Научная статья на тему 'Проектирование электронных средств обучения в контексте модернизации непрерывного профессионального образования'

Проектирование электронных средств обучения в контексте модернизации непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТА / VOCATIONAL EDUCATION / ELECTRONIC LEARNING TOOL / DESIGNING OF ELECTRONIC LEARNING TOOLS / DIDACTIC TOOLS / INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF A STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинникова Ксения Романовна

В статье обоснована необходимость проектирования электронных средств обучения в контексте модернизации непрерывного профессионального образования с позиции обеспечения определенной структуры, содержания и направленности учебно-познавательной деятельности студентов. Предложен вариант инструментальной поддержки дидактического проектирования электронного средства обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING OF ELECTRONIC LEARNING TOOLS IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION OF CONTINUOUS VOCATIONAL EDUCATION

The article substantiates the need of designing electronic learning tools in the context of modernization of continuing professional education. These tools should provide specific structure, content and focus of learning and cognitive activities of students. The article proposes tool support for didactic designing of electronic means of instruction.

Текст научной работы на тему «Проектирование электронных средств обучения в контексте модернизации непрерывного профессионального образования»

104

Высшее образование в России • № 1, 2014

звук и различные варианты их использования), так и дидактических (обратная связь между пользователем и средствами ИКТ, компьютерная визуализация учебной информации об изучаемом объекте или процессе, графическая интерпретация исследуемой закономерности изучаемого процесса, компьютерное моделирование изучаемых объектов, архивирование и хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, автоматизация вычислительной, информационнопоисковой деятельности и процессов обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента, автоматизация процессов информационнометодического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения) [2, с. 17].

Дидактическими целями процесса обучения в вузе, как определено в ФГОС, является формирование и развитие соответствующих компетенций. Каковы гарантии достижения дидактических целей обучения на основе ЭСО? Думается, ответ на этот непростой вопрос спрятан не столько в области использования ЭСО, сколько в области его проектирования. Проектирование ЭСО представляет собой целенаправленную деятельность по созданию (на базе технико-технологических возможностей ИКТ) массово воспроизводимого проекта будущего процесса обучения, интегрирующего (на основе реализации дидактических возможностей ИКТ) цели, содержание образования, дидактические процессы и соответствующие технологии обучения. В проектировании ЭСО можно выделить дидактическое проектирование и техническое проектирование ЭСО, причем первое первично по отношению ко второму. Техническое проектирование ЭСО представляет собой деятельность, направленную на реализацию дидактического проекта ЭСО на основе использования технико-технологических возможностей ИКТ. Основными ме-

тодами дидактического проектирования ЭСО являются: планирование целевой направленности; моделирование содержания обучения на основе представления предметной информации, метаинформации и дидактических материалов, обеспечивающих определенную направленность, структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся; прогнозирование результатов процесса обучения.

Непосредственно дидактическим проектированием ЭСО в вузе занимается преподаватель, читающий лекционный курс и разрабатывающий систему дидактических материалов. К таковым мы относим аннотации, комментарии, замечания, примечания, подсказки, вопросы для различных дидактических целей (самопроверка, текущая проверка, рейтинговая проверка, итоговая проверка), упражнения, учебные задачи, индивидуальные задания по теме, семестровые задания, тесты и т.п. Являясь интеллектуальной собственностью преподавателя, они отражают оригинальность его подхода к обучению студентов. Безусловно, эти материалы должны быть ориентированы на поддержку процесса обучения на всех этапах дидактического цикла. Как известно, дидактический цикл представляет собой единство следующих структурных звеньев процесса обучения: постановка дидактической цели; предъявление нового фрагмента предметной информации; организация деятельности по применению предъявленной информации; организация самоконтроля и контроля за усвоением содержания учебного материала и результатов деятельности учащихся; задание ориентиров для дальнейшей учебной деятельности. Нужно подчеркнуть, что конструирование дидактических материалов нужно увязывать не столько с этапами дидактического цикла процесса обучения, сколько с управлением учебно-познавательной деятельностью обучающихся на любом этапе дидактического цикла. Дидактические материалы опираются прежде всего на пси-

Education Online

105

хологические механизмы формирования и развития интеллектуальных возможностей студентов. В итоге дидактическое проектирование ЭСО можно рассматривать как возможность опережающего управления интеллектуальным развитием студента [3, с. 51]. Другими словами, «на первый план выходят задачи выявления и передачи современных способов организации мыслительной работы человека, что, с нашей точки зрения, и есть современное содержание образования» [1, c. 18].

