Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА И ШКОЛЫ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА И ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомадова З. С.

В статье описаны три основных типа информационных систем, которые используются для управления учебным процессом в современной средней школе: информационно-контентные системы; автоматизированные системы управления; тестирование систем. Проводится проектирование информационной системы в образовательном пространстве вуза и школы на примере образовательных сайтов учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AND USE OF INFORMATION SYSTEMS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY AND SCHOOL OF

The article describes three main types of information systems that are used to manage the educational process in a modern secondary school: information and content systems; automated control systems; system testing. The design of the information system in the educational space of the university and school is carried out on the example of educational websites of institutions.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА И ШКОЛЫ»

позволит в дальнейшем выделить сильные и слабые стороны каждой из них. А также позволит унифицировать процессы.

Список литературы:

1. Гришина Т. Г. «Оптимизация подсистем автоматизированного производства» // «Технология Машиностроения». - 2011. - №9

2. Капитанов А.В., Мишатин В.И. «Автоматизированные управленческие системы в промышленности» // Вестник МГТУ «Станкин». - 2012. - №2

3. Митрофанов В. Г., Капитанов А.В. «Современные подходы в области внедрения корпоративных информационно -управляющих систем» // Электротехнические комплексы и системы управления. - 2012. - №3. - С. 27.

УДК 05.00.00

4. Феофанов А.Н., Баранов Н.Е. «Обзор развития АСУ производством и типовые риски внедрения системы» // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. - 2019. - №2 3.

- С. 116-119.

5. Кулагин А.К., Феофанов А.Н. «Повышение качества функционирования модулей технической поддержки ИТ-инфраструктуры» // Автоматизация и моделирование в проектировании и управлении.

- 2021. - №1(1). - С.42. [1]

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА И ШКОЛЫ

Ст.преп. Магомадова З.С.

Чеченский государственный педагогический университет,

DESIGN AND USE OF INFORMATION SYSTEMS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF

THE UNIVERSITY AND SCHOOL OF

St.Rev. Magomadova Z.S.

Chechen State Pedagogical University,

АННОТАЦИЯ

В статье описаны три основных типа информационных систем, которые используются для управления учебным процессом в современной средней школе: информационно-контентные системы; автоматизированные системы управления; тестирование систем. Проводится проектирование информационной системы в образовательном пространстве вуза и школы на примере образовательных сайтов учреждений.

ABSTRACT

The article describes three main types of information systems that are used to manage the educational process in a modern secondary school: information and content systems; automated control systems; system testing. The design of the information system in the educational space of the university and school is carried out on the example of educational websites of institutions.

Ключевые слова: система, информационные системы, проектирование, информатизация, информационное пространство.

Keywords: system, information systems, design, informatization, information space.

В «Окинавской хартии глобального информационного общества», принятой странами «большой восьмерки», отмечено, что информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее основных факторов, влияющих на формирование современного общества [1]. Уровень развития информационных технологий является одним из важнейших критериев экономического и политического могущества государства. Квалифицированный профессионал, носитель знаний, становится главным источником инноваций, определяющих в конечном счёте глобальную

конкурентоспособность социально-экономической системы, поэтому информатизация должна охватывать все ступени образования - об этом

говорится в Государственной Программе РФ «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» [1].

В этой связи большое внимание уделяется внедрению и последующему эффективному функционированию информационных систем в образовательных учреждениях.

Основная задача информатизации общества -создание интегративного интеллекта цивилизации, способного предвидеть и управлять развитием человечества. Система образования в таком обществе должна опережать всю отрасль, чтобы своевременно удовлетворять потребности экономики в квалифицированных специалистах. Переход от консервативной к современной образовательной системе должен основываться на полноценном

формировании информационного пространства российского образования и широком использовании информационных технологий.

Теоретические и методологические основы исследований в области информационных систем в образовательном пространстве учебных заведений составили труды российских ученых: Лукманова А.С., Аяпова А.А., Якушина Е.В., Афонина И.С., Беспалько В.П., Зобова Б.И., Кузнецова А.Л., Ю.А., Ваграменко, Б.С. Херсонской, А.П. Ершова, Куракова Л.П., Мачука Е.И., Монахова В.М., СП. Плеханова, В. Е. Шукшунова, И. И. Баврина, С. А. Бешенкова, Г. Д. Глейзер, М. И. Заикина, Г. Л. Луканкина, А. И. Нижникова, И. В. Роберта и другие.

