образовательной траектории на основе полидеятельностного принципа организации образования обучающихся и профессионального развития педагогов.
Литература:
1. Антонова Л.Н. Педагогика поддержки как фактор минимизации рисков детства. — М., 2003.
2. Воронцова В.Г. Постдипломное образование как гуманитарная среда // Становление и развитие региональных систем педагогического образования: Тезисы науч.-практ. конф. Новгор. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. — Новгород: 1996. С. 30-32.
3. Лазарев В.С. Как разработать программу развития школы: Метод. пособ. для руковод. общеобразовательных учреждений / В.С. Лазарев, М.М. Поташник. - М., 1993.
4. Пономарев Р.Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования // Педагогическое образование и наука. - 2003. - № 1. - С. 29-35.
5. Степанов В.М. Организация развивающего образовательного пространства в инновационной школе [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / В.М. Степанов; Ин-т пед. инноваций РАО -Иркутск, 1999. - 23 с.
Педагогика
УДК:37
кандидат педагогических наук, доцент Степанова Людмила Валерьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант группы «Проектный менеджмент в образовании» (М-ПМО-18) Максимова Эмилия Андреевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В данной статье представлены современные подходы и ведущие аспекты формирования информационно-коммуникативной компетентности педагогов дополнительного образования. Дана характеристика уровней сформированности информационно-коммуникативной компетентности педагогов. Авторами проведена оценка сформированности ИКТ-компетентности педагогов Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр эстетического воспитания «Айылгы» городского округа города Якутска». В статье сделан акцент на практическую значимость исследования, материалы и результаты которого могут быть полезны в проектировании развития информационно-коммуникативной компетентности педагогов дополнительного образования.
Ключевые слова: информационно-коммуникативная компетентность педагогов, дополнительное образование, воспитание, цифровые технологии.
Annotation. This article presents modern approaches and leading aspects of the formation of information and communication competence of additional education teachers. The characteristics of the levels of formation of information and communication competence of teachers are given. The authors evaluated the formation of ICT competence of teachers of the Municipal Budgetary Institution of Continuing Education "Center for Aesthetic Education" Ayilgy "of the urban district of the city of Yakutsk". The article emphasizes the practical significance of the study, the materials and results of which can be useful in designing the development of information and communication competence of additional education teachers.
Keywords: informational and communicative competence of teachers, additional education, upbringing, digital technologies.
Введение. Стремительное развитие науки, техники открыли широкие возможности, изменения в сфере образования, что отражается в концепции модернизации российского образования, направленной на обеспечение качества, ее доступности, эффективности и открытости. Сегодня информационное общество предъявляет социальный заказ на воспитание многогранной, творческой личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, владеть коммуникационной культурой. Согласно этому, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3, Федеральный государственный образовательный стандарт дополнительного образования, Концепция дополнительного образования, национальный проект «Образование», Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы и профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», определяют необходимость создания единой информационной образовательной среды, качественно иной подготовки педагогов, непрерывное повышение квалификации, информационной и коммуникативной компетентности, что представляет собой главные условия обеспечения качества обучения и воспитания подрастающего поколения [15, 14, 11, 13, 10].
В последнее время большое внимание уделяется дополнительному образованию, оно расширяет пространство и возможности развития творческой, активной умственной деятельности, повышения мотивации обучающихся, создает среду для самосовершенствования, самопознания, реализации лучших идей и проявления таланта. На оптимальное функционирование системы дополнительного образования влияет множество факторов, одним из которых является информационная компетентность педагога.
Изложение основного материала статьи. Зарождение компетентностного подхода за рубежом, прослеживается с конца шестидесятых годов, а в конце восьмидесятых годов в отечественной литературе. Определение и понятия «компетентность» и «компетентностный подход» рассмотрены в трудах А.А. Вербицкого, Э.Ф. Зеера и других [8, 4]. Термин «компетентность» несет разный смысл и тесно связан с понятием «компетенция», что в свою очередь означает знания, опыт в той или иной области. По мнению И.А. Зимней, компетентность основывается на знаниях, интеллектуально личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека [7]. Большакова З.М. и Тулькибаева Н.Н. определяют компетентность как «образованность, пригодность для выполнения деятельности в ведущих
сферах производства, сфере обслуживания и поведения в любой ситуации», а компетенции - «полномочия, которыми наделяется человек» [3]. Следовательно, компетентность отличается тем, что несет в себе понятие не только о приобретенных знаниях, умениях, способах деятельности, но и о качестве личности, его мотивационной составляющей, уровне развития и культуры, когда как компетенция - это общие профессиональные требования к субъекту деятельности.
