Научная статья на тему 'Проектирование фонда оценочных средств в условиях реализации новых образовательных стандартов'

Проектирование фонда оценочных средств в условиях реализации новых образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1390
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / QUALITY OF EDUCATION / PEDAGOGICAL DESIGN / EVALUATION TOOLS FUND / TEST MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вдовина Светлана Александровна, Кунгурова Ирина Михайловна

Статья посвящена проблеме разработки фонда оценочных средств по профессиональным образовательным программам, по новым образовательным стандартам. Автор предлагает технологический алгоритм разработки фонда оценочных средств по основной образовательной программе, приводит примеры разработки контрольно-измерительных материалов и фонда оценочных средств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вдовина Светлана Александровна, Кунгурова Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing the evaluation tools fund in conditions of implementation of new educational standards

The article is devoted to the problem of evaluation tools fund development on professional educational programs, according to new educational standards. The authors propose the technological algorithm for evaluation tools fund development on basic educational program, provide examples of the development of test materials and evaluation tools fund

Текст научной работы на тему «Проектирование фонда оценочных средств в условиях реализации новых образовательных стандартов»

С. А. Вдовина, И. М. Кунгурова

(г. Ишим, Тюменская обл.)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Статья посвящена проблеме разработки фонда оценочных средств по профессиональным образовательным программам, по новым образовательным стандартам. Автор предлагает технологический алгоритм разработки фонда оценочных средств по основной образовательной программе, приводит примеры разработки контрольно-измерительных материалов и фонда оценочных средств

Качество образования в настоящее время является одной из тех главнейших характеристик, которая определяет уровень конкурентоспособности отдельных учебных заведений и всей национальной системы образования. Поэтому задача обеспечения качества образования занимает одно из центральных мест в процессе совершенствования образования, являясь одновременно целью его осуществления и важнейшим показателем успешности принимаемых мер.

Проблема повышения качества образования для современной отечественной педагогической теории и практики была и остается актуальной. Ряд авторов качество образования связывает с эффективной профессиональной деятельностью, то есть качество образования, по их мнению, призвано обеспечить необходимый уровень подготовки специалистов, которые способны к продуктивной профессиональной деятельности, а также владеют технологиями в своей специальности и умеют использовать полученные знания для решения профессиональных задач [8, с. 50]. Качество профессионального образования означает качество выпускника - специалиста, подготовленного путем получения образования к выполнению профессиональной деятельности.

Качество - это степень соответствия уровня образования и подготовки специалиста уровню согласованных требований по освоению образовательной программы, степень соответствия тому или иному образовательному стандарту [5, с. 37]. В новом стандарте высшего профессионального педагогического образования (ФГОС ВПО] изменились объ-

екты стандартизации: вместо точного определения обязательного минимума содержания требования нового стандарта ориентированы на фиксацию ожидаемых результатов, выраженных в виде компетенций [9].

Возможности, которые сегодня имеет вуз, позволяют создавать эффективные образовательные программы, разрабатывать оптимальные средства контроля и оценки качества обучения, уровня усвоения компетенций, сформированных у студентов. Поэтому сегодня для педагогической теории и практики очень актуальна проблема проектирования фонда оценочных средств (ФОС), позволяющего проводить объективную оценку приобретаемых обучающимися компетенций.

Фонды оценочных средств, проектируемые и утверждаемые вузом, необходимы для проведения аттестации обучающихся и выпускников на соответствие их учебных достижений промежуточным или итоговым требованиям, соответствующих ФГОС ВПО. «Оценочные средства - фонд контрольных заданий, а также описание форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения студентами учебного материала» [6, с. 102].

ФОС - это совокупность контрольных измерительных материалов, методических рекомендаций, описывающих формы, процедуры контроля и критерии оценивания сформи-рованности компетенций обучающихся на всех этапах их обучения.

ФОС проектируется и утверждается соответствующими структурными подразделениями вуза. Применение ФОС призвано обеспечивать средствами эталонных квалиметри-ческих процедур, которые выявляют количе-

ственные и качественные оценки, их надежность и необходимую сопоставимость.

Оценочные средства проектируются образовательными учреждениями с ориентацией на специфику реализуемых профессиональных образовательных программ, они выполняют функцию социальной меры качества в системе ВПО, заявленной в категориях: «вид профессиональной деятельности», «квалификационные требования» и других.

