При этом необходимо давать четкую установку студентам: новаторство должно быть направлено не на реорганизацию системы изобразительных средств, а на поиск оригинальных композиционных решений.
В аналитической работе с произведением искусства необходима не только способность увидеть его «свежим» взглядом, но и умение абстрагироваться, вычленяя те или иные моменты восприятия и элементы формы и содержания. Мы ведем речь исключительно о пластических искусствах, а именно о рисунке и живописи, и тут следует помнить одно: любой аналитический прием - это прежде всего способ истолкования элементов формы, их осмысление. Специфика анализа заключается в том, чтобы разделить целое на части. Это способ более глубокого проникновения в смысловую сердцевину художественного образа. Автор предлагает вести анализ художественного произведения по следующему сценарию.
1. Исследование произведения в социокультурном контексте: выявление причин и предпосылок, предопределивших появление данного произведения в художественной культуре отдельно взятой страны. Этот контекст многосложен, в его анализе можно выделить отдельные его срезы, хотя в реальности все они интегрируются в творческом акте художника. К настоящему времени существует достаточное количество методов рассмотрения социокультурного контекста в рамках социально-философской методологии: структурно-функциональный анализ, анализ через определенную категорию (категорию духовности), семиотический анализ, рассмотрение произведения с позиции глобальной социометрической концепции (П. Сорокин) и т.д. Исследуя произведение в социокультурном контексте, мы устанавливаем его генетическую связь с предшествующими традициями и обретаем вектор развития на будущее.
2. Сюжетно-содержательный аспект произведения. Его слагаемыми являются категории пространства и времени, преломляющиеся в художественном произведении, образующие в целом пространственно-временное единство произведения. Эти категории являются основополагающими в создании художественно-образной модели мира. В содержательную основу произведения входят также образы людей (типажи), объекты природы и объекты предметного мира культуры в своем неисчислимом многообразии. Именно сюжетно-содержательный аспект художественного произведения является носителем смысла, через объективированную форму зритель проникает в основной замысел произведения, в сердцевину творческого акта. Анализируя «пространственно-временной континуум» художественного образа произведения, мы сталкиваемся с немаловажными вопросами: каков элементарный уровень произведения, каковы основные принципы взаимосвязи элементов художественной формы. И тут мы выходим на формальный аспект произведения.
3. Формальный аспект произведения. Рассматривая этот аспект, мы отвечаем на вопрос «Как выражено?». Речь идет о способах организации внутренней структуры
художественного произведения. Во-первых, мы должны выявить опорную композиционную схему данного произведения, определяющую единство формы и содержания. Во-вторых, рассмотреть, какие использованы элементы, при этом представить их в виде простейших слагаемых художественной формы (пятно, точка, линия, плоскость). В-третьих, определить характер связей перечисленных выше элементов, проявляющий себя в определенных отношениях, установленных между ними; эти отношения формируются при помощи композиционных приемов. В-четвертых, охарактеризовать специфику элементов художественной формы и изобразительных средств.
К сказанному следует добавить, что существуют и другие аспекты художественного произведения, но в силу специфики нашего исследования они рассмотрены не будут.
В процессе анализа художественного произведения устанавливается соотношение между явлением и сущностью, постижение и освоение которой в конечном итоге составляет одну из основных задач аналитики искусства. Так что в процессе анализа произведения искусства необходимо разобраться в том, какое явление лежит в основе художественного образа, какие свойства, качества, аспекты объекта были использованы художником для раскрытия образа, как, каким способом шло преобразование объекта, «перевод его в материал» и каково строение - элементарный уровень и структура - появившегося в итоге художественного образа. Художнику-педагогу крайне необходимо уметь отвечать на эти вопросы, достаточно хорошо разбираться в смысле произведения искусства, в том, какова духовная сущность, просвечивающаяся сквозь ткань художественной материи.
Аналитика художественной формы является одним из важнейших дидактических средств в обучении изобразительному искусству. В первую очередь это средство выполняет обучающую функцию, являясь мощной теоретической и методической поддержкой процессу обучения изобразительной грамоте. Анализируя художественную форму, учащиеся развивают в себе способности к обобщению предметов реального мира, умение выделить главное из второстепенного, способность к абстрактно-логическому мышлению. Аналитика - это шаг в сторону развития «мышления формой» как определенному качеству художественно-композиционного мышления. В настоящем художественном произведении не может быть «пустот», ибо каждый заданный элемент композиции и формат, да и сама фактура поверхности предмета искусства, исполнены смысла. Поэтому следует помнить, что любой аналитический прием, это прежде всего осмысление художественной формы, постижение великого языка искусства.
