Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DESIGN OF AN INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF TEACHERS / ADDITIONAL EDUCATION / UPBRINGING / DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Людмила Валерьевна, Максимова Эмилия Андреевна

В данной статье рассмотрены концептуальные подходы, аспекты, педагогические условия проектирования информационно-образовательной среды и проанализированы современные подходы и педагогические аспекты формирования информационно-коммуникативной компетентности педагогов дополнительного образования. Также, авторами разработан и реализован проект по совершенствованию информационно-образовательной среды Центра «Айылгы». Определены, разработаны критерии оценки информационно-коммуникативной компетентности педагогов и эффективности информационно-образовательной среды, учитывающие специфику образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Людмила Валерьевна, Максимова Эмилия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING OF INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR SUPPLEMENTARY EDUCATION ORGANIZATIONS

This article discusses conceptual approaches, aspects, pedagogical conditions for the design of an information and educational environment and analyzes modern approaches and pedagogical aspects of the formation of information and communication competence of teachers of additional education. Also, the authors have developed and implemented a project to improve the information and educational environment of the «Aiylgy» Center. The criteria for evaluating the information and communication competence of teachers and the effectiveness of the information and educational environment, taking into account the specifics of the educational organization, have been determined and developed.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

индивидуальных и домашних заданий для формирования и закрепления умений учащихся использовать логическое и образное мышление.

В учреждении дополнительного образования чаще всего преподавателями используются следующие методы обучения:

- словесные (желательно, в современных формах дискуссий, проблемном изложении, постановке, проблемных ситуаций);

- наглядные (знакомство с работами из методического фонда, репродукциями картин, экскурсионные формы обучения в музеях, картинных галереях);

- практические и эмоциональные (ассоциативные формы обучения).

Из типов занятий приветствуются беседы, рисование на тему, с натуры по представлению [7, с. 138].

Можно выделить группу условий, непосредственно влияющих на формирование художественно-образного мышления в учреждении дополнительного образования на занятиях изобразительным искусством:

- развитие и формирование интереса к изучению изобразительного искусства;

- смена видов заданий и упражнений, согласно конкретной методике, применяемой тем или иным педагогом;

- последовательное усложнение творческих задач при выполнении заданий и упражнений на развитие творческих способностей;

- применение разнообразных художественных материалов и техник;

- проведение занятий в игровой форме [34, с. 165];

- использование проблемных ситуаций;

- проведение интегрированных и коллективных занятий;

- использование на занятиях изобразительным искусством технических средств и наглядных специальных пособий;

- проведение работы с родителями и др.

Таким образом, развитие и формирование художественно-образного мышления у учащихся в учреждении дополнительного образования наиболее действенно, если педагогический процесс организован правильно и эффективно, через использование различных методов и приемов работы, использование творческих заданий на развитие воображения, фантазии, творческого мышления, многообразных художественных материалов и техник, интеграцию различных видов искусства.

Выводы. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что для выявления потенциальных возможностей учащихся и активизации их мыслительной деятельности, а также для достижения ситуации успеха на занятиях следует уделять особое внимание методике преподавания изобразительного искусства, учитывая приведенные требования. Методика должна быть направлена на развитие креативности, решение проблемных ситуаций, поиски художественных образов. В процессе обучения следует применять упражнения, направленные на формирование художественно образного мышления. Учреждение дополнительного образования, как система, в которой обучаются творческие дети, заинтересованные в раскрытии своих способностей к изобразительному искусству, позволяет наиболее полно формировать данные способности, через максимально близкое взаимодействие и взаимопонимание между учащимся и преподавателем.

Литература:

1. Алексеева М.С. Развитие образного мышления учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования // Наука и школа. - 2018. - № 2. - С. 125-129

2. Ломов С.П., Мезенцева Ю.И. Образовательные функции изоискусства в общеобразовательной школе // Наука и школа. - 2015. - № 6. - С. 49-55

3. Павлова М.И., Ситак Л.А. Развитие творческих способностей у детей // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 1, С. 164-166.

4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М., 2000 - 142 с.

5. Ротенберг В.С. Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М., 1989. - 157 с.

