Научная статья на тему 'Проектирование экзамена для итоговой аттестации студентов бакалавриата в контексте компетентностного подхода'

Проектирование экзамена для итоговой аттестации студентов бакалавриата в контексте компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗАМЕН / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ / МОНИТОРИНГ / EXAMINATION / PROFESSIONAL FORMATION / CERTIFICATION OF TEACHING STAFF / OCCUPATIONAL PRESTIGE / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладкая Ирина Вячеславовна

В статье приводятся материалы исследований о введении экзамена на должность учителя в отечественной и зарубежной школе. Рассматривается исторический аспект данного вопроса, вопросы проектирования экзамена в разных странах (действующий и перспективный вариант), проект документа о введении экзамена в нашей стране. представлены материалы о совершенствовании профессиональной подготовки студентов педагогического университета для успешной сдачи данного экзамена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладкая Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING A FINAL EXAM FOR BACHELOR’S DEGREE STUDENTS BASED ON THE COMPETENCE APPROACH

The article provides an insight into the studies on the introduction of teacher examination in the domestic and foreign schools. A historical dimension of this issue is considered, as well as the issue of designing such an exam in different countries (the current and prospective versions). A draft document on the introduction of the exam in our country is considered. Materials on how to improve training of pedagogical university students for their passing the exam are presented.

Текст научной работы на тему «Проектирование экзамена для итоговой аттестации студентов бакалавриата в контексте компетентностного подхода»

УДК 378.14.015.62

ГЛАДКАЯ Ирина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики пси-холого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Автор 46 научных публикаций, в т. ч. 5 монографий, 8 учебных пособий

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКЗАМЕНА ДЛЯ ИТОГОВОй АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В статье приводятся материалы исследований о введении экзамена на должность учителя в отечественной и зарубежной школе. Рассматривается исторический аспект данного вопроса, вопросы проектирования экзамена в разных странах (действующий и перспективный вариант), проект документа о введении экзамена в нашей стране. Представлены материалы о совершенствовании профессиональной подготовки студентов педагогического университета для успешной сдачи данного экзамена.

Ключевые слова: экзамен, профессиональное становление, аттестация педагогических кадров, престиж профессии, мониторинг.

При переходе к современным стандартам высшего профессионального образования в новом аспекте ставится вопрос об итоговой аттестации бакалавров.

Весь процесс подготовки бакалавров, в условиях нового стандарта, проходит под общим вектором студентоцентрированной направленности, когда акцент с содержания образования переносится на результат, т. е. на первый план выходит обоснование тех компетенций, которыми должен владеть выпускник бакалавриата, какими компетентностями будет владеть студент, что он будет знать и к чему будет готов. Главная цель итоговой аттестации - оце-

© Гладкая И.В., 2013

нить компетентность бакалавров, в т. ч. в той профессиональной деятельности, к которой его готовили на всем протяжении обучения в вузе, также оценить навыки выпускника по поиску и сбору информации, его умению проявлять свои лидерские качества, готовность работать в команде. Поэтому происходящие изменения в процессе подготовки направлены на активизацию деятельности студента, повышение уровня его мотивации и ответственности за качество освоения образовательной программы.

Согласно ФГОС, обязательным ее видом является подготовка выпускной квалификационной работы и государственный экзамен

по направлению подготовки, который вводится по решению ученого совета вуза.

Впервые вопрос о едином экзамене для бакалавров был рассмотрен на заседании коллегии Минобрнауки 18 февраля 2012 года, когда министр образования А. Фурсенко предложил ввести аналог ЕГЭ для бакалавров [3]. В настоящий момент этот вопрос еще находится на стадии разработки, но идея о необходимости проведения такого экзамена с непосредственным участием работодателей может иметь определенную перспективу и положительным образом сказаться на повышении качества образования. Перспективным представляется путь проектирования итогового экзамена для бакалавров во взаимосвязи с разработкой «экзамена на должность» или «экзамена на профессию» как допуска к профессиональной деятельности.

Квалификационный экзамен был введен еще правительством Петра I в 1-й четверти XVII века в качестве стимулирующего и контрольного метода, направленного на повышение образовательного уровня корпуса государственных служащих и их постоянное профессиональное развитие [4].

1 марта 1846 года было утверждено «Положение о специальных испытаниях по Министерству народного просвещения», в котором устанавливалось, что лица, имеющие намерение быть назначенными на должность учителей дворянских институтов, губернских гимназий, уездных училищ, приходских и начальных училищ или надзирателей в пансионатах институтов и гимназий, обязаны выдержать специальные квалификационные экзамены по программам, разработанным с учетом требований к каждой должности.