Общий смысл проектирования, по мнению И. А. Колесниковой, состоит в прогностическом моделировании и «совмещении» последовательности педагогических действий по управлению ситуацией развития объекта с естественной логикой его становления. Необходимым компонентом проектирования технологии является предвидение времени и формы получения итогового результата. Педагог должен хорошо представлять, когда и в чем именно выразится этот результат, какие параллельно могут проявиться эффекты. Конечным этапом построения технологической цепочки становится инструментовка выхода участников педагогического процесса из образовательной ситуации [3]. Проектирование ФОС направлено на разработку планируемых педагогических средств оценки компетенций, сформированных у обучающихся.

Проектирование оценочных средств должно опираться на четкие «позиции - принципы»:

1. Оценка компетенций не должна подменяться оценкой знаний или личностных качеств студента. Необходимо оценивать степень овладения компетенциями, отраженными во ФГОС. Разработанные задания и показатели оценки их выполнения должны быть выражены в формулировках, отражающих готовность к конкретному виду будущей профессиональной деятельности.

2. Оценка готовности к будущей профессиональной деятельности не должна подменяться оценкой сформированности только специальных или профессиональных компетенций, как и наоборот.

3. Система оценки должна включать совокупность оценочных материалов, адекватных набору основных видов будущей профессиональной деятельности и всему набору требований-компетенций к выпускнику учебного заведения ВПО [7, с. 386].

В процессе проектирования фондов оценочных средств необходимо учитывать методические условия реализации контрольно-

оценочной деятельности: регулярность проведения контроля и оценки уровней сформи-рованности компетенций в процессе текущего контроля успеваемости, а также всех видов аттестации: рубежной, промежуточной, итоговой государственной; последовательность осуществления оценки: оценочные средства, используемые на каждом этапе обучении, должны учитывать повышение уровня сфор-мированности компетенций; многоступенчатость: сочетание различных видов оценки, самооценки, взаимооценки, анализ их результатов, а также коррекционная работа по исправлению выявленных недостатков; возможность сравнения выявленных результатов оценивания всех студентов.

В процессе создания фонда оценочных средств учебной дисциплины, учебного модуля, итоговой аттестации важным этапом является разработка контрольно-измерительных материалов.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) - это целенаправленно разрабатываемые материалы для осуществления контроля уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся. КИМ определяются в качественных и количественных показателях, которые способны выразить степень овладения знаниями, умениями и навыками [2, с. 29].

Принципами разработки КИМ являются: ориентированность на диагностику знаний, умений, владений как итога сформированно-сти необходимых компетенций; соответствие содержания КИМ виду учебной деятельности студентов, которая оценивается; качественные и количественные метрические параметры, позволяющие измерять результаты деятельности; определение ранга параметров и проектирование оценочных шкал, позволяющих измерить уровни сформированности запланированных компетенций [2].

Возможность реализации технологического подхода к проектированию КИМ связана с «осуществлением принципа „многократности применимости" средств и способов контроля, представленного в виде системы последовательно взаимосвязанных процедур, выполняемых с помощью средств, критериев, показателей оценивания, цель которых - достижение качества обучения» [1, с. 6].

Технология разработки КИМ включает пять этапов. На первом этапе проектируется матрица соответствия компетенций, определяемых ФГОС ВПО по всем запланированным

Таблица

Характеристика сформированности компетенции

Уровни сформированности компетенции Содержательное описание уровня Основные признаки уровня

Пороговый уровень Знание сущностных характеристик, видов, форм взаимодействия субъектов образовательного процесса. Умение прогнозировать, проектировать и организовывать взаимодействие субъектов с учетом целей и условий его осуществления. Владение современными психологопедагогическими технологиями проектирования, реализации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Знание характеристик взаимодействия. Проектировочные и организаторские умения в осуществлении взаимодействия субъектов. Навыки владения психоло-го-педагогическими технологиями взаимодействия субъектов.

Повышенный уровень Знание сущностных характеристик, видов, способов и форм взаимодействия субъектов образовательного процесса Умение прогнозировать, проектировать и организовывать оптимальное взаимодействие субъектов с учетом целей и условий его осуществления. Владение инновационными психоло-го-педагогическими технологиями проектирования и реализации взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе комплекса диагностических методик. Знание специфики взаимодействия. Умение проектировать и осуществлять оптимальное взаимодействие субъектов. Навыки владения инновационными технологиями проектирования и осуществления взаимодействия субъектов с учетом данных психолого-пе-дагогической диагностики.

дисциплинам (модулям), педагогическим и другим практикам, научно-исследовательской работе, итоговой государственной аттестации выпускников.