6. Терещенко Н.А. Развитие художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства: дис...канд. пед.наук: 13.00.02. - Ростовн/Д, 2005. - 281 с.

7. Чистов П.Д. Условия формирования образовательной среды художественной мастерской // Вести. Московского гос. обл. ун-та. Сер.: Педагогика. - 2016. - №2. - С. 179-189.

8. Чистов П.Д., Румянцева И.С. Формирование художественно-образного мышления школьников на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования // Наука и школа. - 2019. -№ 1. - С. 132-139.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Степанова Людмила Валерьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); старший педагог дополнительного образования Максимова Эмилия Андреевна

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец детского творчества имени Ф.И. Авдеевой» городского округа «город Якутск» (г. Якутск)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассмотрены концептуальные подходы, аспекты, педагогические условия проектирования информационно-образовательной среды и проанализированы современные подходы и педагогические аспекты формирования информационно-коммуникативной компетентности педагогов дополнительного образования. Также, авторами разработан и реализован проект по совершенствованию информационно-образовательной среды Центра «Айылгы». Определены, разработаны критерии оценки

информационно-коммуникативной компетентности педагогов и эффективности информационно-образовательной среды, учитывающие специфику образовательной организации.

Ключевые слова: проектирование информационно-образовательной среды, информационно-коммуникативная компетентность педагогов, дополнительное образование, воспитание, цифровые технологии.

Annotation. This article discusses conceptual approaches, aspects, pedagogical conditions for the design of an information and educational environment and analyzes modern approaches and pedagogical aspects of the formation of information and communication competence of teachers of additional education. Also, the authors have developed and implemented a project to improve the information and educational environment of the «Aiylgy» Center. The criteria for evaluating the information and communication competence of teachers and the effectiveness of the information and educational environment, taking into account the specifics of the educational organization, have been determined and developed.

Keywords: design of an information and educational environment, information and communication competence of teachers, additional education, upbringing, digital technologies.

Введение. Настоящее время является веком информации, коммуникации и цифровых технологий, где информационное общество предъявляет социальный заказ на воспитание многогранной, творческой личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, владеть коммуникационной культурой.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3, Федеральному государственному образовательному стандарту дополнительного образования, Концепции развития единой информационно-образовательной среды № 2148-р, национальному проекту «Образование» №16, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, приоритетному проекту «Доступное дополнительное образование детей» №11, Концепции информационно-образовательной среды открытого образования Российской Федерации, стратегической инициативе «Новая модель системы дополнительного образования» и профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», необходимо создать новую, эффективную информационно-образовательную среду, качественно иную подготовку педагогов, их непрерывное повышение информационно-коммуникативной компетентности, что требуется для обеспечения качества современного образования, воспитания подрастающего поколения [5, 6, 7, 8].

Изложение основного материала статьи. Проблемам формирования ИОС образовательной организации посвящены работы И.Д. Белоусовой, Ю.Г. Коротенкова, И.Н. Мочван, Е.Н. Остроумовой. Исследованию по изучению педагогического обеспечения информационно-образовательной среды средствами сетевых и мультимедиа технологий посвящены работы Е.А. Барахсановой, М.С. Прокопьева, Ю.В. Корнилова, М.А. Сорочинского.

И.Н. Мочван пишет: «информационно-образовательную среду мы понимаем как совокупность условий, реализуемых на базе информационных и коммуникационных технологий, направленных на осуществление образовательной деятельности, способствующей формированию профессионально значимых и социально важных качеств личности в условиях информатизации общества» [4]. Информационно-образовательная среда - это информационная среда, целенаправленно создающаяся для осуществления образовательного процесса [1]. Н.К. Конопатова, информационно-образовательную среду определяет как программно-технический комплекс и педагогическую систему, в информационно-образовательном пространстве, которой, происходит взаимодействие субъектов образовательного процесса [2]. Следовательно, ИОС представляется нам как, открытая, доступная, многоуровневая, многокомпонентная, постоянно совершенствуемая ресурсная, педагогическая среда-система, для повышения доступности и качества образования, субъектного взаимодействия в ней с помощью информационно-коммуникативных технологий.