Такое видение процессов проектирования и создания ЭСО гармонично вписывается в концепцию непрерывности профессионального образования. Управляя мыслительной деятельностью обучающегося, можно изменять структуру и состав его ментального опыта, что, в свою очередь, обеспечивает его интеллектуальное развитие и стимулирует познавательную активность. Значит, учебно-познавательная деятельность обучающихся направлена прежде всего на достижение дидактических целей процесса обучения на основе повышения степени их мыслительной активности, познавательной самостоятельности и способности к рефлексии. Структура и содержание учебно-познавательной деятельности студента определяются его возможностью формировать индивидуальную траекторию освоения информации, изменять последовательность изучаемых фрагментов информации и их полноту исходя из собственных потребностей, а также самостоятельно контролировать качество и объем освоенной информации.

Что же мы наблюдаем в области дидактического проектирования ЭСО?

Проведенный обзор представленных в Интернете средств проектирования и создания ЭСО показал, что технологической основой их дидактического проектирования служат структурно-технологические инварианты процесса обучения [4]. Обычно под ними понимают неизменяемые характеристики, элементы, структуры этого

процесса, формализующие описание проекта организации и проведения учебного процесса с запланированным содержанием и структурой учебно-познавательной деятельности учащихся, гарантирующими предполагаемый результат. Чаще всего в качестве структурно-технологических инвариантов современные разработчики ЭСО выбирают структурные компоненты содержания образования. Стереотипный перенос линейного и модульного способа конструирования содержания образования в структуру ЭСО приводит к тому, что ЭСО становится, по существу, электронной версией обычного учебного пособия, организованного на основе гиперссылок. Помимо общепризнанной структурной единицы -модуля учебного материала, современные разработчики предлагают такие инварианты, как системный фрагмент электронного курса (О. Околелов); структурная формула (Д.Ш. Матрос); параграф (триада «термины - контент - контроль ») (О.А. Лавров); раздел(единство трех модулей, соответствующих трем основным компонентам образовательного процесса: получение информации, практические занятия, аттестация, - М.И. Беляев, В.М. Вымятин, С.Г. Григорьев). Предлагаются связные структурные единицы, такие как семантическая сеть предметной области (В.В. Воеводин); ориентированный граф модели представления и модели освоения учебного материала (А.В. Соловов); дерево целей, дерево знаний, дерево экспертиз, инвариантные циклы знаний и умений (КГТУ им. А.Н. Туполева) и т.д. Техническая поддержка таких подходов для проектирования и создания ЭСО требует специального программного обеспечения, которым занимаются авторские коллективы в вузах или которое предлагают фирмы - разработчики программного обеспечения, продающие свои программные продукты. Здесь можно увидеть и готовые ЭСО по определенным учебным дисциплинам, и оболочки, предполагающие авторское наполнение учебным материалом

106

Высшее образование в России • № 1, 2014

в соответствии с той структурой ЭСО, которую определили разработчики оболочки.

Поддерживая безусловную востребованность предлагаемых разработок, все же отметим следующее. Если посмотреть внимательно на их содержание, то можно заметить, что и предметные, и дидактические материалы просто перекочевали из обычных учебников и учебных пособий в разрабатываемые ЭСО: тексты не меняются, задания повторяются. В итоге в ЭСО реализуется лишь его техническая функция. А ведь требуется сместить центр тяжести с внешних красочных эффектов ЭСО и его технических функций (представление материала и тестирование) на его внутреннее содержание. Другими словами, необходимы именно новые дидактические материалы, предполагающие мыслительную деятельность студента, основой которой является система когнитивных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации. Смещение акцентов с внешнего плана учебной деятельности на внутренний (ментальный) план требует от преподавателя, занимающегося дидактическим проектированием ЭСО, умения не только вариативно представлять информацию по предмету, но и придумывать, формулировать новые вопросы, задачи, индивидуальные задания и т.п., решение которых требует от студента не столько предметных знаний и умения использовать современные ИКТ, сколько самостоятельных мыслительных усилий. Это отнюдь не простая задача. К сожалению, большинство преподавателей в силу различных объективных и субъективных причин не уделяют ей должного внимания.

