Научная статья на тему 'Проектирование инфографических средств изучения химических производств в школе на основе историографического подхода'

Проектирование инфографических средств изучения химических производств в школе на основе историографического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методические приемы / изучение химических производств / путиловская сталь / историографические источники / didactic techniques / study of chemical production / Putilov steel / historiographical sources.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Роговая Ольга Геннадьевна

Статья посвящена педагогическому проектированию новых дидактических средств обучения химии. Теоретические основания проектирования аргументированы в ходе анализа теории и практики информационного дизайна, методики изучения химических производств, реализации историографического подхода в историческом образовании школьников. Результатом исследования стала конкретизация методических приемов урочной и внеурочной работы по теме «История российской стали».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF INFOGRAPHIC MEANS OF STUDYING CHEMICAL PRODUCTION AT SCHOOL BASED ON A HISTORIOGRAPHIC APPROACH

The article is devoted to the pedagogical design of new didactic means of teaching chemistry. The theoretical foundations of the design are argued through the analysis of the theory and practice of information design, methods of studying chemical production, and the implementation of the historiographic approach in the historical education of schoolchildren. The result of the study was the specification of methods for working with infographics in class and extracurricular work on the topic “History of Russian steel.”

Текст научной работы на тему «Проектирование инфографических средств изучения химических производств в школе на основе историографического подхода»

УДК 37.026.4 37.017.4

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2024-1-5-9

I

Проектирование инфографических средств изучения химических производств в школе на основе историографического подхода

Роговая О.Г.

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, Россия ORCID: https://orcid.org/000-0001-7158-0872, E-mail: olgarogovaya@mail.ru

Резюме: Статья посвящена педагогическому проектированию новых дидактических средств обучения химии. Теоретические основания проектирования аргументированы в ходе анализа теории и практики информационного дизайна, методики изучения химических производств, реализации историографического подхода в историческом образовании школьников. Результатом исследования стала конкретизация методических приемов урочной и внеурочной работы по теме «История российской стали». Ключевые слова: методические приемы, изучение химических производств, путиловская сталь, историографические источники. Для цитирования: Роговая О.Г. Проектирование инфографических средств изучения химических производств в школе на основе историографического подхода // История и педагогика естествознания. 2024. № 1. С. 5-9. D0I:10.24412/2226-2296-2024-1-5-9

Благодарность: Исследование выполнено в 2023 году в рамках государственного задания по теме «Исследование практик реализации в современной школе идей и методик отечественных педагогов и психологов XIX-XX веков (на примере преподавания естественнонаучных предметов и географии)» (номер реестровой записи 720000Ф.99.1.БН62А84000).

DESIGN OF INFOGRAPHIC MEANS OF STUDYING CHEMICAL PRODUCTION AT SCHOOL BASED ON A HISTORIOGRAPHIC APPROACH

Rogovaya Olga G.

Herzen State Pedagogical University, 191186, St. Petersburg, Russia ORCID: https//orcid.org/000-0001-7158-0872, E-mail: olgarogovaya@mail.ru

Abstract: The article is devoted to the pedagogical design of new didactic means of teaching chemistry. The theoretical foundations of the design are argued through the analysis of the theory and practice of information design, methods of studying chemical production, and the implementation of the historiographic approach in the historical education of schoolchildren. The result of the study was the specification of methods for working with infographics in class and extracurricular work on the topic "History of Russian steel." Keywords: didactic techniques, study of chemical production, Putilov steel, historiographical sources.

For citation: Rogovaya O.G. DESIGN OF INFOGRAPHIC MEANS OF STUDYING CHEMICAL PRODUCTION AT SCHOOL BASED ON A HISTORIOGRAPHIC APPROACH. History and Pedagogy of Natural Science. 2024, no. 4, pp. 5-9. DOI:10.24412/2226-2296-2024-1-5-9

Acknowledgment: The study was carried out in 2023 as part ofstate assignment on the topic "research into the practices of implementing in modern schools the ideas and methods of Russian teachers and psychologists of the 19th century- XX centuries (on the example of teaching natural science subjects andgeography)" (registry entry number 7200000.99.1.BH62A84000).