Е.С. Полат выделяет следующие аспекты информатизации образования: методологический, экономический, технический, технологический, методический. Далее, рассмотрим шесть концептуальных подходов проектирования информационно-образовательной среды: средовой - определяет построение образовательного процесса в ИОС, для самореализации, самоопределения и развития личности, также проектирование, оценивание ИОС, образовательного процесса, учитывая специфику образовательной организации для определения типа формирующей личности; системный - рассматривает ИОС как сложную многоуровневую, многокомпонентную систему, учитывающую связь субъектов образовательного процесса со средой и обеспечивающую развитие системного, критического мышления обучающихся; деятельностный -ставит личность обучающегося в центре ИОС, как активного участника образовательного процесса, поиска информации, саморазвития и профессионального самоопределения; компетентностный - рассматривает ИОС как условие приобретения обучающимися компетенций на основе их личностного опыта, информационно-коммуникативного взаимоотношения; синергетический - рассматривает проектирование ИОС в целях управления процессом формирования личности, ее профессионального самоопределения и саморазвития; информационный - определяет эффективное применение в педагогическом процессе ИКТ, сетевое взаимодействие субъектов образовательного процесса, что позволяет совершенствовать и создать единую ИОС. Определено (Ю.Г. Коротенков, Е.А. Мясоедова, Г.А. Будникова, С.В. Журавлева, Н.К. Конопатова) восемь компонентов ИОС: организационный, программный, методический, кадровый, ресурсный, учебный, научно-исследовательский, контроль и оценка результатов обучения. В рамках исследования по проектированию ИОС, необходимо опираться на следующие педагогические условия учитывающие специфику образовательной организации: педагогические - определяют модель развития, обеспечение методических, ресурсных, программных условий. Включают приведение в соответствие нормативно-правовой базы, заключение долгосрочного договора, сетевого взаимоотношения со школами. Методические -определяют художественную направленность плана учебно-воспитательной деятельности организации. Организуют мероприятия для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов, формирования художественного и эстетического воспитания, развития художественной одаренности ребенка, профессионального самоопределения, посредством применения ИКТ, создания ИОС. Учитывают внедрение соответствующих ИКТ, электронных образовательных ресурсов (далее - ЭОР) в дополнительную общеобразовательную программу (далее - ДООП) и составление электронного диагностического инструментария качества образования, отражающего специфику каждого преподаваемого предмета.

Программные - обеспечение работы в АРМ ПДО, применения ЭОР по направленности предмета. Применение дополнительных прикладных программ подходящих преподаваемой дисциплине. Ресурсные -привлечение и трудоустройство ИКТ-компетентных специалистов, повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов. Применение, разработка ЭОР с учетом художественной специфики преподаваемых предметов, тем. Разработка единой базы данных. В ходе анализа, можно отметить, что при проектировании ИОС, необходимо основываться на ее концептуальные подходы, аспекты, принципы, педагогические условия с учетом специфики образовательной организации.

Нами проведено исследование, организация которой основывается на том, что в МБУ ДО «ЦЭВД» «Айылгы», ранее не проводили оценку эффективности ИОС, не все педагоги проходили курсы повышения квалификации по формированию ИКТ-компетентности и не получали оценку уровня ее сформированности. Данная исследовательская работа проведена в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» «Айылгы» городского округа «город Якутск», среди педагогов дополнительного образования. Всего в исследовании участвовало 22 педагога, в возрасте от 27 до 56 лет. Где были созданы две группы (экспериментальная и контрольная), каждая из которых включала по одиннадцать педагогов, реализующих ДООП художественной направленности.

На основании этого, на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах проводим диагностику, целью которой является: оценить уровень сформированности ИКТ-компетентности педагогов дополнительного образования МБУ ДО «ЦЭВД» «Айылгы» ГО «город Якутск». Для решения поставленной цели применили следующие методы исследования: педагогические - анкетирование (педагогов, обучающихся и родителей); психологические - тестирование педагогов ДО. Затем, проводим описание анализа передового опыта, SWOT-анализ ИОС, оценку эффективности ИОС данной образовательной организации.

