Научная статья на тему 'Специфика применения электронных средств обучения по дисциплинам социально-гуманитарного цикла (на примере истории)'

Специфика применения электронных средств обучения по дисциплинам социально-гуманитарного цикла (на примере истории) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИСТОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лозицкий В. Л.

Статья посвящена проблеме применения электронных средств обучения в процессе реализации основ системно-деятельностного подхода в обучении по предметам социально-гуманитарной направленности. На основании исследования теоретических и практикоориентированных положений по разработке и использованию в учебном процессе электронных компонентов учебно-методического комплекса по истории, а также личного педагогического опыта автором определяется специфика применения данных средств обучения по дисциплинам социально-гуманитарного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лозицкий В. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF APPLICATION OF ELECTRONIC TUTORIALS ON DISCIPLINES OF THE SOCIALLY-HUMANITARIAN CYCLE (ON THE HISTORY EXAMPLE)

Article is devoted a problem of application of electronic tutorials in the course of realisation of bases is system-aktiv the approach in training in subjects of a socially-humanitarian orientation. On the basis of research theoretical and praktikal positions on working out and use in educational process of electronic components of an learning-methodical complex on stories, and also personal pedagogical experience by the author specificity of application of the given tutorials on disciplines of a socially-humanitarian cycle is defined.

Текст научной работы на тему «Специфика применения электронных средств обучения по дисциплинам социально-гуманитарного цикла (на примере истории)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.04

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНАМ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

(НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ)

В.Л. ЛОЗИЦКИЙ

Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Введение. В соответствии с принятой постановлением Совета Министров Республики Беларусь программой «Комплексной информатизации системы образования Республики Беларусь на 20072010 годы» в качестве одной из актуализируемых задач определена разработка и внедрение национальных информационных образовательных ресурсов, электронных средств обучения (ЭСО), а также научного и учебно-методического обеспечения процессов информатизации образования [1]. Для решения данных задач представляется важным определение наиболее общих теоретических и практикоориентированных положений, учет которых поможет преодолеть эмпирический и фрагментарный, ориентированный на преобладание репродуцирования учебного материала, уровень использования электронных средств обучения. В качестве одного из таких положений нами концептуально выделяется дидактический подход к пониманию сущности электронных средств обучения истории, связанный с учетом их технологических и дидактических свойств, а также обусловленный особенностями процесса исторического познания, возрастными особенностями учащихся (студентов) во взаимосвязи со спецификой предметного обучения.

Определяя научно-методические основы применения электронных средств обучения по социально-гуманитарным дисциплинам, представляется важным выделить специфику использования ЭСО по отношению к предметной области истории. Это позволит на практике оптимизировать организационные и дидактические требования к осуществлению процесса обучения при системном использовании электронных и традиционных компонентов учебно-методического комплекса (УМК).

Основная часть. Систематизация и обобщение существующего педагогического опыта использования электронных средств обучения, а также сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы позволили определить особенности применения ЭСО в практике обучения истории. При этом автором учтены теоретические положения о специфике процесса исторического познания, представленные в работах Л.Н. Алексашкиной [2], Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой [3], И.Я. Лернера [4], Н.И. Миницкого [5], А.И. Ракитова [6], В.Н. Сидорцова [7].

Выявленный эмпирический характер разработки преподавателями собственных и использование имеющихся электронных средств обучения свидетельствует о недостаточном уровне овладения педагогами-практиками научно-методическими основами применения ЭСО. Фрагментарное и несистемное использование электронных средств обучения без учета целесообразности их сочетания с традиционными компонентами УМК объясняется пониманием преподавателями дидактической роли ЭСО главным образом в качестве средства презентации и репродуцирования преимущественно фактологического содержания учебного материала вне взаимосвязи с теоретическим. Остаются нереализованными возможности алгоритмизации учебных действий студентов по усвоению содержания учебного материала на различных этапах учебно-познавательной деятельности, которые связаны с формированием специальных исторических умений. При диагностике учебных достижений обучаемых преобладает практика создания и использования тестовых сред, ориентированных на осуществление тематического, рубежного и итогового контроля без учета необходимости адаптации к выполнению данными ЭСО функции коррекции, а также уровням усвоения учебных знаний.

В рамках определяемого дидактическим подходом проблемного поля исследования представляется целесообразным выделять трактовку сущности ЭСО в качестве оформленного в электрон-

ном виде средства компьютерной поддержки процесса изучения студентами содержания учебного исторического материала в сочетании с традиционными компонентами учебно-методического комплекса по истории. Дидактическая роль, выполняемая электронными компонентами УМК, заключается в управлении процессом усвоения обучаемыми многокомпонентного состава учебных исторических знаний на всех этапах организации и осуществления учебно-познавательной деятельности при ее алгоритмизации.

