Вестник Вятского государственного университета, 2017, № 11 © ВятГУ, 201J ISSN: 2541-J606
Исторические науки и археология
УДК 94(470.41)
Проект укрупнения волостной сети Агрызского кантона Татарской АССР
Файзуллин С. А.
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела регионоведения и социокультурных исследований, Институт Татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ.
420015, г. Казань, ул. Пушкина, 56. Е-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена административно-территориальным преобразованиям, происходившим в Татарской АССР в первой половине 1920-х гг.
На основе опубликованных и неопубликованных источников автором последовательно раскрываются сначала предпосылки, положенные в основу первого варианта переустройства волостной сети по языковому признаку, затем причины, помешавшие его реализации, которые, в свою очередь, одновременно явились и новыми обстоятельствами, вызвавшими необходимость переработки подготовленного проекта с целью проведения укрепления и расширения экономических возможностей будущих волостей. Далее в публикации дается общая характеристика Агрызского кантона, его географическое положение, административно-территориальный состав, количество населения кантона и его процентное соотношение в национальном разрезе. Анализируются различные варианты проекта укрупнения волостной сети Агрызского кантона, разработанные комиссией административных единиц Татарской АССР с приведением различных цифровых данных по каждой проектируемой волости. Приводится сравнительная характеристика населенных пунктов, в которых в то время находились волостные центры, а также тех, в которых планировалось новое их размещение. Отображаются итоги согласования готового плана непосредственно в кантоне, куда он был представлен на согласование, и прослеживается процесс утверждения окончательного варианта проекта в Казани.
Ключевые слова: ТатЦИК, комиссия административных единиц, волость, Агрызский кантон, проект.
The project of consolidation of the rural municipality network of Agryz canton of the Tatar Autonomous Soviet Socialist Republic
Faizullin S. A.
candidate of historical sciences, senior researcher of the Department of regional studies and socio-cultural research, Institute of the Tatar Encyclopeadea and Regional Studies of the Academy of Sciences of RT. 56 Pushkin str.,
420015, Kazan. E-mail: [email protected]
Abstract: The article is devoted to the administrative and territorial transformations that took place in the Tatar Autonomous Soviet Socialist Republic in the first half of the 1920s.
On the basis of published and unpublished sources, the author first consistently reveals the premises that were the basis for the first version of the resettlement of the volost network on the basis of language, then the reasons that prevented its implementation, which in turn were also new circumstances that necessitated the reworking of the prepared project to strengthen and expanding the economic opportunities of the future rural districts. Further, the publication gives a general description of the Agryz canton, its geographical position, its administrative-territorial composition, the total number of the canton population and its percentage ratio in the national context. Various variants of the agglomeration of the Agryzkiy canton volost network, developed by the commission of administrative units of the Tatar ASSR, are compiled, with various digital data for each of the volosts being designed. The comparative characteristics of the settlements in which the volost centers were located at that time, as well as those in which their new location was planned, is given. The results of coordinating the final plan are displayed directly in the canton, where it was submitted for approval, and the process of approving the final version of the project in Kazan is traced.
Keywords: TatTSIK, committee of administrative units, volost, Agryz ranton, project.
К началу 1923 г. в Татарской АССР назрела острая необходимость проведения общереспубликанской волостной реформы, основной целью которой должно было стать приближение государственного аппарата к титульному населению.
Импульс этому процессу был дан ещё в 1921 г., когда татарскому языку совместным декретом ЦИК и СНК ТАССР был придан статус государственного. Постановление предусматривало сделать «во всех государственных советских учреждениях татарский язык обязательным» [1].
© Файзуллин С. А., 2017 92
Herald of Vyatka State University Is. 11, 2017 © VyatSU, 2017 ISSN: 2541-7606
History and Archaeology
Исходя из этого, в рамках языковой реорганизации волостной сети республики, комиссия административных единиц ТАССР при участии комиссии по реализации татарского языка приступила к составлению плана, предусматривающего создание или обособление максимального количества волостей с «однообразным этническим составом населения» [2]. Также проектом предусматривалось выравнивание волостей по численности населения с установлением минимальной планки в 10 000 человек и максимальной - в 20 000 человек [3].