Современное поколение учащейся молодежи сформировалось в условиях сверхнасыщенной визуальной среды, они ожидают от системы образования соответствия их запросам в аспекте визуальной коммуникации. Ответом на этот вызов стал процесс быстрого роста образовательной продукции графического и информационного дизайна, часто созданных торопливо, без достаточных теоретических оснований и, самое важное, без достаточного методического сопровождения. Создается впечатление, что достойные и доказавшие свою эффективность методические приемы работы с наглядными средствами обучения остаются невостребованными современными учителями. Например, экспериментальная методика составления и применения опорных конспектов В.Ф. Шаталова, доказавшая свою результативность в формировании знаний и умений в предметном обучении, ускоренном обучении и направленная на работу со всеми категориями обучаемых, редко упоминается.

Инструментальная доступность средств визуализации и ее притягательность создают иллюзию что «хорошее» сред-

ство само по себе способно решить дидактические задачи. Предполагаю, что отсутствие методических разработок, сочетающих в себе алгоритмы инфографического дизайна и приемов педагогического проектирования современных дидактических средств обучения с опорой на методику использования наглядности, снижает ожидаемый эффект от прихода инфографики в современные образовательные учреждения.

Инфографика заняла лидирующие позиции в средствах массовой информации как привлекательный и эффективный способ структурирования, сжатия и представления тематически весьма разнообразного содержания в последнее десятилетие [1]. Считается, что начало этому процессу было положено еще в начале 90-х годов американскими газетными журналистами. Однако более глубокий исторический анализ приводит исследователей к узелковому письму инков и знаменитым кодексам Леонардо да Винчи. Идея передачи информации с помощью образов появилась задолго до этих примеров в виде пиктограмм и иероглифов, но следует признать, что и безымянные инки, и великий худож-

1 •2024

История и педагогика естествознания

ник-исследователь нашли правильную пропорциональность в передаче визуальных и содержательных компонентов [2].

Развитие информационно-коммуникационных технологий, увеличение доступности графических программ и инструментов сделали процесс визуализации удобным, быстрым, универсальным. Возможность создавать зрительные образы и работать с ними появилась не только у профессионалов. В сочетании с накопленным в мире науки опытом представления экспериментальных данных визуализированная информация стала трансформироваться в инфографику, востребованную не только в журналистике, но и в медицине, бизнесе, дизайне, маркетинге, образовании [3, 4]. Везде, где требуется представить сложные идеи, большие объемы статистических данных, придать яркости и привлекательности содержанию, ускорить процесс понимания и усвоения информации, сэкономить время и усилия аудитории, добавить интерактивности, развить творческие способности и критическое мышление, стала применяться инфографика.

Это понятие трактуется широко и разнообразно. Для дальнейшего анализа нам важно, что визуализация - это процесс создания и представления изображений с целью лучшего понимания визуализированного явления или объекта, а инфографика является инструментальным способом интегрировать разные виды информации в легко воспринимаемый и удобный для анализа продукт коммуникации (рис. 1).

Теоретическими основаниями педагогического проектирования дидактических инфографических средств выступают некоторые теории, идеи психологии зрительного восприятия и достижения современных нейронаук [5, 6, 7]:

- теория визуального мышления Рудольфа Арнхейма (Rudolf Arnheim);

- теория нисходящей обработки визуальной информации Ричарда Грегори (Richard Gregory);

- теория визуальной агрументации Эдварда Тафти (Edward R.Tufte);

- результаты экспериментальной проверки влияния цветового сочетания, типографики, объема воспринимаемой информации, сценического контекста и т.п. на эффективность восприятия, запоминания и интерпретации визуальных образов.

