А.А. Малыгина
ПРОЕКТ ЖИВОПИСНОГО ПЛАФОНА ИМЕНИЯ МНИШКОВ ЛЯШКИ МУРОВАНЫЕ: ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Рисунок, ранее неизвестный в России, рассказывает об интереснейшем и крайне незаурядном проекте живописной истории Смуты, а вернее ее главных героев - Лжедмитрия I и Марины Мнишек. В статье предпринята попытка комплексного анализа и интерпретации источника, его бытования и дальнейших перспектив исследования.
Ключевые слова: Марина Мнишек, Лжедмитрий, Смутное время, история России, история Польши, история искусства.
Повышенный интерес к тематике Смутного времени в последние годы породил массу новых исследовательских работ. В основном они касаются письменных источников, в то время как изобразительные и другие, сопряженные с ними, остаются по-прежнему без должного внимания. В данной статье будет рассмотрен, можно даже сказать вновь открыт, интереснейший документ этой эпохи, представляющий рисунок-проект живописного плафона, заказанного семейством Мнишков для увековечивания их «славных дел» на ниве захвата власти в Русском государстве.
Историография данного источника не столь обширна. Впервые о рисунке сообщил Август Беловский1 в 1854 г., после него источник описывался К. Кантецким2 в 1878 г., однако, к сожалению, эти публикации не заинтересовали современников. Обе вышеуказанные работы упоминаются в исследовании польского историка искусства Мечислава Гембаровича «Начало исторической живописи в Польше»3.
Документ изготовлен на тонкой бумаге без водяного знака, подклеен более плотной бумагой, имеет размер 307x190 мм4, выпол-
© Малыгина А.А., 2015
нен чернилами, со временем поблекшими, и имеет более поздние приписки карандашом. По фотографическому изображению, имевшемуся в распоряжении автора и опубликованному в данной работе5, можно определить, что лист неоднократно сгибался и возможно в таком виде хранился. Сам рисунок является одной из страниц (№ 10) рукописи № 26 866, и, вероятно, изучение остальных документов поможет более полно исследовать данную проблему в дальнейшем. Рисунок представляет собой схему живописного плафона с сюжетами предполагаемых картин, посвященных Марине Мнишек и Лжедмитрию I. Схема разделена на две части, внутренние границы которых проходят как раз по центральному сгибу листа. Судя по фотографии, рисунок сгибался трижды, слева страница вклеена в вышеуказанную рукопись из библиотеки Оссолинских. В каждой части мы видим по пять картин, которые группировались вокруг основной в центре. В нижней части - это прямоугольник, в верхней -овал в богато украшенной раме. Надписи расположены равномерно вдоль левого края каждого из квадратов, таким образом, для прочтения надписей в верхней части рисунка нужно перевернуть страницу. Подобное расположение надписей не позволяет однозначно утверждать, был ли это проект для одного большого зала или для двух маленьких. Можно предположить, что проектировщик указывал на схеме не конкретные названия полотен, а их примерную тематику. Так, одно поле он вообще оставил пустым для предложений заказчика. Надписи на рисунке сделаны почерком начала XVII в.7, есть также дополнительные приписки карандашом, их датировка неизвестна. На основании этого можно предполагать, что проект плафона реализовывался как минимум в два этапа.
Далее приведен полный перевод надписей рисунка на основе транскрипции М. Гембаровича8 и изысканий автора данной статьи. Приписки карандашом отмечены курсивом. Нижняя часть плафона посвящена Лжедмитрию, в частности центральное полотно повествует о победе под Новгород-Северским, тогда как верхняя часть посвящена триумфу Марины Мнишек со сценой ее коронации в центре плафона.
