или используется нецелевым образом. Созданная инфраструктура эффективна в тех регионах, где она вписывается в региональную научно-производственную систему (в частности, устраняет барьеры на пути развития региональных инновационных кластеров (Калужская область, Республика Татарстан).

Развитие региональной инфраструктуры должно базироваться на четко выстроенном процессе управления жизненным циклом создания инновационной продукции. Недочеты в процессе создания региональной инновационной системы ведут к созданию невостребованных объектов инфраструктуры и нерациональному вложению (в большинстве случаев) бюджетных финансовых ресурсов.

На основе данных выводов автор выдвигает гипотезу о необходимости разработки сетевой модели формирования институциональной среды инновационного кластера. Основой данной гипотезы является положение о том, что при развитии и инвестировании в элементы инфраструктурных комплексов более целесообразно учитывать функционирование всего комплекса организаций-пользователей и взаимосвязей всех его элементов.

Для того чтобы повысить эффективность создания объектов инновационной инфраструктуры, автор предлагает использовать подход по проектированию региональной инфраструктуры (или инфраструктурное проектирование).

Инфраструктурное проектирование (дизайн) [8, с. 3] — это целенаправленная деятельность по моделированию совокупности элементов инфраструктурного проекта для получения максимального эффекта от их взаимодействия на всех стадиях осуществления проекта [6, с. 132]. По сути, это новый принцип создания объектов инновационной инфраструктуры с учетом анализа внешней среды, реализации возможностей и компенсации слабостей региональной экономической системы.

Международный стандарт ISO9000: 2008 дает следующее определение проектирования: «Проектирование и разработка (design and development) — совокупность процессов, переводящих требования в установленные характеристики или спецификации на продукцию, процесс или систему» [1].

Таким образом, проектирование инновационной инфраструктуры можно определить как процесс, переводящий требования инвесторов и предпринимателей в установленные характеристики инновационной инфраструктуры, результатом которого должно стать создание эффективных, востребованных объектов, вносящих значительный вклад в рост высокотехнологичных отраслей региональной экономики.

В целях повышения эффективности уже существующих объектов инновационной инфраструктуры автор предлагает провести анализ региональной

научно-производственной системы для выделения возможных кластеров и перепрофилирования созданных объектов инновационной инфраструктуры под участников наиболее приоритетных кластерных образований.

Реальный практический результат целенаправленной деятельности, осуществляемой в рамках инфраструктурного проектирования, позволяет получить максимальный эффект от взаимодействия элементов на всех стадиях осуществления инвестиционных проектов.

Заимствование и введение в состав кластера недостающих производственных факторов и налаживание связей с внешним спросом есть не что иное, как обеспечение условий функционирования системы.

Разработка стратегии формирования и развития кластеров заключается в планировании и нахождении путей устранения препятствующих факторов. На основе этого формируется совокупность стратегий основных подсистем кластера.

Формирование стратегии развития кластера при реализации региональной кластерной политики проводится органами государственного управления, находящимися над системой, а реализация стратегии происходит на уровне частного бизнеса, поэтому планирование стратегии должно также проводиться на двух уровнях: как план действий органов государственного управления и как план мероприятий частных компаний, входящих в кластер.

Основная задача разработки стратегии формирования кластера и реализации кластерной политики заключается в планировании и реализации плана мероприятий, которые будут реализовываться органами государственного управления совместно с представителями предпринимательского сообщества (мероприятия должны быть направлены на развитие кластера, устранение имеющихся «провалов рынка» и других ограничивающих развитие факторов). Такую деятельность по выявлению ограничивающих факторов развития кластера и недостаточно развитых участков кластерной системы, а также по подбору соответствующих мер кластерного развития назовем «проектированием кластерных систем».

Необходимо отметить наиболее распространенные проблемы в формировании и развитии кластерных систем:

— недостаточный уровень развития производственной инфраструктуры;

— дефицит инвестиционных ресурсов;

— низкий уровень конкурентоспособности и технологическое отставание потенциальных участников кластеров, особенно производств потенциального «ядра»;

— дефицит трудовых ресурсов необходимой квалификации;

— недостаточный уровень менеджмента;

— неразвитая инновационная среда и т. п.

С позиции менеджмента указанные факторы можно классифицировать как ресурсные и институциональные. Нивелирование ресурсных факторов связано с затратами инвестиционных ресурсов. Для устранения действия институциональных факторов необходима реализация мероприятий, направленных на развитие соответствующих институтов. При этом важно понимать, что ресурсные факторы в своей основе также имеют институциональные факторы (например, это проявляется в дефиците инвестиционных ресурсов, величина которых детерминирована различными институциональными факторами: защита прав собственности, уровень коррупции, прозрачность правовых отношений, защита от произвола силовых структур и т. п.).

