Научная статья на тему 'Проектирование и проблемы технологического образования'

Проектирование и проблемы технологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЕКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / TECHNOLOGICAL EDUCATION / MODERN EDUCATION / PROJECTIVE EDUCATIONAL CONCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарецкая И. И.

Проективная образовательная концепция определяет приоритетное направление современного технологического образования. Идеи технологического образования школьников Великобритании, основанные на организации проектной деятельности, получили признание и дальнейшее развитие в Российской системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Projection and problems of technological education

Projective educational conception defines the main directions in modern technological education. The ideas of the students’ technological education in Great Britain was based on projective methods. These ideas have been introduced into Russian educational system and got further development.

Текст научной работы на тему «Проектирование и проблемы технологического образования»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 37.026

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© и. и. ЗАРЕЦКАЯ

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования,

кафедра педагогики и психологии e-mail: inzar168@mail.ru

Зарецкая И. И. - Проектирование и проблемы технологического образования//Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 783-785. - Проективная образовательная концепция определяет приоритетное направление современного технологического образования. Идеи технологического образования школьников Великобритании, основанные на организации проектной деятельности, получили признание и дальнейшее развитие в Российской системе образования.

Ключевые слова: технологическое образование, модернизация образования, проективная образовательная концепция.

Zaretskaya I. I. - Projection and problems of technological education // Izv. Penz. gos. pedagog. univ.

im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 783-785. - Projective educational conception defines the main directions in modern technological education. The ideas of the students’ technological education in Great Britain was based on projective methods. These ideas have been introduced into Russian educational system and got further development.

Keywords: technological education, modern education, projective educational conception.

Проективная образовательная концепция в современных условиях модернизации российского образования получает всё большее признание как одно из условий приближения содержания общего среднего образования к жизни. Включаясь в проектную деятельность, учащиеся сами создают свое видение окружающего мира, познают причинно-следственные связи собственной деятельности, осваивают в реальной деятельности универсальные учебные действия.

Как справедливо отмечают исследователи, образование в этом контексте становится не просто личностноориентированным, а личностно-центрированным [1].

Определённый период в развитии отечественного образования проектный метод как метод организации учебной деятельности был предан забвению. Причиной было представление о том, что метод проектов не оправдал себя, когда активно внедрялся в образование в 20-е годы прошлого столетия.

Внимание к проектной деятельности активизировалось именно с освоением идеи технологического образования, теоретические основы которого разработал в своё время академик П. Р. Атутов [2]. В этот период своей научной деятельности он возглавлял институт трудового обучения и профессиональной ориентации Академии Педагогических наук (впоследствии Институт профессионального самоопределения РАО). Особенность научной деятельности П. Р. Атуто-ва - открытость всему новому. Он ориентировал науч-

ных сотрудников, аспирантов на внимательный анализ отечественного и зарубежного педагогического опыта.

В 1992 году аспирантка института М. Б. Павлова защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Социально-педагогические основы подготовки учащихся к трудовой жизни в общеобразовательных школах Великобритании». Целью исследования было -выявить и охарактеризовать с позиций сравнительной педагогики теорию и практику подготовки учащейся молодежи к самостоятельной трудовой жизни.

В частности, предметом особого внимания стала система технологического образования в Великобритании, где трудовое обучение считалось значимым для подготовки учащихся к жизненному самоопределению. В период с 1978 по 1988 год в планах общеобразовательных школ был предмет «Ремесло. Дизайн. Технология» С 1988 года для всех типов школ обязательным стал предмет «Технология», объединивший учебный материал ряда предметов практической направленности: «Информационные технологии», «Искусство и дизайн», «Бизнес», «Домашняя экономика». Необходимость перестройки содержания трудового обучения объяснялась следующими причинами:

- изменения в структуре научного, в частности, технологического знания;

- расширение объёма понятия «технология», интегрирующая все виды преобразовательной, внешнеориентированной деятельности человека;

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.

- прямое влияние на образование интеграционных процессов в сфере экономики стран - членов Европейского экономического сообщества.