Обработка визуальных данных крайне сложный когнитивный процесс. Мозг должен одновременно помимо первичного восприятия проводить упорядочивание, организацию, сортировку, придание смыслов, установление связей, поиск и отбор ранее усвоенной информации. Визуальное мышление формируется под воздействием не только поступающих зрительных сигналов, но и воспринимаемых звуков, запахов, тактильных ощущений и т.п. В процессе визуализации участвует половина нейронной сети, обеспечивая восприятие и подсознательную трактовку сцены менее чем за 0,01 секунды. Восприятие сопровождается осмыслением информации, соотнесением ее с прежними знаниями и опытом, формированием ожидания соответствия уже сформированных смыслов, то есть это концептуально управляемый процесс [7].

Это - весомый аргумент относится к созданию и применению современных визуальных средств обучения с повышенными требованиями. Сильное средство требует тщательной «дозировки» и правил применения! Свертывание информации, ее концентрация - один из этапов визуализации. Собственно, поэтому люди так отзывчивы на инфогра-фические способы передачи информации: мозг экономично работает в привычном ему режиме.

С учетом того, что инфографика (дизайнеры часто применяют термин «информационный дизайн») разрабатыва-

Рис. 1. Инфографика про инфографику

ется в методологии дизаина, в целях успешного использования программных продуктов и ИКТ-инструментов для создания дидактической инфографики можно порекомендовать изучить рекомендации профессионалов. Например, § 2.2.3 «Редактирование инфографики» и 2.3 «Программное обеспечение дизайна» и гл. 3. «Инновационный медиа-дизайн» из учебного пособия Е.В. Шоковой «Информационный дизайн» [8]. Авторы книги «Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов» подчеркивают, что визуализация учебного материала «это не только знаковые, но и другие образы «визуализации», выступающие на первое место в зависимости от свойств изучаемого объекта. Это такие элементы, которые, присутствуя в той или иной степени в зрительном образе, существенно влияют на восприятие и освоение обучающимися учебной информации. Например: точка, линия, форма, направление, цвет, яркость, контрастность, структура, размер, движение» [9].

В актуальном информационном дизайне сочетаются практика графического дизайна, цифровой инструментарий, теория информации и культурологические принципы для экспериментального расширения репертуара средств. Принципы информационного дизайна объединены в две группы: эстетические и функциональные. К эстетическим относятся гармония и пропорциональность, среди функциональных можно выделить структурированность сообщения, единство элементов, облегчение понимания и обучения. Широкий спектр современных форм и типов инфографи-ческих продуктов описан в учебном издании для будущих журналистов А.А. Градюшко «Основы творческой деятельности веб-журналиста» [10]. Выбирая форму для создания дидактической инфографики, следует обратить внимание на виды визуализации больших данных и журналистские жанры: видеосюжеты, интерактивное видео (мультискрипт), фотоленты, фоторепортажи, фотогалереи, слайд-шоу, карикатуры, подкасты, инфотейнмент. Методические рекомендации по созданию таких продуктов актуализируют правильный подбор визуальных образов, их эффективное сочетание с информационным блоком.

Педагогическое проектирование инфографических средств обучения может опираться не только на закономерности когнитивной и педагогической психологии, но и на ряд концептуальных положений контекстного обучения. А.А. Вербицкий писал в 2009 году: «Процесс визуализации - это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ, может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий. Такое определение не смешивает

История и педагогика естествознания

1 ■2024

понятия «визуальный» и «визуальные средства» с понятиями «наглядный» и «наглядные средства» [11].