Использование понимания политики (как плана мероприятий, который направлен на создание системы с требуемыми свойствами) предполагает решение двух вопросов: какими должны быть требуемые или желательные свойства системы, и какие меры обеспечивают их достижение.

Все методы государственной поддержки и стимулирования проектов развития кластерных систем объединяет необходимость затрат бюджетных средств в прямой или косвенной форме. Основным принципом при определении форм поддержки процессов развития кластерных систем со стороны государства является проектный принцип, в соответствии с которым участие органов власти в формировании и развитии кластерных систем предлагается рассматривать как проект с целевыми результирующими характеристиками.

Автором разработана методика проектирования кластерных систем, направленная на подбор государственно-управленческих решений по созданию инфраструктуры для формирования и развития точек роста региональной экономики в виде региональных инновационных кластеров.

При рассмотрении инновационного кластера как экономической системы можно выделить следующие подсистемы:

1) научно-исследовательская подсистема — подкластер научно-исследовательских предприятий включает в себя совокупность предприятий, обеспечивающих кластер результатами интеллектуальной деятельности. Важно обеспечить в этом сегменте кластера необходимые звенья инновационной цепочки, позволяющие перейти от фундаментальных исследований к прикладным, а также провести необходимые опытно-конструкторские работы. В соответствии с этим в данный подкластер входит широкий круг институтов, лабораторий и предприятий, обеспечивающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Это имеет большое значение для успешного функционирования инновационной деятельности в кластере. Кооперация работ в сфере организации научно-технической деятельности и проведение ее коммерциализации представляют собой критически важную подсистему кластера (при ее отсутствии или при недостаточной эффективности деятельности подсистемы эффект повышения конкурентоспособности продукции кластера может быть не достигнут);

2) образовательная подсистема — образовательный подкластер обеспечивает подготовку и переподготовку кадров в соответствии со специализацией кластера. В образовательную подсистему кластера входят учебные заведения высшего и среднего профессионального образования, а также специализированные учебные заведения по подготовке кадров.

Фактор наличия специализированных трудовых ресурсов является критически важным как для развития существующих предприятий кластера, так и для привлечения инвесторов для создания новых производств, а также для развития малого и среднего предпринимательства;

3) производственная подсистема. В подкластер промышленных предприятий входят организации, деятельность которых связана с производством промышленной продукции. При этом в зависимости от модели кластера в данный подкластер могут входить исключительно предприятия малого и среднего бизнеса, производящие продукцию, оказывающие различные услуги и т. д. Однако для региональных органов исполнительной власти это одна из наиболее трудных подсистем для развития, поскольку при прямом управляющем воздействии и выделении необходимых ресурсов развитие данного сектора автоматически не происходит. Многое

зависит от стратегического видения руководством предприятий целей и приоритетов развития. В зависимости от модели кластера меры управляющего воздействия также будут значительно различаться по форме;

4) инфраструктурная подсистема — в данную подсистему входят объекты информационной, инженерной, транспортно-логистической, финансовой, консалтинговой и иной обеспечивающей инфраструктуры для поддержания и развития деятельности ключевых элементов кластера.

Согласно предложенной систематизации будем исходить из того, что в каждом кластере можно выделить 4 подсистемы по направлениям деятельности, которые во взаимодействии образуют единую систему, обладающую значительно большей устойчивостью и повышающую конкурентоспособность каждого участника кластера.

Другими словами, для обеспечения эффективного взаимодействия подкластеров (научной, образо-

вательной и промышленной подсистем) необходимо сформировать инфраструктурные элементы в тех областях, где взаимодействие между подсистемами кластера развито недостаточно и которые будут направлены на обеспечение стимулирования инновационных процессов. Данные элементы будут функционировать на уровне кластера, обеспечивая при этом слаженное взаимодействие функциональных блоков кластера. При этом на уровне подкластеров также может быть необходимо создание инфраструктурных элементов (например, обеспечивающих финансово-хозяйственную деятельность).

Далее необходимо определить вероятные «провалы» в системах функционирования каждого из подкластеров в целях дальнейшей выработки эффективной региональной политики по нивелированию данных системных проблем.