Как же можно изменить сложившуюся ситуацию? Анализ научных публикаций и личный опыт преподавания позволяют сделать вывод о необходимости инструментальной поддержки кактехнологий обучения, так и технологий дидактического проектирования. Под технологией обучения мы понимаем «системную совокупность и

порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей» (М.В. Кларин). В педагогической литературе в технологии обучения, помимо целевой, содержательной, процедурной и личностной составляющих, выделяется также инструментальная составляющая, которая изменяет характер учебной деятельности в связи с использованием дидактических инструментов. Технология дидактического проектирования предполагает организацию деятельности по созданию дидактического проекта на основе использования соответствующих технологий моделирования содержания обучения и дидактических процессов, которые тоже используют дидактические инструменты. Под дидактическими инструментами [6, с. 102] мы понимаем инструменты организации собственного мышления и деятельности, т.е. многомерные средства, играющие роль связующей опоры между внутренним планом учебной деятельности участников процесса обучения - их мыследеятельностью - и ее внешним планом.

Думается, необходимы изменения, касающиеся не только практики представления учебных материалов на основе ИКТ, но и обеспечения педагогов соответствующим технологическим инструментарием дидактического проектирования учебных материалов, в том числе электронных. Это должен быть инструментарий, с помощью которого преподаватель мог бы управлять структурой и содержанием учебно-познавательной деятельности студента, предоставляя ему возможность формирования индивидуаль-нойтраектории освоения информации. ИКТ позволяют отражать в структуре ЭСО, помимо предметной информации, временную и логическую структуру процесса обучения в соответствии с определенной технологией обучения. А значит, используя эту возможность ИКТ, структура ЭСО может обеспечивать планируемую структуру учебно-по-

Education Online

107

знавательной деятельности обучающихся. Поэтому необходимо предоставить как обучающему, так и обучающемуся соответствующий дидактический инструментарий. Примером такового является логико-смысловая модель представления и анализа знаний В.Э. Штейнберга [5]. Другим примером такого инструментария может служить граф-план [6, с. 104].

Под граф-планом понимается графическая структура, опирающаяся на блочно-модульную организацию и дидактическое слоение, которые позволяют систематизировать и структурировать учебную информацию. При этом блочно-модульная организация учебного материала предполагает, что весь учебный материал разбивается на логические единицы информации, называемые модулями. Модули связаны между собой в некую ориентированную иерархическую структуру, которая имеет вид генеалогического дерева, нарисованного корнем вверх. Узлы дерева связаны отношениями «предок - потомок». Данная структура имеет следующие особенности: ее верхний уровень представлен одним модулем, называемым корневым; каждый «сын» может иметь только одного «отца»; на каждом уровне иерархии каждому модулю этого уровня может быть подчинено произвольное количество модулей следующего уровня; глубина иерархии не ограничена, но конечна. Дидактический слой -структура, разделяющая всю информацию, представленную в ЭСО, на непересекающиеся подмножества в соответствии с критериями, реализующими определенные цели обучения. Расслоение учебного материала зависит от критериев слоения, которые могут быть выбраны автором самостоятельно. Чтобы подчеркнуть независимый характер этих критериев, мы предлагаем применять горизонтальное и вертикальное слоение. Горизонтальное слоение будет соответствовать показателям, отражающим логику представления предметной информации, вертикальное - показателям,