В качестве основных направлений в практике применения электронных средств обучения истории правомерно выделить следующие:

- использование ЭСО в дидактическом процессе при изучении нового материала через представление содержания средствами мультимедиа;

- применение ЭСО на этапах систематизации и обобщения содержания учебного материала;

- автоматизация средствами ЭСО контрольно-оценочной функции обучения (в том числе и самоконтроля, самооценивания);

- использование электронных ресурсов информационно-справочного характера при подготовке преподавателей к проведению учебных занятий;

- применение ЭСО для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов;

- использование информационных ресурсов сети Интернет при подготовке студентами рефератов и сообщений;

- осуществление студентами проектной деятельности с использованием ЭСО и доступных информационных ресурсов;

- применение тестирующих программ в процессе подготовки абитуриентов к процедуре централизованного тестирования.

Целесообразно определение следующих форм ЭСО, применение которых наиболее эффективно для достижения студентами продуктивных уровней усвоения содержания учебного материала по истории:

- электронное средство обучения, структурированное по проблемно-модульному принципу конструирования содержания учебного материала, позволяющее преподавателю выстраивать в рамках относительно завершенных модулей учебной исторической информации собственную траекторию построения учебных занятий;

- средство демонстрационной поддержки процесса обучения (текстовые, визуальные, аудио- и видеоисточники, анимированные исторические карты);

- структурно-логические динамические схемы и опорные конспекты, для подготовки которых используются мультимедийные возможности и средства Power Point при полисенсорном воздействии ЭСО на учащихся;

- диагностический инструментарий, позволяющий осуществлять функции контроля, оценки и коррекции в соответствии с разноуровневым характером учебно-познавательной деятельности с помощью электронных тестовых сред, при составлении которых учтены основы тестологии и дидактики;

- адаптированные к возрастным особенностям учащихся мультимедийные энциклопедии, которые содержат справочный и энциклопедический материал с мультимедийной поддержкой.

Применение электронных средств обучения предоставляет возможность организации учебно-познавательной деятельности учащихся по поиску учебной исторической информации, ориентированной на описание фактов прошлого по материалам исторических источников, с помощью электронных энциклопедий, электронных версий учебных пособий, а также ресурсов сети Интернет. При этом представляется важным отметить, что усвоение содержания учебного исторического материала обучаемыми осуществляется в соответствии с многокомпонентным составом учебных исторических знаний. К компонентам учебного исторического знания, которые целесообразно учесть при системном применении ЭСО, относятся:

- теоретические (включают в себя исторические понятия разной степени обобщения; существенные причинно-следственные связи; закономерности общественного развития; теоретические выводы, содержащие оценки исторических фактов; обобщенную характеристику их сущностных признаков, причин, следствий и значения);

- фактологические, в том числе хронологические и картографические (содержат конкретные исторические события, локализованные во времени и пространстве);

- оценочные (включают в себя ознакомление с различными точками зрения на исторические события и деятельность их участников) [3, с. 129-136; 8, с. 26-28].

Специфика применения электронных средств обучения истории учитывает, что при оптимизации обучающей функции ЭСО предполагается представление в применяемых электронных компонентах УМК формализованных (конкретные, единичные события, их место и время, участники, понятийно-терминологический аппарат, устоявшиеся теоретические положения) и неформализованных (субъективные суждения, мнения, оценки, версии) учебных исторических знаний в их сочетании [5, с. 4-6]. При этом представляется важным и то, что в условиях осуществления учебно-познавательной деятельности представление учебных исторических знаний, а также их усвоение учащимися безусловно предполагает учет сущностной природы исторического факта. Целесообразно отметить, что в науке выделяется три основных значения данного понятия:

- факт как событие или явление исторической действительности, что предполагает наличие у объекта каких-то развивающих свойств или наличие временных отношений между объектами, множество некоторым образом выделяемых взаимосвязанных событий исторической ситуации;

- факт как сообщение источника, т.е. определенная информация о событии, свидетельство отражения фактов действительности в сознании автора источника;

- факт как элемент логической структуры исторической науки и результат научной интерпретации [7, с. 170-171].

При организации учебно-познавательной деятельности обучаемых такое понимание исторического факта возможно реализовывать через соответствующее содержательное наполнение и представление в ЭСО, в том числе и с помощью кинофотофонодокументов, электронных презентаций и т.д.

В процессе применения электронных средств обучения истории важно учитывать и то, что одновременно с усвоением учащимися содержания учебного исторического материала целесообразно формирование и дальнейшее развитие способов учебно-познавательной деятельности, в основе которых лежат такие интеллектуальные умения, как анализ, синтез, индукция, дедукция, систематизация, классификация, обобщение, позволяющих оперировать теоретическими и фактологическими знаниями при изучении истории [2, с. 12]. При этом нельзя не согласиться с тем, что «учеников развивает содержание учебного материала, но развивает не автоматически, а в деятельности, осуществляемой учениками, посредством адекватных приемов, которые в единстве с содержанием оказывают большое воздействие на развитие учащихся» [8, с. 20].