Анкетирование направлено на определение уровня сформированности ИКТ-компетентности педагогов, умения вести учебно-воспитательный процесс с помощью ИКТ, мотивации, интереса к новым знаниям, методам. Также, проводим анкету среди обучающихся и их родителей, для определения полноты данного исследования. Для этого, был специально составлен перечень вопросов (двадцать два вопроса) с вариантами ответов и открытыми вопросами, который разработан по гугл-форме и отражен в гугл-диске.

Результат анализа анкеты педагогов на констатирующем этапе выяснил (см. таблицу 1), что формирование ИКТ-компетентности обучающихся не несет системный характер. Педагоги показали средний уровень ИКТ-компетентности. Педагоги контрольной группы, также не отличились, получив средний уровень сформированности ИКТ-компетентности. В результате анкетирования среди обучающихся ответили сто респондентов и среди родителей - пятьдесят три респондента с разных детских объединений. Анализ ответов обучающихся, показал низкий уровень ИКТ-компетентности педагогов, что видно из низких показателей критериев оценки. Респонденты (родители), педагогам дают средний уровень ИКТ-компетентности. Педагоги контрольной группы, также, получили средний уровень. После этого, провели тестирование «ИКТ-компетентность педагогического работника», для выявления достоверных знаний, умений использования ИКТ, технических средств обучения в педагогической деятельности. Для этого составили тест по выявлению базового уровня знаний, состоящий из шестнадцати вопросов с вариантами ответов, из которых они должны выбрать один правильный ответ. Анализ констатации результата тестирования педагогов «ИКТ-компетентность педагогов дополнительного образования» (см. таблицу 2). Итого, из полученных результатов видно, несмотря на положительные показатели результата анкетирования, метод тестирования выявил некоторые пробелы в знании и умении применять ИКТ. Следовательно, необходимо создать благоприятные условия ИОС и повышения ИКТ-компетентности ПДО.

История «Айылгы» начинается с 1992 года, когда был создан ансамбль танца «Айылгы» при Якутской городской национальной гимназии, под руководством З.Н. Поповой. В 2003 году Центр переименован в МБУ ДО ЦЭВД «Айылгы». Образовательная организация реализует двадцать три программы художественной, спортивной, социально-педагогической направленности, всего занимается 1150 школьников. В ходе анализа передового опыта, даны предложения по дальнейшему развитию, совершенствованию педагогических условий проектирования ИОС.

Для выявления факторов внутренней и внешней ИОС образовательной организации, первичного анализа текущего состояния ИОС Центра «Айылгы» применили SWOT-анализ (метод стратегического планирования), опираясь на педагогические условия, компоненты ИОС. Проведенный анализ показал, недостаточную организацию педагогических условий проектирования ИОС. Отсюда, необходимо провести профилактические меры по устранению угроз, слабых сторон ИОС ОО и принять стратегию информатизации, повышения качества образования. Далее, для определения эффективности информационно-образовательной среды, разработали протокол ее оценки, состоящий из 13 показателей и 50 критериев. На основании этого, определили уровни (низкий, средний, высокий) эффективности информационно-образовательной среды.

Результат проведенной оценки показал, низкий уровень эффективности ИОС Центра «Айылгы» - 41 балл (41,00%). См. таблицу 3. Следовательно, в результате проведенного исследования, определив начальный уровень сформированности ИКТ-компетентности педагогов, качества ИОС, в целях повышения качества дополнительного образования, ее доступности, открытости в условиях информатизации образования, разработали проект «Совершенствование информационно-образовательной среды МБУ ДО «ЦЭВД» «Айылгы» ГО «город Якутск». Цель проекта: повысить качество образования, посредством усовершенствования ИОС МБУ ДО «ЦЭВД» «Айылгы» городского округа «город Якутск» в условиях реализации ФГОС. План мероприятий проекта направлен на организацию аналитико-диагностической, управленческой деятельности по проектированию ИОС, создание организационных, программных, методических, ресурсных условий, обеспечения образовательного процесса. Внутри проекта разработана и реализована программа по повышению уровня ИКТ-компетентности педагогов дополнительного образования.

Рассмотрим итоги контрольного этапа диагностики: результат анализа анкет (педагогов, среди обучающихся и родителей) экспериментальной группы показал наличие высокого уровня ИКТ-компетентности, что подтверждают следующие показатели, критерии ее оценки. См. таблицу 1.

