Вестник Вятского государственного университета, 2017, № 12 © ВятГУ, 2017 ISSN: 2541 - 7606
Исторические науки и археология
УДК 94(470.41)
Из истории города Агрыза Татарской АССР: разрушительный июньский пожар 1922 г.
Файзуллин С. А.
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела регионоведения и социокультурных исследований, Институт Татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ. 420015, г. Казань,
ул. Пушкина, 56. E-mail: stas1472580@yandex.ru
Аннотация: В статье исследуется пожар, случившийся в городе Агрызе Татарской АССР летом 1922 г. Автором на основе различных источников раскрывается непростое положение недавно созданного Агрыз-ского кантона. Рассматриваются факторы, препятствовавшие качественному проведению мероприятий, необходимых для формирования и налаживания работы кантонных органов власти и управления. В работе анализируется состояние противопожарной службы города: ее материально-техническая оснащенность, средства доставки противопожарного инвентаря, действия брандмейстеров в сложившейся чрезвычайной ситуации. Прослеживается ход пожара и факторы, способствующие его быстрому и бурному развитию, а также причины возникновения и последствия разбушевавшейся огненной стихии. Примечательно, что в статье делается экскурс к аналогичной ситуации пятилетней давности, когда в Агрызе, при других обстоятельствах, также произошел сильный пожар, причинивший большой материальный ущерб жителям.
Ключевые слова: Татарская АССР, Агрызский кантон, Агрыз, голод, пожар.
From the history of the town of Agryz of Tatar Autonomous Soviet Socialist Republic: destructive fire of June 1922
Faizullin S. A.
candidate of historical sciences, senior researcher of the Department of regional studies and socio-cultural research, Institute of the Tatar Encyclopaedia and regional studies of the Academy of Sciences of RT. 56 Pushkin str., 420015,
Kazan. E-mail: stas1472580@yandex.ru
Abstract: The article investigates the fire that occurred in the city of Agryz of the Tatar ASSR in the summer of 1922. The author on the basis of various sources reveals the difficult position of the newly created Canton of Agryz. Discusses the factors hindering the quality of operations that is necessary for the formation and establishment of work kantenah authorities and management.
The work discusses the state fire service of the city: its material and technical equipment, means of delivery of fire-fighting equipment, and actions of the fire chief in this emergency. Shows the status of the fire and the factors contributing to its rapid and vigorous development, as well as the causes and consequences of the raging fire element.
It is noteworthy that in the article, the author adheres to a similar situation five years ago, when in Agryz, under other circumstances, as there was a large fire, causing extensive material damage to the residents.
Keywords: The Tatar ASSR, А^ сanton, Agryz, hunger, fire.
В декабре 1921 г. постановлением ЦИК ТАССР из пяти волостей Елабужского кантона был образован Агрызский кантон, а его центр Агрыз - преобразован в город. Но уже с первых дней существования кантона его руководству пришлось столкнуться с «недостатком помещений, людей, инвентаря, средств» [1], что сдерживало в кантоне проведение организационной работы. В результате административные работники и служащие первичного звена были вынуждены работать «в условиях довольно тяжелых» [2], а отсутствие служебного жилья препятствовало привлечению достаточного количества квалифицированных специалистов (агрономов, бухгалтеров, врачей, счетоводов).
Кроме того, Агрызский кантон не обошли стороной голод и эпидемия тифа, захлестнувшие всю республику. Вследствие этого весной 1922 г. в кантоне голодало 72% населения, а за период с 1 января по 1 марта того же года только от недоедания и болезни умерло 738 человек, в том числе от голода - 558 человек, от тифа - 180 человек [3], а к 1 июня количество жертв составило 4 523 и 232 человека соответственно [4].