Эффективность информатизации напрямую зависит от процессов создания и использования информационных ресурсов, которые являются основой для формирования профессиональной подготовки. В настоящее время масштабная разработка компонентов единого информационного пространства осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой информационной и образовательной среды (20112020 годы)», Федеральной программы развития образования, а также научных программ Министерства образования и науки Российской Федерации.

Разработка, внедрение и использование в системе образования комплекса информационно-коммуникационных технологий является стратегической задачей, решение которой с учетом специфики образовательных учреждений обеспечит интеграцию информационных ресурсов для всех уровней образования и позволит продвигать российское образование на международном рынке. Решение данной проблемы определяет актуальность выбранной темы.

Информационно-образовательные ресурсы окажут ключевое влияние на формирование информатизации, если будут выполнены следующие условия:

• при построении информационных систем учебного заведения используются открытые информационные технологии;

• организация информационной системы учебного заведения позволит осуществлять учебно-методическое обеспечение различных учебных дисциплин на высоком технологическом и предметном уровне;

• при использовании информационно-образовательных ресурсов в учебном процессе будут соблюдаться принципы усиления прикладной направленности, обеспечения единства содержания и учебно-познавательной деятельности обучающихся, повышения согласованности специальных дисциплин и их междисциплинарных связей.

Информационная система представляет собой совокупность информации, содержащейся в базах данных и обеспечивающей ее обработку информационными технологиями и техническими средствами.

В настоящее время учебные заведения используют три основных типа информационных

систем: ICS - информационно-контентные системы; АСУ - автоматизированные системы управления; системы тестирования [1].

Информационно-контентная система

представляет собой комплекс, включающий компьютерное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение и системный персонал, обеспечивающий поддержку динамической (изменяющейся во времени) информационной модели системы образования для удовлетворения информационных потребностей в образовании личности, общества и государства [3].

Информационно-контентная система

предназначена для решения следующих образовательных задач:

• сократить время администрации и преподавателей учреждения для проведения анализа образовательной деятельности, различных рутинных операций, оперативного контроля, внедрения новых форм и методов работы.

• наполнить учебный процесс учащегося качественным содержанием с первых дней его пребывания в школе до последнего выпускного экзамена;

• способствовать развитию познавательной активности школьников с целью повышения качества образования [1].

Например, контентной образовательной информационной системы является

информационный интегрированный продукт «Дневник.ру» (https://dnevnik.ru/). «Дневник.ру» содержит программные комплексы по управлению школой, интернет - сервисы, включающими систему сопровождения и поддержки всех участников образовательного процесса, предоставляя им круглосуточный доступ к образовательному порталу. Тем самым создаёт единое Интранет/Интернет-пространство [3]. В Чеченской Республике все школы используют этот портал в своей работе. Персонал dnevnik.ru может перевести многие бумажные отчеты в электронную форму, делая их понятными и легко доступными. Dnevnik.ru помогает лучше информировать родителей об успеваемости их детей [1].

SMS Школа - это информационный сервис на базе dnevnik.ru, который позволяет получать на мобильный телефон информацию о школьной жизни. В первую очередь, родитель может получать разнообразную информацию о своём ребёнке. Для учреждений, использующих систему dnevnik.ru, внедрение не требует дополнительных затрат на ввод данных [3].

Большое значение для образовательного пространства России приобретает создание Федеральным центром информационных образовательных ресурсов единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) [1]

Единый сборник предназначен для учреждений общего и начального профессионального образования и включает в себя разнообразные методические материалы, тематические сборники, программное обеспечение

для поддержки образовательной деятельности и организации учебного процесса.

Автоматизированная система управления или АСУ представляет собой комплекс аппаратно-программных средств, предназначенных для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия [1].

