Научная статья на тему 'ПРОЕКТ "ВЕЧНОГО МИРА" И. КАНТ'

ПРОЕКТ "ВЕЧНОГО МИРА" И. КАНТ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
143
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ "ВЕЧНОГО МИРА" И. КАНТ»

доцент НФИ КемГУ Российская Федерация, г. Новокузнецк ПРОЕКТ «ВЕЧНОГО МИРА» И. КАНТ

В конце XVI - первой половине XVII в. в связи с «высоким градусом набожности» были широко распространены конфессиональные конфликты, отличавшиеся особой жестокостью. Основной причиной так называемых «религиозных войн» являлась борьба за веру, а политические и экономические противоречия уходили на задний план [5].

Торжеством «религиозный войны» стала Тридцатилетняя война в Германии (1618-1648). Ее последствиями стали: сокращение населения страны на 2/5; упадок сельского хозяйства, ремесла и торговли; разрушение организации образования; она послужила источником различных экологических бедствий[1].

Философами того времени стала развиваться идея о том, что войны могут стать инструментом правового решения межгосударственных конфликтов. Но это было возможно при условии, что войны будут менее жестокими, более цивилизованными. Этот образ мысли можно одолеть только с позиций строгой морали, поставившей себе на службу мысленный эксперимент. Именно в данном течении были направлены рассуждения И. Канта. Он считал, что войны могут работать и на благо цивилизации. Например, они могут оказывать содействие при чрезмерном заселении Земли. Однако как только условием успеха в войне стала сложная военная техника, подготовка к войне оказывает положительное воздействие на общее развитие производства, а так же косвенно: на культуру, науку, предпринимательскую свободу.

Кант не сразу осознал увеличивающуюся жестокость, разрушительность и рискованность войны. Еще в работах 80-х годов XVIII века он толковал войны как одной из «хитростей разума», которые направляют разногласия между отдельными личностями и группами на пользу человечества[2].

Однако, исследование Ф. Герхарда утверждает, что к середине 90-х годов философ достаточно убедился в следующем убеждении: «Война исторически изжила себя. Преимущества, которые раньше с нею связывались, теперь возможно обеспечить только в условиях мира» [1].

Эта точка зрения надежно присутствует в трактате «К вечному миру», который появился в 1795 г. и с того времени не перестает быть предметом дискуссий в разных областях.

Кант предполагал, что в очевидностях морально-практического разума находится устремление к миру. Однако таковым это стремление становится только при осознании предельной опасности войны, над прояснением которой уже поработала философская и общественная мысль. Сегодня мы можем это увидеть в работах Канта однозначно. Трудно не согласиться со следующей констатацией О. Хёффе: «Удивительно, но Кант, не знавший

ничего подобного современному оружию массового уничтожения, думал как раз о предельном риске глобальной войны. Он говорил об «истребительной войне», «которая позволила бы установиться вечному миру лишь на великом кладбище» человечества. В отличие от большинства пацифистов своего времени Кант отправлялся от самой худшей из возможных перспектив. Он мыслил войну такой, какой ее на деле увидит лишь термоядерный век» [6].

Сама работа представляет из себя проект международного договора «О вечном мире между государствами». Работа состоит из преамбулы, за которой следует первый раздел с шестью «предварительными статьями», затем второй раздел с тремя «окончательными статьями», два «добавления», в том числе «тайная статья», и «приложение».

Под «Вечным миром» Кант понимал положение отношений между суверенными государствами, которые урегулированы правом таким образом, что военные столкновения становятся невозможны из-за ликвидации оснований к таковым. Противоположным состоянием мира выделяется «естественное состояние» под которым Кант понимает «состояние войны, т. е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная их угроза». Исходя из понимания Канта состояния мира не было, за исключением временных перемирий, чему свидетельствует история. Данная работа Канта представляет собой выход из сложившейся ситуации, которая поможет достичь вечного мира, однако Кант понимает, что это лишь идеал к которому необходимо стремиться.

