-►
Проблемы XXI века
УДК 340.11
М.М. Соколов
идея вечного мира и. канта в контексте
глобальных проблем современности
Идея вечного мира, сформулированная И. Кантом в работе «К вечному миру», актуальна на современном этапе развития человечества. Значимость этой идеи заключается в том, что она ставит проблему прекращения войн и единения человечества в морально-правовом аспекте. Написанная Кантом в конце XVIII века работа «К вечному миру» более двухсот лет считалась утопическим произведением, однако «сегодня идеи Канта участвуют в дискурсе о единой Европе и интегрирующейся планете наравне с предложениями, концепциями ныне живущих авторов» [3, с. 7]. С точки зрения современных отечественных и западных философов, «после кантовского проекта мира не было предложено ничего, что по богатству мыслей и реализму можно было бы поставить рядом с этим проектом Канта» [Там же].
В данном контексте целесообразно выделить наиболее важные проблемы, которые ставились Кантом и приобрели в условиях современной глобализации особую актуальность, поскольку от их решения зависят перспективы достижения «единства, целостности планетарной жизни и жизни человечества» [Там же. С. 4].
Одной из наиболее важных проблем, поставленных Кантом, является проблема преодоления военных конфликтов. Кант утверждал, что «война есть печальное вынужденное средство» [1, с. 263] в условиях отсутствия судебной инстанции, приговор которой имел бы силу закона с целью предотвращения антигуманных и разрушительных действий. Война как способ разрешения международных противоречий отрицает не только статус государственного суверенитета, но и основополагаю-
щие гражданские естественные права на жизнь и свободу людей.
Кант считал одним из условий преодоления военных конфликтов необходимость обеспечения строжайшего соблюдения принятого враждующими государствами мирного договора, уничтожающего «все имеющиеся причины будущей войны, которые, быть может, в данный момент даже неизвестны самим договаривающимся сторонам» [Там же. С. 260]. При этом заключение любого соглашения влечет за собой обязанность сторон соблюдать его условия. Кроме того, ни один мирный договор не должен считаться таковым, если «при его заключении тайно сохраняется основание для будущей войны» [Там же]. Скрытое намерение продолжать войну, несмотря на существование мирного соглашения, есть не что иное, как антигуманная позиция агрессора по отношению к правам и свободам других народов.
В контексте рассуждений о необходимости преодоления военных конфликтов как одного из ключевых условий достижения вечного мира Кант считал, что «постоянные армии (miles perpetuus) должны со временем полностью исчезнуть» [Там же. С. 261], а вечный мир между государствами или народами возможен лишь в том случае, если противоборствующие стороны дают друг другу гарантию ненападения, «что может иметь место лишь в правовом состоянии» [Там же. С. 266].
Идея Канта о верховенстве и всеобщей значимости закона как высшего юридического инструмента, пресекающего деспотию и насилие, стала ключевым моментом не только конституций большинства стран мира, но и современного международного права.
В своих размышлениях о вечном мире Кант выделял такие способы построения взаимоотношений между государствами и народами, как устройство по праву государственного гражданства людей в составе народа и международное право государств в их отношении друг к другу по «праву всемирного гражданства» [1, с. 266]. Его модель развития мирового сообщества заложила основу для широкого философско-пра-вового дискурса о необходимости выработки не только научных стратегических концепций планетарного развития, но и законов для обеспечения международного права, которое представляет собой «глубинный элемент общественной жизни, вбирающий ценности цивилизации и культуры» [2, с. 34]. Унификация норм международного права позволяет гражданам всех государств быть уверенными в защите от военной агрессии, финансовых махинаций как внутри конкретного государства, так и за его пределами.
В современном мире, в условиях всеобщей глобализации, только продуктивная работа международных организаций по созданию, доктри-нальному толкованию интернациональных норм права и контролю за их исполнением может приблизить возможность достижения вечного мира и преодоления глобальных проблем современности.
В этом контексте особенно актуальной становится высказанная Кантом идея о том, что «люди и государства, находясь между собой во внешних взаимовлияющих отношениях, должны рассматриваться как граждане общечеловеческого государства» [1, с. 266]. В международных отношениях принцип всемирного гражданства проявляется в многосторонних соглашениях по вопросам экономического, политического, социального и военного сотрудничества в совместном решении важнейших проблем. Страны, связанные условиями международных договоров и соглашений, должны стремиться к единым целям и задачам, а правовое устройство по принципу всемирного гражданства даст возможность людям всего мира быть равными в экономических, политических, социальных правах, а также не допускать наступления войны и тем самым воплотить в жизнь идею вечного мира.
