Седова Татьяна Владимировна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: t_sedova@mail.ru; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: 89185092051; кафедра инноватики и экономического проектирования; старший преподаватель.
Sedova Tatyana Vladimirovna - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: t_sedova@mail.ru; 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +79185092051; the department of innovatics and economic design; senior teacher.
УДК 519.7:004.4
Н.Н. Бричеева
ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
BPM-СИСТЕМЫ с сервисно-ориентированной архитектурой
НА ОСНОВЕ АВТОРСКОЙ МЕТОДИКИ АВТОМАТИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Предлагается к рассмотрению подход к проектированию информационных BPM-систем с сервисно-ориентированной архитектурой с использованием механизмов технологической платформы решения «1С:Предприятие». Функционал бизнес-аналитики прикладного решения реализуется Web-сервисами в соответствии с авторской методикой автоматизации процессов цикла стратегического управления с использованием метода анализа иерархий (МАИ). Разработанный комплекс математических моделей позволяет на основе единого подхода формализовать представление элементов концепции BSC на основе холархической структуры стратегических целей и показателей KPI и иерархической структуры взаимосвязанных BSC-бюджетов, консолидируемых в стратегические и операционные бюджеты предприятия. Важным преимуществом является возможность развивать ИТ-инфраструктуру предприятия однородным образом и с минимальными издержками за счет интеграции проектируемой и унаследованных информационных систем. Практическая ценность результатов заключается в формировании сервисно-ориентированной архитектуры организации для поддержки стратегического и тактического управления на основе единой модели данных и процессных моделей с использованием разрабатываемых Web-сервисов информационных BPM-систем.
Стратегическое планирование; бюджетирование; система сбалансированных показателей; метод анализа иерархий; BPM-система; архитектура предприятия.
N.N. Bricheeva
ADAPTIVE DESIGN OF INFORMATION SYSTEMS BPM-SOA-BASED AUTHOR METHODS OF AUTOMATION OF STRATEGIC PLANNING
It is proposed to consider the design of information approach BPM-systems with service-oriented architecture using the mechanisms of technology platform solutions "1C: Enterprise". Functional business intelligence application solutions implemented Web-services in accordance with the author's methodology of process automation strategic management cycle using the Analytic Hierarchy Process (AHP). Developed complex of the mathematical models allows a unified approach to formalize the representation of the elements of the concept BSC based on the holarchic structure of strategic objectives and KPI's and the hierarchical structure of interconnected BSC-budgets, consolidated in the strategic and operational budgets of the Company. An important advantage is the ability to develop the enterprise's IT-infrastructure in a uniform manner and with minimal costs by integrating designed and legacy information systems. The practical
value of the results is the formation of a service-oriented architecture of the organization to support strategic and tactical management based on a single data model and process models using developed Web-services of the information BPM-systems.
Strategic planning; budgeting; balanced scorecard; analytic hierarchy process; BPM-sistem; enterprise architecture.
Введение. Цель исследований состоит в развитии теоретических и методологических основ автоматизации полного цикла стратегического планирования на основе интеграции концепции Системы сбалансированных показателей (BSC -BalancedScorecard) [1], Системы управления бизнес-процессами (BPMS -BusinessProcessManagementSystem) [2] и методики процессно-ориентированного бюджетирования (ABB - Activity-BasedBudgeting) [3] в рамках методологии BPM [2].
На основе Метода Анализа Иерархий - МАИ (AHP - AnalyticHierarchyProcess) [4] автором разработан комплекс взаимосвязанных математических моделей, позволяющих автоматизировать процесс создания адаптивной BPM-системы на основе единого формализованного представления иерархий [5, 6, 7]. Реализация данного подхода предполагает дополнения и расширения двуслойной бизнес-аналитики информационных BPM-систем за счет введения дополнительного слоя, позволяющего на основе представления иерархии стратегических целей и характеризующих степень их достижимости ключевых показателей эффективности KPI (Key Performance Indicator) как холархической структуры:
♦ определить на основе суперматрицы показателей KPI причинно -следственные связи стратегических целей и показателей, задавая их взвешенными графами;
♦ сформировать функциональную модель управляемых бизнес-процессов на основе концепции IDEF0 [2] и иерархическую структуру взаимосвязанных BSC-бюджетов, консолидируемых в сводные стратегические и операционные бюджеты разных уровней.