Литература:
1. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977. - с. 73.
2. Там же - с. 75.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА В СИСТЕМЕ МНОГОУРОВНЕВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С.В. Анчуков,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования и музейной педагогики, заместитель декана по работе с иностранными студентами РГПУ им. А.И. Герцена
В настоящее время многоуровневая система образования становится объективной реальностью, обеспечивая необходимый для современного общества переход от профессиональной подготовки к получению образования. Приоритет образованности над узким профессионализмом - тенденция, отвечающая динамике общественной и экономической жизни современного общества.
Многоуровневая система высшего профессионального образования направлена на предоставление обучающимся образовательных услуг, что может позволить им в процессе обучения самостоятельно проектировать индивидуальный образовательный маршрут, планировать соответствующий уровень профессиональной подготовки. Образовательная функция, особенно на первых уровнях системы, выступает главенствующей ролью по отношению к профессиональной подготовке.
В контексте современной образовательной политики России становится важным определение пределов оптимального сочетания традиций и новаторства, выработки стратегических ориентиров, одновременно обеспечивающих прогрессивное развитие и позволяющее избежать разнонаправленных нововведений, вносящих дисгармонию в культурное пространство.
Особое внимание в нашем исследовании было уделено моделированию поиска не только собственной педагогической системы в русле основного направления эксперимента, но и ее места в системе отечественного художественного и художественно-педагогического образования, условий вхождения России в единое европейское образовательное пространство.
Цель исследования - разработать модель основных значимых для функционирования системы компонентов подготовки художника-педагога на факультете изобразительного искусства в структуре педагогического университета, применяя метод имитационного, мягкого, концептуально-прогностического моделирования, оптимально сочетающего традиции российской художественно-педагогической школы и новаторских подходов к модернизации образования.
Важным компонентом системы подготовки художника-педагога является учебный план, который разрабатывается на основе Государственного образовательного стандарта. Новые поколения стандартов художественно-педагогического образования не должны быть такими «жесткими», как стандарты, действующие в настоящее время. Стоит пересмотреть соотношение их вариативной и неизменной составляющих. Еще в 1998 г. Б.С. Гершунский [2, 3] предвидел процессы модернизации, происходящие в настоящее время. Он считал, что любой стандарт выступает как цель, к достижению которой следует стремиться, и как реально полученный результат, который должен быть сопоставлен с целью, всегда в той или иной мере идеализируемой и во всех деталях непредсказуемой.
Стандартизация сопровождает этап целеполагания и этап оценки результативности. Стандартизация может быть «жесткой» и «мягкой». К гуманитарной сфере имеет отношение «мягкая» стандартизация, связанная с понятием упорядочения. Стандартизация направлена на достижение должного уровня качества и эффективности в сфере образования [3].
Новая парадигма образования, основанная на индивидуализации и дифференциации образования, вариативности и альтернативности образовательных систем и учебных заведений, гибкости и динамичности учебно-
программной документации, ее прогностичности и адаптивности к изменяющимся условиям социально-экономической среды и индивидуальным интересам и способностям учащихся, заставляет по-новому оценить возможности стандартизации применительно к целостной системе образования и входящим в нее компонентам.
В данном случае речь может идти о подлинно динамичных стандартах, определяющих стратегию и тактику управления образованием на всех уровнях. Б.С. Гершунский считает [3], что требование вариативности предполагает возможность выбора из всего спектра образовательных возможностей именно той, которая в наибольшей мере соответствует интересам человека, его индивидуализируемой, а следовательно, во многом неповторимой образовательной траектории. Необходимо предусмотреть гибкость и динамичность учебных планов, программ и другой учебной документации, учебных пособий, учебной литературы. Речь идет о стандартизации в системе межпредметных связей, когда те или иные разделы учебных программ и учебной литературы по разным дисциплинам гарантированно «стыкуются» друг с другом.
Интуитивное начало в образовательно-воспитательной деятельности является очевидным, но в интуиции и творчестве педагога, как, собственно, и художника, аккумулированы его знания, умения, навыки, его опыт, индивидуальные общие и собственно педагогические способности. Творческий характер педагогического процесса бесспорен, но в этом процессе допустима разумная алгоритмизация действий и педагога и обучающихся, а найти оптимальный алгоритм таких действий педагогу помогает его профессиональное образование, его опыт.