Однако несмотря на завершение предварительной работы претворить реформу в жизнь помешали следующие события.
На XII съезде РКП(б) было принято решение о проведении в СССР реформы существовавшего административно-территориального деления страны, в том числе и на волостном уровне, которая, наряду с упрощением, удешевлением и приближением к населению низовых советских органов власти, должна была способствовать укреплению и развитию волостей. Для этого, как отмечалось на съезде, требовалось «с величайшей осторожностью и с полным учетом интересов широких масс крестьянского населения» [4] провести укрупнение существующей волостной сети.
Кроме того, в это же время перешел в практическую плоскость вопрос о формировании волостных бюджетов, реализация которых даже в рамках проектируемых волостей не представлялась возможной из-за недостаточной численности населения и, как следствие этого, экономической слабости большинства из них, что также требовало увеличения волостных радиусов.
Таким образом, теперь при разработке новой волостной сети республики проектировщикам следовало учитывать «не только этнический и административные принципы, но и экономическую сторону с сокращением числа волостей до возможного минимума» [5].
12 октября 1923 г. Комиссия административных единиц при НКВД ТАССР приступила к подготовке нового проекта реформы реорганизации волостей, что в изменившихся условиях требовало внесения существенных корректив в прежнею схему. Наличие первоначального плана значительно ускорило разработку нового проекта, и к 9 ноября того же года предварительный вариант по Агрызскому кантону был готов [6].
Агрызский кантон располагался на северо-востоке республики и занимал площадь в 1128,2 квадратных версты, что составляло 1,9% от всей территории ТАССР. В его составе было пять волостей (Агрызская, Исенбаевская, Кучуковская, Сарсак-Омгинская и Старо-Чекалдинская), 64 населенных пункта и 59 сельских советов. По данным НКВД, в 1922 г. в кантоне насчитывалось 42 836 жителей, в том числе татар - 31 614 (73,8%), русских - 6 346 (14,8%), марийцев -3 626 (8,46%), удмуртов - 1 250 (2,9%). В среднем на одну волость приходилось 8 567жителей, 1 792 хозяйства, 13 селений и 23 500 десятин территории, среднее расстояние до ВИК составляло 7,8 версты [7].
При разработке проекта его составителям пришлось столкнуться с труднопреодолимым фактором: конфигурация территории кантона, будучи небольшой по площади, имела форму неширокой, причудливо-извилистой подковообразной дуги. Это обстоятельство при укрупнении существующих волостей неизбежно приводило к отдалению волостного центра от периферийных селений, что создавало сложности как для населения, так и для управленческого аппарата [8].
Для минимизации негативных моментов комиссией административных единиц для Ста-ро-Чекалдинской волости было подготовлено два варианта: с сохранением кантонной границы и с изменением её.
Первый вариант, предусматривающий присоединение Старо-Чекалдинской волости к Красноборской волости Елабужского кантона, казался разработчикам наиболее предпочтительным и фигурировал в качестве основного в проекте, направленном на рассмотрение в Агрызский кантон.
Второй вариант предусматривал включение Старо-Чекалдинской волости в состав Исенба-евской волости с одновременным переносом нынешнего волостного центра из села Сляково в татарское село Исенбаево (географический центр), где располагались медицинский пункт, почта и базар. При этом укрупненная волость имела бы следующие количественные показатели: жителей - 16 445 человек, в том числе татар - 9 084 (59,6%), марийцев - 3 626 (22%), русских - 3 015 (18,3%); населенных пунктов - 21, хозяйств - 3 622; среднее расстояние до волисполкома -11,9 версты, предельный радиус - 22 версты [9].
Остальные волости кантона планировалось распределить меж двух волостей, обе с преобладанием татарского населения, которые вследствие обозначенных выше обстоятельств сильно различались между собой: в одной - менее 10 000, а в другой - более 23 000 человек.
