Научная статья на тему 'Проектирование электронных образовательных ресурсов для уроков литературы: на примере проекта ЛитFUN'

Проектирование электронных образовательных ресурсов для уроков литературы: на примере проекта ЛитFUN Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
709
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фиофанова Ксения Андреевна

Анализируются вопросы проектирования электронных образовательных ресурсов и сервисов в свете государственной политики поддержки информатизации образования, обеспечения доступа к цифровым образовательным ресурсам, стимулирования образовательных организаций и педагогов к разработке открытых электронных образовательных ресурсов и цифровых учебных изданий. Систематизированы походы к организации электронных образовательных ресурсов по литературе. Рассмотрены электронные сайты и мобильные приложения по предмету литературы на основе анализа организационной структуры и содержательного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование электронных образовательных ресурсов для уроков литературы: на примере проекта ЛитFUN»

УДК 371.21

К.А. Фиофанова

Проектирование электронных образовательных ресурсов для уроков литературы: на примере проекта ЛитFUN

Аннотация

Анализируются вопросы проектирования электронных образовательных ресурсов и сервисов в свете государственной политики поддержки информатизации образования, обеспечения доступа к цифровым образовательным ресурсам, стимулирования образовательных организаций и педагогов к разработке открытых электронных образовательных ресурсов и цифровых учебных изданий. Систематизированы походы к организации электронных образовательных ресурсов по литературе. Рассмотрены электронные сайты и мобильные приложения по предмету литературы на основе анализа организационной структуры и содержательного потенциала.

I Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы и сервисы в сфере образования, проектирование электронных учебных изданий, государственная политика информатизации образования, электронное обучение.

Abstract

Questions of design of electronic educational resources and services in the light of state policy of support of informatization of education, ensuring access to digital educational resources, stimulation of the educational organizations and teachers to development of open electronic educational resources and digital educational editions are analyzed. Campaigns to the organization of electronic educational resources for literature are systematized. The electronic sites and mobile applications in a literature subject on the basis of the analysis of organizational structure and substantial potential are considered.

I Keywords: electronic educational resources and services in education, design of electronic educational editions, a state policy of informatization of education, electronic training.

Как организовать мотивирующее школьников к развитию и эффективное по результатам преподавание литературы? Как структурировать, систематизировать и в то же время сделать открытой и интерактивной образовательную среду на уроках литературы? Как меняется функция учителя литературы как организатора и управляющего организацией такой среды: Бшаг^сЫз? Необходимо ли рассматривать переход школы на электронный формат учебных пособий и работу с электронными образовательными ресурсами как управленческую задачу? Что такое хорошо спроектированный электронный образовательный ресурс и хороший электронный учебник? Нас интересуют обозначенные вопросы в логике:

► запросы учителей и школьников к электронным образовательным ресурсам;

► государственная политика в отношении организации электронных образовательных ресурсов и электронных учебных пособий;

► сравнительный анализ электронных образовательных ресурсов по литературе;

► проектирование электронных образовательных ресурсов по литературе — проект «ЛитРИМ».

На сегодняшний день важными задачами государственной политики в сфере образования являются поддержка информатизации образования, обеспечение доступа к цифровым образовательным ресурсам, стимулирование образовательных организаций и педагогов к разработке открытых электронных образовательных ресурсов и цифровых учебных изданий [4].

На фоне социально-экономических изменений внутри страны и формирования информационного общества в мире современные граждане предъявляют к образованию новые социальные требования: открытость, доступность, мобильность.

«В XXI веке, сетевом веке, ключевая задача, связанная с образованием, — это превращение жизненного простран-

Инновационные проекты и программы в образовании № 2, 2015

49

50

Инновационные проекты и программы в образовании № 2, 2015

ства, в котором живут и развиваются дети, в мотивирующее пространство, определяющее самореализацию личности. В изменившемся мире действует другая формула. Если на начальных этапах деятельность задает ребенку магистральный путь развития, то далее все происходит наоборот и ребенок сам выбирает ту форму деятельности, в которой идет его развитие. Этот переворот характеризует персональное образование. Общение, социальная компетентность, коммуникативная компетентность в коммуникативном веке наиболее востребованы ребенком. Сегодня пользователи сами порождают контент, и это типичная характеристика информационной реальности. В этой ситуации говорят о появлении педагогики, трансформирующейся в сетевом веке. "Edutainment" — объединение "education" и "entertainment" — образование как развлечение, как путешествие как игра» [1, 16].