Художественно-педагогическое образование на каждом этапе должно соответствовать определенным нормам, иными словами, стандартам, предопределяющим, по меньшей мере, тот минимум педагогической квалификации и художественных умений и навыков, без которых художник-педагог просто не может состояться. При всей вариативности практической педагогической деятельности, при всей индивидуальности творческого почерка педагога в реальном педагогическом процессе всегда есть место стандартным ситуациям, разрешение которых возможно лишь на основе некоего стандартного набора профессиональных качеств педагога, ниже уровня которого опускаться нельзя.
Гарантированный качественный уровень педагогического процесса может быть достигнут только на основе гарантированного уровня художественной и педагогической подготовки учителя. Какими должны быть учебный план, программы учебных дисциплин, методическое обеспечение учебного процесса, учебная литература новой системы многоуровневой подготовки художника-педагога в университете? Что должно меняться в образовании в связи с вхождением России в европейское образовательное пространство?
К обязательным параметрам Болонской декларации относятся: трёхуровневая система высшего образования, академические кредиты БСТ8, академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов, европейское приложение к диплому, контроль качества высшего образования, создание единого европейского исследовательского пространства.
К рекомендательным параметрам Болонской декларации относятся: единые европейские оценки, активная вовлечённость студентов в учебный процесс, социальная
поддержка малообеспеченных студентов, образование в течение всей жизни.
К факультативным параметрам Болонской декларации относятся: гармонизация содержания образования по направлениям подготовки, нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору, модульная система, дистанционное обучение, электронные курсы, академические рейтинги студентов и преподавателей [4].
Если рассматривать обязательные параметры Болон-ской декларации, то можно отметить, что на уровне факультета можно реализовать первый - трехуровневая система образования (бакалавриат, магистратура и докторантура) и пятый (контроль качества высшего образования), но не полностью, т.к. переход на эти три уровня подготовки специалиста предполагает соответствующие изменения в законодательстве. Контроль качества высшего образования тоже не полностью прерогатива факультета, часть функций контроля принадлежит управленческим структурам университета.
Второй обязательный параметр - академические кредиты БСТ8 - на уровне факультета решаются лишь частично. В задачу факультета входит разработка программно-методического обеспечения учебных дисциплин и дисциплин по выбору, по которым Учебно-методический отдел университета сможет подсчитать академические кредиты. Отсюда следует, что программы должны быть написаны настолько подробно, чтобы по ним можно было составить полное представление обо всех этапах образовательного процесса.
Реализация на практике остальных обязательных параметров Болонского соглашения - академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов, европейское приложение к диплому и создание единого европейского исследовательского пространства - не может быть решено только на уровне факультета. Это прерогатива руководства университета и министерства образования.
Из факультативных параметров Болонского соглашения можно отметить следующие: гармонизацию содержания образования по направлениям подготовки, академические рейтинги студентов и преподавателей и модульное обучение. Следует отметить, что выполнение факультативных параметров не является обязательным условием для вхождения России в европейское образовательное пространство.
Академические рейтинги преподавателей уже реализуются на практике в ряде вузов Санкт-Петербурга. Переход к модульному построению содержания учебного материала не вызовет больших трудностей у разработчиков учебных программ. Уже сейчас программа учебной дисциплины «Современные проблемы науки», разработанная автором в соавторстве с преподавателями кафедры художественного образования и музейной педагогики в рамках создания методического комплекса по обеспечению учебного процесса магистратуры, построена с учетом модульного принципа [1]. Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки тоже не вызывает отторжения. Этот рекомендательный параметр реализуется на факультетах изобразительного искусства, работающих по системе многоуровневой подготовки специалистов. Головной вуз - РГПУ им. А.И. Герцена - разрабатывает и выпускает примерные программы учебных дисциплин по профилям подготовки бакалавров художественного образования.
Многие факультеты изобразительного искусства педагогических университетов уже работают по системе многоуровневой подготовки специалистов. Первый обязательный параметр Болонского соглашения - многоуровневая система подготовки специалистов - реализован на практике в ряде российских педагогических университетов. Но эти образовательные стандарты имеют серьезные недоработки. Разрабатывая новые стандарты художественно-педагогического образования, мы ставим перед собой следующие задачи: учесть требования Болонской декларации, опираться на практический отечественный и зарубежный опыт функционирования многоуровневой системы, соблюсти оптимальный баланс вариативной и инвариантной частей учебного плана, предусмотреть алгоритм построения индивидуального образовательного маршрута каждым студентом, т.е. соблюсти оптимальный баланс стандарта и творчества, необходимого условия подготовки художника и педагога.
Учебный план, являясь составной частью стандарта, упорядочивает образовательный процесс, позволяя студентам спроектировать индивидуальный образовательный маршрут в соответствии со своими способностями и образовательными интересами. Учебные дисциплины занимают отведенное им место в том или ином блоке учебного плана, выстраивая тем самым стройную систему подачи содержания образования.