Таблица 1

Результаты анкетирования «ИКТ-компетентность педагогов дополнительного образования»

(среди педагогов)

Критерии Констатирующий этап Контрольный этап

экспериментальная группа контрольная группа экспериментальная группа контрольная группа

Понимание определения ИОС 55,00% (6) 36,00% 100% (11) 45,00%

Ознакомлен с Положением о соблюдении СанПиНа по работе с комп.техникой 45,00% (5) 36,00% 73,00% (8) 45,00%

Внедрение ИКТ в ДООП 18,00% (2) 27,00% 91,00% (10) 36,00%

Применение ИКТ 45,00% (5) 36,00% 91,00% (10) 45,00%

Применение платформы 9,00% (1) 18,00% 100% (11) 18,00%

Наличие авторских ЭОР 45,00% (5) 36,00% 82,00% (9) 36,00%

Применение ЭОР 45,00% (5) 27,00% 91,00% (10) 36,005

Прохождение курсов ПК по ИКТ-компетентности 36,00% (4) 27,00% 82,00% (9) 45,00%

Желание повысить квалификацию, мотивация 73,00% (8) 45,00% 100% (11) 55,00%

В результате исследования, выяснили желание педагогов продолжить обучение, обогатить знания, усовершенствовать профессиональные умения и навыки. У большинства испытуемых повысилась мотивация, прослеживается понимание ими роли информационно-образовательной среды и систематичное применение ИКТ в учебном процессе. Заполнение анкеты среди обучающихся, составило сто человек в возрасте от 7 до 16 лет. Из полученных показателей, мы увидели, что у обучающихся проявился высокий интерес к проектной деятельности, создавать и продавать свои цифровые продукты, использовать ИКТ. Таким образом, респонденты (обучающиеся), оценивают средний уровень ИКТ-компетентности педагогов. Со стороны родителей ответили восемьдесят шесть респондента с разных детских объединений. Респонденты подтвердили, что педагоги проводили занятия, родительские собрания, мероприятия с применением ИКТ, оказывают поддержку обучающимся. По предложениям родителей, было видно, что многие родители стали понимать роль ИКТ в обучении, тем самым определяют высокий уровень ИКТ-компетентности педагогов. Тем самым, они подтвердили качественные изменения в ИКТ-компетентности педагогов. Затем, провели тестирование «ИКТ-компетентность ПДО», для выявления уровня сформированности ИКТ-компетентности педагогов. В результате, видим, что в экспериментальной группе низкий уровень получили три педагога -28,00%; средний уровень показали четыре педагога - 36,00% и высокий уровень тоже (36,00%) четыре педагога. В контрольной группе, низкий уровень получили шесть педагогов - 55,00%; средний уровень показали четыре педагога - 36,00% и высокий уровень (9,00%) один педагог. Результаты см. в таблице 2.

Таблица 2

Результаты тестирования «ИКТ-компетентности ПДО»

—Уровни низкий средний высокий

Этапы — Э.Г. К.Г. Э.Г. К.Г. Э.Г. К.Г.

Констатирующий 82,00% 73,00% 18,00% 27,00% 0% 0%

Формирующий 55,00% 64,00% 27,00% 36,00% 18,00% 0%

Контрольный 28,00% 55,00% 36,00% 36,00% 36,00% 9,00%

Данные сдвиги говорят о качественных изменениях в сознании, мотивации педагогов экспериментальной группы, о повышении уровня ИКТ-компетентности, культуры педагогов, о повышении качества педагогической деятельности в ИОС. Об этом свидетельствует наличие высокого уровня ИКТ-компетентности у четырех педагогов, повышение показателя среднего уровня за счет снижения показателя низкого уровня. В последующем, провели оценку эффективности ИОС ЦЭВД «Айылгы», результат показал высокий уровень (96 балла - 96,00%) качества ИОС. Отсюда, мы видим позитивную динамику уровня эффективности ИОС ОО. См. табл. 3.

