Научная статья на тему 'Проектирование инновационного процесса естественнонаучной подготовки в экономическом вузе'

Проектирование инновационного процесса естественнонаучной подготовки в экономическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА / ИННОВАЦИОННЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / NATURAL SCIENCE TRAINING / INNOVATIVE LEARNING PROCESS / PEDAGOGICAL DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бортник Борис Исаакович, Стожко Наталия Юрьевна

Рассматриваются подходы к формированию инновационной системы естественнонаучной подготовки и оперативного управления ею. Предлагается схема педагогического проектирования инновационной деятельности преподавателя. Обсуждаются основные компоненты системы, особенности ее реализации на уровне бакалавриата. Анализируется опыт функционирования такой системы на кафедре физики и химии Уральского государственного экономического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бортник Борис Исаакович, Стожко Наталия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing an Innovative Process of Natural Science Training in Economic Universities

The paper discusses approaches to the formation of an innovative system of natural science training and its operational management. The article proposes a scheme for pedagogical design of a teacher’s innovative activity. It discusses the main components of the system, peculiarities of its implementation at the undergraduate level. The authors analyze the experience of such system functioning at the Department of Physics and Chemistry of the Ural State University of Economics.

Текст научной работы на тему «Проектирование инновационного процесса естественнонаучной подготовки в экономическом вузе»

Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики и химии

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (912) 666-24-71 e-mail: bottbor@mail.ru

БОРТНИК Борис Исаакович

СТОЖКО Наталия Юрьевна

Доктор химических наук, заведующая кафедрой физики и химии

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (922) 142-59-29 e-mail: sny@usue.ru

Проектирование инновационного процесса естественнонаучной подготовки в экономическом вузе

Ключевые слова естественнонаучная подготовка; инновационный учебный процесс; педагогическое проектирование.

Рассматриваются подходы к формированию инновационной системы естественнонаучной подготовки и оперативного управления ею. Предлагается схема педагогического проектирования инновационной деятельности преподавателя. Обсуждаются основные компоненты системы, особенности ее реализации на уровне бакалавриата. Анализируется опыт функционирования такой системы на кафедре физики и химии Уральского государственного экономического университета.

Радикальные изменения в мире и в нашей стране, глобализация всех областей экономики и культуры, образовательные реформы в средней и высшей школе привели к серьезным противоречиям в образовательной сфере. С одной стороны, образование остается одной из приоритетных для любого развитого государства областей деятельности, разрастается сеть образовательных учреждений разного уровня, и усиливается конкуренция между ними, повышаются требования к качеству образования, расширяются технические и технологические возможности, а с другой - сокращается государственное финансирование, весьма сдержанно осуществляются негосударственные инвестиции, заметно уменьшается время на изучение дисциплин (причем не только в высшей, но и средней школе; последнее отрицательно сказывается на уровне под- т готовленности абитуриентов), возрастает нагрузка преподавателей (прежде всего ^ «скрытая», связанная с формированием и ведением лавинообразно увеличивающейся д организационно-методической документации и разработкой постоянно меняющегося по формам (но не по содержанию) методического обеспечения). Противоречия свиде- | тельствуют о напряженной ситуации в образовательной сфере. Особенно ощутимо это £ отражается на естественнонаучной подготовке, которая с введением ФГОС для целого ряда направлений бакалавриата подверглась сокращению, сводящему ее к чисто симво- м лическому процессу, осуществляя который нереально обеспечить требуемый уровень § качества 1]. С этой ситуацией нельзя согласиться. Даже в таких условиях необходимо & стремиться использовать все возможности для повышения эффективности обучения, ©

5(49)2013

радикально изменяя стратегию и тактику процесса, формируя инновационную систему естественнонаучной подготовки и оперативно управляя ею.

Постановка и решение этих сложных задач требуют достаточно глубокого осмысления принципов инноватики, служащих основой моделей инновационных образовательных процессов, разработки и отбора приемлемых и наиболее эффективных инноваций в образовании. Однако, прежде всего, целесообразно определиться с видением учебного процесса в целом, в соответствии с поставленными целями и условиями их достижения. При этом полезно использовать интенсивно развивающуюся в последние годы методологию педагогического проектирования.

Идеи проектирования образовательно-воспитательной деятельности не новы. Основоположником теории и практики педагогического проектирования в отечественной педагогике считается А. С. Макаренко, рассматривавший деятельность педагога как «педагогическое производство», в котором должны иметь место соответствующие «отделы...: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение кондукторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка» [2. С. 50]. Трактовка, закрепленная Законом РФ «Об образовании», определяет эту деятельность как услугу, что требует надлежащей организации этой сферы. Не обсуждая правомерность и следствия такой трактовки, уместно отметить, что проектирование -важнейший исходный этап разработки любого комплексного процесса, направленного на достижение осознаваемой цели и удовлетворение интересов всех имеющих отношение к этому процессу сторон. Проектная деятельность преподавателя должна обеспечивать оптимальное соотношение традиционных и инновационных подходов, нормативных установок и креативных путей их воплощения в учебном процессе.