По проекту Омгинская волость включала в себя Сарсак-Омгинскую, Кучуковскую и Агрыз-скую (за исключением г. Агрыз) волости. В ней насчитывалось: населения - 23 329 человек, в том
Вестник Вятского государственного университета, 2017, № 11 © ВятГУ, 2017 ISSN: 2541-7606
Исторические науки и археология
числе татар - 18 748 (80,3%), русских - 3 331 (14,2%), удмуртов - 1 250 (5,3%); 4 668 хозяйств, 43 населенных пункта; среднее расстояние до ВИК составляло 13 верст, а предельный радиус -26 верст. Исенбаевская волость сохранялась в существующем виде с количеством: населения -9 804 человека (татар 100%), хозяйств - 2 291, населенных пунктов - девять; среднее расстояние до ВИК составляло семь верст, а предельный волостной радиус - 18 верст [10].
Центры планируемых волостей проектировщики сочли целесообразным сохранить в населенных пунктах, уже являющихся волостными центрами, имеющими удобное расположение по отношению к другим селениям, культурные учреждения и готовый административный аппарат [11]. Волостной центр Исенбаевской волости планировалось оставить в татарском селе Сляково с количеством населения 1 618 человек, в котором располагались: волостной исполком, медицинский пункт, почта, телеграф, библиотека, базар и потребительское общество. Центр Омгинской волости предполагалось сохранить в русско-удмуртском селе Сарсак-Омга с количеством населения 1 007 человек, в котором находились волостной исполком, медицинский, ветеринарный и агрономический пункты, телефон, телеграф, потребительское общество и народный дом. В качестве альтернативного варианта допускался перенос волостного центра Омгинской волости в татарское село Терси (волостной центр до 1897 г.) с населением 1 333 человека. Преимуществами этого варианта были лучшее географическое положение и национальный состав жителей, что для волости с преобладанием татарского населения было желательно [12].
Кроме того, поскольку при создании кантона в 1921 г. Агрыз был преобразован ТатЦИКом в город, он переводился разработчиками из состава волостей в самостоятельную административно-территориальную единицу.
По завершении проектирования предварительный план был направлен в Агрызский кантон на рассмотрение, которое состоялось 11 января 1924 г. На нем кантонный исполнительный комитет высказался против изменения существующей межкантонной границы, одобрив слияние Исенбаевской и Старо-Чекалдинской волостей с установлением волостного центра в селе Исен-баево, также КИК не возражал против объединения Сарсак-Омгинской, Агрызской и Кучуковской волостей, но центр будущей Омгинской волости счел необходимым перенести в село Терси [13].
Таким образом, и будущее административное месторасположение Старо-Чекалдинской волости, и размещение обоих волостных центров были одобрены в кантоне по альтернативному варианту.
Но уже через три дня, 14 января, Агрызский КИК пересмотрел свое решение и согласился с основным вариантом плана по размещению волостных центров в селах Сарсак-Омга и Сляково. Позиция КИК по сохранению кантонной границы осталась неизменной [14].
После получения результатов рассмотрения из Агрыза первоначальный вариант был скорректирован.
10 февраля состоялось заседание Президиума комиссии административных единиц ТАССР, на котором был одобрен окончательный вариант проекта:
• слияние Исенбаевской и Старо-Чекалдинской волостей с сохранением межкантонной границы и с переносом ее центра в село Исенбаево (поскольку село Сляково лишалось географического преимущества);
• утверждение Омгинской волости с центром в селе Сарсак-Омга;
• выделение города Агрыз в самостоятельную административную единицу, подчиненную КИК [15].
Теперь кантон должен был состоять из двух волостей: Исенбаевская и Омгинская; в среднем на каждую приходилось: 58 750 десятин территории, 19 887 жителей, 32 населенных пункта, 4 145 хозяйств; среднее расстояние до ВИК - 12,5 версты [16].
Данные решения были подтверждены 1 марта на Пленуме комиссии административных единиц.