Реформирование трудовой подготовки помимо обновления учебного содержания включало в качестве ведущей развивающей задачи освоение новых аспектов общей культуры: проектной, предпринимательской, культуры потребления. Деятельность учащихся стала строиться в логике постепенно усложняющихся проектов, выполнение которых позволяло им воплотить в действительность свои идеи, пополнить и актуализировать имеющиеся знания, обрести опыт делового взаимодействия.

Общей целью содержания трудовой подготовки при таком подходе становится формирование целостных представлений о технологической картине мира. Индивидуальное и групповое проектирование способствует решению школьниками разного возраста реально существующих технологических проблем, которые они сами выявляют и осознают на основе включенности во все этапы проектировочной деятельности. Вместе с тем преобразовательная деятельность способствует развитию рефлексивных способностей, позволяет учащимся анализировать свои потребности, соотносить их с объективными и субъективными возможностями, выбирать способы достижения цели в условиях ограниченности ресурсов.

Меняется и позиция учителя: с традиционной роли, связанной с передачей знаний, он переключается на роль организатора учебной и преобразовательной деятельности, становится помощником, консультантом, со-участником реализации замысла своих учащихся. От трансляции информации учитель переходит к преподаванию как способу приобщения школьников к ценностям и технологиям добывания личностно значимых знаний и умений, необходимых для реализации жизненных проектов.

Первоначально проективный способ обучения стал основой трудовой подготовки учащихся и применялся главным образом на уроках и во внеурочной деятельности по курсу «Технология» и в старших классах при реализации профильного обучения естественнонаучного и технического направления.

В настоящее время различные по содержанию и целевой установке виды проектной деятельности организуются в соответствии с содержанием всех предметных областей учебного плана общеобразовательной школы. Это отвечает идеям ФГОС нового поколения, национальной инициативы «наша новая школа», которые подчеркивают важность практической направленности общего образования, значимости его для социального и профессионального самоопределения выпускников, обеспечения их активности, мобильности, готовности к самообразованию и самовоспитанию.

Проективная образовательная концепция определяет инновационную деятельность на всех ступенях непрерывного образования, в системе дополнительного образования детей. Новым стимулом участия детей и молодёжи в социально значимой проектной дея-

тельности стал приоритетный национальный проект «Образование», одна их задач которого - выявление, сопровождение и государственная поддержка талантливой молодёжи. Ежегодно, начиная с 2006 года, 5350 представителей талантливой молодёжи становятся дипломантами национального проекта за достижения в социально значимой и общественной деятельности, техническом творчестве, научной и учебноисследовательской деятельности, профессиональном мастерстве, художественном творчестве и любительском спорте.

Значительное место среди удостоенных премии Президента Российской Федерации занимают авторы научных, социальных, экономически ценных проектов. Особое значение приобретают проекты экологобиологической направленности, связанные с охраной окружающей среды, аналитической и преобразовательной деятельности по предупреждению нарушения экологического равновесия, потому что их реализация экономически и социально значима для регионов Российской Федерации и России в целом.

Примером практической значимости проектной деятельности учащейся молодежи могут быть результаты проведения Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов, направленных на социальноэкономическое развитие муниципальных образований «Моя страна - моя Россия». Организатор конкурса -Общероссийская молодежная общественная организация «Молодежные социально-экономические инициативы». главной целью его проведения стало привлечение молодежи к решению острых проблем своих регионов, городов и районов.

на протяжении нескольких лет организаторы конкурса работают над проблематикой привлечения молодежи к вопросам социально-экономического развития территории. Данный конкурс особенно значим для социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Другой конкурс - «национальный конкурс водных проектов старшеклассников» непосредственно направлен на решение общемировых экологических проблем. Организатор конкурса - автономная некоммерческая организация «Институт консалтинга экологических проектов» при поддержке Федерального агентства водных ресурсов России. Цель конкурса: поощрение деятельности школьников, направленной на решение проблем питьевой воды, очистки загрязненных стоков, сохранения водного биоразнообразия городских и сельских водоемов, исследование корреляций водных, социальных, климатических и других факторов.

