Секция
«ИННОВАЦИОННЫЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»
УДК 378.162
ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ УЧЕБНОЙ ЛАБОРАТОРИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭЛЕКТРОРАДИОМОНТАЖНЫХ РАБОТ
Д. Н. Астанин, А. В. Вайхель, Е. С. Штанговец Научные руководители - Г. М. Гринберг, В. А. Федоров
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассматриваются проблемы, связанные с разработкой проекта создания учебной лаборатории для выполнения монтажных работ электрического и электронного оборудования.
Ключевые слова: проект, учебная лаборатория, электромонтажные, радиомонтажные работы.
PROJECT OF LEARNING LABORATORY FOR TECHNOLOGY OF MONTAGE ELECTRICAL AND ELECTRONIC EQUIPMENTS
D. N. Astanin, A. V. Vayhtel, E. S. Shtangovets Scientific supervisor - G. M. Grinberg, V. A. Fedorov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
In this article, the author considers the problems associated with the design of training laboratory to perform the installation work of electrical and electronic equipments.
Keywords: project, learning laboratory, montage electricalt, montage electronic equipment.
Радиоэлектронная аппаратура (РЭА) очень распространена в наше время, она окружает нас на работе, в быту, без неё уже немыслим процесс обучения в университете. Именно поэтому и появляется устойчивый интерес к ее устройству и изготовлению, а, следовательно, и к таким дисциплинам, как «Технология приборостроения», «Технология приборов и систем», практикум по монтажу радиоэлектронного оборудования.
На сегодняшний день ремонт электронной техники весьма востребован. Спрос на компьютерную и электронную технику ежегодно растет и насыщенность рынка в настоящее время такой техникой велика. А так как эти виды товаров время от времени нуждаются в настройке и ремонте, то требуются специализированные лаборатории и сервисные центры по ремонту и обслуживанию такой техники, как на бытовом, так и на производственном уровне.
Представляется, что такие подразделения будут пользоваться спросом долгие годы, а, значит, долгие годы будут нуждаться в специалистах, способных выполнять и руководить выполнением соответствующих видов работ. Такие специалисты должны быть подготовлены к организационно-управленческой и производственно-технологической деятельности в специализированных лабораториях и сервисных центрах и обладать рядом необходимых для этой деятельности профессиональных компетенций. Например, обязательный (пороговый) уровень сформированных компетенций у выпускника направления подготовки 24.05.06 «Системы управления летательными аппаратами» характеризуется следующим образом:
Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
- знание основ опытно-конструкторских и производственных работ при изготовлении электронных устройств;
- владение навыками сборки электронных приборов и агрегатов, разработки технологических процессов;
- умение организовывать работу коллектива исполнителей;
- владение организаторскими способностями; навыками управления деятельностью коллективов исполнителей и организационно-управленческой работы с ними [1].
Развитие перечисленных компетенций невозможно без усвоения практических основ выполнения монтажа электронного оборудования. По мнению студентов технических специальностей, это увлекательный интересный процесс, особенно когда знаешь, что должно получиться и шаг за шагом стараешься добиться результата. На первом этапе осуществляется внимательное изучение электрической схемы устройства. На втором этапе кропотливая работа над сборкой этого устройства позволяет выполнить изученную схему в «железе». Студенты с помощью паяльной станции самостоятельно выполняют монтаж электронных элементов. Качество и правильность выполнения электромонтажа являются основополагающими факторами конечного успеха.
Таким образом, нами обозначена актуальность создания лаборатории для обучения студентов выполнению монтажа электронного оборудования (радиомонтажных работ).
Цель настоящего исследования заключается в разработке проекта учебной лаборатории для ремонта и пайки электронной техники и ее компонентов, которая будет отвечать современным требованиям к условиям обучения студентов.
Размещение лаборатории планируется в помещении, где в настоящее время проводятся учебные занятия по электромонтажным работам. Помещение необходимо будет модернизировать. Предлагаемая модернизация электромонтажной лаборатории заключается в расширении ее функциональных возможностей, а именно в добавлении возможности выполнения радиомонтажных работ. После модернизации лаборатория станет электрорадиомонтажной.
Электрорадиомонтажная лаборатории должна быть оснащена: соответствующим лабораторным и промышленным оборудованием; лабораторной мебелью; приборами (радиоизмерительными, электроизмерительными); материалами; инструментом (электромонтажным, слесарным); приспособлениями.