При использовании архитектуры Web-сервисов проектирование сервисноориентированной архитектуры BPM-систем в рамках предлагаемой методики дополняется разработкой Web-сервисов, реализующих функциональность дополнительного слоя бизнес-аналитики. В данной статье рассмотрены возможности реализации данного подхода с использованием функционала технологической платформы «1С:Предприятие». Актуальность исследований определяется возможностью однородного формирования сервисно-ориентированной архитектуры предприятия с использованием механизма Web-сервисов платформы «1С:Предприятие» путем формализованного представления бизнес-архитектуры предприятия на основе комплекса взаимосвязанных математических моделей, разработанных с использованием МАИ.
1. Технологическая архитектура проектируемой BPM-системы. В проектируемой BPM-системе используются алгоритмы адаптивного формирования и описания элементов стратегически ориентированной системы бюджетного управления предприятием, составляющими основу авторской методики, основанной на системном подходе к автоматизации непрерывного управленческого цикла, определяющего методологическую составляющую BPM-системы, ее функциональные возможности и технологическую архитектуру [5]:
Этап 1. В результате групповой работы руководством предприятия должна быть сформулирована миссия организации и определены N стратегических целей C1,C2,...,CN и характеризующие степень их достижимости существенные параметры - K ключевых показателей эффективности KPI - Pj,P2,...,PK. Причем для
каждой стратегической цели C заданны соответствующие ей показатели
N
Рк1,Рк2,...,Ркпк> где Пк - их число и ^ пк = к. В предположении, что любая
к=1
пара компонент (и стратегических целей, и показателей) может взаимодействовать, формируется стохастическая суперматрица относительных приоритетов ключевых показателей эффективности KPI, компоненты которой взвешены соответствующим компонентом собственного вектора QCj = (ш^,ш^,...,ш^) с учетом вклада в систему стратегических целей C ,C ,...,C , т.е. с использованием
результирующих приоритетов стратегических целей [5]:
Этап 2. Далее разрабатывается контекстная диаграмма A-0 функциональной модели на основе концепции IDEF0 [2]. Бизнес-процесс этого уровня описывает деятельность организации в соответствии со сформулированной миссией.
Этап 3. Для каждой стратегической цели Ck и соответствующих ей показа-
N
телейРы,Рк2’...’Р^к, где % - их число и ^Пк = к, разрабатываются целевые
к=1
проекты (стратегические инициативы) и предварительные целевые значения Рк1°р1,Рк2°р1,...,РЬ1к°р1 и BSC-бюджет в рамках планируемых инвестиций и пропорционально соответствующим компонентам собственного вектора
Cj / Cj Cj Cj ч
ш J = (Qjj,ш2J,...,qnj. ).
Осуществляется консолидация всех BSC-бюджетов в сводные стратегические бюджеты предприятия: бюджет доходов и расходов, бюджет денежных средств и бюджет баланса.
Этап 4. Выполняется декомпозиция контекстной диаграммы, в результате которой формируется:
♦ модель AS-IS («как есть»), представляющая собой иерархическую структуру диаграмм, детализирующих основные, обеспечивающие, управленческие и развивающие бизнес-процессы;
♦ портфель целевых проектов по достижению целевых значений K ключевых показателей эффективности KPI (Key Performance Indicator) Р,Р2,...,РКN стратегических целей Cj,C2,...,CN .
При «разворачивании» BSC организации в целом «сверху-вниз» по бизнес-процессам организации для каждой из диаграмм строится своя формализованная модель BSC.
Этап 5. Для каждой диаграммы i-го уровня и соответствующих ей K ключевых показателей эффективности KPIР1Д, Р12,..., Р1 ,к. разрабатываются целевые проекты (стратегические инициативы) по достижению целевых значений i-го уровня Р11°р4,Р12°р4,...,Р1к°р4 и соответствующий BSC-бюджет в соответствии с результирующими приоритетами ш1 = (oj,ш2,...,ш^ ) и BSC-бюджетами (i-1)-ro уровня.