В последнее время АСУ успешно используется в школах. Например, Программный комплекс «1С: Управление школой» предоставляет следующие возможности:

• систематизация данных о студентах и сотрудниках;

• автоматизация организации учебного процесса, а также его планирования;

• сбор, регистрация и анализ результатов обучения студентов;

• управление экономической, административной и финансовой деятельностью;

• организация учета продуктов питания;

• автоматизация библиотечной деятельности и

др. [4].

Компания AVERS, которая разработала сетевые программы для образовательных учреждений, которые позволяют создавать автоматизированные рабочие места для работников учебных заведений: директора, заместителя директора, классных преподавателей,

библиотекаря, бухгалтеров, учителей,

медицинских работников, психологов и т. д. [1 ].

Также заслуживает внимания разработка (https://edu95.ru/) - комплексная информационная система для школ Чеченской Республики. Данный программный продукт позволяет как эффективно решать административные задачи, так и контролировать текущий учебный процесс [1].

Системы тестирования выполняют важную функцию. Рассмотрим ведущие отечественные тестирующие системы, позволяющие определить уровень знаний оп предметам и подготовиться к ГИА и ЕГЭ.

Система Интерактивного Тестирования Знаний «СИнТеЗ: для NetSchool» (http://www.net-school.ru/sintez.php) - это модуль системы NetSchool, который предназначенный для создания различных тестов, проведения самого тестирования и анализа полученных в ходе тестирования результатов [1].

Таким образом, все три типа информационных систем: информационно -контентные системы; автоматизированные системы управления; cистемы тестирования широко представлены в информационном пространстве России. Имеются все программные продукты, из бюджета Российской Федерации выделяются большие средства на оснащение школ всеми современными информационными системами. В то же время одной из проблем является отсутствие информационной компетентности школьного персонала, иногда нежелание тратить дополнительное время на разработку этих систем и их дальнейшую эксплуатацию. В то же время

использование информационных систем позволяет значительно улучшить качество образования, сделать качественный мониторинг эффективности образовательного процесса, поэтому необходимо создавать такие условия, в которых школы не могут функционировать без использования

информационных систем, необходимо продумать и о системе поощрения за развитие этих систем, поскольку она требует на первом этапе значительных психологических и временных затрат со стороны работников образовательных учреждений [1].

Программные продукты, разработанные в России и за рубежом, рассматриваются весьма подробно. Эта система интерактивного обучения «VOTUM», технология «Moodle», позволяет организовать межсетевое взаимодействие между различными университетами. Автор приходит к выводу, что информационные технологии играют ключевую роль в процессе накопления, распространения и эффективного использования новых знаний, а также способствует повышению качества и доступности высшего образования [2].

В настоящее время разработка и внедрение различных информационных систем в учебный процесс вузов осуществляется в соответствии с государственными научно-техническими

программами, а участие университета в таких программах обеспечивает наиболее эффективное развитие в этом направлении. Многие аудитории университета оснащены мультимедийными проекторами и компьютерами, а также мультимедийными досками. В большинстве университетов созданы условия для открытого доступа к базам данных электронных библиотек, медиа-библиотек, Интернета и т. д. Вместе эти мультимедийные инструменты позволяют учителям предоставлять материал в наиболее понятной форме, основанной на педагогических принципах, таких как интерактивность, индивидуализация, доступность и т. д. [2]

Основная цель ресурса - предоставить университетам доступ к научной, учебной литературе и научной периодике в максимально возможном количестве специализированных областей, поэтому ассортимент электронной библиотечной системы постоянно расширяется. В то же время Университет, оплачивая подключение к необходимым ресурсам ЭБС, получает право неограниченного доступа преподавателей и студентов к выбранным ресурсам в любое время из любого места через Интернет [2].

Если учебное заведение не имеет локальной сети, интерактивная система обучения, тестирования и опроса VOTUM устанавливается на каждом компьютере, где они работают с ним. Таким образом, VOTUM - удобный инструмент для рейтинговой системы. Система голосования VOTUM помогает не только обеспечить качество знаний студентов при разработке базовых образовательных программ, но и определить рейтинг студента по дисциплине за семестр, курс, период обучения [2].