Квалификационные экзамены вводились двух типов: общие и частные. Общие квалификационные экзамены проводились по всем учебным предметам и назначались для кандидатов на должности, не имевших аттестатов об окончании какого-либо государственного учебного заведения. Частные квалификационные экзамены проводились для кандидатов,

имевших образование, они экзаменовались лишь по тем предметам, преподавание которых избиралось ими в качестве основного занятия в дворянском институте, гимназии или училище. В процессе экзамена кандидату необходимо было: 1) устно ответить на пять вопросов, письменно - на два, 2) написать краткое сочинение-размышление на заданную экзаменаторами тему, 3) дать пробный урок. По итогам государственных квалификационных экзаменов на учительскую должность могли быть назначены только те кандидаты, которые получили по главному предмету высшую оценку - отлично. С определением на должность им присваивался первый классный чин гражданской службы [4]. Положения о правилах проведения квалификационных экзаменов претендентов на государственную должность были разработаны Министерством финансов, Ведомством государственного контроля и рядом других министерств. Причем кандидаты, имевшие намерение занять административные должности, для исполнения которых требовались специальные знания, подвергались особому квалификационному экзамену в специально сформированных государственных комиссиях министерств и главных управлений.

Сегодня, согласно документу об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, действующему в настоящее время, оценка профессионального уровня российских учителей направлена на решение следующих задач:

- подтверждение соответствия работников занимаемой ими должности;

- стимулирование их личностного карьерного (статусного) профессионального роста;

- повышение уровня профессионального мастерства и распространение инновационного опыта.

Проведение аттестации, ее организационное и научно-методическое обеспечение возложено на региональный орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования.

В «Типовых положениях об общеобразовательных учреждениях» в ст. 62 указано, что «на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании», что может являться основанием для введения обязательной аттестации на соответствие должности. Также в ст. 65 данного документа сказано, что «педагогические работники общеобразовательного учреждения имеют право проходить аттестацию на добровольной основе. В случае успешных результатов испытаний получать соответствующую квалификационную категорию» [2].

Как подчеркивают разработчики нового документа, в процессе аттестации главная задача диагностики деятельности педагога состоит не в том, чтобы дать ему экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать его к осмыслению и решению профессиональных задач.

Во многих странах разработаны содержание и форма проведения подобного экзамена.

В Южной Корее тесты для приема на работу учителей используются с 1964 года, когда был издан Указ о приеме на работу педагогического персонала государственной школы [1].

Тест первого этапа - письменный. Он состоит из двух частей: педагогической (30 % от общего объема теста) и основной (70 % от общего объема теста). Педагогическая часть спроектирована как тест множественного выбора ответов и нацелена на оценку общих знаний в области образования. Основная часть предполагает написание ограниченного по объему эссе в рамках поставленных вопросов и нацелена на оценку знаний, как общих в области образования, так и специфических - в области специализации претендента. Для учителей предметов, направленных на формирование практических умений, таких как физическая культура, искусство и музыка, первая часть теста предусматривает проверку практических умений.

Тест второго этапа включает интервью, эссе и испытание в деятельности. Интервью предполагает оценку пригодности, личностных качеств и педагогического кредо. В эссе необходимо представить педагогическое кредо, педагогическую позицию и собственные достижения. При этом оценивается также способность выражать мысли логично и системно. Испытание в деятельности имеет целью оценку реальных педагогических способностей.

В Соединенных Штатах Америки действует система лицензирования учителей - «система сертификация учителей» (system of teacher certification) или «система проверки полномочий» (credentialing), которая в каждом штате специфична. Например, по закону штата Джорджия претендент может получить возобновляемую лицензию сроком на 5 лет (основной учительский сертификат). Такая лицензия может быть возобновлена после прохождения курса профессионального развития (6 семестровых часов) в области специализации учителя. Другой вариант лицензии - невозобновляемая лицензия, которая выдается на период от 1 года до 5 лет, обычно в связи с дефицитом учительских кадров, т. е. на период до заполнения вакансий.

получить лицензию в Джорджии можно двумя путями: традиционным и альтернативным. Традиционный путь получения лицензии

- обучение в рамках государственной программы подготовки работников образования, предоставляемой обычно колледжами или университетами. Этот путь предполагает получение академической степени вместе с государственным сертификатом, другой вариант - получение сертификата после получения академической степени.