В работе «К вечному миру» первый раздел которой состоит из шести «предварительных статей», содержит условия при соблюдении которых возможно достичь мира, но не достаточных для его установления. Сами статьи направлены на запрет к определенным действиям типичным для европейской политики XVIII века, которые выражаются в следующем: заключение мирных договоров с целью восстановления сил для продолжения войны; передача государств как товара по наследству; шпионаж, диверсии и нарушение условий капитуляции; внешние займы на военные цели. Так же под запретом оказывается вмешательство в дела других государств и необходимость в постепенной ликвидации регулярной армии. Однако предусматривается отсрочка исполнения по трем из шести статей.

Во втором разделе содержатся три «окончательные статьи», которые содержат основополагающие принципы миротворческого права и формы миролюбивого государства. Первая статья закрепляет, что для достижения мира необходимо республиканское устройство и предостерегает от прямой демократии. Во второй статье говорится о том, что необходимо создать международное право на федерализме свободных государств, вместо того чтобы создавать единое всемирное государство, т.к. правительства не будут делиться суверенитетом. Третья статья объясняет содержание «право всемирного гражданства» как «право посещения» и запрет насильственной колонизации.

Далее идут добавления. Первое добавление «О гарантии вечного мира» устанавливает, что мир между народами содействует функционированию «антагонизма» и «необщительной общительности»: правовые рамки предотвращают губительную и сохраняют благотворную конкуренцию и столкновение интересов. По мнению Канта состояние вечного мира нам может гарантировать природа. Так же в первом и во втором добавлении Кант выявляет соотношение политики с моралью, а конкретно их «расхождение» и подлинное «согласие»: «мораль разрубает узел, который политика не могла развязать». «Согласие» разъясняется через «трансцендентальное понятие публичного права», т.е. через описание роли публичности в политике: несовместимые с публичностью максимы лежат в основе несправедливых поступков, а «максимы, которые нуждаются в публичности (чтобы достигнуть своей цели), согласуются и с правом, и с политикой». Таким образом Кант объяснят неправовой характер государственного переворота.

В «тайной статье» содержится послание политикам которые должны «принять во внимание максимы философов» и в то же время дать им свободу слова, а так же запрещает совместно заниматься политикой и философствованием.

Кант выделял три составляющие, без которых невозможно было бы достичь вечного мира, этими составляющими являются:

1) государственное гражданство людей в составе народа;

2) международное право государств в их отношении друг с другом;

3) право всемирного гражданства [3].

По мнению Канта, гражданско-правовое состояние является главным условием в достижении мира. Оно в отличие от естественного состояния, что подразумевает под собой постоянное состояние угрозы войны и ее проведение, в том, что ни одна из сторон не давала гарантий мирного сосуществования и может обойтись с другой как с врагом, в силу этого такой договор должен быть установлен. У Канта субъектами права могут выступать не только государства, но и отдельные народы и индивиды которые вступают в этот договор с целью достижения мира, сотрудничества, взаимопомощи и др. причин.

Для избежания естественного состояния или состояния войны как между государствами так и внутри государства, Кант предполагает, что правовое состояние в отношениях между государствами возможно не при мировом государстве или республике, а в случае союза государств или их федерации. Заключение договора обеспечит каждое государство возможностью поддерживать и сохранять свою свободу, а так же действовать как субъект наравне с остальными государствами. Кант не рассматривает достижение единого государства, т.к. каждый народ, государство не хочет терять свой суверенитет, а ставит своей целью сохранение своей субъектности. Хотя вечный мир между народами можно считать чем-то абстрактным, Кант считает по другому, он может стать

реальностью за счет того, что в государстве где права человека не защищены, где правит сильный, а любые противоречия и споры ведут к взаимному истреблению индивиды сочтут разумным заключение союза в котором равны все участники такого договора. В этот союз постепенно будут вступать другие страны стремящиеся строить отношения на мировой арене миротворческим путем, что бы воплотить идеальный мир в реальность.

Самой удачной формой государства для достижения Вечного мира, как считает Кант, является республиканская, т.к. важные вопросы, такие как войны и мира, решаются гражданами, на которых в случае объявления войны ложится вся ответственность, в том числе и материальная, которая включает в себя расходы на военные действия, восстановление разрушений после войны и др. Кант выбрал для достижения вечного мира республиканскую форму государства не просто так, он считал, что она отвечает всем принципам чистого права т.е. свободе каждого гражданина, равенству и признанию всеми гражданами единого общего законодательства.