Несмотря на то что проблемами теории и практики применения наглядных средств обучения и визуализации учебной информации занимались классики мировой и отечественной дидактики Я.А. Каменский, Дж. Дьюи, К.Д. Ушинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др., педагогическое проектирование современных визуальных дидактических средств не вошло в образовательную практику современной школы [12]. Заметно выделяются на общем фоне исследования и экспериментальные разработки научно-исследовательской лаборатории моделирования визуальных регулятивов логико-смыслового типа, руководитель лаборатории, кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор В.А. Штейнберг. Например, в рамках проекта «Технология дидактической микроюмористики» разработана обучающая программа «Лонэтюдный проект «Дидактическая микроюмористика» [13].

Решая задачу поиска методических средств активизации познавательной деятельности школьников при изучении химических производств, автор пришел к выводу, что включение исторического материала в содержание обучения в современной форме дидактической инфографики может быть методически проработано на основании историографического подхода, успешно реализуемого в историческом образовании. Ранее автор, обсуждая полифункциональность историко-научного знания, реализуемую на основе историко-логического, историко-культурологиче-ского, историко-персонологического подходов в методике обучения химии, подчеркивал, что его включение в содержание химического образования позволяет «мотивировать, развивать, иллюстрировать, формировать интерес к научному творчеству, создавать проблемные ситуации и ситуации, затрагивающие эмоционально-аффективную сферу обучающихся» [14].

Историографические материалы представляют версии и оценки прошлого, и делятся на две группы:

- специально созданные в рамках академического дискурса учебные материалы;

- созданные вне научной практики, тем не менее объективно отражающие исторический процесс, для которых применяют термин «публичная история».

В школьном историческом образовании такого рода средства обучения помогают учителю раскрывать многообразие, противоречивость, многофакторность исторического развития, воспитывать толерантность, развивать критическое мышление, овладевать приемами исследовательской деятельности. Использование в обучении химии материалов из истории российской науки и техники объективно может быть основано на историографическом подходе. Таким образом, комбинируя источники из первой и второй групп историографических материалов, возможно не только включать в содержание химического образования широкий спектр социального, культурного, технологического контекстов эпохи, но и достигать вышеперечисленных целей. Методическое обеспечение историографического подхода весьма разнообразно, для проектирования учебных заданий целесообразно сочетать две процедуры работы с историческими источниками: воссоздание (реконструкция) и истолкование (интерпретация) [15].

Изучение химических производств в современной школе - один из самых сложных разделов курса химии в школе. Далекий от реалий жизни современного школьника мир промышленного производства, сложный междисциплинарный материал, появление большого числа новых терминов, на подробное изучение которых не хватает времени, все это значительно снижает качество образовательного результа-

та и успешность профессиональной ориентации школьника на широкий спектр химических профессий. Но, как это часто бывает, в сложной проблеме скрывается и потенциал ее решения.

Классическая методика изучения химических производств строится на системно-структурном подходе к формированию содержания в сочетании с методами развивающего обучения. На уроках создаются проблемные ситуации, побуждающие учащихся выходить за рамки привычного хода урока, опираться в процессе решения проблемных ситуаций на поиск дополнительных ресурсов, как правило из области материаловедения и химической технологии. Усвоению сложного и не очень интересного материала способствует использование разнообразных средств наглядности (плакаты, модели, таблицы, фильмы и т.д.), решение задач с производственным содержанием, проектная деятельность, проведение реальных и виртуальных экскурсий [16, 17].

Рассмотрим пример методической работы учителя по теме «История российской стали». Путиловский завод стал одним из столпов индустриализации России в XIX-XX веках, что способствовало укреплению ее экономического и политического влияния. Анализ опыта создания российской стали позволяет погрузиться в исторический контекст, изучить технологические новации, обсудить социальную ответственность бизнеса.

Педагогическое проектирование автор проводил, используя следующие историографические источники: диссертационное исследование О.Н. Ворониной «Развитие конструкций железнодорожных рельсов, их стыковых соединений и технологий обработки» [18], музейные фонды музея Кировского завода и музея Промышленно-технологи-ческого колледжа им. Н.И. Путилова, справочник «Фабрично-заводские предприятия Российской империи (исключая Финляндию) на 1914 год» под редакцией Л.К. Езиоранского [19], материалы поисковой выдачи по запросам «путилов-ская сталь», «как отличить чугунные и стальные изделия», «сравнение производства чугуна и стали», материалы с официального сайта РЖД, методические разработки учителей, размещенные на платформе «Инфоурок».