Альтернативный путь позволяет получить лицензию уже работающим кандидатам, имеющим невозобновляемую лицензию. Этот путь соответствует запросам людей, изменившим карьерные устремления, которые уже имеют академические степени и различный жизненный опыт. Этот путь подходит также бывшим работникам образования с просроченными или недействительными сертифи-

катами, которые хотели бы возобновить учительскую карьеру

Третий путь (крайне редко используемый) -получение разрешения на преподавание в ограниченных пределах. Разрешение на преподавательскую деятельность получают художники, учителя-пенсионеры или учителя, чей родной язык - не английский. Разрешения могут быть выданы также бизнесменам или профессиональным лидерам, намеревающимся занять позицию управляющего, на основании их компетентности в данной сфере.

В дополнение к освоению государственной программы кандидат должен сдать стандартизированный экзамен. Наиболее типичный и широко распространенный экзамен на лицензию представляет собой серию тестов PRAXIS, подготовленных Службой тестирования в образовании.

Например, кандидат, претендующий на лицензию на преподавание математики в старшей школе, будет сдавать тест по математике, а кандидат, намеревающийся преподавать обществоведение и естествознание в основной школе, будет сдавать тесты среднего уровня по этим предметам. Рубежное количество очков определяется каждым штатом самостоятельно.

Например, в Казахстане экзамен будет проходить в два этапа. Первый - это тестирование. Число тестовых вопросов для педагогических работников составляет 100. В тестирование включены следующие разделы: знание законодательства - 20 вопросов; основ педагогики и психологии - 20 вопросов; основы предметных знаний - 40 вопросов; методики преподавания и технологий - 20 вопросов. Время тестирования составляет 150 мин. Если учитель правильно ответил на 60 % вопросов и более, то испытание пройдено успешно. В остальных случаях предусмотрена пересдача экзамена.

Второй этап аттестации - это «аналитическое обобщение итогов деятельности педагогических работников согласно квалификационным характеристикам должностей педагогических работников». Аттестационная

комиссия допускает учителя ко второму этапу, принимая во внимание результат его тестирования и категорию, на которую он претендует. К примеру, педагог, желающий получить вторую квалификационную категорию, должен правильно ответить на 60-74 % всех тестовых вопросов, на первую категорию - 74-84 %, на высшую - более 85 % [8].

В РФ разрабатываются разные варианты проведения экзамена. Например, в качестве первого элемента экзамена предлагается сделать постоянный мониторинг деятельности учителя. Постоянный мониторинг деятельности заключается в определении уровня класса, который взял учитель. Этот уровень замеряется в начале года, через полгода и в конце года, с целью определения, насколько продвинулись ученики в обучении. В данном случае результат работы педагога будет виден по оценкам учеников, по их дипломам за победы в конкурсах, олимпиадах и конференциях.

Вторым элементом является опрос преподавательского коллектива школы, который лучше знает достоинства и недостатки конкретного педагога.

Третьим элементом выступает мнение родителей. Разрабатываются формы опроса родителей, анализ которых позволит выявить те профессиональные качества, которые, по их мнению, должны быть у хорошего учителя и определить, наличествуют ли эти качества у данного учителя [1].

Однако этот вариант не подходит для разработки итогового экзамена для выпускника бакалавриата в силу отсутствия у студентов достаточно длительной для объективной диагностики практики преподавания. Более реалистичным представляется построение итоговой аттестации на основе поведенческих моделей, когда выпускники смогут продемонстрировать самостоятельность квалифицированного принятия решения в профессиональной сфере. В этом случае появляется возможность проверить сформированность профессиональной компетентности, которая понимается как интегративная характеристика личности обуча-

ющегося, включающая не только знания, но и способности социальной адаптации (умение работать в команде, планировать результаты своей деятельности и др.), и личностные качества (самостоятельность, ответственность, инициативность и др.), которые студент демонстрирует после завершения образовательной программы.

В этом случае итоговая аттестация оказывается непосредственно связанной с процессом подготовки студентов, для которого характерна:

- организация нелинейного характера построения образовательного процесса, что создает условия для построения студентом индивидуального образовательного маршрута, выбора студентом темпа его прохождения,

- изменение роли и позиции преподавателя,

- изменение архитектуры образовательной среды,

- развитие пространства профессионально-образовательной коммуникации (групповая работа в аудитории, командная работа с коллегами, партнерство).

В этом случае основной моделью обучения, отвечающей таким ожиданиям, становится модель обучения посредством действий [5].

