УДК 378
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
Кольева Н.С.
Уральский государственный экономический университет
(г. Екатеринбург, Россия) Кожахметова Р.Н. Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева (г. Петропавловск, Республика Казахстан)
Аннотация. В статье рассматриваются особенности проектирования информационного сопровождения с помощью методологии IDEF0, отражающих структуру, состав и систему технологических требований к качеству образовательных систем.
Ключевые слова: методология IDEF0; информационное сопровождение; компетенции.
Построение контекстной диаграммы. Функциональная модель SADT отображает функциональную структуру объекта, т.е. производимые им действия и связи между этими действиями.
IDEF0 - Function Modeling - методология функционального моделирования и графическая нотация, предназначенная для формализации и описания бизнес-процессов. Отличительной особенностью IDEF0 является ее акцент на соподчиненность объектов. В IDEF0 рассматриваются логические отношения между работами, а не их временная последовательность [1-2].
Стандарт IDEF0 представляет организацию как набор модулей, здесь существует правило -наиболее важная функция находится в верхнем левом углу, кроме того есть правило стороны:
— стрелка входа приходит всегда в левую кромку активности;
— стрелка управления - в верхнюю кромку;
— стрелка механизма - нижняя кромка;
— стрелка выхода - правая кромка.
На рисунке 1 представлена контекстная диаграмма.
В качестве входных данных выделим:
— пользователь - зарегистрированный пользователь web-сайта, осуществляющий работу информационным обеспечением.
В соответствии с входом, в конце должен быть следующий выход:
— итоговая (полученная) информация - данные, непосредственно которые получил авторизированный пользователь при работе с информационным обеспечением.
Управлением организационной структурой является: стандарты проектирования и обслуживания сайтов. В качестве механизма процесса управления использованы:
— технические средства создания и поддержки информационного обеспечения - это совокупность систем, машин, приборов, механизмов, устройств и прочих видов оборудования, предназначенных для автоматизации различных технологических процессов информатики, причем
таких, выходным продуктом которых является информация (данные), используемые для удовлетворения информационных потребностей в разных областях деятельности общества;
- администратор - разработчик информационного курса;
- программные средства создания и поддержки - совокупность программного обеспечения для полной реализации и функционирования информационного сопровождения курса.
Рис. 1 Контекстная диаграмма
После построения контекстной диаграммы делается декомпозиция первого уровня IDEF0.
Построение диаграммы декомпозиции первого уровня. В данной диаграмме представлена декомпозиция процесса «Изучение уроков». Были выделены основные работы:
— «Авторизация». В качестве входной информации выступают пользователи. На выходе -действия пользователя. Управляющей информацией для данной работы также являются: стандарты проектирования и обслуживания сайтов и требования заказчика.
— «Выбор уроков (Photoshop, Corel Draw, 3D моделирование, тестирование)». Входной информацией являются данные пользователя. Управление структурой и механизмы не изменились. Благодаря данной работе, пользователь произведет выбор необходимый уроков.
— «Изучение уроков». Входной информацией является формирование необходимой информации. Управление структурой и механизмы не изменились. На выходе сформируется полученная информация.
Диаграмма декомпозиции первого уровня представлена на рисунке 2.
Построение диаграммы IDEF3. IDEF3 - методология моделирования, использующая графическое описание информационных потоков, взаимоотношений между процессами обработки информации и объектов, являющихся частью этих процессов. IDEF3 дает возможность аналитикам описать ситуацию, когда процессы выполняются в определенной последовательности, а также описать объекты, участвующие совместно в одном процессе.
Рисунок 2. Диаграмма декомпозиции первого уровня
Любая IDEF3 -диаграмма может содержать работы, связи, перекрестки и объекты ссылок. На рисунке 3 представлено описание процесса входа пользователя на главную страницу информационного курса «с использованием методологии IDEF3. На рисунке представлено 7 работ:
- главная страница;
- открытие формы авторизации;
- запрос в базу данных;
- данные совпадают;
- ошибка в данных;
- изучение уроков;
- прохождение тестов.
На диаграмме ГОEF3 присутствует 1 объект внешней ссылки «Пользователь».
В данной диаграмме раскрыта работа блока «Авторизация». Вначале происходит непосредственное обращение пользователя, к главной странице информационного курса. Авторизированный пользователь открывает форму авторизации и заполняет ее (логин и пароль). Следующим шагом введенные в форме данные сверяются с базой данных сайта и, если они верны, т.е. совпадают, то авторизация проходит успешно, и пользователь в полном объеме может просматривать интересующую его информацию, изучать уроки, а также проходить online-тестирование, в противном же случае - пользователь увидит ошибку ввода данных и web-ресурс отправит его на главную страницу, где он уже сможет либо снова пройти авторизацию, либо продолжить просмотр курса в ограниченном режиме [4-5].
В результате построения диаграмм SADT была спроектирована функциональная модель информационного сопровождения совершенствования компетенций.
Рисунок 3 Диаграмма IDEF3
Библиографический список
1. Кольева Н.С. Моделирование механизма функционирования деятельности образовательных систем // Наука и реальность. Омск. 2020. №2. С. 43-46.
2. Кольева Н.С., Токкулинова Г.К. Компетентность и профессионализм как профессионально значимые качества специалистов // BULLETIN d' EUROTALENT-FIDJIP. Volume 2. 2013. C.45-46.
3. Везетиу Е.В. Проектирование, педагогическое проектирование, проектирование образовательного процесса: обоснование сущности понятий // проблемы педагогического образования. 2019. №65-1. С. 53-55.
4. Сафаралиев Б.С., Кольева Н.С. Механизмы формирования и функционирования информационной образовательной среды образовательных учреждений // Современные наукоемкие технологии №7, 2015/ Издательский Дом «Академия Естествознания». - М.: 2015. -С.89-93.
5. Дворецкий С.И., Таров В.П. Методология интегрированного проектирования образовательных систем // Вестник Тамбомского государственного технического университета. 2005. Т.11. №4. С. 975-983.
Кольева Наталья Станиславовна, кандидат педагогических наук, доктор PhD, доцент кафедры информационных технологий и статистики, Уральский государственный экономический университет (Россия, г. Екатеринбург)
Кожахметова Раушангуль Назаровна, преподаватель кафедры Информационно-коммуникационные технологии, Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева (Казахстан, г. Петропавловск)
e-mail: nkoleva@mail.ru
Дата поступления статьи: 22.11.2020
© Н.С. Кольева, Р.Н. Кожахметова