4 марта Президиум ТатЦИК, утверждая окончательный вариант проекта, согласился с лишь временным размещением центра Омгинской волости в селе Сарсак-Омга, рассчитывая в дальнейшем перенести его в «татарский центр» - село Терси [17].
Таким образом, подготовленный проект предусматривал сокращение количества волостей в кантоне с пяти до двух, что позволило увеличить средневолостные показатели более чем в два раза и должно было способствовать сокращению административных расходов и улучшению экономического положения волостей за счет увеличения их налогооблагаемой базы. Дорогостоящий же перенос обоих волостных центров, санкционированный ЦИК ТАССР, должен был содействовать разрешению сразу двух задач. Первая заключалась в потребности создания необходимых предпосылок для успешного введения татарского языка в делопроизводство на волостном уров-
Herald of Vyatka State University Is. 11, 2017 © VyatSU, 2017 ISSN: 2541-7606
History and Archaeology
не; вторая - в корректировке их географического расположения, поскольку расширение волостных радиусов повлияло не только на конфигурацию самих волостей, но и повлекло неизбежное отдаление окраинных селений от прежних волостных центров.
Примечания и список литературы
1. Культурное строительство в Татарии, 1917-1941 гг.: документы и материалы. Казань : Татар. кн. изд-во, 1971. С. 169.
2. Национальный архив Республики Татарстан (далее - НАРТ). Ф. Р - 732. Оп. 1. Д. 566. Л. 120.
3. Там же. Д. 308. Л. 2 об.
4. Двенадцатый съезд РКП(б) 17-25 апреля 1923 года : стенографический отчет. М. : Политиздат, 1968. С. 698.
5. НАРТ. Ф. Р - 732. Оп. 1. Д. 550. Л. 1.
6. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р - 5677. Оп. 4. Д. 381. Л. 1.
7. Подготовлено автором по: НАРТ. Ф. Р - 732. Оп. 1. Д. 550. Л. 8; Там же. Д. 548. Л. 306-307.
8. НАРТ. Ф. Р - 732. Оп. 1. Д. 550. Л. 1.
9. Там же. Л. 7.
10. Там же. Л. 1-1 об.
11. Там же. Л. 1.
12. Там же. Л. 7 об.
13. Там же. Л. 4.
14. Там же. Л. 3.
15. Там же. Л. 6.
16. Там же. Л. 8.
17. Там же. Л. 10.
Notes and References
1. Kul'turnoe stroitel'stvo v Tatarii, 1917-1941 gg.: dokumenty i materialy - Cultural construction in Tatarstan, 1917-1941: documents and materials. Kazan. Tatar book publishing house. 1971. Р. 169.
2. The national archives of the Republic of Tatarstan (hereinafter - Nat. Arch. RT). F. P - 732. Inv. 1. File. 566. Sh. 120.
3. Ibid. File. 308. Sh. 2 turn.
4. Dvenadcatyj s"ezd RKP(b) 17-25 aprelya 1923 goda : stenograficheskij otchet - The twelfth Congress of the RCP(b) of 17-25 April 1923: transcript. M. Politizdat. 1968. Р. 698.
5. Nat. Arch. RT. F. P- 732. Inv. 1. File. 550. Sh. 1.
6. State archives of the Russian Federation. F. P- 5677. Inv. 4. File. 381. Sh. 1.
7. Prepared by the author on: Nat. Arch. RT. F. P- 732. Inv. 1. File. 550. Sh. 8; Ibid. File. 548. Sh. 306-307.
8. Nat. Arch. RT. F. P- 732. Inv. 1. File. 550. Sh. 1.
9. Ibid. Sh. 7.
10. Ibid. Sh. 1-1 turn.
11. Ibid. Sh. 1.
12. Ibid. Sh. 7 turn.
13. Ibid. Sh. 4.
14. Ibid. Sh. 3.
15. Ibid. Sh. 6.
16. Ibid. Sh. 8.
17. Ibid. Sh. 10.