Нижняя часть
Верхнее поле с левой стороны
«Slub Carowey z Offanasiem w Kra // kowie in praesentia Krola Je° Mci y Krol: // Szwedskiey, y Legata Pa//pieskiego, y upominki od Cara»
«Свадьба Царицы с Офанасием в Кракове в присутствии Короля Его Милости и Королевны Шведской, и легата Папского, с подарками от царя»9
Верхнее поле с правой стороны
«Ж Мозкт1е Сететотертгу Кото//пас1еу Сатошеу ;о ¡ев; ¡ако ¡пвг Кото//пошапа з1ейг1а1ае е; ^пев аТ;гАаа//1ез г атта;у Ыс1е»
«В Москве Церемонии во время коронации Царицы, то есть (она) уже коронованная сидела и выстрел фейерверка из пушки был»
Поле посередине
«Potrzeba Nowogrodzka wy grana // za Spraw^. Pana woiewody Sendomir//skiego, y podkanie Imc. Pana Starosty // Lwowskiego y in-szych wielu zacnych // Rotmistrzów»
«Битва Новогродская (под Новгород-Северским, декабрь 1604 г. - А. М.) выиграна благодаря Пану Воеводе Сандомирскому и при участии их милости Пана старосты Львовского и иных весьма почтенных военачальников» Нижнее поле с левой стороны
«Hodonowa smierc // y zaraz Postó w od // Ziemie Moskiew-skiey // wzywanie na Panstwo»
«Смерть Годунова и скорое (прибытие) Послов в Земли Московские призвание на государство» Нижнее поле с правой стороны
«X. Wiszniowiecki // z Panem woiewody // Oddai^. Dimitra Kro// lowi Je° Mci; a Krol // Je° Mosc przez P. Bobo//le Lancuch kladzie na // Dimitra y proces Woy//ny zleca P. Woiewodzie»
«Князь (Константин) Вишневецкий с Паном Воеводой представляют Дмитрия Королю Его Милости, а король Его Милость через Пана Боболю возлагает на Дмитрия цепь и поручает вести военный поход Пану Воеводе» Верхняя часть
Верхнее поле с левой стороны «Na mieysce tego Slub Carowey» «На этом месте Свадьба Царицы»
«W Moscwie Ceremonie przy Koronacyey // Co lepiey wie Im Pan Starosta Lwowski»
«В Москве Церемонии во время Коронации, о чем лучше знает Их Милость пан Староста Львовский» « Na górze» «Вверху»
Верхнее поле с правой стороны «To si^...»
«Это...(текст не читается. - А. М.)»
«Wiazd y Tryumph Dimitra na Sto//lice do Moskwy z Wozskiem Polskiem // y Moskiewskiem»
«Въезд и триумф Дмитрия в столицу Москву с Войском Польским и Московским»
«To ma bydz na Srodku czego Abrys // wziac z Obrazu gdzie Caly Car na//malowany»
«В центре этой картины может быть помещено изображение Царя с его же портрета в полный рост»
Овальное поле посередине
«Koronacya Carowey // in praesentia pewnych osob // tak Mo-skiewskich iako y // Polskich»
«Коронация Царицы в присутствии известных особ, как Московских, так и Польских»
«To na boku bçndzie daley tego» «То будет на стороне дальше того» «Na gorze» «Вверху»
Нижнее поле с левой стороны
«Na dole»
«Внизу»
«Carowey w Namio//tach przyimowanie»
«Остановка Царицы в шатрах перед въездом (в Москву)»
Нижнее поле с правой стороны
«Poslow Polskich // witanie y Bankiet // tychze y wszystkich Po-lakow»
«Послов Польских приветствие и Банкет, который собрал всех поляков» «Na dole» «Внизу»
«Mena apparentia szklonego // zlota z srebra» «Перемена блюд на золотой и серебряной посуде» Над верхней рамкой рисунка
«W temze Pokoiu nad Obiciem pod Stropem wiazd Polakow z Ca-row^. do Moskwy "...z obrazu kçdy Car caly iest... malowany"»
«В том же зале над обоями под потолком въезд Поляков с Царицей в Москву "...с ростового портрета Царя... написанного"» Под нижней рамкой рисунка «Nad Obiciem Luctuatus exitus y pobicie Polakow» «Над обоями Окончание борьбы и поражение Поляков»
Рисунок живописного плафона служит связующим звеном между картинами Вишневецкой серии и венгерским «Приемом посольства». Можно предположить, что в верхней части плафона в нижнем поле с правой стороны и должна была располагаться эта картина, которая именуется на рисунке как «Послов польских приветствие и Банкет, который собрал всех поляков».