Данная модель предполагает, что студенты:

- работают над реальными задачами, а не над искусственными ситуациями;

- учатся не только у преподавателя, но и в процессе анализа реальных проблем, участвуя в их решении и обсуждении;

- работают с различными базами информации для выбора и принятия различных решений в контексте реальных ситуаций;

- учатся мыслить критически и брать на себя ответственность за выбор решения;

- работают над исследованием, имеющим значимые практические результаты;

- учатся посредством использования традиционных методов и средств проверки и инновационных подходов, ориентированных на комплексную оценку формирующихся компетенций.

В качестве примера можно рассмотреть два варианта проектирования итогового экзамена

для бакалавров. Первый - вариант с использованием профессиональных задач с усложняющимся контекстом.

1. Обобщенная формулировка задачи.

Развитие современного общества невозможно без изменения системы образования.

Сегодня нужны педагоги, способные видеть человека, как уникальную целостность. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

2. Ключевое задание.

Разработайте одну из форм взаимодействия педагога с детьми во внеучебное время.

3. Контекст решения задачи.

3.1. Вы учитель, который работает первый год в школе. У вас есть классное руководство в 5 классе, нагрузка по предмету составляет 24 ч в неделю. В вашей школе мало молодых учителей, а педагогический коллектив действует как слаженно-отработанный годами механизм.

В вашем классе ребята довольно шумные, привыкли к авторитарному стилю управления, но очень активные, творческие, инициативные. Любят участвовать в беседе. Бывая шумными в рабочей обстановке, способны концентрироваться на решении поставленной перед ними проблемы при соответствующих действиях учителя.

3.2. Повторение контекста 3.1., добавление следующего контекста.

В классе учатся ребята, которые учились в этой школе с 1 класса, а также те, кто поступил только в этом году. «Новенькие» пока только адаптируются к новым условиях. В классе учатся ребята разных национальностей, некоторые из них плохо говорят по-русски. Эти ребята очень соблюдают традиции своего народа, что выражается в том числе и в одежде и в питании учащихся. У многих из них есть братья и сестры, которые учатся в младших классах.

3.3. Повторение контекста задачи 3.2, добавление следующего контекста.

Школа участвует в опытно-экспериментальной работе по применению проектной деятельности в образовании. Однако использование метода проекта в учебной деятельности вызывает у вас как молодого педагога определенные затруднения. Учащиеся вашего класса имели индивидуальный опыт разработки проектов в начальной школе и представления результата на научно-практической конференции в школе, но большинство не включалось в проектную деятельность.

Можно продолжить усложнение контекста с данным ключевым заданием для студентов.

Исходя из логики Ю.Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской, можно сформулировать следующие критерии успешности решения профессиональных задач.

1. Теоретическая обоснованность решения.

2. Проектирование последовательности взаимосвязанных действий.

3. Соответствие педагогических целей условиям их достижения.

4. Проявление творчества, как составляющей профессионального мастерства.

5. Умение оценить свои собственные силы и возможности.

6. Анализ достигнутых результатов.

Второй вариант возможного итогового экзамена может быть связан с использованием тематического апперцептивного теста (ТАТ) по интерпретации, предложенной С. Томкинсом (Tomkins, 1947) [2].

Тест предполагает демонстрацию студентам цветных или черно-белых карточек, на которых изображена определенная ситуация. Задача студента заключается в составлении сюжетного рассказа на основе изображения,

представленного на карточке. Студентам предлагается инструкция, которая ориентирует их на составление рассказа по карточке. При этом обращается внимание на то, что в рассказе студентам необходимо остановиться на следующих моментах: 1) настоящее, что Вы запомнили по карточке, 2) представить прошлое, 3) спрогнозировать будущее, 4) определить чувства, 5) описать мысли.

Особое внимание студентов обращается на то, что при работе с карточками необходимо помнить:

- «правильных» или «неправильных» ответов не бывает, рассказ, в котором отражены все пункты инструкции, всегда верен;

- в рассказе возможна любая последовательность пунктов инструкции: лучше говорить первое, что придет в голову, а не продумывать заранее весь рассказ; по мере необходимости можно внести поправки;

- литературная характеристика рассказов не оценивается.

Использование данной методики позволяет спрогнозировать возможные действия студентов в непосредственной профессиональной деятельности. Студенты применяют свой опыт, знания, полученные при изучении образовательных курсов, профессиональную интуицию и предлагают свои варианты решения.

Происходящие изменения в системе среднего и высшего образования обеспечивают необходимость получения образования в течение всей профессиональной деятельности, поэтому экзамен на должность становится требованием времени и шагом к повышению профессиональной компетенции.