Проблемы инновационного развития и основные задачи институтов поддержки инновационной деятельности представлены на рис. 1

Проблемы

Задачи

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ

Высокая неопределенность, высокие риски

Снижение инновационных рисков частных инвесторов

Функции объектов инфра-струкгу-ры

Финансирование

Ликвидация «провалов рынка» в инновационной сфере

Отсутствие необходимых компетенций у участников инновационной деятельности

Обеспечение формирования ключевых компетенций

Образование

Длительность бесприбыльной стадии развития инновационных проектов

Поддержка инноваций на ранних (бесприбыльных) стадиях разработок

Исследования

Недостаточная концентрация ресурсов в малом и среднем инновационном предпринимательстве

Поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства

Создание условий и среды (инфраструктуры)

Проблема координации между наукой и бизнесом, между различными сегментами инновационной сферы и предпринимательства

Обеспечение горизонтальной координации между научными организациями, инновационными фирмами и бизне-

Примечание. Авторская разработка. Рис. 1. Проблемы инновационного развития и основные задачи институтов поддержки инновационной деятельности

Одним из методологических инструментариев выбора необходимых элементов поддержки кластера предлагается использование метода построения системного профиля инновационного регионального кластера по обозначенным подсистемам, который позволит выявить стратегические разрывы в основных подсистемах кластера. Системный профиль кластера может охарактеризовать текущее состояние имеющихся в кластере подсистем, а также их целевые уровни развития. Те подсистемы, где будут выявлены наиболее значительные лаги между существующим и целевым уровнями, должны стать приоритетными сферами приложения государственной политики.

Государственным органам необходимо акцентировать внимание на создании институциональных основ развития региональных инновационных кластеров, т. е. на переходе от бессистемных, хотя и зачастую позитивных, мер, стимулирующих инновационную деятельность, к более формализованному отбору мер вовлечения бизнеса в инновационные процессы, к созданию постоянно действующих, институционально оформленных и обоснованно выбранных практических механизмов такого стимулирования.

Не существует готового набора мер политики, который может быть использован регионами для содействия инновациям. С учетом мнений регионального предпринимательского сообщества должны определяться наиболее эффективные рычаги приложения инструментов региональной политики. Далее (в зависимости от эффективности интеграции созданной инфраструктуры с существующими элементами кластера, от повышения конкурентоспособности предприятий кластера и увеличения выпуска инновационной продукции) оценивается эффективность предпринятых действий.

Опыт зарубежных стран свидетельствует о значительном разнообразии как форм поддержки инновационной деятельности (инновационных и научно-технологических программ), так и инновационной инфраструктуры (финансовой и нефинансовой) [3].

Специфика реализации в России региональной кластерной политики состоит в отсутствии в большинстве случаев конкурентоспособных точек роста в регионах (в результате, формирование кластеров будет происходить со значительным участием государства, т. е. формируемые кластеры (по крайней мере на начальном этапе) будут политически

управляемыми в рамках проведения дирижистской кластерной политики).

Политически управляемые кластеры — это кластеры, выбираемые правительством для поддержки, но не обладающие критической массой фирм или не имеющие благоприятных условий для органичного самостоятельного развития.

Таким образом, основной целью деятельности региональных органов власти сегодня должно стать создание инновационных подсистем, обеспечивающих условия для формирования инновационных кластеров как базовых элементов инновационной системы.

Предлагаемый автором инструмент проектирования региональных инновационных кластеров был апробирован на примере анализа необходимых институтов развития региональной кластерной инициативы Волгоградской области по созданию кластера информационных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) зарекомендовали себя в качестве одного из наиболее эффективных средств решения региональных проблем [7, а 8].

Волгоградская область обладает значительным потенциалом развития IT-cферы в регионе благодаря высокому качеству трудовых ресурсов в этой сфере, обеспечиваемому ведущими вузами региона: ВолгГТУ, ВолГУ, а также перспективными разработками в сфере информационных технологий других высших учебных заведений региона.

Свидетельством этому являются развитие малого предпринимательства в указанной сфере, а также отток подготовленных высококвалифицированных кадров в мегаполисы. Существуют примеры компаний, имеющих собственные разработки программных продуктов и работающих по заказу западных компаний (например, ООО «Сингулярис-Лаб», ООО «Инфоком», ООО «ВИП системы», ООО «Эк-витас», ООО «АПИ Волгоград», ООО «Волгасофт-проект» и др.).

Поскольку значение информационных технологий в развитии предприятий региона и региональном развитии трудно переоценить [5, а 347], органам исполнительной власти региона необходимо реализовывать более активную политику развития данного сектора экономики региона.