Получается, что по первоначальному замыслу картин должно было быть не менее десяти. Автору статьи сегодня известно девять полотен подобной тематики, в том числе портреты Лжедмитрия I10 и Марины Мнишек11 из Вавельского замка в Кракове; коллекция
Вишневецкого замка, также включающая портреты Лжедмитрия12 и Марины13 и сюжетные картины: «Обручение Марины Мнишек в Кракове»14, «Въезд Марины Мнишек в Москву»15, «Коронация Марины Мнишек»16; сюжетное полотно из коллекции Венгерского национального музея «Прием посольства царем в Грановитой палате московского Кремля»17 и точная копия венгерской картины из коллекции Исторического музея18, которые можно идентифицировать как части рисунка-проекта. Также необходимо отметить, что над и под рамкой рисунка упоминаются еще два сюжетных полотна, одно из которых, а именно «Въезд Марины Мнишек в Москву», позже оказалось в коллекции Вишневецкого замка. Таким образом, первоначальный замысел заказчика включал в себя девять изображений (напомним: одно из полей было оставлено пустым и лишь позже появились записи карандашом), соединенных в единую композицию и разделенных богато украшенными рамами, на плафоне и два полотна на стенах, расположенных друг напротив друга.
Безусловно, одним из основных вопросов является датировка рисунка. Как справедливо отмечает М. Гембарович, время создания документа должно быть связано с непосредственными участниками московского похода. Так, неоднократно упоминавшийся «Пан Староста Львовский» - это не кто иной, как Станислав Бонифаций Мнишек, унаследовавший Львовское староство 11 сентября 1613 г. после смерти своего отца Ежи Мнишка. Таким образом, можно предположить, что рисунок был создан в конце 1613 - начале 1614 г. Именно Станислав Мнишек упоминается в рисунке-проекте как своего рода «свидетель» событий, будь то «Битва Новгородская» или «Церемонии во время коронации». Можно также полагать, что «Пан Староста Львовский» был непосредственным «проектировщиком» плафона и именно его пожелания учитывались прежде всего.
Известные автору сюжетные полотна и портреты датируются в пределах первой половины XVII в. Можно предположить, что некоторые изображения, например портреты из Вавеля и «Прием посольства» из Будапешта, могли существовать в момент создания рисунка-проекта и их наличие, вероятно, учитывалось при компоновке плафона. М. Гембарович полагает, что также уже могли быть написаны портрет Лжедмитрия в доспехах в рост, «Обручение Марины Мнишек в Кракове» и сцена «Представления Дмитрия Си-гизмунду III Ежи Мнишком и Константином Вишневецким». К сожалению, сегодня пока невозможно без дополнительных исследований, будь то рентгенографический или спектральный анализ, подтвердить или опровергнуть сведения польского искусствоведа и уточнить датировку.
Чтобы понять принцип расположения сюжетов плафона, необходимо разделить надписи на две ранее описанные группы: первоначальные записи и более поздние приписки. Подобная дифференциация позволит проследить логику заказчика при проектировке. Важно отметить, что основной целью создания плафона было прославление Марины Мнишек и ее семьи и все описываемые события подчинены этой идее.
Первоначальные записи делят полотна на две смысловые группы. Первая группа, в центре которой прямоугольное полотно «Битва Новогродская», повествует о событиях, предшествовавших триумфу Марины и ее царственного супруга. Все сюжеты укладываются во временной промежуток с момента знакомства Лжедмитрия с польским королем Сигизмундом III в начале 1604 г. и победоносного похода на Москву до торжественного обручения Марины Мнишек с послом Лжедмитрия Афанасием Власьевым 22 ноября 1605 г. Однако один из участков плафона (справа вверху) первоначально остался пустым, о чем было сказано выше. Сюжет, который был предложен на это место потом, несколько не соответствует общей тематике этой части плафона и совпадает с подобным сюжетом из другой части плафона (слева вверху), которая посвящена Марине Мнишек и повествует о коронационных торжествах, т. е. о чествовании уже коронованной императрицы.