Анализ теоретических и практико-ориентированных материалов, посвященных использованию инфографики для решения образовательных задач, позволил выделить следующие варианты дидактического применения историографических ресурсов:

- интерпретация и критика инфографической наглядности, подобранной или созданной учителем («Железная лента времени», «Реклама продукции Путиловского завода», «Патенты Н.И. Путилова», «Химический состав рельсовой стали и его преимущества», плакаты «Производство чугуна и стали»);

- разработка заданий на основе сочетания разных типов визуального представления экспериментальных и иных видов данных [3] (построение деревьев и ментальных карт «Производство чугуна и стали», «Классификация сталей», решение экспериментальной аналитической задачи «Как отличить железный рельс от стального?», задания на комбинирование графических данных (рис. 2));

- вовлечение учащихся в проектную деятельность (создание инфографики по темам: «Павел Обухов и Николай Путилов. Стальные короли России», «По каким рельсам катил первый российский паровоз?», «История совершенствования химического состава и способов термической обработки рельсов», написание детектива «Кто виноват в крушении поезда» или «Как поймать ржавчину», видеоролика по результатам экспериментальной работы «Из чего сделаны металлические изделия», экологический проект

1 ■2024

История и педагогика естествознания

«Как выживает железнодорожный рельс», культурологический проект «Рельсы в культуре»).

Рассмотрим вариант аналитического задания на сопоставление и комбинирование визуализированных численных данных.

Задание. Изучите данные, представленные на диаграммах: Рост протяженности железнодорожного пути (а) в России в 1838-1865 гг., объем выпуска железных (б) и общий (в) рельсов заводами России в 1866-1882 гг. Сформулируйте максимально возможное количество выводов, основанных на сопоставлении численных данных. Предложите свой вариант диаграммы, объединяющий данные трех графиков.

Разработанные дидактические материалы апробируются студентами и магистрантами факультета химии РГПУ им. А.И. Герцена в ходе педагогической практики в школах Санкт-Петербурга. Студенты отмечают, что создание дидактической инфографики - интересное, но довольно сложное занятие, оно требует расширения имеющихся психолого-педагогических знаний, освоения новых знаний из методики цифрового обучения.

Самостоятельная работа учащихся с инфографически-ми средствами изучения химических производств на примере производства стальных рельс в урочной деятельности, организация проектной внеурочной деятельности решает целый комплекс педагогических задач по:

- углублению химических знаний в аспекте продолжения логики освоения химии «состав - строение - свойства вещества» до «состав - строение - свойства вещества -материал - форма - создание и применение»;

- формированию умения представить не совокупность схем и диаграмм, а единый образ, способный выразить информацию;

- освоению универсальных приемов естественно-научной и функциональной грамотности при работе с разными типами информации (хронология, пространственные, количественные или смешанные данные);

- развитию визуального мышления, аналитических способностей учащихся.

Работа школьников с историографическими источниками способствует патриотическому воспитанию, позволяет им пережить состояние гордости за достижения своих соотечественников.

км

а 4ооо ■

1500 1000

1838 1840 1842 1844 1846 1848 1850 1852 1854 1856 1858 1860 1862 1864

б

тыс. пудов тыс.т.

тыс. пудов

1866 1868 1870 1872 1874 1876 1878 1880 1882 1884 1886 1888 1890 1892 1894 ГОДЫ

Рис. 2. Данные о развитии железнодорожной сети в России во второй половине XIX века [18]

Педагогическое проектирование инфографики, проведенное на основе историографического подхода с привлечением методических рекомендаций по созданию инфо-графики дизайнерами и журналистами, позволило создать дидактические материалы для актуализации процесса изучения химических производств в школьном курсе химии.