К информационной компетентности специалиста как педагогической проблеме исследователи в основном стали обращаться в 1980-90-х годах двадцатого столетия, ее рассматривают в составе ключевых компетентностей, как составляющая информационной культуры личности, как составляющая профессиональной компетентности и в совокупности с понятиями «цифровая грамотность» и «информационная культура» [2].
Н.С. Колпакова «информационную компетентность» характеризует как показатель ориентированности педагога в информационной среде, эффективного использования, переработки и транслирования новой информации, что, безусловно, определяет качество его образовательной деятельности [9]. При этом, Федеральный государственный образовательный стандарт, определяет ее как способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий [15]. Отсюда, информационная компетентность педагога понимается как личностное, непрерывное самообразование, самоорганизация предметных, специальных знаний, умение оперировать информацией, которые позволяют принимать эффективные решения в профессиональной деятельности.
Современное понимание исследователями обоснования сущности информационной компетентности педагога происходит с разных точек зрения, подходов. Аксиологический подход, информационную компетентность педагога рассматривает как ценностное явление, которое проявляется, прежде всего, в положительной значимости для собственного, личностного саморазвития и самосовершенствования [6]. Системный подход, А.Н. Аверьянов, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин рассматривают как систему интегральных характеристик личности, которая позволяет подготовить педагога с помощью методов системного анализа и моделирования, составляющих основу любой образовательной технологии. Средовой подход позволяет выявить тип среды в которой работает педагог и проектировать образовательный процесс соответственно этому типу среды [12]. Деятельностный подход (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев) определяет обучение педагогов, развитие их способности действовать грамотно, эффективно организовать процесс познавательной деятельности, мотивировать обучающихся, применяя инновационные педагогические технологии, что является не только результатом его информационной деятельности, но и качественное преобразование его личностных особенностей. В соответствии с идеями компетентностного подхода (Ю.К. Бабанский, Ю.В. Варданян, И.А. Зимняя, И.Я. Лернер), приобретение компетенций основывается на опыте обучающегося, в отличие от традиционной модели обучения, отсюда, для того, чтобы научить будущего педагога общаться, ему необходимо организовать коммуникативный процесс взаимодействия детей в реальном времени [2]. Синергетический подход позволяет рассматривать педагога во взаимодействии и сотрудничестве, в рамках которого педагог должен уметь обмениваться с окружающими информацией [5]. Соответствие деятельности педагога дополнительного образования принципам этих подходов понимается как соблюдение необходимых педагогических условий для развития его профессиональной компетентности.
Информационно-коммуникативная компетентность педагога достаточно четко определена в новой редакции профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых, которая предполагает наличие трех уровней ИКТ-компетентности педагога: общепользовательская, общепедагогическая, предметно-педагогическая ИКТ-компетентность [2, С. 60]. Е.В. Бенко пишет: «ИКТ-компетентность, соответственно, представляет собой способность и готовность эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии в рамках своей профессиональной деятельности [10, С. 51]. Н.В. Воитикова под данным термином понимает квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно [1]. Таким образом, информационно-коммуникативную компетентность можно понять как системное проявление знаний, способностей, мотивации и личностных качеств педагога, позволяющее успешно применять ИКТ-технологии в профессиональной деятельности.
К педагогическим аспектам формирования информационно-коммуникативной компетентности педагогов относят: андрогогический, деятельностный, акмеологический, компетентностный, синергетичекский. Первый аспект рассматривает теоретические и методологические основы процесса образования в контексте передового опыта педагога. Со стороны деятельностного аспекта необходимо считать навык работы, проектирования содержания и способов развития данной компетентности в процессе обучения. Качество подготовки педагога требует и компетентностного подхода, где ведущими понятиями являются компетентность и компетенция. Акмеологический аспект рассматривает условия, факторы достижения высокого уровня профессиональной деятельности, развития навыка, умений, опыта, мотивации для повышения мастерства, профессионализма педагога, его профессиональной зрелости. С точки зрения педагогической синергетики, педагог должен заниматься самообразованием, самоорганизацией, самоуправлением, самоактуализацией в процессе сотрудничества, общения в образовательной деятельности в условиях применения цифровых технологий.
В дополнительном образовании информационно-коммуникационные, инновационные технологии применяют во всех направлениях деятельности организации, а именно: в методической, исследовательской, проектной, воспитательной работе, при подготовке к занятиям, при прохождении аттестации, сдаче отчетов, участии в конкурсах, конференциях.