Значительное несоответствие желаемого и реального BSC-бюджетов i-го уровня является причиной для проведения следующих изменений:
♦ изменению целевых значений i-го уровня;
♦ реинжинирингу бизнес-процессов диаграммы i-го уровня и формированию AS-TO-BE («как должно быть») модели IDEF0.
При проведении указанных изменений происходит возврат на (ь1)-й уровень и повторение для него действий 4-го этапа.
Этап 6. На основе построенной имитационной модели осуществляется поиск оптимальной финансовой реализации стратегического управления на основе концепции BSC при сбалансированности финансовых и нефинансовых ключевых показателей эффективности KPI . Поэтому при определении целевых значений показателей необходимо стремится к достижимости каждой из N стратегических целей
Cj,C2,...,CN за счет выполнения условий P°pt ^P.max,j =1,к, которые и задают общее назначение задачи стратегического планирования при реализации концепции BSC. Нахождение P°pt,P2Pt,...,Pi0Pt осуществляется при выполнении
прямого и обратного процессов стратегического планирования МАИ.
Этап 7. С целью непрерывного контроля реализации стратегической концепции для каждой диаграммы i-го уровня иерархической IDEFO-модели бизнес-процессов на основе сопоставления плановых и фактических значений проводится оперативный учет:
♦ исполнения и BSC-бюджетов i-го уровня;
♦ достижения целевых значений i-го уровня ключевых показателей эффективности KPI Р 1°р4, Р 2°р4,..., Р к, °р.
На основе оперативного анализа выявляются причины рассогласования, формируется необходимая оперативная, финансовая и консолидированная отчетность и осуществляется переход к одному из предыдущих этапов.
В соответствии с промышленным стандартом BPM Standards Group технологическая архитектура разрабатываемой BPM-системы [6, 7] имеет многоуровневую структуру (рис. 1) и реализует следующие группы процессов:
♦ формирование иерархических моделей BSC, бизнес-процессов и бюджетов предприятия;
♦ реализация стратегического планирования и бюджетирования, направленная на достижение целевых значений KPI посредством реализации стратегических инициатив в соответствии с BSC-бюджетами соответствующих уровней;
♦ обеспечение обратной связи, реализуемой путем формирования корректирующих воздействий на основе контроля и мониторинга текущей деятельности предприятия.
Компоненты системы при применении архитектуры SOA взаимодействуют посредством использования единого интерфейса на базе Web-протокола. В основе инфраструктуры данных BPM-системы лежит корпоративное хранилище данных (DW - Data Warehouse), в состав которого входит централизованное хранилище данных с системой извлечения, преобразования и загрузки данных (ETL - Extract, Transform, Load) и источники данных, которыми могут быть смежные приложения и внешние по отношению к архитектуре предприятия данные. Собранная в хранилище данных информация обрабатывается бизнес-приложениями, составляющими аналитическую инфраструктуру BPM-системы. Управление бизнес-процессами и реагирование на события осуществляется на основе инструментария мониторинга бизнес-активности (Business Activity Monitoring - BAM).
Бизнес-приложения ВРМ-системы
Этпап!. Формализация
BSC предприятия
Хранилище данных (DW)
Средства, извлечения, преобразования и загрузки данных (ETL)
t ; | Смежные приложения: ERP-систеыы. CRM-систеыы и др. j
Внешние данные
Рис. 1. Технологическая архитектура BPM-системы
2. Проектирование BPM-системы с сервисно-ориентированной архитектурой с использованием механизмов технологической платформы «1С:Предприятие». Технологическая платформа «1С:Предприятие» представляет собой программную оболочку над информационными базами и имеет свой внутренний язык программирования, обеспечивающий, помимо доступа к данным, возможность взаимодействия с другими программами с помощью COM-соединения. Web-сервисы - это один из механизмов платформы, используемых для интеграции с другими информационными системами. Он является средством поддержки Service-Oriented Architecture (SOA) - сервис-ориентированной архитектуры, ко-
торая является современным стандартом интеграции приложений и информационных систем. Физически Web-сервис представляет собой фрагмент программного обеспечения, называемый "агентом". Агент способен передавать и принимать сообщения, он реализует функциональность сервиса. Существует различие между агентом и сервисом - один и тот же сервис может быть обеспечен разными агентами. Механизм обмена сообщениями определяется в описании сервисов (Web Services Description), которое представляет собой спецификацию интерфейса сервиса и охватывает форматы сообщений, типы данных, транспортные протоколы, способы сериализации, используемые при обмене между агентами заказчика и поставщика услуг. Кроме того, описание сервиса содержит указание на одну или несколько точек в сети (endpoint), откуда доступен поставщик. Прикладное решение, разработанное на базе платформы «1С:Предприятие», может являться как поставщиком Web-сервисов, так и потребителем Web-сервисов, опубликованных другими поставщиками.