На 2-м этапе осуществляется процесс идентификации каждой компетенции в соответствии с ожидаемыми результатами, выраженными в знаниях, умениях, владениях, то есть создается паспорт компетенций.

Рассмотрим, например, паспорт профессиональной компетенции ПК-5 (Направление профессиональной подготовки бакалавров «Педагогическое образование»).

Основные сущностные характеристики компетенции. Под компетенцией ПК-5 понимается готовность студентов к проектированию и осуществлению взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса, ориентированных на обеспечение качества этого процесса.

Структура компетенции:

- знать сущностные характерологические особенности, виды, формы, способы взаимодействия субъектов образовательного процесса;

- уметь прогнозировать, проектировать, реализовывать взаимодействия субъектов образовательного процесса;

- владеть психолого-педагогическими технологиями проектирования и осуществления взаимодействия субъектов образовательного процесса, мотивированных на обеспечение его качества.

Уровни сформированности компетенции у обучающихся представлены в таблице.

Программы учебных дисциплин (модулей), педагогических, учебно-исследовательских и других практик разрабатываются с учетом запланированных результатов обучения, осмысливаются в части способов и средств их достижения, контроля и оценки.

3-й этап. Планирование видов деятельности обучающихся и образовательных продуктов ориентированы на достижение результатов обучения. Виды деятельности проектируются с учетом возможностей аудиторной и самостоятельной работы студентов. Продуктами деятельности являются: разработка глоссария, аннотированного каталога, кроссворда, плана дискуссии; решение профессио-

нальных задач, разработка проектов, моделей и другое. Особенно эффективными, по мнению И. М. Кунгуровой, являются формы деятельности, которые способствуют профессиональному саморазвитию студентов и позволяют одновременно обучать и контролировать результат обучения: эссе, кейс, портфолио и другие [4]. Формы контроля должны стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяя студенту более четко осознавать его достижения и недостатки, корректировать собственную активность. В структуру рабочих программ дисциплин (модулей), практик, НИР необходимо внести методические рекомендации по осуществлению контрольно-оценочного компонента учебного процесса для педагогов и студентов (формы, методы и способы обучения, специфика организации самостоятельной работы), необходимые для развития компетенций.

4-й этап. Выявление качественных и количественных показателей результативности продуктов деятельности обучающихся направлено на достижение заявленных компе-

тенций. Методика проведения контроля и оценки компетенций включает:

- совокупность требований к выполняемым образовательным продуктам,

- образцы выполнения заданий, банк типовых учебных заданий (при необходимости),

- критерии оценки их выполнения.

5-й этап. Компоновка всех подготовленных контрольно-измерительных средств в пакет «ФОС по дисциплине (модулю] или практике». В программе дисциплины в обобщенном виде представляются все образовательные продукты с учетом осуществляемого вида аттестации, оцениваемой компетенции и учебного элемента (структурного компонента учебного материала].

Сложность проблемы проектирования фонда оценочных средств обусловлена недостаточностью научно-практических разработок по вопросам контроля и оценки сформированное™ компетенций у обучающихся. Эффективность ФОС определяется особенностями выбора средств контроля и оценки, параметрами оценивания компетенций как результата обучения.

Литература

1. Галкина Е. А. Конструирование системы оценки качества биологического образования // Концепт : научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». Февраль 2012. - Киров, 2012. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1212.htm (дата обращения 13.04.2013).

2. Громова Л. А., Бавина П. А., Кондрашин А. В. Управление проектированием образовательных программ в рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения : методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. - 104 с.

3. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / под ред. И. А. Колесниковой. - М.: Академия, 2008. - 288 с.

4. Кунгурова И. М. Технологическое обеспечение педагогической поддержки профессионально-творческого саморазвития студентов в педагогическом вузе // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 4. - С. 26-29.

5. Похолков Ю. П., Чучалина А. И. Менеджмент качества в вузе.

- М.: Логос, 2005. - 208 с.

6. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / В. А. Богословский, Е. Н. Караваева, Е. Н. Ковтун и др. - М. : МИПК МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009. - 168 с.

7. Современные образовательные технологии : учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.

8. Трайнев В. А., Трайнев И. В. Системы и методы стратегии повышения качества педагогического образования : Обобщение и практика. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. - 294 с.

9. Тряпицына А. П. Актуальные проблемы обновления современной системы образования // Человек и образование. - 2012. -№ 3. - С. 4-10.

---------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.