Все четыре картины первоначальной схемы не самостоятельны по сюжету. В каждом эпизоде славного пути Дмитрия подчеркивается участие либо польского короля, либо ближайших «родственников» Мнишков, и такой подход вполне понятен. Ни в одной из картин нет самостоятельных действий или принятия решений, красной нитью проходит через весь путь «царевича» помощь тех или иных заинтересованных лиц. Например, смерть Бориса Годунова сопровождается «скорым прибытием послов в Земли Московские призванием на государство». Даже обручение в Кракове не обходится без присутствия Сигизмунда III, благословляющего девицу Марину на новую жизнь в царстве московитов. Однако, отдавая дань исторической справедливости, Мнишки помещают на стену перед этой частью плафона полотно под предполагаемым названием «Окончание борьбы и поражение поляков».
Другая часть плафона посвящена стремительному успеху первой русской коронованной царицы. Центральное полотно посвящено ее торжественной коронации в Успенском соборе московского Кремля. Вверху слева - продолжение коронационных торжеств, на которых присутствовал «Их милость Пан Староста Львовский».
Внизу слева - остановка Марины перед въездом в Москву, где произошла торжественная присяга бояр будущей царице. Внизу справа - «Послов польских приветствие» (предполагаемый «Прием послов»). А вот справа вверху - картина, которая несколько выбивается из общего ряда, так как посвящена триумфу Дмитрия, его торжественному въезду в Москву «с войском польским и московским», однако она вполне соответствует общей теме прославления достижений Мнишков и их венценосного «родственника». Как и в первом случае, перед плафоном на стене помещена еще одна картина - «Въезд поляков с царицей в Москву», которая поддерживает общий лейтмотив Мнишков-триумфаторов.
В нижней части плафона нет следов более поздней перекомпоновки, за исключением добавленного сюжета в пустой области справа вверху. Это предполагаемое полотно не новое, оно взято из другой части плафона, посвященной Марине Мнишек, - вверху слева, и представляет вниманию зрителя «церемонии во время коронации» царицы. На место «церемоний» перемещается «Свадьба царицы» из нижней части плафона - вверху слева.
Вверху справа, где должна быть помещена картина «Триумф Дмитрия», добавлен более поздний карандашный комментарий относительно сюжета: «В центре этой картины может быть помещено изображение Царя с его же портрета в полный рост». Подобный комментарий к картине «Въезд», к сожалению, не вполне читаемый, мы можем также встретить над верхней рамкой рисунка: «... с ростового портрета Царя... написанного». Какой же портрет царя имеется в виду? Автору данной работы известны два подобных портрета. Первый из них, как упоминалось ранее, находится в Ва-вельском замке и представляет собой поясное изображение Лжедмитрия в польском кафтане. Другой портрет из Вишневецкого замка - также поясное изображение Лжедмитрия в латах на фоне боевых действий московского похода. Однако последний портрет, имеющий сегодня форму круга, ранее был прямоугольным и изображал царя в полный рост. Возможно, этот портрет мог послужить основой для полотна «Триумф Дмитрия». Тогда возникает вопрос: что за батальная сцена изображена на заднем фоне портрета? Нам известен подобный пример с портретом Марины Мнишек, где царица стоит на фоне фрагмента из картины «Въезд». Таким образом, по аналогии можно предположить, что Лжедмитрий изображен на фоне фрагмента батального полотна «Битва Новогродская», автору данной работы неизвестного. Но нельзя забывать, что портрет Марины Мнишек с фрагментом из «Въезда» - это копийное полотно с оригинала Вавельского замка. Тогда возможно, что портрет Лже-
дмитрия в рост, позже получивший форму круга, также является копией с другого ростового портрета Самозванца, на сегодняшний день неизвестного.