© Файзуллин С. А., 2017 42
Herald of Vyatka State University Is. 12,2017 © VyatSU, 2017 ISSN: 2541-7606
Historical sciences and Archaeology
Таким образом, создание Агрызского кантона протекало в весьма непростой период, когда к различным объективным и субъективным трудностям добавились и социальные бедствия -голод и эпидемия. Кроме того, превратившись в одночасье из волостного центра в кантонный город, Агрыз испытывал большие сложности как с размещением присутственных мест, так и с жилыми помещениями для расквартирования новых работников.
Через полгода после учреждения кантона, 6 июня 1922 г. [5], его центру выпало новое тяжелое испытание - сильный пожар. Сигнал о полуденном возгорании, возникшем на северо-западной окраине города, примыкающей к железнодорожным путям, поступил брандмейстерам посредством паровозных гудков. Первоначально пожарными, дежурившими при пожарном сарае, к очагу возгорания были доставлены два бочечных хода и один пожарный насос. Оперативную переброску других находящихся там противопожарных средств осуществить не удалось вследствие отсутствия казарменного положения пожарных, на которое они отказывались переходить из-за «своих домашних крестьянских хозяйств» [6].
В дальнейшем собравшимися у пожарного сарая огнеборцами с использованием лошадей, в том числе сторонних, была осуществлена попытка доставить на пожар оставшиеся у них для борьбы с огнем средства: четыре насоса, три бочки на телегах, лестницы, багры, кирки, ведра. Однако в процессе следования, по причине отсутствия колесной смазки, у одного из бочковых ходов заклинило колесо, и его пришлось бросить на дороге, а один из насосов из-за сильных толчков и вовсе слетел с дороги, поскольку она «оказалась с большими и частыми неровностями» [7].
К таким досадным потерям в пути привело не только плохое техническое состояние дорожного полотна или спецтехники, но и слабая подготовка личного состава [8].
Запоздалое прибытие основной части пожарной команды при плохом состоянии инвентаря не позволило своевременно обуздать стихию на ранней стадии и минимизировать возможный ущерб. В пожарном отделе, однако, считали, что сдержать распространение огня не смогла бы «никакая спешность доставки противопожарного инвентаря» [9].
Между тем пожар, не взятый под контроль в самом начале, разгораясь, поглощал все новые и новые строения. Быстрому распространению огня способствовала и сухая погода, и сильный ветер, гнавший огненную полосу в одном направлении, а также плотная бесплановая застройка без прогалов. Успешно противостоять натиску стихии при нехватке насосов и иных средств пожаротушения, с имеющимися старыми истлевшими рукавами, из которых вода фонтанами била в разные стороны, пожарные не могли. Поэтому их усилия были сосредоточены на отстаивании домов, располагавшихся по бокам огненной полосы, для предотвращения ее расширения. С этой целью производился непрерывный полив водой строений, «которые могли воспламениться... от сильного жара» [10]. Доставка воды осуществлялась из речки и колодцев, оказавшихся «крайне неудобными и мелководными» [11].
Несмотря на то что в тушении пожара помимо двадцати одного брандмейстера были также задействованы члены временного революционного комитета, волостного исполкома, сельского совета и комитета коммунистического союза молодежи, использовались силы двенадцати, в том числе пяти привлеченных со стороны, пожарных лошадей, было очевидно, что своими силами справиться со стихией не получится. Поэтому на помощь была вызвана противопожарная команда из Ижевска [12], прибывшая к месту чрезвычайного происшествия в пятнадцать часов и принявшая участие в тушении пожара только на его финальной стадии около паровой мельницы. Тем не менее ее вклад в победу над стихией оценивался как «особое условие, способствовавшее прекращению пожара» [13].