Рассуждая о перспективах достижения вечного мира, Кант утверждал, что «гражданское устройство в каждом государстве должно быть
республиканским» [Там же. С. 267]. В основании такого устройства должна лежать не только свобода членов общества, но и зависимость всех от единого общего законодательства, а также принцип всеобщего равенства. Кант пояснял, что именно такой способ правового устройства «открывает перспективы желанного результата, а именно вечного мира» [Там же. С. 268].
С правовой точки зрения республиканское устройство исключает возможность спонтанного начала войны, ограничивает деятельность правительства в возможности начала военных действий и дает возможность людям чувствовать уверенность в защите от внутреннего и внешнего произвола.
В современных условиях проблема поиска оптимальной формы государственного устройства для утверждения вечного мира является одной из наиболее актуальных для каждого из существующих государств независимо от степени его экономического развития. Вместе с тем необходимо отметить, что выбор гражданского устройства в конкретном государстве может зависеть не только от всеобщего стремления к созданию взаимодействия правительственных структур и гражданского общества, но и от религиозных, нравственных и законотворческих традиций тех или иных народов
Исследуя регулятивные аспекты международного права, Кант указывал на то, что оно «должно быть основано на федерализме свободных государств» [Там же. С. 271], в рамках которого суверенные государства образуют союз с целью предотвращения и окончательного прекращения войн. Он выдвигал гипотезу о необходимости создания республики, которая олицетворяла бы вечный мир и служила центром федеративного объединения других государств, примкнувших к ней для того, чтобы «в соответствии с идеей международного права обеспечить, таким образом, свою свободу» [Там же. С. 274].
Размышляя о необходимости создания единой законодательной системы, уравновешивающей права и обязанности субъектов межгосударственных отношений, Кант ставил во главу угла международное право как глобальную систему сдержек и противовесов, законодательно регламентирующих условия наступления вечного мира. По его мнению, состояние всеобщей гармонии между государствами и народами может быть достигнуто только с помощью
^ Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки 4' 2011
интернационального права, предназначение которого выражается не в ограничении свободы, а в организации всех государств по принципу федерализма для создания единого международного антивоенного права.
Кант считал, что природной основой внешнеполитических отношений является многообразие различий языков и культур. Он подчеркивал, что разнообразие лингвистически-религиозного поля, с одной стороны, порождает военные конфликты, а с другой — при условиях роста культурного просвещения и постепенного приближении людей к большему согласию «вызывает общее стремление жить в мире [1, с. 287], в основе которого лежат идеи толерантного отношения к национальным политико-религиозным ценностям, а также разрешения межгосударственных противоречий в соответствии с концепциями международного права.
Кант полагал, что возможность достижения гармонии в сфере межгосударственных отношений зависит от внутренней максимы глав государств, представляющих интересы национальной суверенной территории на международной арене. Если возникает внешнеполитическое противоречие, основной задачей правителей является принятие необходимых мер для того, чтобы «скорее устранить эти недостатки и привести государственное устройство или отношения между государствами в соответствие с естественным правом как идеей разума» [Там же. С. 292], в основе которого лежат принципы осуществления международных отношений на началах уважения прав человека, а также признания особого юридического статуса территориального суверенитета.
По мнению Канта, стабильные и коммуникативные межгосударственные отношения предполагают отсутствие в системе международного сообщества деспотически ориентированных субъектов, осуществляющих внешнюю политику, игнорируя нормы интернационального права. В этой связи законодательно-смысловой конструкт «международного права предполагает раздельное существование многих соседних государств, независимых друг от друга» [Там же. С. 286], юридически ограждая их стремление к объединению в более сильное государство, способное к применению политических, финансовых и военных ресурсов для осуществления захватнических и антигуманных действий.
Обосновывая фундаментальную роль международного права, Кант указывал на значимость локальных законодательных систем, юридический конструкт которых должен не только соотноситься с условиями межгосударственных соглашений, но и выражать независимость государственной власти, а также подчеркивать неотъемлемость гражданских свобод. При этом Кант отмечал, что «право всемирного гражданства должно быть ограничено условиями всеобщего гостеприимства» [Там же. С. 276].