в

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Lankow J. Infographies: The Power of Visual Storytelling / J. Lankow, J. Ritchie, R. Crooks — Wiley, 2012. P. 264.

2. Golubev O. B., Testov V. A. Network information technologies as a basis of new educational paradigm // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2015. Т. 214. C. 128-134.

3. Желязны Д. Говори на языке диаграмм: пособие по визуальным коммуникациям для руководителей: пер. с англ. М.: Ин-т комплексных стратегических исследований, 2004. 220 с.

4. Лаптев В.В. Русская инфографика. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. 399 с.

5. Tufte E.R. The Visual Display of Quantitative Information. 2nd edition. Cheshire, CT: Graphics Press, 2001. 199 p.

6. Соломоник А.Б. Философия знаковых систем и язык. М.: ЛКИ, 2020. 408 с.

7. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. 464 с.

8. Шокова У.В., Ахматова И.В. Информационный дизайн: учеб. пособие. Самара: Изд-во Самарского университета, 2023. 84 с.

9. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2002. 146 с.

10. Градюшко, А.А.Основы творческой деятельности веб-журналиста: учеб.-метод. пособие. Минск: БГУ, 2019. 239 с.

11. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.

12. Гуничева Е.М., Голубев О.Б. Дидактические возможности образовательной инфографики // Педагогическая информатика. 2018. № 1. С. 1521.

13. Официальный сайт Башкирского государственного педагогического университета. Научно-исследовательская лаборатория моделирования визуальных регулятивов логико-смыслового типа. URL: https://bspu.ru/unit/286/about (дата обращения 25.12.2023).

14. Роговая О.Г. Обновление содержания химического образования на основе исторического подхода // Сб. науч. тр. 66-й ВНПК с международным участием «Актуальные проблемы химического и экологического образования». СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 3-6.

15. Хлытина О.М. Историографические материалы в образовательном пространстве современной школы: моногр. / под ред. В.А. Зверева. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. 136 с.

16. Карпушов А.Э. Использование исторического материала как средства формирования мотивации при изучении химии в средней школе: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 2004. 24 с.

17. Пятышева М.В. Методика реализации историко-персонологического подхода в общем химическом образовании: дис. канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 2005. 207 с.

18. Воронина О.Н. Развитие конструкций железнодорожных рельсов, их стыковых соединений и технологий обработки: дис. канд. техн. наук: 07.00.10. М., 2014. 228 с.

19. Если не Путилов, то кто? Как офицер военного флота стал стальным королем Российской Империи. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5097921 (дата обращения 25.12.2023).

История и педагогика естествознания

1 •2024

REFERENCES

Lankow J., Ritchie J., Crooks R. Infographics. The power of visual storytelling. Wiley Publ., 2012. p. 264.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Golubev O. B., Testov V. A. Network information technologies as a basis of new educational paradigm. Procedia Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 214, pp. 128-134.

Zhelyazny D. Govori na yazyke diagramm: posobiye po vizual'nym kommunikatsiyam dlya rukovoditeley [Speak the language of diagrams: a guide to visual communications for managers]. Moscow, Institut kompleksnykh strategicheskikh issledovaniy Publ., 2004. 220 p. Laptev V.V. Russkaya infografika [Russian infographics]. St. Petersburg, Politekhn. un-ta Publ. 2018. 399 p. Tufte E.R. The visual display of quantitative information. Cheshire, CT: Graphics Press Publ., 2001. 199 p. Solomonik A.B. Filosofiya znakovykh sistem iyazyk [Philosophy of sign systems and language]. Moscow, LKI Publ., 2020. 408 p. Gibson Dzh. Ekologicheskiypodkhodkzritel'nomu vospriyatiyu [An ecological approach to visual perception]. Moscow, Progress Publ., 1988. 464 p. Shokova U.V., Akhmatova I.V. Informatsionnyydizayn [Information design]. Samara, Samarskogo universiteta Publ., 2023. 84 p. Lavrent'yev G.V., Lavrent'yeva N.B. Innovatsionnyye obuchayushchiye tekhnologii vprofessional'noypodgotovke spetsialistov [Innovative teaching technologies in professional training of specialists]. Barnaul, Altayskogo gosudarstvennogo universiteta Publ., 2002. 146 p. Gradyushko, A.A. Osnovy tvorcheskoy deyatel'nosti veb-zhurnalista [Fundamentals of creative activity of a web journalist]. Minsk, BGU Publ., 2019. 239 p.