В таком прогнозе новой педагогики электронные ресурсы, сервисы и среды должны проектироваться в гуманитарном контексте развития человека. Именно в векторе гуманитаризации образования необходимо рассматривать улучшение не только материально-технической базы образовательных учреждений, педагогических смыслов их архитектурной среды, но и процесс разработки и внедрения электронных образовательных ресурсов как в разноуровневые системы образования в целом, так и в образовательные организации в частности.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения [5] выдвинул ряд требований к образовательным результатам, которых можно достичь только при условии амплификации (обогащения) образовательной среды, проектирования ее избыточных потенциалов и использования электронных образовательных ресурсов (требования к условиям реализации образовательных программ [5]).

О государственной политике в отношении электронных изданий свидетельствуют также и поручение Правительства РФ об обеспечении перехода в обучении на электронные онлайн-курсы, и приказ МОН РФ №1047, в котором констатируется следующее: «Наличие электронного приложения, дополняющего учебник и представляющего собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в образовательной деятельности совместно с учебником, обязательно до 1 января 2015 г. С 1 января 2015 г. представляется наряду с учебником в печатной форме учебник в электронной форме» [2].

На основе этого мы можем сделать вывод, что, несомненно, на сегодняшний день электронным образовательным ресурсам уделяется гораздо большее внимание со стороны государства, чем несколько лет назад. Министерство образования РФ активно поддерживает и пропагандирует электронное образование, это касается как электронных учебников, так и электронных ресурсов, сервисов и сетевых программ.

В современном мире информационные технологии являются новой и востребованной организационной формой образования. Обучение с использованием электронных ресурсов ставит обучающихся в более активную и самостоятельную позицию по отношению к собственному образованию, развивает мышление и позволяет, самостоятельно используя ресурсы, получить ответ на нужный вопрос и двигаться в изучении учебного материала в индивидуальном темпе.

Образовательные организации могут разрабатывать подходы к персонализации образования через использование электронных образовательных сервисов. У этой дея-

тельности есть правовая основа, закрепленная в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»: статья 16 — «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [5]. В связи с этим возникает необходимость в разработке практико-ориентированного методического инструментария в форме новых электронных образовательных ресурсов.

В настоящее время существует многообразие походов к организации электронных образовательных ресурсов по литературе. Рассматриваемое целевое множество — электронные сайты и мобильные приложения по предмету литературы с приоритетно аналогичной организационной структурой и содержательным потенциалом.

Проведем их сравнительный анализ по содержанию и функционалу.

http://lit-classic.ru/ — как организационная форма электронных ресурсов по литературе [6]. На этом портале собраны самые известные классические произведения русской литературы ХУП-ХХ вв., также можно найти малоизвестные творения великих авторов. Произведения представлены в полном формате, без сокращений. Навигация сайта очень проста: алфавитный указатель классиков, есть поисковая строка, что упрощает поиск какой-либо конкретной информации. При переходе в раздел конкретного автора можно прочесть информацию об авторе, увидеть его портрет, вывести на печать (загрузить) его произведения. Организаторы сайта создали «обратную связь»: есть рейтинг «топ 10 самых читаемых авторов», также можно почувствовать себя критиком и поставить оценку прочитанному произведению. Реклама не отвлекает внимание, некоторая соответствует специфике портала («Детские сказки»).

http://www.rosbooks.ru/ — как организационная форма электронных ресурсов по литературе [7]. Этот электронный ресурс позиционируется как «онлайн-библиотека», в которой можно найти различные аудиокниги русских и зарубежных писателей. Меню сайта включает в себя: главную страницу, онлайн-библиотеку, биографии писателей, чтецов аудиокниг, форум книголюбов, стол заказов. Удобные поисковая система и интерфейс. Из минусов: много рекламы «18+».

http://goldlit.ru/ — как организационная форма электронных ресурсов по литературе. «Основное предназначение GoldLit.ru — помочь вам в учебе и по возможности повысить ваш интерес к сокровищнице мировой литературы» — позиционируют электронный ресурс организаторы [8]. Сайт знакомит пользователей с биографиями писателей, анализом и критикой некоторых произведений. В навигации сайта разделы: произведения, писатели, присланное, морфологический разбор онлайн, хронология литературы по векам (от XVII до XX в.). Раздел «Карта сайта» содержит характеристики литературных направлений: «Экзистенциализм», «Жанр социального романа», «Теория стихосложения», «Имажинизм как литературное направление», «Романтизм», «Принципы символизма в литературе», «Серебряный век русской поэзии», «Школа чистого искусства в русской поэзии». Недостаток — много неконтекстной рекламы.