Системное применение электронных и традиционных компонентов УМК по истории, которое предполагает сочетание знаниевого и деятельностного компонентов содержания исторического образования, обеспечивает эффективное усвоение учащимися учебной информации через формирование общеучебных и специальных исторических умений, личностных и профессиональных компетенций. Использование электронных средств обучения на учебных занятиях по истории предоставляет возможность формирования специальных исторических умений по реконструкции и интерпретации исторических событий и процессов с помощью мультимедийных презентаций, анимированных карт, динамических структурно-логических схем. При овладении соответствующими специальными умениями студент может определять степень достоверности, субъективный или объективный характер документальных исторических материалов, представляемых с помощью электронных хрестоматий и тематических сайтов сети Интернет. Степень сформированности данных умений определяется в соответствии с критериальными требованиями интегральной десятибалльной шкалы оценивания их учебных достижений.

В качестве важной особенности применения электронных средств обучения на учебных занятиях по истории необходимо выделить возможность диагностики исходного уровня подготовки, контроля и оценивания уровня усвоения формализованных теоретических и фактологических знаний, а также неформализованных знаний. При этом реализация контрольно-оценочной и корректирующей функции ЭСО позволяет:

- автоматически обрабатывать информацию о текущих и итоговых результатах изучения студентами истории;

- осуществлять контроль качества учебного процесса;

- сопоставлять результаты контроля с предъявляемым эталоном;

- реорганизовать деятельность преподавателя и учебный процесс с увеличением доли занятий с применением ЭСО;

- прогнозировать успешность обучения студентов и представлять методические рекомендации по управлению процессом их обучения;

- стимулировать творческую деятельность как учащихся, так и преподавателей, формируя и развивая высокую мотивацию к продуктивной учебной деятельности, к самообразованию и поиску новых форм и путей обучения.

Осуществляемая при обучении истории контрольно-оценочная деятельность с применением ЭСО предполагает управление процессом усвоения учащимися учебного материала и формирования у них интеллектуальных качеств и профессиональных компетенций. Нормативной базой при этом является разработанная и внедренная в учебный процесс Республики Беларусь интегральная десятибалльная система оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Заключение. Таким образом, выявленная нами специфика применения ЭСО по отношению к предметной области истории обусловлена характером исторического познания, и прежде всего сущностной природой исторического факта, а также осуществлением предметного обучения на проблемно-теоретическом уровне и особенностями формирования и развития у студентов общеучебных и специальных умений реконструкции и интерпретации исторических событий. Учет данной специфики необходим при осуществлении разработки электронных компонентов учебно-методического комплекса по истории, а также для оптимизации организационных и дидактических требований к учебно-познавательной деятельности обучаемых в условиях методического обеспечения системного использования ЭСО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 01 марта 2007 г. № 265 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2007. - № 67. - 5/24853.

2. Алексашкина, Л.Н. Дидактические аспекты преподавания истории / Л.Н. Алексашкина // Педагогика. -1993. - № 3. - С. 11-16.

3. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 384 с.

4. Лернер, И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории / И.Я. Лернер. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

5. Миницкий, Н.И. Методы построения научного и образовательного исторического знания : монография / Н.И. Миницкий. - Минск : БГПУ, 2006. - 203 с.

6. Ракитов, А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход / А.И. Ракитов. - М.: Политиздат, 1982. - 303 с.

7. Сидорцов, В.Н. Методологические проблемы истории: учеб. пособие для студентов, магистрантов и аспирантов ист. и философ. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / В.Н. Сидорцов [и др.] ; под общ. ред. В.Н. Сидорцова. - Минск : ТетраСистемс, 2006. - 352 с.

8. Гора, П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе / П.В. Гора. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.

SPECIFICITY OF APPLICATION OF ELECTRONIC TUTORIALS ON DISCIPLINES OF THE SOCIALLY-HUMANITARIAN CYCLE (ON THE HISTORY EXAMPLE)

V.L. LOZITSKY

Summary

Article is devoted a problem of application of electronic tutorials in the course of realisation of bases is system-aktiv the approach in training in subjects of a socially-humanitarian orientation. On the basis of research theoretical and praktikal positions on working out and use in educational process of electronic components of an learning-methodical complex on stories, and also personal pedagogical experience by the author specificity of application of the given tutorials on disciplines of a socially-humanitarian cycle is defined.

© Лозицкий В.Л.

Поступила в редакцию 19 апреля 20011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.