В модели разработки "1С:Предприятия" используется подход, согласно которому прикладное решение описывается метаданными в виде совокупности прикладных объектов - бизнес-компонентов, выбираемых из жестко определенного набора прототипов (классов) или шаблонов (patterns). Каждый такой прототип отвечает за отражение в прикладном решении определенной совокупности объектов или процессов предметной области, имеющих схожие поведенческие характеристики и сходную роль в общей картине решения. Прототип имеет некоторую базовую реализацию, которая определяет особенности функционирования, создаваемых на основе данного прототипа объектов (рис. 2). Если в ходе разработки необходимо создать объект, отражающий особенности предметной области, программист выбирает подходящий прототип и создает на его основе объект метаданных.
Рис. 2. Свойства базовой реализации прототипа технологической платформы
«1 С:Предприятие »
Базовым моментом при разработке BPM-системы с использованием технологической платформы «1С:Предприятие» является использование отчета «Монитор эффективности», конфигурирование которого позволяет реализовать алгоритмы бизнес-аналитики путем создания нового объекта метаданных.
Настройки системы компоновки данных данной платформы позволяют реализовать отбор данных из заданных источников в соответствии с иерархией бизнес-процессов и BSC-бюджетов в модели IDEF0. Механизм бизнес-процессов «1С:Предприятие» полностью соответствует требованиям BPM-системы. Механизм «Бюджетирование» должен быть дополнен и расширен для формирования и преобразования BSC-бюджетов.
Заключение. Широкий спектр комплексных BPM-пакетов на основе BI-платформ не всегда позволяет достичь желаемой однородности ИТ-архитектуры предприятия, поэтому перспективным является проектирование информационных BPM-систем с сервисно-ориентированной архитектурой с использованием Web-сервисов технологических платформ учетных систем. Не смотря на наличие широкого спектра комплексных BPM-пакетов на основе BI-платформ, наилучший результат достигается при внедрении информационных BPM-систем, разработанных с использованием собственных методик автоматизации стратегического планирования и бюджетирования на основе концепции BSC. Автоматизация бизнес-аналитики функционально реализуется авторскими Web-сервисами, составляющими альтернативу функционалов BAM и BI корпоративных информационных систем.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию.
- М.: Олимп-Бизнес, 2003. - 320 с.
2. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 319 с.
3. Бристон Дж., Антос Дж. Процессно-ориентированное бюджетирование. Внедрение нового инструмента управления стоимостью компании: Пер. с англ. Горюновой В.Д.
- М.: Вершина, 2007. - 336 с.
4. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. - М.: Радио и связь, 1993. - 298 с.
5. Бричеева Н.Н., Шаронина Л.В. Автоматизация стратегического бюджетирования на основе концепции BSC // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2011. - № 11 (124).
- С. 161-167.
6. Бричеева Н.Н. Комплексная методика автоматизации стратегического планирования на основе интеграции системы сбалансированных показателей и системы управления бизнес-процессами // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2010. - № 4 (105). - С. 63-70.
7. Бричеева Н.Н. Проектирование информационной BPM-системы на основе авторской методики автоматизации стратегического планирования и бюджетирования // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2012. - № 8 (133). - С. 183-188.
Статью рекомендовал к опубликованию д.э.н., профессор Д.В. Стаханов.
Бричеева Наталья Николаевна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: BricheevaNN@bk.ru; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: 88634371704; кафедра менеджмента; старший преподаватель.
Bricheeva Natalia Nikolaevna - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: BricheevaNN@bk.ru; 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: 88634371704; the department of management; senior lecturer.