http://www.klassika.ru/ — как организационная форма электронных ресурсов по литературе [9]. Достаточно лаконичный в исполнении электронный ресурс с простым интерфейсом, т. к. на главной странице мы сразу видим два раздела: «Поэты» и «Писатели», также на главной странице есть поисковая строка — ничего лишнего. При переходе в раздел интересующего нас автора можно ознакомиться с его краткой биографией, его произведениями, увидеть

портрет классика. В таблице, обобщающей все анализируемые параметры, представлен сравнительный анализ по критериям:

► содержательности (дополнительный познавательный материал об авторах, истории создания произведений, тексты произведений);

► интерактивности (аудио-, видеоссылки и фотоприложения к изучаемому материалу).

Как мы видим, у каждого из электронных образовательных ресурсов есть свои преимущества, но ни один не вобрал в себя все заявленные критерии. Чаще всего из визуальных и аудиосопровождений встречаются портреты классиков, реже — аудиоматериалы, видео не встречаются вообще. Если же есть аудиоматериалы, то, к сожалению, нет текстов, т. е. феномен «либо-либо». На большинстве сайтов встречаются отвлекающие факторы, такие как реклама, которая запрещена для просмотра юным читателям, это говорит об ориентированности на читательский круг «18 + », но на главных страницах ничего не говорится о возрастных ограничениях. Также ни один из сайтов не имеет интерактивной функции проверки и контроля (тестов, проверяющих заданий).

Для рассмотрения организационной и содержательной структуры мобильных приложений по литературе были выбраны самые популярные программы на Play Market, доступные для бесплатной загрузки. Ими стали: «Мир литературы», «Литературовед» и «Аудиокурс. Литература».

Приложение «Мир литературы» включает в себя художественные произведения русской литературы в аудио-формате. Есть красочные портреты писателей, можно ознакомиться с их краткой биографией. Удобное и доступное меню.

Приложение «Литературовед» — это удобная программа для чтения книг с мобильных устройств. Она содержит в себе более 900 художественных произведений. Помимо этого, приложение включает в себя сотни критических статей и размышлений известных и малоизвестных писателей. Имеются портреты писателей, их биографии. Удобный интерфейс с широким рядом функций (можно самостоятельно выбрать удобный для себя шрифт и фон для чтения).

«Аудиокурс. Литература» представляет собой приложение, включающее в себя 17 текстов художественных произведений, сопровождающихся аудиоформой. Но как сам текст, так и аудиоформа даны лишь в аннотированном виде. Таким образом, это позволяет лишь освежить уже полученные знания.

На основе сравнительного анализа электронных сервисов — цифровых приложений можно сделать вывод, что биография автора, так же как и полные тексты, доступны не во всех приложениях, чаще встречается в краткой форме. В большинстве приложений мы можем увидеть портреты авторов, в некоторых встречается аудиосопровождение, что может облегчить восприятие. Простота навигации делает приложение доступным для многих пользователей. Ни одна из программ не включает в себя все заявленные критерии: содержательности, наглядности, навигации.

Проектирование электронных учебных ресурсов по литературе — проект «ЛитFUN»

С учетом выявленных недостатков на основе сравнительного анализа нами разработаны структура и особенности проекта «ЛитРИМ» [12].

«ЛитFUN» — это первое литературное электронное учебное издание, в котором структурированно собраны в одном месте: биография писателя, его творческий путь, тексты произведений, критика. В этой программе предусмотрены специальные средства для мотивации обучаемых, а также повышения уровня их внимания и интереса за счет сопровождения аудио-, видео- и фотоматериалов, справочной системы, содержащей определение всех используемых объектов и отношений. Способствует как самостоятельному изучению материала, так и обучению, курируемому педагогом. Предоставляет возможность дистанционного образования. Позволяет экономить время в поиске материала при подготовке к уроку, написании рефератов и т. д. Издание ориентировано на учащихся средней и старшей школы, абитуриентов, студентов и педагогов. Включает в себя следующие рубрики.

