Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
113
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ IDEF0 / ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кольева Наталья Станиславовна, Кожахметова Раушангуль Назаровна

В статье рассматриваются особенности проектирования информационного сопровождения с помощью методологии IDEF0, отражающих структуру, состав и систему технологических требований к качеству образовательных систем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ»

УДК 378

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Кольева Н.С.

Уральский государственный экономический университет

(г. Екатеринбург, Россия) Кожахметова Р.Н. Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева (г. Петропавловск, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности проектирования информационного сопровождения с помощью методологии IDEF0, отражающих структуру, состав и систему технологических требований к качеству образовательных систем.

Ключевые слова: методология IDEF0; информационное сопровождение; компетенции.

Построение контекстной диаграммы. Функциональная модель SADT отображает функциональную структуру объекта, т.е. производимые им действия и связи между этими действиями.

IDEF0 - Function Modeling - методология функционального моделирования и графическая нотация, предназначенная для формализации и описания бизнес-процессов. Отличительной особенностью IDEF0 является ее акцент на соподчиненность объектов. В IDEF0 рассматриваются логические отношения между работами, а не их временная последовательность [1-2].

Стандарт IDEF0 представляет организацию как набор модулей, здесь существует правило -наиболее важная функция находится в верхнем левом углу, кроме того есть правило стороны:

— стрелка входа приходит всегда в левую кромку активности;

— стрелка управления - в верхнюю кромку;

— стрелка механизма - нижняя кромка;

— стрелка выхода - правая кромка.

На рисунке 1 представлена контекстная диаграмма.

В качестве входных данных выделим:

— пользователь - зарегистрированный пользователь web-сайта, осуществляющий работу информационным обеспечением.

В соответствии с входом, в конце должен быть следующий выход:

— итоговая (полученная) информация - данные, непосредственно которые получил авторизированный пользователь при работе с информационным обеспечением.

Управлением организационной структурой является: стандарты проектирования и обслуживания сайтов. В качестве механизма процесса управления использованы:

— технические средства создания и поддержки информационного обеспечения - это совокупность систем, машин, приборов, механизмов, устройств и прочих видов оборудования, предназначенных для автоматизации различных технологических процессов информатики, причем

таких, выходным продуктом которых является информация (данные), используемые для удовлетворения информационных потребностей в разных областях деятельности общества;

- администратор - разработчик информационного курса;

- программные средства создания и поддержки - совокупность программного обеспечения для полной реализации и функционирования информационного сопровождения курса.

Рис. 1 Контекстная диаграмма

После построения контекстной диаграммы делается декомпозиция первого уровня IDEF0.

Построение диаграммы декомпозиции первого уровня. В данной диаграмме представлена декомпозиция процесса «Изучение уроков». Были выделены основные работы:

— «Авторизация». В качестве входной информации выступают пользователи. На выходе -действия пользователя. Управляющей информацией для данной работы также являются: стандарты проектирования и обслуживания сайтов и требования заказчика.

— «Выбор уроков (Photoshop, Corel Draw, 3D моделирование, тестирование)». Входной информацией являются данные пользователя. Управление структурой и механизмы не изменились. Благодаря данной работе, пользователь произведет выбор необходимый уроков.

— «Изучение уроков». Входной информацией является формирование необходимой информации. Управление структурой и механизмы не изменились. На выходе сформируется полученная информация.

Диаграмма декомпозиции первого уровня представлена на рисунке 2.

Построение диаграммы IDEF3. IDEF3 - методология моделирования, использующая графическое описание информационных потоков, взаимоотношений между процессами обработки информации и объектов, являющихся частью этих процессов. IDEF3 дает возможность аналитикам описать ситуацию, когда процессы выполняются в определенной последовательности, а также описать объекты, участвующие совместно в одном процессе.

Рисунок 2. Диаграмма декомпозиции первого уровня

Любая IDEF3 -диаграмма может содержать работы, связи, перекрестки и объекты ссылок. На рисунке 3 представлено описание процесса входа пользователя на главную страницу информационного курса «с использованием методологии IDEF3. На рисунке представлено 7 работ:

- главная страница;

- открытие формы авторизации;

- запрос в базу данных;

- данные совпадают;

- ошибка в данных;

- изучение уроков;

- прохождение тестов.

На диаграмме ГОEF3 присутствует 1 объект внешней ссылки «Пользователь».

В данной диаграмме раскрыта работа блока «Авторизация». Вначале происходит непосредственное обращение пользователя, к главной странице информационного курса. Авторизированный пользователь открывает форму авторизации и заполняет ее (логин и пароль). Следующим шагом введенные в форме данные сверяются с базой данных сайта и, если они верны, т.е. совпадают, то авторизация проходит успешно, и пользователь в полном объеме может просматривать интересующую его информацию, изучать уроки, а также проходить online-тестирование, в противном же случае - пользователь увидит ошибку ввода данных и web-ресурс отправит его на главную страницу, где он уже сможет либо снова пройти авторизацию, либо продолжить просмотр курса в ограниченном режиме [4-5].

В результате построения диаграмм SADT была спроектирована функциональная модель информационного сопровождения совершенствования компетенций.

Рисунок 3 Диаграмма IDEF3

Библиографический список

1. Кольева Н.С. Моделирование механизма функционирования деятельности образовательных систем // Наука и реальность. Омск. 2020. №2. С. 43-46.

2. Кольева Н.С., Токкулинова Г.К. Компетентность и профессионализм как профессионально значимые качества специалистов // BULLETIN d' EUROTALENT-FIDJIP. Volume 2. 2013. C.45-46.

3. Везетиу Е.В. Проектирование, педагогическое проектирование, проектирование образовательного процесса: обоснование сущности понятий // проблемы педагогического образования. 2019. №65-1. С. 53-55.

4. Сафаралиев Б.С., Кольева Н.С. Механизмы формирования и функционирования информационной образовательной среды образовательных учреждений // Современные наукоемкие технологии №7, 2015/ Издательский Дом «Академия Естествознания». - М.: 2015. -С.89-93.

5. Дворецкий С.И., Таров В.П. Методология интегрированного проектирования образовательных систем // Вестник Тамбомского государственного технического университета. 2005. Т.11. №4. С. 975-983.

Кольева Наталья Станиславовна, кандидат педагогических наук, доктор PhD, доцент кафедры информационных технологий и статистики, Уральский государственный экономический университет (Россия, г. Екатеринбург)

Кожахметова Раушангуль Назаровна, преподаватель кафедры Информационно-коммуникационные технологии, Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева (Казахстан, г. Петропавловск)

e-mail: nkoleva@mail.ru

Дата поступления статьи: 22.11.2020

© Н.С. Кольева, Р.Н. Кожахметова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.