Необходимо отметить, что идеи Канта о вечном мире лежат в основе современных процессов европейской интеграции, в рамках которой происходит объединение финансовых, правовых, а также социальных ресурсов для достижения единых общенациональных целей. Экономико-политическая интеграция европейских государств стала результатом «многовекового развития гражданско-правовых форм во всех их разновидностях» [3, с. 9], включающих действия как отдельных граждан на локальном уровне, так и государств, стремящихся к практической реализации интегративно-ком-муникативных идей посредством заключения, а также ратификации международных договорных соглашений.
Интерсубъективистские векторы межнационального единства находят «отчетливое проявление в наше время, когда объединенная Европа практически работает в обширном интеграционном, правовом, конституционном, институциональном поле» [Там же], в рамках которого заключаются многосторонние межотраслевые соглашения, призванные обеспечить единое антивоенное пространство на европейском континенте.
В контексте исследования вопросов межгосударственной интеграции особый интерес представляет убеждение в том, что объединение европейских стран «невозможно без того, чтобы часть суверенитета отдельных государств была свободно и добровольно отдана в пользу межгосударственного союза» [Там же. С. 18], осуществляющего контроль за суверенными единицами в соответствии с конституционным законодательством, устанавливающим широкий спектр прав и обязанностей для членов единого европейского экономического пространства.
В системе процессов европейской интеграции смысловой конструкт права всемирного
гражданства заключается в том, что его действие распространяется на индивидуальные субъекты права, подводя основание под их неопосредованное членство в ассоциации граждан, оказывающих наравне с властными структурами активное влияние на процессы межнационального и межгосударственного объединения. В рамках современных европейских интегра-тивно-коммуникативных процессов «индивиды занимают непосредственное правовое положение» [4, с. 300], позволяющее им оказывать влияние на деятельность национальных и международных контролирующих организаций, а государство, выступая в качестве участника внешнеполитического диалога, с одной стороны, конструктивно выполняет условия международных соглашений, а с другой стороны, руководствуясь основами конституционного права, защищает основополагающие гражданские права и законные интересы.
Современное геополитическое видение гармоничного объединения европейских государств основывается на концепции их равенства, а также вовлечении всех стран в межнациональную общность, абстрагируясь не только от различий в легитимности ее членов в рамках сообщества государств, но и от различия в их
экономическом статусе, подчеркивающем особое место локальных суверенных единиц в международной стратифицированной иерархии.
Таким образом, значение работы Канта «К вечному миру» заключается в актуализации проблемы роли государства и права в решении международных и внутринациональных противоречий. Кант показал, что только правовая основа, закрепленная законодательными системами всех стран мира, позволит создать всеобщие антивоенные правила осуществления внутренней и внешней политики, основанной на уважении территориального суверенитета, а также исторически сложившихся культурных традиций. Кроме того, Кант указывал на первостепенную значимость человеческого разума как субъективного качества, позволяющего принимать политические решения, которые должны быть нацелены на достижение всеобщего мира, построенного на осмысленном законотворчестве и гражданской ответственности. Необходимо отметить, что интегратив-но-коммуникативные концепции, закрепленные Кантом в работе «К вечному миру», играют определяющую роль в процессе современного экономико-политического объединения европейских государств.
список литературы
1. Кант, И. К вечному миру [Текст] / И. Кант // Соч. В 6 т. Т. 6. - М.: Мысль, 1966. - С. 257-309.
2. Третьякова, О.В. Правовая культура как необходимый элемент демократического миропорядка [Текст] / О.В. Третьякова // Вестн. Поморского ун-та. — 2009. - № 4. - С. 33-38.
3. Мотрошилова, Н.В. Идеи единой Европы: философские традиции и современность [Текст]. Ч. 1 / Н.В. Мотрошилова // Вопр. филос. - 2004. - № 11. - С. 3-18.
4. Хабермас, Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории [Текст] / Ю. Хабермас. - СПб.: Наука, 2001. - 417 с.
УДК 168.522
образы будущего и проблемы
Исследование актуальных проблем современного общества можно проводить, беря за основу экономический или социальный анализ. Можно также рассмотреть их в культурном аспекте, проведя анализ существующих представлений о том, как будет развиваться наше техногенное общество, через обращение к тру-
Е.И. Фролова
информационного общества
дам философов и футурологов, подвергавших рефлексии процессы современности с конца 1950-х годов до наших дней.
Рассмотрим основные футурологические концепции, чтобы показать, что при всем их разнообразии и противоречивости эти концепции представляют собой концептуальную