«Жизнь и творчество писателя» — электронный раздел, спроектированный как основа для размышлений школьников о жизненный пути писателя, т. к. нередко он оказывается увлекательным, захватывающим, полным неожиданными поворотами судьбы, определяющей творчество. Таким образом, для того, чтобы лучше проникнуться творчеством писателя, узнать, чем были мотивированы те или иные их поступки, увидеть направление мыслей, в рубрике подробно раскрываются такие элементы, как: годы жизни писателя, основные этапы становления личности, характеры и взгляды, родственные связи и происхождение, направление творчества, лучшие произведения, сборники стихотворений. В структуре проекта предусмотрены подразделы «Фотоматериалы», «Видеоматериалы», «Словарик». «Фотоматериалы» демонстрируют фотографии писателей, их портреты, фотографии близких людей, членов их семей, снимки домов и кабинетов авторов, их личные зарисовки. В «Видеоматериалах» можно посмотреть документальные фильмы о жизни и творчестве писателя. Поскольку иногда в описании встречаются архаизмы, «Словарик» помогает быстрее узнать семантику слова, что облегчает чтение юным читателям («оставалось ему уповать только на милость Божью»: уповать — надеяться).

«Произведения». Эта рубрика включает в себя романы, повести, стихотворения и т. д., которые, в свою очередь, могут состоять из модулей: «Текст», «Видеоматериалы»/«Аудио-материалы», «Словарик», «Критика», «Проверь себя».

В первом модуле, «Текст», представлен полный текст произведения. Также для наглядности и эстетической привлекательности произведение может быть оснащено «Видеоматериалами» — экранизация произведения (художественный фильм) — или «Аудиоматериалами» — выразительное, эмоциональное чтение стихотворения. «Словарик» помогает узнать значение архаизмов («Там царь Кащей над златом чахнет»: злато — золото), авторских неологизмов («Если Марс, и на нем хоть один сердцелюдый, то и он сейчас скрипит про то ж»: сердцелюдый — так называет Маяковский подобие человека, говоря о возможных жителях Красной планеты в поэме «Про это»). Для закрепления знаний, выявления пробелов в усвоении материала конкретного текста используется модуль «Проверь себя».

Структурный раздел «Критика» включает отзыв, разбор, выявление противоречий произведения критиком. Эта рубрика включает в себя критические статьи о жизни и творчестве самого писателя, в которых дается оценка произведения с точки зрения современности, выявляются принципы литературного направления, рассматривается творчество автора в контексте истории, политики.

Структурный раздел «Интересные факты» включает модули «Мемуары», «Письма». Рубрика создана для улуч-

52

Инновационные проекты и программы в образовании № 2, 2015

шения общего представления об авторе, помогает лучше понять мотивы конкретных поступков, увидеть вектор мыслей, раскрывает интересные, ранее малоизвестные факты о жизни и смерти.

Структурный раздел «Проверь себя». Эта рубрика состоит из тестовых заданий по всему представленному материалу. Позволяет выявить недостающие знания, увидеть, над чем стоит еще поработать для улучшения качества знаний.

Таким образом, «ЛитРИМ» является мультимедийным электронным учебным изданием, не имеющим печатных аналогов. Это издание носит некоммерческий характер и предназначено для распространения исключительно с образовательными целями. Правовая основа использования всех информационных ресурсов данного проекта базируется на образовательном характере издания.

Не секрет, что разработка конкурентоспособного образовательного ресурса — серьезный процесс, в котором предусмотрено как технологическое и методическое сопровождение, так и возможность дальнейшего совершенствования и обновления ресурса в зависимости от развития техники и педагогических технологий.

Проект «ЛитРИМ» прошел апробацию в трех образовательных организациях Екатеринбурга, Москвы и Томска.

Для проверки эффективности обучения с применением проекта «ЛитРИМ» было проведено исследование, результаты которого стали основанием для выводов о целесообразности использования такой организационной формы электронных образовательных ресурсов в школе.

В ходе исследования ученикам на уроке литературы по теме «Творчество Н.А. Некрасова. "Железная дорога"» была представлена демоверсия электронного издания «ЛитРиЫ». Эта версия содержала в себе такие элементы, как: биография и творческий путь классика, визуальное и аудиосопровождение, текст, проверочные материалы.