В рамках развития ^-кластера Волгоградской области предполагается проведение некоторых мероприятий с учетом формирования и развития данного кластера по «итальянской» модели, которые заключаются:

— в содействии институциональному развитию 1Т-кластера: создание объектов инновационной инфраструктуры (центров коллективного пользования, обучающего центра, й-бизнес-инкубатора для создания профессиональной среды и установления эффективного информационного взаимодействия между его участниками);

— в развитии международного сотрудничества и реализации совместных с индийскими и израильскими компаниями инновационных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий 1Т-отрасли региона;

— в стимулировании инвестиций в предприятия и проекты 1Т-отрасли на территории Волгоградской области, в целевом привлечении институциональных и частных инвесторов;

— в формировании положительного имиджа 1Т-кластера и субъектов 1Т-отрасли Волгоградской области, в реализации общей стратегии маркетинга;

— в привлечении ведущих мировых и российских 1Т-компаний к участию в региональном 1Т-кластере, в обмене опытом и налаживании долгосрочного сотрудничества.

Характеристика основных черт развития кластера информационных технологий в Волгоградской области представлена на рис. 2.

В целях обеспечения динамичного и устойчивого развития кластера необходимо привлечение множества участников, а также стимулирование создания новых компаний в этой сфере. Накопление критической массы участников кластера позволит сделать связи между подсистемами кластера более устойчивыми, а модели функционирования общей инфраструктуры кластера более эффективными.

На основе использования предложенной автором методики проектирования кластера были проанализированы основные подсистемы кластера (см. таблицу).

Примечание. Авторская разработка. Рис. 2. Характеристика основных черт развития кластера информационных технологий в Волгоградской области

Меры по развитию основных подсистем кластера информационных технологий Волгоградской области

Подсистема Характеристика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-исследовательская подсистема Существует. Возможно развитие в рамках инновационной инфраструктуры

Образовательная подсистема Существует

Промышленные цепочки (производственная подсистема) Независимое развитие малых и средних предприятий, в том числе благодаря инновационной инфраструктуре

Инфраструктурная подсистема Необходимо создание системы финансирования ГГ-проектов. Необходимо создание специализированного бизнес-инкубатора. Необходимы продвижение инициативы и трансфер технологий

Примечание. Авторская разработка.

Первоочередными мерами органов исполнительной власти региона должны стать:

1) организация взаимодействия субъекта Российской Федерации с венчурными фондами, фондами грантового финансирования, бизнес-ангелами в целях финансирования инновационных проектов в ГГ-сфере;

2) создание в Волгоградской области профильного бизнес-инкубатора для предприятий ГТ-сферы, где будет воссоздана максимально благоприятная среда для формирования инновационного сообщества, трансфера технологий и роста числа проектов, а также предоставление малому и среднему ГТ-биз-несу помещений, оборудованных для проведения ГТ-разработок;

3) разработка, принятие и регулярная актуализация долгосрочного плана размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в ГТ-сфере, а также для нужд организаций, находящихся в региональной или муниципальной собственности. Обеспечение открытости и доступности этого плана, создающего ориентиры спроса местному ГТ-бизнес-сообществу.

Успех кластера во многом зависит от согласованности действий его участников, поэтому региональные органы власти должны уделить большое внимание созданию качественной организационной основы проведения региональной инновационной кластерной политики. Таким инструментом формирования организационной основы кластера может стать метод проектирования региональной инфраструктуры, суть которого состоит в заимствовании и введении в состав кластера недостающих производственных факторов и в налаживании связей с внешним спросом, т. е. в обеспечении условий функционирования системы.

Реальный практический результат целенаправленной деятельности, осуществляемой в рамках инфраструктурного проектирования, позволяет получить максимальный эффект от взаимодействия элементов на всех стадиях осуществления проектов кластерного развития.

Список литературы

1. Агарков С. А., КузнецоваЕ. С., ГрязноваМ. О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. М.: Изд-во «Академия Естествознания». 2011. URL: http://www. rae. ru/ monographs/112-3768.

2. Индикаторы инновационной деятельности: 2013: Стат. Сборник / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2013. 472 с.

3. Кабашкин В. А., Левченко А. А., Сидоров В. А. Развитие государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации: монография. Белгород: ИПЦ «Политерра». 2008. 432 с.

4. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент: учебник. М.: ИНФРА-М. 2008. 294 с.

5. Нилекани Н. Образ новой Индии: эволюция преобразующих идей / пер. с англ. М.: Альпина Паблишерз. 2010. 508 c.

6. Особенности инвестирования в инфраструктурные комплексы / А. И. Мохов и др. / под ред. Е. Р. Орловой / Инвестиции и инновации. М.: Ленанд. 2009. С. 129—137.

7. Развитие городов: итоги ЭКСПО-2010 — взгляд из России // Городское управление. 2010. № 12. C. 8—21.

8. Leduc S., WilsonD. Roads to Prosperity or Bridges to Nowhere? Theory and Evidence on the Impact of Public Infrastructure Investment // Federal Reserve Bank of San Francisco. 2012. № 4. URL: http://www. frbsf. org/ publications/economics/papers/2012/wp12-04bk. pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.