Таким образом, информационные технологии играют ключевую роль в процессе накопления, распространения и эффективного использования новых знаний, а также способствуют повышению качества и доступности высшего образования [2].

Библиографический список

1. Магомадова З.С. Использование ИС в образовательном пространстве современной общеобразовательной школы // Мир науки, культуры, образования. - №2 (50). - 2015г., с.90-92.

2. Магомадова З.С. Дидактические возможности информационных систем в образовательном пространстве вуза // Мир науки,

культуры, образования. - №5(54). - 2015. - С.206-208.

3. Магомадова З.С., Джабагова С.С. Дидактические аспекты применения мультимедийного обучения в образовательной практике // Мир образования - образование в мире. - №3(63). - 2016. - С.262-267.

4. Магомадова З.С., Джабагова С.С. Ретроспективный анализ процессов информатизации высшего профессионального образования в России // Вестник Московского института государственного управления и права. -№14. - 2016. - С.72-74.

ОТСЛЕЖИВАНИЕ СТОЧНЫХ ВОД С ПОМОЩЬЮ РОБОТИЗИРОВАННЫХ ДАТЧИКОВ

СО СМАРТФОНАМИ

Мамедова Кифаят Аслан кызы Мамедова Бильгейс Азер кызы

Азербайджанский Государственный Университет Нефти и Промышленности,

доцент кафедры «Компьютерная инженерия» Az1010, Баку, Азадлыг 20

WATER WASTE TRACKING USiNG SMARTPHONE ROBOT SENSORS

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

В этой статье предлагается и обсуждается конструкция робота на базе смартфона для мониторинга загрязнения воды. Регулярный мониторинг водных отходов и мусора представляет большой интерес для окружающей среды, водной флоры и фауны, здоровья человека и водного транспорта. Водный робот на базе смартфона позволяет точно определять отложения и мусор, присутствующие в различных средах.

ABSTRACT

In this paper, smartphone based aquatic debris monitoring robot design is proposed and discussed. Regularly monitoring aquatic waste or debris is of more interest to the environments, aquatic life, human health, and water transport. This paper presents the design of a robotic fish system that integrates an Android smartphone and a robotic fish for debris monitoring. The smartphone based aquatic robot can accurately detect debris in the presence of various environments.

Ключевые слова: водный робот, raspberry pi, ардуино, алгоритм вращения, мобильный робот на базе смартфона, алгоритм CV.

Keywords: Water robot, raspberry pi, arduino, rotation algorithm, smartphone based mobile robot, CV algorithm.

статье обсуждается конструкция роботизированной рыбы и применение алгоритма CV для обработки изображений [1].

Однако конструкция мобильного робота на базе смартфона по-прежнему сталкивается с рядом уникальных проблем, связанных с мониторингом сточных вод. Во-первых, из-за воздействия волн водный робот не может получить стабильное изображение камеры, и, таким образом, ситуация несколько сложнее надежно идентифицировать объекты отходов. Возможное решение - записывать изображения, которые позволяют разместить множество изображений в общей системе координат.

Однако водная среда не определяет ряд характеристик, таких как острый угол, который часто используется при записи изображений. Во-вторых, как движения робота в воде, так и обработка изображений на смартфоне, несмотря на высокое энергопотребление, используют небольшие батареи, в зависимости от форм-фактора и бюджетных ограничений.

1. Введение.

Водные источники и водные экосистемы сталкиваются с различными материальными, химическими и природными опасностями,

климата, опасными процессы химических угрозу для

связанными с изменением промышленным загрязнением и отходами. Некоторые вредные распространения, такие как утечки веществ, также могут представлять здоровья человека и устойчивости экосистемы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также любое препятствие вызывает беспокойство в управлении дорожным движением. Когда возникают такие условия, возникает необходимость немедленно определить характеристики процесса диффузии и его источники, в том числе источники. Обычный практический пример все еще используется при мониторинге процессов диффузии воды путем ручного выбора или вспомогательных устройств на лодке / судне. За последние несколько лет произошел значительный прогресс в развитии робототехники для исследования воды. В этой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.