Системы инженерно-технического обеспечения электрорадиомонтажной лаборатории должны включать: системы электроснабжения; системы вентиляции (общей, местной) и кондиционирования воздуха; системы освещения (общего, местного).
С целью сокращения затрат на модернизацию принято решение о частичном использовании элементов имеющейся лаборатории. Проведенное обследование показало возможность использования существующих систем вентиляции (полностью - систему общей вентиляции, частично - системой местной вентиляции) и общего освещения (полностью), систем пожаротушения и пожарной сигнализации. Дополнительно определен объем работ по демонтажу неиспользуемого оборудования.
Основой рабочего места для выполнения электрорадиомонтажных работ является, так называемый, стол электромонтажника. Современные столы электромонтажника - это многофункциональные изделия, обеспечивающее удобное выполнение работ, оптимальное размещение приборов и инструмента, оборудованное системой электропитания, местного освещения, системой местной вентиляции, антистатическую защиту и ряд других дополнительных функций.
Столы электромонтажника применяются при проведении работ по пайке плат, микросхем, сборке и ремонте оборудования. Одним из основных требований к столу - это наличие жаропрочной поверхности. Стол электромонтажника также комплектуется вытяжным устройством, это второе основное требование к таким изделиям, ведь во время работы происходит задымление помещения и выделяются вредные аэрозоли. Удаление загрязненного воздуха производиться через вытяжную решетку, встроенную в функциональный экран и снабженную внутренним воздуховодом. Через этот воздуховод система вентиляции стола электромонтажника соединяется к общей активной вытяжной системе. Стол оборудован системой электроснабжения для подключения паяльного оборудования и локальной системы освещения. Исходя из площади модернизируемого помещения и требований, изложенных в «Рекомендациях по проектированию учебных учреждений» и «Строительных нормах и правилах» [2; 3], было определено, что в электрорадиомонтажной лаборатории можно установить 9 столов электромонтажника.
В качестве оборудования для пайки предполагается использовать паяльные станции. Обычная паяльная станция состоит из нескольких частей. Это паяльник со сменным наконечником, который называется жалом; блок электронной регулировки, подставка для паяльника, термофен, оловоотсос
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2
для удаления излишнего припоя, очистители жал. В отличие от обычного паяльника паяльные станции имеют встроенный блок электронной регулировки с расширенными возможностями: плавная и точная регулировка температуры, защита от перегрузок и статического электричества. Предполагается приобретение 13 штук паяльных станций, одна из которых будет запасной на случай неисправности.
Для проверки работоспособности спаянных устройств предполагается организовать 4 рабочих места для выполнения измерительных и регулировочных работ. Эти рабочие места комплектуются столами регулировщика, лабораторными блоками питания и радиоизмерительными приборами: универсальными осциллографами, функциональными генераторами, частотомерами и мультиметрами. Дополнительно к указанному оборудованию необходимо приобрести стулья ученические регулируемые (16 штук), халаты лаборанта (12 штук), очки защитные (12 штук), браслеты антистатические (12 штук) универсальные наборы инструментов электромонтажника (12 штук), макетные платы (12 штук), припой, флюс, паяльную пасту, медицинские аптечки (2 штуки).
В процессе разработки проекта будет составлена дефектная ведомость, произведен выбор моделей столов, стульев, оборудования для пайки, измерительного оборудования, рассчитаны затраты на приобретение необходимого дополнительного оборудования, инструментов и материалов. Планируется составление календарного плана-графика работ по проекту и расчет трудоемкости этих работ.
Таким образом, создание учебной лаборатории для монтажа электронного оборудования в университете позволит более эффективно организовать учебный процесс с учетом всех аспектов преподавания дисциплин: проведения теоретических и практических занятий, организации самостоятельных работ студентов.
Библиографические ссылки
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 161101 Системы управления летательными аппаратами (квалификация (степень) «специалист») [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки РФ от 17 января 2011 г. № 70. URL: http://poisk-zakona.ru/12136.html (дата обращения: 26.11.2014).
2. Рекомендации по проектированию учреждений начального и среднего профессионального образования. Вып. 2. Профилирующие учебно-производственные помещения. 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://files.stroyinf.ru/ Data1/55/55192/#i533749 (дата обращения: 22.04.2015).
3. Строительные нормы и правила. СНиП 2.08.02-89 Общественные здания и сооружения [Электронный ресурс]. URL: http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/1/1910/index.php# i455646 (дата обращения: 09.04.2015).
© Астанин Д. Н., Вайхель А. В., Штанговец Е. С., 2015