Показателем всемирного признания значимости экологических проектов учащихся может служить тот факт, что водные проекты, разработанные учащимися, представляют Россию на Международном юниорском водном конкурсе в Стокгольме. Сертификатами ЮНЕСКО отмечены, например, проекты «Проблемы комплексного подхода к охране озера Торе-Холь» (республика Тыва) и «Создание сетевого экологического города» (Омская область). Как видно из при-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

веденных примеров, возрастает интерес молодежи к проектной деятельности, повышается ее значимость как для развития творческого потенциала одаренных детей и талантливой молодежи, так и для социальноэкономического развития России. Растет и признание результатов проектной деятельности учащихся на общеевропейском уровне.

Данное направление проектной деятельности позволяет решить проблему технологического образования, приобретающую особую значимость в современном мире, - реализацию идей ноосферного образования.

Идеи ноосферного образования связаны с необходимостью формирования у порастающего поколения, у молодежи установок нового экологически ориентированного мышления, основанного на принципах совместного, гармонического соразвития человека, общества и природы. При такой целевой направленности образование от установки на раздельное усвоение знаний о законах развития природы и законов развития общества должно переориентироваться на усвоение знаний о законах совместимости, взаимодействия общества, природы, человека как целостной системы. Только при таком подходе образование может стать гарантом устойчивого развития.

Одна из задач ноосферного образования - активизация деятельности правого полушария мозга, развитие наряду с логическим мышлением образного, что связано с развитием воображения, фантазии, способности в обычном увидеть необычное, эмоционально отнестись к объекту познания.

В связи с этим меняется оценка продуктивности методов воспитания. Традиционные методы: научение, убеждение, беседа, тренировка, поощрение, наказание и т. п. воспринимаются как малоэффективные, потому что воздействуют только на сознание и поведение, но не затрагивают эмоциональной сферы личности. Продуктивными, как показывает опыт, оказываются методы персонификации и метод обеспечения переживаний.

Стандарты образования нового поколения, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ориентируют на сближение основного и дополнительного образования как условия гармоничного, целостного развития личности. Систему дополнительного образования только условно можно называть дополнительной, нередко именно она для многих своих воспитанников оказывается основной на пути социального и профессионального становления.

И это вполне объяснимо: ведущие принципы российского образования - гуманизация, гуманитаризация полнее и последовательнее реализуются именно

в учреждениях дополнительного образования детей, потому что в них предоставлена свобода выбора, проявляется внимание к конкретному ребенку, подростку. И они сами выбирают учреждение, сферу творческой деятельности, педагога (тренера), даже сферу общения, потому что часто приходят «заодно с другом», «вместе с одноклассником».

В монографии «Развитие полисферности дополнительного образования детей» В. П. голованов справедливо отмечает, что «своей природной гибкостью и отсутствием излишней регламентации дополнительное образование детей способно стать своеобразной «силой быстрого реагирования», позволяющей, с одной стороны, оперативно снимать многие социальные проблемы, а с другой - служить своеобразной экспериментальной площадкой для отработки новых принципов и технологий как общего, так и профессионального образования, способствовать их поступательному развитию» [3.].Как часто ребенок, обделенный семейным теплом, не принятый, не оцененный в школе, раскрывает свои возможности в близком его духу творческом коллективе. Таким образом, позитивный результат реализации проективной образовательной концепции в системе технологического образования связан с тем, что технологическое образование подрастающего поколения реализуется как в образовательном процессе школы или учреждения дополнительного образования, так и на основе реализации воспитательного потенциала социальной среды.

На муниципальном, региональном, общероссийском уровне развивается социальное партнёрство образовательных учреждений, министерств и ведомств, общественных организаций, направленное на достижение единой цели: обеспечение дееспособного, творчески активного, граждански зрелого поколения, от которого зависит социально-экономический и культурный прогресс в России. Создаётся единое образовательное пространство, позволяющее решать задачи технологического образования на основе включения учащихся не только в учебные проекты, но и в социально значимую проектную деятельность, позволяющую освоить ценный социальный опыт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гурье Л. И. Проектирование педагогических систем: учебное пособие. Казань, 2004. С. 39.

2. Атутов П. Р. Технология и современное образование: О содержании школьного курса «Технология» // Педагогика. 1996. № 2. С. 11-14.

3. Голованов В. П. Развитие полисферного дополнительного образования. Йошкар-Ола, 2006. С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.