Verbitskiy A.A., Larionova O.G. Lichnostnyy i kompetentnostnyy podkhody v obrazovanii. Problemy integratsii [Personal and competency-based approaches in education. Integration problems]. Moscow, Logos Publ., 2009. 336 p.

Gunicheva YE.M., Golubev O.B. Didactic possibilities of educational infographics. Pedagogicheskaya informatika, 2018, no. 1, pp. 15-21 (In Russian).

Ofitsial'nyy sayt Bashkirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Nauchno-issledovatel'skaya laboratoriya modelirovaniya vizual'nykh regulyativov logiko-smyslovogo tipa (Official website of the Bashkir State Pedagogical University. Research laboratory for modeling visual controls of logical-semantic type) Available at: https://bspu.ru/unit/286/about (accessed 25 December 2023).

Rogovaya O.G. Obnovleniye soderzhaniya khimicheskogo obrazovaniya na osnove istoricheskogo podkhoda [Updating the content of chemical education based on a historical approach]. Trudy 66-oy VNPK s mezhdunarodnym uchastiyem «Aktual'nyye problemy khimicheskogo i ekologicheskogo obrazovaniya» [Proc. of 66th All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation "Current problems of chemical and environmental education"]. St. Petersburg, 2019, pp. 3-6.

Khlytina O.M. Istoriograficheskiye materialy v obrazovatel'nom prostranstve sovremennoy shkoly [Historiographic materials in the educational space of modern school]. Novosibirsk, NGPU Publ., 2013. 136 p.

Karpushov A.E. Ispol'zovaniye istoricheskogo materiala kak sredstva formirovaniya motivatsiipri izuchenii khimii vsredney shkole. Diss. kand. ped. nauk [Using historical material as a means of developing motivation when studying chemistry in secondary school. Cand. ped. sci. diss.]. St. Petersburg, 2004. 24 p.

Pyatysheva M.V. Metodika realizatsii istoriko-personologicheskogo podkhoda v obshchem khimicheskom obrazovanii. Diss. kand. ped. nauk [Methodology for implementing the historical-personological approach in general chemical education. Cand. ped. sci. diss.]. St. Petersburg, 2005. 207 p. Voronina O.N. Razvitiye konstruktsiy zheleznodorozhnykh rel'sov, ikh stykovykh soyedineniy i tekhnologiy obrabotki. Diss. kand. tekhn. nauk [Development of railroad tracks designs, their butt joints and processing technologies. Cand. tech. sci. diss.]. Moscow, 2014. 228 p. Yesli ne Putilov, to kto? Kak ofitser voyennogo flota stal stal'nym korolem Rossiyskoy Imperii (If not Putilov, then who? How a naval officer became the steel king of the Russian Empire) Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5097921 (accessed 25 December 2023).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Роговая Ольга Геннадьевна, к.х.н., д.п.н., проф. кафедры химического и экологического образования, РГПУ им. А.И. Герцена.

Olga G. Rogovaya, Cand. Sci. (Chem.), Dr. Sci. (Ped.), Prof., Department of Chemical and Environmental Education, Herzen State Pedagogical University.

1 ■2024

История и педагогика естествознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.