Список литературы

1. Берсенева А. Экзамен для преподавателя. Рейтинг учителей будет зависеть от родителей учеников. иЯЬ: http://www.newizv.ru/accidents/2005-12-27/37911-ekzamen-dlja-prepodavatelja.html (дата обращения:23.04.2013).

2. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. 2-е изд., стереотип. М., 2000. 254 с.

3. Материалы к выступлению Министра образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко на заседании итоговой коллегии Минобрнауки России 18 февраля 2012 года. URL: http://old.mon.gov.ru/ruk/ministr/ dok/9298/ (дата обращения: 23.04.2013).

4. Мельников В.П. Историческая практика проведения квалификационных экзаменов государственных служащих России // Образование и общество. 2007. № 1.

5. Модернизация современного университетского образования / под общ. ред. проф. Г.А. Бордовского, проф. С.А. Гончарова. СПб., 2008.

6. Пискунова Е.В. Исследование социкультурной обусловленности изменения деятельности учителя современной школы. СПб., 2008.

7. Об утверждении типового положения об образовательном учреждении: постановление Правительства Рос. Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23 дек. 2002 № 919, 1 февр. 2005 г. № 49, от 30 дек. 2005 № 854). URL: http://www.al-news.ru/zakony/dejstvujuwie/37-tipovye-polozhenrja/51-tipovoe-polozhenie (дата обращения: 23.04.2013).

8. УльянкинаЕ. Экзамен для учителей. URL: http://www.nv.kz/2008/12/03/10606/ (дата обращения: 23.04.2013).

References

1. Berseneva A. An Exam for Teachers. Teachers ’Rating Will Depend on the Students ’Parents. Available at: http:// www.newizv.ru/accidents/2005-12-27/37911-ekzamen-dlja-prepodavatelja.html (accessed 23 April 2013) (in Russian).

2. Leont’ev D.A. Tematicheskiy appertseptivnyy test [Thematic Apperception Test]. Moscow, 2000. 254 p.

3. Materials for the speech of the Minister of Education and Science of the Russian Federation Andrey Fursenko at the final board meeting of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on 18 February 2012. Available at: http://old.mon.gov.ru/ruk/ministr/dok/9298/ (accessed 23 April 2013) (in Russian).

4. Mel’nikov V.P. Istoricheskaya praktika provedeniya kvalifikatsionnykh ekzamenov gosudarstvennykh sluzhashchikh Rossii [The Historical Practice of Qualifying Examinations for Public Officials in Russia]. Obrazovanie i obshchestvo, no. 1, 2007. Available at: http://www.education.rekom.ru (accessed 23 April 2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Modernizatsiya sovremennogo universitetskogo obrazovaniya [Modernization of Contemporary University Education]. Ed. by Bordovskiy G.A., Goncharov S.A. St. Petersburg, 2008.

6. Piskunova E.V Issledovanie sotsikul ’turnoy obuslovlennosti izmeneniya deyatel’nosti uchitelya sovremennoy shkoly [The Study of Socioculture-Specific Changes in the Work of Contemporary School Teachers]. St. Petersburg, 2008.

7. Model Regulations on Educational Institutions (as revised in the Resolutions of the Government of the Russian Federation no. 919 of 23.12.2002 and no. 854 of 30.12.2005). Available at: http://www.al-news.ru/zakony/ dejstvujuwie/37-tipovye-polozhenija/51-tipovoe-polozhenie (accessed 23 April 2013) (in Russian).

8. Ul’yankina E. Ekzamen dlya uchiteley [An Exam for Teachers]. Available at: http://www.nv.kz/2008/12/03/10606/ (accessed 23 April 2013).

Gladkaya Irina Vyacheslavovna

Faculty of Psychology and Pedagogics, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia)

DESIGNING A FINAL EXAM FOR BACHELOR’S DEGREE STUDENTS BASED ON THE

COMPETENCE APPROACH

The article provides an insight into the studies on the introduction of teacher examination in the domestic and foreign schools. A historical dimension of this issue is considered, as well as the issue of designing such an exam in different countries (the current and prospective versions). A draft document on the introduction of the exam in our country is considered. Materials on how to improve training of pedagogical university students for their passing the exam are presented.

Keywords: examination, professional formation, certification of teaching staff, occupational prestige, monitoring.

Контактная информация: адрес: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48;

e-mail: 12ivg@mail.ru

Рецензент - Луговская И.Р., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.