Завершился пожар «в 4-5 часов вечера, когда уже все разрушилось и обуглилось» [14]. Его итогом стала выгоревшая от одной стороны города до другой полоса, в конце которой удалось отстоять лишь каменную паровую мельницу. Всего огнем было уничтожено 134 двора, в том числе 126 деревянных жилых домов, что составило 18% от их общего количества; одна мечеть, 560 холодных построек и 74 бани. Совокупный ущерб от сгоревших строений был оценен в 190 150 рублей по курсу 1914 г. [15] Помимо имущества урон был также нанесен и огородам жителей, что в условиях голода могло усугубить их положение. Потерь домашнего скота зафиксировано не было, возможно, по причине малого его количества вследствие нехватки продовольствия. Кроме того, наряду с личными домами от огня пострадали здания, в которых располагались учреждения: кантонный продовольственный комитет, земельный отдел, семенная тройка, волостной исполком, сельский совет, кантонный отдел здравоохранения, амбулатория, заготовительная контора и уголовный розыск [16]. Помимо этого огнем также были уничтожены склады кантземотдела и кантпродкома с маслом, мукой и другими товарами, оптовые склады при паро-
Вестник Вятского государственного университета, 2017, № 12 © ВятГУ, 2017 ISSN: 2541 - 7606
Исторические науки и археология
вой мельнице, сгорело около 700 пудов хлеба. Часть муки удалось спасти, сбросив ее в воду, впоследствии она была извлечена и просушена [17].
Таким образом, огненная стихия нанесла огромный ущерб и жителям, и государству, а также продовольственным запасам, хранившимся на Агрызских складах, что в условиях голода могло иметь для населения кантона катастрофические последствия.
Исходя из того что население «было занято спасением своего имущества, а в тушении пожара участие принимали немногие» [18], это давало надежду на то, что люди в чрезвычайном происшествии не пострадали, поскольку при первичном осмотре места происшествия таковых обнаружено не было.
Хотелось бы отметить, что этот сильный пожар был не первым. Пять лет назад, 27 апреля 1917 г., по Агрызу пронесся аналогичный огненный смерч, уничтоживший за два с половиной -три часа около 200 домов. Разбушевавшаяся стихия поглотила вещи, хлеб, скот и птицу у сотен жителей, у многих из которых из имущества осталось только то, что на них было одето [19].
В то же время нашлись и те, кто решил поживиться в этой трагической ситуации. Пока люди и животные метались в страхе и ужасе, мародеры растаскивали уцелевшие и представляющие ценность вещи [20]. В отличие от пожара 1922 г., дореволюционный, по имеющимся сведениям, имел криминальную подоплеку: поджог с целью ограбления. Накануне происшествия 26 апреля злоумышленниками была подожжена дверь почтово-телеграфного отделения, но огонь вовремя заметили и потушили. На следующий день, вероятно, те же люди организовали пожар уже в нижних сенях организации. Мать начальника отделения, услышав странные звуки, выглянула в прихожую и, получив ожоги, подняла тревогу. Благодаря этому остальные служащие успели своевременно покинуть помещение, а начальнику отделения совместно с рабочим удалось выбросить шкаф с документами и деньгами в окно. Падая, шкаф получил повреждение, через которое часть денег высыпалась наружу и стала разноситься ветром и растаскиваться любителями легкой наживы. Однако начальнику отделения совместно с унтер-офицером при помощи наганов удалось отстоять кассу от расхищения, в результате чего она пострадала не более чем на 300 рублей, в то же время совокупный ущерб от пожара составил около миллиона рублей [21].
Таким образом, не смотря на то что злоумышленникам добиться поставленной цели - завладеть денежными средствами - не удалось, в то же время самому Агрызу и его жителям от их преступных действий, совершенных общественно опасным способом ,был причинен колоссальный материальный ущерб.
Возвращаясь же к событиям 1922 г., стоит отметить: несмотря на то что точную причину возгорания установить не удалось, криминальный след не вошел в число приоритетных вариантов. Наиболее вероятными считались две версии: первая - от искры проходящего мимо паровоза, на котором отсутствовали специальные сетки и приспособления для улавливания искр (особенно необходимые при использовании дров); вторая - от оставленного без присмотра самовара. Но какова бы ни была причина возникновения пожара, его разрушительные последствия были весьма велики и обусловлены следующими факторами:
^ рассредоточенность и недостаточный профессионализм брандмейстеров; ^ некомплектность личного состава (вместо 35 пожарных, предусмотренных штатным расписанием, на службе состоял только 21 человек);
^ низкий уровень технической оснащенности: нехватка средств пожаротушения и их доставки (семь лошадей вместо положенных двенадцати); ^ недостаток исправной пожарной техники;
^ неудовлетворительное снабжение необходимыми материалами и, как следствие, ненадлежащий уход за техникой; ^ плохие дороги;
^ природные условия: сухая погода и сильный ветер.