На протяжении изучения этой темы ученики узнали новые факты о жизни и творчестве Некрасова, увидели не только портрет классика, но и портреты членов его семьи, фотографии дома, где он родился, также прослушали аудиофайл с выразительным чтением произведения «Железная дорога», попробовали самостоятельно прочитать так же эмоционально. Уроки были ориентированы как на детей-ви-зуалов, так и на детей-аудиалов. Для проверки усвоения полученных знаний был использован тест, который включал открытые вопросы и вопросы с вариантами ответов. Сравнительный анализ данных до и после внедрения проекта показал, что количество учеников, качество знаний которых было «удовлетворительно», уменьшилось, а количество учеников, чьи результаты показывали «хорошо» и «отлично», увеличилось [13].

Особо нужно отметить изменение организационных условий обучения, а именно: вразрез с принятыми в школе установками о запрете использования телефонов и другой «отвлекающей» техники на уроке было разрешено пользоваться гаджетами (планшетами и смартфонами), т. к. нам совместно с учениками удалось эту «вредность» конвертировать в пользу. Было разрешено не нести тяжеленный учебник ради пары страниц при условии, что у ученика будет в наличии заранее загруженная программа. Это позволило не только облегчить портфель ребенка, но и сократить время на «передачу портретов по рядам» — излюбленного метода классических уроков [14].

Уроки проходили в форме интерактивных практикумов и проектных мастерских: параллельно изучению биографии и творческого пути автора детям демонстрировались портреты самого классика, членов его семьи, фотографии дома

и пейзажей, что привило дополнительный интерес к изучению литературы (что исключило сухое чтение и конспектирование информации об авторе). В классе была прослушана качественная аудиозапись стихотворения «Железная дорога», отрывок из которого был задан на дом для чтения наизусть. Поскольку эта аудиозапись была доступна ученикам и дома, в любой момент они могли к ней обратиться, чтобы уточнить интонацию и экспрессивность, с которыми следует читать отрывок, — это повысило качество самостоятельной подготовки выразительного чтения стихотворения. Ко всем материалам, полученным на уроке, дети могли обратиться в любое время и уточнить, если что-то не успели записать в тетрадь или упустили какой-либо фрагмент. В процессе уроков стало наблюдаться повышение интереса к литературе у учащихся, которые прежде этого интереса не проявляли. Усвоенные знания, полученные на протяжении изучения этой темы, ученики подтвердили, успешно написав проверочную работу.

Работа школьников с цифровыми ресурсами позволяет индивидуализировать способы и формы организации изучения учебного материала в индивидуальном темпе и с учетом личных интересов и предпочитаемых выборов видов деятельности обучающимися.

В завершении школьникам были предложены для заполнения анкеты, содержащие следующие вопросы.

1. Какое количество информации Вы усвоили? (Оцените себя по шкале от 1 до 10, где 1 — минимальное, а 10 — максимальное значение.)

2. Какие новые литературные познания Вы получили?

3. В чем Вы увидели отличие от традиционного урока литературы?

4. Что Вам понравилось в новой форме организации обучения?

5. Что не понравилось?

6. Столкнулись ли Вы с какими-либо трудностями? Если да, то с какими?

7. Чем, на Ваш взгляд, стоит дополнить проект как новую форму организации образовательной программы по литературе?

Самыми распространенными ответами на вопрос 1 стали: «9», «10», «Все понятно». На вопрос 2 ученики дали более развернутые ответы, самые распространенные были: «Интересно. Можно пользоваться телефоном/планшетом», «Наглядность», «Наконец-то нормально посмотрел фотографии, когда картины на доске — ничего не видно последним партам, а когда передают по рядам — не успеваешь посмотреть», «Можно не приносить учебник, читать из телефона», «Есть трек выразительного чтения стихотворения, когда учитель читает на уроке так, как надо нам потом сдавать наизусть, дома забываешь, как надо, оценку снижают, а тут можно дома послушать, подстроиться». При ответе на вопрос 3 школьники подробно описали свои впечатления от программы. Часто встречались такие ответы, как: «Очень интересно! Даже дома можно посмотреть или послушать, если что-то забыл», «Много иллюстраций, есть выразительный стих, дома можно послушать», «Не надо нести учебник, хорошо читать с планшета», «В содержании все понятно, можно быстро щелкнуть по нужному разделу», «Можно дома себя проверять, в конце есть тест». Вопрос 4 не показал больших ответов; из тех, которые были, это: «Можно так по всем писателям сделать», «Жалко, что только один автор», «Результаты на тест приходится подсчитывать самой». Вопрос о наличии трудностей показал только два ответа: «Аудиофайл воспроизвелся не сразу», «Результаты теста не подсчитываются автоматически». Ответы на вопрос 6 звучали преимущественно так: «Больше

авторов», «Сделать так по остальным предметам», «Можно сделать автоматизированную программу», «Сделать тест автоматическим».