Новая модель художественно-педагогического образования предполагает предоставление каждому студенту возможность активного участия в планировании индивидуального образовательного маршрута. Но не стоит забывать, что не каждый студент способен адекватно оценивать уровень своего развития, направленность способностей. Поэтому, предоставляя студенту свободу выбора образовательного маршрута, необходимо организовать на кафедрах консультации, задача которых заключается в оказании помощи студенту в правильной оценке своих способностей к тому или иному виду учебной деятельности. Рассмотрим алгоритм планирования индивидуального образовательного маршрута начиная с момента вступительных испытаний.
Путь каждого школьника в университет лежит через приемную комиссию. Уже на пороге университета бывший школьник оказывается перед выбором направления и образовательного профиля. Ежегодный анализ работы приемной комиссии, результаты анкетирования, проведенного нами, и личные наблюдения показывают, что далеко не все поступившие на факультет изобразительного искусства имеют художественные и педагогические способности, а в некоторых случаях и желание заниматься в дальнейшем педагогической деятельностью, далеко не все имеют развитое художественно-творческое мышление, интуицию, эстетический вкус должного уровня. Не вызывает сомнения, что грамотно построенный учебный процесс, формируя знания, умения и навыки, компенсирует недостатки индивидуально-личностного развития. Окончив университет, такой специалист, возможно, будет добросовестно выполнять обязанности на своем рабочем месте, но никогда ничего не создаст выдающегося в выбранной профессии, поскольку выбор его был изначально неправильный. Он не имел способностей к этому виду профессиональной деятельности.
Чтобы помочь абитуриенту, а затем и студенту сделать правильный выбор, необходимо правильно организовать приемные испытания. Кроме сдачи экзаменов, абитуриен-
ты должны пройти собеседование и психолого-педагогическое обследование на предмет получения значимой для себя информации и оказания профориентаци-онной помощи. Абитуриенты сдают в приемную комиссию документы и работы по живописи, рисунку и композиции. После анализа работ и изучения документов они получают допуск к собеседованию и психолого-педагогическому обследованию. На собеседовании выясняется информированность абитуриента в выбранной области знания, коммуникативные способности и др. Прошедшие собеседование абитуриенты допускаются к вступительным экзаменам.
В настоящее время абитуриенты, поступая на факультет изобразительного искусства РГПУ им. А.И. Герцена, проходят испытания по дисциплинам «Рисунок», «Живопись», «История отечества» и «Русский язык» (сочинение). В Московском педагогическом университете вместо «Истории отечества» сдается экзамен по «Композиции» [5]. Включение композиции в число экзаменационных дисциплин заслуживает одобрения. В этом случае на экзаменах проверяются не только умения и навыки, но и творческие способности абитуриентов. Выдержавшие экзаменационные испытания зачисляются на первый курс факультета изобразительного искусства педагогического университета. Уже на первой ступени обучения студент оказывается перед выбором направления и образовательной программы
Новый учебный план, разработанный нами, упорядочивая учебный процесс, позволяет студентам реализовать на практике свои образовательные интересы через предметы по выбору, попробовать себя в различных видах и жанрах изобразительного искусства, сделать правильный выбор будущей профессиональной карьеры. На первом курсе планируется большинство учебных дисциплин федерального блока: иностранный язык, физическая культура, история общественной мысли в контексте культуры, педагогика, психология и безопасность жизнедеятельности; блока дисциплин направления: «Анализ и интерпретация произведений искусства» и блока дисциплин образовательной программы, например, «Рисунок», «Живопись» и «Композиция».
Окунувшись в атмосферу профессионального художественно-педагогического образования, студент первого курса оценивает свои способности и динамику успехов в обучении, сравнивает достижения свои и сокурсников и задумывается о правильности своего профессионального выбора. В педагогической практике бывают случаи, когда за плечами у студента несколько лет учебы в художественной школе, в которой он овладел необходимыми умениями и навыками, не имея к изобразительной деятельности способностей, в университете он осознает это, увлекается историей искусства или декоративно-прикладным искусством, меняя направление своей деятельности. Поэтому на первом курсе, кроме обязательных учебных дисциплин, должны быть предметы по выбору из блоков по выбору А и Б, которые помогут студенту в случае необходимости скорректировать свой образовательный маршрут.
Педагогическая практика, которую студенты проходят после зимних каникул, и учебная практика после летней сессии нацелены на превращение знаний, полученных на теоретических и художественно-творческих дисциплинах, в профессиональные умения и навыки. Большой блок специальных дисциплин, предусмотренных на первом курсе, учебные и производственные практики, дисциплины и
курсы по выбору дают возможность студентам определиться в правильности своего образовательного маршрута.