Таким образом, произошедший в июне 1922 г. пожар, возникновению и распространению которого способствовала совокупная череда человеческих, природных и других факторов, показал невозможность городской противопожарной службы в ее существовавшем виде оперативно и эффективно противостоять серьезным огненным вызовам.
Разрушительный пожар и его последствия стали для местных жителей очередным серьезным испытанием, а для руководителей кантона - дополнительным весомым аргументом, подкрепляющим их позицию, выраженную незадолго до трагического события в обращении к руководству республики с просьбой о ликвидации Агрызского кантона.
Herald of Vyatka State University Is. 12,2017 © VyatSU, 2017 ISSN: 2541-7606
Historical sciences and Archaeology
Примечания и список литературы
1. Агрызский кантон за первый год существования: 3-го дек. 1921 г. - 1 ноября 1922 г. Казань, 1922. С. 6.
2. Там же. С. 11.
3. Известия ТЦИК. 1922. 13 апр.
4. Национальный архив Республики Татарстан (далее - НА РТ). Ф. Р-732. Оп. 1. Д. 155. Л. 9.
5. По другим сведениям, пожар произошел 7 июня 1922 г. (Известия ТЦИК. 1922. 9 июня).
6. НА РТ. Ф. Р - 1641. Оп. 1. Д. 10. Л. 6 об.
7. Там же.
8. Там же.
9. Там же.
10. Там же.
11. Там же. Л. 7.
12. По другим сведениям, дополнительная пожарная команда прибыла в Агрыз из Сарапула. (Известия ТЦИК. 1922. 9 июня).
13. НА РТ. Ф. Р-1641. Оп. 1. Д. 10. Л. 7.
14. Там же. Л. 6 об.
15. Там же. Л. 6.
16. Там же.
17. Известия ТЦИК. 1922. 9 июня.
18. НАРТ. Ф. Р-1641. Оп. 1. Д. 10. Л. 7.
19. Кама. 1917. 2 мая.
20. Кама. 1917. 3 мая.
21. Там же.
Notes and References
1. Agryzskij kanton za pervyj god sushchestvovaniya: 3-go dek. 1921 g. - 1 noyabrya 1922 g. - Agryz Canton during the first year of existence: 3 Dec. 1921 - 1 November 1922. Kazan. 1922. P. 6.
2. Ibid. P. 11.
3. Izvestiya TCIK- News of TCIK. 1922. 13 Apr.
4. The national archives of the Republic of Tatarstan (further NART). F. P-732. Inv. 1. File 155. Sh. 9.
5. According to other sources, the fire occurred on June 7, 1922 (Proceedings of TCIK. 1922. 9 June).
6. NART. F. P - 1641. Inv. 1. File 10. Sh. 6.
7. Ibid.
8. Ibid.
9. Ibid.
10. Ibid.
11. Ibid. Sh. 7.
12. According to other sources, additional fire brigade arrived at Agryz from Sarapul. (News of TCIK. 1922. 9 June).
13. NART. F. P-1641. Inv. 1. File 10. Sh. 7.
14. Ibid. Sh. 6.
15. Ibid. Sh. 6.
16. Ibid.
17. Izvestiya TCIK - News of TCIK. 1922. June 9.
18. NART. F. P-1641. Inv. 1. File 10. Sh. 7.
19. Kama - Kama. 1917. May 2.
20. Kama - Kama. 1917. May 3.
21. Ibid.