отражающим логику освоения представленной информации. Например, показателем логики преставления учебного материала в ЭСО может быть степень детализации предметной информации, которая может быть связана с уровнями образовательного ценза, с уровнями готовности учащегося к восприятию информации, с глубиной проработки материала в соответствии с программируемым в данном образовательном учреждении уровнем знаний, с уровнем подготовленности и способностей обучаемого. Другими словами, данный критерий предполагает однозначное выделение и фиксацию различных уровней выдачи учебного материала одной тематики без организации его освоения. Показателем логики освоения представленного учебного материала могут быть различные технологические аспекты процесса обучения, обеспечивающие управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся и реализацию конкретных учебных целей. Технологические аспекты процесса обучения могут быть связаны, например, с реализацией познавательных целей обучения, отражаемых таксономией Б. Блума; с таксономией учебных задач (Д. Толлингеро-ва), с реализацией системы ориентировочных действий мыслительной деятельности учащегося (П.Я. Гальперин); с надежностью и полнотой проверки знаний и умений; с выполнением всехзвеньев дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с ЭВМ (О.А. Околелов); с характером учебной деятельности студента (репродуктивный; типовой; частично-поисковый; творческий) (Г.В. Лаврентьев); с уровнями усвоения учебного материала (узнавание, репродуктивное действие, продуктивное действие, творческое действие) (В.П. Беспалько) или с совокупностью перечисленных параметров.

Таким образом, важнейшей функцией ЭСО является обеспечение определенной структуры, содержания и направленности учебно-познавательной деятельности обу-

108

Высшее образование в России • № 1, 2014

чающихся, которые приводят к гарантированному результату на основе повышения мыслительной активности обучающихся, их познавательной самостоятельности и способности к рефлексии. Реализация на основе ИКТ предлагаемых дидактических инструментов, т.е. создание электронных оболочек с возможностью использования дидактических инструментов участниками процесса обучения, фактически является профессиональным заказом педагогов к IT-индустрии.

Литература

1. Волков А.Е., Ливанов Д.В., Фурсенко А.А.

Высшее образование: повестка 2008-2016 // Российское образование: тенденции и вызовы: сб. ст. и аналитических докладов. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. 400 с.

2. Роберт И.В. Теория и методика информа-

тизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: ИИО РАО, 2010. 356 с.

3. Овчинникова К.Р. Дидактическое проек-

тирование учебного курса в вузе как возможность опережающего управления интеллектуальным развитием студента // Alma mater. 2013. № 6 С. 46-51 .

4. Овчинникова К.Р. Проектирование учеб-

ного курса, представленного в электронном виде, и инварианты процесса обучения // Информационная среда образования и науки. 2012. Вып. 12. URL: http:// www.iiorao.ru/iio/pages/izdat/ison/ publication/ison_2012/num_12_2012/ Ovchinnikova.pdf

5. Штейнберг В.Э. Теория и практика инст-

рументальной дидактики // Образование и наука. 2009. № 7 (64). С. 3-12.

6. Овчинникова К.Р. Электронный учебник

как модель образовательного процесса / / Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 101-106.

О.В. ЧУДИНА, профессор А.В. ОСТРОУХ, профессор Московский автомобильно -дорожный государственный технический университет

Разработка электронного образовательного ресурса по материаловедению

Электронный образовательный ресурс по дисциплине «Материаловедение» призван визуализировать сложные скрытые процессы, протекающие в металлах в процессе термической обработки. Описаны технологии создания программной среды. На конкретных примерах показано, как применение мультимедийных средств обучения в образовательном процессе повышает эффективность работы преподавателя при проведении лекций, лабораторных работ, а также облегчает усвоение материала студентами во время самостоятельной работы.

Ключевые слова: дисциплина «Материаловедение », мультимедийные средства обучения, электронный образовательный ресурс, открытые модульные системы, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии

В настоящее время в высшем и профессиональном образовании широко используются мультимедийные средства обучения в преподавании различных технических дисциплин. Их применение помогает существенно разгрузить преподавателя и учащихся, высвободить дополнительное время на разбор сложных или специфических моментов

дисциплины, позволяет внести творческий элемент в изучение предмета. На основе новых мультимедийных технологий можно создавать электронные образовательные ресурсы (ЭОР) для учебных материалов, содержащих изображения, тексты, сопровождающиеся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.