Учебный процесс в вузе на ступени бакалавриата, рассматриваемый с позиций синергетики, - сложная открытая иерархическая фрактальная система, включающая в себя учебные процессы на разных уровнях: направления, профиля, блока дисциплин, дисциплины. Эти процессы, с одной стороны, будучи нелинейно связанными между собой, образуют целостную систему, а с другой - они относительно автономны, поскольку имеют свою специфику и внутренние взаимосвязи компонентов.

Естественнонаучная подготовка в непрофильном (в частности, экономическом) вузе представляет собой, прежде всего, изучение дисциплин базовой части естественнонаучного блока общей образовательной программы (ООП) - физики, химии, концепций современного естествознания и ряда дисциплин вариативной части. Организация учебного процесса по этим дисциплинам должна учитывать как крайне слабую базовую подготовку и, нередко, отсутствие элементарных знаний у выпускников средних школ (обучавшихся в условиях слишком скудных объемов времени, отводимого на освоение естественнонаучных дисциплин), так и острый дефицит времени, заложенный в ООП. Формирование системы изучения дисциплины осуществляется на уровне кафедры на основе ООП.

Кафедрой физики и химии УрГЭУ накоплен определенный опыт проектирования и реализации инновационного учебного процесса по естественнонаучным дисциплинам. В основу проектирования положены следующие методологические подходы, которым уделяется большое внимание в современной отечественной педагогике:

системный, предусматривающий рассмотрение учебного процесса как системы функционально различных компонентов, между которыми осуществляются прямые и обратные связи, определяющие целостность системы, обеспечивающие ее оперативность и мобильность, непрерывное саморазвитие;

компетентностный, определяющий изучение дисциплин как базу для формирования компетенций, входящих в состав основного результата образовательной деятельности - комплекс компетенций, позволяющих учащимся эффективно социализироваться, максимально раскрывать свои творческие и интеллектуальные способности;

деятельностный, рассматривающий получение знаний по дисциплине не как цель обучения, а как средство формирования умения действовать, и предполагающий приобретение знаний в процессе деятельности на основе мотивированной активности обучаемого, проявляемой в его взаимодействии со всеми участниками учебного процесса;

практико-ориентированный, предусматривающий тесную взаимосвязь фундаментального образования с профессионально-прикладной подготовкой и обеспечивающий соответствие образовательного процесса потребностям производства, социальным запросам и жизненным реалиям;

акмеологический, обеспечивающий создание условий для освоения студентами знаний, прогрессивных, современных методик и технологий обучения, самовоспитания и саморазвития, необходимых для их успешной самореализации в профессии;

культурно-экологический, оцениваемый как методологическое основание экологизации методической системы естественнонаучного образования в русле экологической культуры, базирующейся на идее целостности мира, единства человека, человечества и природы.

Названные подходы определяют характер компонентов системы естественнонаучной подготовки в целом и системы изучения каждой дисциплины. Предлагаемая схема проектирования такой системы представлена ниже (см. рисунок).

Проектная деятельность включает и объединяет компоненты: субъектные (на схеме - в «жирных» прямоугольниках), нормативные (в овалах), операционно-технологи-ческие (в прямоугольниках), оценочно-контролирующие (в шестиугольниках).

Безусловно, главным субъектом проектной деятельности является преподаватель, который, руководствуясь ООП и учебным планом направления: разрабатывает рабочую программу, методическое обеспечение, входящее в учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД); определяет операционно-технологические и контролирующие аспекты учебного процесса на всех этапах; осуществляет его коррекцию и совершенствование.

Самые динамичные составляющие проектной деятельности преподавателя - опе-рационно-технологическая и оценочно-контролирующая. В них сосредоточены наиболее эффективные методики и технологии, определен уровень новаторства. Именно эти компоненты процесса обеспечивают преподавателю максимальную свободу творчества, позволяют проявить и реализовать инновационную активность.

Современный образовательный процесс не мыслим без использования информационных технологий, тем более при изучении естественнонаучных дисциплин, которые всегда были и остаются «показательной площадкой» для внедрения и апробации этих технологий. Информатизация охватила все виды занятий (лекции, лабораторный практикум, самостоятельную работу студентов) и все формы контроля знаний.

Особое внимание уделено практикуму как, с одной стороны, виду занятий, имеющему первостепенное значение в реализации вышеуказанных подходов, а с другой - заметно поменявшемуся в связи с изменениями (не всегда позитивными) лабораторной базы учебных заведений.

Методическое обеспечение практикума остается принципиально таким же, как и традиционного практикума: краткая теоретическая часть; описание лабораторной установки и метода проведения опыта; экспериментальные задачи, их выполнение; получение и обработка результатов; контроль (в том числе тестовый). Однако изложение теории и описание работы, как правило, интерактивны, сопровождаются качественными (нередко, анимированными) иллюстрациями. Виртуальный практикум разрабатывается с учетом следующих принципов.