Также возникает вопрос относительно двух полотен из верхней части плафона, посвященной Марине Мнишек. В левом нижнем углу должна была располагаться картина «Остановка царицы в шатрах перед въездом в Москву», а над верхней рамкой рисунка относительно этой картины указано: «В том же зале над обоями под потолком въезд Поляков с Царицей в Москву "...с ростового портрета Царя... написанного"». Тематика этих двух картин очень схожа, и вищневецкий «Въезд» соединяет в себе и «остановку в шатрах» под Москвой, где бояре присягнули на верность будущей царице, и ее торжественный въезд в столицу. Таким образом, можно подтвердить ранее высказанный тезис о том, что проект не только опирался на уже готовые картины, но и указывал направление для художника/художников и проектировщика плафона.
К сожалению, нет ни одного известного автору описания плана замка в Ляшках. М. Гембаровичем были изучены инвентарные описи 1748, 1814 и 1815 гг. По этим описям можно судить о наличии среди нескольких десятков небольших комнат двух больших залов, которые в XVIII в. носили названия «Зал Королевский» и «Зал Фамилии (Семьи)». Оба зала, одинаковые по размеру, были 20 саженей в длину и 8 саженей в ширину, что примерно составляет 38х15 м, в каждом было по двенадцать окон. В описываемое время из украшений в залах была только гипсовая лепнина, а картины первоначального плафона висели на стенах. Таким образом, можно прийти к выводу, что площадь плафона в одном зале могла достигать 570 кв. м. Было ли два плафона или один, как упоминалось ранее, до сих пор неизвестно. М. Гембарович также утверждает, что картины должны были располагаться в обрамлении богато украшенных резных рам, занимавших большую площадь, так что на сами картины оставалось бы всего 150-200 кв. м19.
Трудно говорить что-либо о создании плафона, не зная истории замка в Ляшках в XVII в. Один из сыновей Ежи Мнишка, рано умерший Стефан, был женат на богатой вдове венгерке Еф-росине, у которой он был третьим мужем. Ее первым мужем был Ежи Другет де Хомонай (|егау Бг^еЛ de Нотопау), от которого у нее остался сын Ежи. С этой семьей Мнишки были давно знакомы и даже одалживали у них деньги. После смерти Стефана за его имением в Ляшках остался долг в 200 тыс. злотых, взятых им у своей жены. После неудачного московского похода, смерти Ежи Мнишка и Ефросины Другет ее сын потребовал возвратить долг.
Наследники Ляшек Станислав Бонифаций и Франциск Бернард Мнишки вынуждены были отдать имение в счет задолженности. Получив замок во владение, Ежи Другет де Хомонай занялся разорением имения, распродавая имущество. Видимо, в это время картина «Прием послов» и оказалась в Венгрии. Возможно, были проданы и какие-то другие полотна, однако об этом ничего не известно. Подобные действия Ежи Другета и его людей, чинивших грабежи и даже убийства в шляхетских домах по соседству, продолжались вплоть до 1638 г., когда Мнишкам при участии местных сеймиков в Саноке и Садовой Вишне все же удалось «выселить» родственника из родового замка. По возвращении имения оба брата Мнишки решили, что оно достанется младшему - Франциску Бернарду. Он умер в 1661 г., будучи каштеляном садецким, и был первым из семьи, кто снискал добрую славу и большую популярность у шляхты.
Что же в итоге случилось с остальными картинами серии и существовали ли они вообще, пока неизвестно. Автор надеется на продолжение своей исследовательской работы, которая, возможно, позволит говорить об этих сюжетах более уверенно.
Подводя итоги, можно сказать, что проект плафона носил не какой-либо глобальный, а вполне утилитарный характер «пантеона славы» одной отдельно взятой семьи Мнишков.