Нами проведено исследование для выявления уровня сформированности ИКТ-компетентности педагогов дополнительного образования в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» «Айылгы» городского округа, города Якутска, организация которой основывается на том, что педагоги, ранее не все проходили курсы повышения квалификации по применению ИКТ, технических средств обучения и не получали оценку уровня сформированности информационно-коммуникативной компетентности. В исследовании участвовало одиннадцать педагогов, в возрасте от 26 до 55 лет, которые работают по трем направлениям: художественная, спортивная и социально педагогическая. В учреждении реализуется пятнадцать общеразвивающих программ, для детей в возрасте от 5 до 17 лет, срок реализации, которых, от одного до пяти лет.
Целью исследовательской работы выступает: оценить уровень сформированности информационно-коммуникационной компетентности педагогов дополнительного образования центра «Айылгы» города Якутска. Для решения поставленной цели провели анкетирование и тестирование. Анкетирование - для определения уровня сформированности ИКТ-компетентности, владения ИКТ, мотивации, интереса к новым знаниям, методам. Тестирование «ИКТ-компетентность педагогического работника», для выявления достоверных знаний, умений использования ИКТ, технических средств обучения в педагогической деятельности.
Вопросы анкет специально составлены так, чтобы узнать: какими офисными программами, информационно-коммуникативными технологиями, техническими средствами обучения пользуются педагоги; наличие сайта, электронной почты; участие в дистанционных конкурсах; наличие затруднений, желание, мотив повысить свой уровень ИКТ-компетентности. Результат анализа анкет педагогов выяснил, что все педагоги используют в своей педагогической деятельности программу Microsoft Word (100%), большинство владеет программой Microsoft Excel (82%) и Microsoft Power Point (63%). С иными программами никто не знаком. На второй вопрос, об использовании средств ИКТ в учебном процессе, девять человек написали, что применяют образовательные ресурсы сети Интернет (82%), четыре человека (36%) -цифровые образовательные ресурсы и мультимедийный конспект-презентацию (36%). Из технических средств обучения, больше всего используют: компьютер - (91%), проектор - (72%), принтер - (54%), музыкальные колонки, веб-камеру - (36%), сканер (27%). Планшет и интерактивную доску применяют единицы. Электронную почту используют все, личный сайт есть только у одного педагога. В профессиональном сообществе зарегистрированы трое и у семи педагогов обучающиеся принимают участие в интернет-конкурсах.
По частоте применения технических средств обучения, чаще всего, педагоги используют принтер, планшет и компьютер, менее всего сканер. Также, выяснилось, что большинство испытуемых (72%), желает обогатить знания, повысить квалификацию, уметь работать по разным программам, как: фотошоп, 3D-моделирование, FL-studio, веб-сайты, интерактивная доска, программы создающие презентации, видеоролики. Следовательно, большинство испытуемых желает совершенствовать знания, но многие из них испытывают трудности, причиной тому указывают незнание, слабое владение программами и материальное обеспечение.
Тест состоит из шестнадцати вопросов, которые направлены на выявление базового уровня знаний об ИКТ-компетентности, о терминологии, понятии об информационно-образовательной среде, гигиенических требованиях к организации работы с компьютером и программным обеспечением, и умении владеть средствами, инструментами сбора и хранения информации. Обработка данных проводится по выявлению уровня сформированности информационно-коммуникативной компетентности. Низкий уровень (от 1 до 5 баллов) - характеризуется низким и базовым показателем правильных ответов; средний уровень (от 6 до 10 баллов) - педагог знает информационные термины, определения, владеет методами поиска, ввода, обработки информации и имеет представление об информационно-образовательной среде, компетенциях педагога; высокий уровень (от 11 до 16 баллов) - это педагог осознанно и с ответственностью подходящий к своей профессиональной деятельности, личностному развитию, полноценно владеющий информационно-коммуникативными технологиями, техническими средствами обучения. Анализ констатации показал такие результаты (см. табл. 1).
Таблица 1
Результат тестирования «ИКТ-компетентность педагога дополнительного образования»:
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
64% 36% 0%
Несмотря на положительные показатели результата анализа анкетирования, метод тестирования выявил некоторые пробелы в знании и умении применять информационно-коммуникативные технологии, показал педагогам какие компетенции им необходимо развить. Также, следует отметить, что многие педагоги не имеют должного уровня сформированности ИКТ-компетентности.
Таким образом, чтобы организовать единую информационно-образовательную среду, современному педагогу необходимо вести опережающее развитие ИКТ-компетентности. В связи с выявленными проблемами нами предлагается программа курсов повышения квалификации «Развитие ИКТ-компетентности педагога дополнительного образования», где каждый раздел программы будет способствовать формированию критериев высокого уровня ИКТ-компетентности педагогов дополнительного образования.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время стоит проблема формирования у педагогов компетентности в области ИКТ для активного взаимодействия с информационно образовательной средой образовательной организации. Цель программы: развитие информационно-коммуникативной компетентности, повышение информационной культуры педагога дополнительного образования в современной образовательной среде, путем составления индивидуального образовательного маршрута. Разработанная нами рабочая программа курса состоит из пяти модулей: инвариативная -«Ознакомление с ИОС»; вариативная - «Учебная программа и самооценка»; «Применение ИКТ технологии»; Сетевое взаимодействие педагогов ДО; Творческий проект (см. табл. 2).