Таблица 3

Показатель эффективности ИОС в %

Этапы Констатирующий Формирующий Контрольный

Показатель в % соотношении 41,00% 72,00% 96,00%

Выводы. Таким образом, прослеживается позитивная динамика роста высокого и среднего уровней показателя критериев диагностики, что подтверждает обоснованность педагогических условий, цельность компонентов, постепенное, значительное повышение качества ИОС Центра «Айылгы».

Следовательно, при проектировании ИОС необходимо основываться на ее концептуальные аспекты, подходы и организационные, методические, программные, ресурсные педагогические условия с учетом специфики образовательной организации. Также, нужно учитывать современные аспекты и подходы формирования ИКТ-компетентности педагогов, опираться на передовой опыт образовательной организации, знать запросы общества, что дает положительный эффект в создании единой ИОС, повышении качества образования и уровня жизни современного общества. Проектирование информационно-образовательной среды основывалось на средовой, системный, деятельностный, компетентностный, информационный, синергетический подходы. Опора на организационные, методические, программные, ресурсные условия, учитывающие создание, применение определенного методического обеспечения, характерного для образовательной организации художественной направленности, также обусловливает эффективность ее информационно-образовательной среды. Более того, эффективность среды доказана полученными положительными результатами исследования, достоверность которых выявили благодаря разработанности диагностического инструментария, где определены критерии и уровни оценки самой среды, а также сформированности информационно-коммуникативной компетентности педагогов дополнительного образования. Таким образом, необходимо понимать, что эффективность ИОС зависит от непрерывного повышения информационно-коммуникативной компетентности педагогов, которое способствует постоянному совершенствованию данной среды.

Литература:

1. Барахсанова П.О. Информатизация образовательной среды в среднем профессиональном образовании Республики Саха (Якутия) // «Образовательный вестник» «Сознание» - 2019. - №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatizatsiya-obrazovatelnoy-sredy-v-srednem-professionalnom-obrazovanii-respubliki-saha-yakutiya (дата обращения: 02.02.2020).

2. Конопатова Н.К. Информационно-образовательная среда как важнейшее условие достижения нового качества образования // Электрон. б-ки. 2013. - URL: http://www.adm-edu.spb.ru/sites/default/files/sovremennaya_obrazovatelnaya_sreda.pdf (дата обращения: 04.01.20).

3. Корнилов Ю.В. Педагогическое обеспечение информационно-образовательной среды средствами сетевых и мультимедиа технологий // Электрон. б-ки. 2009. https://elibrary.ru/item.asp?id=16193924 (дата обращения: 30.04.2019).

4. Мочван И.Н. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения // Электрон. б-ки. 2015. https://cyberleninka.ru/artide/n/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya/viewer (дата обращения: 04.01.20)

5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» № 298н от 05.05.2018 http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.003.pdf (дата обращения: 30.04.2019).

6. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» от 9 мая 2017г. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения 04.01.2020).

7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Общего Образования — Среднее (полное) общее образование. Утвержден приказом Минобрнауки России 17 мая 2012 г. URL: http://www.xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/index.php/fgosob.html (дата обращения: 02.02.2020).

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - 0-13 Москва: Проспект, 2015. - 160 с.

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент Степанова Людмила Валерьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант «Корпоративное электронное обучение» (М-КЭО-19) Степанов Даниил Александрович Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); учитель начальных классов Доржиева Наталья Ильинична Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17» (г. Якутск)

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассмотрено дистанционное обучение, общедидактические и дополнительные принципы на которых оно основывается, перечислены функции системы дистанционного обучения. Представлены основные компоненты характеризующие качество дистанционного обучения в вузе и его элементы. Проведена оценка качества дистанционного обучения в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова». Даны результаты опросов и анкетирования преподавателей и студентов по оценке качества дистанционного обучения с педагогического и инженерно-технического институтов, института естественных наук, математики и информатики и зарубежной филологии и регионоведения.

Ключевые слова: оценка качества обучения, технология, дистанционное обучение, видеоконференция, видео-лекция, учебный материал, учебный процесс, вуз.

Annotation. The article discusses distance learning, general didactic and additional principles on which it is based, lists the functions of the distance learning system. The main components characterizing the quality of distance learning at the university and its elements are presented. The assessment of the quality of distance learning at the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.