Таким образом, на основании анализа результатов анкетирования школьников в отношении организационных параметров «ЛитРИМ» и в отношении оценки качества знаний на основании контрольных проверочных работ можно сделать вывод об эффективности использованной разработки электронных образовательных ресурсов по литературе в форме проекта «ЛитРИМ»: увеличилось количество учеников, показывающих отличные результаты провероч-

ных работ, и стало меньше детей, ранее получавших оценку «удовлетворительно». Также благодаря интерактивности программы повысился интерес учащихся к литературе, стало эффективнее самостоятельное обучение, повысилась мотивация к изучению литературного наследия, некоторые ребята стали создавать собственные литературные творения: стихи, мини-рассказы [12].

Более полные и достоверные выводы можно сделать при последующем внедрении проекта «ЛитРИМ» на большем масштабе участников разных образовательных организаций и возрастов.

Литература и электронные ресурсы

1. Асмолов А.Г. Мотивирующий мир: стратегия развития открытого персонального образования как основной тренд общества знаний в сетевом столетии // Евразийский образовательный диалог: Материалы международного форума / Под ред. М.В. Груздева, А.В. Золотаревой. Ярославль: Изд-во ГАОУ ЯО ИРО, 2014. С. 14-15.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» // Российская газета. 2013. 1 нояб.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 9.

4. Стариченко Б. Е. Информационно-технологическая модель обучения // Образование и наука. 2013. № 4. С. 91-105.

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 2012. № 303.

6. [Электронный ресурс]. URL: http: // lit-classic.ru/

7. Аудиокниги онлайн. URL: http:// www.rosbooks.ru/

8. GoldLit.ru. URL: http://goldlit.ru/

9. Классика.ру. URL: http://www. klassika.ru/

10. Российская ассоциация электронных библиотек. URL: http://www. aselibrary.ru/index.html

11. Республиканский мультимедиа центр. URL: http://www.rnmc.ru

12. Фиофанова К.А. Проект электронного учебного издания ЛитFUN: организация и оценка эффективности // Материалы конференции «Новые модели социализации детей: электронные образовательные ресурсы и сервисы». М., 2013. С. 42-51.

13. Федосеева М.В. Методические рекомендации по повышению эффективности работы ученического самоуправления посредством электронных ресурсов (сетевых сообществ) // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 3. С. 64-68.

14. Арькова О.В. Подготовка детей к школе с использованием электронного образовательного комплекса. // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 1. С. 52-56.

Referenses and electronic resources

1. Asmolov A.G. Motivating world: strategy of the personal development of open education as a major trend of the knowledge society in the networked century // Eurasian educational dialogue: proceedings of the international forum, ed. by M.V. Gruzdeva, A.V. Zolotaryova. Yaroslavl: Publishing house SPECIALIZED Yao IRO, 2014. P. 14-15.

2. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation. № 1047.

3. The order from December 17, 2010 No. 1897 «On approval of the Federal state standard of the basic General education».

4. Starichenko B.E. Information-technological model of learning // Education and science. 2013. № 4. P. 91-105

5. Federal law № 273-FZ «On education in Russian Federation», article 16 «The Implementation of educational programmes with the use of e-learning and distance learning technologies».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. [Electronic resource]. URL: http://lit-cassic.ru/

7. Audiobooks online. URL: http://www. rosbooks.ru/

8. GoldLit.ru. URL: http://goldlit.ru/

9. Classic.ru. URL: http://www.klassika.ru/

10. Russian Association of electronic libraries. URL: http://www.aselibrary.ru/ index.html

11. National media centre. URL: http:// www.rnmc.ru

12. Feofanova K.A. the Project of electronic educational publications ^htFUN: organization and performance evaluation // Proceedings of the conference «New models of socialization of children: an electronic educational resources and services». M., 2013. P. 42-51.

13. Fedoseeva M.V. Methodical recommendations for improving the effectiveness of pupil self-government through e-resources (online communities) // Innovative projects and programmes in education. 2014. № 3. P. 64-68.

14. Arikova O.V. Preparing children for school with the use of electronic educational complex // Experiment and innovation in schools. 2015. № 1. P. 52-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.