Таблица 2
Образовательная программа развития ИКТ-компетентности педагогов дополнительного образования детей и взрослых центра «Айылгы»
№ Наименование разделов Всего ч. Теория Практика
1. «Ознакомление с ИОС» 12 4 8
2. «Учебная программа и самооценка» 18 6 12
3. «Применение ИКТ технологии» 20 4 16
4. Сетевое взаимодействие педагогов ДО 8 2 6
5. Творческий проект 10 2 8
Итого: 72 18 54
Реализация программы будет способствовать позитивной динамике развития таких компетенций как: создание и ведение собственного сайта, медиатеки; работа в сетевом городе по заполнению электронного журнала; ведение мониторинга, анализа исследовательской деятельности; поиск и обмен информацией. Требования к современному педагогу с каждым днем высоки, и миссия курса содействовать созданию своей информацинно-образовательной среды, которая может стать ключевым способом повышения качества образования, эффективности реализации обучения в системе дополнительного образования.
Выводы. В связи с вышеизложенным, нами выявлены проблемы ИКТ-компетентности педагога дополнительного образования, даны рекомендации и можно утверждать, что в сложившейся ситуации большую роль по-прежнему несет личный интерес, высокая мотивация педагога быть высококультурной, профессионально компетентной личностью. Таким образом, профессиональная успешность, уровень развития ИКТ-компетентности зависит от многих факторов, в том числе и от самого педагога, его преданности к профессии. В настоящее время, чтобы подготовить конкурентоспособного человека, проникающего в мировое образовательное пространство, мы должны предложить систему образования, которая дает результаты. Очевидно, что подготовка конкурентоспособного человека основана на компетентностных способностях человека [16].
Литература:
1. Авдеева С.М., Никуличева Н.В., Хапаева С.С., Заичина О.И. О подходах к оценке ИКТ-компетентности педагога с учетом требований профессионального стандарта «Педагог...» // Электрон. б-ки. 2016. https://elibrary.ru/item.asp?id=28358089 (дата обращения: 30.04.2019).
2. Акимов А.М. О подходах к структуре и содержанию информационной компетентности педагога. Электорн. б-ки. 2014 https://elibrary.ru/item.asp?id=22596391 (дата обращения: 30.04.2019).
3. Большакова З.М., Тулькибаева Н.Н. Компетенции и компетентность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2009. № 24 (157). С. 13-19.
4. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 160 с.
5. Вербицкий А.А. Комплексно-компетентностный подход к модернизации образования. Электорн. б-ки. 2011. https://cyberleninka.rU/article/v/kontekstno-kompetentnostnyy-podhod-k-modemizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 30.04.2019).
6. Замара Е.В. Конструирование модели формирования информационной компетентности студентов на основе аксиологического подхода. Электорн. б-ки. 2012 http://www.pgsga.ru/research/samara-scientific-journal/numberjournal/08-zamara.pdf (дата обращения: 30.04.2019).
7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Электорн. б-ки. 2009 https://cyberleninka.rU/article/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya (дата обращения: 30.04.2019).
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2004. - 304 с.
9. Колпакова Н.С. Информационная компетентность как элемент модели деятельности педагога-музыканта. Электорн. б-ки. 2012. file:///C:/Users/%D0%AD%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F/Searches/Downloads/informatsionnaya -kompetentnost-kak-element-modeli-deyatelnosti-pedagoga-muzykanta.pdf (дата обращения: 30.04.2019).
10. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» № 298н от 05.05.2018 http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.003.pdf (дата обращения: 30.04.2019).
11. Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. N 729-р О плане мероприятий на 2015-2020 гг. по реализации Концепции развития дополнительного образования детей. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70895794/#ixzz5n3PAgpY3 (дата обращения: 30.04.2019).
12. Стрекалова Н.Б. Система формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов гуманитарных специальностей на основе средового подхода. Электорн. б-ки. 2008 https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-formirovaniya-informatsionno-kommunikatsionnoy-kompetentnosti-studentov-gumanitarnyh-spetsialnostey-na-osnove-sredovogo (дата обращения: 30.04.2019).
13. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» http://kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 30.04.2019).
14. ФГОС начального общего образования / МОиН РФ. М.: 2010
15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - 0-13 Москва: Проспект, 2015. - 160 с.
16. 8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22979053/(08.08.2019)