На втором курсе еще достаточно много дисциплин федерального блока, формирующих общекультурную компетентность, но их становится все меньше, а доля специальных дисциплин возрастает. На третьем и четвертом курсах студенты занимаются только своей специальностью. Студенты образовательной программы «Изобразительное искусство» изучают на третьем курсе: историю русского искусства, историю зарубежного искусства, технологии и методики преподавания, рисунок, живопись и композицию, осваивают законы свободной композиции. Обучающиеся на других образовательных профилях соответственно осваивают свои специальные дисциплины. На старших курсах бакалавриата становится больше дисциплин по выбору, которые позволяют студентам реализовать свои индивидуальные способности и интересы и способствуют развитию индивидуальности будущего художника-педагога.
Итак, каждый этап в образовательной практике студента ставит его перед выбором: еще будучи абитуриентом, поступая на первый курс факультета изобразительного искусства педагогического университета, он становится перед выбором направления («Художественно творчество» или «Теория художественного творчества»), образовательного профиля («Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство», «Компьютерная графика и дизайн», «Музейная педагогика» или «Менеджмент в художественном образовании»). Поступив на определенное направление и образовательную программу, он выбирает курсы по выбору студента устанавливаемые вузом, из блока А и курсы по выбору студента из блока Б. Образовательные программы построены таким образом, чтобы студент в случае неправильного выбора направления или образовательного профиля мог после первого или второго семестра исправить эту ошибку, перейдя на другое направление или образовательный профиль (см. рис. 1).
ш
%
*
Рис. 1. Планирование индивидуального образовательного маршрута студентами, обучающимися на уровне бакалавриата
Уровень магистратуры предоставляет студентам еще большие возможности специализации и развития способностей. Спектр специализированных образовательных программ подготовки магистра по сравнению с уровнем бакалавриата еще более расширен. В магистратуре студент поступает не на образовательную программу, а к профессору, реализующему ее не практике (см. рис. 2). Он будет осваивать программу, развивать заложенные в нем спо-
собности под руководством преподавателя-мастера. На студентам бережного отношения к имуществу факультета,
наш взгляд, реализовывать систему обучения по принципу мастерских, необходимо постепенно уже на уровне бакалавриата. Этот принцип будет содействовать привитию
отношения к факультету как ко второму дому. Находясь в одной мастерской, старшие курсы будут курировать
младшие.
^ Ж ^ ,
Рис. 2. Планирование индивидуального образовательного туры
Ведущим ориентиром многоуровневого художественно-педагогического образования является формирование индивидуальности как неповторимого своеобразия, уникальности обучаемого, становление творческой личности, обладающей развитым художественным и педагогическим мышлением. Для достижения этой цели необходимо предоставить студенту в процессе обучения возможность создать индивидуальный образовательный маршрут, который станет основой новой модели художественно-педагогического образования.
Литература
1. Венцлав С.С., Анчуков С.В., Блинова Е.К., Михаленко Л.Б. Современные проблемы науки и образования:
маршрута студентами, обучающимися на уровне магистра-
Методическое пособие. - СПб.: Ризограф НОУ «Экспресс», 2004.
2. Гершунский Б. С. Прогностические методы в педагогике. - Киев: Изд-во при Киев. ун-те, 1974.
3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) - М.: Совершенство, 1998.
4. Козырев В.А. Шубина Н.Л. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: Науч.-метод. пособие. - СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
5. Московский педагогический университет. Факультет русского изобразительного искусства. - М.: Агар, 2002. - 80 с.
САМООБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
И.Г. Вертилецкая,
заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово
Из всех социальных институтов образование является основой экономического и духовного развития любого общества. Именно в системе непрерывного образования
происходит формирование мировоззрения современного общества посредством постоянного повышения профессиональной компетентности личности.
Мы разделяем точку зрения отечественных исследователей (С.Г. Вершловского, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой,
A.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.А. Петровского,
B.А. Сластёнина, В. Д. Шадрикова и др.), которые, изучая
личность педагога, определяют ключевые компетенции и профессионально значимые качества учителя, необходимые для успешной педагогической деятельности.
Компетентный специалист обладает определенным набором качеств и способностей действовать в конкретной ситуации, с учётом имеющихся компетенций, к которым мы, вслед за Дж. Равеном, относим наблюдательность, глубокую осведомлённость в предмете, умение анализировать и планировать собственную деятельность (в том числе самообразовательную), самостоятельно ставить во-