Идея Канта о вечном мире между государствами и людьми основывается на справедливости и равенстве и возможно только в случае, если исходить из принципа свободы каждой личности и государства. Только в случае уважения и признания прав и свобод человека возможно правовое отношение. Если эти условия не будут соблюдаться, то мир окажется в естественном состоянии, где присутствует бесправие и состояние войны.

Так как у каждого государства имеются свои цели, идеалы, потребности и многих других интересов, создание единого мирового государства быть не может. Мир между государствами, нациями может осуществляться только на законных основаниях, которые смогут обеспечиваться только добровольным вступлением в союз государств, которые носят характер конгресса, в который могут вступать любые государства стремящиеся к достижению мира и цивилизованному разрешению конфликтов.

Работа Канта основывается на фундаментальном праве свободы. Свободу он связывает ни как сферу необходимости или природы в которой живет человек, а как сферу высших возможностей разума и связанных с ним законов. Эта сфера свободы предстает в том, что человек может осуществлять себя как субъект, определять свое существование, включая способность нести ответственность. Кант считает что природа не бесполезна, а имеет высший план результатом которого является достижение человечеством «всеобщего правового гражданского общества», которая переходит к обеспечению «свободы ради совместимости ее со свободой других, - только в таком обществе может быть достигнута высшая цель природы: развитие всех ее задатков, заложенных в человечестве» [4].

Таким образом можно признать что свобода является всеобщим принципом, из чего и объясняется многообразие культур, которые

различаются друг от друга, что в некоторых случаях может привести к разногласию между ними и столкновению цивилизаций. Однако Кант предполагает, что при условии признания свободы каждого человека, а так же народа и государства, возможно состояние равноправия как внутри государства, так и между народами и государствами. Кант рассматривает свободу как всеобщий закон, на основе которого складываются отношения людей, наций и государств которые могут не совпадать, а иногда вовсе быть противоположными.

Кант не считает, что идея вечного мира может быть осуществима в чистом виде, отдельные личности, мировые сообщества могут своими усилиями постепенно приближаться к ней в той или иной степени. Однако этот вопрос носит практический характер, т.к. публичное право основывается на принуждении, а это уже в свою очередь предполагает несоответствие между теорией и практикой. К тому же необходимо учитывать, что правовое состояние предполагает согласование всеобщего взаимного принуждения со свободой каждого, которые не противоречат всеобщему принципу свободы, вырабатывающему основу понятия права. По Канту свобода является основным первоначальным правом человека, которое он относит к первоначальным правам человека.

Что бы достичь мира недостаточно только желания человека каждого в отдельности жить в таком государстве, основанном на принципе свободы, для этого необходима объединенная воля коллектива, которая выражает желание такого мира, т.е. необходимо возникновение гражданского общества как целого. Совокупность людей, строящих между собой отношения на правовых законах и конституции и выражающих волю народа, образуют государство.

Использованные источники:

1. Германия в годы Тридцатилетней войны // URL: http : //www. k2x2. info/uchebniki/novaj a_istorij a_stran_evropy_i_ameriki_xvi_xix _vv_chast_3_uchebnik_dlj a_vuzov/p5. php

2. Гуревич П.С. Мир философии. Ч. 2. // URL:

http://multidollar.ru/philosophy/mir filosofii kniga dlja_chtenija_v_2-

kh_ch_ch_1_iskhodnye filosofskie problemy ponjatija i principy m p

olitizdat_1991 __672_s.html

3. Кант И. К вечному миру // URL: http://history.pstu.ru/wp-content/uploads/2013/04/files_File_Kant_K_vechnomu_miru. pdf

4. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // URL: http://filosofhistoric.ru/books/item/fö0/s00/z0000510/.htm

5. Религиозные войны// URL : http://my-edu.ru/edu_isto/v4_50.html

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // URL: http : //grachev62. narod. ru/hantington/content. htm

Лутфрахманова Д. У.

магистр

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.