Пока, к сожалению, из-за малого количества данных сложно понять общий замысел проекта. Однако очевидно разделение его на две равнозначные части по числу главных героев - Лжедмитрия и Марины Мнишек. Также понятно, что рисунок дополнялся и менялся позднее, что затрудняет выделение первоначальной идеи. Ввиду неизвестных, а возможно, не существующих изображений залов имения Ляшки Мурованые с готовым плафоном/плафонами сложно понять общую площадь потолочных холстов. Пока невозможно подтвердить или опровергнуть, действительно ли при проектировке использовались уже готовые картины или же все полотна были созданы после определения общей цели.
Примечания
1 «Nr. 5. Plan Malowidel i ozdob sal zamku, przedstawi^cy caly szereg glowniejszych zdarzen w Moskwie zaszlych od smierci Borysa Godunowa az do skonczenia tej kata-strofy. Na planie tym widac dopiski olowkiem robione, jak si§ zdaje, samego wo-ijewody s^domirskiego». Zob.: Bielowski A. Rzecz o archiwach familijnych // Gazeta Lwowska. Dodatek Tygodniowy. 1854. T. 4. Nr. 43. S. 170.
2 «...Wreszie plan malowidel i ozdob dla sal zamku carskiego w Moskwie, rodzaj ilustra-cji wzpadkow, ktorych scen^ byla Moskwa od smierci Borysa Godunowa az do obj^cia wladzy przez Dymitra. Uwagi dopisane na tym planie olowkiem uchodz^ za wlasno-r^czne notatki Jerzego Mniszcha...» Zob.: Kantecki K. Z archiwum Mniszchow // Ateneum. 1878. T. 4. S. 269.
3 Ggbarowicz M. Poczatki malarstwa historicznego w Polsce. Wroclaw, 1981.
4 Ibid. S. 62.
5 Фотографическая копия рисунка для данной работы с разрешением на публикацию была любезно предоставлена Библиотекой им. Оссолинских во Вроцлаве.
6 Inwentarz r^kopisow Biblioteki Zakladu Narodowego im. Ossolinskich we Wrocla-wiu. T. 1. Wroclaw, 1948. S. 113.
7 Ggbarowicz M. Op. cit. S. 62.
8 Ibid. S. 63-64.
9 Здесь и далее перевод автора.
10 Nr. inw. 410. Dymitr I Samozwaniec. Neokreslony malarz ok. 1606, olej na plotnie 77x60,5 cm.
11 Nr. inw. 3252. Maryna Mnizchowna. Neokreslony malarz 1606 lub nieco pozniej, olej na plotnie 211,5x137 cm.
12 ГИМ. Инв. № 8404/И - I - 3465. Портрет Лжедмитрия I. Неизв. худ., холст, масло, 113x113 см (круг).
13 ГИМ. Инв. № 8405/И - I - 3466. Портрет Марины Мнишек. Неизв. худ., холст, масло, 113x113 см (круг).
14 ГИМ. Инв. № 8402/И - I - 3469. Обручение Марины Мнишек в Кракове. Неизв. худ., холст, масло 155x230 см.
15 ГИМ. Инв. 8403/И I - 3470. Въезд Марины Мнишек в Москву. Коронация Марины Мнишек. Неизв. худ., холст, масло 155x230 см.
16 ГИМ. Инв. № 8401/И - I - 3468. Коронование Марины и Димитрия. Неизв. худ., холст, масло 170x375 см.
17 Inv. No. 7. A Tsar receiving a delegation in the Hall of the Faceted Chamber in the Moscow Kremlin. Attributed to Szymon Boguszowicz, early 17th century, oil and tempera on panel 43,5x64 cm (with a modern frame: 53,7x75 cm). Hungarian National Museum, Historical Gallery.
18 ГИМ. Инв. № 87922 К - 155. Прием польских послов Дмитрием Самозванцем в Кремле в Грановитой палате. Неизв. худ., холст, масло 45x66 см, 1873.
19 G^barowicz M. Op. cit.