1. Полная виртуализация лабораторного практикума при изучении дисциплин естественнонаучного и технического циклов не эффективна для выработки практических и исследовательских навыков у учащихся; виртуальные работы целесообразны как дополнение к реальному лабораторному практикуму.

2. «Виртуальная реальность», воссоздаваемая в работе, максимально приближена к реальным условиям осуществления, реальному инструментарию, комплексу операций, что снижает влияние негативных сторон виртуализации эксперимента.

3. Выполнение необходимых расчетов, построение графиков и осуществление других процедур, нередко называемых рутинными, должно быть оптимизировано, но не сведено к минимуму, так как их глубокое понимание и навыки проведения способствуют формированию соответствующих компетенций.

4. Целесообразен вариативный характер виртуальной лабораторной работы, позволяющий решать экспериментальные задачи и использовать несколько программ.

5. Обязательным приложением к работе является тестовый контроль знаний в виде заданий, определяющих уровень подготовки к работе и достижения ее целей.

Проектирование виртуальных лабораторных работ предусматривает четкую последовательность этапов:

• определение цели, постановка образовательных задач;

• выбор «виртуальной реальности» (разработка сценария работы);

• формирование методического обеспечения;

• постановка экспериментальных задач;

• разработка моделей установок и проведения экспериментов;

• составление технического задания для разработки программного обеспечения всех этапов и процедур проведения работы;

• создание базы вопросов и разработка программы для тестового контроля;

• выбор и разработка дизайна;

• разработка руководств для администратора, преподавателя, студента;

• отладка и апробация работы.

На кафедре в последние годы разработан комплекс виртуальных лабораторных работ по различным разделам химии [3-6] и начаты работы по виртуализации физического практикума. Большое значение для развития этого инновационного направления имеют обмен опытом, участие в выставках и конкурсах инновационных образовательных технологий (в частности, в ежегодно проводимом в УрГЭУ конкурсе «Новое в технологии обучения»). Этот блок также предусматривается при проектировании инновационной системы преподавания дисциплины.

Повышенное внимание уделяется оценочно-контролирующему компоненту, в частности организации текущего контроля. В ряду критериев, которым должен удовлетворять этот контроль (непрерывность, объективность, доступность для учащегося и преподавателя, индивидуализация, конфиденциальность, оперативность, мобильность, валидность), следует выделить многоканальность, т. е. разнообразие систем контроля, позволяющее осуществлять своевременную диагностику процесса освоения материала и коррекцию хода его усвоения. Преподавателями используются различные каналы контроля: тестирование на портале электронных ресурсов УрГЭУ открытая система Test Moz (с созданием собственного банка заданий), а также авторские системы, разработанные на кафедре [4]. Последние включают в себя объемные базы вопросов, обеспечивают возможность индивидуальной выборки заданного уровня трудности и широко применяются для контроля знаний по химическим дисциплинам.

Итак, проектирование образовательного процесса - многоплановый, динамичный процесс, который, с одной стороны, предусматривает и стимулирует индивидуальную творческую деятельность преподавателя, алгоритмизация которой возможна лишь в общих чертах, а с другой - способствует в определенной мере универсализации подходов к организации инновационного учебного процесса и управления им. Это направление работы обеспечивает взаимосвязь целей, содержания, технологии, организационных форм обучения, создает условия качественного перехода от постоянно развивающейся компетентности преподавателя к формирующимся компетенциям будущих специалистов.

Источники

1. Бортник Б. И., Стожко Н. Ю. Естественнонаучная подготовка в экономическом вузе: традиции и инновации // Изв. Урал. гос. экон. ун-та. 2012. № 3 (41).

2 Макаренко А. С. Педагогические сочинения : в 8 т. М., 1983-1986. Т. 2.

3 Вольтамперометрический лабораторный комплекс в системе обеспечения качества подготовки специалистов / В. М. Камышов, И. Ю. Калугина, Л. Э. Стенина, А. В. Чер-

нышева // Современное образование: ресурсы и технологии инновационного развития : материалы Всерос. науч.-метод. конф. Томск, 2005.

4. Новые программно-методические технологии в высшей школе при изучении химических дисциплин / А. В. Чернышева, Н. Ю. Стожко, Л. Э. Стенина и др. // Конкурентоспособный специалист: инновационный контент и технологии подготовки : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2011.

5. Оценка безопасности пищевого сырья и продуктов питания на занятиях по химии / Н. Ю. Стожко, Г. М. Белышева, Е. Г. Мирошникова, И. Ю. Калугина // Современное хлебопекарное производство: перспективы развития : материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2011.

6. Belysheva G. М., Stozhko N. Yu. Computer Technologies as an Innovative Component of Studying of Chemistry in Ural State University of Economics // North-East Asia Academic Forum: Publication of scientific articles. Astana: "Kainar" (Semey) University, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.